Научная статья на тему 'АВТОФИКШН, ИЛИ ПСЕВДОАВТОБИОГРАФИЯ: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

АВТОФИКШН, ИЛИ ПСЕВДОАВТОБИОГРАФИЯ: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
1317
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОФИКШН / ПСЕВДОАВТОБИОГРАФИЯ / АНДРЕЙ АСТВАЦАТУРОВ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР / ДНЕВНИК / АВТОБИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белогорцев А. Д.

Статья посвящена проблеме появления автофикшн (псевдоавтобиографии) как нового жанра в современной русской литературе на примере произведений Андрея Аствацатурова, Сергея Довлатова, Романа Сенчина, Эдуарда Лимонова, Захара Прилепина, Дмитрия Данилова, Александра Христофорова, а также произведений Сильвии Плат, Дженет Уинтерсон и Карла Уве Кнаусгора как представителей современной зарубежной литературы жанра автофикшн на книжном рынке России. В статье рассмотрена история возникновения автофикшн как с точки зрения зарождения жанра за рубежом, так и с позиций отечественного литературоведения; выявлены представители современной русской литературы, имеющие произведения в жанре автофикшн; проанализированы особенности и уникальные признаки автофикшн: стилистические, сюжетные и другие типичные характеристики, позволяющие выделять этот жанр как самостоятельный. В статье приводятся результаты сравнительно-сопоставительного анализа дневников и автобиографий как литературных жанров по критериям завершенности, целям использования, отношения к публикациям, датировке и достоверности фактов и выявляются элементы, определившие специфику автофикшн. Особое внимание в статье уделяется творчеству Андрея Аствацатурова, который аналитически подходит к обоснованию выбора жанра автофикшн для создания своих произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOFICTION OR PSEUDO-AUTOBIOGRAPHY. GENRE SPECIFICS IN MODERN RUSSIAN LITERATURE

The article is about the emergence of autofiction (pseudo-autobiography) as a new genre in modern Russian literature on the example of the works by Andrei Astvatsaturov, Sergei Dovlatov, Roman Senchin, Eduard Limonov, Zakhar Prilepin, Dmitry Danilov, Alexander Khristoforov, as well as the works by Sylvia Plath, Janet Winterson and Carl Ove Knausgor as modern foreign literature representatives of the autofiction genre in the Russian book market. The article discusses the history of the autofiction emergence from the point of view of the genre origin abroad, and from the standpoint of home literary criticism. It describes the representatives of modern Russian literature whose works are in the autofiction genre analyzes the specifics and unique features of autofiction like stylistic, contextual and other typical characteristics that make it possible to single out this genre as an independent one, are analyzed in the article. The author presents results of a comparative analysis of diaries and autobiographies as literary genres according to the criteria of completeness, usage purpose, attitude to publications, dating and facts reliability, and identifies the elements that determine autofiction specifics. Particular attention is paid to Andrey Astvatsaturov’ literature as he analytically proves his autofiction genre choice to create his works.

Текст научной работы на тему «АВТОФИКШН, ИЛИ ПСЕВДОАВТОБИОГРАФИЯ: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

УДК 821(47)-94

DOI: 10.28995/2686-7249-2023-3-23-33

Автофикшн, или Псевдоавтобиография: особенности жанра в современной русской литературе

Андрей Д. Белогорцев Литературный институт имени А.М. Горького, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме появления автофикшн (псевдоавтобиографии) как нового жанра в современной русской литературе на примере произведений Андрея Аствацатурова, Сергея Довлатова, Романа Сенчина, Эдуарда Лимонова, Захара Прилепина, Дмитрия Данилова, Александра Христофорова, а также произведений Сильвии Плат, Дженет Уинтерсон и Карла Уве Кнаусгора как представителей современной зарубежной литературы жанра автофикшн на книжном рынке России. В статье рассмотрена история возникновения автофикшн как с точки зрения зарождения жанра за рубежом, так и с позиций отечественного литературоведения; выявлены представители современной русской литературы, имеющие произведения в жанре автофикшн; проанализированы особенности и уникальные признаки автофикшн: стилистические, сюжетные и другие типичные характеристики, позволяющие выделять этот жанр как самостоятельный. В статье приводятся результаты сравнительно-сопоставительного анализа дневников и автобиографий как литературных жанров по критериям завершенности, целям использования, отношения к публикациям, датировке и достоверности фактов и выявляются элементы, определившие специфику автофикшн. Особое внимание в статье уделяется творчеству Андрея Аствацатурова, который аналитически подходит к обоснованию выбора жанра автофикшн для создания своих произведений.

Ключевые слова: автофикшн, псевдоавтобиография, Андрей Астваца-туров, литературный жанр, дневник, автобиография

Для цитирования: Белогорцев А.Д. Автофикшн, или Псевдоавтобиография: особенности жанра в современной русской литературе // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023. № 3. С. 23-33. DOI: 10.28995/2686-7249-2023-3-23-33

© Белогорцев А.Д., 2023

Autofiction or pseudo-autobiography. Genre specifics in modern Russian literature

Andrei D. Belogortsev Maxim Gorky Institute of Literature and Creative Writing, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article is about the emergence of autofiction (pseudo-autobiography) as a new genre in modern Russian literature on the example of the works by Andrei Astvatsaturov, Sergei Dovlatov, Roman Senchin, Eduard Limonov, Zakhar Prilepin, Dmitry Danilov, Alexander Khristoforov, as well as the works by Sylvia Plath, Janet Winterson and Carl Ove Knausgor as modern foreign literature representatives of the autofiction genre in the Russian book market. The article discusses the history of the autofiction emergence from the point of view of the genre origin abroad, and from the standpoint of home literary criticism. It describes the representatives of modern Russian literature whose works are in the autofiction genre analyzes the specifics and unique features of autofiction like stylistic, contextual and other typical characteristics that make it possible to single out this genre as an independent one, are analyzed in the article. The author presents results of a comparative analysis of diaries and autobiographies as literary genres according to the criteria of completeness, usage purpose, attitude to publications, dating and facts reliability, and identifies the elements that determine autofiction specifics. Particular attention is paid to Andrey Astvatsaturov' literature as he analytically proves his autofiction genre choice to create his works.

Keywords: autofiction, pseudo-autobiography, Andrey Astvatsaturov, literary genre, diary, autobiography

For citation: Belogortsev, A.D. (2023), "Autofiction or pseudo-autobiography. Genre specifics in modern Russian literature", RSUH/RGGU Bulletin. "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies" Series, no. 3, pp. 23-33, DOI: 10.28995/2686-7249-2023-3-23-33

Среди многочисленных литературных жанров автофикшн занимает особое место. До некоторого времени автофикшн вообще не рассматривался как жанр. Однако учитывая тот факт, что жанр - это «вид xyдoжecтвeнныx пpoизвeдeний, xapaктepизyющийcя тeми или иными cюжeтными и cтилиcтичecкими пpизнaкaми»1, вполне можно

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. ^л^вый anoeapb pyccRoro языга. M., 2010. URL: https://ozhegov.textologia.ru/definit/zhanr/?q=742&n=180343 (дата обращения 23 октября 2022).

рассматривать автофикшн как отдельный литературный жанр, так как он уже может характеризоваться и своими собственными стилистическими признаками, и сюжетными особенностями, и другими типичными для данного жанра характеристиками. А поскольку эти характеристики еще не подлежали детальному научному исследованию, данная тематика статьи представляется актуальной.

Литературный жанр автофикшн стал набирать обороты популярности в последние годы, однако его появление относят еще к семидесятым годам прошлого столетия. Принято считать, что термин «автофикшн (autofiction)» был предложен в 1977 г. французским писателем Сержем Дабровским, который именно этим термином назвал свой роман2. Он отказался от громкого понятия «автобиография», считая, что написание автобиографии - это «привилегия, оставляемая важным деятелям этого мира, сумеркам их жизни и красивому стилю»3. Автофикшн же совмещает вымысел, с одной стороны, и достоверные факты и события - с другой. Так появился жанр, который сочетает в себе и мемуарные зарисовки, и художественную прозу. Один из авторов так охарактеризовал особенности своего произведения: «Это все правда, ...но я позволил себе некоторые вольности»4.

Произведения в жанре автофикшн в той или иной степени соотносимы с биографиями авторов. Однако автор не преследует цель достоверно передать информацию о своем прошлом, задокументировать даты, часы, минуты, места или участников событий. Гораздо важнее - передать эмоции, ощущения, возможно, найти и описать какое-то общее место, которое будет понятно читателям5.

Уходя от реальных событий, авторы автофикшн создают и используют специфические литературные приемы, которые и начинают выделять автофикшн в отдельный жанр, не схожий с другими литературными жанрами. Так появилось еще одно название для автофикшн - псевдоавтобиография (А. Аствацатуров). Такое второе «неофициальное» название для автофикшн связано

2 Мызникова Д. Вымысел фактов: автофикшн: Приемы и особенности // Научно-популярный журнал «ИКСТАТИ». 2019. 31 дек. URL: https://spb. hse.ru/ixtati/news/327726305.html (дата обращения 23 октября 2022).

3 «Новые честные»: Что такое автофикшн и как книги без сюжета захватывают российскую литературу. 2021. URL: https://www.the-village. ru/weekend/knigi/avtofikshn (дата обращения 23 октября 2022).

4 Brooke W. Autofiction. What it is and what it isn't. 2021. URL: https:// www.publishersweekly.com/pw/by-topic/authors/pw-select/article/85269-autofiction-what-it-is-and-what-it-isn-t.html (дата обращения 23 октября 2022).

5 Мызникова Д. Вымысел фактов: автофикшн. Приемы и особенности.

с поиском границы между правдой и вымыслом в произведениях этого жанра. Кроме «псевдоавтобиографии» встречается и другое название жанра - «из дневника», которое представляет этот жанр как не-лирический и не-эпический дневник [Марков 2020, с. 289].

Изучение произведений в жанре автофикшн позволило выделить несколько особенностей, характерных для данного жанра:

- за основу текста берется автобиография автора;

- размытие границ между реальностью и вымыслом;

- видоизменение привычной структуры повествования;

- автор выступает скорее в роли стилиста, нежели рассказчика;

- сближение литературного языка с разговорным.

Важная оговорка заключается в том, что жанр автофикшн только начинает формироваться, а потому любой из вышеописанных пунктов может быть более или менее выражен. Автофикшном часто называют все подряд тексты, главные герои которых хотя бы отдаленно напоминают самого автора [Яловенко 2020, с. 114-115]. Но это - ошибка. Нужно учитывать, что обращение писателей и издателей к автофикшну - это реакция на усталость от закостеневшей формы романа и поиск новых, адекватных XXI веку способов рассказать о личном опыте6.

За последние годы в России вышли переводы нескольких романов, которые издательства отнесли к автобиографической прозе. В 2016 г. издали «Под стеклянным колпаком» американской писательницы Сильвии Плат [Никифорова 2021, с. 113]. В 2019 г. - «Не только апельсины» англичанки Дженет Уинтерсон7 и цикл «Моя борьба» норвежца Карла Уве Кнаусгора8 (2009-2011 гг.).

Особое внимание стоит обратить на Карла Уве Кнаусгора. Именно его зарубежный цикл повлиял на развитие жанра авто-фикшн как такового. «Норвежец кропотливо описывает свои повседневные дела, отмечает самые незначительные детали своей жизни, рассказывает о ней во всех подробностях. И так шесть томов». Галина Юзефович так характеризует творчество Краусгора и, в частности, его произведение «Прощание»: «Бесструктурность, нарочитая аморфность прозы Кнаусгора обманчива: привычные нам жанровые схемы в ней не исчезают вовсе, но замещаются сложной системой внутренних рифм и опорных образов»9.

6 «Новые честные»: Что такое автофикшн и как книги без сюжета захватывают российскую литературу...

7 Уинтерсон Дж. Не только апельсины. М.: АСТ, 2019. 224 с.

8 Кнаусгор К.У. Моя борьба. Кн. 1: Прощание. М.: Синдбад, 2019. 464 с.

9 Владимирский В. Шеститомный лытдыбр. URL: https://gorky.media/ context/shestitomnyj-lytdybr/ (дата обращения 23 октября 2022).

Попробуем рассмотреть, почему в наше время автофикшн -наиболее востребованный жанр. За основу анализа возьмем творчество Андрея Аствацатурова, Сергея Довлатова, а также романы «Есть вещи поважнее футбола» Дмитрия Данилова, «Политическое животное» Александра Христофорова и повесть «Вперед и вверх на севших батарейках» Романа Сенчина.

Интересно, что в отечественной литературе есть и свои истоки автофикшн: Эдуард Лимонов одним из первых переработал свою жизнь в книги - или, по крайней мере, в текст - в его «Живом Журнале» или других соцсетях, поставив под сомнение жанр своих произведений10. Близким к жанру автофикшн можно считать его культовую трилогию: «Подросток Савенко»11, «У нас была великая эпоха» и «Молодой негодяй», в которых прототипом главного героя Савенко был сам Лимонов.

Отчасти автофикшном являются и произведения Захара Прилепина, который продолжил творческую линию Эдуарда Ли-монова. Сам Прилепин высоко оценивает творчество Лимонова, подчеркивая, что «он создал удивительный человеческий типаж, на который хочется походить, которому хочется подражать»12.

Текущая литература интересна тем, что и авторы, и их читатели живут в одно и то же время, имеют общий культурный, политический и технологический контекст. Так автор получает возможность не ориентироваться на читателя, а полностью сосредоточиться на себе.

В автофикшн повествование идет от первого лица, а произведение строится на личных воспоминаниях. Задачей автора становится воспроизведение воспоминаний, причем автор стремится возвести свой личный, единичный опыт к чему-то обобщающему.

Отличие реалистичной прозы XXI в. от прозы XX в. заключается в массовом использовании Интернета. Возможностей делиться личным опытом становится больше: появляются паблики, блоги, каналы - соцсети превращаются в способ публичного самовыражения.

10 Макарский А. «Он был крайне неудобным человеком»: Каким мы запомним Эдуарда Лимонова: писатель, политик, публицист, который всегда был против // The Village. 2020. URL: https://www.the-village.ru/ weekend/knigi/377291-limonov (дата обращения 26 октября 2022).

11 Лимонов Э. Подросток Савенко. URL: https://www.livelib.ru/book/ 1000222128-podrostok-savenko-eduard-limonov (дата обращения 26 октября 2022).

12 Андреев И. Захар Прилепин о судьбе и разочаровании Эдуарда Лимонова / Свободная пресса. 2020. 17 марта. URL: https://zaharprilepin. ru/ru/pressa/intervyu/svobodnajapressa-17032020.html (дата обращения 26 октября 2022).

Автофикшн - наиболее адаптированный под современные реалии жанр [Ермолин 2022, с. 71]. Романы по законам «постов» делятся на мелкие главы, любимым приемом автора становится анекдот, а литературный язык максимально приближен к разговорному.

Современное искусство начинает требовать комментариев или присутствия автора: например, к этому определению относится новый вид искусства «перформанс», в котором автор проводит эксперимент и ставит себя в нестандартные условия, зачастую в режиме реального времени. По сути, современное искусство любого вида перестает иметь границы: есть некий «предмет заинтересованности», вокруг которого строится история, и тогда искусство - все то, что этот предмет связывает. То же самое происходит и в литературе.

Дмитрий Данилов-автор ставил над собой эксперимент: целый год болеть за футбольную команду. Появляется роман «Есть вещи поважнее футбола», который в некотором роде представляет процесс и отчет по результатам эксперимента автора: погрузиться в мир российского футбола и понять, что такое футбол.

О роли автора. Интересно мнение, что на появление жанра автофикшн повлияло финансирование в литературной области: теперь читатель приходит в книжный магазин не за конкретным произведением автора, а за его историями в целом. Главный герой остается тот же, остается и его восприятие действительности, которое и будет выкупать читатель13.

О премиях. Жанр автофикшн идеально подходит для так называемых «писателей одной книги». Идеальный пример - книга «Политическое животное» Александра Христофорова14. В 2020 г. он со своей дебютной книгой попал в лонг-лист премии «Ясная поляна». Христофоров-писатель никогда не давал интервью, не светился на камерах и не рассказывал о своей книге. Но мир знает другого Александра Христофорова - скандального журналиста, который с литературой, казалось бы, и никак не связан. Пользуясь «служебным положением», Христофоров в одной из сюжетных линий рассказывает о присоединении Крыма к России, в событиях которого участвовал Христофоров-журналист.

О географии и названиях. Появляется вопрос: а нужно ли указывать реальное местоположение происходящих событий? С одной стороны, в произведениях, у которых есть конкретное местополо-

13 Данилов Д. Есть вещи поважнее футбола. М.: Рипол Классик, 2015. 320 с.

14 Христофоров А. Политическое животное. М.: Флюид, 2020. 336 с.

жение, появляются так называемые «локальные читатели»: именно по этой причине Роман Сенчин написал повесть «Вперед и вверх на севших батарейках»15, в которой описывает студенческое общежитие Литературного института периода 90-х годов. С другой стороны, нужно задумываться о том, какие последствия будет иметь «обнародование». Александр Христофоров в книге «Политическое животное» нарочно избегает любой географической привязки, чтобы не усугублять политический конфликт и не превращать саму художественную литературу в политику: «Он тоже был с Юга. Его деревня была в горах полуострова, до моря оттуда можно доехать за полчаса»16.

О прототипах персонажей. В произведениях С. Довлатова, например «Заповедник»17, «Иностранка»18, часто появляются вполне себе известные Бродский, Рейн и др., репутация которых может испортиться после подобных «просто текстов». Из интервью с дочерью Довлатова мы узнаем, что «прототипы довлатовских персонажей чаще всего не говорили и не делали того, что отец о них написал, но могли сказать или сделать это. Они "эмоционально" правдоподобны»19.

Дистанцирование. Важно понимать, что автор и рассказчик, то есть вымышленный персонаж книги, - не тождественны друг другу. Автор отдаляет от себя главного героя, тем самым сближая его с читателем. Личный опыт, преломляясь через призму художественного текста, становится общим.

Так, обычная, до мельчайших деталей узнаваемая и понятная жизнь в предельно обнаженном виде способна вызывать в читателе чувство неловкости, сравнимой по остроте переживания с вполне реальным вуайеризмом.

О смежных формах произведений, основанных на жизни автора. В табл. 1 представлена попытка сопоставительного сравнения дневников, биографий и автофикшн по ряду позиций.

15 Сенчин Р. Вперед и вверх на севших батарейках // Новый мир. 2004. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2004/4/vpered-i-vverh-na-sevshih-batarejkah.html (дата обращения 26 октября 2022).

16 Там же.

17 Довлатов С. Заповедник. СПб.: Азбука, 2016. 160 с.

18 Довлатов С. Иностранка. СПб.: Азбука, 2017. 160 с.

19 Егиазарова И. Сергей Довлатов: маленькие трагедии большого человека: Интервью с дочерью писателя по случаю его 70-летия / Вокруг ТВ. 2011. URL: https://www.vokrug.tv/article/show/sergei_dovlatov_31131/ (дата обращения 26 октября 2022).

Таблица 1

Сравнительно-сопоставительный анализ дневников, биографий и автофикшн

Критерии Литературные жанры

Дневники Биография Автофикшн

Завершенность Незавершенный жанр, записи не имеют начала и конца Завершенный жанр Смешанный формат: могут быть обрывочные записи, но обязательно завершенное художественное произведение

Цели использования Бытовые заметки, черновики, отдельные фразы Последовательный перечень событий Перерабатывание собственного опыта в художественное произведение

Отношение к публикации Не задуманы для публикации Чаще всего некоммерческая публикация Коммерческая публикация

Датировка Обязательна Присутствует в виде документации значимых событий Чаще всего отсутствует

Достоверность фактов Субъективное мнение Объективное мнение Художественный вымысел

Автофикшн вбирает в себя элементы биографии и дневника с одной лишь целью - преобразовать их в художественное произведение.

Андрей Аствацатуров - один из первых литераторов, который аналитически подошел к обоснованию жанра, в котором создает свои произведения: «Не кормите и не трогайте пеликанов»20 и «Скунскамера»21. Так он объясняет смешение художественного вымысла с биографией: «Для меня важно создать иллюзию досто-

20 Аствацатуров А.А. Не кормите и не трогайте пеликанов. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. 350 с.

21 Аствацатуров А. Скунскамера. М.: Редакция Елены Шубиной, 2021. 256 с.

верности. Мне хочется, чтобы читатель почувствовал, что тот мир, который его окружает и кажется дико нехудожественным, в сущности, есть просто текст»22.

Он объясняет, почему новым героем современной русской литературы становится автор-простяк: «Возможно, нам надоели успешные герои». В классической литературе уже был похожий тип героя - «маленький человек» [Соколова 2020, с. 269-270], однако автофикшн не требует того, чтобы к главному герою проявляли сострадание. Персонаж совершает поступки, не свойственные самому автору в реальной жизни: «Персонаж Андрей Аствацатуров не тождественен мне, человеку Андрею Аствацатурову. Я позволяю ему говорить глупости, делать подлости, подставлять людей, проявлять трусость, жить за счет других - то есть все то, чего я стараюсь в жизни не делать»23.

Анализируя деятельность современного писателя, Андрей Аствацатуров подчеркивает наличие второй профессии или рода занятости многих авторов: «Единицы живут литературным заработком: Улицкая, Сорокин, Пелевин и жанровики, да и то... Садулаев - юрист по образованию, Елизаров дает концерты, Айрапетян делает массаж»24. С одной стороны, факт многопро-фильности писателей можно расценивать как вынужденную финансовую необходимость, с другой стороны, именно это и дает персональный опыт в поиске интересных персонажей и событий для дальнейшего их художественного описания в произведениях жанра автофикшн.

Таким образом, в процессе изучения истории и особенностей литературного жанра автофикшн было выявлено, что жанр служит определенной цели и основан на реальных событиях, описанных в художественной манере с наличием вымысла. Автофикшн можно рассматривать как самостоятельный жанр, который характеризуется наличием элементов автобиографии автора, размытием границ между реальностью и вымыслом, видоизменением привычной структуры повествования, особенной стилистикой автора и сближением литературного языка с разговорным.

22 Андрей Аствацатуров для «Афиши»: Официальный сайт. URL: https://astvatsaturov.eom/author/creativewritingteam/page/3/ (дата обращения 26 октября 2022).

23 Там же.

24 Там же.

Литература

Ермолин 2022 - Ермолин Е.А. Автофикшн как медийная стратагема // Верхневолжский филологический вестник. Ярославль: Изд-во Ярославского педагогического ун-та, 2022. С. 71-79.

Марков 2020 - Марков А.В. Проблема не-лирического и не-эпического дневника: к границам жанра // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2020. № 2. С. 289-295.

Никифорова 2021 - Никифорова Д.В. Некоторые черты автофикшн в романе Сильвии Плат «Под стеклянным колпаком» // Художественное осмысление действительности в зарубежной литературе: Материалы Международной научной конференции: Москва, МГОУ, 21 апреля 2021 г. М., 2021. С. 113-121.

Соколова 2020 - Соколова П.В. «Маленький» герой прозы Аствацатурова // Художественный текст глазами молодых: Материалы Международной научной конференции: Ярославль, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 26 октября 2019 г. / Сост. М.Г. Пономарева, Е.А. Федорова. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического ун-та им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 268-272.

Яловенко 2020 - Яловенко М.А. Самосочинение или автофикшн: к вопросу о трансформации жанровой модели классической автобиографии (на примере романа "How should a person be?" Шейлы Хети) // Язык и культура в эпоху глобализации: Материалы Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, СПГЭУ, 30-31 октября 2020 г. Вып. 1 / Под ред. И.В. Кононовой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2020. С. 113-120.

References

Ermolin, E.A. (2022), "Autofiction as a media stratagem", Verhnevolzhskii filologicheskii vestnik, Izdatel'stvo Yaroslavskogo pedagogicheskogo universiteta, Yaroslavl', Russia, pp. 71-79.

Markov, A.V. (2020), "The issue of non-lyrical and non-epic diary. On the genre's boundaries", Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya "Istoriya i filologiya", no. 2, pp. 289-295.

Nikiforova, D.V. (2021), "Some autofiction features in Sylvia Plat's novel 'Under a glass cap' ", in Hudozhestvennoe osmyslenie deistvitel'nosti v zarubezhnoi literature: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Moskva, MGOU, 21 aprelya 2021 g. [Artistic understanding of reality in foreign literature. Proceedings of the International Scientific Conference, Moscow, Moscow State University, April 21, 2021]. Moscow, Russia, pp. 113-121.

Sokolova, P.V. (2020) " 'Little' hero of Astvatsaturov's prose", in Ponomareva, M.G. and Fedorova, E.A. (comp.), Hudozhestvennyi tekst glazami molodykh: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Yaroslavl', YAGPU im. K.D. Ushinskogo,

26 oktyabrya 2019 g. [Artistic text through the eyes of the young. Proceedings of the International Scientific Conference, Yaroslavl, K.D. Ushinsky YAGPU, October 26, 2019], Izdatel'stvo Yaroslavskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-ogo universiteta imeni K.D. Ushinskogo, Yaroslavl', Russia, pp. 268-272. Yalovenko, M.A. (2020), "Self-composition or autofiction. On the question of the classic autobiography genre model transformation (on the example of the novel 'How should a person be?' by Sheila Heti", in Kononova, I.V. (ed.), Yazyk i kul'tura v epokhu globalizatsii: Materialy Vserossiiskoi (natsional'noi) nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Sankt-Peterburg, SPGEU, 30-31 oktyabrya 2020 g. [Language and culture in the era of globalization. Proceedings of the All-Russian (national) Scientific Conference with international participation. St. Petersburg, SPSEU, October 30 31, 2020], iss. 1, Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, Saint Petersburg, Russia, pp. 113-120.

Информация об авторе

Андрей Д. Белогорцев, студент, Литературный институт имени А.М. Горького, Москва, Россия; 123104, Россия, Москва, Тверской б-р, д. 25; [email protected]

Information about the author

Andrei D. Belogortsev, student, Maxim Gorky Institute of Literature and Creative Writing, Moscow, Russia; bld. 25, Tverskoy Blvd., Moscow, Russia, 123104; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.