Научная статья на тему 'Автобиография де Куинси: диалог с XX веком'

Автобиография де Куинси: диалог с XX веком Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Караева Л. Б.

В статье рассматриваются вопросы эволюции жанра английской литературной автобиографии в историческом и эстетическом контексте рубежа XVIII-XIX вв. «Исповедь» Де Куинси, являющаяся объектом анализа, объединяя жанровые традиции духовной и светской исповеди и одновременно преобразуя их, представляет собой переходное явление, в котором отразились не только смена и взаимодействие двух граничащих эпох, но и неожиданная соотнесённость с общекультурной парадигмой второй половины двадцатого века..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автобиография де Куинси: диалог с XX веком»

ФИЛОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК - 394. 94 (= 946. 111. 2)

ТРАДИЦИЯ МУЖСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ГАРМОНИКЕ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ АДЫГОВ

А.В. ГУЧЕВА

Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН

В статье исследуется вопрос влияния гармоники на традиционное мужское исполнительство у адыгов. Рассматривается мужская исполнительская традиция, то, каким образом она продолжила и развила наиболее типизированные и индивидуализированные характерные черты традиционного музыкального исполнительства, как они были реализованы и какие были достигнуты успехи, а также вопрос статуса гармониста и его приглашение на торжество. Исследуются творческие биографии гармонистов-инструменталистов республики.

Мужское исполнительство на музыкальных инструментах у адыгов существовало веками. Традиционная музыкальная культура сложилась в контексте мифологического сознания адыгов и реализовалась в различных формах исполнительства. Формы проявления мифологического сознания в адыгской инструментальной музыке весьма разнообразны и одновременно типологически сопоставимы с инструментальными культурами других народов. В мифологическом сознании адыгов, как и у других народов, на определенной стадии развития музыка (в частности, инструментальная) представлялась как чудодейственная и гипнотическая сила.

В сохранившихся преданиях и легендах музыкальным инструментам, музыке и исполнителю приписывали магическую, порой целительную силу. Нартский герой Ашамез, получивший в подарок двухцветный камыль, был наделен, как и музыкальный инструмент и исполняемая на нем музыка, волшебной силой. Подует в белый конец камыля - вся природа оживает и расцветает, подует в черный - все живое увядает. Другой герой эпоса - Амыш ( покровитель крупного рогатого скота) был обладателем бжамия, который также был наделен магическими свойствами - усыплять или, напротив, пробуждать и выводить овец на пастбище.

В системе мифологических мотивов музыкальным инструментам отводится особенно важная роль, а музыканты-исполнители наделяются сверхъестественной силой, и ее обладатель - обязательно мужчина. Так, на подсознательном уровне из поколения в поколение передавалась мысль, что музыкантом-инструменталистом может быть только мужчина.

В адыгской традиции долгое время только мужчины обладали исключительным правом играть на музыкальных инструментах и видеть процесс их изготовления. Не случайно шичепшину, камыль вешали на стену вместе с ружьями, холодным оружием, плетками и другими мужскими атрибутами.

Музыканта приглашали на чапш (щ1опщак1уэ) к больному, чтобы облегчить ему боль; на обряд поиска тела утопленника (псыхэгъэ); во время боя - для воодушевления воинов. Использование музыкального инструмента в обрядах позволяет понять и осмыслить роль музыканта и его музыки как особенно важную, отмеченную Божественным началом.

129

В ходе формирования традиции инструментального исполнительства в определенный исторический период, на определенной стадии стала выделяться значимость музыканта как ее главной составляющей: музыкант в этой традиции имел особый социальный статус, который просматривается на примере джегуако. Отношение в обществе к ним было уважительное, в то же время объективное; их оценивали по таким качествам, как незаурядность, человечность и профессионализм, порядочность, умение правильно оценивать ситуацию, природная оригинальность, богатая фантазия, наличие дара импровизации, артистизм.

Приход в быт традиционной адыгской музыкальной культуры гармоники определил историческую дифференциацию в исполнительстве на женское и мужское. Гармоника вошла в быт народов Северного Кавказа и всего мира, принеся с собой новое мышление, новые атрибуты, новую исполнительскую традицию.

Традиция мужского исполнительства на гармонике начала формироваться приблизительно в 90-е годы Х1Х века. Сведения о мужчинах-пшинао в Х1Х веке в исследовательских работах не найдены, упоминаются лишь девушки-гармонистки. Одним из первых известных гармонистов-мужчин в народе считался Магомет Хагаудж (1850 - 1919). Возможно, были и другие гармонисты-мужчины, но мы не располагаем такими сведениями.

19 декабря 1882 года в г. Ростове-на-Дону в газете «Донская пчела» в рубрике «Хроника 1882, № 98» было напечатано объявление: «Любимец нахичеванской публики, известный артист - пианист и гармонист А.И. Алиханов извещает, что желающие пригласить его на вечера, именины, свадьбы и т.п. адресуются на Мало-Садовую улицу, дом Негодаева, №10».

«Донской голос» (1883, № 13) дал объявление: «16 февраля 1883 года в Новочеркасском зале Дворянского собрания вечер артиста Алиханова А.И.». В 1887 году в «Донской пчеле» (1887, № 8) после концертов А.И. Алиханова в Ростове и Нахичевани напечатана статья « Феноменальный гармонист», где автор называет в списке репертуара гармониста «мелодии кавказских народностей». В 1898 году в газете «Приазовский край» (1898, № 124) было дано объявление о прощальном бенефисе А. Алиханова.

В том же году ростовские газеты были заполнены объявлениями о концертах в Ростовском большом ресторане, в зале театра и в дивертисментах ростовского сада «Палермо» феноменального гармониста, подлинного исполнителя на народных инструментах П.Е.

Невского.

Еще раньше, на рубеже 80 - 90-х годов Х1Х века, в Ростове был отмечен первый случай гастролей исполнителя на гармонике В.И. Главача, которые организовал Е.Н. Герискович [2].

Если предположить, что в Ростове в конце Х1Х века уже была налаженная концертная практика гармонистов, то, возможно, в различных адыгских селениях упоминалось об этих концертах и об исполнителях-мужчинах. Ростов был одним из поставщиков гармоник в Кабарду, Черкесию, Адыгею. Крупнейшей на Дону фирмой, специализирующейся на торговле музыкальными товарами, являлось «Музыкальное депо Адлера»1. Эта фирма чутко реагировала на спрос на ту или иную продукцию, в том числе и на гармоники, ибо он был определяющим для развития торговли.

Вероятно, поставщики гармоник в адыгские аулы рассказывали, что на них играют мужчины (или они сами играли на них, демонстрируя свой товар). Несмотря на установившуюся женскую традицию исполнительства на гармонике, кто-то сумел своей виртуозной игрой опровергнуть сложившийся стереотип в отношении мужского

1 Л. Г.Адлер - известный педагог, пианист. Музыкальное депо находилось в Ростове-на-Дону по адресу: Садовая ул.; склад - Дмитриевская ул.; собств. дом.

129

исполнительства на этом музыкальном инструменте.

Приглашение гармониста на свадьбу

Торжество, праздник любого уровня были немыслимы без музыки. Приглашение на свадьбу музыкантов исходило от родственников жениха: братьев, дяди, иногда - от друзей. Родители и жених никогда не вели переговоров с музыкантами. Приглашение поступало за два-три дня, а иногда за одну-две недели до свадьбы. В случае, если гармониста приглашали одновременно на несколько свадеб, предпочтение отдавалось первому. Но если поступало несколько приглашений из разных аулов и одно - из родного, то гармонист играл в родном селе, извинившись перед другими за отказ. Бывали случаи, когда семья жениха переносила свадьбу на другой день, чтобы известный гармонист у них играл, когда освободится. Такие случаи встречались и совсем недавно, когда в Кабарде переносили свадьбу для того чтобы на ней играли Хасан Сохов, Заудин Хапажев или Аубекир Кодзов и т.д. Это связано с тем, что, во -первых, они - гармонисты-виртуозы, мастера своего дела; во-вторых, знают последовательность проведения ритуалов; в-третьих, в их репертуаре старинные адыгские танцы, современные наигрыши, танцы и мелодии народностей, проживающих рядом. В целом их присутствие и игра на свадьбе являются украшением и превращают ее в большой праздник музыки и танцев. Кроме известных гармонистов, приглашают на свадьбу и профессиональных танцоров, которые также украшают торжество.

Существовали устоявшаяся традиция, общепринятые критерии мастерства, « традиционности», «красоты» и виртуозности исполнения, которые не меняются и по сей день. Одним из квалификационных критериев исполнительского мастерства гармониста является приглашение играть на свадьбе. Гармонист, проведший десять свадеб, считался общепризнанным мастером.

Говоря об искусстве гармониста, обязательно считают необходимым в качестве неоспоримого доказательства его мастерства назвать количество проведенных им свадеб. Этот обычай фиксирует новый квалификационный статус исполнителя - статус мастера.

Приглашением к танцевальной части торжеств служит звучание музыкального инструмента . Хорошие гармонисты в таких случаях играют специальный зачин к танцам. Каждый исполнитель старается сочинить свой зачин, отличающийся от зачинов других исполнителей. Это своего рода визитка - яркая, оригинальная, эффектная, броская, чтобы звучала, как « вспышка», чтобы зажигала окружающих.

Обычно зачин звучит с самой высокой ноты и как бы «задерживается» на первом звуке, ритмически «оттягивая» основную тему главного танца. Затем мелодия как бы льется из-под пальцев гармониста, украшенная множеством переливов - мелизматики, акцентируется ритмами ударных инструментов.

Помимо зачина, гармонист отмечает начало танца каким-нибудь трюком: поднимает над головой гармонь, растягивает до предела меха или растягивает их таким образом, чтобы сходились правый и левый полукорпусы нижними или верхними гранями, или как бы сворачивает гармонику с лицевой стороны и т. д.

Искусство исполнителя - это своеобразное единение с инструментом. Хороший исполнитель «чувствует» свой инструмент, который отвечает на его эмоциональное состояние, чутко отзываясь на малейшие изменения, нюансы. Идеи, эмоции, настроения хороший музыкант передает через звучание своего инструмента и своеобразную манеру игры. У хорошего исполнителя пальцы буквально бегают по клавишам гармоники; иногда кажется, что они почти не касаются клавиш, что музыка льется как по волшебству.

Раскрывая гармошечный мех до предела, пшинао нередко играет одной рукой за счет

129

фиксации большого пальца правой руки в ремешке-петле правого грифа. Отпуская левую руку вовсе, он продолжает без остановок вести мелодию наигрыша; поднимает гармонику вверх, играет над головой, опускает ее до земли.

Во время танцев пшинао выходит в круг, подыгрывая наиболее уважаемым танцорам -старейшине, гостю, почетной девушке, наклоняясь, играет беспрерывно у ног танцующих. Музыканты сопровождают невесту к соседям и на площадку для игрищ, не прекращая играть по ходу шествия. Так активно и темпераментно играя, гармонист проводит весь день, иногда и ночь, продолжая аккомпанировать обрядам, ритуалам и танцам. Гармонисты западной традиции играют стоя или поставив правую ногу на подставку или стул. В восточной традиции гармонисты проводят игрища сидя, при передвижениях играют стоя.

Издавна на игрища приглашали известных в округе виртуозов - двух-трех камыляпшей. В адыгском обществе было принято уметь играть на музыкальных инструментах, и каждый легко мог определить качество игры музыканта. Искусство исполнителя отмечается своеобразным слиянием с инструментом. Характеризуя мастерство исполнителя, говорили, что он «дышит» со своим инструментом или «прорастает» в нем. Через инструмент исполнитель может передать свое психоэмоциональное состояние, реакцию на внешний мир и внутренние ощущения, которые проявляются в звучании инструмента, в манере игры. Можно заметить, что хороший камыляпша как бы выдувает звуки не из камыля, а из себя выдувает мелодию через камыль. Он дышит музыкой, он живет в музыке. Его дыхание является жизнью мелодии, через инструмент он оформляет музыку.

Хороший шичепшинао отличается не только беглым перемещением пальцев по грифу, но и тем, что вкладывает в музыку дыхание за счет плавной или резкой смены движения смычка. Мягкое звучание зависит от мягкого прикосновения смычка к струнам.

О хорошем гармонисте часто говорят: он не играет, он «танцует» по клавишам. Хорошее владение мехом дает жизнь наигрышам, мелодия льется «на одном дыхании». Меха могут передать все тончайшие нюансы настроения, душевных порывов гармониста. Говоря об исполнительском уровне игры гармониста, замечают: «Он хорошо владеет мехом». Виртуоз-гармонист обладает хорошим техническим аппаратом, внутренне раскрепощен, имеет великолепные слух и память, богатый репертуар, и хороший инструмент, отвечающий замыслу исполнителя.

Импровизационное искусство народных гармонистов отличается изобразительностью: красочностью аккомпанемента, своеобразным ритмом, остротой смены настроения, динамической гибкостью звучания, связанной с манерой ведения мехов.

Б. Асафьев в статье «На реках» об игре одного из гармонистов писал: «Когда однажды мне удалось подслушать такого импровизатора, аккомпанировавшего частушке, эффект был удивительный: он отбивал залихватский, но неизменный напев, словно плющом - фигурации, одна затейливей другой, роились вокруг голоса, а после каждого куплета врывался веселый наигрыш и заманивал певца. Думается, что подобного рода импровизационные выступления не случайны, что тут уже имеются традиции и ряд излюбленных приемов, на основе которых и развивается это искусство». И далее он продолжает: «Новизна многих оборотов и ритмическая бодрость и организованность заставили меня невольно обратить внимание на указанное явление и отметить его как отрадное» [1].

Народная исполнительская традиция сложилась в древности, и требования, выдвигаемые к первым исполнителям на первых примитивных музыкальных инструментах, до сих пор не изменились. Это выражение внутреннего состояния души, переживаний и эмоций. В этом выражается подлинный смысл искусства гармонистов.

Исследовав творческие биографии адыгских гармонистов, можно выделить три периода в

129

формировании их творческой карьеры.

Первый период - гармонист играет в кругу друзей, для родных. Репертуар состоит из популярной танцевальной музыки и полюбившихся народных песен. Гармониста еще не приглашают на свадьбы.

Второй период - основной, связанный с приглашениями на свадьбы. Репертуар расширяется за счет необходимости знания обрядовой музыки, а также умения исполнять любые наигрыши по просьбе танцующих. Происходит расширение репертуара и повышение технического, профессионального уровня гармониста.

Последний период - по ряду физических причин гармонист прекращает играть на свадьбах.

Первый период связан с техническим освоением инструмента, а также репертуара. Второй период более продуктивный: гармонист осмысленно играет обрядовый репертуар, вырабатывает своего рода «программу» последовательности исполнения наигрышей. В это время исполнитель реализуется как мастер, профессионал, он вырабатывает свой стиль игры и манеру исполнительства, характерные только для него. Последний период связан с физическим увяданием, слабостью: гармонист не может играть на всем протяжении свадьбы, некоторые наигрыши им забываются.

Многие страницы духовной жизни адыгов остались до настоящего времени малоизученными. Традиция мужского исполнительства нами рассматривается с творчества Магомета Хагауджа, т.к. архивные и исторические материалы впервые зафиксировали эту традицию в связи с его именем.

Амшоков Сафарби Жантемирович 2

Амшоков Сафарби родился в Вольном Ауле (ныне м/р г. Нальчика, КБР) 13 октября 1947 года. В 1966 году поступил в Нальчикское культурно-просветительское училище на отделение хореографии, хотя прекрасно играл на гармонике полюбившиеся танцевальные мелодии и песни.

Во время учебы в училище работал в филармонии аккомпаниатором.

С 1966-го по 1985 год в Музыкальном театре был артистом балета, участвовал во всех спектаклях и балетных постановках.

В 1968 году Сафарби познакомился с известной гармонисткой Курацей Каширговой. Благодаря этой встрече в его репертуаре появились две кафы известной гармонистки, которые сейчас может исполнить только он. Ему посчастливилось несколько раз играть с ней дуэтом на семейных мероприятиях.

В 1972 году был приглашен в ансамбль «Нальмас» (руководители - Х. Варзиев, А. Кулов) концертмейстером, где проработал до 1976 года.

В начале 1975 года Сафарби начал собирать фольклорный и этнографический материал по аулам и селам республики. Этот материал (как старинные инструменты, их описания, так и фонозаписи образцов народной музыки) был в последующем использован в организации ансамбля «Шичепшина», позднее переименованном в «Бжамий» (1989 г.). Во время этой экспедиции он познакомился со многими исполнителями народных песен и инструментальных наигрышей, среди которых был и известный шичепшинао Хасан Хавпачев.

В Абхазии в Национальном музее им была найдена пшинадукуакуа (угловая арфа), с которой он сделал эскизы и снял все мерки; впоследствии (по этим наброскам, фотографиям

Информант: Амшоков Сафарби Жантемирович (1947 г.р.; г. Нальчик, КБР)

129

и замерам) известным мастером Хасаном Хавпачевым был изготовлен (скорее, восстановлен) этот старинный инструмент. Это был первый в республике музыкальный инструмент для ансамбля «Шичепшина». Среди коллекции музыкальных инструментов Сафарби имеется и бжамий, изготовленный и подаренный ему известным гармонистом из Адыгеи Кимом Тлецеруком.

В середине 70-х годов он окончил Высшую профсоюзную школу в г. Краснодаре. После возвращения в г. Нальчик начал работать методистом по вопросам фольклора и хореографии КБАССР при Областном совете профсоюзов.

В 1975 - 1976 гг. Сафарби предпринимает попытку воссоздать традиционный адыгский инструментальный ансамбль, используя свои экспедиционные полевые материалы. В состав инструментального ансамбля «Шичепшина» изначально вошли следующие инструменты: шичепшина, шичепшина-альт, шичепшина-бас - по два инструмента; апапшина; пшинадукуакуа; шу-шу; зурна; гармоника; пхацич. Шичепшины, апапшины и пшинадыкуакуа были изготовлены Хасаном Хавпачевым.

Первое выступление ансамбля «Шичепшина» состоялось в 1976 году под руководством С. Амшокова. После этого ансамбль был передан Л.Л. Бекулову. В связи с частыми концертами некоторые инструменты вышли из строя и требовали ремонта и реставрации; для этого был приглашен мастер В.Ойберман, который восстановил подлежащие ремонту, а некоторые изготовил заново. В 1989 году ансамбль «Шичепшина» был переименован в «Бжамий».

Во время работы методистом Сафарби регулярно проводил семинары для гармонистов республики, где теории обучал известный гармонист и педагог Мухаммед Ажикович Маметов, а практику вел Сафарби Жантемирович Амшоков. Ими были разработаны несколько учебно-методических блоков, в которые вошли кабардинские, адыгейские, осетинские и другие танцевальные наигрыши и мелодии.

В 1990 году Сафарби Амшоков был приглашен Молодежной Хасой Иордании на работу в качестве хореографа и концертмейстера танцевального коллектива. Во время работы в Иордании он при помощи Молодежной Хасы «Нади - Джиль Джажид» осуществил постановку одноактного спектакля-балета «Негасимый очаг». Премьера прошла успешно. Спектакль играли в течение восьми дней с огромным успехом.

В июле 1993 года он участвовал в фестивале «Джараш», который ежегодно проводила королева Нур, жена короля Хусейна. На этом фестивале Сафарби показал свою новую концертную программу и был удостоен звания лауреата. После этого С. Амшоков поставил еще четыре спектакля, которые прошли с огромным успехом и аншлагом.

Там же Сафарби создал инструментальный ансамбль из шичепшины, кларнета, трех аккордеонов, двух гармоник, пхацича и барабана. Этот ансамбль приглашали для музыкального оформления спектаклей, а также на различные мероприятия, проводимые Хасой , и на приемы у короля, королевы-матери и принца Иордании.

В 1992 году Сафарби побывал во всех Адыгэ Хасэ Амана (Заркъэ, Русефэ, Джэрэш, Суелыхь, Нэур, Уэдисир) и в Адыгской школе им. принца Иордании Хамзы; был приглашен на конкурс гармонистов и певцов им. Абиды Умар, известной в Иордании и на исторической родине гармонистки. Все участники конкурса были награждены дипломами и грамотами. Победителем стал талантливый певец Тхагапсо Инал, который был награжден медалью и дипломом. По возвращении в Нальчик С. Амшоков начал работать в детской студии концертмейстером-аккомпаниатором.

Во время работы в Музыкальном театре в 1966 - 1985 годах он участвовал в постановках балетов «Лялюца», «Даханаго», «Аминат», «Нарты», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Жизель», «Тропою грома», «Эсмеральда» и др., в постановке оперы «Мадина».

129

В 1989 - 1990 годах работал в Кабардинском театре им. А. Шогенцукова заведующим музыкальной частью спектаклей и концертных номеров. С. Амшоков является автором 14 мелодий, занимается аранжировкой национальной музыки. У него много учеников в Иордании : Насып Муханад и Мухамад, Чияко Зед, Абаза Ануар, Жилоко Блан, Апыж Мухамад, Тарик Харби, Фирас Харби и многие другие. Сейчас это известные гармонисты, проживающие в Амане.

Среди учеников Сафарби Амшокова - известный в Северной Осетии-Алании гармонист Батраз Чочаев, который занимается изготовлением национальных гармоник.

Одним из учеников Сафарби также является талантливый начинающий композитор Самыр Сами, который окончил в Египте класс по композиции и применил свои знания и навыки в известном, полюбившемся на Северном Кавказе инструментальном проекте «Этническая музыка народов Кавказа-2003». В этом альбоме солирующие партии на гармонике исполнили Сафарби Амшоков и Базоко Сагид.

Говоря о творчестве Сафарби Амшокова, хотелось бы привести слова: «Этот человек, на мой взгляд, делает не простое дело. Он возвращает историю народу, делает людей добрее посредством танца и музыки» [3].

Кодзов Аубекир (Михаил) Хусенович 3

Заслуженный артист КБР, гармонист; родился 25 апреля 1944 года в с. Нижний Куркужин Баксанского района; научился играть в тринадцать лет. В 1956 году ему купили первую гармонику (строй диатонический, 12 клавиш, 4 баса (лодочки); позднее -шестнадцатиклавишную «казанскую» гармонь, затем - восемнадцатиклавишную.

Подбирал на слух услышанную на свадьбах, вечеринках, концертах музыку, а также передаваемые по радио пьесы в исполнении К. Каширговой, Г. Бирмамитовой, Н. Тенгизова, М. Пшихачева. Огромное влияние на Аубекира оказала игра Мухажира Пшихачева, работавшего в то время в сельском клубе. В свободное время слушал игру гармонисток из села : Лидии Эздековой, Тамиши Кодзовой (сноха), Бицы Кушховой, Дзадзуны Кодзовой (сестра). С 6-го класса его начали приглашать на свадьбы как гармониста. Аубекир участвовал в конкурсах, проводимых в районе, селе. На конкурсе в г. Нальчике занял 1-е место; аккомпанировал исполнителям песен. В 1961 - 1962 годах работал в Доме культуры г.

Баксана, аккомпанировал агитбригаде, участвовал в постановках спектаклей в театре, где познакомился с Беталом Баховым, композитором-мелодистом, который много играл и научил его, как лучше аккомпанировать вокалистам и исполнять музыку к спектаклям. В 1964 году участвовал в конкурсе агитбригад в г. Нальчике, в этом же году направлен в с. Заюково для работы в агитбригадах. В 1964 году А. Кодзов принял участие во Всероссийском конкурсе агитбригад в г. Москве. С конкурсной программой агитбригады с. Заюково он выступил в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ), где они заняли 1-е место.

После возвращения из Москвы по инициативе Биляла Каширгова Аубекир Кодзов в 1965 г. был приглашен в ансамбль танца «Кабардинка», где проработал вместе с руководителем ансамбля Мутаем Ульбашевым до 1987 г. Обычно он играл вместе с Фатимат Дышековой ( гармоника), Лидией Оразаевой (гармоника), Падацуром Ашуровым (зурна), Потой, Русланом и Арсеном Алоевыми (доуль).

Сольный номер Аубекира и номер трио - А.Кодзев (гармоника), П. Ашуров (зурна), Р

. Алоев (доуль) - входили во все программы концертов и встречались слушателями бурными

Информант: Кодзов Михаил Хусенович (1944 г.р.; г. Нальчик, КБР)

129

аплодисментами, вызывая живой интерес к национальной музыке. После ухода из « Кабардинки» он был приглашен в детский ансамбль «Нальцук», где проработал до 2001 года.

В 1994 году по инициативе директора Дворца творчества детей и юношества Клары Адальбиевны Калмыковой Михаил Кодзов открыл кружок по обучению игре на национальной гармонике. За время работы в ЦДТ А. Кодзов научил игре свыше 200 детей, организовал ансамбль гармонистов, которому в 1999 году был присвоен статус народного самодеятельного коллектива. Этот коллектив неоднократно награждался дипломами и грамотами республик Адыгея, Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария. Ансамбль побывал на гастролях в Сирии и Иордании. Сейчас Аубекир работает только с гармонистами кружка. Многие из выпускников востребованы в республике как гармонисты.

Выступает он на концертах с вокалистами республики: Х.Маремуковым, О.Сокуровой, И. Дауровой, И.Крымовой, М.Отаровым и др. За время работы в «Кабардинке» побывал на гастролях во многих государствах; с прославленным коллективом он объездил 44 страны: Судан (Африка, 1967), Марокко, Тунис, Ливия, Алжир (1968), Ливан, Сирия (1970), Австралия (1972), Латинская Америка, Польша, ЧССР, ГДР (1974), Иордания (1981), Бразилия (1985), а также побывал во многих городах СССР.

В 1979 году за заслуги в области танцевального искусства А.Кодзов получил звание « Заслуженный артист КБР».

В 2004 году А. Кодзов был удостоен Почетной грамоты Кабардино-Балкарской Республики и Почетной грамоты Парламента КБР.

Является автором некоторых мелодий, используемых в хореографических постановках ансамбля «Кабардинка», а также автором нескольких песен.

Аппоев Альберт Юсупович4

Альберт Юсупович Аппоев родился в пос. Белая Речка, КБР, 30 января 1968 года. С детства ему нравилось слушать национальную музыку и смотреть, как танцуют на свадьбах и различных торжествах. Еще в школе он начал заниматься танцами в школьном танцевальном коллективе. После окончания школы в 1985 году Альберт поступил в Нальчикское культурно-просветительское училище на организаторское отделение. В 1986 - 1988 годах служил в армии.

После возвращения со службы его пригласили танцором в ансамбль «Балкария». Вместе с руководителем он ездил по селам республики для отбора молодежи в танцевальную группу. Во вновь организованном ансамбле не было музыкантов, и Альберту пришлось попробовать себя в роли концертмейстера на первой репетиции ансамбля, которая состоялась в 1988 году. Ему не хватало навыков и профессионализма, но желание играть на гармонике было сильнее. Каждодневные занятия на инструменте и репетиции помогли совершенствованию мастерства, которое со временем стало оточенным и профессиональным. Достижения музыканта были столь значительными, что после успешного выступления Государственного фольклорно-этнографического ансамбля «Балкария» на Днях Кабардино-Балкарии в Москве Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 8 мая 1996 года Аппоеву Альберту Юсуповичу было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Кабардино-Балкарской Республики».

В составе Государственного фольклорно-этнографического ансамбля «Балкария» Альберт Аппоев принял участие в международных фестивалях в Турции, Франции, Польше, Голландии

** Информант: Аппоев Альберт Юсупович (1968 г.р.; пос. Белая Речка, КБР)

129

, Германии, во многих городах России и соседних республик.

В 1988 - 2003 годах А. Аппоев был музыкальным руководителем ансамбля «Балкария».

Параллельно с работой в ансамбле «Балкария» Альберт с 1997 года был концертмейстером ансамбля «Асса» Республиканского дворца творчества детей и молодежи.

В составе ансамбля Альберт принял участие во Всемирном кинофестивале детского творчества (Турция), Международном форуме «Одаренные дети России» (Москва), в Детском фольклорном фестивале (Турция), во Всемирном фестивале-конкурсе тюркоязычных народов 2007 года (Турция), а также во многих мероприятиях, проводимых в городах и селах республики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Альберт Аппоев работает в ансамбле «Асса», в образцовом ансамбле «Элия» отдела культуры г. Нальчика, а также в танцевальном коллективе школы-интерната № 1 г. Нальчика.

Альберт Аппоев занимается исследованием и сбором музыкального фольклора балкарцев и карачаевцев, ведет большую работу по пропаганде национальной культуры. Он владеет обширным музыкальным репертуаром, умением аранжировать национальные мелодии для хореографических постановок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев Б. На реках. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л. 1973. С. 46 - 47.

2. Донская пчела.1890. № 21.

3. Кубицкий В. Душа в искусстве. И в Иордании зажег очаг. Газета «Нарт». 1995 г., январь. № 3 (67).

TRADITION OF MAN'S RENDITION ON AN ACCORDION IN INSTRUMENTAL CULTURE OF CIRCASSIANS

A.V. GUCHEVA

In presented paper a question of influence of an accordion on traditional men's rendition of Circassians is investigated. The author studies the men's performing tradition, how it has continued and developed the most typified and individualized characteristic features of traditional musical rendition, how they have been realized and what successes have been attained. Also a question of the status of the accordion concertina player and his invitation to a celebration was studied. Creative biographies of accordion concertina players-instrumentalists of the republic are also investigated.

Работа поступила 02.02.2009 г.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.