Научная статья на тему 'Автобиографичность прозы Аннетты фон Дросте-Хюльсхофф (на примере романа «Ледвина»)'

Автобиографичность прозы Аннетты фон Дросте-Хюльсхофф (на примере романа «Ледвина») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
265
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ВЫСОКИЙ БИДЕРМЕЙЕР» / ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ / АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Майер С. К.

Авторское начало прослеживается во всех произведениях А. фон Дросте-Хюльсхофф, но отчетливее всего оно выражено в женских образах, созданных писательницей в ее неоконченном романе «Ледвина». Многое в этом произведении имеет автобиографическую основу, а персонажи зачастую являются зеркальным отражением самой писательницы. Яркий тому пример – образ главной героини Ледвины – молодой уроженки Вестфалии; об автобиографичности ее образа позволяют говорить ее отношение к патриархальному прошлому старинного дворянского рода, религиозность, эмоциональность, любовь к природе и в целом, богатый духовный мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOBIOGRAPHY OF THE PROSE OF ANNETTE VON DROSTE-HYULSHOFF (ON THE NOVEL «LEDVINA»)

The author’s beginning is traced in all products of А. Droste-Hjulshoff, but the most distinctly it is expressed in the female images created by the writer in her unfinished novel «Ledvina». The characters of Droste-Hjulshoff in many respects are autobiographical. The full mirror reflection of the writer is the image of Ledvina – a young native of Westphalia. The autobiographical image is reflected in her relation to the patriarchal past of an ancient sort of noble family, religiousness, an emotionality, love to the nature and as a whole, a rich inner world.

Текст научной работы на тему «Автобиографичность прозы Аннетты фон Дросте-Хюльсхофф (на примере романа «Ледвина»)»

Майер С.К.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]

АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ПРОЗЫ АННЕТТЫ ФОН ДРОСТЕ-ХЮЛЬСХОФФ

(НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «ЛЕДВИНА»)

Авторское начало прослеживается во всех произведениях А. фон Дросте-Хюльсхофф, но отчетливее всего оно выражено в женских образах, созданных писательницей в ее неоконченном романе «Ледвина». Многое в этом произведении имеет автобиографическую основу, а персонажи зачастую являются зеркальным отражением самой писательницы. Яркий тому пример - образ главной героини Ледвины - молодой уроженки Вестфалии; об автобиографичности ее образа позволяют говорить ее отношение к патриархальному прошлому старинного дворянского рода, религиозность, эмоциональность, любовь к природе и в целом, богатый духовный мир.

Ключевые слова: «высокий бидермейер», женский образ, автобиографичность.

Произведения А. фон Дросте-Хюльсхофф во многом автобиографичны [1]. В своих персонажей она вкладывает свое мироощущение, свои эмоции и чувства; она пишет только о том, что ей хорошо известно, таким образом, она создает образ родной ей Вестфалии, локус дома и семьи, деромантизированный образ вестфальской природы, поднимает тему религии и проблему уходящих патриархальных ценностей. Наиболее ярко авторское начало проявилось в главах ее неоконченного романа «Ледвина», а именно, в женских образах, созданных в данном произведении писательницей.

Главная героиня романа - молодая уроженка Вестфалии Ледвина фон Бренкфельд. Ее семья - одно из звеньев старинного дворянского рода, однако она в частице своей фамилии «фон» видит не признак родовитости, а ответственность перед именитыми предками. Таким образом, по своему происхождению и по отношению к нему, в образе Ледвины читатель видит саму Дросте-Хюльсхофф. Ледвине интересно знать о прошлом, о предках, она просит старую крестьянку Лисбет, служащую в их семье в качестве няни, рассказывать истории «прошлых времен»: «... евдЫ mir etwas von vorigen Zeiten, da ihr auf dem Schlosse wohntet. von dem seligen GroHpapa, und wie der Turm noch gestanden, der vor vielen Jahren niedergebrannt.» [4],

«... расскажи мне что-нибудь из прошлых времен, когда вы жили в замке. о покойном дедушке и о башне, которая тогда еще стояла, но уже много лет как сожжена дотла.».

В своем воображении Ледвина рисует яркие картинки прошлого, изображающие героические деяния ее предков, род и фамилию которых она должна продолжать.

В эпизоде разговора Ледвины об ушедших временах в кругу семьи А. фон Дросте-Хюльс-

хофф показывает, как по разному понимают ценности прошлого ее современники [2]. Для кого-то прошлое - это «странные старики» и «разрушенные памятники», для других - это «маленькие картинки» ушедших времен, связанные с бытом и частной жизнью старшего поколения. Для Ледвины же патриархальное прошлое - это источник нравственных ценностей таких, как послушание и почитание родителей, уважение и благодарность предкам:

«... der Gehorsam gegen die Eltern ist ein Naturgesetz. die Wurzel fast aller jetzt grassierenden moralischen bbel steht in der Vernach^ssigung desselben.» [4],

«. послушание родителям - закон природы. корень почти всего свирепствующего сейчас морального зла заключается в пренебрежении послушания.».

Образ Ледвины позволяет понять, что патриархальное прошлое имеет большое значение для самой Дросте-Хюльсхофф, поскольку ее героиня неоднократно возвращается к воспоминаниям.

В целом об автобиографичности образа Ледвины позволяют говорить не только ее отношение к патриархальному прошлому старинного дворянского рода, но и ее религиозность, эмоциональность, любовь к природе и в целом, богатый духовный мир.

На смену сентиментальности у А. фон Дрос-те-Хюльсхофф приходит религиозность персонажей. Ледвина - яркий тому пример. Свои помыслы и чувства она соотносит, прежде всего, с Богом. В разговоре с сестрой Мари о том, что Лед-вина хочет прожить сто лет, Ледвина говорит:

«. ich ferchte mich etwas vor dem Tode. im ersten Falle m^hte ich es mir nicht wьnschen, und im zweiten ist es nur in einem sehr frommen Leben zu erreichen.» [4],

«. я немного боюсь смерти. с одной стороны я бы не хотела этого (жить до ста лет), а с другой - это возможно только в случае очень богобоязненной жизни.».

За свою судьбу Ледвина не беспокоится и не боится остаться в одиночестве, она полностью полагается на Бога:

«. man sagt ja, es gibt keinen so schlechten Topf, dass sich nicht ein Deckel dazu fonde, aber nur Gott weiH, wo mein Erwдhlter lebt.» [4],

«. да, говорят, нет такого непригодного горшка, на который не найдется крышка, но только Бог знает, где живет мой суженный.».

Ледвина, безусловно, эмоциональная и чувствительная личность, хотя бурное проявление ее чувств читатель практически не наблюдает. Воспоминания современников Дросте свидетельствуют о том, что и сама писательница внешне всегда была холодна и порой равнодушна, но лишь близкие друзья знали, какие страсти кипели в ее душе [3]. Внешне степень выразительности чувств Ледвины приглушена за счет ее мыслей, внутренних монологов, сновидений, описания ее эмоций через состояние природы, но при этом именно они позволяют понять всю глубину мотивации ее поступков и глубину ее чувств, эмоций и переживаний.

«. das junge bleiche Gesicht in stiller Traumeswehmut. aber ihre Zьge waren ernster wie vorhin und doch sehr weich. fast unbeweglich lag die Schlafende, und ihr Antlitz war bleich wie Marmor, aber in ihrer Brust arbeitete ein schweres unruhiges Leben.» [4],

«. юное бледное лицо в тихой сонной грусти. ее черты стали серьезнее, чем прежде, но, все же, мягки. почти неподвижно лежала спящая, а ее лик был бледен, как мрамор, но в груди билась тяжелая беспокойная жизнь.».

Душевное состояние главной героини романа, как и многих других персонажей, часто рассматривается как отражение состояния природы. В этом прослеживается тесная связь, родство с окружающим миром, характерные художественному миру писательницы. В ее художественном мире каждая деталь превращается в значимый элемент, без которого нарушается единство и гармония изображаемого мира. В поле ее зрения попадают, казалось бы, совершенно незначительные мелочи, но, как оказывается, без них изображаемые картины были бы безжизненными. Особенностью темы любви к природе в романе «Ледвина», как и практически во всех произведениях А. фон Дросте-Хюльсхофф, является реалистичность, детальность изображаемого мира, но, в то же время, и стремление передать значимость и красоту каждой

мелочи пейзажа; в этом очень ярко проявляется трепетное отношение к «малому» миру, к природе Вестфалии:

«.Ein groHer, aus dem Flusse ragender Stein spähte bunte Tropfen um sich, und die Wellchen samten und brachen sich so zierlich, dass das Wasser hier wie mit einem Netze ьberzogen schien und die Butter der am Ufer neigenden Zweige im Spiegel wie g^ne Schmetterlinge davon flatterten.» [4],

«.Большой, возвышающийся из реки камень разбрасывал вокруг себя пестрые брызги воды, и маленькие волны устремлялись дальше, извиваясь настолько изящно, что вода казалась покрытой сетью, а листья склоняющихся с берега ветвей деревьев отражались в зеркале водной глади, словно зеленые колышущиеся бабочки.».

Таким образом, художественный образ Ледвины фон Бренкфельд полностью автобиографичен и создан сугубо в рамках «высокого бидермейера».

Образы сестер Ледвины - Терезы и Марии - несколько отличаются от нее. Хоть они выросли в одной семье и принадлежат к одному старинному дворянскому роду, их отношение к патриархальному прошлому, к именитым предкам, к семье и родителям, к религии и прочим ценностям несколько иное, по сравнению с Ледвиной.

Тереза - средняя сестра, во многом похожа на Ледвину и в отношении к семье и прошлому, и по своему внутреннему миру. Соответственно, в ее образе многое списано с самой Дросте-Хюльсхофф. К прошлому Тереза относится с уважением, но, в отличие от Ледвины, без особого интереса. Кроме того, можно отметить, что Тереза более религиозна и набожна, чем Ледви-на. В каждом ее поступке, в каждой фразе ощущается присутствие глубокой веры в Бога:

«. Gott wird ein so reines und leises Flehn nicht ьberhцren.» [4],

«. Бог не прослушает столь чистые и тихие молитвы.».

Сравнивая образ Ледвины и Терезы, отметим, что, если эмоциональность первой героини проявляется, прежде всего, во внутренних монологах, снах, движениях и мимике, вторая героиня более эмоциональна внешне. Тогда как Ледвина переживает все в себе, речь Терезы более яркая и экспрессивная, она не скрывает своих эмоций, не боится открыто плакать и смеяться, проявлять любовь и показывать свое волнение. Несомненна и огромная любовь Терезы к природе родного края. Чаще всего внутреннее состояние ее души иллюстрируется описанием состояния природы:

«. aber wie die Sonne nun ganz dahin war und auch der Abendhimmel begann, ihre Farbe zu verleugnen, da sanken auch ihre Ftagel, und sie ward wieder tober und wusste nicht, warum.» [4], «.но как только начался заход солнца, и вечернее небо окрасило зарево, опустились и ее крылья, и она снова стала хмурой, сама не зная, почему.».

Таким образом, подчеркнем, что образы Ледвины и Терезы фон Бренкфельд очень близки между собой и во многом автобиографичны самой писательнице.

Несколько выбивается из общей картины образ Мари - их младшей сестры. Ее образ расписан не столь подробно, как образы старших сестер. Она младше и, возможно поэтому, более близка и тесно связана с матерью. О Мари можно сказать лишь то, что она вряд ли будет походить на старших сестер, когда вырастет.

Еще одним женским образом, безусловно заслуживающим внимания, в данном романе является мать трех сестер - госпожа фон Брен-кфельд. Как известно, немаловажную роль в жизни писательницы сыграла строгая опека матери, которая была женщиной властной и набожной. Можно предположить, что образ гос-

пожи фон Бренкфельд во многом был списан с матери самой Аннеты фон Дросте-Хюльсхофф.

Итак, Аннета фон Дросте-Хюльсхофф создала в своем неоконченном романе «Ледвина» четыре своеобразных женских образа - это основные персонажи романа - мать и ее три дочери фон Бренкфельд. Автор романа - женщина, поэтому именно через женские образы ей удается более полно выразить свое мироощущение. Полностью автобиографический образ - это, безусловно, образ главной героини романа -Ледвины. Ее трепетное отношение к прошлому, приверженность к патриархальным традициям, религиозность, любовь к природе, тонкий душевный настрой доказывают это. Образы сестер Ледвины несколько отличаются от нее, так писательница показывает зыбкость и несовершенство мира, то, что со сменой времен, эпох меняются и люди, причем зачастую не в лучшую сторону. Тереза более близка Ледвине, а значит и самой Дросте-Хюльсхофф, они очень похожи, а младшая сестра - Мари - отличается от них гораздо больше, она уже иначе видит мир, у нее другие ценности, а за образом госпожи фон Бренкфельд стоит образ матери самой писательницы.

21.01.2011

Список литературы:

1. Бакалов, А.С. Немецкая послеромантическая лирика [Текст]/А.С. Бакалов. - Самара: Издательство СамГПУ, 1999. - 153 с. - ISBN 5-8428-0135-3.

2. Иванова, Е.Р. Литература бидермейера в Германии XIX века [Текст]/Е.Р. Иванова. - М.: Прометей МПГУ, 2007. - 248 с. - ISBN 978-5-7042-2092-3.

3. Droste-Hьlshoff A. v. Der Distel mystische Rose. Gedichte und Briefe. Fr. a. M., 1998.

4. Droste-H^shoff A. v. Sдmtliche Werke in 2 Bd.// Droste-H^shoff A. v., Bd. 2. Fr.-a.-M., 1998.

Сведения об авторе:

Майер С.К., ассистент кафедры немецкого языка, теории и методики обучения немецкому языку Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, аспирант очной формы обучения 462403, г. Орск, пр-т Мира, 15А, е-шаИ: [email protected]

UDC 821.112.2

Majer S.K.

Orsk Humanitarian-Technological Institute (the branch) Orenburg State University

E-mail: [email protected]

AUTOBIOGRAPHY OF THE PROSE OF ANNETTE VON DROSTE-HYULSHOFF (ON THE NOVEL «LEDVINA»)

The author’s beginning is traced in all products of A. Droste-Hjulshoff, but the most distinctly it is expressed in the female images created by the writer in her unfinished novel «Ledvina». The characters of Droste-Hjulshoff in many respects are autobiographical. The full mirror reflection of the writer is the image of Ledvina - a young native of Westphalia. The autobiographical image is reflected in her relation to the patriarchal past of an ancient sort of noble family, religiousness, an emotionality, love to the nature and as a whole, a rich inner world.

Key words: «high biedermeier», a female image, autobiography.

Bibliography:

1. Bakalov, A.S. German postromantic lyrics [Text]/A.S. Bakalov. - Samara: Publishing house SamGpU, 1999. - 153 with. -ISBN 5-8428-0135-3.

2. Ivanova, E.R. Literature of biedermeier in Germany of the XIX century [Text]/E.R. Ivanova. - M: Prometheus MPGU, 2007. -248 with. - ISBN 978-5-7042-2092-3.

3. Poluboyarinova, L.N. The history of the foreign literature of the XIX century [Text]/L.N. Poluboyarinova. - M: Published Center «Academy», 2001. - 240 with. - ISBN 5-06-004481-5.

4. Droste-Hblshoff A.v. Sämtliche Werke in 2 Bd.//Droste-Hblshoff A V., Bd. 2. Fr.-a.-M., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.