Научная статья на тему 'Аватары неоязычества: христианство наизнанку'

Аватары неоязычества: христианство наизнанку Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4822
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАТАР / ХРИСТИАНСТВО / БУДДИЗМ / ИНДУИЗМ / ЭКУМЕНИЗМ / НЕОЯЗЫЧЕСТВО / ШАМАНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ / AVATAR / CHRISTIANITY / BUDDHISM / HINDUISM / ECUMENISM / NEO-PAGANISM / SHAMANISM / SOCIAL EUTOPIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шаров Константин Сергеевич

Какой религиозный смысл скрывается за 12-летней работой голливудского режиссера Джеймса Кэмерона над фильмом «Аватар»? Что это: попытка замолить грехи европейцев перед индейским населением, проповедь индуизма, отголосок научно-религиозной концепции Нью-Эйдж или попытка создания новой экуменистической религии и связанной с ней новой этики? Предпринята попытка осмысления системы религиозных и тесно связанных с ними социальных ценностей фильма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Avatars of neo-paganism: Christianity inside out

What religion sense is hidden behind the 12 year work of the Hollywood director James Cameron on the movie Avatar? What is it: an attempt to pray for forgiveness of Europeans sins in front of Indians; preaching of Hinduism; echo of scientificallyreligious conception new age; or it is an attempt to create a new ecumenical religion and connected with it new ethics? There was an attempt to understand the system of religious and closely related to them social values of the movie.

Текст научной работы на тему «Аватары неоязычества: христианство наизнанку»

МОЕ ПРОЧТЕНИЕ

Аватары неоязычества: христианство наизнанку

Какой религиозный смысл скрывается за 12-летней работой голливудского режиссера Джеймса Кэмерона над фильмом «Аватар»? Что это: попытка замолить грехи европейцев перед индейским населением, проповедь индуизма, отголосок научно-религиозной концепции Нью-Эйдж или попытка создания новой экуменистической религии и связанной с ней новой этики? Предпринята попытка осмысления системы религиозных и тесно связанных с ними социальных ценностей фильма.

Ключевые слова: аватар, христианство, буддизм, индуизм, экуменизм, неоязычество, шаманизм, социальная утопия.

К.С. Шаров

Теперь вы увидите богов серебряных, золотых и деревянных, внушающих страх язычникам. На тело этих богов и на их головы налетают летучие мыши, ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки. Из этого уразумейте, что это не боги; итак, не бойтесь их.

Послание Иеремии

Неспроста говорят в народе: «если долго мучиться, что-нибудь получится». Двенадцатилетний труд Джеймса Кэмерона вылился в единственный фильм в мире, побивший двухмиллиардный кассовый сбор. И все-таки, если абстрагироваться от сугубо меркантильной составляющей ленты «Аватар», какие ценности предлагает зрителю Кэмерон? Какие религиозные, социальные и этические смыслы скрываются за сказкой про голубых человечков? Что заставляет миллионы людей по всей планете, независимо от их религии, идти в кинотеатр даже не по одному разу, чтобы еще раз посмотреть на это грандиозное 3D-действо?

© Шаров К.С., 2010

Попробуем разобраться в ситуации не спеша.

Конечно, во многом сверхуспех «Аватара» связан с CGI-технологиями (см. коммент. 1), созданными совместно с компанией JDS-Uniphase Inc., и 3D-зрелищностью фильма. Визуальные эффекты, бесспорно, превосходны, и использование Кэмероном трехмерных технологий, возможно, устанавливает способы, которыми этот специфический кинематографический трюк будет использоваться в будущем. Структура Кэмерона является глубокой и текстурированной, и CGI-образы 8-футовых голубых людей имеют очень выразительные лица и исключительно детализированы. Кэмерон предпринял шаг вперед в сфере CGI и трехмерной анимации, но это — просто шаг. Не прыжок. Не революция. Шаг.

Одни лишь CGI-технологии вряд ли бы дали возможность кинопрокатчикам собрать два миллиарда долларов. По-моему, ситуация с популярностью «Аватара» глубже, разгадку влюбленности в этот фильм огромного количества людей на всей Земле нельзя искать исключительно в зрелищности ленты. Дело, по-видимому, не столько в форме, сколько в идее — религиозной, социальной и этической.

Трудно понять религиозные идеи Кэмерона, не вникнув в смысл его социального утопического проекта. «Аватар» рисует не просто общество, а самую настоящую утопию, утопический социум народа На’ви. Вспомним Ж.А. Кондорсе и его мысль, что утопия, основанная на новых религиозных учениях (или радикальном переосмыслении старых религий), тесно связанная с идеей прогресса и идеей освобождения, порождает социальный миф такой силы, что его заманчивости практически невозможно противостоять даже самому подготовленному ко всяким неожиданностям разуму [Кондорсе, Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума, 1936].

В утопии главный герой — социальный порядок, а не отдельные люди. Так и в утопии планеты Пандора, на которой живут вышеупомянутые люди На’ви. Какие человеческие образы создал Кэмерон? Образы, которые врезаются в память своими добродетельными или негативными качествами? Образы сильных и волевых личностей? Так кажется только с первого взгляда, при поверхностном просмотре. Отважный и решительный морской пехотинец Джейк Салли (герой Сэма Уортингтона), честная и принципиальная доктор Грейс Августин (героиня Сигурни Уивер), смелая и благородная местная принцесса Нейтири, подружка Джейка-аватара (героиня Зои Салдана), и до безобразия тупой и одиозный вояка полковник Майлз Кворич (герой Стивена Лэнга). Давайте вглядимся пристальнее в этих индивидов.

Такое впечатление, что они крайне поверхностны, более того, они — пустышки! Вы думали, что парень, который задавал тон в

кинематографе в течение более чем десятилетия, мог бы использовать часть этого времени, чтобы точно выписать историю взаимоотношений людей и На’ви, равно как и характеры главных героев? Но, кажется, что Кэмерон позаботился лишь о том, чтобы его характеры являлись визуально трехмерными. И ему, конечно, абсолютно все равно, что его история банальна, слащава, психологически поверхностна и тривиальна. Думаю, причина этого заключается в том, что для режиссера было жизненно необходимо не заслонить свою утопию отдельными индивидуальностями.

Сюжет «Аватара» — это покаянная мистерия. Это плач, который должен был стать Плачем всех американцев и вернуть их в лучезарное прошлое, чтобы они после этого воскресли в еще более лучезарном будущем.

Вы знаете основы: хромой морской пехотинец Джейк Салли прилетает на планету Пандора, чтобы участвовать в программе вместо своего погибшего брата-близнеца. Его человеческий разум доктор Грейс Августин помещает в генетически модифицированное тело На’ви так, чтобы он мог взаимодействовать с уроженцами в окружающей среде и атмосфере, которая является полностью враждебной по отношению к людям. Трехмерным добрым голубым существам противостоят одномерные моральные выродки в лице бюрократа Паркера Сэлфриджа (Джованни Рибизи), или чудовищной пародии на человека вооруженных сил твердого закала (Стивен Лэнг). Сразу создается ощущение, что режиссер создает типовые характеры-клише, постоянно встречающиеся в других фильмах, только как трамплин во что-то более интересное.

Во-первых, как трамплин в свое Глобальное покаяние. Покаянный плач режиссера — это американская мечта шиворот-навыворот, все знаки в которой меняются на противоположные. Кэмерон хочет заставить американцев и европейцев поверить, что они виновны во всех современных бедах человечества. Они виновны перед всеми людьми, животными, Природой (не случайно с большой буквы), самими собой. «Американцы — нация тотальной вины», — сквозит в каждом кадре его шедевра.

Прежде всего, кажется, нужно оплакать историю своих взаимоотношений с индейцами. Полковник Кворич неспроста обезличен режиссером и сценаристом. Некоторые зрители вложили в этот тип образ Старого Гикори (см. коммент. 2), сказавшего: «Хороший индеец — мертвый индеец». Чтобы показать во всей красе идеальную жизнь североамериканких индейцев, донельзя отличающуюся от нашего унылого, серого и безрадостного прозябания в лапах цивилизации, Кэмерон сорок минут из кожи вон лезет, развлекая зрителя кадрами, которые могут вызвать непосредственную радость у 12-лет-

них подростков и поклонников романов Дж.Ф. Купера. Эти сорок минут фильма даже не классифицируются по традиционной схеме кинематографических жанров; ближе всего они к передачам канала Discovery Civilization (см. коммент. 3) и Animal Planet (см. коммент. 4). Задумка автора — сблизить рядового зрителя с культурой индейцев так, чтобы и он прочувствовал всю тяжесть вины за их истребление в прошлом. Они были в гармонии с Матерью-Землей, Природой, а мы их поубивали! Кэмерон нагнетает страсти еще и тем, что роли всех На’ви исполняют темнокожие или краснокожие американцы (Зоя Салдана, CHH Паундер, Вес Студи, Лас Алонсо и т. д.), а роли захватчиков — белокожие американцы. По-моему, Кэмерон перебрал с саморасизмом. Напомним, что На’ви — это не раса, по правилам английского языка этих существ нельзя назвать словом «race», для этого должно использоваться слово «species». Что же делает наш антирасист из Голливуда? Он вкладывает в уста полковника Кворича слова: «You don’t want to be a traitor to your race» (см. коммент. 5), которые тот говорит Джейку Салли. Так не мог сказать командующий армией, но так говорит Джим Кэмерон.

Раскаяние социальное невозможно без плача религиозного. Современные люди Запада виноваты не только перед индейцами, но и перед их божествами. Культуры североамериканских индейцев так же неотделимы от язычества, как одна сторона медали от другой; одно явление не может существовать без другого. Вспомните характерную деталь: Нейтири приводит Джейка к шаманке, главе клана, и только после ее языческих манипуляций солдат из Канзаса получает «официальный» доступ в их клан.

Итак, нужно воссоздать культуры индейцев, а самим индейцам дать гражданские права — это призыв Кэмерона. Неотъемлемым атрибутом является и воскрешение шаманизма, без которого индейские культуры не будут аутентичными. Естественно, придется воскрешать и шаманскую одержимость нечистыми духами, и праздник Солнца, на котором тысячи людей будут как исступленные плясать под олений барабан, наносить себе на тело кровавые порезы и громко восславлять языческих богов, и необходимость впадания в ритуальный транс, и сжигание на кострах христиан. Только, похоже, наш парень из Голливуда не очень об этом задумывается.

Впрочем, вряд ли он сосредоточивался исключительно на племенах юта и чироки, все-таки это было бы слишком узкой трактовкой пафоса фильма. Ведь образ полковника не обязательно должен соответствовать Старому Гикори или Захарии Тейлору. Другие зрители отождествили его с Линдоном Джонсоном, развязавшим Вьетнамскую войну. Третьи усмотрели аллегорию на Буша-младшего, «прославившегося» и Ираком, и Афганистаном. А кто-то даже про-

водит параллели с сенатором Мак-Кейном (см. коммент. 6). Тогда и покаянный американский подтекст станет другим. Весьма любопытно и показательно, что «Аватар» вышел в прокат при президенте Бараке Обаме, а не Буше-младшем, силуэт которого ясно вырисовывается за образом полковника Кворича. Вряд ли Кэмерон ожидал, что новый президент уже в середине своего срока войдет в историю как очередной «военный президент» (см. коммент. 7), и Кворича впору будет отождествлять уже не с полковником Бушем, а с полковником Обамой.

Характерно то, что фильм, адресованный в первую очередь американской коллективной совести, получил широчайший резонанс по всему миру. Каждая нация нашла через него свою долю мировой вины. В конце концов, представители европейской цивилизации уничтожили или сильно сократили численность множества народностей, по которым впору начинать вселенский скорбный плач. Пора пожалеть индейцев майя, ацтеков и инков; пора пролить слезу о маори и аборигенах Австралии; нелишним будет помянуть и жителей Черного континента.

Здесь социальный смысл теснейшим образом сплетен с религиозным, но при этом и тот, и другой насквозь фальшивы. Кэмерон своим фильмом часто вызывает чувство вины у невиновных или почти невиновных. Большинство древних цивилизаций и культур распались и сгнили изнутри еще до прихода европейских завоевателей, которым оставалось только взять голыми руками то, что плохо лежало. Чувство вины у зрителя исподволь ассоциируется с христианством, ведь именно поработители были христианскими миссионерами. По-видимому, в фильме янки во главе с полковником Кво-ричем, воюющие с представителями народности На’ви, тоже вполне типичные христиане англиканского толка. Они разгоняют язычни-ков-На’ви бомбами со слезоточивым газом и кассетными ракетами (чем не Вьетнам?). Что ж, в «Аватаре» нам сообщается, что теперь настало время торжества справедливости и политкорректности. Христианство вообще не политкорректная религия (см. коммент. 8), так следует понимать создателей фильма. Политкорректно — предоставить представителям каждой этнической, культурной, религиозной или иной идентичности поклоняться тем истуканам, которым они хотят, и совершать те религиозные деяния, которых от них эти истуканы, вероятно, требуют. По пирамидам майя давно не текли кровавые реки, в честь Перуна более тысячи лет не сжигали заживо младенцев, Мать-Земля не насыщалась кровью невольных мучеников. Однако это, в принципе, вполне политкорректно, это право каждой общности на самоопределение (см. коммент. 9). Хочется верить, что Кэмерон не отдает себе отчета, к чему он подталкива-

ет мир. На’ви Кэмерона вроде бы не кровожадны, но не стоит забывать, что некровожадных язычников в истории человечества никогда не было.

Этика «Аватара» производит впечатление чрезвычайно лицемерное. В кадрах наиболее технологичного фильма из всех когда-либо созданных — а такой взгляд навязывается зрителю как самими создателями, так и рекламой — проповедуется величие каменного века. Это равносильно тому, как если бы Уоррен Баффет или Билл Гейтс начали проповедовать нам, насколько хороша бедность для спасения души. Далее, по фильму задумано, чтобы мы приветствовали, когда Джейк Салли не просто поддерживает На’ви, но и начинает активно поднимать оружие против своих собственных людей и помогает убивать их сотни за сотнями. В сущности, доктор Грейс не принимала воинской присяги, и она была вполне свободна в своем выборе, кому помогать. Однако Джейк изменил присяге, дезертировал и предал огромную массу землян. Ради чего? Режиссер подталкивает нас к тому, чтобы мы встали на сторону предателя. Ведь он — борец за природу, беззащитных индейцев и вообще парень что надо. Вряд ли стоит кому-то напоминать, что традиционно в европейской культуре предательство считалось наиболее страшным грехом после самоубийства. У Данте в «Божественной комедии» в самой страшной части ада чудовище, вмерзшее в лед, держит в пасти Брута, Кассия и Иуду Искариота.

Кроме того, если говорить об этической стороне фильма, то поражает обезличенность героев, о которой я уже упоминал в начале статьи. Пришло время разобраться, для чего режиссеру понадобилось устранить из отношений героев всякую эмоциональность (пожалуй, наиболее эмоционален «идиот»-полковник).

Все фильмы, даже такие 3D-визуальные действа, как «Аватар», должны начинаться с истории. Зрителю, конечно, легко влюбиться в технические достижения. Однако фильмы, которые действительно проникают глубоко в душу, даже основанные на потрясающих воображение технических и компьютерных приемах, раскрывают человеческие эмоции, характеры и показывают диалог, который не поражает зрителя каждой фразой, как удар в нос. Диалоги «Аватара» иногда изумляют своим примитивизмом, заставляющим зрителей в кинотеатрах смеяться даже в самых драматичных местах. Как вам это: «Зачем ты спасаешь меня?» — «Потому что у тебя сильное сердце». Несомненно, Джордж Лукас (см. коммент. 10) никогда не был мастером письменного слова, но, по крайней мере, в оригинальной трилогии, он знал, что человеческая составляющая его характеров была столь же существенным элементом, как и миры, по которым странствовали его герои. В «Аватаре» Джеймс Кэмерон со-

здал эффектно разработанную визуальную феерию, но потерял человека. Нечаянно? Вряд ли такой мастер своего дела, как Кэмерон, делает что-либо нечаянно. Как только ни хвасталась телекомпания «ХХ век Фокс», что в фильм было вложено 300 миллионов долларов (см. коммент. 11)! Ощущение, что все 300 миллионов оказались потраченными на CGI-технологии. А надо бы, чтобы создатели вложили хотя бы один десятицентовик в сценарий на бумаге.

Любопытен тот факт, что церемония вручения Оскара-2010 стала настоящим сюрпризом для создателей «Аватара». То, что фильм должен стать фильмом года, никто из них не сомневался. Тем больше было их непонимание и разочарование, когда Кэтрин Бигелоу (см. коммент. 12) получила шесть Оскаров, а ее бывший муж — только три (за лучшие визуальные эффекты, лучшую операторскую работу и лучшую сценографию). Кэмерона не спас и ведущий церемонии Бен Стилер, который возник перед публикой в голубом гриме, как персонаж из фильма, и толкнул речь на языке На’ви.

На’ви кажутся более застывшими и безжизненными, чем представители фауны Пандоры. На их голубых кошачьих лицах и в застывших желтых глазах не читается ни одной мысли, ни одной эмоции. Когда на словах они гневаются, они остаются совершенно спокойными внешне. Когда они радуются, они также неэмоциональны. Джейк и Нейтири вроде бы, как говорится зрителю, влюблены, но они словно повинность отбывают (см. коммент. 13). Что это? Сон? Скорее, бесстрастие нирваны (см. коммент. 14).

Думаю, режиссер неспроста назвал свой фильм «Аватар». Здесь налицо индуистские и буддистские моменты, и непонятно, какие преобладают в фильме. Неудачная попытка вселить душу доктора Грейс в ее аватара — явный намек на достижение нирваны На’ви и прекращение цепи перерождений, остановка колеса сансары, в которое верят и буддисты, и индуисты. Почему не удалась пересадка? Кэмерон и тут все разжевывает и проглатывает за зрителя: потому что Грейс не верила. Если нет веры, ничего не получится. И хотя Грейс не переселилась в своего аватара, ее душа, по утверждению Нейтири, соединилась с главным божеством «и будет с ней навсегда».

Однако пересадка души Джейка проходит вполне гладко, и он обретает долгожданную нирвану и гармонию с природой. Он вовремя поверил. Только вот во что он поверил, кажется, не совсем понимает и сам режиссер. В Будду? Но Будда — не бог, чтобы в него верить. В дух дерева Эйвы, Матери всего сущего. Очень в индуистском духе! Злополучный парень из Канзаса, в конце концов, оказался неоязычником, индусом и буддистом одновременно. Судя по тому, что он смог договориться с духом дерева Эйва, похоже, он ближе к друидам.

Кельтская тема поклонения деревьям прослеживается на протяжении всего фильма. Собственно, из-за дерева разгорелся первоначальный конфликт землян и голубых людей. Этот конфликт уже с первого взгляда бессмыслен. Земляне предложили компромисс: На’ви могут переселиться на другое дерево, люди готовы проложить аборигенам дороги, создать больницы, наладить систему образования. Но клан Нейтири не уходил со своего дерева, поскольку они верили в него, к тому же им не нужны были подачки землян. Опять налицо обращение режиссера к анимизму кельтского толка. Через дух своего дерева голубые связывались с богиней Матерью-Землей, одним из воплощений (или частью?) которой была Эй-ва — самое большое дерево, с которым в конце концов смог столковаться Джейк. Вспоминается чисто языческая радость Нейтири: «Эйва услышала! Эйва помогла!» Наверно, такая фраза не даст возможность возразить, что Джейк и Грейс не заклинали духов, а действовали чисто рационально, на научной основе, будучи хорошими экологами.

Есть и кое-что новое в индуистском перетолковывании языческих практик Кэмероном. Тот, кто получает новую нирваноподобную жизнь, соединяется с духом дерева не только на духовном уровне, но и на материальном (хвост На’ви подсоединяется к дереву). Не могу настаивать на своей точке зрения, но мне кажется, что это — пародия на соединения тела человека с Телом Христовым ради будущего воскресения. Вспомним, что сказал Христос иудеям: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Что говорит Джейку Нейтири в момент проведения финальной операции? «Твое тело соединилось с Эйвой, значит, ты имеешь в себе жизнь».

Кэмерон, по-видимому, выстраивает сложное экуменистическое (см. коммент. 15) религиозное учение, соединяющее в себе элементы шаманизма вуду, индейского шаманизма, индейского язычества, кельтского язычества, индуизма, буддизма, пантеизма, древнегреческих верований, учения Нью-Эйдж (см. коммент.16). Основа религиозного смысла фильма «Аватар», без сомнения, пантеистическая. Зритель призван поверить, что Бог размыт, «размазан» по Вселенной. Далее, следует неоязыческая часть. Что это за бог? Это Эйва, Мать всего сущего, энергетическая сеть, которая пронизывает все живущее в мире. Сюда вплетен буддистско-индуистский финализм в духе нирваны и практики шаманской ритуальной магии. В конце фильма мы должны симпатизировать бывшему христианину, этому новому Иуде-христопродавцу, отрекшемуся от своего народа и Бога, примкнувшего к голубым людям и участвующего в языческой мистерии ради своих идеалов и личных предпочтений, которые, оказы-

вается, выше и доблестнее верности Богу и служению Родине. Предательство выше долга.

Знаковым является и эпилог. «Немногим людям было позволено вернуться», — звучит в фильме. Эти люди покидают Пандору, языческий рай. В нем остаются воскресшие по языческому сценарию На’ви (люди, по-видимому, отправляются в языческий ад Земли). Идея о всеобщем воскресении людей Христом, когда каждому будет дано новое тело, оспаривается Кэмероном в стиле Нью-Эйдж.

Фильм полон несуразностей, он ими просто переполнен. Приведем хотя бы некоторые.

1. Вертолетчица покинула поле боя без приказа со словами «Я на это не подписывалась». Вместо того чтобы расстрелять ее на месте после прибытия на базу, полковник даже не отбирает у нее оружие и не арестовывает за измену/дезертирство.

2. Действие происходит в 2154 году, но американский жаргон там вполне современный. Такие слова, как «урод», «сука», «сучка», «дерьмо собачье», «вали отсюда», встречаются через каждые пять минут. Как показывают исследования языка, жаргонизмы обычно «живут» в среднем 50 и менее лет.

3. Зрителям так и не раскрывается, зачем людям нужен минерал анобтаниум. Возможно, это помогло бы понять действия Джейка, который не успокоится, пока не отправит всех своих сограждан на тот свет. Может быть, он нужен для лечения рака? Или для восстановления умирающей Земли?

4. Все На’ви и их друзья-животные интенсивно окрашены. Тем не менее снайперы-земляне ни одного из них не могут разглядеть в джунглях, пока не принимают от них внезапную смерть.

5. Стрелы, выпущенные из луков, легко пробивают бронированные стекла вертолетов.

6. В финальной фронтальной атаке морские пехотинцы, вооруженные любым оружием, какое только можно представить, проигрывают примитивным аборигенам и диким животным. Представьте себе, что современная армия США проиграет во фронтальном сражении индейцам сиу из резервации, вооруженным копьями и луками, и стаду бизонов. По-видимо-му, данная нелепость введена в фильм неслучайно и призвана подчеркнуть языческие моменты. Божество Эйва помогло На’ви одолеть землян. Кэмерон пытается насадить мысль: в конце концов старые языческие боги одолеют Христа.

7. Много раз, когда Джейк приходил в себя, его аватар падал на землю безжизненным трупом. На’ви явно устанавливали, что он мертв, но ни разу не похоронили его.

8. Бессмыслен финал фильма, если абстрагироваться от насаждаемой режиссером проповеди неоязычества. Неужели Земля с ее военной мощью оставит в покое восставших на Пандоре На’ви и немногих примкнувших к ним людей, если землянам жизненно необходим добываемый только на Пандоре минерал? Несколько химических бомб, которые уничтожат всех обитателей планеты, смогут решить все дело, если не захочется терять своих людей при высадке.

Все вышесказанное позволяет подвести итоги. Кэмерон своим фильмом с трехсотмиллионным бюджетом заставляет зрителей создать новый для себя стереотип:

• язычники — счастливые, естественные, честные и одухотворенные;

• христиане — деструктивные, угрюмые, жестокие и подлые.

Проповедуемые в фильме «Аватар» ценности — это антихристианские ценности, которые также не могут вызвать никакой положительной реакции ни у иудеев, ни у мусульман. Это религиозные ценности наизнанку.

По поводу фильма немедленно после кинопроката разгорелась жарчайшая полемика, в том числе и в Глобальной сети, как всегда бывает в случае появления экстраординарного произведения искусства. Как всегда, отзывы зрителей диаметрально противоположны: от громких рукоплесканий до анафемы. Думаю, не стоит впадать ни в одну из этих крайностей. Конечно, «Аватар» — действительно шедевр выдающегося и талантливого режиссера, и это отчасти подтверждается кассовыми сборами.

Вряд ли серьезный критик будет утверждать, что:

• «авторы «Аватара» приучают нас к виду адских демонов» [Мой дом // http://www.72511.vivatru.ru/index.php?p=articles&area=1&ac tion=displayarticle&id=154&name=avatarizatsiya-obschestva],

• при просмотре фильма «люди повреждаются, даже если сами того не могут понять» [Сайт о Святом царе Николае // http:// www.ic-xc-nika.ru/texts/2010/jan/n641b.html],

• «кому-то понадобилось пробудить в людях скрытые резервы духа, преследуя при этом некую тайную цель» (масонский заговор) [Неновости. Агентство независимых новостей // http:// www.nenovosty.ru/avatar.html],

• или «реализация этого проекта более всего выгодна Ватикану. Также, возможно, белым англосаксонским протестантам и обеспечивающим их интересы рокфеллеровцам. А также ротшиль-довцам» [Перемены // http://www.peremeny.ru/books/osminog/1523].

Тем не менее, с другой стороны, Кэмерон не скрывает и даже всячески это афиширует, что он не верит в Христа, чудо Его вос-

кресения и будущее воскресение всех людей, а симпатизирует свободному поклонению богине Земле — Гее.

Наверно, именно по этой причине, после зрелищности, фильм привлекает к себе многих, очень многих людей.

Но в конечном итоге, несмотря на бешеный успех этого проя-зыческого и проиндуистского фильма по всему миру, лишь каждому из нас решать, пойдем ли мы на литургию, в мечеть и синагогу или в языческое капище на слет сатанистов. Каждому из нас, и вовсе не Кэмерону, решать, будет ли он творить дела милосердия и сострадания или проливать реки крови на алтарях восстающих из мрака забвения языческих истуканов.

Комментарии

1. CGI — Computer Generated Imagery (с англ. — сгенерированная на компьютере видимость).

2. Кличка президента Эндрю Джексона.

3. Американский канал об исчезнувших или исчезающих цивилизациях.

4. Американский канал о жизни животных.

5. Ты не хочешь быть предателем своей расы (англ).

6. Соперник Б. Обамы на президентских выборах в США в 2008 г.

7. Барак Обама 1 декабря 2009 г. подписал указ о возобновлении боевых действий в Афганистане. С этой целью туда были посланы дополнительные 30 000 военнослужащих.

8. В США и Великобритании официальной англиканской церковью запрещены к употреблению неполиткорректные переводы Библии, потому что «мы не можем быть уверены, не является ли Бог черной женщиной» (епископ Кентерберийский).

9. Несмотря на радикальность заявлений, автор говорит о вполне возможных вещах. В США за последние двадцать лет Верховные суды штатов и Федеральные суды рассмотрели более 100 случаев совершения особо тяжких ритуальных преступлений. Примерно в половине случаев преступники оказались оправданными на основании принципа этнического или религиозного самоопределения.

10. Режиссер цикла фильмов «Звездные войны».

11. Самый большой бюджет за всю историю кинематографа.

12. Американский режиссер, бывшая жена Джеймса Кэмерона. В 2010 году получила шесть Оскаров и титул «Лучший фильм года» за свою ленту о войне в Ираке «Hurt Locker» («Повелитель бури»).

13. Именно за полную безэмоциональность фильма его подверг критике официальный Ватикан.

14. Аватар — индусский термин, нисхождение индуистского божества Вишну в материальный мир.

15. Экуменизм — движение в защиту соединения всех (в первоначальном значении слова — всех христианских) церквей в одну.

16. Нью-Эйдж (с англ. — Новая Эпоха) — религиозно-мистическое учение, призывающее достичь гармонии со Вселенной и вернуться к древнему язычеству, которое, с точки зрения последователей Нью-Эйдж, было мягким и безобидным, в отличие от христианства. В Нью-Эйдж используется широкое обращение к экологии как к научной базе зарождающегося неоязычества.

Литература

1. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.; Л.: Соцэкгиз, 1936.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.