УДК 069
Вопросы музеологии. 2020. Т. 11. Вып. 2
Скромному художнику место в истории: наследие М. Гуревича в Смоленской галерее
С. А. Пушенкова, О. Н. Хакимулина
Смоленский государственный институт искусств, Российская Федерация, 214000, Смоленск, ул. Румянцева, 8
Для цитирования: Пушенкова С. А., Хакимулина О. Н. 2020. Скромному художнику место в истории: наследие М. Гуревича в Смоленской галерее. Вопросы музеологии, 11 (2), 239-247. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.208
Статья представляет собой исследование, проведенное в рамках научных интересов автора: изучение истории и теории русского авангарда в Смоленской области. Целью данного исследования является привлечение внимания к проблеме низкого уровня изученности авангардного наследия на Смоленщине через анализ актуального события в музейно-выставочной среде. Так, в статье рассматривается выставка «М. Г. /Скромный художник/», прошедшая в Художественной галерее г. Смоленска в феврале-марте 2020 г. при поддержке Российского еврейского конгресса. М. Г. — инициалы художника Михаила Гуревича, родившегося в Смоленске. Гуревич — ученик знаменитого Д. Штеренберга, один из лучших его выпускников и представитель творческой плеяды художников — выпускников Высшего художественно-технического института. Кроме анализа особенностей творчества художника М. Л. Гуревича, оценивается роль творчества художника в культурном процессе СССР в 1930-х гг, а также даются уточнения, которые касаются биографии художника. Наследие русского авангарда является важной составляющей культурного наследия России и обладает большим потенциалом в туристской сфере. Реализовать этот потенциал помогают в том числе и такие музейные события, как выставка в Смоленской художественной галерее. Творчеству авангардной эпохи в регионах часто не уделяется должного внимания, но, к счастью, в последние несколько лет эта тенденция меняется. Исследования подобного типа позволят в будущем расширить базу знаний по истории отечественного искусства, а также раздвинуть рамки научных исследований в музеях посредством создания новых экспозиций. Поэтому поддержка исследований творчества региональных художников эпохи авангарда и освещение мероприятий и событий, являющихся результатами этих исследований, так важны.
Ключевые слова: музеи, выставка, выставочное дело, Смоленск, смоленские художники, Михаил Львович Гуревич, русский авангард, провинциальные музеи, художественное наследие.
Смоленская земля стала родиной многих выдающихся людей. Она рождала таланты, питала их живительным соком малой родины, а потом отпускала, чтобы талант расцвел на славу не только Смоленщины, но и всей России. Судьба одного из таких талантов, Михаила Львовича Гуревича, удивительным образом сплетается с судьбой Смоленщины: он родился в Смоленске и погиб на этой святой земле за 7 дней до водружения Красного знамени Победы над гостиницей «Смоленск» 25 сентября 1943 г.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020
В год 75-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне в Художественной галерее Смоленского государственного музея-заповедника при содействии Российского еврейского конгресса прошла выставка работ художника-фронтовика под названием «М. Г. /Скромный художник/».
Название выставке дал, по сути, сам художник, когда подписал так свою короткую автобиографию. Михаил Гуревич родился 31 марта 1904 г. в Смоленске в семье Лейбы (Льва) Мееровича и Раисы Соломоновны Гуревич. Через год в семье рождается дочь Евгения. Именно она в будущем передаст коллекцию работ брата, состоящую из 62 произведений, Смоленскому областному краеведческому музею им. Н. К. Крупской (сегодня Смоленский государственный музей-заповедник)1. В Смоленске Михаил Гуревич провел первые девять лет жизни. В 1908 г. в 29-летнем возрасте умирает отец будущего художника. И спустя несколько лет, в 1913 г., девятилетний Миша вместе с матерью и сестрой переезжает в Тифлис к родственникам матери. Именно в Грузии в школьные годы он начинает увлекаться рисованием, изображая на рисунках подростковые впечатления от Октябрьской революции 1917 г. и иностранной интервенции в годы Гражданской войны на Кавказе2.
В 1922 г. начинается московский этап жизни Михаила Гуревича. По командировке Наркомпроса Грузии он поступает в лесотехнический институт. Но точные науки его совсем не привлекают, и в конце второго курса Гуревич уходит из института, устроившись тискальщиком в типографию. Здесь судьба преподносит ему настоящий подарок: в типографию приходит разверстка на факультеты Высших художественно-технических мастерских — ВХУТЕМАС (с 1927 г. ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт). В 1925 г. Михаил Гуревич становится студентом керамического факультета ВХУТЕМАСа. Позже он находит себя в живописной мастерской художника Давида Штеренберга — одного из ключевых представителей русской авангардной живописи первой трети XX в.3
Преподаватель не ограничивал студентов, давал свободу творческой мысли и самовыражению, призывал через собственное видение мира пропускать каждое произведение, не обременял работой. Однако уже значительно позже Гуревич признается, что рисунку в институте уделяли слишком мало внимания. И позже, будучи признанным мастером колорита, одним из лучших выпускников ВХУТЕИНа, Михаил Гуревич будет проводить долгие часы, рисуя только руки и ноги, отрабатывая технику4.
Личность учителя, безусловно, является важным фактором и в понимании творчества самого Михаила Гуревича. Однако его нельзя назвать лишь подражателем, хотя именно по пути Штеренберга последовал в поисках собственного «я» талантливый ученик. Стилистически и хронологически творчество Гуревича уже не совсем авангард. Однако далеко оно и от эстетики соцреализма. Живопись Михаила Гуревича — как бы переходный этап между двумя уникальными периодами в истории отечественного искусства. Как раз в этой «переходности» и отражено влияние ВХУТЕИНа как крайне любопытной культурной институции своего времени. Советский Баухаус выпустил ту самую «плеяду» художников, о которой пи-
1 Сергеева, 2020.
2 Воробьев, 1982; Сергеева, 2020.
3 Сергеева, 2020.
4 Там же.
сала Ольга Ройтенберг5. Это художники пограничного периода в истории отечественного искусства, когда авангардные направления уже были лишены статуса легального искусства, но все еще имели влияние в художественной среде, а соцреализм еще не оформился в единственно возможное направление в творчестве тех, кто хотел быть узнаваемым.
Михаил Гуревич окончил ВХУТЕИН в 1930 г. в ударной бригаде вместе с Груно-вым, Ивановским, Филиповичем, Щипицыным (в Смоленской галерее его работы соседствуют с работами Гуревича) на полгода раньше остальных студентов. После выпуска начался период самостоятельной деятельности6. Еще в 1925 г. будущие выпускники мастерской Д. Штеренберга образовали общество станковистов (ОСТ), которое занималось монументальной живописью, плакатами, оформлением книг и театральных постановок. Однако в 1931 г., спустя год после выпуска из института, происходит раскол общества станковистов на два объединения — ОСТ и «Изо-бригада». Гуревич вошел в состав «Изобригады» и даже участвовал в экспедициях на советский Север. Это дает основание полагать, что художник стремился к исследованию, хотел получить уникальный опыт, который позволил сформироваться его художественному мировоззрению. К этому периоду жизни и творчества относится работа, находящаяся в постоянной экспозиции художественной галереи «Порт Игарка»7 (рис. 1). На небольшом полотне изображен российский арктический порт. Играя с текстурами, художник показывает повседневную жизнь небольшого северного города.
1930-е гг. — время активной деятельности и расцвета Гуревича как художника. Он принимает участие в деятельности «Изобригады», много работает, создавая десятки тематических произведений, живописных и графических, посвященных советскому северу, участвует в выставках.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Гуревич, как настоящий патриот, добровольцем вступает в ряды Красной армии. В 1942 г. он оканчивает курсы младших лейтенантов и становится командиром батареи 45-мм пушек. А в 1943 г. судьба возвращает Михаила Гуревича на родную Смоленщину, где весь его взвод погибает в бою у деревни Тарасово Духовщинского района. Получив шесть ранений, Михаил Гуревич продержался дольше всех своих солдат. Оставшись один, он продолжал вести огонь: сам заряжал, сам наводил и стрелял. Седьмое ранение оказалось смертельным. Командира 973-го стрелкового полка Михаила Львовича Гу-ревича опознали по затоптанному в грязь маленькому блокнотику с адресами друзей и рисунками. За этот подвиг Михаил Гуревич посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза8.
Несмотря на насыщенную событиями биографию, до сих пор о Гуревиче-ху-дожнике не существует крупных, масштабных исследований, в которых бы был проведен содержательный и структурированный анализ его творческой биографии. О Михаиле Гуревиче пишет А. Д. Сарабьянов в «Энциклопедии русского авангарда»9, в том числе и в одноимённом онлайн-проекте. В 2004 г. вышла ранее
5 Ройтенберг, 2004.
6 Сергеева, 2020.
7 Воробьев, 1982. С. 144-146; Сергеева, 2020.
8 Воробьев, 1982. С. 144-146; Шкадов (ред.), 1987; Сергеева, 2020.
9 Сарабьянов, 2013.
Рис. 1. М. Гуревич «Порт Игарка» Смоленский государственный музей-заповедник. Виртуальные выставки. URL: http://www.smolensk-museum.ru/afisha/virtualnie-vistavki/avangard/gurevich/ (дата обращения: 06.03.2020)
упомянутая книга О. О. Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были»10, посвященная исследованию творчества незаслуженно забытых «художников плеяды 1920-1930-х годов», в число которых входит и М. Л. Гуревич. Еще в 1969 г. в свет вышла книга Константина Лапина «Когда говорят пушки» — воспоминания о его службе вместе с Гуревичем в годы Великой Отечественной войны11.
О выпускнике ВХУТЕИНа, ученике Д. Штеренберга художнике Михаиле Гуре-виче мы знаем из отдельных статей о художественной жизни 1930-х и художественных объединениях, из каталогов редких выставок, путеводителей по собраниям, в которых есть работы Михаила Гуревича, хотя и таких не очень много12. Именно поэтому выставка «М. Г. /Скромный художник/» так важна. Она стала в своем роде еще одним шагом в процессе возрождения и признания творчества забытых художников. Имя Михаила Гуревича занимает важное место в истории отечественного искусства, но, к сожалению, не является общеизвестным. И даже в смоленской
10 Ройтенберг, 2004.
11 Лапин, 1969.
12 Жадова, 1970. С. 5-9.
галерее работы Гуревича часто уходят на второй план и затмеваются полотнами более известных мастеров.
В ходе подготовки к выставке, посвященной творчеству М. Л. Гуревича, кроме реставрационных работ велась обширная исследовательская деятельность, позволившая выявить некоторые неточности в биографии художника. Так, например, в заметке Л. Козиковой о М. Гуревиче приведена информация, что его отец работал в медицинском институте бухгалтером, а также отмечено, что некоторое время семья проживала в Тифлисе. Но здесь необходимо сделать уточнения: Смоленская государственная медицинская академия отсчитывает свою историю с 1920 г., а в это время отец Михаила Гуревича — Лев Гуревич — уже восемь лет как скончал-ся13. Научным сотрудником галереи Е. А. Сергеевой были изучены материалы государственного архива Смоленской области, в том числе автобиография Михаила Гуревича. Именно на основании документов Государственного архива Смоленской области удалось уточнить биографию художника: профессии родителей, год отъезда из Смоленска.
В постоянной экспозиции Художественной галереи находятся четыре работы Михаила Гуревича: уже упомянутая работа «Порт Игарка», «Натюрморт с кошкой», «Мужской портрет» и «Портрет девушки». Однако выставка позволила посетителям увидеть те работы художника, которые никогда ранее не покидали стен фондов музея и не экспонировались при жизни самого художника.
Стоит отметить, что идея выставки «М. Г. /Скромный художник/» родилась в ходе проведения образовательных лекций, проходивших в галерее в 2019 г. в честь 115-летнего юбилея Михаила Гуревича. На энтузиазме и личном интересе сотрудников галереи начались более тщательные исследования биографии художника и последующие реставрационные работы. В 2020 г. было принято решение об организации персональной выставки художника Гуревича, приуроченной к 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
В экспозиции выставки представлено 36 работ Михаила Гуревича. Все они были переданы Смоленскому музею-заповеднику (тогда Смоленскому областному краеведческому музею им. Н. К. Крупской) сестрой художника Евгенией Бочков-ской: 57 произведений в 1967 г. и еще 5 произведений в 1968 г. Кроме живописи, в экспозиции выставки представлена 21 графическая работа, показывающая успехи художника в офорте и литографии. И нужно отметить, как отличаются между собой живопись и графика Гуревича. Яркие, живые, можно сказать сочные, полотна «Игра в волейбол» и «Бокс» (рис. 2) находятся прямо в центре экспозиционного пространства, а между ними — утонченная графика с изображением Москвы, какой ее видел Михаил Гуревич («Городской пейзаж», «Собор Василия Блаженного»), или изящная «Модель». На выставке была представлена графическая работа «Кот», а в постоянной экспозиции галереи находится «Натюрморт с кошкой», где изображено, скорее всего, одно и то же животное.
Представленные на выставке произведения относятся в основном к 1930-м гг. Это было сложное для художников время, когда они экономили на всем, используя обратные стороны уже использованных холстов. Притом одни изображения на разных сторонах холста относительно друг друга расположены вверх ногами,
13 Сергеева, 2020.
Рис. 2. М. Гуревич «Бокс». Фото из личного архива автора
другие — боком. Так делал и Гуревич. Кроме того, работы поступили в музей в том же виде, в котором хранились у сестры художника. По счастливой случайности реставратор смоленского музея-заповедника оказалась свободна в то время, когда у сотрудников Смоленской художественной галереи появилась задумка выставки. Оформить работы непосредственно для экспозиции помог Российский еврейский конгресс. Некачественные материалы затрудняли процесс реставрации, который занял целый год. «Реставрация заняла у меня весь прошлый год. Работы ко мне попали в виде стопки холстов, которые хранились в большой картонной папке. И, казалось бы, реставрация серии должна быть облегчена тем, что все похоже: холсты, грунт, структура красочных слоев. Однако при общей проблематике: разрывы, грунтовые кракелюры, загрязнения — к каждой работе пришлось подходить индивидуально», — рассказывает реставратор Смоленского государственного музея-заповедника Ольга Пигасова14.
У некоторых работ имеется обратная сторона, которая вынесена на этикетки рядом с картиной. Для картины «Портрет девушки в красном» (рис. 3) удалось сделать двустороннюю раму. На обратной стороне холста находится «Портрет молодого мужчины в синем».
14 М. Г. /Скромный художник/ Бессмертный герой. Смоленская газета. URL: https://yandex.ru/ turbo?text=https%3A%2F%2Fsmolgazeta.ru%2Fculture%2F72577-mg-skromnyy-hudojnik-bessmertnyy-geroy.html (дата обращения: 21.02.2020).
Рис. 3. М. Гуревич «Портрет девушки в красном». Фото из личного архива автора
Основная часть творческого наследия художника Михаила Гуревича относится, как уже было отмечено, к 1930-м гг. Это тяжелое для страны время, когда окончательно была разорвана связь с историческим наследием прошлого, но еще не началось формирование того, что позже будет названо советским наследием. Это время подъема тяжелой промышленности, время ускорения темпов индустриализации страны, но и время жестких репрессий, когда достиг пика тоталитарный режим. И хотя в работах Гуревича нет отражения этой стороны жизни, это не значит, что он был оторван от советской действительности. Гуревич в своем творчестве намного ближе к реальности, чем соцреализм, который в то время начинает укреплять свои позиции в эстетическо-художественном сознании общества. Членство Гуревича в «Изобри-гаде» и участие в экспедициях на советский север продиктованы желанием лучше узнать страну, ее жителей, а также запечатлеть на холсте «дивный новый мир», который будет построен в СССР под руководством коммунистической партии.
Михаил Гуревич прежде всего, как патриот своей страны, искренне верил в ее светлое будущее, в правильность выбранного политического курса. В годы учебы во ВХУТЕМАСе Гуревич посещает диспуты В. Маяковского, как и многие представители молодежи того времени, стремится ко всему новому. Он живет полной жизнью «советского художника», «следуя заветам В. И. Ленина» (именно так он пишет в автобиографии), но вместе с тем осознает, что не всегда для достижения благих целей выбираются правильные пути15.
15 Сергеева, 2020.
Выставка была открыта в феврале 2020 г. и первоначально должна была продлиться до 19 апреля. К сожалению, весной этого года распространение новой ко-ронавирусной инфекции не позволило всем желающим ближе, а возможно впервые, познакомиться с творчеством Михаила Гуревича. Поэтому после снятия ряда ограничений в Смоленске и Смоленской области, связанных с посещением музеев, выставка «М. Г. / Скромный художник» возобновила свою работу.
Приуроченная к 75-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне, выставка смогла заинтересовать самую разную аудиторию, еще раз доказав, что сегодня можно привлечь внимание к истории Великой Отечественной войны без демонстрации оружия. Необходимо персонализировать ту войну, показать, что за цифрами погибших и братскими могилами стоят реальные люди со своими мечтами, планами и талантами.
Выставка в Художественной галерее позволила привлечь внимание к творчеству художника, отдать дань памяти подвигу Михаила Гуревича как героя Великой Отечественной войны, а также отразить многогранный характер творчества этого талантливого художника. Это отражается и в стилистических различиях между графикой и живописью, и в импрессионистской манере передачи мимолетности момента. Графика Гуревича обладает невероятной динамичностью, способной увлечь за собой в Москву 30-х гг., а люди на живописных полотнах обладают своим индивидуальным характером.
Литература
Воробьев М. В. 1982. Смоляне — Герои Советского Союза. М.: Московский рабочий. Жадова Л. 1970. ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН. Страницы истории. 11 (156): 5-9.
Лапин К. К. 1969. Когда говорят пушки: (о Герое Советского союза М. Гуревиче). М.: Московский рабочий.
Ройтенберг О. О. 2004. Неужели кто-то вспомнил, что мы были...: из истории художественной жизни, 1925-1935 (книга-альбом: монография). М.: Галарт. Сергеева Е. А. 2020. Систематизация коллекции живописи и графики М. Л. Гуревича в собрании Смоленского музея-заповедника. Уточнение биографических данных художника. Рукопись из личного архива автора.
Сарабьянов А. Д. 2013. Т. 1. Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура. М.: RA, Global Expert & Service Team. Шкадов И. Н. (ред.). 1987. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т. 1: Абаев — Любичев. М.: Воениздат.
Статья поступила в редакцию 1 июля 2020 г.; рекомендована к печати 28 сентября 2020 г.
Контактная информация:
Пушенкова София Алексеевна — студент; [email protected] Хакимулина Ольга Николаевна — канд. ист. наук, доц.; [email protected]
A modest artist's place in history:
The legacy of Mikhail Gurevich in the Smolensk gallery
S. A. Pushenkova, O. N. Khakimulina Smolensk State Institute of Arts,
8, ul. Rumyantseva, Smolensk, 214000, Russian Federation
For citation: Pushenkova S. A., Khakimulina O. N. 2020. A modest artist's place in history: The legacy of Mikhail Gurevich in the Smolensk gallery. The Issues of Museology, 11 (2), 239-247. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.208 (In Russian)
The article is a study conducted in the framework of the scientific interests of the author: the study of the history and theory of the Russian avant-garde in the Smolensk region. The purpose of this study is to draw attention to the problem of the low level of knowledge of the avant-garde heritage in the Smolensk region through the analysis of current events in the museum and exhibition environment. The article discusses the exhibition "MG /Humble Artist/", held in the Art Gallery of Smolensk in February-March 2020. M. G. are the initials of the artist Mikhail Gurevich who was born in Smolensk. Gurevich was a student of the famous David Shterenberg, one of his best graduates and a representative of the creative galaxy of artists — graduates of the Higher Art and Technical Institute. In addition to the analysis of the features of Gurevich's work, the role of the artist's work in the cultural process of the USSR in the 1930s is evaluated. The author also provides clarifications concerning the artist's biography. The heritage of the Russian avant-garde is an important component of the cultural heritage of Russia and has great potential in the tourism sector. The work of the avant-garde era in the regions is often not given due attention, but fortunately, this trend has changed in the last few years. Research of this type will make it possible in the future to expand the knowledge base on the history of Russian art, as well as expand the scope of scientific research in museums by creating new exhibits. Therefore, support for research on the work of regional artists of the avant-garde era, and coverage of events and activities that are the results of these studies, is very important. Keywords: museums, exhibition, exhibition business, Smolensk, Smolensk artists, Mikhail Lvovich Gurevich, Russian avant-garde, provincial museums, artistic heritage.
References
Lapin K. K. 1969. When guns speak: (about the Hero of the Soviet Union M. Gurevich). Moscow: Moskovskii
rabochii Publ. (In Russian) Roitenberg O. O. 2004. Did someone remember that we were...: from the history of artistic life, 19251935 (book-album: monograph). Moscow: Galart Publ. (In Russian) Sarabyanov A. D. 2013. Encyclopedia of the Russian avant-garde. Painting. Architecture. Vol. 1. Moscow: RA,
Global Expert & Service Team Publ. (In Russian) Sergeeva E. A. 2020. Systematization of the collection of paintings and drawings by M. L. Gurevich in the collection of the Smolensk Museum-reserve. Clarification of the artist's biographical data. Rukopis' iz lichnogo arkhiva avtora. (In Russian) Shkadov I. N. (ed.) 1987. Heroes of the Soviet Union: a Brief biographical dictionary. Vol. 1: Abaev — Lyu-
bichev. Moscow: Voenizdat Publ. (In Russian) Vorobyov M. V. 1982. Smolyans — Heroes Of The Soviet Union. Moscow: Moskovskii rabochii Publ. (In Russian)
Zhadova L. 1970. VKHUTEMAS — VKHUTEIN. Stranitsy Istorii 11 (156): 36. (In Russian)
Received: July 1, 2020 Accepted: September 28, 2020
Authors' information:
Sofiya A. Pushenkova — Student; [email protected]
Olga N. Khakimulina — PhD in History, Associate Professor; [email protected]