Avis P. D. L. In Search of Authority. Anglican Theological Method from the Reformation to the Enlightenment...
Avis P. D. L. In Search of Authority. Anglican Theological Method from the
Reformation to the Enlightenment. London: Bloomsbury, 2014. 416 p.
Монография англиканского богослова и священника Пола Эвиса1 посвящена одной из наиболее серьезных богословских проблем современного англиканизма — пониманию авторитета (первенства и сопутствующей ему власти) в Церкви и его практической реализации в церковной жизни. Последним по времени проявлением указанной проблемы является кризис внутри Англиканского сообщества, связанный с различным подходом национальных Англиканских церквей к вопросу поставления в сан епископа открытых гомосексуалистов. В 2006 г. в сан епископа американского города Нью-Гемпшир был рукоположен первый открытый гей Джин Робинсон. Данное событие спровоцировало раскол в Англиканском сообществе, который отразился на работе Ламбетской конференции2 2008 г. Участие в ней, по приглашению тогдашнего архиепископа Кентерберий-ского Роуэна Уильямса, приняли либеральные епископы США, что вынудило некоторых консервативных англиканских епископов Африки и Южной Америки проигнорировать заседания в Ламбете. Обострило ситуацию еще и то, что предыдущая конференция, проходившая в Ламбетском дворце в 1998 г., декларировала, что гомосексуальность несовместима с библейским учением3.
Ламбетской конференции 2008 г. так и не удалось достичь компромисса между противоборствующими партиями4. В итоге Роуэн Уильямс покинул пост архиепископа Кентерберийского, а его преемник Джастин Уэлби, как кажется, еще менее способен удержать англикан-либералов и консерваторов в рамках единого Англиканского содружества.
В рамках упомянутой уже Ламбетской конференции некоторыми англиканскими богословами было отмечено, что Англиканской Церкви не хватает реальных инструментов по управлению ситуацией внутри Англиканского содружества церквей, в связи с чем была начата дискуссия о природе церковного авторитета в его понимании в англиканской богословской традиции. Та же Ламбетская конференция как институт, по мнению консервативных англикан, перестала выполнять свою ключевую функцию — консолидировать мнение ан-
1 Пол Д. Л. Эвис — англиканский священник, богослов и экуменический деятель. В 1998— 2011 гг. являлся генеральным секретарем Совета по христианскому единству Церкви Англии. Впоследствии (2011—2012) занимал должность богословского консультанта Офиса Англиканского сообщества, а также был каноником-богословом Ексетеровского кафедрального собора (2008—2013). Пол Эвис является почетным профессором Университета Эксетера и директором Центра изучения Христианской Церкви. Больше всего Пол Эвис известен в качестве капеллана Королевы Великобритании Елизаветы II, а также ведущего редактора международного журнала «Ecclesiology», выпускаемого издательством «Brill».
2 Ламбетская конференция — англиканский аналог Вселенскому собору. Один их четырех методов управления Англиканским сообществом церквей. Конференция проходит с периодичностью раз в 10 лет.
3 См.: Резолюция 1.10 от 9 августа 1998 г.
4 Принятый участниками Ламбетской конференции 2008 г. «ковенант», а также введенный мораторий на рукоположение открытых гомосексуалистов положительного результата не принесли.
гликан, а архиепископ Кентерберийский утратил свой авторитет как духовный лидер Содружества.
Монография Пола Эвиса «В поисках авторитета. Англиканский метод от Реформации до Просвещения» стала значительным вкладом в развитие данной дискуссии, поскольку Эвисом была предпринята попытка осуществить исторический обзор богословия авторитета в англиканизме в период от публикации Акта о супрематии и вплоть до конца XVIII в. Сразу необходимо оговориться — попытка не слишком удачная, так как под термином «авторитет» Эвис понимает что угодно, но только не реальное управление церковной жизнью. Автор монографии не относит себя к сторонникам реформы англиканского представления о церковном устройстве с целью ужесточения методов по контролю за ситуацией в Англиканском содружестве. С точки зрения Эвиса, англиканам следует сохранять в неприкосновенности главный принцип англиканизма, созданный еще во времена правления в Англии королевы Елизаветы I и довольно ярко сформулированный в веке XX архиепископом Кентерберийским Майклом Рэмси: англиканизм — не четкая богословская система, но скорее «метод, цель, направление» (с. XV). Следует отметить, что именно в этой «системе координат» и выстроена монография Эвиса: англиканство представлено у него как некая рамка, в которую автор по своему усмотрению помещает различные персоналии и философско-богословские течения.
Безусловно, Эвис пытается проследить представления англиканских богословов и иерархов о церковном авторитете, но подчас жертвует системностью подхода ради следования основополагающему принципу англиканизма — единство во внешнем многообразии. В качестве методологии рассмотрения вопроса авторитета в англиканизме автором избирается следующая система: 1) анализ источников авторитета (Священное Писание, церковная традиция и др.);
2) структура авторитета (единоличная, коллегиальная или общинная власть);
3) динамика авторитета (как он «работает» и как реализовывается в церковном сообществе) (с. XI).
Первые две главы монографии посвящены рассмотрению отношения к Библии, церковной истории и традиции в контексте англиканства периода Реформации в сравнении с иными протестантскими течениями: лютеранством, кальвинизмом и цвинглианством. Эвис подчеркивает, что применительно к Библии англиканство по-прежнему воспринимает Писание как комплекс «всего необходимого... для обладания вечной жизнью» (с. 51). В данном аспекте англиканство по большому счету не противоречит континентальному протестантизму, чего нельзя сказать об отношении англикан к христианскому Преданию, имеющему выражение, в частности, в решениях Вселенских соборов и Отцов Церкви. Если в континентальной протестантской среде к церковному Преданию имелось самое различное отношение (от вполне лояльного до совершенно отрицательного), то Церковь Англии, даже в лице своего радикального основателя-идеолога — архиепископа Томаса Кранмера, — признала и решения Вселенских соборов, и творения избранных Отцов (не только Запада, но и Востока) (с. 78). Эвис подчеркивает, что англиканство изначально поместило себя в более содержательный контекст, нежели континентальный протестантизм, что
Avis P. D. L. In Search of Authority. Anglican Theological Method from the Reformation to the Enlightenment...
косвенно подтверждается отсутствием в англиканизме обширного списка символических книг.
Особым образом в монографии Эвиса отмечается роль англиканского богослова Ричарда Хукера (ему посвящена глава 3), сформулировавшего знаменитый для англикан принцип «Via media» и впервые определившего границы существования Церкви Англии в плане реализации в ней авторитета. Хукеру удалось возвеличить роль английского монарха в качестве главы Церкви Англии, а также сохранить в ней место для епископата, что обеспечило существование «буфера» между королем и мирянами (с. 94).
Главы 4, 5 и 6 посвящены классическому периоду англиканского богословия, начало которого Эвис увязывает с окончанием в конце XVI в. англикано-католической полемики и началом революционных событий в Англии в веке XVII (см. с. 132—133). XVII век стал для англиканской истории веком противостояния умеренных и радикальных партий, приведшего к временной победе радикалов (1645—1660 гг. — период отмены монархии и существования республиканского строя). Новые для англиканства принципы церковной жизни были сформулированы Вестминстерской ассамблеей (1647), прошедшей под непосредственным влиянием кальвинистов и постановившей, что Библия «достаточна для определения каждого аспекта жизни» (с. 136), а епископат должен быть упразднен. Симпатии Эвиса явно находятся не на стороне подобного пуританизма, которому автор противопоставляет личность Фрэнсиса Бэкона, сформулировавшего концепцию «экспериментальной теологии» и противопоставившего ее пуританскому воззрению на мироустройство. Наследию Бэкона посвящена большая часть главы 4.
Глава 5 почти полностью посвящена апологии еще одного английского мыслителя — Томаса Гоббса. Но если с привлечением Бэкона в ряды англиканских богословов особых проблем не возникает, то именование Гоббса «крипто-богословом» выглядит натянутым. Единственное, с чем можно вполне согласиться, так это с тем, что многие представители англиканского богословия оказались под непосредственным влиянием философии Гоббса (с. 176). Глава 6 также посвящена взаимодействию англиканизма и философии, но уже в лице, например, Декарта, Спинозы и Паскаля. Таким образом, главы 4, 5 и 6 представляют собой обзор не классического англиканского метода богословия, а тех философских систем, которые оказывали влияние на англиканство в XVII в.
Главы 7, 8 и 9 посвящены англиканству в эпоху Просвещения. Методологически они выдержаны в духе 5-й и 6-й глав, а именно Эвис под термином «авторитет» понимает здесь не собственно церковное управление, а научно-философскую парадигму Просвещения, оказавшую влияние на богословскую мысль англиканизма. Конкретные примеры такого влияния излагаются Эвисом на основании наследия таких англиканских мыслителей, как Уильям Лоу, Джон Весли, Джозеф Батлер и Эдмунд Бёрк. Необходимо отметить, что подобная подборка вызывает скорее вопросы, чем одобрение. Так, Уильям Лоу вошел в историю англиканизма как адепт германского мистицизма XVIII в., Джон Весли известен прежде всего как один из основателей методизма, а Эдмунд Бёрк имеет к богословию довольно дальнее отношение. Таким образом, лишь Джозеф Батлер
является достойным представителем плеяды консервативных англиканских богословов XVIII в., защищавших религиозные принципы перед лицом набиравшего силы континентального скептицизма и религиозного индифферентизма.
Монография Пола Эвиса, безусловно, заслуживает внимания специалистов, интересующихся развитием богословской и религиозной мысли Англии в период Х^—Х1Х вв. Однако стоит отметить, что, к сожалению, теме богословия авторитета и применению церковной власти в англиканской традиции по сути посвящены первые три главы монографии и отчасти глава 4, что, к сожалению, несколько обесценивает труд Пола Эвиса в качестве научного подспорья для полемики консервативно настроенных англиканских епископов с их либеральными сослужителями из США.
Антоний Борисов
(иерей, канд. богословия, МДА, ПСТГУ; [email protected])
ОТТОВСКИЙ РЕНЕССАНС В ГЕРМАНИИ
Otto R. Theologie — Religionsphilosophie — Religionsgeschichte / J. Lauster, P. Schüz, R. Barth, Ch. Danz, Hrsg. Berlin; Boston: De Gruyter, 2014. XVIII, 674 S.
Российский религиовед сегодня едва ли позволит себе обратиться к трудам Рудольфа Отто — ссылка на автора «Священного» может быть расценена как признак дурного тона; подавляющему большинству отечественных богословов и философов этот соблазн, кажется, подавно неведом. Известные нам немногочисленные публикации посвящены доказательству того, что интерес к Отто может быть исключительно историографическим, что гуманитарное знание к концу XX в. окончательно преодолело дурман марбургского чародея. Однако отказаться от этого представления заставляет появление в 2014 г. сборника «Рудольф Отто. Теология — Философия религии — История религии», выпущенного издательством De Gruyter.
Сборник исследований стал итогом прошедшего в 2012 г. в Марбурге конгресса, посвященного 75-летию со дня смерти Р. Отто. Мероприятие объединило 46 участников, среди которых были представители богословских, философских и религиоведческих подразделений университетов Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Великобритании и США, Литвы, Южной Кореи и Японии. Вошедшие статьи образуют семь тематических разделов. За открывающим книгу биографическим очерком Мартина Крааца следует раздел «Общие перспективы и актуальность», в котором помещены работы Грегори Аллеса («Рудольф Отто и когнитивное религиоведение»), Ульриха Барта («Проект психологии религии Рудольфа Отто») и Ханса Йоаса («Секулярная святость: Насколько актуален Рудольф Отто?»). Третий раздел — «Подступы к богословию в систематической и исторической перспективах» — посвящен теологической проблематике в рабо-