Научная статья на тему 'Автобиографистика И. Машбаша в контексте прозы поэта'

Автобиографистика И. Машбаша в контексте прозы поэта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
210
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Автобиографическое начало / лирический характер / синтез поэзии и прозы / типы художественной речи / поэтика

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова Татьяна Маратовна, Аутлева Фатима Аскарбиевна

Рассматриваются ведущие тенденции автобиографической прозы поэта на материале произведений Исхака Машбаша. Ставится цель рассмотреть вопрос в контексте этно-ментального и исторического мировидения. Авторы приходят к выводам о продуктивности взаимодействия стиха и прозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автобиографистика И. Машбаша в контексте прозы поэта»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

УДК 801.6

ББК 83.3 (235.7) С 50

Степанова Татьяна Маратовна

докт. филол. наук, профессор АГУ г.Майкоп, РФ E-mail: stepanova.maykop@gmail.ru Аутлева Фатима Аскарбиевна, канд. филол. наук, доцент АГУ, г.Майкоп, РФ Е-mail: fatima.autleva@yandex.ru

АВТОБИОГРАФИСТИКА И.МАШБАША В КОНТЕКСТЕ ПРОЗЫ ПОЭТА

Аннотация

Рассматриваются ведущие тенденции автобиографической прозы поэта на материале произведений Исхака Машбаша. Ставится цель рассмотреть вопрос в контексте этно-ментального и исторического мировидения. Авторы приходят к выводам о продуктивности взаимодействия стиха и прозы.

Ключевые слова

Автобиографическое начало, лирический характер, синтез поэзии и прозы, типы художественной речи,

поэтика.

Общепризнанно, что обращение поэта к прозе - свидетельство творческой зрелости. Мы знаем немало примеров тому в многонациональной отечественной литературе второй половины ХХ - начала ХХ1веков: «Дневные звёзды» О.Берггольц, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Долгое-долгое детство» М. Карима, «Воздушные фрегаты» Л. Мартынова, «Берёзовый сок» Щипачёва, «На Ельнинской земле» М. Исаковского, «Угощаю рябиной», «Сладкий остров» А. Яшина. В этом русле располагается и автобиографическая проза народного поэта Адыгеи Исхака Машбаша. Прозаические опыты поэтов по преимуществу имеют автобиографическое начало, лирический характер, являясь своеобразным синтезом поэзии и прозы. В искусстве слова параллельно развиваются две различные системы, два самостоятельных типа художественной речи, которые подчиняются разным законам, обладают специфическими чертами. Эстетике и поэтике знакомо понимание соотношения «прозы» и «поэзии» в их более широком, метафорическом значении (как противопоставление идеального, высокого - низменному, обыденному). Проблема различия поэзии и прозы в отечественной филологической науке впервые была поставлена в работах лингвистов А. Потебни и А. Пешковского на рубеже Х1Х-ХХ веков. В дальнейшем в работах крупнейших ученых отмечалось взаимовлияние прозы и поэзии (Ю.Тынянов. Проблема стихотворного языка; В.Шкловский. Повести о прозе; Тимофеев Л. Стих и проза; Лотман Ю. Поэзия и проза; В.Кожинов В. О природе художественной речи в прозе). Интересны в этом плане работы самих поэтов (рецензия

З.Гиппиус «Проза поэта. («В. Брюсов. Земная ось». (1907), И. Бродского «Поэт и проза» (1979).

Своеобразие автобиографической прозы поэта... Правомерна ли, возможна ли подобная постановка вопроса? Отличается ли «проза поэта» от «прозы прозаика»? Что подразумевается под прозой поэта -проза человека, пишущего стихи? В каких случаях проза поэта приобретает новое, особое качество, становится «прозой поэта»? Все эти вопросы неизбежно возникают при попытке осмыслить это явление. Необходимо поэтому обосновать само понятие «автобиографическая проза поэта», дифференцировать явления, обозначаемые терминами «поэтическая проза» и «проза поэта», определить её место в историколитературном процессе, сделав краткий экскурс в историю развития и взаимодействия поэзии и прозы.

Ведущей формой всех дореалистических периодов развития литературы (фольклор, античность, возрождение, классицизм, отчасти сентиментализм, романтизм) была поэзия. «Недоразвитость» прозаических форм в эти эпохи приводит к тему, что проза, во-первых, выполняет служебную, технически-прикладную роль, оформляя синкретические научно-художественные, документально-художественные произведения (философская, ораторская, историографическая проза, эпистолярная, деловая проза). Вполне понятно, что именно в прозаической форме создаются и первые произведения автобиографического

183

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________________

характера. Современная автобиографическая проза поэтов, включая и аналогичные произведения И. Машбаша, продолжает эту традицию.

Неканоническая форма прозы А.С.Пушкина - его документальные произведения («Путешествие из Москвы в Петербург», «Путешествие в Арзрум»). Жанр литературного путешествия с его повествованием от первого лица, многотемностью, с широким включением разного рода отступлений, относительной самостоятельностью составляющих произведение внутренне завершённых фрагментов, связанных в единое целое сквозным мотивом путешествия, открывает большие возможности. При этом описание реального путешествия отступает перед изображением душевного мира повествователя, системы его суждений и т.д. Свободная форма, а также все обозначенные выше признаки предвещают в «Путешествии в Арзрум» современную прозу поэта... Путевые заметки мы встречаем и в автобиографической прозе И. Машбаша. Это сложное построение, включающее в себя элементы хроники, мемуаров, романа, эссе, философского и психологического исследования, публицистики. Сложную и ответственную задачу - воссоздания «былого» и выражении «дум» своих и своего поколения успешно решают автобиографические книги И. Машбаша 1985-2010-х годов [3,4]. Художественная структура этих книг во-многом близка поэтике «Былого и дум»: «... отрывки, помещённые в «Полярной звезде», рапсодичны, не имеют единства, прерываются случайно, забегают иногда, иногда отстают. «Былое и думы» не были написаны подряд. Оттого на всем остался оттенок разных настроений - мне бы не хотелось стереть его» [1, с. 17]. Этот метапоэтический комментарий может быть применен и к автобиографическим книгам И. Машбаша. Возникший на рубеже Х1Х-ХХ веков подъём в обращении западных и русских поэтов к прозе носил характер философскопублицистический, литературно-теоретический или мемуарно-критический. В этот период создаются аналитические статьи, рецензии, эссе, а также автобиографическая проза и мемуаристика В. Брюсова, И.Н. Анненского, А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Белого, О.Мандельштама... Символистская критика стремилась превратиться в особый вид словесного искусства - стать поэтической, метафорической, эстетизированной. Избегая в стихах и прозе понятийного, терминологического мышления, символисты ограничивали его и в своей критике. «Они совмещали с дискурсивным мышлением образность, суггестивные словесные сцепления и выдвигали на первый план лирическую стихию», - отмечал Д. Максимов. В критике, эссеистике и публицистике поэтов Серебряного века в большей мере, чем в критике традиционной для русской литературы, играет роль личное начало, индивидуальное Я автора, присутствующее в статьях почти с такой же полнотой, как и сам объект анализа. В их критических работах заметно тяготение к эмоционально-образному лирическому строю. Поэтому неспроста А. Блок называет ’’прозой” всё то, что не является в его творчестве стихотворным, и, одновременно, собственно художественным. Он обозначил этим словом свои статьи, речи, этюды, очерки, рецензии, дневник писателя. Д. Максимов в прозе A. Блока выделяет два наиболее заметных, индивидуализирующих речь языковых слоя: «высокий», подчёркнуто «поэтический» стиль, перекликающийся в далёкой перспективе с художественным строем статей, например, Гоголя. С другой - отражающий в общераспространённой публицистической и разговорной речи [2, с.356]. В мемуарно-автобиографической и публицистической прозе И. Машбаша, как и во всей современной прозе поэтов, первый слой сведён к минимуму. В литературе рубежа XX - XXI веков вновь заметно возрастает синкретизм поэзии и прозы, но уже на новом уровне, с усилением прозаического начала. Эту эволюцию в полной мере прошел на протяжении своего длительного плодотворного пути поэт и прозаик Исхак Машбаш. Такое представление о прозе поэта характеризует все воплощения и формы его внехудожественной прозы.

Как видим, немногие попытки очертить контуры этого явления отличаются заметной неопределённостью. Мы вполне отдаём себе отчёт в том, насколько условно само понятие «проза поэта». И в то же время очень важны эти суждения поэтов-практиков, одновременно ставших на путь мемуарноавтобиографической, лирической прозы, литературной критики. Вопрос о прозе поэта толкуется нами не в самом широком смысле, как его ставил один из наставников И. Машбаша по литературному институту К.Паустовский: «Подлинная проза пронизана поэзией как яблоко соком», а в более конкретном плане. Проза этих художников слова, с равной силой владеющих арсеналом двух, а то и трёх родов литературы, как правило, не отличается никакими специфическими особенностями, позволившими бы определить её как прозу поэта. В их прозе, поэзии, драматургии в каждом конкретном случае преобладает ведущее для

184

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х___________________

них родовое начало (эпос, лирика, драма). В их творчестве, как правило, не наблюдается явного взаимопроникновения жанров и родов. Вводя понятие «проза поэта», мы имеем в виду прозаические произведения поэтов по преимуществу, у которых поэтическая стихия является главной, проникающей как в прозаическое творчество, так и в произведения, созданные для театра (например, проза и драматургия А. Блока). Художественная проза в обычном понимании, т.е. беллетристика в первоначальном значении этого слова характеризуется в первую очередь ориентацией на вымысел, художественную типизацию. В ней наличествует созданный воображением прозаика-«профессионала» сюжет, герои и т.д. Поэт же, обращаясь к прозе как «дилетант» в этой области, не берёт на себя «труд» создавать острые сюжетные положения, последовательно развивать и переплетать сюжетные линии, одним словом, создавать прозаическое произведение по его жанровым и композиционным законам. Она ограничиваемся тем материалом, который ему больше всего знаком и близок - материалом собственной жизни, не прибегая к выдумке (следовательно, его проза в самом широком смысле автобиографична). И художественная организация этого материала у него подчинена не устоявшимся законам художественной прозы, а сугубо индивидуальной, непосредственной, неприхотливой и, вместе с тем, прихотливом логике. Само содержание - автобиографическое, следовательно, документальное - не вызывает потребности в особым образом художественно организованной, искусственно созданной форме.

«Стих всегда немного клетка для мыслей», - писал Ж. Ренар. Для характеризуемого нами поэта Исхака Машбаша стих - не клетка, а органичная форма творчества, в которой он достиг значительного уровня. Но, видимо, его привлекала возможность иного аспекта взгляда на мир. Стремление дать, помимо субъективной, эмоциональной, лирической, более обстоятельную, объективную и многогранную характеристику вещей и явлений привело к роману. Для понимания природы романов И. Машбаша, стоящих в ряду других подобных явлений российской и северо-кавказской прозы, важна концепция Ю. Трифонова: «Латинское прилагательное «prosus» означает вольный, свободный, движущийся прямо. Смысл был - противопоставление поэзии. Свободный от рифмы, вольный от стихотворного ритма, движущийся прямо и независимо от канонов. Современная проза, которая иногда ставит читателя в тупик -роман ли это, рассказ, исторический очерк, философское сочинение, набор случайных сценок - есть возвращение к древнему смыслу, к вольности, к «prosus»[6, с.50]. Именно так по большей части выглядит и автобиографическая проза И. Машбаша.

Исхак Машбаш одновременно - признанный мастер истинно эпической прозы. Однако возможность иного аспекта взгляда на мир оказывается сильнее притяжения привычной формы. Стремление дать помимо эмоциональной, субъективной, лирической, более обстоятельную, объективную, многогранную и, в то же время, свободную характеристику вещей и явлений, желание избавиться, с одной стороны, от нормативности СТИХА, и, с другой стороны, от специфических законов эпического повествования привело его к прозе поэта - автобиографической, публицистической и эссеистической прозе. Обращение писателя к такого рода прозе не является для него фактом побочным, второстепенным. И в то же время оказывается для него нехарактерным, нетипичным, новым. Может быть, поэтому проза поэта зачастую отличается особой свежестью, нестандартностью, даже необычностью. В автобиографических книгах И.Машбаша «Общий двор» и «А что там, за горизонтом?»[3,4] как правило, отсутствует жанровая и композиционная определённость. Это вполне объяснимо. Родовая основа лирики - «конкретная определённость настроения» (Гегель) не требует от поэта ни воссоздания целостной картины мира, вызвавшего это настроение, ни изображения действия, направленного к достижению цели.

Жанровая и композиционная свобода, раскованность прозаического творчества поэтов проистекает именно из потребности в свободе выражения мыслей, чувств, впечатлений, из потребности отразить всё как можно более естественно, непосредственно, более всесторонне. И в то же время проза поэта - это не расслабленная и расплывчатая, иррациональная литература «потока сознания», а проза достаточно энергичная и динамичная, хорошо организованная неким внутренним стержнем. Как правило, прозе поэтов мало свойственна строгая системность, стройность и пропорциональность соотношений частей и целого, симметрия мыслей, наличие какой бы то ни было схемы для их выражения, рассудочных конструкций, всецело подчинённых логическому началу.

185

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х___________________

Конечно, И. Машбаш в своей автобиографической прозе не избегает анализа и умозаключений, но эта его проза, имеющая, в равной мере с художественной и документальную природу, не превращается в рационалистическую конструкцию. Нередко проза поэта имеет характер лирической, ассоциативной импровизации. В ней присутствует интуитивность, лирическая стихия, субъективность, легкая ирония и самоирония. Однако это не приводит к нарочитому лирическому беспорядку, эстетической нетребовательности поэта к своему прозаическому творению. Образность прозы поэта существенно отличается от способов выражения образности в произведениях так называемой «поэтической» прозы, для которой характерны иносказания, семантическая осложнённость (полисемантизм, экспрессивность), а также наличие патетически-эмоциональных мотивов, выражающих страсть, порыв, особою приподнятость и взволнованность, экзальтацию. В автобиографической прозе И. Машбаша преобладают иные формы выражения лирического сознания. Образность здесь не служит «украшению речи», а является органичным для поэта способом художественно-психологического воплощения автобиографического материала. Для автобиографической прозы интересующего нас вида характерен сознательный уход от поэтики традиционно-романтической «поэтической» прозы с её ходульностью, книжностью, риторикой; отказ от употребления анафор, словесных повторов и прочих стилистических фигур, вносящих в текст элемент орнаментальности, словесного узора, создающих сложные ритмические вариации, «поэтическую вязь». Она не отличается особой музыкальностью, патетичностью, напротив, её характеризуют простота, лексическая скупость, ироничность, лапидарность, разговорная свобода, «очерковость», документальность стиля. Но важно отметить, что несмотря на это, автобиографическая проза поэтов не страдает стилистической безликостью и аморфностью. Напротив, отсутствие традиционно-романтического, «возвышенного» стилистического слоя, выглядящего довольно банальным, способность избежать этого стереотипа «поэтической прозы» и придаёт прозе поэта её особую свежесть, ощущение новизны. В

автобиографической прозе И. Машбаша продолжает своё развитие его поэтический мир. Анализ отдельных параллелей в его лирике и прозе обнаруживает единство их эстетических свойств, а также органическую цельность этих двух жанров в их творчестве. Нам представляется, что путь И. Машбаша, как и других поэтов к автобиграфической прозе не сводится к переходу от больших стихотворных форм (поэм) к эпическим произведениям в прозе, к переходу достаточно механическому и дающему основание для несколько упрощённой трактовки этого процесса. Хотя И. Машбаш и создавал значимые поэмы, по-преимуществу в своей стихотворной деятельности он всё же был лириком. И автобиографическая проза его близка не столько к поэмам, сколько к стихотворной лирике, где ослаблено эпическое, сюжетное начало. Однако большой интерес также представляет мало освоенный литературоведами и критиками вопрос о параллелях и пересечениях между некоторыми поэмами и романами И. Машбаша (например, поэма «Море» и роман «Жернова»).

Автобиографическая и публицистическая проза поэта, его эссеистика во многом поясняет, комментирует его стихи, объединяет их в сознании читателя общими идеями, представляет их мотивы и образы в новых ракурсах. И то же время она - не только дополнение, простое комментирование его поэтического творчества, она обогащает и его поэзию глубиной взгляда, новизной их трактовки. Поэтому автобиографическая проза И. Машбаша не дублирует его стихи. Она прибавляет к его облику нечто новое, исключительно важное, самоценное, выходящее за рамки его стихотворной лирики. Нередко художественное развитие, логика внутреннего пути поэта обнаруживаются в его прозе более наглядно, чем в лирике. Его проза «заземляет», дополняет поэзию, а поэзия кристаллизует, углубляет, освещает прозу концентрированным лирическим сознанием. Подобный синтетический характер присущ автобиографическим и публицистическим книгам Исхака Машбаша. В сюжетосложении автобиографической прозы И. Машбаша ведущую роль играют два принципа - хронологический и ассоциативный. Последний в автобиографической прозе поэтов проявляется более отчётливо. Это приводит к уже упоминавшейся фрагментарности повествования, причем объем и качественный состав этих фрагментов весьма разнообразен. Здесь и историко-культурные экскурсы, и этюды онтологического и этнологического плана, написанные в эпическом ключе, портретные, пейзажные зарисовки, ассоциативнообразные характеристики предметов и явлений. Проза И. Машбаша содержит и фрагменты публицистически-делового характера, насыщенные информативным компонентом. Они передают

186

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

напряженную, острую и драматичную пульсацию эпохи, современником и прямым и далеко не рядовым участником которой довелось стать И. Машбашу. Психологические наблюдения, открытые и внутренние монологи, философские раздумья, эстетические размышления, отрывки, воспроизводящие непосредственные впечатления и восприятие поэта, делают его прозу интересной и современной для читателей разных поколений.

Список использованной литературы.

1. Герцен А.Н. Собрание сочинений в 10 т. М. - I956, т. 4, с. 17

2. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. 2-е изд. Л., "Советский писатель", 1981. 550 с.

3. Машбаш И.Ш. «Щагухъурай» («Общий двор») Майкоп. - 1985 с.- 230с.

4. Машбаш И.Ш. «Литература - жизнь моя». - Майкоп. - 2010 - 310 с.

5. Трифонов Ю. В. Избранные произведения в 2-х томах). М. Художественная литература. 1978. т.2. 653 с.

©Т.М. Степанова, Аутлева Ф. А.,2015

187

№8/2015

ISSN 2410-700Х

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

УДК 349.6

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Г олубничий Артем Александрович

ассистент кафедры инженерной экологии и основ производства,

Неделина Дарья Олеговна студентка кафедры инженерной экологии и основ производства,

Туксина Елена Андреевна студентка кафедры инженерной экологии и основ производства, ФГБОУ ВПО «Хакасский Государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

г. Абакан, Российская Федерация Е-mail: artem@golubnichij.ru

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРОЦЕДУРЫ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

Аннотация

В статье рассматриваются основные права граждан в сфере экологии, согласно Конституции РФ и других законодательных актов. Дается анализ судебной правоприменительной практики и анализируется основные методы и принципы защиты экологических прав граждан.

Ключевые слова

экологические права, экологическое правонарушение, возмещение ущерба, компенсация морального

вреда, окружающая среда, судебная защита

С точки зрения юриспруденции под экологическими правами принято понимать закрепленные в законодательстве права, направленные на удовлетворение потребностей человека и гражданина при взаимодействии с окружающей средой.

Основные экологические права человека и гражданина закреплены в конституции РФ и расширены, и дополнены в соответствующих федеральных законах. В первую группу (конституционных прав) включены права непосредственно записанные в конституции РФ, к таковым относятся права человека и гражданина на

1. «...благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением»; (ст. 42. Конституции РФ [1])

2. «.охрану здоровья и медицинскую помощь»; (ст. 41. Конституции РФ [1])

3. «.труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены»; (ст. 41. Конституции РФ [1]) и т.д.

При этом в Конституции все вышеупомянутые права сопровождаются фразой «каждый.», таким образом экологические права распространяются не только на граждан Российской Федерации, но и на всех людей находящихся в пределах ее территорий.

Вторая группа регламентирует права, связанные с охраной окружающей среды и природопользованием, которые обозначены в соответствующих федеральных законах: «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и т.д.

Действующим законодательством регламентируются различные способы защиты вышеназванных прав, к которым относятся: защита прав в судебном порядке (обжалование в суде решений и действий (а также бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц); возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (а также бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами; обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод в сфере экологии, при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты.

Из названных методов защиты экологических прав наиболее часто применяемым и эффективным является процедура защиты прав в судебном порядке. При этом практически всегда защита связана с

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.