Научная статья на тему 'Австрийско-украинские отношения до начала СВО 24 февраля 2022 г.'

Австрийско-украинские отношения до начала СВО 24 февраля 2022 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
Австрия / Украина / СВО / политика / экономика / культура / капитал / Austria / Ukraine / SMO / politics / economy / culture / funds

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пономаренко А.П.

Отношения таких разных и политически далеких друг от друга стран, как нейтральная Австрия и постсоветская Украина, почти не изучаются в отрыве от австрийско-российских отношений, где Украина является объектом обсуждения, а также вне контекста статуса Крыма и войны на Донбассе. Между тем, учитывая общую историю (западные области современной Украины долгое время являлись частью Австрии), эти связи самобытны и важны для изучения, так как они дают понимание переговорной позиции Австрии и ЕС в течение и после гипотетического завершения конфликта. Данная статья посвящена анализу австрийско-украинских политических, экономических и культурных отношений до начала СВО и не дает прогнозов по их будущему по ее окончанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Austrian-Ukrainian relations before the start of the SMO on February 24, 2022

Relations between countries as different and politically distant from each other as neutral Austria and post-Soviet Ukraine are almost never studied in isolation from Austrian-Russian relations, where Ukraine is the subject of discussion, and also outside the context of the status of Crimea and the war in Donbass. Meanwhile, given the common history (the western regions of modern Ukraine were part of Austria for a long time), these ties are distinctive and important to study, as they provide an understanding of the negotiating position of Austria and the EU during and after the hypothetical end of the conflict. This article is devoted to the analysis of the Austrian-Ukrainian political, economic and cultural relations before the beginning of the SMO and does not provide forecasts for their future after its completion.

Текст научной работы на тему «Австрийско-украинские отношения до начала СВО 24 февраля 2022 г.»

Пономаренко А.П.

Соискатель кафедры Теории и истории международных отношений Факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГСН, Российский университет дружбы народов.

Австрийско-украинские отношения до начала СВО 24 февраля 2022 г.

Ретроспектива

Развитие украинско-австрийских отношений началось сразу после провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года и, в отличие от многих других западных стран, Австрия вступила в политический контакт с украинским руководством, не дожидаясь референдума 1 декабря 1991 года. В результате 26 сентября 1991 года в Нью-Йорке министры иностранных дел Украины и Австрии Анатолий Зленко и Алоис Мок подписали Протокол о консульских отношениях. Дипломатические отношения между двумя странами были также установлены 24 января 1992 года. Австрийское консульство в Киеве было преобразовано в посольство. 3 апреля 1992 года было открыто Посольство Украины в Вене.

Отношение Австрии к ряду важных для Украины международных вопросов стало очевидным в 1995 году. Главным вопросом было вступление Украины в Совет Европы. На тот момент председатель Национального совета Хайнц Фишер с самого начала занимал четкую и однозначную позицию в поддержку Украины. Большую роль в достижении этого позитивного результата сыграли тогдашний глава австрийской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы, председатель крупнейшей социал-демократической фракции Совета Европы Петер Шидер и заместитель председателя Комитета по правам человека и законодательным делам Вальтер Швиммер.

Первый в истории австро-украинских отношений визит на высшем уровне совершил 30 мая - 1 июня 1996 года председатель Национального совета Хайнц Фишер. Помимо развития политического диалога, визит способствовал расширению межпарламентских связей. В преддверии визита в австрийском парламенте была создана группа депутатов по связям с Украиной, члены которой сопровождали Хай-нца Фишера и смогли установить прямые контакты со своими украинскими коллегами.

Политические и экономические контакты

В наше время практически каждая дискуссия об австро-украинских отношениях начинается с такой фразы: «Знаете ли вы, что Вена ближе к Украине, чем к австрийской границе со Швейцарией? После этого собеседники отмечают, что всего лишь сто лет назад западные регионы современной Украины были частью Австро-Венгерской империи. Однако на самом деле о многочисленных культурных, политических и экономических связях, которые объединяли два народа в прошлом, сейчас почти забыто и на Украине, и в Австрии. До 2014 года австрийцы, как, впрочем, и большая часть граждан ЕС, часто путали Украину и Россию, потому что почти ничего не знали о первой.

Австрийские делегации часто посещали Украину после обретения независимости и с интересом и энтузиазмом вновь открыли для себя австрийское наследие Украины. Украинская власть не смогла или не захотела в полной мере воспользоваться этим интересом. Возможно, одной из причин этого является то, что память об австрийском прошлом ограничивается западными регионами Украины (Галичиной, Буковиной и Закарпатьем). Для Киева и других украинских регионов Вена была столицей успешной, но далекой центрально-европейской страны.

Справедливости ради следует отметить, что такая «историческая амнезия» затронула и австрийское общество, для которого после Второй мировой войны имперское прошлое стало довольно ярким мифом, сказкой, а не внешнеполитическим ориентиром. В конце концов, интерес австрийских граждан к украинской тематике австрийской истории, не подпитываемый с политической стороны (как в случае с Западными Балканами), еще больше угас, особенно для подрастающего поколения. Сегодня Украина для Австрии - это регион, который географически близок, но политически довольно далек.

До начала СВО Австрия, имевшая тесные связи с Россией, рассматривалась главным образом как препятствие на пути сближения Украины с ЕС. Но есть «другая» Австрия, которая видела и видит значительный экономический потенциал Украины, хочет быть посредником между Востоком и Западом и не боится трудностей ведения бизнеса в постсоветских реалиях.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе интересы Украины в отношении Австрии были сосредоточены вокруг двух вещей: санкций и инвестиций. Сегодня ключевым интересом Украины является сохранение единства Евросоюза в его поддержке Украины и продолжение санкций против России до тех пор, пока не будет достигнут явный прогресс в реализации Минских соглашений. Второй ключевой интерес Украины - увеличение австрийских инвестиций в украинскую

экономику. Именно об этих интересах украинские представители упоминают чаще всего, в то время как возникают трудности с определением других приоритетных направлений сотрудничества. Это объясняется как недостаточным пониманием интереса Австрии к Украине, так и отсутствием стратегического видения интересов Украины.

Среди других важных интересов Украины в отношении Австрии выделялись: совместная борьба с экономическими преступлениями, в частности, с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов; использование успешного австрийского опыта в сфере общественного здравоохранения, энергоэффективности, альтернативной энергетики, охраны окружающей среды и туризма.

Интересы Австрии в отношении Украины тесно связаны с ее экономическими интересами в регионе в целом. В целом, интересы Вены можно сформулировать следующим образом:

- формирование общей зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока, т.е. содействие тесному экономическому сотрудничеству между государствами-членами ЕС и членами Евразийского экономического сообщества;

- скорейшее восстановление мира и стабильности в регионе;

- снижение напряженности в регионе путем налаживания многостороннего диалога по вопросам безопасности;

- укрепление экономического сотрудничества с Украиной путем получения новых возможностей для австрийских инвесторов;

- расширение экономических и культурных связей с западными регионами Украины, которые ранее входили в состав Габсбургской монархии.

Австрию часто называют членом «русского клуба» в ЕС. Вена стала первой европейской столицей, принимавшей Владимира Путина после присоединения Крыма. Визит был организован на самом высоком уровне, что должно было подчеркнуть прочность австрийско-российских отношений, несмотря на новую безопасность и политическую ситуацию в Европе. Австрия также была в числе тех государств-членов ЕС, которые выразили наибольший скептицизм в отношении введения секторальных санкций против России.

Поддержка Веной санкционной политики в отношении России и европейского единства в отношении Украины являлась приоритетным интересом Украины по отношению к Австрии. До начала СВО Вена лишь выражала сомнения в целесообразности и эффективности санкций, но все чаще и чаще звучли решительные заявления о необходимости отмены санкций.

Австрийские инвестиции в Россию составляют около 8,5 миллиар-

дов евро, российские инвестиции в Австрию, в свою очередь, достигают 10,15 миллиардов евро. Для сравнения, австрийские инвестиции в Украину составляют около 2,3 миллиарда евро. Очевидно, что Украине трудно конкурировать с Россией в сфере экономического сотрудничества, и любые сравнения не будут в пользу Украины. Однако это не означает, что Австрия не одобряет партнерство с Украиной и не заинтересована в его продолжении. В 2015 году эта же Федеральная экономическая палата провела очень успешный форум по ведению бизнеса на Украине, в котором приняли участие более 100 представителей австрийских компаний и 30 украинских представителей. А в 2014 году Киев посетил Кристоф Ляйтль с австрийской правительственной делегацией. Австрийский бизнес не хочет выбирать между Украиной и Россией, он негативно воспринимает любую попытку привнести российский фактор в украинско-австрийские отношения.

Восстановление региональной стабильности является ключевым интересом Австрии в отношении Украины, так как это является необходимым условием для экономического процветания Австрии. Отсутствие прогресса в выполнении Минских соглашений и продолжение военных действий на Востоке Украины не только наносят значительные убытки австрийским инвесторам, но и делают невозможным реализацию новых проектов. Однако, несмотря на то, что Австрия, как и Украина, заинтересована в установлении мира в регионе, в настоящее время у Киева и Вены принципиально другое видение того, как его достичь.

Нейтральная Австрия, ценя стабильность превыше всего, выступает против любых геополитических решений, которые ставят под угрозу эту стабильность. Дебаты о возможном членстве Австрии в НАТО, состоявшиеся после распада Советского Союза, потрясли внутреннюю политическую стабильность в Австрии. Сейчас существует негативный консенсус как по вопросу о членстве Австрии в НАТО, так и по вопросу о самом Альянсе. Австрия воспринимает курс Киева на углубление сотрудничества с НАТО и вопрос членства в ЕС как деструктивную и опасную позицию. С начала протестов в 2013 году австрийские представители на разных уровнях настоятельно советовали Украине стать нейтральным государством, чтобы избежать конфликтов. По словам украинского дипломата, Австрия уважает политический выбор украинской нации, но, в целом, это не совпадает с политическим выбором Австрии.

Сегодня Австрия и Украина по-разному понимают угрозы безопасности в регионах и пути их преодоления. В то время как сближение с НАТО является для Киева гарантией безопасности, расширение

НАТО в Восточной Европе является для Вены новым источником нестабильности в регионе. Вена видит ценность в налаживании многостороннего диалога по вопросам безопасности как способа снижения напряженности в регионах. Это так называемое «согласование интересов» между Россией и Западом. Однако если в случае с Донбассом Австрия выступает за скорейшее разрешение конфликта путем переговоров, то в австрийском дискурсе крымская проблематика практически отсутствует, что, по сути, означает сохранение статус-кво в отношении полуострова.

Австрия всегда рассматривала украинский вопрос в региональном контексте, особенно в контексте отношений с Россией. Такой подход, когда Украина воспринимается не как отдельное образование со своими интересами и правами, а как «субъект переговоров» между ЕС и Москвой, по мнению австрийцев, является не чем иным, как реалистичной оценкой ситуации. Хотя публично австрийские представители обычно воздерживаются от выражения собственных оценок и ссылаются на официальные заявления ЕС.

Австрия, вероятно, будет играть незначительную роль в этом процессе. Это связано не только с ограниченным влиянием Австрии, но и с традиционным нежеланием Вены вмешиваться в конфликт. Зная это, украинские дипломаты в Киеве склонны отрицать важность позиции Австрии, подчеркивая необходимость сосредоточиться на общении с другими странами. Действительно, Украина и Австрия вряд ли смогут прийти к согласию по основам региональной безопасности и стабильности, поэтому для продолжения диалога каждая из сторон должна быть готова уважать позицию другой стороны, даже если она противоречит своей собственной.

Что касается экономической составляющей австро-украинских отношений, «инвестиции» - это слово, наиболее часто употребляемое в данном контексте. Несомненно, для Австрии, страны с развитым банковским сектором, капитал является важным, если не основным, экспортируемым продуктом. Австрийский бизнес находится в постоянном поиске новых возможностей, новых партнеров и рынков сбыта. Экономические подразделения австрийских дипломатических представительств - это разработанный и налаженный механизм, специально предназначенный для помощи австрийскому бизнесу за рубежом. Экономика играет настолько важную роль во внешних контактах Австрии, что иногда кажется, что продвижение австрийского бизнеса за рубежом является главной задачей австрийских посольств.

На протяжении последних нескольких лет Австрия является одним из основных инвесторов в украинскую экономику. По итогам

2014 года Австрия заняла пятое место среди всех стран по объему инвестиций в Украину (2,7 млрд. долл. или 5,5% от общего объема инвестиций). Австрия готова и способна инвестировать, а Украина, в свою очередь, отчаянно нуждается в дополнительных финансовых ресурсах. Здесь интересы обеих стран совпадают. Более того, австрийские бизнесмены, в отличие от своих коллег из Германии и других стран ЕС, демонстрируют больше «понимания» относительно «способов» ведения бизнеса в странах бывшего СССР. Прагматичный подход к бизнесу выражается в готовности австрийских компаний играть по установленным правилам, в частности, нанимать местных адвокатов. Однако эта схема работает только в том случае, если правила более или менее стабильны, а люди, принимающие решения, не меняются в результате бесконечных политических кризисов.

С 2004 года Австрия постоянно увеличивает свое экономическое присутствие на Украине, которая считалась одним из основных рынков для дальнейшей экспансии. Раннее и широкомасштабное участие австрийского финансового сектора на Украине в значительной степени способствовало преобразованию украинского банковского сектора.

По мнению австрийских аналитиков, перспективными направлениями сотрудничества являются: энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, модернизация инфраструктуры (например, утилизация отходов и сточных вод), здравоохранение, телекоммуникации и транзит. Австрия является одним из мировых лидеров в использовании альтернативных источников энергии. Украина, в свою очередь, до СВО была заинтересована в реализации совместных инвестиционных проектов по модернизации и строительству новых электростанций. Это включает в себя строительство гидроэлектростанций, реконструкцию тепловых электростанций и модернизацию тепловых сетей. К февралю 2022 г уже имелись значительные австрийские инвестиции в деревообрабатывающий сектор, но инвесторы несли убытки из-за нового законодательства, которое ограничивает вырубку леса.

Австрия давно заинтересована в энергетическом рынке Украины. Ухудшение украинско-российских отношений открыло новые возможности для австрийских компаний на Украине. Отпала необходимость конкурировать с российскими компаниями. Так, в 2015 году австрийская компания AMIC Energy завершила приобретение 100% ПИИ «Лукойл-Украина» (240 АЗС и 6 нефтебаз). Однако есть и существенные потери: например, планы австрийской OMV по разработке нефтяных и газовых месторождений в Черном море. Потеря Крыма положила конец этому проекту.

Несмотря на большой интерес австрийцев к вышеперечисленным

сферам, почти 70% австрийских инвестиций на Украине приходилось на финансовую и страховую деятельность.

За первый год военных действий объем австрийских инвестиций в украинскую экономику сократился на 500 млн. долларов, а товарооборот между Украиной и Австрией - почти наполовину. Следует отметить, что сырье (руда и сталь) по-прежнему является основой украинского экспорта в Австрию (около 60%). Украина рискует потерять пятого инвестора, который уже давно работает здесь и готов расширить свое присутствие на украинском рынке, если будет обеспечен благоприятный бизнес-климат. Если десять лет назад Украина оценивалась инвесторами как страна с большим потенциалом, то сейчас они оценивают ее как государство с высокими политическими и геополитическими рисками.

Культурное сотрудничество

Особое значение имела гуманитарная составляющая двусторонних отношений и реализация различных украинских культурных инициатив в Австрии. Проекты в сфере образования и культуры, как отмечают украинские активисты, позитивно воспринимаются различными общинами, независимо от политической ориентации. Кроме того, культурная дипломатия всегда была одним из приоритетов для Австрии, страны с богатым культурным наследием.

На Украине работают многочисленные австрийские культурные инициативы и учреждения, среди которых Австрийские библиотеки, Культурный форум в Киеве, Координационный центр науки и культуры «KulturKontakt» в Одессе, представительство австрийских программ обмена во Львове. Последние 8 лет группа студентов Венской дипломатической академии ежегодно приезжает в Киев, чтобы узнать больше об Украине. Эта инициатива уже давно существует благодаря, прежде всего, ректору Хансу Винклеру, бывшему секретарю Министерства иностранных дел Австрии. Это тот ресурс, который, при активном участии и поддержке украинской стороны, может помочь преодолеть разрыв непонимания между двумя странами.

В сфере регионального сотрудничества между Украиной и Австрией сохраняется явная асимметрия - именно австрийская сторона преимущественно выступает с инициативой. Попытки австрийцев создать партнерство между австрийскими областями и западными регионами Украины столкнулись с украинской бюрократией и инерцией региональных элит. Некоторый прогресс можно отметить только в сфере культуры. Наиболее успешным примером является сотрудничество между Буковиной и Каринтией, в котором значи-

тельную роль сыграл бывший почетный консул Украины в Австрии доктор Хорст Х. Шуми. С 1995 года, когда был подписан протокол о сотрудничестве между Черновицким областным советом и федеральной землей Каринтия, существует ряд совместных культурных и образовательных проектов.

Заключение

Подводя итог рассматриваемой теме, можно сделать вывод, что реализация экономических устремлений Австрии на Украине будет иметь далеко идущие политические последствия. Таким образом, открытие новых возможностей для бизнеса на Украине могло бы значительно снизить напряженность в австрийских деловых и политических кругах, вызванную потерями, связанными с Россией. Несмотря на разный экономический потенциал России и Украины, последняя по ряду причин рассматривалась как более привлекательное направление, особенно для среднего и малого бизнеса. Тесные взаимовыгодные экономические связи, безусловно, входили в число долгосрочных интересов Австрии и Украины, которые имеют больше общего, чем кажется сегодня в Киеве и Вене. Какими же будут реальные австро-украинские отношения после окончания Специальной военной операции, остается только гадать.

Библиографический список / References

1. Abschlussbericht zum Integrierten Regionalprogramm Schwarzmeerregion, p. 64.

2. Benjamin Wolf and Florian Peschl, Russia & Austria: a friendship built on history, skis and gas, 30 June 2014 // URL: https://euobserver.com/foreign/124784

3. Eric Solsten, ed. Austria: A Country Study. Washington: GPO for the Library of Congress, 1994 // URL: http://countrystudies.us/austria/128.html

4. Heinz Gärtner, Neutrality for Ukraine according to the Austrian Model, March 2014 // URL: http://www.oiip.ac.at/fileadmin/Unterlagen/Dateien/Kurzanalysen/UkrEU_HG1.pdf

5. Investment cooperation // URL: http://austria.mfa.gov.ua/ua/ukraine-at/investyciyne_ spivrobitnyctvo

6. Kooperationen Regionale Zusammenarbeit Kärtnen — Czernowitz // URL: http://www. oesterreich-bibliotheken.at/kooperationen.php?nam_stadt=Cernivci/Czernowitz&zahl=7

7. Putin invited the Austrians to build objects for the World Cup 2018 in Russia, Lenta.ru, June 24, 2014 // URL: https://lenta.ru/news/2014/06/24/austria2/

8. Speech by Dr. Erhard Busek in the IWP's public debate October 12, 2015 in Vienna // URL: http://iwp.org.ua/ukr/public/1764.html

9. Soll Russland im Zuge der Ukraine-Krise mit noch härteren wirtschaftlichen Sanktionen bestraft werden? // URL: http://de.statista.com/statistik/daten/studie/316666/umfrage/mei-nung-zu-haerteren-sanktionen-gegen-russland-in-oesterreich/

10. The statistical yearbook 2015, Austrian Economic Chambers (WKO) // URL: http://wko. at/statistik/jahrbuch/2015_Englisch.pdf

11. The Western Balkans - A Priority of Austrian Foreign Policy, MFA of Austria // URL: https://www.bmeia.gv.at/en/european-foreign-policy/foreign-policy/europe/western-balkans/

12. Thomas Mayer, Letter From Vienna, April 3, 2015 // URL: http://carnegieeurope.eu/ strategiceurope/?fa=59636

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.