Научная статья на тему '«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен и инновационная коммуникационная платформа крупной корпорации'

«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен и инновационная коммуникационная платформа крупной корпорации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
421
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AUTOSTADT / VOLKSWAGEN / WOLFSBURG / COMMUNICATION PLATFORM / ATTRACTION OF VISITORS / WORLD OF EXPERIENCE / MONOTOWN / LEISURE / CONSUMERISM / SOCIALLY RESPONSIBLE BUSINESS / "АВТОГОРОД" / "ФОЛЬКСВАГЕН" / ВОЛЬФСБУРГ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОСЕТИТЕЛЕЙ / МИР ВПЕЧАТЛЕНИЙ / МОНОГОРОД / ДОСУГ / КОНСЬЮМЕРИЗМ / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прокудина Д. А.

В статье анализируется инновационная коммуникационная платформа концерна «Фольксваген» тематический парк «Автогород» в Вольфсбурге. В центре внимания декларируемые концерном ценности, технологии привлечения посетителей, создание эмоционального «мира впечатлений» в целях увеличения объемов продаж автомобилей, социальные последствия открытия «Автогорода» для населения Вольфсбурга. Рассматриваются противоположные этические оценки его деятельности: от социально ответственного бизнеса до пропаганды консьюмеризма и манипуляции сознанием людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTOSTADT IN WOLFSBURG AS A SOCIAL PHENOMENON AND INNOVATIVE THE VOLKSWAGEN GROUP’S COMMUNICATION PLATFORM

The article represents the Autostadt theme park in Wolfsburg as the Volkswagen Group’s innovative communication platform. It focuses on the values declared by the company, the technologies of attraction of visitors, the creation of the emotional “world of experience” to increase sales volume of cars. The social consequences of the Autostadt project for the population of Wolfsburg are also considered. In the article are given controversial ethical evaluations of its activity: from a socially responsible business to propaganda of consumerism and manipulation of minds of people.

Текст научной работы на тему ««Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен и инновационная коммуникационная платформа крупной корпорации»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 316.77

Д.А. Прокудина

«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен и инновационная коммуникационная платформа крупной корпорации

В статье анализируется инновационная коммуникационная платформа концерна «Фольксваген» — тематический парк «Автогород» в Вольфсбурге. В центре внимания — декларируемые концерном ценности, технологии привлечения посетителей, создание эмоционального «мира впечатлений» в целях увеличения объемов продаж автомобилей, социальные последствия открытия «Автогорода» для населения Вольфсбурга. Рассматриваются противоположные этические оценки его деятельности: от социально ответственного бизнеса до пропаганды консьюмеризма и манипуляции сознанием людей.

Ключевые слова: «Автогород», «Фольксваген», Вольфсбург, коммуникационная платформа, привлечение посетителей, мир впечатлений, моногород, досуг, консьюмеризм, социально ответственный бизнес.

В 2000 году концерн «Фольксваген» открыл в Вольфсбурге, рядом с головным заводом и штаб-квартирой компании, тематический парк «Автогород» (Autostadt) — коммуникационную платформу для реализации новой модели коммуникации с общественностью.

За прошедшие 15 лет «Автогород» вошел в число наиболее популярных достопримечательностей Германии — его посетили более 30 миллионов человек [3]. Успешность проекта серьезно повлияла на модель коммуникации немецких автомобильных производителей с потребителем. Конкуренты концерна «Фольксваген» открыли похожие комплексы

[4; 10].

Следует отметить, что до сих пор не проведено комплексного исследования «Автогорода» как социального феномена и инновационной коммуникационной платформы, хотя специалисты по индустриальному туризму, экономике впечатлений, маркетингу, культурологии, брендингу обращают внимание на различные аспекты этого явления.

© Прокудина Д.А., 2015

140

«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...

Вместе с тем статистика, фактические данные, упомянутые научные исследования позволяют подвести некоторые итоги и охарактеризовать воздействие «Автогорода» на аудиторию, социальные последствия его создания для населения Вольфсбурга, а также остановиться на этической оценке его деятельности.

«Автогород»: декларация миссии и ценностей

Идея комплекса возникла еще в 1994 году у президента концерна Фердинанда Карла Пиеха. Она состояла в передаче новых автомобилей покупателям не в привычных автосалонах, а в том месте, где они были произведены, а также создание «бренд-ленда»: обширной парковой территории, на которой в выгодном свете были бы представлены все суббренды концерна «Фольксваген» [11, р. 40]. К тому времени у концерна уже был успешный опыт создания «Ауди Форума» (Audi Forum), объединяющего под одной крышей музей и клиентский центр марки по соседству с заводом и штаб-квартирой «Ауди» в Ингольштадте.

Открытие комплекса состоялось в рамках всемирной выставки «Экспо-2000» (Expo 2000). В последующие годы он пополнялся новыми объектами, в том числе экспозициями и павильоном. Сегодня покупателю автомобиля «Фольксваген» в Германии, Австрии и Нидерландах предлагается, взяв с собой номерной знак, на выгодных условиях приехать за машиной в «Автогород». Здесь ему обещают незабываемый день в увлекательном парке, а при желании и посещение завода, чтобы увидеть воочию, как высокотехнологично был произведен автомобиль, которому он отдал предпочтение. Такая форма получения автомобиля быстро снискала популярность. Согласно годовому отчету «Автогорода», в 2014 году 28,7% от проданных автомобилей «фольксваген» в Германии были здесь переданы владельцам [3].

«Бренд-ленд» Ф.К. Пиеха воплотился в ландшафтно-архитектурном комплексе, расположенном на 28 гектарах земли. Он включает музей автомобилей «Дом времени» (ZeitHaus); восемь павильонов, представляющих бренды концерна: «Ауди» (Audi), «Сеат» (Seat), «Ламборгини» (Lamborghini), «Порше» (Porsche), «Премиум клуб» (The Premium Clubhouse), «Шкода» (Skoda), «Фольксваген», «Фольксваген, коммерческие автомобили»; две стеклянные «Автомобильные башни» (Autottirme), в каждой из которых размещены по 400 автомобилей, ожидающих своих владельцев, и «Клиентский центр» (KundenCenter), где происходит их передача покупателям; «Форум концерна» (KonzernForum), в котором представлена мультимедийная и интерактивная экспозиция «Мир концерна» (KonzernWelt), а также «Мобиверсум» (MobiVersum) — пространство для детей; трассу препятствий для испытания возможностей внедорожников; 10 ресторанов; магазины; пятизвездочный отель. Из «Автогорода» организуются экскурсии на завод «Фольксваген».

Как и задумывал в свое время президент концерна, главная миссия комплекса — коммуникационная. Рассказывая о «философии» проекта,

141

«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...

руководство «Автогорода» называет его символичным «посланцем» концерна «Фольксваген», который «представляет широкой публике успешные во всем мире бренды концерна, его ценности и мировоззрение в актуальной и динамичной форме» [3]. «Автогород» определяют как «пространство диалога» с концерном «Фольксваген» на тему «мобильность» и коммуникационную платформу, с помощью которой «Фольксваген» установил одну из самых успешных в мире форм коммуникации [3].

«Автогород» дает возможность концерну «Фольксваген» не эпизодически, а на постоянной основе осуществлять PR-деятельность, пропагандирующую ценности и бренды компании. В качестве своих ценностей концерн называет безопасность, качество, социальную ответственность и осознание важности экологических проблем [3]. Деятельность комплекса призвана отразить ответственность концерна в отношении человечества, культуры и общества [3].

Технологии привлечения посетителей

Очевидным успехом «Автогорода» как коммуникационной платформы является способность привлечь многомиллионную аудиторию. Как отмечалось, в 2014 году количество посетителей комплекса с момента открытия превысило 30 миллионов [3]. В среднем его посещают 6000 человек в день, а в выходные — до 55 000 [3].

Надо сказать, что «Автогород» является дорогостоящим проектом, на создание которого было потрачено 430 миллионов евро [3]. Однако столь крупные инвестиции позволили создать уникальное парковое пространство с павильонами и экспозициями, выполненными с использованием лучших архитектурных и дизайнерских решений.

Музей «Дом времени», которому удалось стать самым посещаемым автомобильным музеем в мире, располагает впечатляющей коллекцией из 100 легендарных автомобилей ведущих мировых производителей, представляющей 125-летнюю историю автомобилестроения. Примечательно, что большинство машин — не только музейные экспонаты, но и постоянные участники ралли ретро-автомобилей [3].

Восемь павильонов, которые представляют бренды концерна, приковывают внимание посетителей нестандартным архитектурным решением, отражающим характерные черты каждого из них и погружающим в атмосферу брендов. Так, павильон «Порше», открытый в 2012 году, выполнен в форме объемной мерцающей волны из нержавеющей стали. Павильон спроектирован как монокок, то есть конструкция, в которой внешняя оболочка является несущим элементом. «Поверхность из нержавеющей стали в сочетании с динамично элегантными линиями недвусмысленно отсылает к автомобильному стилю “Порше”» [3].

Две стеклянные «Автомобильные башни» не только выполняют утилитарную функцию, являясь временным хранилищем автомобилей, кото-

142

«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...

рые будут переданы владельцам, но и должны восхищать посетителей с эстетической и технологической точек зрения. Прозрачные башни с силуэтами новых автомобилей благодаря эффектному внешнему виду стали эмблемой «Автогорода». В башнях посетителям предлагается аттракцион, знакомящий с инновационной технологией перемещения автомобилей. Передвигаясь в стеклянной кабине, они видят башню изнутри и знакомятся с новейшими технологиями транспортировки, позволяющими автоматически перемещать автомобили из завода в башни, а затем в «Клиентский центр».

Экспозиция «Мир концерна» в здании «Форума концерна» впечатляет аудиторию инновационными мультимедийными и интерактивными объектами. Она посвящена концепции устойчивого развития, мобильности, бизнес-процессам, дизайну, высоким технологиям.

В «Автогороде» большое внимание уделяется детям. Весь первый этаж огромного «Форума концерна» — «Мобиверсум» предназначен для них. Здесь находятся разнообразные аттракционы, развивающие навыки моторики и вождения автомобиля, а также автошкола, в которой дети обучаются вождению на электромобилях — маленьких копиях легендарной модели «Фольксваген Жук», а затем получают детские водительские удостоверения. Есть также детский кинотеатр и кулинарная школа. «Мобиверсум» превращает «Автогород» в удобное и привлекательное досуговое пространство для семей с детьми.

Возможность осмотреть завод «Фольксваген» также привлекает посетителей, поскольку он представляется как один из самых высокотехнологичных в мире, на котором задействованы 1140 роботов, эффективно выполняющих самую тяжелую работу, и каждые 20 секунд производится новый автомобиль [11, р. 31].

Другой важной особенностью «Автогорода» как коммуникационной платформы является осуществление коммуникации с посетителями в течение длительного времени. В современных условиях это становится особенно значимым, поскольку, как отмечает тот же Ф. Котлер, человек получает слишком много информации и в ответ разрабатывает приемы для защиты от информационной перегрузки — «дефицит внимания выражен сегодня настолько явно, что компании вынуждены тратить на маркетинг товаров больше, чем на их производство» [1, с. 94].

Согласно статистике «Автогорода», почти 3/4 посетителей проводят здесь 6 часов и более [3]. Такую продолжительность визита обеспечивает разнообразие экспозиций, аттракционов, мероприятий, ориентированных на все возрастные группы, универсальное ресторанное предложение — от экономичных ресторанов с системой самообслуживания до элитного — «Аква» (Aqua), занявшего в 2014 году 28-е место в рейтинге 50 лучших ресторанов мира [13], а также парковый тип комплекса, позволяющий совместить его посещение с отдыхом на природе. Таким образом, в комплексе созда-

143

«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...

на уникальная ситуация коммуникации с аудиторией практически в течение целого дня.

«Мир впечатлений» и объемы продаж

Обещая посетителям «памятный визит», возможность получить свой «собственный уникальный калейдоскоп впечатлений» [3], создатели тематического парка делают акцент на эмоциональности и интерактивности коммуникации в «Автогороде».

Подробный анализ этой особенности коммуникации в комплексе мы находим у сторонника нового научного направления «экономика впечатлений» датского исследователя Питера Аллингема (Peter Allingham). Он рассматривает «Автогород» как площадку взаимодействия с потребителем, направленного на создание у него ярких и незабываемых впечатлений, основанных на личном эмоциональном опыте. В статье «Стратегии впечатлений для выживания небольших городов в Европе» автор характеризует «Автогород» как краеугольный камень реализации концепции развития Вольфсбурга под названием «Мир впечатлений» (Erlebniswelt) [2].

Рассуждая об истоках концепции «Автогорода», отметим, что в обыденной речи его часто называют «автомобильный Диснейленд». Как в известном детском парке развлечений, здесь посетителю предлагают увлекательное путешествие, в данном случае по городу автомобилей, и создают условия для получения собственного эмоционального опыта.

Также можно обнаружить его сходство с «флагманским магазином» — коммуникационным инструментом, наиболее активно используемым в «люксовом» сегменте индустрии моды, где создание особой атмосферы, уникального для каждого из брендов «мира мечты», к которому покупатель стремится быть причастным, принципиально важно.

Флагманские магазины отличаются креативным дизайном, призванным отразить отличительные черты бренда, а также безупречным сервисом и позволяют, согласно специалистам по маркетингу флагмана, «продвигать и коммуницировать, служить витриной и экспериментировать с новым дизайном, товарами и методами работы» [8, р. 1]. В статье «Высококлассные фабричные аутлеты: новые витрины немецких производителей автомобилей» голландский специалист по урбанистике и архитектуре магазинов Дион Койман (Dion Kooijman) рассматривает «Автогород» в качестве образца применения концепции «флагмана» в автомобильной отрасли [9].

В терминах потребительского поведения аудиторию «Автогорода» можно условно разделить на «реальных» и «потенциальных покупателей» продукции концерна. Для каждой из групп выстраивается свой особый «мир впечатлений».

«Реальные» покупатели — это посетители, совершившие покупку автомобиля и приехавшие его получить. Около 500 автомобилей в день передаются в «Автогороде» владельцам [3]. Отметим, что получение автомобиля,

144

«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...

по статистике, является семейным мероприятием — количество человек, забирающих один автомобиль, в среднем составляет два-три [11, р. 43].

Главным впечатлением для представителей этой группы, над созданием которого работают в «Автогороде», является «получение автомобиля как яркое памятное событие» (ErlebnisAbholung) [3]. Заявления руководства комплекса позволяют сделать вывод о том, что работа с ними направлена на укрепление лояльности компании «Фольксваген» за счет интеллектуального и эмоционального подтверждения правильности их выбора, а также безупречного сервиса. «Получение каждой машины должно быть уникальным и оставить позитивное воспоминание... Удовлетворение каждого клиента — наша первостепенная задача», — говорит Франческо Форте (Francesco Forte), руководитель Центра по работе с клиентами [3].

Остальных посетителей можно условно назвать «потенциальными покупателями». Впечатления, полученные в «Автогороде», по идеальному для руководства комплекса сценарию должны сформировать мечту о покупке автомобиля концерна. О том, что цель работы с этой категорией посетителей — превратить их в «реальных покупателей», свидетельствуют высказывания генерального директора тематического парка в интервью изданию «Ди Вельт» (Die Welt). Отто Фердинанд Вахс (Otto Ferdinand Wachs) не скрывает, что ключевая задача «Автогорода» «состоит в том, чтобы продавать автомобили “фольксваген” новым, косвенным способом» [15]. Он говорит о том, что, по результатам маркетинговых исследований, 0,5% посетителей сразу же после визита в «Автогород» принимают решение о покупке автомобиля «фольксваген», что составляет 10 000 дополнительно проданных автомобилей в год [15].

Примечательно, что и детский мир мобильности «Мобиверсум», в котором соединены автомобили, еда и развлечения, по-своему работает на создание мечты об автомобиле концерна даже у самых маленьких посетителей комплекса — покупателей будущего.

Можно заключить, что в «Автогороде» созданы условия для осуществления продолжительного и целенаправленного воздействия на многочисленную аудиторию не только на рациональном, но и, главным образом, на эмоциональном уровне. Они имеют целью разрушить барьер недоверия, который выстраивает современный человек под натиском рекламы, и направлены на укрепление лояльности «реальных покупателей» автомобилей «фольксваген», а также убеждение остальных посетителей стать покупателями продукции концерна.

В связи с этим в отношении «Автогорода» высказываются критические замечания, суть которых сводится к постановке этического вопроса — нравственно ли создание институции, позволяющей осуществлять такое интенсивное убеждающее воздействие? Не является ли деятельность «Автогорода» масштабной манипуляцией людьми под маской социальной ответственности?

145

«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...

«Автогород» и Вольфсбург

Судьбы Вольфсбурга и концерна «Фольксваген» тесно переплетены. Вольфсбург был основан в 1938 году как место проживания работников завода «Фольксваген», и на сегодняшний день завод остается основным работодателем для населения города. «Фольксваген» предлагает более 50 000 рабочих мест, что составляет 55% от всех рабочих мест в Вольфсбурге [11, р. 30—31].

В конце 1990-х годов в городе особенно остро встали проблемы безработицы и низкого качества жизни, главным образом обусловленные спецификой экономики моногорода, сфокусированной на одной сфере — автомобильной промышленности. Для их решения администрация города и компания «Фольксваген» были вынуждены создать специальную структуру — государственно-частное партнерство «Вольфсбург» (Wolfsburg AG), которая координировала бы развитие региона по направлениям: образование; здоровье; окружающая среда, энергия и ресурсы; досуг; инновации в автомобильной индустрии; экономическое развитие [16]. Открытие концерном «Автогорода» также представлялось в качестве одного из кардинальных способов решения обозначенных проблем.

Рассуждая о социальных последствиях открытия «Автогорода», их можно разделить на прямые и косвенные.

Напрямую комплекс вносит вклад в решение проблемы безработицы — он создал 1400 дополнительных рабочих мест [3]. Также он способствует улучшению качества жизни населения, предоставляя широкие культурнодосуговые возможности.

Круглый год в «Автогороде» проводятся культурно-досуговые мероприятия, привлекающие многочисленную аудиторию. Весной проходит фестиваль «Мовимэнтос» (Movimentos), включающий танцевальные представления, лекции, дискуссии, спектакли, концерты, драматические чтения. В 2014 году 65 мероприятий фестиваля посетили 30 000 человек [3]. Тема летней программы 2014 года «Великобритания» была раскрыта концертами джазовой, популярной и классической музыки, лазерно-водными представлениями, выставками, английским ландшафтным дизайном и национальной кухней в ресторанах. Летнюю программу посетили 537 000 человек [3]. Событием осени 2014 года был цикл концертов классической музыки [3]. Ежегодная зимняя программа включает спектакли на льду, концерты, рождественскую ярмарку, ледяные горки, лепку из снега и каток [3].

Включенность населения города в культурно-досуговую деятельность «Автогорода» имеет важные последствия для концерна. Мероприятия позволяют ему установить коммуникацию даже с людьми, не интересующимися автомобильной тематикой, и являются средством укрепления позитивного образа компании в сознании населения.

Вольфсбург и «Автогород» сотрудничают и в сфере образования. С 2003 года «Автогород» является аккредитованным внеклассным образо-

146

«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...

вательным центром, осуществляющим работу совместно с Министерством образования и искусств Нижней Саксонии [3]. Согласно статистке «Автогорода», в 2014 году здесь прошли обучение более 400 000 человек [3].

Комплекс предлагает образовательные программы для посетителей всех возрастов, но наиболее многочисленны детские, подростковые и молодежные программы. Представляется, что коммуникация с этой категорией населения важна концерну с точки зрения профориентационной функции, так как она способствует развитию интереса к автомобильной отрасли и может повлиять на выбор профессии в этой сфере.

Косвенные последствия открытия «Автогорода» для решения проблем Вольфсбурга еще более значимы и масштабны.

Специалисты по индустриальному туризму оценивают «Автогород» как образцовый инструмент для улучшения имиджа города и индустрии, усиливающий конкурентоспособность города и региона как туристического направления и места размещения бизнеса, а также укрепляющий связь между компанией и обществом [11, р. Acknowledgements], Комплекс сыграл важную роль в развитии Вольфсбурга в качестве досугового центра. Формируя туристический поток, он дал возможность открыть новые объекты, которые, в свою очередь, способствуют увеличению числа туристов.

В 2005 году напротив «Автогорода» открылся «Научный центр Фаэно» (Phaeno Science Center) — интерактивный музей, позволяющий посетителям изучать физические явления, производя опыты на 350 экспериментальных станциях [12]. Здание музея является выдающимся архитектурным объектом. Оно построено по проекту известного британского архитектора иракского происхождения Захи Хадид. Проект удостоен многих архитектурных премий и охарактеризован изданием «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) как «гипнотическое произведение архитектуры — здание, которое полностью преобразует наше видение будущего» [14]. Сооружение выполнено в стиле деконструтивизма и имеет футуристический облик, напоминая приземлившийся космический корабль.

В 2007 году рядом с «Фаэно» построен дизайнерский аутлет (Designer Outlets Wolfsburg), включающий магазины одежды, обуви, аксессуаров известных мировых брендов, в которых товары продаются со скидкой. Это первый в Германии торговый комплекс такого формата, расположенный в черте города. С 2000 года активно развивается, открывая новые объекты, «Парк для всех» (Allerpark), расположенный на 130 гектарах, самый крупный в Германии парк досуга и отдыха [17]. В 2002 году на его территории был открыт стадион «Фольксваген Арена» для футбольного клуба «Вольфсбург».

Можно заключить, что сам по себе «Автогород» способствует решению проблемы безработицы и улучшению качества жизни горожан. Его деятельность важна концерну «Фольксваген», поскольку формирует у населения Вольфсбурга позитивный образ компании, в том числе в качестве

147

«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...

работодателя. Кроме того, «Автогород», как своего рода катализатор, вносит вклад в дальнейшее расширение досуговых и рекреационных возможностей горожан, развитие туризма и создание благоприятного инвестиционного климата.

Этические оценки

Как отмечалось, создание «Автогорода» оказало существенное влияние на модель коммуникации немецких автомобильных производителей с потребителем. Ведущие автомобильные концерны вскоре открыли подобные комплексы. В 2006 году начал работу новый «Музей Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz Museum) рядом с заводом и штаб квартирой концерна «Даймлер» (Daimler AG), в который входит бренд. В футуристическом здании, рядом с которым находится Центр по продажам «мерседес-бенц», музейная экспозиция соседствует с ресторанами и магазином, детям здесь предлагаются образовательные и развивающие программы. В музее проходят культурные мероприятия и фестивали [10]. А уже в 2007 году компания БМВ открывает комплекс «Мир БМВ» (BMW Welt) в Мюнхене, который практически полностью воспроизводит концепцию «Автогорода» [4]. Однако отметим, что все эти комплексы были открыты до мирового экономического кризиса 2008 года. Стали бы немецкие производители автомобилей сейчас предпринимать такие действия и будет ли эта тенденция распространяться в других странах — вопрос открытый.

Новым витком в развитии этой идеи явилось открытие в 2010 году «Мира Феррари» (Ferrari World) в преуспевающем Абу-Даби, который представляет собой синтез тематического парка бренда «Феррари» с ультрасовременными аттракционами, включающими самую быструю в мире американскую горку [5].

Наблюдая такой процесс, уместно отметить опасения немецкого исследователя Александра Гутцмера (Alexander Gutzmer), который обращает внимание на неоправданно сильное влияние брендинга на современную пространственную и городскую реальность. Он же характеризует «Автогород» как первый и «классический» проект, в котором компания возводит «город» для продвижения бренда [7, р. 5].

Каким будет облик нашей планеты в будущем, если тенденция создавать целые «города», посвященные товарам, будет распространяться?

Размышляя о ценностном влиянии «Автогорода», архитектор и аналитик Ян Отакар Фишер (Jan Otakar Fischer) отмечает, что на самом деле он продвигает модель тотального консьюмеризма со своего рода церемониями, культом бренда и сакрализацией потребительского продукта [6, р. 109].

О том, что такая позиция распространена в общественном мнении, свидетельствуют, например, вопросы, которые редактор издания «Ди Вельт» (Die Welt) задает генеральному директору «Автогорода» в интервью

148

«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...

под названием «Мы не поклоняемся идолу». Редактор просит прокомментировать мнение о том, что автомобиль в «Автогороде» является «золотым тельцом», «идолом», которому поклоняются, а павильоны брендов напоминают храмы [15].

Итак, критики проекта бьют тревогу по поводу заполнения пространства футуристическими «храмами» автомобилей, пропаганды консьюмеризма и потребительства. Вместе с тем сам концерн «Фольксваген» и сторонники проекта настаивают на том, что «Автогород» внедряет ценности социально ответственного бизнеса, а это позитивно влияет на бизнес-среду, привнося новые гуманные стандарты, которые становятся все более распространенными.

Этический вопрос остается открытым, а оценка «Автогорода» неоднозначной. Однако пока он явно живет вполне полнокровной жизнью, заставляя конкурентов искать столь же эффективные способы для сбыта своей продукции.

Литература

1. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. М.: Альпина Паблишер, 2014. 209 с.

2. Allingham P. Experiential Strategies for the Survival of Small Cities in Europe / The City in the Experience Economy: Role and Transformation, ed. / Lorentzen A., Hansen C. J. Routledge, 2012. P. 89—107.

3. Autostadt. Francesco Forte. [Электронный ресурс] URL: http://www.autostadt. de/en/

4. BMW Welt. [Электронный ресурс] URL: http://www.bmw-welt.com/en/

5. Ferrari World Abu Dhabi. [Электронный ресурс] URL: http://www.

ferrariworldabudhabi. com /

6. Fischer J.O. Memento Machinae: Engineering the Past in Wolfsburg / Beyond Berlin: Twelve German Cities Confront the Nazi Past. ed. / Rosenfeld G.D., Jaskot P.B., The University of Michigan Press, 2007. P. 89—115.

7. Gutzmer А. Brand-Driven City Building and the Virtualizing of Space. Routledge, 2014. 184 p.

8. Kent T., Brown R. Introduction / Flagship Marketing: Concepts and places ed. / Kent T. and Brown R., Routledge, 2009. P. 1—7.

9. Kooijman D. High-end “factory outlets”. New showcases of German carmakers / Flagship Marketing: Concepts and places ed. / Kent T. and Brown R., Routledge, 2009. P. 159—172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Mercedes-Benz Museum. [Электронный ресурс] URL: https://www.mercedes-benz.com/en/mercedes-benz/classic/museum/

11. Otgaar A.H.J., Van den Berg L., Berger C. and others, Industrial tourism: opportunities for city and enterprise, Ashgate, 2010. 229 p.

12. Phaeno Attractions at a Glance. [Электронный ресурс] URL: http://www. phaeno.de/fileadmin/media/pdf/Flyer_phaeno/Allgemeiner_Flyer_en_phaeno.pdf

149

«Автогород» в Вольфсбурге как социальный феномен...

13. Restaurant Aqua. Press information. [Электронный ресурс] URL: http://www. restaurant-aqua.de/en/18/

14. Science Center Celebrates an Industrial Cityscape, nytimes.com. 28.11.2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.nytimes.com/2005/11/28/arts/design/ 28hadi.html?_r=1&

15. Wir huldigen in Wolfsburg keinem G^zenbild. welt.de. 30.01.15. [Электронный ресурс] URL: http://www.welt.de/wirtschaft/article136945074/Wir-huldigen-in-Wolfsburg-keinem-Goetzenbild.html

16. Wolfsburg AG. Fields of activity. [Электронный ресурс] URL: http://www. wolfsburg-ag.com/en/wolfsburg-ag/about-us/fields-of-activity.html

17. Wolfsburg AG. The Allerpark in Wolfsburg. [Электронный ресурс] URL: http:// www.wolfsburg-ag.com/en/leisure/the-allerpark-in-wolfsburg.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.