УДК 327
DOI 10.34823/SGZ.2021.6.517730
И.Ю. ЛЕБЕДЕВ кандидат философских наук, доцент
ИГСУ РАНХиГС
Е.И. ЛЕБЕДЕВА аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова**
Австрия как медиатор отношений между ЕС и Россией
Австрийская республика является политическим субъектом в международных отношениях и осуществляет долгосрочное влияние на глобальные политические процессы с момента образования и по настоящее время. Обозначены фундаментальные основания феномена политической и экономической субъектности Австрии. Выявлены особенности историко-политического контекста формирования австрийской внешней политики в отношении ЕС и России, его эволюции на современном этапе. Раскрыты причины и последствия выбора Австрией нейтрального курса во внешней политике, а также его влияние на процесс принятия решений не только внутри самой страны, но и в Европейском союзе.
Ключевые слова: Австрия, нейтралитет, международные отношения, медиатор, ЕС, Россия.
I.Yu. LEBEDEV PhD in Philosophy, Associate Professor, IGSU RANEPA,
E.I. LEBEDEVA Postgraduate student of the Department of Sociology and Psychology of Politics, Faculty of Political Science, Moscow State University named after M.V. Lomonosov
* Лебедев Игорь Юрьевич, e-mail: [email protected]
** Лебедева Екатерина Игоревна, e-mail: [email protected]
Austria as a mediator of relations between the EU and Russia
The Republic of Austria is a political entity in international relations and exercises a long-term influence on global political processes from the moment of its formation to the present. The fundamental foundations of the phenomenon of political and economic subjectivity of Austria are outlined. The features of the historical and political context of the formation of the Austrian foreign policy towards the EU and Russia, its evolution at the present stage are revealed. The reasons and consequences of Austria's choice of a neutral course in foreign policy, as well as its impact on the decision-making process not only within the country itself, but also in the European Union, are revealed.
Keywords: Austria, neutrality, international relations, mediator, EU, Russia.
Австрия - сердце Западной Европы, страна с богатой историей искусств и выдающимся вкладом во все сферы европейской культуры, являлась участницей политических и военных коллизий истории ХХ в. На протяжении длительного времени Австрийская республика находилась на стыке интересов великих держав.
Австрия являлась центром Австро-Венгерской империи1. События начала ХХ в., поражение в Первой мировой войне, спад в экономике, политическая турбулентность послужили причиной прекращения существования Австро-Венгерской империи, многонациональной державы, в начале ХХ в. Сопоставимой по мощи с Германией и Россией. Так, после нескольких столетий правления Габсбургская монархия, одна из самых могущественных династий Европы на протяжении Средневековья и Нового времени, распалась и осенью 1918 г. Австрия была провозглашена самостоятельным независимым государством2. Австрийская республика, правопреемник Австро-Венгерской монархии, была образована как федеративное
1 Воцелка К. История Австрии: культура, общество, политика / Пер. с нем.: В.А. Брун-Цеховой, О.И. Величко, В.Н. Ковалев. М.: Весь Мир, 2007; Куковицкая Е.И. Австрия: путь от империи к республике // Власть, 2008, № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avstriya-put-ot-imperii-k-respublike (дата обращения: 29.06.2021).
2 Collier's Encyclopedia. URL: http://niv.ru/doc/encyclopedia/collier/articles/31/avst-riya.htm (дата обращения: 20.05.2021).
государство1 и состояла из девяти земель: Нижней и Верхней Австрии, Каринтии, Штирии, Зальцбурга, Бургенланда, Фо-рарльберга, Тироля и Вены2.
Политика государства реализуется в разнообразных стратегических установках, опираясь на основания субъектности3. Образование Австрийской республики, ее интеграция в политические блоки, экономические сообщества осуществляется на устойчивых ментальных основаниях, модификация или разрушение которых ведет к потере ими политической субъектности4. В современной политической психологии в качестве методологического инструмента анализа и прогнозирования деятельности государств применяется концепт субъекта5. Истоки принципа субъектности восходят к античной философии, еще древнегреческий мыслитель Сократ определил принцип субъектности как нацеленность человеческого бытия на самого себя6.
Австрийская республика временно утратила субъектность после 1938 г., когда произошло присоединение к Германии7. Аншлюс превратил ее в немецкий тыл, она стала источником сырья, военного производства, человеческих ресурсов, а также золотых резервов8. И только после поражения гитлеровской Германии во Второй мировой войне она смогла восста-
1 Елингер Т. Австрийский опыт федерализма // Текст выступления на конференции «Европейский федерализм и Россия: опыт прошлого и настоящего», 30-31 октября 2000 г. в Москве. URL: http://www.ieras.ru/joumal/jour-nal1.2001/9.htm (дата обращения: 01.07.2021).
2 Конституция Австрийской Республики. Спб., 2002.
3 Ракитянский Н.М. Догматические основания англо-американской ментальной экспансии (психолого-политический анализ) // Актуальные проблемы современной политической психологии, М.: РИОР, 2010, с. 89-110.
4 Ракитянский Н.М. Русские исламисты как политико-психологическая реальность // Вестник СПбГУ, Серия 16, 2015, Вып. 3, с. 70-82.
5 Гомеров И.Н. Политическая субъектность в структуре политических отношений: теория и российские реалии. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т., 2011.
6 Ракитянский Н.М. Концепт и принцип субъектности в политико-психологических исследованиях // Российская политическая наука: истоки, традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием). М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014, с. 408-410.
7 Наумов А.Ю. Аншлюс Австрии в 1938 году как кризис Версальской системы // Новая и новейшая история, 2006, № 6, с. 56-72.
8 Акопьянц А.С. Аншлюс Австрии его последствия // Интерэкспо Гео-Сибирь, 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anshlyus-avstrii-ego-posledstviya (дата обращения: 20.07.2021).
новиться и вновь обрести государственную целостность, а также статус «великой державы»1.
Во второй половине ХХ в. Австрия становится суверенной2, когда СССР, США, Великобритания и Франция, подписывают в 1955 г. Государственный договор и выводят войска с ее территории3. Великие державы взяли на себя обязательство уважать независимость и территориальную целостность Австрии4. Подчеркнем, что получивший политико-юридическое оформление в 1955 г. статус постоянного нейтралитета Австрии является заметным и своеобразным элементом системы международной безопасности в Европе и мире5.
Нейтралитет и самобытная австрийская политическая субъектность формировались на основе природно-генетичес-ких ресурсов, культурно-исторического потенциала и укоренялись в течение нескольких десятилетий.
Сегодня Австрия имеет уникальный опыт с выгодой для себя контролировать политическое поведение различных политических субъектов на мировой арене6. Австрийский нейтралитет, как результат послевоенного урегулирования австрийского вопроса, оказал позитивное воздействие не только на само государство7, но и на развитие Европейский стран в период выхода из острой фазы конфронтации8. Австрия играет роль медиатора в примирении между враждующими сторонами, что проявилось во время ее посредничества для зак-
1 Чернышов С.Н. Партийная система Австрии // Вопросы политологии, 2013, № 1, с. 163.
2 Государственный Договор о восстановлении независимой и демократической Австрии (Вена, 15 мая 1955 г.) URL: http://www.lostart.ru/ru/do-cuments/detail.php?ID=920 (дата обращения: 15.07.2021).
3 Иванов А.Г. Аннексия Австрии третьим рейхом и дипломатия Великобритании // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал, Краснодар, 2014, № 3, с. 186-207.
4 Achtamsjan A.A. Die Sowjetunion und Osterreich in der Zeit der Vorbereitung und des Abschlusses des Staatsvertrages (1945-1955) // Österreich und Sowjetunion. Wien, 1984, s. 131-144.
5 Кружков В.А. Постоянный нейтралитет Австрии: становление, трансформация и перспективы: автореф. Дисс. канд. ист. наук. М., 2009.
6 Ракитянский Н.М. Категории сознания и менталитета в контексте феномена политической полиментальности // Политическая психология: Хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. 4-е изд. М., 2018, с. 30-50.
7 Максимычев И.Ф. 50 лет испытания нейтралитетом. В Австрии не прекращаются дискуссии о статусе страны // Дипкурьер, М., 2005.
8 Круглый стол в редакции журнала «Международная жизнь» на тему «15 мая 1955 года. Государственный договор: Австрия независима и нейтральна» // Международная жизнь, 2005, № 6, с. 127-155.
лючения ядерной сделки с Ираном, а также поддержания диалога по решению кризиса в Сирии1.
Кроме того, после обретения независимости Австрийская республика стала членом ООН, Совета Европы, Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), а в Вене разместили свои штаб-квартиры и отделения ООН, ОБСЕ, ОПЕК и МАГАТЭ2. В 1995 г. Австрия вступила в Евросоюз, что привнесло необходимость координации принципов национального суверенитета и принципов ЕС.
Интеграционное объединение на высоких стадиях своего развития, в соответствии с теорией Бэла Баласса и практикой построения ЕС, предполагает охват внутренней, внешней политики государства, а также многих сфер общественной жизни: экономики, права, экологии, миграцию рабочей силы, науку, образование и иные сферы3. Формируются общие органы и нормативна база. Все эти необходимые требования интеграции во многом противоречили основным принципам, на основе которых формировалась Австрийская республика. Потребовалось приложить достаточно усилий, как со стороны структур ЕС и особенно со стороны Австрии для нахождения приемлемых форм взаимодействия в рамках ЕС. По сути, интеграция на высокой стадии предполагает отказ от значительной части национального суверенитета и делегирование его структурам ЕС, что предполагается в ключевых интеграционных теориях федерализма и неофункционализма.
Несмотря на принципы ЕС, Австрия традиционно старается проводить самостоятельную политику и сохранять во многих ситуацию нейтралитет. Это выразилось в позиции Австрии по отношению к миграционной политике ЕС, к договору о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР, вето на который наложил парламент Австрии, и иные действия. В апреле 2021 года Австрия, вопреки позиции ключевых стран ЕС, заявила о готовности закупить один миллион доз вакцины Спутник V у
1 Емельянов А.И. Особенности формирования и реализации современной внешней политики Австрии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки, 2019, № 1(834). URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-i-realizatsii-sovremennoy-vneshney-politiki-avstrii (дата обращения: 12.03.2021).
2 Максимычев И.Ф. Австрия: опыт нейтралитета // Современная Европа, 2006, №3(27). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZavstriya-opyt-neytraliteta (дата обращения: 10.07.2021).
3 Balassa B. The Theory of Economic Integration. London.G. Allen & Unwin Ltd. -1961.
России1. Это говорит о том, что Австрия готова мирно урегулировать проблемы, используя soft-power для достижения своих целей. Она стремится разделять свои отношения с разными странами, держаться в стороне от любых противостояний и поддерживать контакты с широким кругом партнеров.
Как было отмечено в Докладе дискуссионного клуба «Валдай» в мае 2017 г., страны ЕС испытывают ряд кризисов: кризис лидерства и солидарности, комплексный экономический кризис, иммиграционный кризис и терроризм, кризис легитим-ности2, все эти проблемы проявили себя в той или иной степени и в Австрийской республике.
Преодоление части кризисных проблем Австрия может найти во взаимодействии с рядом стран, не входящих в ЕС, но являющихся потенциальными партнёрами, таковыми могут стать страны ЕАЭС и Россия, в частности. Австрия может поддерживать и развивать политические и экономические контакты с Россией, опираясь на взаимные интересы, а также схожие взгляды по ряду вопросов международной политики.
Австрия является крупным покупателем российских энергоносителей, выступала за строительство «Северного потока-2»3, австрийские инвестиции активно используются в экономики России, такие компании как Starbag, Raiffeisen Bank, филиалы Siemens и германских автоконцернов давно присутствуют на российском рынке. Но, несмотря на достаточно активные политические и экономические связи, Австрия традиционно голосует за продление антироссийских санкций4, что отражает двойственность, как внутренней, так и внешней политики страны по отношению к России. Учитывая санкционное давление со стороны организационных структур ЕС на Россию и усиливающуюся конфрантационность, Россия во взаимодействии со странами Европы старается руководствоваться принципом субсидиарности, при котором каждую проблему следует рассматривать на должном для неё уровне, пытаясь переложить основную часть торгово-экономических соглашений с ЕС на институты ЕАЭС.
1 URL: https://www.bbc.com/russian/features-56675724 (дата обращения: 25.07.2021).
2 URL: https://ru.valdaiclub.com/files/15749/ (дата обращения: 03.07.2021).
3 URL: https://1prime.ru/gas/20210604/833855252.html (дата обращения: 29.06.2021).
4 URL: https://ria.ru/20210419/sanktsii-1728988072.html (дата обращения: 25.07.2021).
Важнейшей частью взаимодействия со странами Европы могут стать отдельные диалоги по важным двусторонним вопросам с отдельными странами ЕС. Контур взаимодействия России смещается от центра ЕС (брюссельской бюрократии) к отдельным странам Европы и в данных условиях Австрийская республика является возможным партнёром России и ЕАЭС.
Ограниченный геополитический потенциал Австрийской республики и уникальность австрийского опыта развития проявляются в перманентном поиске постоянства в условиях виражей мировой политики и вопреки политическим потрясениям и радикальным переменам1. Благодаря политическому нейтралитету небольшая по территориальному охвату цент-ральноевропейская Австрийская республика старается принимать независимые решения, являясь гарантом безопасности и стабильности. Однако поддержание в рамках ЕС условно декларируемого нейтрального статуса будет во многом зависеть от соотношения внутриполитических сил, как в Австрии, так и положения в Европе и мире.
Австрия, стремясь поддерживать нейтралитет и суверенность, определённую договорами о ЕС, может активизировать взаимоотношения с Россией с взаимовыгодной целью, в различных областях экономического и политического сотрудничества. Основой взаимодействия стран во многом является самобытная австрийская политическая субъектность, которая формировались на основе природно-генетических ресурсов, культурно-исторического потенциала и укоренялись в течение нескольких десятилетий. Австрия имеет уникальный опыт с выгодой для себя контролировать политическое поведение различных политических субъектов на мировой арене и находить компромиссные решения, как во внутреннеполитической, так и во внешнеполитической деятельности. Россия крайне заинтересована в дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества с Австрией, как в интересах обеих стран, так и в целях решения ряда геополитических проблем.
1 Menasse R. Das Land ohne Eigenschaften. Wien, 1993, s. 21.