Научная статья на тему 'Автокоммуникативность поэтического текста как способ самопредставления авторского сознания'

Автокоммуникативность поэтического текста как способ самопредставления авторского сознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of building the texts based author’s consciousness model. The author’s consciousness being a text organizing center is formed by the main reflection way and presented in the text system, at the same time as communicative system too. This special text’s category is understood as a particularly self?presantation form of mental reflection and can be presented as a model.

Текст научной работы на тему «Автокоммуникативность поэтического текста как способ самопредставления авторского сознания»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестник Омского университета, 2001. №4. С. 79-80.

удк 8П1

© Омский государственный университет ОП1

АВТОКОММУНИКАТИВНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА КАК СПОСОБ САМОПРЕДСТАВЛЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ

Л.О. Бутакова

Омский государственный университет, кафедра русского языка 644077, Омск, пр.Мира, 55A

Получена 7 мая 2001 г.

The article is devoted to the problem of building the texts based author's consciousness model. The author's consciousness being a text organizing center is formed by the main reflection way and presented in the text system, at the same time as communicative system too. This special text's category is understood as a particularly self?presantation form of mental reflection and can be presented as a model.

Коммуникативная система текста - результат когнитивного моделирования действительности авторским сознанием с помощью вербальных единиц, используемых в качестве особых средств общения. Из всех видов художественных моделей наибольшей степенью приближения к естественной ситуации общения обладает поэзия. Автокоммуникативность поэзии делает поэтический текст средством самопредставления авторского сознания. Когнитивно-ментальный аспект его изучения позволяет устанавливать связь форм коммуникативной организации поэтического текста с когнитивной подсистемой сознания его автора. Цель статьи - показать связь средств акцентной коммуникации со спецификой когнитивно-концептуальной системы авторского сознания.

Текст как коммуникативная система описан в нескольких аспектах: с точки зрения наличия внутренне присущего тексту коммуникативного статуса [3]; как компонент общекультурных коммуникативных моделей [4, 5]; как свернутая система коммуникативного акта [1]. Изучение текста в аспекте культурных коммуникативных систем берет начало в работах Р. Якобсона, А. Пятигорского и продолжается в трудах Ю. Лотма-на. В этом направлении исследования выделяют два возможных канала передачи сообщения: коммуникация по типу «Я - Я» и по типу «Я - ОН». Считается, что в первом случае адресат передает текстом сообщение самому себе. Коммуникативная модель такого текста - модель автокоммуникации, повышающая ранг самого сообщения. Это достигается, по мнению Ю.М. Лотмана, сохране-

нием в неизменном виде носителя информации (адресант и адресат - одно и то же лицо) и приобретением нового смысла самим сообщением [4, с. 26]. Передавая сообщение себе, автор знает, о чем идет речь, поэтому статус информации трансформируется: текст получает черты кода. Рассуждения об информативности/кодовости с позиций когнитивного подхода приобретают вид рассуждений о специфике когнитивных структур, передаваемых той или иной коммуникативной схемой поэтического текста. «Трансформирование информации» проявляется, вероятно, в изменении качества, степени абстрактности, состава, соотношении вербальных компонентов когнитивных структур (КС). Кодовые свойства текста, на которые обращал внимание Ю.М. Лотман, являются в такой парадигме ничем иным, как способами ввода и компонентами таких структур. Более того, предельная упорядоченность поэзии позволяет ритмо-метрически акцентировать на небольшом пространстве текста ассоциативные и аналоговые КС, не свойственные «прозаическому» сознанию автора.

Этому процессу способствует автокоммуникативное устройство смысловых поэтических систем, актуализирующих тройные значения: общеязыковые (исходные, первичные); «возникающие за счет синтагматической переорганизации текста и со-противопоставления первичных единиц» (вторичные); значений внетекстовых ассоциаций разного уровня, втягиваемых в смысл текста им самим, - от наиболее общих до предельно личных (третичные) [3, с. 35].

80

Л.О. Бутакова.

Изменение характера коммуникативной организации по ходу текста также может считаться отличительной чертой поэтической модели мира в целом. Отмечаемая Ю.М. Лотманом особенность, когда тексты, создаваемые в канале «Я -ОН», начинают действовать как автокоммуникации или когда сообщение превращается в код, наделяя поэтический текст высокой моделирующей способностью, означает, как представляется, не только смену когнитивных моделей, появление особых КС за счет того, что «ритм возводится до уровня значений, а значения складываются в ритм» [выделено нами - Л.Б.], но и демонстрирует способы представления поэтического осмысления мира авторским сознанием. Видимо, это

- одна из важнейших составляющих значимости «формы» поэтической модели. Места наиболее явного ритмического акцента соответствуют периодам интенсивного смыслообразования, т.к. ритмо-метрический фактор, как известно,

- наиболее сильное средство внушения смысла. В таком случае установление этих мест имеет когнитивно-ментальное значение. Полагаем, что выбор определенного способа организации внутритекстовой коммуникации характеризует не только жанровую природу или специфику поэтического / прозаического текста, но и его моделирующие свойства, отражающие специфику авторского сознания.

Коммуникативная композиция поэтической модели с точки зрения речевого статуса ее участников (установление качества и вида речевых «фигур» - частных моделей говорящего и адресата по данным текста) и коммуникативного статуса самого текста анализировалась как область глубинной интенциональной семантики [1, 2, 3, 4]. Отмечалась характерная для коммуникативной модели лирического типа сложность внетекстовой и внутритекстовой организованности, связанная с автокоммуникативной сутью лирики.

Для типизации «модельных» свойств художественных систем это чрезвычайно важно, т.к. именно в лирике моделирующие способности текста проявляются в большей степени. Одновременная «одномоментность и обобщенность» поэтического текста, подача личного как всеобщего, с нашей точки зрения, предопределены как коммуникативной формой поэтического текста, так и степенью абстрактности КС, видом актуализируемых когнитивных признаков и специфическими, повышенно коммуникативными, способами их акцентирования.

Важен также уровень внутритекстового коммуникативного устройства, который с точки зрения модели говорящего обычно характеризуется либо как эготивный (формально его представляют местоимения Я, МЫ и соответствую-

щие личные формы глаголов), либо как апелля-тивный (формально представлен местоимениями ТЫ, ВЫ, соответствующими формами глаголов, императивами, обращениями) [3]. Возможно совмещение коммуникативных семантик. Если границы субъектов не всегда четко обозначены, то плохо ощутимы адресатом. Сам адресат либо моделируется автором четко, и его границы обрисованы явно; либо он «расплывчат», и его границы семантически не очерчены. Вербально в тексте это формируется всем дейксисом говорящего и адресата. Четкость/нечеткость границ адресата - один из конституционных признаков коммуникативных систем художественного текста, связанный как с типом общего конципирования действительности автором, так и со способами репрезентации когнитивных структур, создания смысловой доминанты.

В рамках эготивных моделей первое лицо (Я) может быть собственным (реальный говорящий декларирует от своего лица либо совмещает себя с какой-либо «малой группой» - МЫ), чужим (Я = предмету, животному, насекомому, чему угодно), обобщенным (МЫ = человек вообще, человечество, «большая группа»). Естественно, что выбор формы говорящего/адресата соотнесен с когнитивно-смысловой задачей автора.

Второе лицо в рамках апеллятивных моделей имеет четыре основных ипостаси: собственное (определенный, реальный единичный или коллективный адресат), несобственное (конкретный адресат, не обладающий коммуникативной способностью, предмет, абстрактное понятие, животное, растение, природа, мир и т.п.), обобщенное (ТЫ, ВЫ - человек вообще, человечество, определенная категория людей), автокоммуникативное (ТЫ = Я при обращении к себе) [3, с. 469-471].

Выраженный эгоцентризм воздействует на все коммуникативные параметры текста [1, с. 88]. Естественно, что он подчиняет смысловое развитие текста сфере говорящего, производя впечатление индивидуально-авторского моделирования действительности, прямого или косвенного обнаружения структур своего сознания, активного участия в «объекте» моделирования или пассивного наблюдения со стороны. Разная степень влияния говорящего на окружающее в получаемой модели демонстрируют разные типы авторских сознаний.

Поскольку модели «Я - Я», «Я - ТЫ», «Я -ОН» предполагают разную степень конкретности обобщенности, цельности «раздвоенности» говорящего, как и разный уровень его языковой рефлексии, разное - представление действительности, разное осознание своего места в ней, можно говорить о разной абстрактности самой моде-

Автокоммуникативность поэтического текста.

81

ли, о разном типе авторского сознания, ее предпочитающего, о связи вида доминантных смыслов с коммуникативными способами их репрезентации. Разные интенциональные характеристики, степень фатичности, информативности, рефлексивности; эготивности, апеллятивности, их комбинирования, способы организации и виды адресности - факторы, характеризующие авторское сознание и моделирующие способности поэтического текста как цельного фрагмента отражаемого мира и смыслопорождающей системы.

По нашему мнению, характеристика текстов по типу адресатов и адресантов дает возможность не только рассуждать о способах моделирования мира в коммуникативных параметрах, но устанавливать особенности конструирования внутренней речи в поэзии, выявлять определенные языковые, вне- и внутритекстовые механизмы соотнесения субъекта речи, субъекта действия, наблюдателя, объекта речи, адресата друг с другом. Следовательно, воссоздание эгоцентрического потенциала разных поэтических моделей означает описание его когнитивного потенциала через специфические формы организации коммуникации. Сами поэтические модели могут быть классифицированы по признакам силы, степени, коммуникативной эксплицитности / импли-цитности компонентов авторского сознания, по тенденции использовать определенные коммуникативные схемы для репрезентации когнитивных структур, субъективных смыслов. Несомненно, усложнение речевой схемы придает специфическую полифоничность лирике, с одной стороны, делает поэтическую модель в сфере дейксиса говорящего объемной, с другой, создает разно-аспектную модель мира неодинаково актуализирует когнитивные схемы. На этом основании признаки качества и сложности структуры коммуникативных режимов, наличие / отсутствие периферийных персонажей, их количество, экс-плицитность / имлицитность обозначения могут считаться дифференциальными для определения моделирующих свойств поэтического текста. Все это делает возможным построение коммуникативной модели текста с учетом всех необходимых параметров, о которых шла речь выше.

[3] Левин Ю.И. Лирика с коммуникативной точки зрения // Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.

[4] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек - текст - семиосфера - история. М., 1999.

[1] Бескровная И.А. Поэтический текст как модель автокоммуникации: типы адресантов // ФН, 1998. №5.

[2] Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.