П.А. Ульрам* Австрийская народная партия
1
■ • От партии-лагеря к массовой партии
Партийная система в Австрии традиционно развивалась по трем основным линиям, отражавшим существовавшие в обществе дифференции: по конфессиональной (католические круги versus лаицистские, не принадлежащие к цервам социальные группы), социоструктурной (организованные наемные рабочие versus крупное крестьянство и самостоятельные предприниматели) и национальной (германская или австрийская ориентация). По конфессиональной и социоструктур-ной линии политические силы разделились на два крупных политических лагеря: социалистов (Социалистическая партия Австрии, СПА) и народную партию (Австрийская народная партия, АНП). Речь идет не только о формах организованного политического выражения эмоциональных и мировоззренческих установок, но и о своеобразных субкультурах. Благодаря партийно-политической «колонизации» административных, государственно-экономических и образовательных структур менталитеты соответствующего политического лагеря распространялись вширь и укреплялись. Австрийская народная партия и ее избиратели изначально принадлежали к католическим кругам, это была в первую очередь конфессиональная партия, объединявшая
* Ulram P. A. Osterreichische Volkspartei.
170
крупное крестьянство и предпринимателей. В середине 50-х -начале 60-х годов ХХ в. более половины ее избирателей принадлежали предпринимательским или фермерским структурам, 43% сами были предпринимателями или крупными крестьянами, две трети каждое воскресенье посещали церковь1. Они были организованы в первичные организации (союзы2). Насколько «партийным» было австрийское общество тех лет, видно из того, что около четверти всего взрослого населения были членами той или иной политической партии (как правило, СПА или АНП), профессиональные интересы были тесно связаны с соответствующей партией. В 1954 г., например, 85% избирателей АНП идентифицировали себя со своей партией, а 82% заявляли, что не могут себе представить ситуацию, в которой они голосовали бы за другую партию. Аналогичная картина (89 и 81% наблюдалась и у СПА).
В отличие от конфликтного климата первой республики (1918-1938), первые два десятилетия второй республики ознаменовались кооперацией СПА и АНП, особенно на уровне элит. В 1945-1966 гг. страна управлялась «большой коалицией» этих партий (до 1947 г. в нее входила и КПА). В этот период происходит восстановление экономики, создание социального государства, укрепление демократии и австрийского национального сознания.
Индустриализация Австрии и постепенная концентрация населения в городах повлекли за собой эрозию традиционного базиса АНП, однако партия смогла противостоять этим изменениям и постепенно расширить свой электоральный базис. Из партии-лагеря постепенно вырастает массовая партия, набиравшая до 45% голосов. Внутрипартийные конфликты в СПА
1 У СПА картина была противоположной - активными католиками были лишь 15% избирателей, 75% принадлежали к рабочему классу. Остальные партии - коммунисты (КПА) и Свободные (СвПА) - не располагали в те годы организацией и структурами, необходимыми для укоренения в государственном аппарате, слыли недостаточно лояльными, не смогли стабилизироваться и достаточно быстро оказались в политически незначительном положении.
2 Другие организации партии (молодежи, ветеранов, женщин ) были созданы позже и -за исключением организации ветеранов - в политическом отношении были относительно слабы.
171
и модернизация АНП привели к тому, что на выборах в Национальный совет в 1966 г. АНП получила большинство и до 1970 г. оставалась у власти.
2. Годы в оппозиции
Социалисты использовали свое пребывание в оппозиции для реорганизации и модернизации партии. Структурные изменения в экономике (от сельского хозяйства - к индустрии) поставляли социалистам все новых и новых потенциальных избирателей. Сильно росло и новое среднее сословие - преимущественно служащие, а также интеллигенция. Структурные изменения общества, явившиеся следствием секуляризации, усиления политического плюрализма и экономической либерализации, особенно сказались на установках именно этой социальной группы. Улучшение уровня жизни, изменение характера ценностей привело к растущей дистанции между ее представителями и тем буржуазно-католическим миром с его традиционными ценностями и моралью, из которого они вышли. Поскольку практически все они были на положении наемных трудящихся (служащих), их мировоззренческие установки, их социальная и экономическая ориентация во многом соответствовали ценностным установкам наемных рабочих. Старое социал-демократическое ядро СПА заботилось, как и прежде, о материальной безопасности, лучших системах социального обеспечения, трудовых и образовательных перспективах для своих детей. Новым, мобильным избирателям важнее была личная свобода, расширение возможности соучастия в процессе принятия решений (особенно в крупных бюрократических аппаратах), а для женщин - признание и закрепление изменений, произошедших в отношениях между полами. Таким образом, интересы и ценности обеих этих групп были хоть и не идентичны, но во всяком случае совместимы.
Австрийская народная партия не смогла в те годы в полной мере соответствовать требованиям времени. Она взяла ориентацию на индустриализацию и научно-технический прогресс, но не смогла развить равноценного социального компонента. Обновленческие импульсы оставались на уровне программных высказываний, в реальной политике они буксовали, наталкиваясь как на
172
внутрипартийное сопротивление, так и на сопротивление церкви, старого среднего сословия и чиновничества.
Социалисты же не только приспособились к меняющимся условиям, но и смогли активно использовать их. Имидж традиционной «рабочей партии», выступающей за социальное равенство и социальное государство, помог СПА привлечь на свою сторону новые слои наемных трудящихся. По сравнению с АНП она представляла значительно более последовательную представительницу секуляризированного, защищенного нормами социальной государственности, современного индустриального общества.
Выборы в Национальный совет в 1970 г. и перевыборы в 1971 г. сигнализировали о новой ориентации больших групп избирателей и открыли эпоху политического господства СПА.
АНП потребовались годы, чтобы привыкнуть к роли оппозиционной партии. Внутрипартийные разлады не прекращались, отношения между «реформистами» и «консерваторами», между базовыми партийными организациями и партийным руководством во многих аспектах оставались напряженными.
Однако к середине 90-х годов структурные изменения в обществе сказались и на СПА. Ее основной электорат -промышленные наемные рабочие - значительно сократился. Кризис индустриального сектора затронул прежде всего находившуюся в государственной собственности нерентабельную промышленность. Реализовывать политику «социальных гарантий» в условиях стагнации национальной экономики становилось все труднее. В обществе начал расти скепсис по отношению к государственному интервенционизму, к ускоренной секуляризации, к односторонней ориентации на технические аспекты прогресса. Результатом явилась эрозия как материальных, так и идеальных основ социально-либерального политического консенсуса. На выборах 1986 г. АНП получила 41,3% - немногим меньше, чем СПА, набравшая 43% голосов.
3. Упадок
В 1987 г. была создана «большая коалиция» СПА - АНП, причем канцлера (им стал Франц Враницки) выдвинули социалисты. Будучи «второй» в правительстве, АНП не
173
располагала достаточной силой для реализации своих политических приоритетов. Кроме того, существенно изменились и социально-политические условия партийной борьбы.
В первую очередь, произошло значительное ослабление традиционных связей определенных социальных групп с «их» политическими партиями (предприниматели и фермеры - АНП, рабочие - СПА). К структурным изменениям добавился сознательный отказ разочаровавшихся избирателей от «своих» бывших партий. Неверие граждан в политику и в то, что традиционные партии могут еще что-то изменить, носило сильно выраженную эмоциональную окраску, критика традиционных партий переходила постепенно в критику государства политических партий как такового.
Это развитие сказалось на организационной силе традиционных партий и на их численности. В течение лишь нескольких лет число членов СПА и АНП значительно сократилось, внутрипартийная жизнь застыла, базовые партийные организации (особенно у АНП в больших городах) стояли на грани самороспуска.
«Культуру протеста» использовали в своих интересах новые партии - Зеленые, Либеральный форум и, в особенности, Свободная партия Австрии (СвПА), которая, переорганизовавшись под руководством Йорга Хайдера, взяла четкий правопопулистский курс. Немалую роль для усиления критических настоений граждан сыграли в те годы СМИ, предоставлявшие левым и правопопулистским оппозиционным силам арену для политического самовыражения.
Находясь в правящей коалиции и по мере сил стараясь реализовать хотя бы часть своих приоритетов (приватизация, налоговая реформа, вступление Австрии в Евросоюз), АНП тем не менее оставалась «младшим партнером» социалистов. Ее согласие на участие в коалиции, компромиссы, на которые она вынуждена была идти, раздражали тех ее избирателей, кто, устав от долгого господства социал-демократов, надеялся на основополагающие политические изменения. Значительная часть ее избирателей, особенно молодое поколение, а также часть предпринимателей, крупного крестьянства, служащих обратились к новым партиям, предпочитая, как правило, СвПА. В период с 1983 по 1990 г. АНП 174
потеряла в пользу СвПА около 300 тыс. голосов (СПА же от силы 150 тыс.)3. Впрочем, с 1994 г. и социалисты попадают во власть этого негативного тренда и теряют прежде всего своих традиционных избирателей - наемных рабочих, все чаще отдающих свои голоса СвПА (за период 1994-1999 гг. СПА потеряла в пользу СвПА около 350 тыс. голосов).
Серия неудач АНП на национальных и региональных выборах повлекла за собой внутрипартийные конфликты и быструю смену лидеров, что негативно отразилось на авторитете партии. На выборах в Национальный совет в 1999 г. она набрала 27% голосов и оказалась третьей по силе политической партией -СвПА опередила ее.
АНП теряла избирателей и по демографическим причинам -значительная их часть принадлежала к поколению старше 60 лет. Более двух третей избирателей выбирали партию только в силу «традиции». Членами партии были преимущественно мужчины, причем принадлежащие к крупному крестьянству, представителей нового среднего сословия, служащих и рабочих было очень мало. Только треть членов партии активно участвовала в партийной жизни. Перед партией встала угроза дезинтеграции и распада -судьбы, постигшей итальянских христианских демократов, некогда одну из сильнейших партий, распавшуюся на мелкие, малозначительные политические группировки.
См. табл. 1 и 2 в конце текста.
4. Восхождение
По результатам выборов 1999 г., после краха долгих коалиционных переговоров с СПА, АНП образовала коалиционное правительство с СвПА, которое возглавил канцлер от АНП Вольфганг Шюссель. Решение образовать коалицию с правопопулистской партией вызвало бурю негодования и протестов ряда политиков как внутри страны, так и зарубежом и повело к потоку негативных комментариев в СМИ. Четырнадцать стран Евросоюза демонстративно ввели «санкции» против Австрии, которые,
3 Hofinger Ch., Ogris G., Thalhammer E. Wahlkampfverlauf, Wahlmotive und Wählerströme im Kontext der Nationalratswahl 2002 // Wahlverhalten in Bewegung. Analysen zur Nationalratswahl / Plasser F., Ulram P.A. (Hrsg.). - Wien, 2003.
175
разумеется, будучи лишены всяческого основания, были тихо отменены по истечении некоторого времени4. В отличие от истерических реакций ряда политико-медийных интеллектуалов, масса населения заняла выжидательную позицию, на которую не повлияли негативные реакции из за рубежа.
Коалиция с СвПА пошла на пользу АНП, которой удалось провести санацию бюджета и которая заняла сдержанную, но твердую позицию по отношению к внутри- и внешнеполитическим турбуленциям, для СвПА же коалиция принесла скорее вред, ибо внутри этой правопопулистской партии начались разногласия, обусловленные неизбежным для любого пришедшего к власти популиста противоречием: оппозиционные популистские лозунги до выборов и ответственность правящей партии после выборов.
Новый партийно-политический расклад привел к снижению агрессивной критики традиционных политических партий и политической демократии в целом. Те, кто был недоволен «окаменевшей» политической структурой (СПА и АНП), увидели возможность политических изменений. Доверие к политическим институтам начало расти.
После серии поражений на региональных выборах СвПА отказала своим депутатам в доверии и практически поставила под вопрос коалицию с АНП. В ответ АНП - с согласия оппозиции -призвала к внеочередным парламентским выборам зимой 2002 г.
Хаотичная предвыборная кампания СвПА и ошибочная стратегия СПА, а также уверенная предвыборная борьба АНП во главе с ее признанным политическим лидером сыграли свою роль: АНП, набрав 42,3%, оказалась сильнейшей партией и после долгих переговоров возобновила коалицию с СвПА, однако в ином раскладе - депутаты СвПА составляли незначительное меньшинство.
Новый легислатурный период ознаменовался рядом основополагающих реформ (пенсионная реформа, продолжение приватизации, налоговая реформа, реформа структур внутренней безопасности), которые, разумеется, не всегда пользовались популярностью избирателей, более того, вели к конфликтам с профсоюзными организациями. Что же касается партнера АНП по
4 Значительно сдержаннее были реакции США и России.
176
коалиции - СвПА, то в 2005 г. она раскололась на союз «Будущее Австрии»5 и СвПА. Одна из успешнейших правопопулистских партий Западной Европы распалась на две небольшие партии с посредственными политическими шансами.
5. Новые вызовы
В течение шести десятилетий АНП неизменно являлась центральной составной частью австрийской политической системы и оказывала существенное влияние на ее формирование и развитие. Несмотря на многочисленные ошибки, политические недочеты и поражения, партия смогла преодолеть такие важнейшие вызовы времени, как изменение структурных условий межпартийной конкуренции, изменение политической архитектуры Европы после 1989 г., протест против традиционных партий и его следствие - широкую правопопулистскую волну. Независимо от того, победит ли АНП на грядущих в 2006 г. парламентских выборах или уйдет в оппозицию, статус массовой партии, поставленный было под вопрос развитием 90-х годов, на ближайшее время ей обеспечен.
Однако способность успешно приспосабливаться к изменениям внутри демократических систем отнюдь не является гарантией способности противостоять вызовам будущего. Центральной задачей современной народной партии является выработка способности к политическому руководству в нынешнем, дифференцированном обществе, особенно в условиях, когда традиционные стратегии тактического лавирования и приспособления наталкиваются на свои границы. Второй проблемой является необходимость политического самоутверждения в условиях, когда средства массовой информации играют важнейшую роль в процессе создания общественного мнения. Партия должна не просто быть способной к профессиональной работе с общественностью и выгодно представить себя, но, в крайнем случае, и обладать способностью политически противостоять «сильным» СМИ. В долгосрочной перспективе партии должны будут найти новые пути прямой коммуникации с
5 Под руководством Йорга Хайдера. - Прим.ред.
177
их постоянными и потенциальными избирателями. Неудовлетворительно решен и вопрос соотношения профессиональной политики и гражданской активности. Типичным для Австрии является уверенность многих граждан в своей политической компетентности в сочетании с их политической пассивностью в рамках демократической системы.
Что характерно для внутриполитического уровня, типично и для европейского, на котором традиционная «проевропейская» партия АНП сталкивается не только с последствиями широкого скепсиса по отношению к Евросоюзу, но и с необходимостью занять четкую позицию в таких важных вопросах европолитики, как, например, дальнейшее расширение ЕС или то, каким путем пойдет Евросоюз - «федеративным» или «межправительственным».
Таблица 1
Профессиональная структура избирателей АНП с 1955 по 2002 г.
Избиратели (%) 1955 г. 1978 г. 1986 г. 1990 г. 1994 г. 1999 г. 2002 г.
Крестьяне 26 20 9 11 10 9 7
Свободные пред-
приниматели 17 7 7 7 6 12 9
Рабочие 13 17 14 15 12 7 12
Служащие 13 21 22 22 25 37 31
Домохозяйки 20 13 18 13 13 9 8
Пенсионеры,
не работающие 11 21 30 31 33 25 29
Источник: 1955-1978 und 1985: Müller W. C., Plasser F., Ulram P.A. (1995): Wähler und Mitglieder der ÖVP, 1945-1994 / Kriechbaumer R., Schausberger F. (Hg.): Volkspartei - Anspruch und Realität. Zur Geschichte der ÖVP seit 1945. - Wien, 1995.
1986, 1990, 1994, 1999, 2002: FESSEL-GfK, Exit Polls zu den NRW 1986-2002.
178
Таблица 2
Социально-демографическая структура избирателей АНП
(1978-2002)
Избиратели (%) 1978 г. 1986 г. 1990 г. 1994 г. 1999 г. 2002 г.
Мужчины 46 44 44 44 52 49
Женщины 54 56 56 56 48 51
До 30 лет 22 20 19 16 13 15
30-44 30 25 27 26 28 31
45-59 23 27 25 26 35 26
60 и старше 26 28 30 32 24 27
Школа 47 30 31 25 18 20
Профессиональная
школа 40 44 38 41 41 47
Матура (аттестат
зрелости) 9 18 23 27 29 24
Высшая школа 3 7 6 8 12 10
Источник: 1986-2002: FESSEL-GfK Austria, Exit Polls zu den Nationalratswahlen 1986, 1990, 1994 und 2002.
Перевод с немецкого С.В. Погорельской