УДК 316.7
Нетусова Татьяна Михайловна
аспирантка. Российский государственный гуманитарный университет netusova@gmail.com
Автофотопортрет как
ОСОБАЯ ФОРМА ВИЗУАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ:
социологический анализ
Tat’yana M. Netusova
graduate student. Russian
State University for the Humanities
netusova@gmail.com
Auto photo portrait as a special way of visual
SELF-PRESENTATION:
sociological analysis
Аннотация. Автопортрет по своей природе -уникальный продукт творчества, который выполняет в том числе функцию самопре-зенетации. Автофотопортрет, или селфи -популярное явление мирового масштаба, является его пограничной формой. Используя метод полуформализованного контентанализа, было установлено, что современные фотопортреты представляют отображение симбиоза взаимодействия составных элементов личности «I» и «Me», о которых писал Дж.Г. Мид. Результатом проведенного исследования стал ряд выводов относительно особенностей использования атрибутов и символов на фотографии для трансляции собственного социального статуса, принятой социальной роли и в целом - жизненного мира.
Ключевые слова: символический интерак-ционизм, визуальная социология, фотография, автопортрет, самопрезентация, личность, контент анализ, атрибуты, символы, селфи.
Annotation. Self-portrait by its nature is a unique product of human creativity that also performs the function of self-presentation. Auto photo portrait, or selfie, is a worldwide popular phenomenon. Using the method of semi-formalized content analysis, it is found that contemporary amateur photo portraits are displaying symbiotic interaction between the elements of the person «I» and «Me», that were described by G.H. Mead. The result of the conducted research is a series of conclusions about peculiarities of using attributes and symbols on photographs in order to transfer social status, adopted social role or inner world in general.
Keywords: symbolic interaction, visual sociology, photography, self-portrait, selfpresentation, person, content analysis, attributes, symbols, selfie.
Автопортрет - подвид портрета, который также встречается и в фотографии. Интересна история появления автопортрета. Его первое упоминание датируется древнегреческим периодом, когда Плутарх пишет о скульпторе Фидие, который включил себя в число персонажей своей композиции в Парфеноне. Распространение автопортрет получил во время Ренессанса и был напрямую связан со статусом художника, поскольку художники старались подчеркнуть свою важность и показать людям, что они занимаются не ручным трудом, а более престижным - интеллектуальным. Поэтому появилось большое количество автопортретов, на которых художник занят написанием картины или изображен в благородной, расслабленной позе (в халате и с мольбертом), подчеркивающей его самодостаточность и социальное положение. Особенность автопортрета заключается в том, что модель и создатель сливаются, поэтому зритель видит субъективное восприятие лишь одного человека, автора. Психологи использовали это в своих исследованиях самовосприятия, поскольку данный подвид портрета давал уникальную возможность для анализа.
Термин «селфи», который пришел из английского языка от сокращения слова «автопортрет», укоренился не только в повседневном дискурсе, но и в общественной жизни. Сегодня селфи имеет скорее статус всемирно популярного массового явления, нежели исключительной формы искусства.
Распространенность автофотопортрета последнее время увеличивается благодаря идеально сложившимся условиям: соотношением необходимости размещать аватар - виртуальное визуальное «Я» пользователя в Интернете (обычно это личная фотография на главной страничке профиля), которое помогает сконструировать первое впечатление; и техническим развитием цифровых устройств, которые позволяют без применения аксессуаров делать автопортреты.
Для понимания структурных элементов, влияющих на самопрезентацию, были использованы ключевые тезисы теории личности Дж.Г. Мида. Безусловно, каждый отдельно взятый человек уникален и обладает набором индивидуальных характеристик, которые, согласно Дж.Г. Миду, отчасти связаны с особенным, не повторяющим-
174
ся жизненным опытом человека. Так, социолог приходит к выводу, что существует социальная активность человека, которая является его внутренней сущностью и развивается в процессе взаимодействия с обществом, то есть «I» и «Me». «I» - это внутренняя уникальная составляющая личности, а «Me» - внешний элементмножество ожиданий, которые предъявляет общество. Используя это, мы постарались на анализируемых данных выделить идентичность изображенных людей, а также проследить симбиоз «I» и «Me» и как это отображается на фотопортрете. Полученные результаты позволяют получить альтернативный взгляд на структуру личности и экстраполировать тенденции на общество в целом, поскольку именно идентичность является «лакмусовой бумажкой» структуры социального мира и современных трендов в особенности.
Для анализа современных автопортретов как инструмента репрезентации был использован полуформализованный контент-анализа автофотопортретов, предоставленных на фотоконкурс в 2014 г. на сайте Adme.ru [1], общее количество анализируемых фотографий составило 184 штуки. Отбор фотоматериала происходил максимально объективным образом, нивелируя ошибку выборки, поскольку все фотоматериалы конкурса предоставлялись фотографами.
Более 82 % анализируемых автопортретов было выполнено в цвете. Рассмотрев черно-белые фотографии, было выяснено, что их создают преимущественно женщины: соотношение цветных фотографий к черно-белым у женщин составляет 2 к 1, тогда как у мужчин это соотношение - 5 к 1. Вероятно, за счет черно-белой гаммы женщины пытаются добавить эмоции, ценность и художественность в фотографию. Также, использовав черно-белую гамму, увеличивается контрастность изображения, что автоматически убирает некоторые текстурные изъяны кожи, волос, света и т.д.
В ходе пилотажного исследования предполагалось, что автофотопортреты будут иметь горизонтальную или вертикальную ориентацию, указывая на фотографическую или портретную природу, но все проанализированные фотографии имеют форму квадрата, что делает дальнейший анализ ориентации невозможным. Форма квадрата стала возможной за счет использования программ на мобильных телефонах, которые автоматически кадрируют фотографию. То есть можно говорить о новом формате изображения -селфи, который не является портретом или фотографией по своей природе, а имманентно созданной цифровой картинкой преимущественно не монтажной реальности.
Одним из важных моментов в исследовании автофотопортретов являются атрибуты. Согласно Э. Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчлененного потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание» [2, с. 486]. Именно под этими элементами мы понимаем
атрибуты, изображенные на фотографии. Так, благодаря нагрудным знакам отличия можно было определить социальное положение человека, изображенного на холсте. Но если для портретного жанра изображение атрибутов было четко регламентировано, то в фотографии эти границы со временем были размыты. Сейчас фотопортрет является максимально гибким инструментом для самопрезентации. Рассмотрев фотопортреты, предоставленные на конкурс, было выделено несколько основных категорий атрибутов, а именно: 1) одежда и аксессуары, культурные или религиозные детали; 2) жесты: «Класс!», «ОК», «Йоу»; 3) спортивные и экстремальные предметы: шлем, страховочный трос, сноуборд, серфинг и т.д.; 4) статусные предметы: часы, машина, фотоаппарат, шуба, яхта, мобильный телефон, ювелирные украшения; 5) тело человека, при этом основной акцент сосредоточен на макияже, глазах или волосах. Также был выделен ряд элементов, которые технически не являются атрибутами портрета, но могут быть символами, указывающими на определенные моменты в жизни фотографов. К этой группе были отнесены: городские пейзажи и архитектура, указывающие на факт переезда или патриотизм и гордость за родину; дети и животные, которые были объединены, поскольку они могут указывать на чувства покровительства и заботы со стороны авторов.
Если обращаться к числовым данным, то были получены следующие результаты. Самым распространенным атрибутом является одежда и аксессуары - 25 % фотографий. Это наиболее простой и дифференцирующий элемент, который позволяет отличить людей из различных культурных сред и социальных слоев. Как правило, данным атрибутом пользуются подсознательно, не уделяя большого внимания, причем для девушек это более характерно (44,9 % - для девушек и 43,6 % для мужчин). Так, зачастую они, подготавливаясь к запланированной фотосъемке, могут специально надеть юбку или платье, подчеркивающие свою гендерную принадлежность.
На втором месте - статусные атрибуты, которые составили 19 % фотопортретов. Данная цифра также показательна, поскольку в современном российском обществе одним из признаков успешности является достаток, который демонстрируется предметами определенной стоимости или брендами. Это применительно в первую очередь к мужчинам: на 60,7 % проанализированных статусных фотографиях изображены мужчины, и лишь на 33,9 % - женщины. Это происходит из-за того, что, во-первых, демонстрация благосостояния скорее прерогатива мужчин, поскольку их роль «кормильца» закрепилась уже давно, а во-вторых, статусные атрибуты, как машина или яхта - скорее предметы мужского жизненного мира. Также стоит отметить солнцезащитные очки, как особый статусный аксессуар, который был зафиксирован на 9 % всех фотографий. Это один из доступных способов показать статус и нередко завышенное социальное положение. Темные очки стали маркером успешности и некоторой привилегированности
175
благодаря тому, что многие медийные личности используют их, чтобы вспышки от нежелательных фотоаппаратов журналистов не слепили глаза, а также чтобы большие очки закрывали максимальную часть лица. Так, это искусственно придало очкам видимость ценности. Не стоит забывать, что посредством фотопортрета можно не только заявить о своем положении, но и нередко приукрасить. Поскольку мужчинам больше свойственен мотив целедостижения, любительские автофотопортреты мужчин в большей степени отображают данную тенденцию посредством изображенных атрибутов.
Кроме этого было удивительно узнать, что на третьем месте по популярности и распространенности расположились атрибуты спорта и экстрима - 16 % фотографий. Данный показатель свидетельствует о векторе на здоровый образ жизни и активную жизненную позицию, который в настоящее время витает в умах современных москвичей.
Также хотелось особо отметить один атрибут, который присущ практически исключительно женщинам - это изображение тела и признаков красоты, т.е. макияжа, прически и т.д. Количество фотографий с женщинами в качестве моделей с данными атрибутами составили неимоверные 80 %, тогда как фотографий из той же группы атрибутов, но с изображением мужчин, было лишь 10 %. Идеалы красоты, транслируемые посредством СМИ и рекламы, не только воспринимаются женщинами, но и транслируются через любительские автофотопортреты.
Проанализировав ключевую идею создания автопортрета, путем определения основных ее акцентов, было установлено, что на первом по распространенности месте - фотопортреты, созданные как самоцель, то есть создание красивой художественной фотографии. Таких фотографий на конкурс было представлено 30 %. На втором месте - фотографии, сделанные с целью показать свое хобби и большую заинтересованность в спорте и экстриме - это 18 % фотографий. На третьем месте-фотографии, запечатлевшие интересные для фотографов-любителей места или природу, что составило 15 % фотографий. Наконец, на четвертом месте - фотографии, ключевой акцент которых указывает на человека, его позу, одежду и другие личные характеристики, что было отражено на 12 % фотографий. Таким образом, получается, что благодаря передаче неких смыслов об изображенном человеке через атрибуты, сюжет и композицию
Литература:
1. Гант О. Как сделать фотографию селфи, чтобы тебя полюбили. Исследование // Теплица социальных технологий. 2014. фев. URL: http://te-st.ru/2014/02/25/how-to-make-selfie/ (дата обращения: 25.05.2014)
2. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке/
3. Кассирер. М. : Гардарика, 1998. 784 с.
3. Фотоконкурс «Adme Photo Awards». Adme, cop. 2003-2015. URL: http://www.adme.ru/contest/ pho-
фотографии, можно говорить о самопрезентации индивида посредством любительского автофотопортрета. Однако утверждать, что автофотопортрет является более ярким инструментом самопрезентации по сравнению с любительской фотографией других жанров, представляется ошибочным. Автофотопортрет является лишь частным, пограничным, но при этом популярным на данный момент случаем портрета и любительской фотографии в целом.
Создатель проекта SelfieCity, М. Стефанер, считает, что «селфи - куда более сложное явление, чем было принято считать. Оно не только отражает культурные матрицы, но и проявляет тренд движения нового поколения, которое уже сейчас диктует правила игры в мире» [3]. И действительно, данное высказывание подтверждается наблюдениями зафиксированных в Интернете трендов. Многие печатные издания отмечали зимой 2015 года появившуюся тенденцию создавать селфи с испуганным лицом, а большое количество фотографов-любителей, посещавших музеи и делавших автопортреты напротив предметов искусства, и вовсе заставило руководство многих музее запретить данную практику. Тенденции, генерируемые в обществе, транслируются через любительские селфи, и тем самым в дальнейшем влияют на общественную жизнь. Так, популяризация моноподов привела к тому, что в октябре 2014 года Роспотребнадзор Курской области пытался запретить селфи, поскольку, по его мнению, именно это увлечение фотографией привело к вспышке педикулеза среди подростков.
В результате было установлено, что типичный современный автопортрет является некоей визуальной рефлексией синергии двух составляющих личности по концепции Дж.Г.Мида, а именно внутренней индивидуальности - «I» и множеством ожиданий - «Me». Но при этом большая часть портретов все же изображает маски или принятые роли. Примечательно, что, несмотря на то, что автофотопортрет является «последователем» живописного портрета, естественность и приближенность к действительности по-прежнему являются важными и ценными свойствами фотографии. Как правило, фотолюбители стремятся запечатлеть достигаемый социальный статус, в связи с чем сюжеты, подчеркивающие статус и благосостояние, являются одними из самых распространенных. А фальшивое отображение действительности характерно для художественных автофтопортретов, однако они не широко распространены.
Literature:
1. Gunt О. How to make selfie to get people to love you?: Research // Hothouse of social technologies. 2014. URL: http://te-st.ru/2014/02/25/how-to-make-selfie/ (date of access: 25.05.2014)
2. Kassirer E. The experience on man // Favorites. М. : Gardarika, 1998. 784 p.
3. Photo contest «Adme Photo Awards». Adme, cop. 2003-2015. URL: http://www.adme.ru/contest/ pho-
176
to2014/works/selfie (дата обращения: 10.11.2015)
to2014/works/selfie (date of access: 10.11.2015)
177