Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / IDEF / UML / ДИАГРАММЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ELECTRONIC ENVIRONMENT / INFORMATION SYSTEM / MODELING / DIAGRAMS / DESIGN

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Майданюк Ю.А.

Главная проблема построения электронной информационно-образовательной среды состоит в создании работоспособной системы с минимальными затратами. Цель исследования: рассмотреть модели электронной информационно-образовательной среды организации и разработать рекомендации по ее созданию. Объектом исследования являются информационно-образовательная среда Академии ИМСИТ. В работе на основе модельно-ориентированного подхода выполнено проектирование электронной информационно-образовательной среды организации. Выработаны рекомендации по построению электронной информационно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MODELS OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION

The main problem of building an electronic information and educational environment is to create a workable system with minimal costs. The purpose of the study: to consider the model of the electronic information-educational environment of the organization and develop recommendations for its creation. The object of the research is the information-educational environment of the Academy of IMSIT. In the work on the basis of a model-oriented approach, the organization designed an electronic information and educational environment. Developed recommendations for the construction of electronic information and educational environment.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 004

Майданюк Ю. А. студентка 3 курса

Академии маркетинга и социально-информационных технологий-

ИМСИТ (г. Краснодар) г. Краснодар, Российская Федерация Научный руководитель К.Н. Цебренко доцент, кандидат технических наук Академии маркетинга и социально-информационных технологий-

ИМСИТ (г. Краснодар) г. Краснодар, Российская Федерация РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: Главная проблема построения электронной информационно-образовательной среды состоит в создании работоспособной системы с минимальными затратами. Цель исследования: рассмотреть модели электронной информационно -образовательной среды организации и разработать рекомендации по ее созданию. Объектом исследования являются информационно-

образовательная среда Академии ИМСИТ. В работе на основе модельно-ориентированного подхода выполнено проектирование электронной информационно-образовательной среды организации. Выработаны рекомендации по построению электронной информационно-образовательной среды.

Ключевые слова: электронная среда, информационная система, моделирование, IDEF, UML, диаграммы, проектирование.

Maydanyuk J. A.

3rd year student

Academy of Marketing and Social information technologies - IMSIT

Krasnodar, RussianFederation Scientific supervisor K N. Tsebrenko associate Professor, candidate of technical Sciences Academy of Marketing and Social information technologies - IMSIT

Krasnodar, RussianFederation DEVELOPMENT OF MODELS OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE

ORGANIZATION The main problem of building an electronic information and educational environment is to create a workable system with minimal costs. The purpose of the study: to consider the model of the electronic information-educational environment of the organization and develop recommendations for its creation. The object of the research is the information-educational environment of the Academy of IMSIT. In the work on the basis of a model-oriented approach, the organization designed an electronic information and educational environment. Developed

recommendations for the construction of electronic information and educational environment.

Keywords: electronic environment, information system, modeling, IDEF, UML, diagrams, design.

Вопрос подготовки квалифицированных специалистов в современном правовом поле имеет особое значение при модернизации образования [1]. В требованиях образовательных стандартов (GEF) страны к реализации программ высшего образования говорится, что «каждый студент в течение всего периода обучения имеет полный доступ к электронной информационной и образовательной среде организации из любой точки, где имеется доступ к информации и телекоммуникациям. Должен быть Интернет, как внутри, так и вне организации. «Электронная информационно -образовательная среда (EIOS) должна обеспечивать доступ к учебным материалам по дисциплинам (модулям), практикам, электронным информационным ресурсам и учебным публикациям. Кроме того, необходимо обеспечить формирование электронного портфолио студента, в том числе сохранение работы и оценки для этой работы, а также запись прогресса образовательного процесса. Перечисленные требования предполагают, что учебное заведение имеет автоматизированную информационную систему с расширенными сетевыми услугами и дистанционными технологиями (электронное обучение).

В работе [2] концепция построения EIOS в Академии ИМСИТ исследована и предложено использовать единую базу данных для всех подсистем. Основываясь на этой концепции, построена модель информационной системы [3]. Целью данной работы является анализ информационной системы Академии для построения EIOS в соответствии с требованиями действующих образовательных стандартов. Разработана модель электронной среды в соответствии с требованиями национальных образовательных стандартов и сравниваем ее с моделью автоматизированной информационной системы организации [4].

Методология IDEF0 была использована для построения функциональной модели.. Исходя из требований ФГОС, среда доступна для студентов на протяжении всего периода обучения. Следовательно, требования студентов приходят к входу в функциональный блок. Результатом функционирования среды является прежде всего информационно-методическое обеспечение участников образовательного процесса. Кроме того, среда формирует портфолио ученика. Поскольку «функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации», меры контроля будут осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно образовательному стандарту федерального государства, «функционирование EIOS с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и квалификация

работников, которые его используют и поддерживают», могут использовать ресурсы внешней организации. Сотрудники, инструменты ИКТ и ресурсы других организаций выступают в качестве механизма для работы EIOS. Здесь также следует рассмотреть возможность обмена информацией через Интернет.

Декомпозиция контекстной диаграммы осуществляется в соответствии с описанием функций электронной среды в образовательных стандартах. Построено пять функциональных блоков. Их работа осуществляется практически параллельно. Предоставляя доступ к учебным материалам по дисциплинам (модулям), практикам, электронным публикациям и ресурсам, информационные и методические материалы становятся доступными для студентов, и они работают на протяжении всего обучения. Функция составления электронного портфолио студентов обеспечивает сохранение работы и оценку в портфолио. Кроме того, оценки могут быть включены в функцию «Регистрация прогресса образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы». Внедрение объединит данные результатов обучения, к которым у студентов и других участников образовательного процесса будет доступ к среде.

Разработанная модель электронной информационно-образовательной среды практически полностью соответствует модели, созданной в соответствии с общими требованиями стандартов федерального университета. Кроме того, при выполнении всех процессов обеспечивается взаимодействие участников образовательного процесса через Интернет. Здесь можно увидеть не только формальное соответствие требованиям действующих образовательных стандартов, но и реорганизацию бизнес -процессов с целью автоматизации учетных функций и создания единой информационно-образовательной среды на основе информационно -коммуникационных технологий. Анализ модели показал, что для реализации всех функций EIOS может использоваться единая система управления базами данных. Использование гибридной модели [5] для разработки информационной поддержки электронной среды рассмотрено в работе [6]. В работе на основе модельно-ориентированного подхода выполнено проектирование электронной информационно-образовательной среды организации. В процессе построении информационной системы проведена апробация модели. Выработаны рекомендации по построению электронной информационно-образовательной среды.

Результаты моделирования легли в основу концепции модернизации информационной системы EIOS Академии ИМСИТ. Эта модель представляет собой формализованное описание предметной области и компонентов информационной системы [7], [8]. Она подходит для организации высшего образования и может быть использована для разработки электронных информационных и образовательных сред. Анализ моделей показал их универсальность. Модели подходят для использования в

любых организациях высшего образования и полностью соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Использованные источники:

1. Гулякин Д.В., Донкова И.А., Игебаева Ф.А. и д.р. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в Вузе (монография). ГТИ (филиал) ГОУ ВПО Северо-Кавказский Гос.Тех.У-т, 2011. - 122 с.

2. Современные информационные технологии в управлении сложными социально- экономическими системами: электронная монография / Отв. Ред. Г.Д. Нестеров/ Нестеров Г.Д., Нестерова Н.С., Саакян Р.Р., Бужан В.В., Камалян Р.З. и д.р. - Краснодар: Новация, 2018. 115 с.

3. Кубатин Д.В. Моделирование автоматизированной системы агрегации скидок, акций и предложений // Вестник ИМСИТ, Академия ИМСИТ, Краснодар, 2017, № 4(72) - С.22-23.

4. Цебренко К.Н. Моделирование электронной среды образовательной организации в соответствии с требованиями федеральных стандартов // Информационные ресурсы России. 2018. № 4. С. 38 -43.

5. Цебренко К.Н. Гибридное моделирование информационной системы агентства недвижимости // Естественно-гуманитарные исследования, Академия знаний, Краснодар, 2017, № 17(3) - С.28-34.

6. Цебренко К.Н. Моделирование электронной информационно -образовательной среды образовательной организации // Информационные ресурсы России. 2019. № 4. С. 36-42.

7. Цебренко К.Н. Моделирование подсистемы автоматизации технологических процессов и учета в информационных системах медицинских лабораторий // Вестник ИМСИТ, Академия ИМСИТ, Краснодар, 2017, № 3(71) - С.31-34.

8. Молявко О.А. Моделирование автоматизированной информационной подсистемы в агропромышленном комплексе // Вестник ИМСИТ, Академия ИМСИТ, Краснодар, 2018, № 1(73) - С.39-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.