Научная статья на тему 'Автоматическое взвешивание горной массы перевозимой карьерным автотранспортом'

Автоматическое взвешивание горной массы перевозимой карьерным автотранспортом Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
245
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматическое взвешивание горной массы перевозимой карьерным автотранспортом»

© П.И. ПахомовЮ, Т.Ю. Каплина, 2006

УДК 622.271.656.13

П.И. Пахомов, Т.Ю. Каплина

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ВЗВЕШИВАНИЕ ГОРНОЙ МАССЫ ПЕРЕВОЗИМОЙ КАРЬЕРНЫМ АВТОТРАНСПОРТОМ

Семинар № 20

Существуют различные способы взвешивания горной массы перевозимой карьерным автотранспортом, в том числе и автоматические. Предлагается способ взвешивания горной массы в движении карьерного автотранспорта. Этот способ является автоматическим и имеет ряд отличительных преимуществ по отношению к другим способам:

1. Автосамосвал не тратит время на остановку, а затем на разгон, чтобы произвести взвешивание, если это стационарный весовой пункт.

2. Снижается расход топлива.

3. Количество выхлопных газов уменьшается за счет равномерного движения автопоезда, что, в свою очередь, благотворно влияет на экологию.

4. При наличии встроенного весового датчика в верхние полости гидроподвесок автосамосвала БелАЗ - 548А [8], решается проблема перегруза автосамосвала, но точность взвешивания зависит от времени успокоения инерциального движения кузова автосамосвала.

Рассмотрим весоизмерительное устройство (В И У), которое позволяет произвести взвешивание горной массы перевозимой карьерным автотранспортом в движении.

Весовое измерительное устройство (ВИУ)

Для автоматического взвешивания горной массы предлагается установить на проезжей части дороги две весоизмерительные платформы. Проезжая с постоянной скоростью автосамосвал касается пе-

редними, а затем задними колесами весоизмерительной платформы со встроенными датчиками. Конструкция платформы рассматривалась в [10] .Весовой датчик представляет собой магнитоупругий преобразователь. Магнитоупругий эффект, лежащий в основе принципа действия маг-нитоупргих преобразователей (МПУ), устанавливает функциональную зависимость между состоянием ферромагнитного материала и механическим напряжениями в нем. Конструкции и электрические схемы магнитоупругих преобразователей разнообразны [15, 16].

Рассмотрим основные виды конструкций магнитоупругих преобразователей. На рис. 1 схематично показаны конструкции магнитопроводов преобразователей и их электрические схемы, применяемые для измерения усилий, [15].

На рис. 2 приведены три основных монолитных модуля магнитоанизотропных преобразователей, [16].

Магнитоупругие преобразователи (рис. 1), как дроссельные, так и трансформаторные имеют магнитопровод, шихтованный и обмотки (®1 - намаг-ничивающая, ю 2 -измерительная).

Как правило, рассматриваемые преобразователи получают ,питания от источников с частотой 50 Гц. Для повышения метрологических параметров наиболее широкое применение получили дифференциально - трансформаторные схемы (рис. 1, в, г, д, е) включения двух измерительных обмоток. Конструкция, которая

изображена на рис. 1, е, позволяет получить нулевой выходной сигнал при от-

сутствии нагрузки.

щ

а)

V

щ

*)

или 0-----51С------0

-0

-0

и/;

Рис. 1. Конструкции магнитоупругих преобразователей и их электрические схемы: а - дроссельные; б - трансформаторные; в, г, е - дифференциально - трансформаторные по схеме соединения обмоток; д. -дифференциально - трансформаторные по характеру распределения магнитного потока (МУП); Б - приложенное усилие, кН

Магнитонизатропные монолитные преобразователи (рис. 2) являются частным случаем общего класса магнитоупругих преобразователей и на их основе изготовлены и испытаны магнитоанизатроп-ные датчики усилий (МДУ) на 1 тс., 5 тс., 10 тс.

(1 т «10 кН, [13].

5т « 50 кН, 10 тс «100 кН)

Преобразователь (рис. 3) с взаимно перпендикулярным расположением обмоток имеет меньшую погрешность от петли гистерезиса и меньшую температурную погрешность по сравнению с дроссельными (одно - обмоточными) и трансформаторными преобразователями [15, 16].

Ш 1 I

|--------------*

£а

Р

т

р

И1и

л

0'

тФ

Фж^-

О

Рис. 2. Модули магнитоанизатропных монолитных преобразователей: а - модуль прямоугольный; б

- модуль многранный; в - модуль рельсообразный; Р - приложенная нагрузка, кг.

Рис. 3. Магнитоупругий преобразователь с взаимно перпендикулярными обмотками: и 1 - входное напряжение, В; Е2М - выходная ЭДС, В; ВЬВ21 - входная, выходная магнитные индукции, Тл; Ф1? Ф21 -входной, выходной магнитные потоки, Вб

Рис. 4. Градуировочная характеристика МДУ на 1тс: / = 50 Гц; ~1 = 2,25. А; ~ивх = 1,8. В

Рис. 5. Градуировочная характеристика МДУ на 5 тс: / = 50 Гц; ~1 = 2,25. А; ~ивх = 3,2 В

На рис. 4-6 представлены экспериментальные градуировочные характеристики МДУ на 1 тс., 5 тс.. 10 тс. при частоте 50 Гц.

На рис. 7-9 показаны аналогичные характеристики, но уже при частоте 1000 Гц.

Сравнительный анализ графиков МДУ при частоте 50 Гц и при 1000 Гц, показы-

вает что, с увеличением частоты питающего напряжения выходная характеристика приближается к линейной [16]

и вьк= 1 (Р), (1)

где и вьх = и 2 - выходное напряжение

преобразователя, В; Р - приложенная нагрузка, кг.

Р, кг

Рис. 6. Градуировочная характеристика МДУ на 10 тс: / = 50 Гц; ~1 = 2,25. А; ~ивх = 4,3. В

Рис. 7. Градуировочная характеристика МДУ на 1 тс: / = 1000 Гц; ~ивх = 3,0. В

При Р = 0, и еьк = и 2 Ф0 (рис. 7-9), т. е нагрузка на МДУ отсутствует, а выходной сигнал имеет определенное значение. Для того чтобы выходной сигнал отсутствовал, его требуется дополнительно компенсировать электронной схемой с ис-

пользованием операционного усилителя (типа К5442, УД 1А (Б), УД 2А (Б).),[13].

К преимуществам и недостаткам шихтованных магнитоупругих преобразователей (ШМП) и монолитных магнитоанизотропных преобразователей (МДУ), относятся:

Рис. 8. Градуировочная характеристика МДУ на 5 тс: / = 1000 Гц; ~ивх = 3,0 В; Явх = 5 Ом

Рис. 9. Градуировочная характеристика МДУ на 10 тс: / = 1000 Гц; ~ивх = 3,0 В; Явх = 5 Ом

конструктивное отличие ШМП от

МДУ;

• при увеличении частоты больше 50 Гц характеристика ШМП становиться

характеристика и вьк = 1 (Р) при нелинейной возрастает погрешность ю-

мерений из-за увеличения петли гистерезиса [9],

ди вьх = и н - ис6, (2)

характеристика и вьК. =1 (Р) при где ди вьх - потери напряжения на петлю

гистерезиса, В; и н - напряжение при на-

частоте 50 Гц для ШМП линейна, при Р = 0 и и = 0 ;

частоте 50 Гц для МДУ не линейна;

грузке модуля преобразователя, В; иб -напряжение при сбросе нагрузке, В.

• характеристика и вьх . = 1 (Р)

МДУ нелинейная только при 50 Гц, а при 400 Гц и выше становиться линейной, со смещением соответствующим началам координат.

1. Белов К.П. Упругие, тепловые и электрические явления в ферромагнетиках. - М.: ГИТТЛ, 1957. - 427 с.

2. БозортР. Ферромагнитизм. - М.: ИЛ, 1956.

- 784с.

3. Васильев М.В. Транспортные процессы и оборудование на карьерах. - М.: «Недра», 1986. -240 с.

4. Гинсбург В.Б. Магнитоупругие датчики. -М.: Энергия, 1970. - 72 с.

5. Голембо В.А. Схема магнитоупругих датчиков давлений с частотным выходом. - Киев, «Техника», 1969.

6. Головин Г.Н. Электронные усилители. - М: Радио и связь ,1983.

7. Горная энциклопедия т. 1 «Советская энциклопедия» /Под ред. Е. А. Козловский - М.: Недра, 1984.

8. Горный журнал № 11. - М: Недра, 1972.

9. Гуманюк Н.М, Магнитоупругие датчики в автоматике. - Киев: Техника, 1965. - 26 .

10. Единое образовательное пространство XXI

века: Материалы международной научно-

Надежность магнитоанизапропного монолитного преобразователя определяется простотой его конструкции, малым числом достаточно надежных элементов содержащихся в этом преобразователе, и их способностью работать в сложных атмосферных условия, а также при высоких значениях ударных нагрузок.

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

практической конференции, посвященной 10-летию КРСУ. /Отв. ред. В.И. Нифадьев. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2003. - 275 с.

11. Железорудные карьеры. /Под ред. М. В. Васильев, К. В. Штукатуров, А. Ф. Ткачев - М.: Недра, 1989

12. Малинин П.М. Питание радиоаппаратуры от сети. - М.: Энергия, 1970.-120с.

13. Пахомов П.И. Расчет и исследование маг-нитоанизатропных преобразователей уси-лий./Кыргызско-Российский Славянский университет. Методическое руководство к лабораторным и практическим работам. - Бишкек,2000.

14. СтолбунМ.И. Магнитоупругий датчик для измерения усилий.//Электричество,1964. - №1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Твердин Л.М. и др. Автоматические устройства с магнитоупругими преобразователями.-М.: Машиностроение, 1974. - 96 с.

16. Шишкинский В.Н. Магнитоанизатропные монолитные силоизмерители. - М.: Машиностроение, 1982. - 80 с.

— Коротко об авторах -------------------------------

Пахомов П.И. - член корр. ИАКР, доктор технических наук, Катина Т.Ю. - аспирантка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.