УДК 004
Майданюк Ю. А. студентка 3 курса
Академии маркетинга и социально-информационных технологий-
ИМСИТ (г. Краснодар) г. Краснодар, Российская Федерация Научный руководитель К.Н. Цебренко доцент, кандидат технических наук Академии маркетинга и социально-информационных технологий-
ИМСИТ (г. Краснодар) г. Краснодар, Российская Федерация РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: Главная проблема построения электронной информационно-образовательной среды состоит в создании работоспособной системы с минимальными затратами. Цель исследования: рассмотреть модели электронной информационно -образовательной среды организации и разработать рекомендации по ее созданию. Объектом исследования являются информационно-
образовательная среда Академии ИМСИТ. В работе на основе модельно-ориентированного подхода выполнено проектирование электронной информационно-образовательной среды организации. Выработаны рекомендации по построению электронной информационно-образовательной среды.
Ключевые слова: электронная среда, информационная система, моделирование, IDEF, UML, диаграммы, проектирование.
Maydanyuk J. A.
3rd year student
Academy of Marketing and Social information technologies - IMSIT
Krasnodar, RussianFederation Scientific supervisor K N. Tsebrenko associate Professor, candidate of technical Sciences Academy of Marketing and Social information technologies - IMSIT
Krasnodar, RussianFederation DEVELOPMENT OF MODELS OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE
ORGANIZATION The main problem of building an electronic information and educational environment is to create a workable system with minimal costs. The purpose of the study: to consider the model of the electronic information-educational environment of the organization and develop recommendations for its creation. The object of the research is the information-educational environment of the Academy of IMSIT. In the work on the basis of a model-oriented approach, the organization designed an electronic information and educational environment. Developed
recommendations for the construction of electronic information and educational environment.
Keywords: electronic environment, information system, modeling, IDEF, UML, diagrams, design.
Вопрос подготовки квалифицированных специалистов в современном правовом поле имеет особое значение при модернизации образования [1]. В требованиях образовательных стандартов (GEF) страны к реализации программ высшего образования говорится, что «каждый студент в течение всего периода обучения имеет полный доступ к электронной информационной и образовательной среде организации из любой точки, где имеется доступ к информации и телекоммуникациям. Должен быть Интернет, как внутри, так и вне организации. «Электронная информационно -образовательная среда (EIOS) должна обеспечивать доступ к учебным материалам по дисциплинам (модулям), практикам, электронным информационным ресурсам и учебным публикациям. Кроме того, необходимо обеспечить формирование электронного портфолио студента, в том числе сохранение работы и оценки для этой работы, а также запись прогресса образовательного процесса. Перечисленные требования предполагают, что учебное заведение имеет автоматизированную информационную систему с расширенными сетевыми услугами и дистанционными технологиями (электронное обучение).
В работе [2] концепция построения EIOS в Академии ИМСИТ исследована и предложено использовать единую базу данных для всех подсистем. Основываясь на этой концепции, построена модель информационной системы [3]. Целью данной работы является анализ информационной системы Академии для построения EIOS в соответствии с требованиями действующих образовательных стандартов. Разработана модель электронной среды в соответствии с требованиями национальных образовательных стандартов и сравниваем ее с моделью автоматизированной информационной системы организации [4].
Методология IDEF0 была использована для построения функциональной модели.. Исходя из требований ФГОС, среда доступна для студентов на протяжении всего периода обучения. Следовательно, требования студентов приходят к входу в функциональный блок. Результатом функционирования среды является прежде всего информационно-методическое обеспечение участников образовательного процесса. Кроме того, среда формирует портфолио ученика. Поскольку «функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации», меры контроля будут осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно образовательному стандарту федерального государства, «функционирование EIOS с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и квалификация
работников, которые его используют и поддерживают», могут использовать ресурсы внешней организации. Сотрудники, инструменты ИКТ и ресурсы других организаций выступают в качестве механизма для работы EIOS. Здесь также следует рассмотреть возможность обмена информацией через Интернет.
Декомпозиция контекстной диаграммы осуществляется в соответствии с описанием функций электронной среды в образовательных стандартах. Построено пять функциональных блоков. Их работа осуществляется практически параллельно. Предоставляя доступ к учебным материалам по дисциплинам (модулям), практикам, электронным публикациям и ресурсам, информационные и методические материалы становятся доступными для студентов, и они работают на протяжении всего обучения. Функция составления электронного портфолио студентов обеспечивает сохранение работы и оценку в портфолио. Кроме того, оценки могут быть включены в функцию «Регистрация прогресса образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы». Внедрение объединит данные результатов обучения, к которым у студентов и других участников образовательного процесса будет доступ к среде.
Разработанная модель электронной информационно-образовательной среды практически полностью соответствует модели, созданной в соответствии с общими требованиями стандартов федерального университета. Кроме того, при выполнении всех процессов обеспечивается взаимодействие участников образовательного процесса через Интернет. Здесь можно увидеть не только формальное соответствие требованиям действующих образовательных стандартов, но и реорганизацию бизнес -процессов с целью автоматизации учетных функций и создания единой информационно-образовательной среды на основе информационно -коммуникационных технологий. Анализ модели показал, что для реализации всех функций EIOS может использоваться единая система управления базами данных. Использование гибридной модели [5] для разработки информационной поддержки электронной среды рассмотрено в работе [6]. В работе на основе модельно-ориентированного подхода выполнено проектирование электронной информационно-образовательной среды организации. В процессе построении информационной системы проведена апробация модели. Выработаны рекомендации по построению электронной информационно-образовательной среды.
Результаты моделирования легли в основу концепции модернизации информационной системы EIOS Академии ИМСИТ. Эта модель представляет собой формализованное описание предметной области и компонентов информационной системы [7], [8]. Она подходит для организации высшего образования и может быть использована для разработки электронных информационных и образовательных сред. Анализ моделей показал их универсальность. Модели подходят для использования в
любых организациях высшего образования и полностью соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Использованные источники:
1. Гулякин Д.В., Донкова И.А., Игебаева Ф.А. и д.р. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в Вузе (монография). ГТИ (филиал) ГОУ ВПО Северо-Кавказский Гос.Тех.У-т, 2011. - 122 с.
2. Современные информационные технологии в управлении сложными социально- экономическими системами: электронная монография / Отв. Ред. Г.Д. Нестеров/ Нестеров Г.Д., Нестерова Н.С., Саакян Р.Р., Бужан В.В., Камалян Р.З. и д.р. - Краснодар: Новация, 2018. 115 с.
3. Кубатин Д.В. Моделирование автоматизированной системы агрегации скидок, акций и предложений // Вестник ИМСИТ, Академия ИМСИТ, Краснодар, 2017, № 4(72) - С.22-23.
4. Цебренко К.Н. Моделирование электронной среды образовательной организации в соответствии с требованиями федеральных стандартов // Информационные ресурсы России. 2018. № 4. С. 38 -43.
5. Цебренко К.Н. Гибридное моделирование информационной системы агентства недвижимости // Естественно-гуманитарные исследования, Академия знаний, Краснодар, 2017, № 17(3) - С.28-34.
6. Цебренко К.Н. Моделирование электронной информационно -образовательной среды образовательной организации // Информационные ресурсы России. 2019. № 4. С. 36-42.
7. Цебренко К.Н. Моделирование подсистемы автоматизации технологических процессов и учета в информационных системах медицинских лабораторий // Вестник ИМСИТ, Академия ИМСИТ, Краснодар, 2017, № 3(71) - С.31-34.
8. Молявко О.А. Моделирование автоматизированной информационной подсистемы в агропромышленном комплексе // Вестник ИМСИТ, Академия ИМСИТ, Краснодар, 2018, № 1(73) - С.39-41.