Научная статья на тему 'Внешняя политика Австрии и украинский кризис'

Внешняя политика Австрии и украинский кризис Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
56
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРИЯ / AUSTRIA / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / UKRAINIAN CRISIS / САНКЦИИ: США - ЕС - РОССИЯ / РОССИЯ - АВСТРИЯ / NEUTRALITY / SANCTIONS: US-EU-RF / RUSSIAN - AUSTRIAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильев Виктор Иванович

Анализируя проблемы реализации внешнеполитических приоритетов Австрии в условиях украинского кризиса, автор говорит о сохранении Веной приверженности политике активного нейтралитета и относительно сдержанного курса применительно к новому возможному витку санкций в отношении России. Вена пытается найти компромисс, будучи вынужденной исполнять решения Брюсселя при традиционной незыблемости своих позиций в отношении общеевропейских ценностей, нарушение которых в XXI в., как считают в Вене, не может не вызвать надлежащей реакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Austria’s Foreign Policy and the Ukrainian Crisis

The article analyses the problems of implementing Austria’s foreign policy priorities in the context of the Ukrainian crisis. The study forecasts a possible maintenance by Vienna of its traditional commitment to the policy of active neutrality and a relatively reserved political line toward a new possible round of sanctions against Russia. Vienna is trying to find a compromise while being sometimes compelled to abide by the decisions taken in Brussels. At the same time, one has to be mindful of traditional firmness in the stand taken by Austria toward common European values whose violation in the 21 st century, as is believed in Vienna, cannot remain without a due reaction.

Текст научной работы на тему «Внешняя политика Австрии и украинский кризис»

Внешняя политика Австрии и украинский кризис

Виктор Васильев

Внешнеполитические приоритеты Австрии

Произошедшие в 2014 г. радикальные изменения в системе мировых и европейских координат свидетельствуют о необходимости совершенствования существующего миропорядка с участием крупных и малых стран. События в Крыму и на юго-востоке Украины вызвали негативную реакцию в Евросоюзе и США. Вашингтон и Брюссель в отношении России ввели санкции, на что Москва предприняла ответные меры. Всё это дало неоднозначный эффект, поскольку ущерб стали ощущать все стороны.

Украинский кризис указывает на актуальность суммирования усилий всех стран в целях преодоления создавшейся напряжённости и улучшения состояния европейских дел.

Актуальные приоритеты и основные направления внешней политики современной Австрии представляют особый интерес, поскольку речь идёт о нейтральном государстве, с которым Россия поддерживает традиционно добрые отношения. При этом следует, разумеется, учесть членство Австрии в Евросоюзе, которая в течение уже 20 лет прошла все стадии евроинтеграции, делегировав, как этого требуют нормативные базовые документы и решения Брюсселя, часть суверенных прав Евросоюзу.

При определении внешнеполитических приоритетов, выстраивании тактики и стратегии на общеевропейском пространстве Вена руководствуется Конституцией страны, правительственной программой правящих партий с участием Социал-демократической партии

ВАСИЛЬЕВ Виктор Иванович - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук. E-mail: vvi-1947@yandex.ru

Ключевые слова: Австрия, украинский кризис, санкции: США - ЕС - Россия, Россия - Австрия.

(СПА) и Австрийской народной партии (АНП) на 2013-2018 гг., документами ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Евросоюза, других международных и европейских организаций.

Во главу угла Австрия ставит достоинство человека, права и свободы гражданина. Австрийская Республика активно выступает за обеспечение мира, социальную, экономическую и экологическую безопасность, создание справедливого и стабильного финансового порядка, против терроризма. При этом Вена опирается на законодательно закреплённый постоянный нейтралитет, который является центральным элементом внешней политики и политики безопасности страны.

В целях имплементации названных приоритетов на основе базовых нормативных документов и европейского мировоззрения Австрия способна играть роль активного посредника при урегулировании международных конфликтов. Председа-тельствование Австрии в различных международных организациях (Совет Европы, Экономический и социальный совет ООН) являет положительный пример политики нейтрального государства, свидетельствует о его международном авторитете и достижениях.

Выдвижение республикой различных инициатив по организации международных конференций в Вене, например диалог культур и религий, чётко очерчивает внешнеполитический профиль страны, проявляющийся в сферах как безопасности, так и прав человека, экологии, энергетики, повышения уровня и качества жизни.

Конкретные меры по реализации приоритетных направлений внеш-

неполитического курса Австрии обновляются, уточняются, адаптируются к новым политическим, социально-экономическим, демографическим реалиям.

На практике работа осуществляется через Федеральное министерство европейских, интеграционных и иностранных дел, которое, в случае необходимости, плотно взаимодействует с соответствующими министерствами и ведомствами страны. При разработке концепций краткосрочных проектов либо стратегических программ к работе привлекаются представители экспертного сообщества, включая международных специалистов, которые вносят весомый интеллектуальный вклад в подготовку целевых законопроектов, участвуют в парламентских слушаниях по линии Национального совета (нижняя палата парламента) и Федерального совета (верхняя палата).

География сотрудничества Австрии с зарубежными партнёрами охватывает различные регионы и страны мира, в том числе Россию, США, Китай, страны Африки, Азии, Ближнего Востока и т.д.

В постоянном фокусе внимания Австрии остаётся участие Вены в работе различных институций Евросоюза, взаимодействие исполнительной и законодательной властей Австрии с Европейским советом, Ев-ропарламентом. В повестке дня Австрии - подключение государств Западных Балкан к европейским интеграционным процессам, что мотивировано политическими и культурно-историческими факторами.

В 2015 г. Вена, получив эстафету от Берлина после встречи на высшем уровне глав западнобалканских стран в германской столице (август 2014 г.), станет страной - организатором проведения очередного раунда консультаций по вопросу дальнейшего сближения государств этого региона с Евросоюзом.

Вена уделяет особое внимание осуществлению так называемой

стратегии развития и сотрудничества стран Дунайского региона.

Территория региона охватывает 800 тыс. кв. км, где проживает 120 млн чел. из 14 европейских государств, из них 9 стран - члены Евросоюза (Австрия, Болгария, Германия, Венгрия, Хорватия, Румыния, Словакия, Словения и Чехия), а также Босния и Герцеговина, Молдавия, Сербия, Черногория, Украина.

Ещё до расширения Евросоюза, в 2004-2007 гг., Австрия совместно с Румынией дала старт процессу сотрудничества в рамках Дунайской стратегии. Вскоре, однако, стало ясно, что без «европеизации» этого процесса сотрудничество положительных результатов принести не сможет. Вновь Вена и Бухарест обратились с инициативой в Брюссель по разработке специальной стратегии взаимодействия стран Дунайского региона.

План действий по реализации стратегии включает в себя такие направления, как:

- создание разветвлённой инфраструктуры в сферах транспорта, энергетики, культуры, туризма;

- охрана окружающей среды;

- повышение благосостояния граждан за счёт улучшения и доступности образования, внедрения новых информационных технологий;

- повышение конкурентоспособности предприятий;

- создание условий для инвестиций в человека и улучшения квалификации.

Европейская комиссия поручила Австрии курировать последнее направление - «инвестирование в человека и повышение квалификации».

Австрия - один из локомотивов продвижения стратегии развития стран Альпийского региона, которая учитывает опыт проектов - стратегии развития стран Балтийского региона и Дунайской стратегии. Помимо Австрии в «альпийском проекте» представлены Германия, Италия, Словения, Франция, Швейцария и Лихтенштейн.

Узловыми блоками данного проекта являются:

- содействие качественному подъёму экономики, занятости населения, укрепление конкурентоспособности;

- сохранение природы и рачительное использование энергоресурсов;

- внедрение инновационных методов, сотрудничество в сфере образования, поощрение взаимодействия различных социальных групп.

Все эти приоритетные направления внешней политики Вены обусловлены долгосрочной стратегией Евросоюза по созданию общего пространства безопасности, уважения прав и свобод человека, благополучия на общеевропейском ценностном фундаменте.

Украинский зигзаг

Динамичное и планомерное участие Австрии в многосторонних международных проектах в различных странах и регионах мира было нарушено резким обострением кризиса в Киеве, событиями в Крыму, вооружённым конфликтом на юго-востоке Украины.

Руководство, политический класс и экспертное сообщество Австрии

охарактеризовали крымские события как нарушение норм международного права. По мнению Президента Австрии Х.Фишера (СПА), Россия совершила ошибки с отягчающими обстоятельствами, попрала международное право, тем самым осложнив международный климат и нарушив взаимное доверие. В то же время он «с большим скепсисом» вос-

принял решения нового руководства Украины после трагических событий в Киеве (февраль 2014 г.), назвал провалом усилия министров иностранных дел Германии, Франции, Польши по предотвращению углубления кризиса, высказал беспокойство относительно действий правонациона-листических сил на Украине [2]. Президент также выдвинул претензии в адрес Евросоюза в период подготовки к подписанию Киевом Соглашения об ассоциации с ЕС, которому Брюссель навязал ряд политических требований, не просчитав одновременно негативные социально-экономические последствия этого шага для рядовых украинцев, в частности важности статуса русского языка. Без внимания остались озабоченности и рекомендации Москвы.

Примечательно, что при обсуждении проблемы выхода Украины из кризиса Вена активно рекламировала опыт построения федеративной государственности и статус внебло-кового государства.

Президент Х.Фишер, канцлер (председатель СПА) В.Файман, представители практически всех политических партий регулярно привлекали внимание Киева к этим факторам, полагая, что федеративное устройство и нейтралитет Украины могли бы стать стержневыми признаками современной украинской идентичности, включающей в себя также понятие малой родины с культурно-историческими особенностями социумов в различных регионах страны. Можно предполагать разочарование президента и канцлера Австрии, которые в беседах с руководством Украины пропагандировали опыт активного нейтралитета, что для киевских

властей оказалось неприемлемым. Однако в дальнейшем канцлер В.Файман отнесся с пониманием к решению Верховной рады об отказе Украины от внеблокового статуса, сказав, что каждый народ имеет право делать выбор в пользу той или иной военно-политической опции своей страны.

Различия подходов правящих и оппозиционных партий Австрии к украинскому кризису проявились, в частности, во время специальных дебатов в Национальном совете Австрии (сентябрь 2014 г.). Обсуждались проекты резолюций, выдвинутых как правящими партиями СПА и АНП, так и оппозиционной «Партии Штронаха». Депутаты этой партии сделали акценты на негативных последствиях введённых США и Евросоюзом санкций в отношении Москвы для экономического положения граждан России и европейских стран.

Оппозиционеры призвали Правительство Австрии инициировать проведение в Вене мирных переговоров (возможно, на высшем уровне) с участием всех заинтересованных сторон, в частности представителей руководства России и Украины, Евросоюза и ОБСЕ, а также сепаратистов. Помимо этого, Правительство Австрии призвано задействовать все возможные средства для прекращения санкций в отношении Москвы. Если проект документа оппозиции не набрал необходимого большинства голосов и был провален, то документ партий СПА и АНП был принят. В нём депутаты призвали Правительство Австрии активно выступать за соблюдение прекращения огня на юго-востоке Украины, за деэскалацию

конфликта и его решение в переговорном формате, сохранение территориальной целостности Украины, преодоление раскола общества, усиление правовых структур и обеспечение прав национальных меньшинств.

Канцлер В.Файман парировал критику оппозиционных парламентариев аргументами об опыте достижения Австрией своей независимости и суверенитета. Для Австрийской Республики было бы недостойно занимать по украинскому конфликту позицию безразличного статиста и руководствоваться лишь чисто экономическими принципами в отношениях с Россией. По его убеждению, для Австрии, как нейтрального государства, важны логика достижения мира в рамках переговорного процесса, а не военный путь разрешения конфликта.

Известный депутат от СПА Й.Чап выделил особую роль России в преодолении украинского конфликта, поскольку только с Россией, а не против неё можно обеспечить безопасность Европы. Он высказал опасения относительно дальнейшего продвижения инфраструктуры НАТО к границам России, проведения манёвров НАТО на территории Украины практически в ходе гражданской войны.

Другие представители от СПА поддержали тезис канцлера В.Фай-мана о вынужденном характере санкций в отношении России, напомнили о том, что сохранение мира также имеет свою цену и за него надо платить.

Депутат от второй правящей партии - АНП - Г.Шультес, другие его коллеги не только не ставили под сомнение санкционную политику Ев-

росоюза, но и настаивали на её последовательной реализации.

Депутаты от СПА и АНП подчеркнули, что Австрия не является политической «марионеткой между Востоком и Западом Европы», в чём её упрекнули оппозиционные партии, и высказались за активизацию действий Австрии во внешней политике, отметив, что потенциал страны как нейтрального государства далеко не исчерпан. Он востребован сейчас как никогда, и Вена могла бы зримо проявить свою миротворческую посредническую роль в решении украинского конфликта.

Альпийская Республика всегда позиционировала себя как посредник мира и созидатель. Австрия несёт ответственность в Европе и за просветительскую работу о недопустимости верховенства силы над правом. Такая работа укрепляет европейскую культуру в части, касающейся обеспечения мира и безопасности на континенте, подчеркивали депутаты.

Депутат от «Партии Штронаха» Р.Лугар обвинил правительство страны в «селективном восприятии» происходящих событий на Украине, когда речь идёт о защите прав человека и соблюдении государственного суверенитета. Он выразил сожаление, что Вена не протестует против нарушения прав человека и свобод гражданина со стороны США.

По словам руководителя фракции партии «Зелёных» г-жи Е.Главишниг-Писчек, нарушение Москвой норм международного права в Крыму не должно остаться без последствий. Она внесла предложение включить в новую Конституцию Украины наряду с формулировками о соблюдении прав человека и обеспечении прав национальных меньшинств также положение об особом статусе восточной части страны.

Свою позицию ясно обозначила крупная оппозиционная партия -Австрийская партия свободы (АПС), представители которой обвинили Правительство Австрии в нарушении нейтралитета страны из-за участия Австрии в ограничительных мерах против России.

Ещё более жёсткий характер носили дебаты в австрийском парламенте в рамках так называемого европейского часа (24 сентября 2014 г.).

Лидер АПС Х.-К.Штрахе призвал правительство соблюдать нейтралитет страны, выступить за снятие санкций в отношении России. Дальнейшее раскручивание санкционной спирали может лишь привести к неслыханным экономическим потерям в самой Австрии. Лидер партии полагает, что вместо дипломатического диалога с Москвой Вена обслуживает геополитические интересы США, которые пытаются помешать сближению Евросоюза с Россией.

Со своей стороны, канцлер В.Файман дал развёрнутое разъяснение проводимой его кабинетом министров политики. Он считает, что не санкции, а война на Украине наносит ущерб экономике, не говоря уже о многочисленных человеческих жертвах.

По оценкам канцлера, потери от санкций в сфере экспорта австрийской продукции на российский рынок (в общем экспортном объёме он составляет всего лишь 4%) могут быть компенсированы за счёт освоения рынков в других регионах мира и предоставления надлежащей помощи пострадавшим от санкций австрийским предприятиям.

Хотя Россия является важным торговым партнёром, соблюдение прав человека, сохранение демокра-

тии и государственного суверенитета Украины должны быть гарантией для развития взаимовыгодных экономических связей. Руководители фракций от СПА и АНП отвергли обвинения лидера «свободников», поведение которых отражает великодержавные интересы России. Так, глава фракции АНП Р.Лопатка упрекнул АПС в том, что «свободники» вот уже в течение продолжительного времени проводят внешнюю политику в духе Москвы. Тезис Х.-К.Штрахе, что Вена через санкции нарушает нейтралитет Австрии, представитель «народников» считает ошибочным, поскольку применительно к нейтралитету Австрии речь может идти лишь об интерпретации в военной сфере. Активный же нейтралитет «австрийских цветов» не допускает нарушение норм международного права, размывание ценностной матрицы.

Представители «Партии Штрона-ха», как и АПС, убеждены в том, что ограничительные меры ЕС в отношении России являются ошибочным путём к урегулированию украинского конфликта, а за ухудшение отношений между Россией и Украиной главную вину несёт Евросоюз. Для депутатов этой партии сближение России с Евросоюзом с момента падения Берлинской стены является величайшим достижением.

Парламентарии фракций «Зелёных» и «Новой Австрии» посчитали санкции адекватной и единственно правильной формой реагирования Запада на нарушение Россией норм международного права. «Зелёные», критикуя США в их подталкивании Украины к вступлению в НАТО, в то же время высказали озабоченность по поводу великодержавного проек-

та Москвы под названием «Новорос-сия». Депутаты от парламентской фракции «Новая Австрия» выступали в качестве «граждан мира», для которых не может быть нейтралитета в вопросе соблюдения норм права. Они видят эффективность санкций как «вынужденного зла» в организации в Москве антивоенных демонстраций, ухудшении основных показателей в российской экономике [11].

Дебаты в парламенте выявили солидарную позицию правящей коалиции с участием СПА и АНП в отношении санкций против России, хотя и считают её вынужденной мерой с негативными последствиями и для экономики Австрии. Выступая за сохранение диалога с Москвой, они тем не менее намерены проводить свою политику соразмерно с принимаемыми Брюсселем решениями. Депутаты от СПА и АНП подтвердили приверженность активному нейтралитету, который следует трактовать исключительно в военных категориях, поскольку ценностная платформа политики Брюсселя и Вашингтона идентична мировоззренческой философии Вены. «Свободники» вновь показали неизменность своей линии на дальнейшее углубление партнёрства с Россией, повторили свою интерпретацию нейтралитета. Депутаты от других оппозиционных партий -«Штронаха», «Новая Австрия» и «Зелёные» - осудили действия России в отношении Украины, хотя и с оговорками.

В целом все партии указали на необходимость поиска компромисса, что всегда было отличительной чертой и частой причиной успеха внешней политики Австрии.

В ходе дебатов ряд депутатов от оппозиционных партий неоднократ-

но ссылались на мнение населения Австрии, которое не понимает смысла санкционной войны против России. В этой связи примечательны опросы общественного мнения, действия объединений гражданского общества.

Результаты замеров общественного мнения подтвердили, что 80% респондентов опасаются для Австрии негативных последствий от санкций в отношении России. Для рядовых австрийцев это может выразиться в форме повышения цен на электроэнергию и в перебоях с поставками российского газа.

При этом половина опрошенных полагает необходимым не уступать нажиму со стороны России: 40% австрийцев считают правильными ограничительные меры применительно к государственным российским банкам, 9% -за ужесточение такого рода санкций.

В то же время для 38% граждан такие меры представляются «слишком строгими, поскольку наносят вред самой Австрии» [12].

Общественность Альпийской Республики в лице Австро-российского общества дружбы обратилась к федеральному канцлеру, вице-канцлеру и министру экономики страны со специальным обращением «стремиться к диалогу, выстраивать доверительные отношения, создать условия для кооперации в интересах Австрии, Европы и России».

В документе руководители общества выразили озабоченность ситуацией, сложившейся в результате кризиса на Украине, что, в свою очередь, негативно отражается на состоянии отношений Российской Федерации и Евросоюза. Всё возрастающее недоверие и санкции могут нанести серьёзный вред перспективе сложившихся партнёрских отношений. Общество прилагает усилия для развития австро-российских отношений, поддерживает проведение мирных переговоров, о которых говорили Президент В.Путин и канцлер В.Файман.

Австрийские сторонники взаимодействия с Россией считают важным поддержание диалога и регулярный обмен мнениями, что позволяет лучше понять мотивы участников переговоров и консультаций, восстановить и укрепить взаимное доверие.

Общество обратилось к Федеральному правительству Австрии с просьбой:

- привлечь все необходимые средства для создания условий проведения и поддержания диалога на разных уровнях;

- повлиять на Евросоюз в целях принятия, по возможности, взвешенных решений;

- активнее выступать на европейском уровне для снятия напряжения в отношениях с Москвой и выявления тех обстоятельств, при которых все задействованные стороны могли бы положительно повлиять на улучшение сложившейся ситуации;

- стремиться найти точки соприкосновения в сотрудничестве по общим тематическим вопросам в двусторонних отношениях;

- отслеживать и анализировать последствия введённых в отношении России санкций для экономики Австрии, а также в пределах возможного предпринять меры по возмещению причинённого ущерба.

Как отмечалось в документе, общество и его активисты готовы в любой момент вступить в деловой разговор с федеральным правительством и разъяснить, какой вклад может внести общество для реализации предложенных мер.

Общество выражает федеральному правительству полную и безоговорочную поддержку по принятию перспективных инициатив, направленных на создание стабильных условий для взаимодействия, поддержанию долгосрочных положительных австро-российских отношений, которые способствуют обеспечению безопасности и процветанию Европы [7].

Более точную оценку последствиям санкций продолжает давать австрийский бизнес. В сентябре 2014 г. руководство Австрийской торговой палаты (АТП) внесло предложения, направленные на снижение негатив-

ных последствий для экономики республики от эффекта бумеранга.

По выкладкам АТП, от российского эмбарго могут пострадать более 55 тыс. рабочих, поскольку более 1 тыс. австрийских предприятий экспортируют свою продукцию в Россию.

В этой связи деловые круги предложили федеральному правительству совместно с экономическими структурами и экспертным сообществом разработать программу по преодолению негативных последствий и создания амортизационных механизмов снижения «перспективных» рисков. Были внесены предложения, в частности, изменить географию рынков сбыта австрийской продукции, побудить Брюссель изыскать финансовые резервы для компенсации понесённых убытков.

Эти идеи и предложения находятся в фокусе внимания правительства и руководителей институтов социального партнёрства Австрии, которые постоянно ссылаются на пагубность санкций как инструмент разрешения политических кризисов. Поэтому в кругах бизнеса звучат и политические оценки воздействия санкций на весь комплекс отношений с Россией.

Президент Австрийской торговой палаты К.Ляйтль приветствует переговоры в формате «нормандской четвёрки» с участием президентов России, Франции, Украины и канцлера ФРГ, поскольку украинский кризис может быть решён исключительно политическими методами. Он разделяет позиции Президента Австрии Х.Фишера, который неоднократно выступал против ужесточения санкций в отношении России, поскольку такие меры наносят ущерб всем сторонам и тормозят возможное положительное развитие ситуации [6].

Представитель деловых кругов Австрии Г.Капш, указывая на возможное дальнейшее

ужесточение западных ограничительных мер в отношении России, предупредил, что от Москвы не следует ожидать повиновения, и в этой связи он рассматривает эмбарго как принципиально ложный подход Евросоюза к решению проблем с Россией. Он высказался за смягчение санкций и возвращение к полноформатному партнёрству с Москвой.

Бывший вице-канцлер и министр финансов Австрии Х.Андрош сравнил Евросоюз и Россию с сиамскими близнецами. По его мнению, достижение мира в Европе, сохранение стабильной политической обстановки в Австрии возможно лишь с участием России.

Так представители политических, деловых и общественных кругов Австрии оценивают кризис в отношениях между Западом и Россией, с сотрудничеством с которой австрийцы связывают своё материальное благополучие, мир и безопасность в стране, в целом в Европе.

В австрийском экспертном сообществе часто звучит точка зрения, согласно которой санкционное давление Запада на Москву не может побудить Москву изменить свою политику. Кроме известных качеств В.Путина аналитики обращают внимание на такую важную черту характера русских, как способность стойко и мужественно переносить и преодолевать трудности и лишения перед лицом внешней угрозы и внешнего давления. Эксперты предупреждают о недопустимости такой политики в отношении русских, поскольку линия на изоляцию и наказание Москвы «за плохое поведение» лишь будет способствовать консолидации российского общества, мобилизации научного потенциала на разработку инновационных методов развития экономики. Одновременно австрийские аналитики указывают

на опасность резкого ухудшения социально-экономического положения граждан России, что её руководство должно учитывать не только при выстраивании тактики урегулирования отношений с Западом, но и при модернизации народного хозяйства страны.

Между тем опросы общественного мнения в Австрии в октябре 2014 г. относительно посреднической роли Австрии в решении украинского кризиса выявили любопытную картину.

Более 51% респондентов высказались за усиление активности Вены в качестве посредника, 39% - заняли противоположную позицию, 10% - не имеют никого мнения на сей счёт.

75% австрийцев посчитали поведение России в украинском конфликте «угрожающим», 22% - не согласны с такой точкой зрения.

В то же время 36% опрошенных понимают причины, по которым Россия видит угрозы со стороны Запада.

Что касается взаимоотношений между Евросоюзом и Россией, мнения респондентов разделились поровну: 46% респондентов уверены в более энергичном противодействии политике России, такое же количество австрийцев высказали противоположное мнение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как подчёркивают австрийские эксперты, результаты замеров общественного мнения отражают состояние политического дискурса в Австрии по украинской проблематике, степень воздействия западных СМИ на общественное сознание граждан. Противоречивая информация о положении дел на юго-востоке Украины, особенно её фактологическая составляющая, способствует появлению у граждан Австрии ощущений беспокойства и неуверенности. В этом контексте можно объяснить

позицию австрийцев в пользу политико-дипломатических усилий решения конфликта. В целом результаты опросов в отношении России свидетельствуют о проявлении негативных последствий от введённых санкций для всех сторон [10].

Анализ выступлений руководителей, видных политических деятелей, серьёзных экспертов Австрии показывает, что иногда австрийцы либо лучше ориентируются в исторических реалиях России и Украины, чем, например лидеры других стран - членов ЕС, либо политический класс, например, ФРГ, закрыл глаза на бесчинства украинских молодчиков в камуфляжной форме с нацистскими рунами и дал карт-бланш Киеву на проведение «антитеррористической операции» против собственного народа на юго-востоке страны.

Австрийские журналисты, например, более честно и объективно писали о такой форме «демократии» на Украине, как «мусорная люстрация оппонентов», о создании министерства «правды» страны, которое запрещает демонстрацию российских фильмов, и т.д. Австрийцы с их воззрениями на роль культуры в развитии цивилизации и национальной идентичности никак не могут понять мотивы выкорчёвывания Киевом достижений общей многовековой истории русских и украинцев.

Тем временем некоторые австрийские эксперты рекомендуют отказаться от нейтралитета страны и даже вступить в НАТО. Они сетуют на вялость внешней политики Вены в 2014 г., поскольку Австрия, с их точки зрения, занимает пассивную позицию применительно к конфликтам на Украине, в Ираке.

Характеризуя нейтралитет как австрийскую икону, эксперты указывают на опыт балтийских государств, членство которых в НАТО смогло обеспечить безопасность этих стран в условиях угрозы со стороны России. Правда, при разъяснении своих подходов такие аналитики, как австрийский комментатор К.Отнер, вынуждены признать, что в случае проведения общеавстрийского референдума более 65% его участников высказались бы за сохранение нейтрального статуса страны.

Эксперт полагает, что этот сегмент австрийского общества продолжает культивировать свои настроения и черпать познания из «сокровищницы национальных догм», к которым относится и постоянно действующий нейтралитет.

Для К.Отнера конфронтация между Западом и Россией представляется удобным случаем «избавиться от этого исторического ослепления», вступить в НАТО и «поставить оборону страны на солидную основу. Именно сейчас, когда Запад ослаблен собственным финансовым кризисом, а США управляются самым непопулярным президентом в послевоенной истории, когда авторитарные режимы России и Китая бросают вызовы демократическим странам, вступление Австрии в альянс было бы скромным, но одновременно зримым знаком. Ясным знаком в пользу приверженности Австрии ценностям западных демократий, а также готовности выполнять соответствующие обязательства, включая увеличение бремени расходов на оборону, вытекающие из членства в НАТО» [8].

Санкции Евросоюза против Вены в 2000 году: исторические уроки

Попытки Вены, с одной стороны, следовать консолидированным решениям Брюсселя о санкциях в отношении Москвы, а с другой - сохранить уникальные добрососедские отношения с Москвой, проявлять сдержанность применительно к возможному ужесточению ограничительных мер, возможно, объясняются и опытом членства в ЕС.

История вступления Австрийской Республики в Евросоюз служит наглядным примером проявления настроений и воли населения страны через демократические процедуры, а также неукоснительного выполнения Веной необходимых критериев, предъявляемых Брюсселем для получения полноправного членства в одной из ключевых институций Европы. Приобретение Веной престижного статуса в Евросоюзе способствовало не только значительному повышению престижа Австрии в Европе, но и расширению возможностей для граждан в плане свободного передвижения по Европе, использования общеевропейских ресурсов для повышения уровня и качества жизни.

Опыт введения санкций Евросоюзом в отношении Австрии в 2000 г. показал принципиальность ЕС в вопросах соблюдения демократических принципов и норм.

Произошло следующее.

По итогам проведения выборов в Национальный совет Австрии в 1999 г. было сформировано правительство с участием Австрийской народной партии (АНП) и Австрийской партии свободы (АПС). Эти партии обладали в Национальном совете большинством мандатов - 104 из 183 соответственно.

Возглавлявший в то время АПС Й.Хайдер был известен своими жёсткими высказываниями в отношении национальных меньшинств, а также попытками обелить роль германских и австрийских нацистов. Й.Хайдеру не забыли заигрывание с ветеранами войск «Ваффен СС», к которым, как писали СМИ, он обращался с приветствием «Дорогие друзья!», его публичное восхваление политики занятости в Третьем рейхе.

Канцлером Австрии был избран председатель АНП В.Шюссель, а политики АПС получили должности вице-канцлера, министра финансов, юстиции, обороны, министров по вопросам инфраструктуры и социального обеспечения.

Хотя лидер АПС был вынужден отказаться от министерского поста, подписанная В.Шюсселем и Й.Хай-дером совместная правительственная программа и вхождение в Правительство Альпийской Республики «свободников» вызвали волну протестов со стороны международного сообщества. Названные факты и вытекающие из этого контекста дискуссии привели к отзыву посла Израиля в Вене, резкой критике из США. Брюссель отреагировал на события в Австрии санкциями против страны -члена Евросоюза с 1995 г.

Санкции заключались в следующем.

1. Правительства 14 стран - членов ЕС не будут поддерживать официальные двусторонние контакты на политическом уровне с Правительством Австрии при участии АПС.

2. Брюссель не будет оказывать поддержку кандидатам от Австрии при заполнении вакантных постов в международных организациях.

3. Послы Австрии в столицах стран - членов ЕС будут принимать-

ся для бесед лишь на рабочем, техническом уровне.

Как пишет российский исследователь А.Ю.Ватлин, страны - члены Евросоюза по инициативе Президента Франции Ж.Ширака объявили о замораживании двусторонних контактов [1].

Политические и административные санкции проявились, в частности, на встрече министров стран ЕС по вопросам занятости и труда в Лиссабоне (февраль 2000 г.).

При выступлении министра Альпийской Республики её коллеги из Франции и Бельгии демонстративно покинули зал заседания. Министр ФРГ, сидевший рядом с коллегой из Австрии, не подал ему руки, не обмолвился ни словом, выполняя, как он сказал, рекомендации германского МИДа. Министр труда Португалии провёл протокольную беседу с министром Австрии в весьма прохладной атмосфере; было отменено традиционное «семейное» фото участников заседания [3].

К проверке ситуации в Австрии в сферах миграции, обеспечения прав национальных меньшинств, пресечения антисемитизма был подключён «Совет мудрецов».

В его состав вошли два известных политических деятеля - бывший президент Финляндии М.Ахтисаари и бывший министр иностранных дел Испании М.Ореха, а также директор Института имени Макса Планка в Гейдельбер-ге Й.Фройвана.

«Мудрецы» провели многочисленные встречи с представителями правящих и оппозиционных партий, активистами гражданского общества Австрии. «Совет мудрецов» завершил свою работу 8 сентября 2000 г. и передал итоговый доклад Президенту Франции Ж.Шираку.

В документе, в частности, констатировалось, что «Правительство Ав-

стрии выступает за совместные европейские ценности, соблюдая права национальных меньшинств, беженцев и переселенцев. В поведении министров от АПС в Правительстве Австрии с февраля 2000 г. в целом отсутствуют причины для их критики. ...Однако существуют причины рассматривать и сегодня АПС как правопопулистскую партию с радикальными элементами». Три «мудреца» выразили мнение, что принятые меры укрепили общественное сознание в пользу общеевропейских ценностей, однако продолжение санкци-онных ограничений было бы контрпродуктивным. Поэтому эти меры могут быть завершены. В то же время Бельгия и Франция увязывали снятие санкций с выполнением условия, согласно которому Австрия могла бы быть и далее объектом «формального наблюдения» в целях соблюдения уже выполненных требований.

Министерство иностранных дел Франции 12 сентября 2000 г. разместило на своём сайте сообщение о «полезности принятых мер и их снятии». В то же время обращалось внимание на необходимость прежней бдительности в отношении АПС, поскольку природа этой партии и её непредсказуемое развитие являются поводом для серьёзного беспокойства. В этой связи все 14 государств -членов Евросоюза посчитали важным проявлять совместную бдительность в отношении влияния АПС на деятельность Правительства Австрии [9].

После обнародования доклада «мудрецов» число глав европейских государств - сторонников отмены санкций на двусторонние контакты

с Австрией значительно возросло. За это высказались, в частности, председатель Европейской комиссии итальянец Р.Проди и премьер-министр Великобритании Т.Блэр. Сами австрийцы были удручены введением санкций и обижены. Вице-канцлер страны и лидер АПС Р.Пассер отмечала, что отмена ограничительных мер в отношении Австрии позволила избежать проведения в республике возможного референдума по вопросу санкций и ЕС, результаты которого могли бы дать не совсем однозначный ответ. Достаточно сказать, что в период «европейского карантина» в Австрии заметно снизилось число сторонников членства страны в ЕС и возросло количество евроскептиков и даже противников евроинтеграции. Продолжительное время Израиль не возобновлял свою дипломатическую миссию в Вене, поскольку в Тель-Авиве были убеждены в необходимости сохранения цивилизованного бойкота до момента выхода АПС из правительства. К отмене санкций присоединилась и Канада. Между тем Берлин продолжал проявлять избирательность в выборе австрийских партнёров.

В ходе рабочего визита канцлера ФРГ Г.Шрёдера в Вену в мае 2001 г. его в аэропорту официально приветствовал лидер тогда оппозиционной СПА А.Гузенбауэр. Глава Правительства ФРГ встретился с федеральным канцлером В.Шюсселем, а основные беседы провёл с критиками действующего Правительства Австрии при участии АНП и АПС.

Вывод аналитиков: санкции были сигналом странам - кандидатам на вступление в ЕС, прежде всего Центральной и Восточной Европы, в плане неукоснительного соблюдения принципов свободы, демократии, ос-

новных прав и свобод человека. Кто нарушает эти принципы и общие ценности ЕС, должен считаться с возможным введением санкционно-го механизма. Хотя санкции предотвратили личное участие Й.Хайдера в федеральном правительстве, они не смогли помешать сформировать коалицию с участием «народников» и «свободников», поскольку иное развитие событий противоречило бы другому базовому принципу ЕС - свободе волеизъявления граждан, демократической процедуре их участия в управлении государством. В то же время санкции были убедительным уроком для всего Евросоюза. Первый опыт такого характера свидетельствовал о несовершенстве законодательной базы ЕС, решение о введении санкций было продиктовано политической целесообразностью. Если политикам и академическому сообществу Европы были ясны мотивы главных инициаторов -Франции и Бельгии, наказания Вены за опасное распространение крайних националистических идей, то и Австрия, со своей стороны, могла бы не остаться в долгу и стать тормозом расширения Евросоюза. Но ни Евросоюз, ни большинство стран - членов набирающего силу и авторитет европейского объединения в этом не были заинтересованы.

О бойкоте Австрии со стороны ЕС вспомнил известный деятель СДПГ, бывший комиссар Евросоюза по вопросам расширения Евросоюза, вице-президент ЕС Г.Ферхойген, оценки которого применительно к составу переходного правительства Украины, сформированного после драматических событий в Киеве в конце февраля 2014 г., принципиально от-

личались от общепринятой линии Вашингтона и Брюсселя. По мнению немецкого политика, во-первых, украинское правительство пришло к власти с нарушением демократических процедур, во-вторых, в состав кабинета министров Украины вошли, по его словам, фашисты от националистической партии «Свобода».

Г.Ферхойген напомнил о «наказании» Австрии со стороны Евросоюза в 2000 г. за вхождение в её правительство представителей правопопулис-тской партии АПС Й.Хайдера. Тогдашнюю АПС, по сравнению с украинской партией «Свобода», можно считать «детским садом», подчеркнул Г.Ферхойген [13].

Российско-австрийские отношения. Проверка на прочность

Соединённые Штаты, Евросоюз, крупные и малые европейские государства весьма критически восприняли события на Украине. Однако причины охлаждения отношений между Россией и Западом следует искать не только и не столько в украинском кризисе. Лишь внимательное отслеживание хронологии событий в мире и Европе, точный хронометраж противостояния в Киеве и на Украине в целом могут дать объективное представление о постепенной трансформации ровных отношений Москвы с её западными партнерами.

Вспомним, например, затяжной характер переговоров между Москвой и Брюсселем по вопросу подписания нового базового Соглашения о партн"рстве между Россией и Евросоюзом. Действие подписанного ещё в 1997 г. документа завершилось в 2007 г., и с этого времени было проведено множество переговоров и консультаций в многообразных форматах и на различных площадках о подписании нового соглашения. Западные партнёры не торопились, например, предоставить льготный визовый режим россиянам для посещения стран Евросоюза. Отговорки - от возможного проникновения террористов с территории России в надёж-

но защищённые от экстре-мистской угрозы страны Шенгенской зоны до либерализации правил пребывания иностранцев в нашей стране, а также нарушения прав и свобод россиян. Такие страны - члены Евросоюза, как Австрия, выступали за либерализацию визового режима в отношениях ЕС - России, ссылаясь, однако, на сдержанность бюрократических инстанций в Брюсселе и необходимость коллегиального решения данной проблемы, что, впрочем, могут затруднять отдельные европейские страны. Новое Соглашение о партнёрстве России - Евросоюза так и не было подписано.

В заявлениях западных политиков в адрес России в 2014 г., как мантра, повторялись обвинения в разрушении Москвой доверия между Россией и Евросоюзом по причине событий в Крыму. В этой связи уместно вспомнить оценки бывшего Верховного представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Х.Соланы (Москва, 21 марта 2013 г.) на международной конференции «РФ - ЕС: возможности партнёрства» о том, что «у нас не было и нет стратегического доверия, есть тактическое, но стратегического нет».

В этих сложных условиях отношения между Москвой и Веной проходят проверку на прочность. Устойчивость добрых российско-австрийских отношений подтвердилась участием федерального канцлера В.Файмана, министра обороны и спорта К.Клуга в торжественной церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи (7 февраля 2014 г.).

В своём напутствии олимпийской сборной Австрии федеральный президент Х.Фишер, в частности, подчеркнул, что проведение спортивных состязаний не тождественно выяснению и решению политических разногласий, что именно спорт может и призван содействовать установлению связей между народами, их объединению.

Эти слова главы государства, приезд в Сочи самой многочисленной в истории зимних Олимпийских игр команды (130 спортсменов) Австрии можно считать ответом на сочинские репортажи по центральному телеканалу, публикации в ряде печатных СМИ Австрии, которые однобоко трактовали подготовку крупного международного спортивного мероприятия.

После открытия Олимпиады отдельные СМИ привели доброжелательные слова президента МОК Т.Баха в адрес России, участие в церемонии открытия В.Файмана, подробно описали красочную, яркую программу праздника. Конечно, не были не замечены и технические накладки на самом мероприятии, даны собственные «дистанционные» расчёты по финансово-материальным затратам строительства олимпийского комплекса, в котором, кстати, участвовали и известные австрийские фирмы и компании. Надо быть справедливым и объективным в оценках поведения руководства Австрии применительно к Олимпиаде в контексте нарастающих противоречий между Россией и Западом по ситуации на Украине.

Президент ФРГ в инициативном плане ещё в декабре 2013 г. заявил о своём нежелании

посетить Сочи, тем самым дав пример коллегам из стран - членов Евросоюза следовать линии крупнейшей европейской державы.

Вопреки давлению на Россию, жёсткой критики политики Кремля и демонизации В.Путина официальная Вена в 2014 г. совершила примечательный поступок. Руководители Австрии прервали тренд на международную изоляцию Москвы, пригласив В.Путина осуществить официальный визит в Австрию 24 июня 2014 г. В соответствии с дипломатическим протоколом пребывание В.Путина было ответным визитом на посещение Х.Фишера России в 2011 г. Ряд зарубежных деятелей высказали неудовольствие, поскольку Вена, по их мнению, нарушила некий письменный регламент Евросоюза. Согласно этому документу в условиях украинского кризиса ни одно из государств - членов ЕС не имеет права по собственной инициативе проводить государственные визиты.

Переговоры на высшем уровне в Вене прошли конструктивно и динамично. Стороны договорились продолжать диалог, позволяющий как прояснять противоречия по кризису, так и находить общие точки соприкосновения в целях сохранения основных приоритетов практического взаимодействия Москва - Вена.

Примечательно, что на официальном приёме по случаю национального праздника Австрии 26 октября 2014 г. посол Австрийской Республики в России г-жа М.Клестиль-Лёффлер выступила с достаточно взвешенной речью, высказалась за дальнейшее развитие российско-австрийских отношений в непростое время. Исполнение на приёме певцом из Австрии первой строфы Гимна России на русском языке могло вызвать лишь дополнительные симпатии к австрийским друзьям и партнёрам.

Солидные австрийские эксперты пытаются понять мотивы выстраивания внешнеполитического курса России, вникнуть в психологию граждан страны, которая после развала Советского Союза проходит противоречивый путь осмысления прошлого и находится в поиске наиболее эффективного управления многонациональным государством с массой нерешённых социально-экономических проблем, дефицитом в правозащитной сфере, пока малоэффективной борьбой с коррупцией. Австрийские сторонники многопланового диалога между Москвой и Веной стараются привнести в споры о политике России здоровый прагматизм, на основе которого многие десятилетия партнёрское взаимодействие двух стран цементировало доверие, содействовало сохранению мира в Европе, являлось ярким примером учёта взаимных интересов крупной мировой державы и европейского нейтрального государства. Москва всегда видела в австрийцах надёжных партнёров.

На заседании Европейского совета 19 декабря 2014 г. канцлер В.Файман поставил под сомнение полезность и тем более эффективность санкций ЕС в отношении России. Он назвал ограничения своего рода вынужденной мерой защиты. Канцлер высказался против решения украинского кризиса военными способами, за необходимость переговоров, сохранение политического диалога с Москвой, поиск альтернативных санкциям методов урегулирования кризиса [4]. В.Файман подчёркивает, что Евросоюз срубит сук, на котором сидит, если будет отделяться стеной от российской экономики. «На полях»

различных международных мероприятий, в режиме телефонных консультаций В.Путин и В.Файман проводят обмен мнениями. В декабре 2014 г. президент Х.Фишер в очередной раз обратил внимание Евросоюза на контпродуктивность усиленного давления на Россию. Он счёл действия Евросоюза ошибочными, поставившими Киев перед трудным выбором - либо только с Москвой, либо только с Брюсселем.

Экспертное сообщество Австрии предостерегает Запад от оказания Киеву возможной военной помощи, поскольку этот шаг мог бы лишь стимулировать обострение эскалации на юго-востоке Украины; обращает внимание на актуальность проведения конституционной реформы в стране в целях запуска полноценного общеукраинского диалога. Переговоры в рамках контактной группы на «минской площадке» комментируются со сдержанным оптимизмом, высказываются опасения, приводятся аргументы в пользу смягчения либо окончательного свёртывания режима санкций в отношении России. Звучат тревожные прогнозы вероятного снижения потока российских туристов в традиционные места отдыха, что может порвать нить общения между русскими и австрийцами.

Суммируя различные точки зрения, президент Х.Фишер в своём выступлении перед дипломатическим корпусом (Вена, 12 января 2015 г.) указал на важность урегулирования украинского кризиса как в рамках самой Украины, так и на международных переговорах, на необходимость проведения ответственного диалога и разумных реформ на Украине [5].

Нейтралитет Австрии - гарант самостоятельности и эффективности внешней политики страны

Хотелось бы надеяться на сохранение Веной приверженности политике активного нейтралитета, относительно сдержанного курса применительно к новому возможному витку санкций в отношении России. В то же время следует иметь в виду традиционную незыблемость позиций Австрии в отношении общеевропейских ценностей, нарушение которых в XXI в., с точки зрения Вены, не может оставаться без надлежащей реакции. Она может включать в себя не только критику, но и конкретные меры по сворачиванию, казалось бы, годами наработанных проектов в целостной системе российско-австрийского партнёрства. Однако государства - члены ЕС, видимо, не извлекли уроков из опыта санкций в отношении Австрии в 2000 г.

Проверку на прочность проходит и австрийский нейтралитет, который не может не наполняться новым содержанием в силу происходящих в мире и Европе радикальных перемен. Актуальное насыщение дефиниции о государстве с нейтральным статусом может привести к обновлённому измерению политики такого государства, поскольку членство Австрии в Евросоюзе предполагает обязательное исполнение политических решений его инстанций даже в ущерб двусторонним связям с надёжным партнёром. Такой сценарий - наихудший вариант, при котором верховенство закона отодвигается на задний план, а политическая целесообразность в рамках общей политики безопасности и обороны

Евросоюза сводит на нет и нормы международного права, и всю ценностную систему. Как бы там ни было, опыт сотрудничества Москвы и Вены свидетельствует о большом таланте австрийцев, которые, как представляется, не горят желанием строго выполнять чужие установки на конфронтацию с Россией и терять передовые рубежи страны с высоким уровнем жизни. До сих пор действия руководства, политического класса и деловых кругов Австрии свидетельствуют о взвешенном использовании потенциала и возможностей государства с нейтральным статусом, что является гарантом исполнения заявленных внешнеполитических приоритетов страны. Вена пытается найти компромисс, будучи иногда вынужденной исполнять решения Брюсселя.

Однако нельзя исключать попыток вовлечения Австрии в очередной виток противостояния с Москвой со ссылкой на «плохое» поведение русских, на их дурной вкус в выборе культурного кода, на несовершенство законодательной базы, ущемление прав человека в России.

Со своей стороны, Россия должна учитывать современные вызовы и риски, концентрируя внимание на переходе к эффективной модели экономики с бережным и целенаправленным использованием человеческих, материальных и других ресурсов, на одновременное вовлечение в управление государством высококвалифицированных кадров, на внедрение достижений отечественной и мировой науки. Совершенствование

правовой системы и механизмов взаимодействия государства и гражданского общества могло бы концептуально и практически обогатить ценностную траекторию развития России как интегральной части европейской цивилизации. Пути и методы достижения этих целей весьма

сложны, но без их реализации Россия утрачивает шанс стать привлекательной страной, с интересами которой будут считаться действующие и потенциальные партнёры. Среди них - нейтральная Австрия, верным другом которой всегда был как Советский Союз, так и новая Россия.

Примечания

1. Ватлин А.Ю. Австрия в XX веке. М., 2006.

2. Der Bundespräsident attestiert Russland „gravierende Fehller", drückt aber auch „grosse Skepsis" gegenüber einigen Entscheidungen der gegenwartigen ukrainischen Führung aus. 5 Marz 2014 // URL: http://www.bundespaesident.at./newsdetail/artikel/die-ukraine-im-mittelpunkt-der-pressekonferenz-gemeinsam-mit-pra

3. Der Slalom um Heider // Der Spiegel. 7/2000. S. 148-152.

4. Faymann zieht EU-Sanktionen gegen Russland in Zweifel. derStandard.at. 19.12.2014 / / URL: http://derstandard.at/2000009627760/Faymann-zieht-EU-Sanktionen-in-Zweifel

5. Fischer H. Neujahresempfang fur das Diplomatische Corps. Bundespräsident verurteilt Terroranschlage in Paris. 12.01.2015 // URL: http://www.bundespraesident.at/ newsdetail/artikel/-00f0f94de..d/print.html ..

6. Leitl Ch. Jahreswechsel fur Kurswechsel nutzen. Ukraine-Krise politisch losen, Sanktionen schaden allen. 30.12.2014 // URL: http://www.wko.at/Content.Node/iv/ presse/wkoe_presse/presseaussendungen/pwk_928_14_Leitl:-Kurswechsel-fue

7. Offener Brief an die Bundesregierung.03.10.2014 // URL: http://www.orfg.net/ru/ info_offener_brief_rb_ru

8. Ortner Ch. Warum Osterreich gerade jetzt der NATO beitreten sollte. 25.03.2014 // URL: http: //www.freiewelt.net/warum-oesterreich-gerade-jetzt-der-nato -beitreten-sollte-10027866/

9. Osterreich. Die Europapolitik in den Mitgliedstaaten der EU. Jahrbuch der Europäischen Integration 2000/2001. S. 373-377.

10. Osterreichische Vermittlung in Ukraine-Koflikt gewünscht. 1.Okt.2014 // URL: http:// www.ots.at/presseaussendung/OTS_20141001_OTS0201/oegfe/Schmidt-oesterreichis-chevermittlung-in-ukraine

11. Russland-Sanktionen der EU als Streitthema im Nationalrat. Parlamentskorrespondent № 826 vom 24 September 2014 // URL: http://wwwparlament.gv.at/PAKT/PR/ JAHR_2014/PK0826/

12. Trend-Umfrage: 80 Prozent furchten, Sanktionen gegen Russland haben spurbare Folgen für Osterreich. 24.08.2014 // URL: http://www.trend.at/articles/1434/581/377567/ trend-umfrage-80-proz..ent-sanktionen-russland-folgen-oesterreich

13. Verheugen G. Verhaltnis EU-Russland. "Gefahr einer Spierale nach unten" // Deutschlandfunk-Interview. 18.03.2014 // URL: http://www.deutschlandfunk.de/ verhaeltnis-eu-russland-gefahr-einer-spirale-nach-unten.694.de.print?dram:article_id=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.