Научная статья на тему 'АВАНГАРДНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕГИОНОВ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В МУЗЕЙНОМ КОНТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЕВ САРАТОВА И СМОЛЕНСКА)'

АВАНГАРДНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕГИОНОВ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В МУЗЕЙНОМ КОНТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЕВ САРАТОВА И СМОЛЕНСКА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ / РУССКИЙ АВАНГАРД / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МУЗЕИ / ЖИВОПИСНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ВЫСТАВКИ / СМОЛЕНСК / САРАТОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пушенкова София Алексеевна, Лавров Дмитрий Евгеньевич

История русского авангарда уже не один десяток лет является объектом внимания профессионального сообщества как в России, так и за рубежом. Ведущие музеи страны становятся инициаторами, организаторами и выступают в качестве партнеров масштабных выставочных проектов, посвященных как отдельным персоналиям авангардной эпохи, так и знаковым культурным институциям, подтверждая актуальность данной темы и вызывая широкий общественный резонанс. В связи с этим важно понимать, как музейное сообщество России реагирует на заданную тенденцию обращения к наследию эпохи авангарда и каким образом региональные музеи включаются в этот процесс. Художественный авангард никогда не ограничивался столицами, новые веяния проникали во все города страны, оставляя след во внешнем облике города, его истории и, безусловно, в музейных коллекциях. Именно поэтому исследователям необходимо видеть максимально полную картину того, как регионы используют свое авангардное наследие. Статья посвящена исследованию опыта использования авангардного наследия в российских регионах на примере Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева и Художественной галереи Смоленского государственного музея-заповедника. Исследование проведено на основе источников музейного происхождения, электронных каталогов музеев, текстов региональных авторов, интернет-источников (в частности, Государственного каталога музейного фонда РФ и портала«Конструктивистский проект»), а также новостных источников. В статье приведены обзоры авангардных коллекций указанных музеев, рассмотрены события в культурно-образовательной деятельности городских культурных институций и независимых кураторских проектов по данной теме. Важной частью данного исследования является оценка перспектив в популяризации авангардного наследия регионов, а также оценка роли независимых культурных институций городов в изучении и использовании авангардного наследия названных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVANT-GARDE HERITAGE OF THE REGIONS: USE AND DEVELOPMENT PROSPECTSIN A MUSEUM CONTEXT (ON THE EXAMPLE OF THE MUSEUMS OF SARATOV AND SMOLENSK)

In the wake of the growing interest in the history of the Russian avant-garde, leading Russian museums become initiators, organizers and partners of large-scale exhibition projectsdedicated to both individual personalities of the avant-garde era and iconic cultural institutions. In this regard, it is also important to understand how the museum community in Russia reacts to the given trend of turning to the heritage of the avant-garde era, and how regional museums are involved in this process. The artistic avant-garde was never limited to capitals, new trends penetrated all cities of the country, one way or another leaving a mark on the appearance of the city, its history and, of course, in museum collections. This is why researchers need to see the fullest possible picture of how regions are using their avant-garde heritage. The article is devoted to the study of the experience of using the avant-garde heritage in Russian regions on the example of the Saratov State Art Museum named after A. N. Radishchev and the Art Gallery of the Smolensk State Museum-Reserve. Based on sources of museum origin, electronic catalogs of museums, texts by regional authors, Internet sources (in particular, the State Catalog of the Museum Fund of the Russian Federation, and the Constructivist Project portal), as well as local news sources the article reviews the avant-garde collections of these museums, considers cultural and educational activity of urban cultural institutions and independent curatorial projects on this topic. An important part of this study is the assessment of the development prospects in the actualization of the avant-garde heritage of the regions, as well as the role of independent cultural institutions of cities in the actualization and use of the avant-garde heritage of these regions.

Текст научной работы на тему «АВАНГАРДНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕГИОНОВ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В МУЗЕЙНОМ КОНТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЕВ САРАТОВА И СМОЛЕНСКА)»

УДК 069

Вопросы музеологии. 2022. Т. 13. Вып. 1

Авангардное наследие регионов: использование и перспективы развития в музейном контексте (на примере музеев Саратова и Смоленска)

С. А. Пушенкова1, Д. Е. Лавров2

1 Галерея One's Mind,

Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Шведский пер., 2

2 Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Для цитирования: Пушенкова С. А., Лавров Д. Е. 2022. Авангардное наследие регионов: использование и перспективы развития в музейном контексте (на примере музеев Саратова и Смоленска). Вопросы музеологии 13 (1): 110-120. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.108

История русского авангарда уже не один десяток лет является объектом внимания профессионального сообщества как в России, так и за рубежом. Ведущие музеи страны становятся инициаторами, организаторами и выступают в качестве партнеров масштабных выставочных проектов, посвященных как отдельным персоналиям авангардной эпохи, так и знаковым культурным институциям, подтверждая актуальность данной темы и вызывая широкий общественный резонанс. В связи с этим важно понимать, как музейное сообщество России реагирует на заданную тенденцию обращения к наследию эпохи авангарда и каким образом региональные музеи включаются в этот процесс. Художественный авангард никогда не ограничивался столицами, новые веяния проникали во все города страны, оставляя след во внешнем облике города, его истории и, безусловно, в музейных коллекциях. Именно поэтому исследователям необходимо видеть максимально полную картину того, как регионы используют свое авангардное наследие. Статья посвящена исследованию опыта использования авангардного наследия в российских регионах на примере Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева и Художественной галереи Смоленского государственного музея-заповедника. Исследование проведено на основе источников музейного происхождения, электронных каталогов музеев, текстов региональных авторов, интернет-источников (в частности, Государственного каталога музейного фонда РФ и портала «Конструктивистский проект»), а также новостных источников. В статье приведены обзоры авангардных коллекций указанных музеев, рассмотрены события в культурно-образовательной деятельности городских культурных институций и независимых кураторских проектов по данной теме. Важной частью данного исследования является оценка перспектив в популяризации авангардного наследия регионов, а также оценка роли независимых культурных институций городов в изучении и использовании авангардного наследия названных регионов.

Ключевые слова: музей, русский авангард, региональные музеи, живописные коллекции, выставки, Смоленск, Саратов.

С начала 2000-х гг. не угасает интерес к истории русского авангарда со стороны ведущих музеев России. Музеи Москвы и Санкт-Петербурга становятся орга-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022

низаторами и партнерами крупных выставочных проектов, посвященных жизни и творчеству художников русского авангарда. Заслуженное внимание уделяется и культурным институциям авангардной эпохи, внесшим свой вклад в развитие и распространение авангардного искусства, взращивая новые таланты и развивая саму теорию авангарда.

Тема русского авангарда в регионах остается недостаточно изученной. Зачастую именно музеи и их выставочная и научная деятельность способствуют изучению региональной истории русского авангарда. Еще одна проблема, о которой следует упомянуть, — это отсутствие систематизированной информации по данной теме. Имеющиеся работы местных авторов зачастую не систематизированы и не дают представления о полной картине того, как протекала художественная жизнь в регионах в начале XX в., какие институции и художественные объединения имели место и как сегодня сохраняется наследие той эпохи.

Одним из региональных музеев, успешно осуществляющих политику по изучению, сохранению и популяризации наследия эпохи русского авангарда, является Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Музей принадлежит к числу старейших провинциальных музеев России и является первым общедоступным художественным музеем в провинции. Коллекция музея насчитывает более 30 тысяч единиц хранения, среди которых — полотна мастеров русского авангарда: К. С. Малевича, И. И. Машкова, А. В. Лентулова, Р. Р. Фалька и многих других.

В начале прошлого века Саратов был настоящей культурной столицей Поволжья с развитой сетью образовательных учреждений, первым в России провинциальным общедоступным музеем и первой провинциальной консерваторией. Поэтому совсем неудивительно, что уже в 1918 г. в Саратове на базе рисовального училища создаются Свободные художественные мастерские (СВОМАС). В дальнейшем они будут преобразованы в Высшие художественно-технические мастерские, затем в Художественно-практический институт, а с 1923 г. — в Художественный техникум. Авангардные направления в СВОМАСе возглавляли как московские художники, так и местные деятели, например Валентин Юстицкий. При этом авангардисты мирно сосуществовали с представителями традиционных направлений, и выбор мастерских зависел от самих обучающихся1.

Еще одно художественное объединение Саратова — Объединение художников нового искусства (ОХНИС). Саратовские исследователи утверждают, что точное время создания группировки определить сложно, но вероятнее всего это был 1919 г. ОХНИС стало своего рода оплотом консолидации саратовских авангардистов. Творческие поиски участников ОХНИСа шли в русле конструктивизма. В числе его родоначальников уже упомянутый ранее В. М. Юстицкий, а позже к старшему поколению примкнули и молодые художники, в частности Д. Е. Загоскин2.

Однако влияние «левых» течений на художественную жизнь города началось еще раньше, а именно с выставки «Алая роза» 1905 г., организованной одноименным творческим объединением. Художники этой группы (Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Матвеев) спустя два года составят ядро знаменитого объединения «Голубая роза», московская выставка которого даст мощный импульс для расширения

1 Кудрявцев, 2019. С. 235-236.

2 Беляева, Дорогина, 2015.

деятельности авангардных художественных объединений. «Алая роза» — важная часть культурного наследия и России в целом, и Саратова в частности, поэтому Радищевский музей традиционно устраивает выставки к юбилейным датам. Первая выставка состоялась еще в 1995 г. в честь 90-летия объединения, а в 2004-2005 гг. в музее отметили столетний юбилей «Алой Розы»3.

Названные факты не могли не отразиться на коллекции музея. Сегодня в постоянной экспозиции музея находятся полотна Р. Р. Фалька, К. С. Петрова-Водкина, П. В. Кузнецова, А. В. Лентулова, И. И. Машкова и многих других. В виртуальной коллекции музея можно увидеть оцифрованные изображения живописных полотен и графики таких художников, как В. Е. Татлин, К. С. Малевич, В. В. Кандинский, а также работы «амазонок русского авангарда» В. Ф. Степановой, А. А. Экстер, О. В. Розановой. Электронный каталог является большим преимуществом Саратовского музея, ведь в нем представлены работы не только из постоянной экспозиции, но и из фонда музея. Это говорит о высоком уровне научно-исследовательской и фондовой работы в музее, результаты которой являются подспорьем для исследователей и ценителей творчества русского авангарда.

Саратов не остался без внимания архитекторов-конструктивистов. На улицах города и сегодня сохранилось несколько десятков конструктивистских зданий. Многие из них имеют почти первозданный вид, однако аварийное состояние и отсутствие охранного статуса не позволяют использовать эти сооружения в качестве полноценных экскурсионных объектов. Кроме жилых домов, часть из которых и сегодня используется по назначению, в Саратове в период с 1917 по 1932 г. были построены Институт зернового хозяйства и Саратовский сельскохозяйственный институт с четырьмя общежитиями, городская больница, функционирующая до сих пор, а также дом-коммуна по проекту М. Я. Гинзбурга и Е. М. Попова.

Что касается авангардной коллекции музея, то формироваться она начинает преимущественно после 1917 г. С 1919 г. начинает работать Музейное бюро, занимавшееся закупкой и распространением авангардной живописи. До 1921 г. Музейное бюро отправило 1150 произведений в 32 города. Саратов не стал исключением. В 1922 г. были поступления от художественного отдела Саратовского Губполит-просвета. Позже коллекция музея пополнялась за счет поступлений от Комитета по охране художественных сокровищ, Государственного музейного фонда и некоторых даров.

Нужно отметить, что Саратовский музей — один из наиболее активно работающих в направлении популяризации искусства русского авангарда. Кроме упомянутых выставок, посвященных юбилейным датам «Алой Розы», Радищевский музей ежегодно организует тематические выставки, участвует в общероссийских музейных акциях «Ночь музеев» и «Ночь искусств», организует в своих стенах тематические конференции и участвует в общероссийских выставочных проектах. В частности, Саратовский музей участвовал в двух частях проекта «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев», прошедшего под кураторством Андрея Сарабьянова в 2016-2017 гг. в Еврейском музее и центре толерантности в Москве4.

3 Дорогина, 2004. С. 3-6; Тараканова, 2014.

4 До востребования... 2016.

Радищевский музей предоставил 10 графических и живописных предметов из своего собрания5. Среди выбранных для экспонирования на выставке работы таких художников, как К. Малевич, А. Лентулов, а также В. Юстицкий, художник, чье имя было незаслуженно забыто. В рамках выставки «До востребования...» была организована публичная образовательная программа, четвертая лекция которой, «Русский авангард 1910-1920 гг. в собрании Радищевского музея», была посвящена работам мастеров «Бубнового валета» из коллекции музея. Лекцию прочитал Ефим Водонос — заслуженный деятель искусств РФ, до 2017 г. заведующий отделом русского искусства Саратовского государственного художественного музея.

Осенью 2020 г. Саратовский филиал РОСИЗО открыл выставку «Искусство и дизайн», посвященную русскому авангарду. В экспозиции выставки были представлены рисунки А. Экстер, К. Изенберга, Б. Эрдмана. Организаторы выставки старались не просто показать работы художников, но и, включив их в современные интерьеры, продемонстрировать, насколько широкой была деятельность художников-авангардистов. В рамках выставки была подготовлена параллельная образовательная программа «Лаборатория дизайна».

В целом в Саратовском музее успешно осуществляется выставочная деятельность разного масштаба: от крупных партнерских выставочных проектов с российскими музеями до выставок современных художников Москвы, Петербурга, Саратова. Произведения из музейной коллекции участвуют также во многих международных проектах, в том числе в фестивале «Европалия-2006» (выставка «Авангард. До и после» в Брюсселе, а затем в Бильбао).

Что касается собственных проектов музея, стоит выделить выставку «Русский авангард: столицы и провинция». Выставка была открыта в Радищевском музее с октября 2015 по март 2016 г. Экспозиция была поделена на несколько блоков: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Отдельным блоком показаны творческие поиски саратовских живописцев и графиков. Здесь, как и в постоянной экспозиции музея, работы мастеров «Бубнового валета» и других художественных объединений соседствовали с непосредственно саратовскими творческими экспериментами.

Главная цель выставки — отразить диалог столичных авангардных течений и саратовских «левых» поисков. Наряду с работами из коллекции Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева на выставке экспонировались живописные произведения из картинной галереи Вольского краеведческого музея. К выставке был подготовлен бесплатный аудиогид, размещенный на платформе ЫЛгауеЬ выпущен одноименный альбом, а также подготовлен ряд текстовых материалов на сайте музея, в которых его ведущие специалисты и организаторы выставки рассказали об экспозиционных блоках и отдельных персоналиях6.

Еще одним значимым событием в жизни музея стал проект «140 лет Павлу Кузнецову. День рождения художника в мемориальном доме». Он представлял собой целый комплекс мероприятий на разных площадках музея. Например, была открыта выставка музы и спутницы Павла Кузнецова, художницы Е. М. Бебутовой. Нередко Кузнецов изображал ее на своих полотнах, однако и сама Бебутова была выдающимся мастером живописи. Столь масштабное празднование 140-летнего

5 Работы Радищевского музея. 2016.

6 Дорогина, 2015.

юбилея говорит не только о безусловной любви саратовцев к творчеству Павла Кузнецова, но и о том, что эта часть отечественной истории искусства является важной для культурной самоидентичности жителей этого города.

Значимость эпохи авангарда определяется не только ее живописным и архитектурным наследием, но и разработками в образовательной и культурной сферах, в частности в теории и практике музейного дела. Одним из таких достижений стал Музей живописной культуры (МЖК), основанный в Москве в 1919 г.7 МЖК подразумевался как сеть пролетарских музеев по всей стране, один из его филиалов был открыт в Смоленске. Именно он стал важной вехой в процессе институализа-ции авангардного искусства в Смоленске и последовательной политики по внедрению нового искусства в жизнь города и его жителей.

Полотна, отправленные в Смоленский филиал из Москвы, положили начало авангардной коллекции Смоленского музея-заповедника. В списке значились живописные и графические произведения Н. Альтмана, О. Розановой, А. Родченко, В. Кандинского, А. Певзнера, Н. Гончаровой, М. Матюшина, И. Машкова, П. Конча-ловского, Р. Фалька, В. Рождественского, А. Куприна, А. Лентулова, Н. Удальцовой, А. Экстер, а также К. Малевича. Всего в Смоленск было отправлено 118 произведений живописи, графики и скульптуры.

Большое значение для истории авангарда в Смоленске имеет создание в городе отделения «Утвердителей нового искусства», или сокращенно УНОВИСа, основанного К. Малевичем в Витебске в 1919 г. Смоленский филиал УНОВИСа находился в ведении изостудии губернского отдела народного образования (ГУБОНО). Создание отделения УНОВИСа в Смоленске было обусловлено близостью города к Витебску, где работал К. Малевич, а также дружескими отношениями между К. Малевичем и художником В. Стржеминским, который с осени 1919 г. постоянно пребывал в Смоленске и возглавил филиал8. Студия была изначально задумана Стржеминским как школа, где система художественного образования развивала бы все формы искусства исключительно на основе супрематизма9. Практические занятия, обсуждение студенческих работ и история искусства — весь процесс обучения велся непосредственно В. Стржеминским и его женой К. Кобро10.

Деятельность В. Стржеминского и К. Кобро не получила в России такой известности, как подобная работа витебских коллег, хотя их имена стоят в ряду признанных авангардистов, творчество хорошо изучено, а работы хранятся в европейских музейных собраниях, например в Лодзинском музее в Польше. Смоленский филиал был распущен уже в конце 1921 г., а с окончанием его работы вскоре покидают Смоленск его руководители и ученики. Недолгое по времени существование смоленского УНОВИСа внесло весомый вклад в историю русского авангарда и позволило вписать в эту историю город Смоленск.

Продолжая тему развития культурной и образовательной деятельности в эпоху русского авангарда, нельзя не вспомнить создание и деятельность Высших художественно-технических мастерских, или ВХУТЕМАСа. В 2020 г. институция отметила столетний юбилей, ознаменованный масштабной выставкой в Музее Москвы.

7 Адаскина, 2013.

8 Попова, 2014. С. 27-28.

9 Там же. С. 28-29.

10 Там же. С. 29-30.

С деятельностью ВХУТЕМАСа связаны имена сразу двух смолян — Эля Лисицкого, первопроходца в дизайне, преподававшего во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, и Михаила Гуревича, учившегося в мастерской Давида Штеренберга. Творчество Э. Ли-сицкого смолянам еще только предстоит принять и осмыслить в качестве своего художественного и исторического наследия, зато творческое наследие М. Гуревича уже нашло отражение в выставке «М. Г. /Скромный художник/», прошедшей в Художественной галерее г. Смоленска в 2020 г.

Из данных примеров становится понятно, что в начале прошлого века Смоленск, наряду со столичными городами, находился в авангарде художественной жизни. И совершенно очевидно, что бурная творческая деятельность не могла не отразиться на музейных коллекциях.

В Смоленской художественной галерее хранится значимая и очень интересная по содержанию коллекция русского искусства начала XX в. По работам, представленным в экспозиции, можно проследить историю становления авангарда от выставки «Голубая роза» в 1907 г. до официального заката авангардного искусства в СССР в 1932 г. В постоянной экспозиции музея находятся работы И. Машкова, П. Кончаловского, Р. Фалька, Л. Поповой и Н. Гончаровой, А. Лентулова и других мастеров живописи начала XX в. Еще большую ценность представляют фонды музея. В собрании Художественной галереи хранится работа «Дети» А. Т. Сашина, ученика П. Филонова. Для второй части выставочного проекта «До востребования.», прошедшего весной 2017 г., по запросу А. Д. Сарабьянова была предоставлена именно эта графическая работа. Известно также, что в фондах собрания Смоленского государственного музея-заповедника хранятся работы В. Стржеминского, о котором говорилось ранее.

В конце 2020 — начале 2021 г. в Смоленской галерее работала выставка «От Шишкина до Кандинского»11. На выставке, приуроченной к столетию Художественной галереи, экспонировалась русская графика XIX-XX вв. из собрания музея-заповедника. Среди прочих работ посетители выставки могли ознакомиться с графикой В. Кандинского, А. Родченко, Л. Поповой, В. Бубновой. Многие работы не покидали фондохранилище десятилетиями. А в таком необычном соседстве они вообще никогда не экспонировались.

Как уже было отмечено ранее, Смоленская художественная галерея приняла участие во второй части кураторского проекта А. Сарабьянова «До востребования...». Среди собственных проектов Смоленского-музея заповедника необходимо отметить «Село. Губерния. Столица», реализованный в 2017-2018 гг. Партнерами выступили Государственный Русский музей и благотворительный фонд Владимира Потанина. Главной целью проекта стало создание электронного каталога произведений художника А. Т. Сашина на основе коллекций трех музеев: Смоленского государственного музея-заповедника (г. Смоленск), Пречистенской картинной галереи (г. Духовщина, Смоленская область) и Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург). Но еще одна, не менее важная, задача этого проекта состояла в возрождении памяти о забытом художнике12.

11 От Шишкина до Кандинского: видеоэкскурсия. Смоленский государственный музей-заповедник. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YHmR6r1M_jY&t=1s (дата обращения: 26.05.2021).

12 Полулях, 2018.

Этот проект, как и ранее упомянутая выставка М. Гуревича, хорошо демонстрирует, как именно региональные музеи изучают и показывают авангардное наследие. И в этой связи провинциальными музеями выполняется принципиально важная задача: возрождение незаслуженно забытых имен художников авангардной эпохи. Кроме того, музеи регионов являются перспективными исследовательскими площадками, ведь изучен далеко не весь пласт наследия эпохи русского авангарда.

Как и в Саратове, в Смоленске есть свои памятники конструктивизма. Самый известный из них — дом-коммуна, построенный в 1933 г. по проекту архитектора Олега Вутке. Теме конструктивизма была посвящена выставка «Октябрь — до наших дней», прошедшая весной 2019 г. в галерее современного искусства «Дом молодежи». Выставка стала визуальным отражением исследования куратора галереи Яны Двоенко. В рамках выставки был подготовлен пешеходный маршрут по знаковым конструктивистским сооружениям города Смоленска13. Эта выставка — не единственное мероприятие галереи, связанное с темой русского авангарда. В октябре 2019 г. в галерее была открыта выставка петербургского художественного объединения «ФОРМА + ЦВЕТ», которое работает с идеями художника Владимира Стерлигова, ученика К. Малевича и создателя «Невидимого института»14.

В рамках выставки был также организован семинар, посвященный столетию объединения УНОВИС. Цель семинара — обсуждение и международный культурный обмен в вопросе изучения и перспектив исследования исторического авангарда. В семинаре приняли участие исследователи и кураторы из России, Беларуси, Польши и Нидерландов.

Преимуществом Смоленска является тот факт, что изучение и популяризация авангардного наследия здесь осуществляется не только институционально. Энтузиасты, краеведы, независимые кураторы нередко обращаются к этой теме в своих исследованиях. Наглядным примером могут служить ранее упомянутая галерея современного искусства «Дом молодежи» и ее куратор Яна Двоенко.

Еще одним значимым событием в творческой жизни Смоленска стало открытие выставки «Катаржина», представляющей собой арт-проект, созданный Студией тотального творчества (г. Смоленск) совместно со Смоленской художественной галереей и виртуальным филиалом Русского музея в Смоленске. Кураторами проекта выступили смоленские художники Эдуард Кулёмин и Мария Ужакина15.

Ранние годы жизни и творчества Катаржины Кобро, художницы немецко-русского происхождения, родившейся в Москве, связаны со Смоленщиной. К сожалению, работ Кобро в Смоленске не сохранилось, однако ее роль в творческой жизни города трудно переоценить. Современным смоленским художникам было предложено создать оммажи на творчество Кобро, чтобы отдать дань памяти и уважения женщине, чья деятельность вписала Смоленск в историю русского авангарда. Данная выставка — удачный пример того, как можно использовать наследие даже в том случае, если не сохранилось материальных источников.

В целом вопрос об использовании авангардного наследия в регионах достаточно актуален. Пример галереи «Дом молодежи» и тематического пешеходного маршрута по памятникам конструктивизма создает прецедент для дальнейшего

13 Захаров, 2019.

14 Матвеева, 2019.

15 Градова, 2021.

развития этого направления — разработки тематических экскурсий для наглядного знакомства с историей авангарда в Смоленске. Смоленские кураторские проекты задают очень перспективный вектор развития данной темы, подходя к этому вопросу с чуть менее традиционной позиции, чем государственные музеи. Однако нужно отметить, что партнерство одних с другими может иметь положительный результат.

Итак, музеи российских регионов являются сегодня активными участниками общемузейных процессов и активно включаются в актуальные исследовательские повестки. Не игнорируется ими и история русского авангарда. Говоря о том, как провинциальные музеи демонстрируют авангардное наследие, следует выделить следующие способы репрезентации.

1. Организация тематических выставок на основе имеющихся в музее коллекций, приуроченных к юбилейным датам в авангардной истории регионов.

2. Подготовка и реализация публичных культурно-образовательных программ, действующих на базе временных выставок или постоянных экспозиций.

3. Организация на базе государственных музеев и иных выставочных пространств конференций и семинаров, темой которых является региональный контекст в исследованиях русского авангарда.

4. Участие во всероссийских и международных проектах, посвященных авангардной эпохе.

5. Деятельность частных выставочных пространств и независимых кураторов: организация выставок, семинаров, экскурсий, публичных программ и др.

Говоря о перспективах использования авангардного наследия регионов в музейном контексте, необходимо выделить три направления.

1. Работа с фондами музеев. Региональные музеи особенно остро чувствуют значимость фондов для всех видов внутримузейной деятельности: исследовательской, экспозиционной, культурно-образовательной. Как показывает пример проекта «Село. Губерния. Столица», изучение фондов может открыть новые страницы в художественной истории региона, а также привлечь партнеров и финансирование.

2. Расширение способов показа. В случае регионов речь идет о внедрении более широкого спектра форм культурно-образовательной деятельности и взаимодействия с аудиторией. В частности, для региональных музеев малоосвоенным является цифровое пространство.

3. Сотрудничество региональных государственных и частных институций. У каждой из этих организаций имеется свой опыт в исследовательской, выставочной и популяризаторской деятельности. Кроме того, у государственных и частных художественных организаций зачастую разная аудитория. Их сотрудничество может позволить взаимно расширить целевые группы, что в свою очередь может сказаться на количестве и формах мероприятий культурно-образовательной деятельности.

Литература

Адаскина Н. Л. 2013. Государственная Третьяковская галерея и Музей живописной культуры:

к истории взаимоотношений. Авангард и остальное. Сборник статей к 75-летию Александра

Ефимовича Парниса. М.: Три квадрата: 709-737.

Беляева Г. А., Дорогина Е. А. 2015. Творческие эксперименты саратовских художников. Выставка «Русский авангард: столицы и провинция». Радищевский музей. URL: https://radmuseumart.ru/ news/announcements/5004/ (дата обращения: 26.05.2021).

Градова О. 2021. «Отчаяние Катаржины». В Смоленске представят арт-проект, посвященный художнице, оставшейся в тени знаменитого мужа. Рабочий путь. URL: https://www.rabochy-put. ru/culture/158523-otchayanie-katarzhiny-v-smolenske-predstavyat-art-proekt-posvyashchennyy-khudozhnitse-ostavsheysya-v.html (дата обращения: 27.05.2021).

Дорогина Е. А. 2004. Художники «Алой розы»: факты и предположения. IX Боголюбовские чтения: материалы научной конференции (9-10 июня 2004 г.) Саратов: СГХМ им. А. Н. Радищева: 3-14.

Дорогина Е. А. 2015. «Русский авангард: столицы и провинция». Выставка в Радищевском музее. Радищевский музей. URL: https://radmuseumart.ru/news/announcements/5002/?sphrase_ id=1867 (дата обращения: 24.05.2021).

До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев. 2016. Еврейский музей и центр толерантности. URL: https://www.jewish-museum.ru/exhibitions/do-vostrebovaniya-kollektsii-russkogo-avangarda-iz-regionalnykh-muzeev/ (дата обращения: 24.05.2021).

Захаров М. 2019. Неуловимый авангард. TATLIN. URL: https://tatlin.ru/articles/neulovimyj_avangard (дата обращения: 26.05.2021).

Кудрявцев В. В. 2019. Баухауз и эпоха «культурного взрыва» в Саратове 1918-1932 гг. — параллели и особенности развития. Баухауз и художественные школы эпохи авангарда: сборник научных трудов. Москва: МГХПА им. С. Г. Строганова: 235-236.

Матвеева Л. 2019. Выставка «Художественное объединение "Форма + Цвет": Школа». Lizaveta Matveeva (персональный сайт куратора). URL: http://www.lizavetamatveeva.com/VYSTAVKA-KUDOZESTVENNOE-OB-EDINENIE-FORMA-TVET-SKOLA (дата обращения: 26.05.2021).

Попова Е. 2014. Изостудия Смоленского филиала УНОВИСа. Край Смоленский 11: 27-31.

Полулях А. И. 2018. Возрождение забытого имени. Работа над проектом «Село. Губерния. Столица. Создание электронного каталога выставки произведений Андрея Тимофеевича Сашина». Край Смоленский 10: 57-63.

Работы Радищевского музея — на выставке «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». 2016. Радищевский музей. URL: http://radmuseumart.ru/news/ announcements/5876/?sphrase_id=18807#gal[gal1]/3/ (дата обращения: 24.05.2021).

Тараканова Н. С. 2014. «Алая роза». К 110-летию выставки. Ночь музеев — 2014. Радищевский музей. URL: https://radmuseumart.ru/news/filial-news/3029/?sphrase_id=18653 (дата обращения: 24.05.2021).

Статья поступила в редакцию 2 июня 2021 г.; рекомендована к печати 25 марта 2022 г.

Контактная информация:

Пушенкова София Алексеевна — методист; [email protected] Лавров Дмитрий Евгеньевич — канд. искусствоведения, ст. преп.; [email protected]

Avant-garde heritage of the regions: Use and development prospects

in a museum context (on the example of the museums of Saratov and Smolensk)

S. A. Pushenkova1, D. E. Lavrov2

1 Gallery "One's Mind",

2, Shvedsky per., St Petersburg, 191186, Russian Federation

2 St Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St Petersburg, 199034, Russian Federation

For citation: Pushenkova S. А., Lavrov D. Е. Avant-garde heritage of the regions: Use and development

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

prospects in а museum context (on the example of the museums of Saratov and Smolensk). The Issues

of Museology 13 (1): 110-120. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.108 (In Russian)

In the wake of the growing interest in the history of the Russian avant-garde, leading Russian museums become initiators, organizers and partners of large-scale exhibition projects

dedicated to both individual personalities of the avant-garde era and iconic cultural institutions. In this regard, it is also important to understand how the museum community in Russia reacts to the given trend of turning to the heritage of the avant-garde era, and how regional museums are involved in this process. The artistic avant-garde was never limited to capitals, new trends penetrated all cities of the country, one way or another leaving a mark on the appearance of the city, its history and, of course, in museum collections. This is why researchers need to see the fullest possible picture of how regions are using their avant-garde heritage. The article is devoted to the study of the experience of using the avant-garde heritage in Russian regions on the example of the Saratov State Art Museum named after A. N. Radishchev and the Art Gallery of the Smolensk State Museum-Reserve. Based on sources of museum origin, electronic catalogs of museums, texts by regional authors, Internet sources (in particular, the State Catalog of the Museum Fund of the Russian Federation, and the Constructivist Project portal), as well as local news sources the article reviews the avant-garde collections of these museums, considers cultural and educational activity of urban cultural institutions and independent curatorial projects on this topic. An important part of this study is the assessment of the development prospects in the actualization of the avant-garde heritage of the regions, as well as the role of independent cultural institutions of cities in the actualization and use of the avant-garde heritage of these regions.

Keywords: museum, Russian avant-garde, regional museums, painting collections, exhibitions, Smolensk, Saratov.

References

Adaskina N. L. 2013. The State Tretyakov Gallery and the Museum of Artistic Culture: Towards the History of Relationships. Avant-garde and the rest. Collection of articles for the 75th anniversary of Alexander Efimovich Parnis. Moscow: Tri kvadrata Publ. (In Russian) Belyaeva G. A., Dorogina E. A. 2015. Creative experiments of Saratov artists. Exhibition "Russian avantgarde: capitals and provinces". Novosti Radishchevskogo muzeia. URL: https://radmuseumart.ru/news/ announcements/5004/ (accessed: 26.05.2021). (In Russian) Gradova O. 2021. "Despair of Katarzyna". An art project dedicated to the artist who has remained in the shadow of her famous husband will be presented in Smolensk. Rabochii put'. URL: https://www.rab-ochy-put.ru/culture/158523-otchayanie-katarzhiny-v-smolenske-predstavyat-art-proekt-posvyash-chennyy-khudozhnitse-ostavsheysya-v.html (accessed: 24.05.2021). (In Russian) Dorogina E. A. 2004. The Scarlet Rose Artists: Facts and Assumptions. IX Bogoliubovskie chteniia: mate-rialy nauchnoi konferentsii. (9-10 iiunia 2004 g.). Saratov: SGKhM im. A. N. Radishcheva Publ. (In Russian)

Dorogina E. A. 2015. Russian avant-garde: capitals and provinces. Exhibition at the Radishchev Museum. Novosti Radishchevskogo muzeia. URL: https://radmuseumart.ru/news/announcements/5002 /?sphrase_id=1867 (accessed: 24.05.2021). (In Russian) Kudryavtsev V. V. 2019. Bauhaus and the era of the "cultural explosion" in Saratov 1918-1932 — parallels and features of development. Bauhaus i khudozhestvennye shkoly epokhi avangarda: sbornik nauchnykh trudov. Moscow: MGKhPA im. S. G. Stroganova Publ. (In Russian) Matveeva L. 2019. Exhibition "Art Association 'Form + Color': School". Lizaveta Matveeva (Curator's personal website). URL: http://www.lizavetamatveeva.com/VYSTAVKA-KUDOZESTVENNOE-OB-EDINENIE-FORMA-TVET-SKOLA (accessed: 26.05.2021). (In Russian) Polulyakh A. I. 2018. Revival of a forgotten name. Work on the project "Village. Province. Capital. Creation of an electronic catalog of the exhibition of works by Andrei Timofeevich Sashin". Krai Smolenskii 10: 8-15. (In Russian)

Popova E. 2014. Art studio of the Smolensk branch of UNOVIS. Krai Smolenskii 11: 27-31. (In Russian) Poste restante. Collections of Russian avant-garde from regional museums. Evreiskii muzei i tsentr toler-antnosti. URL: https://www.jewish-museum.ru/exhibitions/do-vostrebovaniya-kollektsii-russkogo-avangarda-iz-regionalnykh-muzeev/ (accessed: 24.05.2021). (In Russian) Tarakanova N. S. 2014. "Red rose". To the 110th anniversary of the exhibition. Museum Night 2014. Novosti Radishchevskogo muzeia. URL: https://radmuseumart.ru/news/filial-news/3029/?sphrase_id=18653 (accessed: 24.05.2021). (In Russian)

Works of the Radishchevsky Museum are at the exhibition "On Demand. Collections of the Russian avantgarde from regional museums". 2016. Novosti Radishchevskogo muzeia. URL: http://radmuseumart. ru/news/announcements/5876/?sphrase_id=18807#gal[gal1]/3/ (accessed: 24.05.2021). (In Russian) Zakharov M. 2019. The elusive avant-garde. TATLIN. URL: https://tatlin.ru/articles/neulovimyj_avangard (accessed: 24.05.2021). (In Russian)

Received: June 2, 2021 Accepted: March 25, 2022

Authors' information:

Sofia A. Pushenkova — Methodologist; [email protected] Dmitriy E. Lavrov — PhD in Cultural Studies, Senior Lecturer; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.