Научная статья на тему 'Расовая и этническая идентификация персонажей художественного фильма Д. Кэмерона «Аватар»'

Расовая и этническая идентификация персонажей художественного фильма Д. Кэмерона «Аватар» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
668
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / RACIAL IDENTITY / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ETHNIC IDENTITY / НЕБЕСНЫЕ ЛЮДИ / THE SKY PEOPLE / НА'ВИ / КОСМОПОЛИТИЗМ / COSMOPOLITISM / ДЕГУМАНИЗАЦИЯ / DEHUMANIZATION / Д. КЭМЕРОН / D. CAMERON / "АВАТАР" / NA'VI / AVATAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Летина Н.Н., Киселева Н.В., Моцевик А.С.

В статье выявлены и проанализированы расовые и этнические аспекты идентификации персонажей-людей («Небесные люди») и персонажей-инопланетян (На’ви), характеризующие видение репрезентативным представителем современной американской киноиндустрии проблемы дегуманизации современного цивилизованного человека и человечества, а также деградации западной цивилизации. Установлено, что основой идентификации «Небесных людей» является их принадлежность к макроогранизациям (бизнесмены, военные, ученые), совокупность признаков которых дает возможность определить и национальную (американская), и наднациональную (человек Запада) идентичность «Небесных людей». Выявлено, что пандорийцы интерпретированы как интегративный образ внеземной расы гуманоидов с аллюзиями этносов традиционной культуры носителей подлинной человечности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Race and ethnic identity of characters in D. Cameron’s feature film «Avatar»

The article analyses race and ethnic aspects of identifying human characters (the Sky People) and alien characters (Na’vi) which show how a representative of modern American film industry sees the problem of dehumanization in a modern civilized person and the whole of mankind, as well as degradation of Western civilization. It is stated in the article that the basis for the Sky People’s identity is their belonging to macro-organizations (business people, military people, scientists) which defines both national (American) and supranational (Western) identity of the Sky People. Pandora's indigenous people are interpreted as an integrated image of extraterrestrial humanoid race with allusions to ethnic groups of traditional culture those who possess true humanity.

Текст научной работы на тему «Расовая и этническая идентификация персонажей художественного фильма Д. Кэмерона «Аватар»»

УДК 008 (091)

Н. Н. Летина, Н. В. Киселева, А. С. Моцевик

Расовая и этническая идентификация персонажей художественного фильма

Д. Кэмерона «Аватар»

В статье выявлены и проанализированы расовые и этнические аспекты идентификации персонажей-людей («Небесные люди») и персонажей-инопланетян (На'ви), характеризующие видение репрезентативным представителем современной американской киноиндустрии проблемы дегуманизации современного цивилизованного человека и человечества, а также деградации западной цивилизации. Установлено, что основой идентификации «Небесных людей» является их принадлежность к макроогранизациям (бизнесмены, военные, ученые), совокупность признаков которых дает возможность определить и национальную (американская), и наднациональную (человек Запада) идентичность «Небесных людей». Выявлено, что пандорийцы интерпретированы как интегративный образ внеземной расы гуманоидов с аллюзиями этносов традиционной культуры - носителей подлинной человечности.

Ключевые слова: расовая идентификация, этническая идентификация, Небесные люди, На'ви, космополитизм, дегуманизация, Д. Кэмерон, «Аватар».

N. N. Letina, N. V. Kiseleva, A. S. Motsevik

Race and ethnic identity of characters in D. Cameron's feature film «Avatar»

The article analyses race and ethnic aspects of identifying human characters (the Sky People) and alien characters (Na'vi) which show how a representative of modern American film industry sees the problem of dehumanization in a modern civilized person and the whole of mankind, as well as degradation of Western civilization. It is stated in the article that the basis for the Sky People's identity is their belonging to macro-organizations (business people, military people, scientists) which defines both national (American) and supranational (Western) identity of the Sky People. Pandora's indigenous people are interpreted as an integrated image of extraterrestrial humanoid race with allusions to ethnic groups of traditional culture - those who possess true humanity.

Keywords: racial identity, ethnic identity, the Sky People, Na'vi, cosmopolitism, dehumanization, D. Cameron, Avatar.

С момента признания антропологами моноцентрической теории антропогенеза наиболее убедительной, можно обоснованно утверждать, что в начале человечество было единым. Не было принципиальных отличий ни в биологической природе (кроме разве что деления по принципу биологического пола), ни в месте и условиях проживания (Восточная Африка). Следовательно, первоначально не было антропологических, этнических, геополитических границ - рас, народов, стран. Затем, перефразируя известное выражение Х. Ортеги-и-Гассета, человечество пережило ряд испытаний на прочность, и... раскололось. Тоска по утраченной цельности сочеталась с появлением культурных механизмов по ее формированию. Среди них - эллинизм, культурный проект Александра Македонского по объ-

единению Запада и Востока; Осевое время (VIII-II вв. до н. э.) - по К. Ясперсу, период формирования религиозно-философских способов восстановления утраченной связи с Абсолютом; латынь - единый язык книжной культуры Средневековья в противовес призраку Вавилонского столпотворения и смешения языков; синтез искусств рубежа XIX-XX вв. Сегодня процессы глобализации ведут к интеграции стран и народов в единое мультикультурное пространство.

В ситуации глобализации происходит снижение значимости национальных оснований идентичности личности, ослабление чувства принадлежности индивида к определенному государству, обществу и культуре. Актуализируется известная со времени Диогена и Александра Македонского космополитическая идея «человека ми-

© Летина Н. Н., Киселева Н. В., Моцевик А. С., 2015

ра». Но приходится признать, что к началу третьего тысячелетия человек оказался «на границах» множества социальных и культурных миров, контуры которых все больше «размываются» в связи с глобализацией культурного пространства, высокой коммуникативностью, плюрализацией культурных языков и кодов. Осознавая и переживая свою принадлежность к пересекающимся макрогрупповым множествам, человек стал носителем сложной, множественной идентичности.

В русле подобных мировоззренческих и социокультурных коллизий симптоматичным и показательным представляется появление фильма «Аватар» Дж. Кэмерона. Проблема людей и народов решается здесь в глобальном - отчасти космополитическом, но в большей мере космическом масштабе.

На'ви - гуманоиды, характерной особенностью которых является трехметровый рост. Тела пандорийцев вытянуты, обладают крепким телосложением, очень пластичны, без видимых физических недостатков. Кости укреплены естественным углеродным волокном, поэтому отличаются большой прочностью. Обращает на себя внимание тонкая талия и у мужчин, и у женщин, независимо от возраста, а также характерно развитые мышцы ног, рук, пресса, грудной области. Здесь верифицируется апелляция к античным куросам и корам, воплощавшим идеал человека.

Важная отличительная особенность внешности На'ви - длинный прямой хвост с кисточкой, сходный с львиным, напоминающий о встречающемся рудименте внешности. С антропологической точки зрения, данное обстоятельство свидетельствует о переходной стадии инопланетян в отношении их физического тела от животного к гуманоиду.

Мужчины и женщины На'ви - обладатели длинных темных прямых волос. И хотя волосы пандорийцев по своей структуре отличаются от человеческих большей толщиной, на Земле подобного рода волосы характерны для представителей монголоидной расы. Создатели фильма большое внимание уделяют разнообразию мужских причесок, в которые вплетены перья, дополнительные украшения, что является аллюзией на индейский опыт. У всех жителей волосы заплетены в маленькие косички (здесь напрашивается сравнение уже с африканцами), но среди них есть одна большая коса, на конце которой находится кисточка с волокнами живой материи,

обеспечивающая контакт с окружающим миром (цахейло).

Цвет кожи На'ви складывается из разных оттенков синего цвета, причем это чередование образует определенный рисунок, у каждого он свой. Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, а в геральдике - целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении. Возможно, в фильме это выражение приобретает не условный характер, а реальный, но перевернутый: кровь На'ви красная, а кожа - синяя. Во-вторых, стоит заметить, что их кожа начинает точечно светиться в ночное время суток. Точно такое же свечение мы наблюдаем и в окружающем На'ви мире, что еще раз подчеркивает неотделимость На'ви от природы.

Лицо На'ви тоже имеет свои особенности. Впалые щеки, ярко выраженные скулы. Нос -прямой, приплюснутый, нет характерного изгиба, как у человека, больше напоминает нос дикой кошки. Уши большие и длинные, могут вращаться, что помогает обнаружить источник звука. Самое эффектное - большие и выразительные кошачьи глаза (широко поставленные, внешний угол глаза выше внутреннего) с человеческими ресницами и монголоидным разрезом.

На'ви обладают богатой культурой и собственным языком. Язык На'ви - искусственный, разработанный профессиональным лингвистом Полом Фроммером специально для этого фильма. По своему строению язык На'ви представляет собой уникальное сочетание различных языков Земли. В частности, велико влияние папуасских и австралийских языков, хотя некоторые слова близки к немецкому, а другие - к полинезийским языкам. Существуют также определенные сходства с кавказскими и некоторыми другими языками. По сценарию, фильма народ На'ви не имеет письменности.

Речь героев зависит от того, с кем они общаются. По отношению к своим соплеменникам ритм речи плавный, тембр голоса мягкий, интонация - спокойная. Они общаются и с помощью визуального контакта. Но все меняется, когда рядом оказывается чужой. Взгляд становится враждебным, в речи начинают преобладать более резкие щелкающие и шипяще-свистящие звуки, как у рассерженной кошки. Так, речевая характеристика На'ви решается сочетанием языков народов Земли, близких к традиционной культуре, и звуков представителей семейства кошачьих.

Общество На'ви организовано иерархически, во главе его - Верховный вождь и его супруга, Верховная жрица Эйвы. Это почти теократия, поскольку самые ответственные решения принимаются только после совета Верховной жрицы с Эйвой - Великой матерью. Вероятно, сходная структура и у общества других племен, населяющих Пандору. Тем не менее, идеализированный социальный мир На'ви похож на большую семью, одним из обращений друг другу является «братья» и «сестры».

Культура повседневности На'ви интерпретирована в фильме как традиционная культура собирателей и охотников в мирное время, при необходимости - воинов. Она организована по принципу гармонии и принципам магической культуры. В частности, инициационное становление Джейка проходит через обучение (установление контакта с природой), испытания (покорение скакуна и летающего дракона) и подвиги (покорение Турук Макто, спасение Пандоры). Обрядовая природа ряда других сцен несомненна (сцена охоты, похорон).

В конце фильма мы встречаемся с распространенными среди аборигенов, первобытных людей магическими обрядами, которые не могли обходиться без заклинаний, ритуальных телодвижений и коллективных обращений. В фильме мы встречаемся с ритуальным песнопением народов На'ви, когда после разгрома дерева-дома они приходят к Эйве просить защиты, а также, чтобы спасти Грэйс Овгустин.

Собственно, главная характеристика культуры На'ви - их религия. По типу - это магия, но не политестическая, а монотеистическая, дополненная верой в переселение душ и всеобщим анимизмом. Сакрум народа На'ви представлен своеобразной версией мифологемы Мирового древа - Древом души, с помощью которого осуществляется связь всего живого, включая души уже умерших физически, связь с Эйвой - Великой матерью, Богиней Пандоры. Но Древо Души уникально, поскольку является не только священным центром пространства, но и коллективной душой На'ви. По словам Нейтри, нет священного места - нет народа. Поэтому главный удар Небесные люди пытались нанести именно по Древу жизни.

Таким образом, пандорийцы - сложный образ внеземной расы и в то же время народа, внешне интерпретированный на основании синтеза ряда человеческих и животных характеристик. Обращает на себя внимание тот факт, что некоторыми

внешними данными, например, разрезом глаз, цветом и фактурой волос, На'ви визуально напоминают представителей монголоидной расы, а телосложением - древних представителей европеоидной расы. Этнические маркированные особенности внешности - характер прически -одновременно напоминают африканцев и индейцев. Таков антропологический ресурс внешности гуманоидов. Хвост, особенности лица, прежде всего нос и глаза, выводят облик На'ви в зооморфную, кошачью сферу. Среди уникальных особенностей внешности - коса с кисточкой особых волокон, предназначение которой - установление связи со всем живым на планете.

Не менее сложен образ «чистого» духовно-нравственного и культурного склада На'ви, повседневная культура которых решена преимущественно в индейском колорите на фоне вполне вьетнамских, только что фантастических, джунглей и озвучена языком, в составе которого доминируют языки близких к традиционным народов. Анимизм и магия также характерны для первобытной культуры и народов традиционной культур. Религиозный же культ Всеобщей матери Эй-вы, связующей все живое, - уникален и, по всей видимости, воплощает мечту создателей фильма о всеобщей целостности. Так, пандорийцы оказываются художественным упреком конкретному народу и в целом людям Земли, а также образцом космополитизма - подлинного гражданства мира, раздвинувшегося до размеров Вселенной.

История появления Небесных людей на планете Пандора весьма прозаична для фантастического сюжета. Землянам нужен был редкий минерал, имеющий огромное значение для выхода Земли из энергетического кризиса. Преодолевая несколько световых лет, лучшие наемники планеты прилетают на Пандору. Вместе с ними работают ученые. По расовой принадлежности большинство землян - европеоиды, но встречаются и негроиды. Этнических различий, на первый взгляд, выявить невозможно. Люди скорее разделены по своеобразным профессиональным кланам, что позволяет нам классифицировать их по трем наиболее репрезентативным в профессиональном отношении группам.

Военные. Ими руководит полковник Майлс Куаритч. Первое знакомство с ним визуально начинается со спины, с ног (камера движется снизу вверх). Размашистые и твердые шаги выдают в нем уверенного в себе и в своем деле человека, сжатые кулаки - затаенную агрессию. Крепкого телосложения, накачанный, динамич-

ный Куаритч излучает опасность. Лицо полковника типично для офицера, побывавшего не в одной боевой операции: на нем множество следов от ранений. В холодных серо-голубых глазах - ни намека на чувства.

Поскольку воздух Пандоры токсичен, все носят специальные маски. Одежда военных, как и положено, монохромная, никаких цветовых оттенков.

В фильме из военных произносит речи в основном полковник Куаритч, остальные, как роботы, выполняют его задания. Скудный словарный запас, очевидный цинизм - характеристика большинства военных. Обращает на себя внимание речь командира при проведении инструктажа по технике безопасности: «Вот там, за этими воротами, начинается дикий и жестокий мир, и каждая тварь, ползает она, летает или сидит в грязи, хочет убить вас и сожрать ваши глаза на десерт, и, если ад на земле существует, вы сможете там отдохнуть после службы на Пандоре» [1]. Его речевой запас богаче, чем у подчиненных, речь эмоциональна, пафосна, очевидно, он не только опытный военный, но и оратор. Другое дело, что его ораторское искусство типично для военной пропаганды и убедительно лишь до тех пор, пока не выясняется, что его задача - запугать, настроить на враждебность, чтобы обеспечить себе абсолютную власть и авторитет.

Ключевая характеристика внутреннего мира военных - бездушие. Постоянное участие в сражениях привело к тому, что души героев вымерли, и главный носитель бездушия - полковник. Он метафорически слеп, в поле его зрения -только враги и подчиненные. Собственно, именно он и пропагандирует ценности военных: безупречная дисциплина и постоянная боевая готовность в целях выживания и выполнения поставленной задачи.

Значима для военных физическая сила, сила оружия, сила как таковая. Для большинства имеют значение деньги. В начале фильма точную характеристику этой группе землян дает Джеймс Салли: «Раньше они были героями, элитой, парнями, сражавшимися за свою страну, а теперь они наемники, убивающие за деньги» [1], а затем и доктор Грейс: «придурки с автоматами наперевес» [1]. Полковник же - идеолог и фанатик милитаризма, для которого материальное вознаграждение - лишь дополнительный стимул.

Ученые. Их возглавляет доктор Грейс Аугу-стин, она также наиболее яркий представитель «клана». Ученые создали программу «Аватар», в

которой сознание людей подключается к аватару - биологическому телу с дистанционным управлением, помогающему находиться в губительной для человека атмосфере планеты Пандора. Ава-тары - гибриды, созданные при помощи генной инженерии и полученные комбинированием человеческой ДНК и ДНК народа На'ви.

Ученые, как и военные, преданы своему делу, причем для ученых применимо выражение «всей душой». Режиссер Кэмерон показывает, как они болезненно реагируют на действия военных, особенно, когда отдается приказ уничтожить Древо жизни народа На'ви.

Ученые - разные по внешнему типажу, в отличие от однообразных, словно калиброванных военных, люди науки. Стройная, подтянутая доктор Грейс; невысокого роста, плотного телосложения, круглолицый, с бородой средних размеров доктор Марк Спенсер; длинный, худощавый, с короткой бородкой доктор Норм.

Их лица способны выражать разные эмоции: огорчение, радость, негодование. Ярким примером может служить сцена, когда Грейс решительным шагом входит в кабинет начальника базы с одной целью: остановить уничтожение не только проекта «Аватар», но и народа На'ви планеты Пандора. На ее лице мы видим проявление различных эмоций: от раздражения до пренебрежения. Внутреннее нервное напряжение героини передает деталь: она постоянно курит.

В речи ученых, с одной стороны, преобладает научная терминология, с другой стороны, грубая лексика, вероятно, как результат общения с военными (первая встреча Грейс и Джеймса Салли). Мягкие интонации, сдержанность при разговоре проявляется тогда, когда речь заходит о народе На'ви или когда они разговаривают с представителями аборигенов. Насколько дружелюбны и трогательные отношения ученых с представителями инопланетян, можно судить по фотографиям, сделанными Грейс. Об особом отношении к этому народу говорит и тот факт, что они самовольно покидают базу и пытаются спасти народ ценою собственной жизни.

Важная деталь, раскрывающая внутренний мир ученых, - ведение дневников-отчетов, которое, как поясняет доктор Норман, еще поможет не «свихнуться». Ученые пытаются понять На'ви и суть происходящего на планете. Познание и понимание - главные ценности ученых.

Бизнесмены - самая малочисленная элитарная группа на Пандоре, олицетворяющая власть денег. Единственным представителем бизнеса на

Пандоре является Селдвидж, маленький, с милой улыбкой на лице, по-детски широко открытыми глазами, человек. Он говорит мягко, но за этой мягкостью скрывается жесткость, даже жестокость (он дал разрешение начать атаку на инопланетян).

Персонаж одет в отглаженные темные брюки, белую рубашку с галстуком, как и положено топ-менеджеру. Костюм свидетельствует, что за пределы здания Селдвидж не выходит, он дистанцируется от происходящего на планете и стеной цинизма, и буквально - стенами военно-научного комплекса. Селдвиджа не интересует ни Пандора с ее неповторимой красотой, ни народ, населяющий планету. Его интерес - анаптаниум, драгоценное сырье, окупающее все: и веселье военных, и науку ученых. Значимая деталь, характеризующая героя, - игра в гольф, так, даже развлечение является для него способом маркировать свою элитарность. На первый взгляд, складывается образ эгоистического избалованного «золотого» ребенка, которому все равно, как и какой ценой достанется ему его игрушка. В действительности, инфантилизмом - социальная маска. Ключевые ценности героя - выгода и власть.

Таким образом, внешние данные Небесных людей различны: унифицированы у военных, индивидуализированы у ученых, элитарны у бизнесмена. В расовом отношении доминируют европеоиды, встречаются негроиды. Национальные признаки по внешним данным идентифицировать не удается, вероятно, так и задумано: в глобальном мире принадлежность к макроогра-низациям постепенно становится более значимой, чем приписанность к этнонациональным общностям.

В фильме Д. Кэмерона «Аватар» нашла свое воплощение космополитическая идея «человека мира», трансформировавшаяся в идею человека космоса, Вселенной. Каждая группа Небесных людей воплощает свою систему ценностей и традиций: военные - власть силы, ученые -власть науки, бизнесмены - власть денег. В совокупности же этих признаков - возможность определить и национальную, и наднациональную идентичность Небесных людей. Концентрация власти милитаристской машины, науки и финансов в современном мире, вне всякого сомнения, присутствует на территории Запада, признанный лидер западного мира в данный момент - США. Дополнительные аргументы: колониальная политика, сходство пандорийцев с индейцами, природных условий - с Вьетнамом, сырьевых воз-

можностей - с Востоком. Таким образом, Небесные люди могут быть идентифицированы с американцами и в целом людьми Запада. Важный нюанс: отсутствие единой системы ценностей, которая бы смогла объединить таких разных людей, как Грейс, Куаритч, Селдвидж

Главный герой фильма Джейк Салли, с точки зрения расовой идентичности, - человек, европеоид, с точки зрения национальной идентичности, - типичный американец. В художественной реальности фильма Джейк - маргинал, пограничная личность во всех отношениях. В социальном плане он принадлежит одновременно двум «кланам» - военным, сообразно своей прежней профессии, и ученым, сообразно актуальному контракту. Первые для него - свои, подобно им, он отважен и дисциплинирован. Вторые - чужие, в противовес им Джейк не знает ни местного языка, ни местных обычаев. К тому же ученые напоминают ему врачей, от чьих запретов он устал на Земле. В физическом и медицинском смысле Джейк - инвалид, выброшенный из профессии и из активной жизни, он может ощутить полноценность существования лишь в теле аватара. В психологическом плане он постоянно на грани - от проживания и осознания своей по-граничности. Но в интеллектуальном и духовном плане он - подлинный (пусть неосторожный, но любознательный и открытый знанию и чувству) ребенок, его «чаша пуста», именно это обстоятельство - чистая душа - и позволяет ему стать героем, спасти Пандору. Наполнение же чаши внутреннего мира Джейка, которое происходит в фильме, приводит его к духовной самоидентификации с На'ви. И к ожидаемому, но от этого не менее парадоксальному решению - отказу от своего человеческого тела и бесчеловечного прошлого и окончательному слиянию со своим аватаром. Следуя логике создателей фильма, - к торжеству человечности в высшем ее понимании, не зависящем ни от цвета кожи и разреза глаз, ни от языка и территории проживания.

Библиографический список

1. Аватар. Фантастический боевик. Режиссер и автор сценария Дж. Кэмерон. США: Двадцатый век фокс, 2009.

2. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации [Текст] : учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин ; под ред. А. П. Садохина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3. Зинченко, В. Г. Межкультурная коммуникация. Системный подход [Текст] / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. - Н. Новгород, 2003.

4. Искусство [Текст] / Глав. ред. М. Д. Аксенова // Энциклопедия для детей. -Т. 7. - Ч. 1. - 2-е изд., испр. - М. : Аванта +, 1998.

5. Леви-Строс, К. Структурная антропология [Текст] / К. Леви-Строс. - М., 1985.

6. Отзывы и рецензии на «Аватар» Дж. Кэмерона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kino-glazov.ru/reviews/reviews-on-avatar/. - (Дата обращения: 24.05.2015).

7. Отзывы и рецензии на «Аватар» Дж. Кэмерона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www.megacritic.ru/film/ 1059.html, http://cinepocalypse.ru/2010/01/06/avatar-movie-review/. - (Дата обращения: 24.05.2015).

8. Отзывы и рецензии на «Аватар» Дж. Кэмерона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avataromania.com/index.php?topic=45.0. -(Дата обращения: 24.05.2015).

9. Официальный сайт фильма Аватар в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.avatar-movie.ru/. - (Дата обращения: 24.05.2015).

Bibliograficheskij spisok (in Russ)

1. Avatar. Fantasticheskij boevik. Rezhis-ser i avtor scenarija Dzh. Kjemeron. SShA: Dvadcatyj vek foks, 2009.

2. Grushevickaja, T. G. Osnovy mezhkul'-turnoj kommunikacii [Tekst] : uchebnik dlja vuzov /

T. G. Grushevickaja, V. D. Popkov, A. P. Sadohin ; pod red. A. P. Sadohina. - M. : JuNITI-DANA, 2002.

3. Zinchenko, V. G. Mezhkul'turnaja kommunikacija. Sistemnyj podhod [Tekst] / V. G Zinchenko, V. G. Zusman, Z. I. Kirnoze. -N. Novgorod, 2003.

4. Iskusstvo [Tekst] / Glav. red. M. D. Aksenova // Jenciklopedija dlja detej. - T. 7. - Ch. 1. - 2-e izd., ispr. - M. : Avanta +, 1998.

5. Levi-Stros, K. Strukturnaja antropologija [Tekst] / K. Levi-Stros. - M., 1985.

6. Otzyvy i recenzii na «Avatar» Dzh. Kjemerona [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kino-glazov.ru/reviews/reviews-on-avatar/. - (Data obrashhenija: 24.05.2015).

7. Otzyvy i recenzii na «Avatar» Dzh. Kjemerona [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.megacritic.ru/film/ 1059.html, http://cinepocalypse.ru/2010/01/06/avatar-movie-review/. - (Data obrashhenija: 24.05.2015).

8. Otzyvy i recenzii na «Avatar» Dzh. Kjemerona [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://avataromania.com/index.php?topic=45.0. -(Data obrashhenija: 24.05.2015).

9. Oficial'nyj sajt fil'ma Avatar v Rossii [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.avatar-movie.ru/. - (Data obrashhenija: 24.05.2015).

Дата поступления статьи в редакцию: 15.03.2015 Дата принятия статьи к печати: 03.09.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.