ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
УДК 316.77
Д.А. Прокудина
«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен и инновационная коммуникационная платформа крупной корпорации
В статье анализируется инновационная коммуникационная платформа концерна «Фольксваген» — тематический парк «Автогород» в Вольфсбурге. В центре внимания — декларируемые концерном ценности, технологии привлечения посетителей, создание эмоционального «мира впечатлений» в целях увеличения объемов продаж автомобилей, социальные последствия открытия «Автогорода» для населения Вольфсбурга. Рассматриваются противоположные этические оценки его деятельности: от социально ответственного бизнеса до пропаганды консьюмеризма и манипуляции сознанием людей.
Ключевые слова: «Автогород», «Фольксваген», Вольфсбург, коммуникационная платформа, привлечение посетителей, мир впечатлений, моногород, досуг, консьюмеризм, социально ответственный бизнес.
В 2000 году концерн «Фольксваген» открыл в Вольфсбурге, рядом с головным заводом и штаб-квартирой компании, тематический парк «Автогород» (Autostadt) — коммуникационную платформу для реализации новой модели коммуникации с общественностью.
За прошедшие 15 лет «Автогород» вошел в число наиболее популярных достопримечательностей Германии — его посетили более 30 миллионов человек [3]. Успешность проекта серьезно повлияла на модель коммуникации немецких автомобильных производителей с потребителем. Конкуренты концерна «Фольксваген» открыли похожие комплексы
[4; 10].
Следует отметить, что до сих пор не проведено комплексного исследования «Автогорода» как социального феномена и инновационной коммуникационной платформы, хотя специалисты по индустриальному туризму, экономике впечатлений, маркетингу, культурологии, брендингу обращают внимание на различные аспекты этого явления.
© Прокудина Д.А., 2015
140
«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...
Вместе с тем статистика, фактические данные, упомянутые научные исследования позволяют подвести некоторые итоги и охарактеризовать воздействие «Автогорода» на аудиторию, социальные последствия его создания для населения Вольфсбурга, а также остановиться на этической оценке его деятельности.
«Автогород»: декларация миссии и ценностей
Идея комплекса возникла еще в 1994 году у президента концерна Фердинанда Карла Пиеха. Она состояла в передаче новых автомобилей покупателям не в привычных автосалонах, а в том месте, где они были произведены, а также создание «бренд-ленда»: обширной парковой территории, на которой в выгодном свете были бы представлены все суббренды концерна «Фольксваген» [11, р. 40]. К тому времени у концерна уже был успешный опыт создания «Ауди Форума» (Audi Forum), объединяющего под одной крышей музей и клиентский центр марки по соседству с заводом и штаб-квартирой «Ауди» в Ингольштадте.
Открытие комплекса состоялось в рамках всемирной выставки «Экспо-2000» (Expo 2000). В последующие годы он пополнялся новыми объектами, в том числе экспозициями и павильоном. Сегодня покупателю автомобиля «Фольксваген» в Германии, Австрии и Нидерландах предлагается, взяв с собой номерной знак, на выгодных условиях приехать за машиной в «Автогород». Здесь ему обещают незабываемый день в увлекательном парке, а при желании и посещение завода, чтобы увидеть воочию, как высокотехнологично был произведен автомобиль, которому он отдал предпочтение. Такая форма получения автомобиля быстро снискала популярность. Согласно годовому отчету «Автогорода», в 2014 году 28,7% от проданных автомобилей «фольксваген» в Германии были здесь переданы владельцам [3].
«Бренд-ленд» Ф.К. Пиеха воплотился в ландшафтно-архитектурном комплексе, расположенном на 28 гектарах земли. Он включает музей автомобилей «Дом времени» (ZeitHaus); восемь павильонов, представляющих бренды концерна: «Ауди» (Audi), «Сеат» (Seat), «Ламборгини» (Lamborghini), «Порше» (Porsche), «Премиум клуб» (The Premium Clubhouse), «Шкода» (Skoda), «Фольксваген», «Фольксваген, коммерческие автомобили»; две стеклянные «Автомобильные башни» (Autottirme), в каждой из которых размещены по 400 автомобилей, ожидающих своих владельцев, и «Клиентский центр» (KundenCenter), где происходит их передача покупателям; «Форум концерна» (KonzernForum), в котором представлена мультимедийная и интерактивная экспозиция «Мир концерна» (KonzernWelt), а также «Мобиверсум» (MobiVersum) — пространство для детей; трассу препятствий для испытания возможностей внедорожников; 10 ресторанов; магазины; пятизвездочный отель. Из «Автогорода» организуются экскурсии на завод «Фольксваген».
Как и задумывал в свое время президент концерна, главная миссия комплекса — коммуникационная. Рассказывая о «философии» проекта,
141
«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...
руководство «Автогорода» называет его символичным «посланцем» концерна «Фольксваген», который «представляет широкой публике успешные во всем мире бренды концерна, его ценности и мировоззрение в актуальной и динамичной форме» [3]. «Автогород» определяют как «пространство диалога» с концерном «Фольксваген» на тему «мобильность» и коммуникационную платформу, с помощью которой «Фольксваген» установил одну из самых успешных в мире форм коммуникации [3].
«Автогород» дает возможность концерну «Фольксваген» не эпизодически, а на постоянной основе осуществлять PR-деятельность, пропагандирующую ценности и бренды компании. В качестве своих ценностей концерн называет безопасность, качество, социальную ответственность и осознание важности экологических проблем [3]. Деятельность комплекса призвана отразить ответственность концерна в отношении человечества, культуры и общества [3].
Технологии привлечения посетителей
Очевидным успехом «Автогорода» как коммуникационной платформы является способность привлечь многомиллионную аудиторию. Как отмечалось, в 2014 году количество посетителей комплекса с момента открытия превысило 30 миллионов [3]. В среднем его посещают 6000 человек в день, а в выходные — до 55 000 [3].
Надо сказать, что «Автогород» является дорогостоящим проектом, на создание которого было потрачено 430 миллионов евро [3]. Однако столь крупные инвестиции позволили создать уникальное парковое пространство с павильонами и экспозициями, выполненными с использованием лучших архитектурных и дизайнерских решений.
Музей «Дом времени», которому удалось стать самым посещаемым автомобильным музеем в мире, располагает впечатляющей коллекцией из 100 легендарных автомобилей ведущих мировых производителей, представляющей 125-летнюю историю автомобилестроения. Примечательно, что большинство машин — не только музейные экспонаты, но и постоянные участники ралли ретро-автомобилей [3].
Восемь павильонов, которые представляют бренды концерна, приковывают внимание посетителей нестандартным архитектурным решением, отражающим характерные черты каждого из них и погружающим в атмосферу брендов. Так, павильон «Порше», открытый в 2012 году, выполнен в форме объемной мерцающей волны из нержавеющей стали. Павильон спроектирован как монокок, то есть конструкция, в которой внешняя оболочка является несущим элементом. «Поверхность из нержавеющей стали в сочетании с динамично элегантными линиями недвусмысленно отсылает к автомобильному стилю “Порше”» [3].
Две стеклянные «Автомобильные башни» не только выполняют утилитарную функцию, являясь временным хранилищем автомобилей, кото-
142
«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...
рые будут переданы владельцам, но и должны восхищать посетителей с эстетической и технологической точек зрения. Прозрачные башни с силуэтами новых автомобилей благодаря эффектному внешнему виду стали эмблемой «Автогорода». В башнях посетителям предлагается аттракцион, знакомящий с инновационной технологией перемещения автомобилей. Передвигаясь в стеклянной кабине, они видят башню изнутри и знакомятся с новейшими технологиями транспортировки, позволяющими автоматически перемещать автомобили из завода в башни, а затем в «Клиентский центр».
Экспозиция «Мир концерна» в здании «Форума концерна» впечатляет аудиторию инновационными мультимедийными и интерактивными объектами. Она посвящена концепции устойчивого развития, мобильности, бизнес-процессам, дизайну, высоким технологиям.
В «Автогороде» большое внимание уделяется детям. Весь первый этаж огромного «Форума концерна» — «Мобиверсум» предназначен для них. Здесь находятся разнообразные аттракционы, развивающие навыки моторики и вождения автомобиля, а также автошкола, в которой дети обучаются вождению на электромобилях — маленьких копиях легендарной модели «Фольксваген Жук», а затем получают детские водительские удостоверения. Есть также детский кинотеатр и кулинарная школа. «Мобиверсум» превращает «Автогород» в удобное и привлекательное досуговое пространство для семей с детьми.
Возможность осмотреть завод «Фольксваген» также привлекает посетителей, поскольку он представляется как один из самых высокотехнологичных в мире, на котором задействованы 1140 роботов, эффективно выполняющих самую тяжелую работу, и каждые 20 секунд производится новый автомобиль [11, р. 31].
Другой важной особенностью «Автогорода» как коммуникационной платформы является осуществление коммуникации с посетителями в течение длительного времени. В современных условиях это становится особенно значимым, поскольку, как отмечает тот же Ф. Котлер, человек получает слишком много информации и в ответ разрабатывает приемы для защиты от информационной перегрузки — «дефицит внимания выражен сегодня настолько явно, что компании вынуждены тратить на маркетинг товаров больше, чем на их производство» [1, с. 94].
Согласно статистике «Автогорода», почти 3/4 посетителей проводят здесь 6 часов и более [3]. Такую продолжительность визита обеспечивает разнообразие экспозиций, аттракционов, мероприятий, ориентированных на все возрастные группы, универсальное ресторанное предложение — от экономичных ресторанов с системой самообслуживания до элитного — «Аква» (Aqua), занявшего в 2014 году 28-е место в рейтинге 50 лучших ресторанов мира [13], а также парковый тип комплекса, позволяющий совместить его посещение с отдыхом на природе. Таким образом, в комплексе созда-
143
«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...
на уникальная ситуация коммуникации с аудиторией практически в течение целого дня.
«Мир впечатлений» и объемы продаж
Обещая посетителям «памятный визит», возможность получить свой «собственный уникальный калейдоскоп впечатлений» [3], создатели тематического парка делают акцент на эмоциональности и интерактивности коммуникации в «Автогороде».
Подробный анализ этой особенности коммуникации в комплексе мы находим у сторонника нового научного направления «экономика впечатлений» датского исследователя Питера Аллингема (Peter Allingham). Он рассматривает «Автогород» как площадку взаимодействия с потребителем, направленного на создание у него ярких и незабываемых впечатлений, основанных на личном эмоциональном опыте. В статье «Стратегии впечатлений для выживания небольших городов в Европе» автор характеризует «Автогород» как краеугольный камень реализации концепции развития Вольфсбурга под названием «Мир впечатлений» (Erlebniswelt) [2].
Рассуждая об истоках концепции «Автогорода», отметим, что в обыденной речи его часто называют «автомобильный Диснейленд». Как в известном детском парке развлечений, здесь посетителю предлагают увлекательное путешествие, в данном случае по городу автомобилей, и создают условия для получения собственного эмоционального опыта.
Также можно обнаружить его сходство с «флагманским магазином» — коммуникационным инструментом, наиболее активно используемым в «люксовом» сегменте индустрии моды, где создание особой атмосферы, уникального для каждого из брендов «мира мечты», к которому покупатель стремится быть причастным, принципиально важно.
Флагманские магазины отличаются креативным дизайном, призванным отразить отличительные черты бренда, а также безупречным сервисом и позволяют, согласно специалистам по маркетингу флагмана, «продвигать и коммуницировать, служить витриной и экспериментировать с новым дизайном, товарами и методами работы» [8, р. 1]. В статье «Высококлассные фабричные аутлеты: новые витрины немецких производителей автомобилей» голландский специалист по урбанистике и архитектуре магазинов Дион Койман (Dion Kooijman) рассматривает «Автогород» в качестве образца применения концепции «флагмана» в автомобильной отрасли [9].
В терминах потребительского поведения аудиторию «Автогорода» можно условно разделить на «реальных» и «потенциальных покупателей» продукции концерна. Для каждой из групп выстраивается свой особый «мир впечатлений».
«Реальные» покупатели — это посетители, совершившие покупку автомобиля и приехавшие его получить. Около 500 автомобилей в день передаются в «Автогороде» владельцам [3]. Отметим, что получение автомобиля,
144
«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...
по статистике, является семейным мероприятием — количество человек, забирающих один автомобиль, в среднем составляет два-три [11, р. 43].
Главным впечатлением для представителей этой группы, над созданием которого работают в «Автогороде», является «получение автомобиля как яркое памятное событие» (ErlebnisAbholung) [3]. Заявления руководства комплекса позволяют сделать вывод о том, что работа с ними направлена на укрепление лояльности компании «Фольксваген» за счет интеллектуального и эмоционального подтверждения правильности их выбора, а также безупречного сервиса. «Получение каждой машины должно быть уникальным и оставить позитивное воспоминание... Удовлетворение каждого клиента — наша первостепенная задача», — говорит Франческо Форте (Francesco Forte), руководитель Центра по работе с клиентами [3].
Остальных посетителей можно условно назвать «потенциальными покупателями». Впечатления, полученные в «Автогороде», по идеальному для руководства комплекса сценарию должны сформировать мечту о покупке автомобиля концерна. О том, что цель работы с этой категорией посетителей — превратить их в «реальных покупателей», свидетельствуют высказывания генерального директора тематического парка в интервью изданию «Ди Вельт» (Die Welt). Отто Фердинанд Вахс (Otto Ferdinand Wachs) не скрывает, что ключевая задача «Автогорода» «состоит в том, чтобы продавать автомобили “фольксваген” новым, косвенным способом» [15]. Он говорит о том, что, по результатам маркетинговых исследований, 0,5% посетителей сразу же после визита в «Автогород» принимают решение о покупке автомобиля «фольксваген», что составляет 10 000 дополнительно проданных автомобилей в год [15].
Примечательно, что и детский мир мобильности «Мобиверсум», в котором соединены автомобили, еда и развлечения, по-своему работает на создание мечты об автомобиле концерна даже у самых маленьких посетителей комплекса — покупателей будущего.
Можно заключить, что в «Автогороде» созданы условия для осуществления продолжительного и целенаправленного воздействия на многочисленную аудиторию не только на рациональном, но и, главным образом, на эмоциональном уровне. Они имеют целью разрушить барьер недоверия, который выстраивает современный человек под натиском рекламы, и направлены на укрепление лояльности «реальных покупателей» автомобилей «фольксваген», а также убеждение остальных посетителей стать покупателями продукции концерна.
В связи с этим в отношении «Автогорода» высказываются критические замечания, суть которых сводится к постановке этического вопроса — нравственно ли создание институции, позволяющей осуществлять такое интенсивное убеждающее воздействие? Не является ли деятельность «Автогорода» масштабной манипуляцией людьми под маской социальной ответственности?
145
«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...
«Автогород» и Вольфсбург
Судьбы Вольфсбурга и концерна «Фольксваген» тесно переплетены. Вольфсбург был основан в 1938 году как место проживания работников завода «Фольксваген», и на сегодняшний день завод остается основным работодателем для населения города. «Фольксваген» предлагает более 50 000 рабочих мест, что составляет 55% от всех рабочих мест в Вольфсбурге [11, р. 30—31].
В конце 1990-х годов в городе особенно остро встали проблемы безработицы и низкого качества жизни, главным образом обусловленные спецификой экономики моногорода, сфокусированной на одной сфере — автомобильной промышленности. Для их решения администрация города и компания «Фольксваген» были вынуждены создать специальную структуру — государственно-частное партнерство «Вольфсбург» (Wolfsburg AG), которая координировала бы развитие региона по направлениям: образование; здоровье; окружающая среда, энергия и ресурсы; досуг; инновации в автомобильной индустрии; экономическое развитие [16]. Открытие концерном «Автогорода» также представлялось в качестве одного из кардинальных способов решения обозначенных проблем.
Рассуждая о социальных последствиях открытия «Автогорода», их можно разделить на прямые и косвенные.
Напрямую комплекс вносит вклад в решение проблемы безработицы — он создал 1400 дополнительных рабочих мест [3]. Также он способствует улучшению качества жизни населения, предоставляя широкие культурнодосуговые возможности.
Круглый год в «Автогороде» проводятся культурно-досуговые мероприятия, привлекающие многочисленную аудиторию. Весной проходит фестиваль «Мовимэнтос» (Movimentos), включающий танцевальные представления, лекции, дискуссии, спектакли, концерты, драматические чтения. В 2014 году 65 мероприятий фестиваля посетили 30 000 человек [3]. Тема летней программы 2014 года «Великобритания» была раскрыта концертами джазовой, популярной и классической музыки, лазерно-водными представлениями, выставками, английским ландшафтным дизайном и национальной кухней в ресторанах. Летнюю программу посетили 537 000 человек [3]. Событием осени 2014 года был цикл концертов классической музыки [3]. Ежегодная зимняя программа включает спектакли на льду, концерты, рождественскую ярмарку, ледяные горки, лепку из снега и каток [3].
Включенность населения города в культурно-досуговую деятельность «Автогорода» имеет важные последствия для концерна. Мероприятия позволяют ему установить коммуникацию даже с людьми, не интересующимися автомобильной тематикой, и являются средством укрепления позитивного образа компании в сознании населения.
Вольфсбург и «Автогород» сотрудничают и в сфере образования. С 2003 года «Автогород» является аккредитованным внеклассным образо-
146
«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...
вательным центром, осуществляющим работу совместно с Министерством образования и искусств Нижней Саксонии [3]. Согласно статистке «Автогорода», в 2014 году здесь прошли обучение более 400 000 человек [3].
Комплекс предлагает образовательные программы для посетителей всех возрастов, но наиболее многочисленны детские, подростковые и молодежные программы. Представляется, что коммуникация с этой категорией населения важна концерну с точки зрения профориентационной функции, так как она способствует развитию интереса к автомобильной отрасли и может повлиять на выбор профессии в этой сфере.
Косвенные последствия открытия «Автогорода» для решения проблем Вольфсбурга еще более значимы и масштабны.
Специалисты по индустриальному туризму оценивают «Автогород» как образцовый инструмент для улучшения имиджа города и индустрии, усиливающий конкурентоспособность города и региона как туристического направления и места размещения бизнеса, а также укрепляющий связь между компанией и обществом [11, р. Acknowledgements], Комплекс сыграл важную роль в развитии Вольфсбурга в качестве досугового центра. Формируя туристический поток, он дал возможность открыть новые объекты, которые, в свою очередь, способствуют увеличению числа туристов.
В 2005 году напротив «Автогорода» открылся «Научный центр Фаэно» (Phaeno Science Center) — интерактивный музей, позволяющий посетителям изучать физические явления, производя опыты на 350 экспериментальных станциях [12]. Здание музея является выдающимся архитектурным объектом. Оно построено по проекту известного британского архитектора иракского происхождения Захи Хадид. Проект удостоен многих архитектурных премий и охарактеризован изданием «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) как «гипнотическое произведение архитектуры — здание, которое полностью преобразует наше видение будущего» [14]. Сооружение выполнено в стиле деконструтивизма и имеет футуристический облик, напоминая приземлившийся космический корабль.
В 2007 году рядом с «Фаэно» построен дизайнерский аутлет (Designer Outlets Wolfsburg), включающий магазины одежды, обуви, аксессуаров известных мировых брендов, в которых товары продаются со скидкой. Это первый в Германии торговый комплекс такого формата, расположенный в черте города. С 2000 года активно развивается, открывая новые объекты, «Парк для всех» (Allerpark), расположенный на 130 гектарах, самый крупный в Германии парк досуга и отдыха [17]. В 2002 году на его территории был открыт стадион «Фольксваген Арена» для футбольного клуба «Вольфсбург».
Можно заключить, что сам по себе «Автогород» способствует решению проблемы безработицы и улучшению качества жизни горожан. Его деятельность важна концерну «Фольксваген», поскольку формирует у населения Вольфсбурга позитивный образ компании, в том числе в качестве
147
«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...
работодателя. Кроме того, «Автогород», как своего рода катализатор, вносит вклад в дальнейшее расширение досуговых и рекреационных возможностей горожан, развитие туризма и создание благоприятного инвестиционного климата.
Этические оценки
Как отмечалось, создание «Автогорода» оказало существенное влияние на модель коммуникации немецких автомобильных производителей с потребителем. Ведущие автомобильные концерны вскоре открыли подобные комплексы. В 2006 году начал работу новый «Музей Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz Museum) рядом с заводом и штаб квартирой концерна «Даймлер» (Daimler AG), в который входит бренд. В футуристическом здании, рядом с которым находится Центр по продажам «мерседес-бенц», музейная экспозиция соседствует с ресторанами и магазином, детям здесь предлагаются образовательные и развивающие программы. В музее проходят культурные мероприятия и фестивали [10]. А уже в 2007 году компания БМВ открывает комплекс «Мир БМВ» (BMW Welt) в Мюнхене, который практически полностью воспроизводит концепцию «Автогорода» [4]. Однако отметим, что все эти комплексы были открыты до мирового экономического кризиса 2008 года. Стали бы немецкие производители автомобилей сейчас предпринимать такие действия и будет ли эта тенденция распространяться в других странах — вопрос открытый.
Новым витком в развитии этой идеи явилось открытие в 2010 году «Мира Феррари» (Ferrari World) в преуспевающем Абу-Даби, который представляет собой синтез тематического парка бренда «Феррари» с ультрасовременными аттракционами, включающими самую быструю в мире американскую горку [5].
Наблюдая такой процесс, уместно отметить опасения немецкого исследователя Александра Гутцмера (Alexander Gutzmer), который обращает внимание на неоправданно сильное влияние брендинга на современную пространственную и городскую реальность. Он же характеризует «Автогород» как первый и «классический» проект, в котором компания возводит «город» для продвижения бренда [7, р. 5].
Каким будет облик нашей планеты в будущем, если тенденция создавать целые «города», посвященные товарам, будет распространяться?
Размышляя о ценностном влиянии «Автогорода», архитектор и аналитик Ян Отакар Фишер (Jan Otakar Fischer) отмечает, что на самом деле он продвигает модель тотального консьюмеризма со своего рода церемониями, культом бренда и сакрализацией потребительского продукта [6, р. 109].
О том, что такая позиция распространена в общественном мнении, свидетельствуют, например, вопросы, которые редактор издания «Ди Вельт» (Die Welt) задает генеральному директору «Автогорода» в интервью
148
«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...
под названием «Мы не поклоняемся идолу». Редактор просит прокомментировать мнение о том, что автомобиль в «Автогороде» является «золотым тельцом», «идолом», которому поклоняются, а павильоны брендов напоминают храмы [15].
Итак, критики проекта бьют тревогу по поводу заполнения пространства футуристическими «храмами» автомобилей, пропаганды консьюмеризма и потребительства. Вместе с тем сам концерн «Фольксваген» и сторонники проекта настаивают на том, что «Автогород» внедряет ценности социально ответственного бизнеса, а это позитивно влияет на бизнес-среду, привнося новые гуманные стандарты, которые становятся все более распространенными.
Этический вопрос остается открытым, а оценка «Автогорода» неоднозначной. Однако пока он явно живет вполне полнокровной жизнью, заставляя конкурентов искать столь же эффективные способы для сбыта своей продукции.
Литература
1. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. М.: Альпина Паблишер, 2014. 209 с.
2. Allingham P. Experiential Strategies for the Survival of Small Cities in Europe / The City in the Experience Economy: Role and Transformation, ed. / Lorentzen A., Hansen C. J. Routledge, 2012. P. 89—107.
3. Autostadt. Francesco Forte. [Электронный ресурс] URL: http://www.autostadt. de/en/
4. BMW Welt. [Электронный ресурс] URL: http://www.bmw-welt.com/en/
5. Ferrari World Abu Dhabi. [Электронный ресурс] URL: http://www.
ferrariworldabudhabi. com /
6. Fischer J.O. Memento Machinae: Engineering the Past in Wolfsburg / Beyond Berlin: Twelve German Cities Confront the Nazi Past. ed. / Rosenfeld G.D., Jaskot P.B., The University of Michigan Press, 2007. P. 89—115.
7. Gutzmer А. Brand-Driven City Building and the Virtualizing of Space. Routledge, 2014. 184 p.
8. Kent T., Brown R. Introduction / Flagship Marketing: Concepts and places ed. / Kent T. and Brown R., Routledge, 2009. P. 1—7.
9. Kooijman D. High-end “factory outlets”. New showcases of German carmakers / Flagship Marketing: Concepts and places ed. / Kent T. and Brown R., Routledge, 2009. P. 159—172.
10. Mercedes-Benz Museum. [Электронный ресурс] URL: https://www.mercedes-benz.com/en/mercedes-benz/classic/museum/
11. Otgaar A.H.J., Van den Berg L., Berger C. and others, Industrial tourism: opportunities for city and enterprise, Ashgate, 2010. 229 p.
12. Phaeno Attractions at a Glance. [Электронный ресурс] URL: http://www. phaeno.de/fileadmin/media/pdf/Flyer_phaeno/Allgemeiner_Flyer_en_phaeno.pdf
149
«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...
13. Restaurant Aqua. Press information. [Электронный ресурс] URL: http://www. restaurant-aqua.de/en/18/
14. Science Center Celebrates an Industrial Cityscape, nytimes.com. 28.11.2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.nytimes.com/2005/11/28/arts/design/ 28hadi.html?_r=1&
15. Wir huldigen in Wolfsburg keinem G^zenbild. welt.de. 30.01.15. [Электронный ресурс] URL: http://www.welt.de/wirtschaft/article136945074/Wir-huldigen-in-Wolfsburg-keinem-Goetzenbild.html
16. Wolfsburg AG. Fields of activity. [Электронный ресурс] URL: http://www. wolfsburg-ag.com/en/wolfsburg-ag/about-us/fields-of-activity.html
17. Wolfsburg AG. The Allerpark in Wolfsburg. [Электронный ресурс] URL: http:// www.wolfsburg-ag.com/en/leisure/the-allerpark-in-wolfsburg.html