42
1918
УДК 351.852.13
Государственная политика в области музейного строительства и ее реализация на примере художественных отделов музеев ТАССР в 1920-е гг.
Н. В. Герасимова,
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация
State policy in the sphere of museum construction and its implementation: the case of art departments of the TASSR museums in the 1920s.
N. V. Gerasimova.
Аннотация
В статье раскрываются основные положения прогрессивной политики молодого советского государства, направленной на сохранение культурных ценностей и формирование музейных художественных коллекций. Раскрыт слабо изученный вопрос об особенностях реализации данной политики в провинции, на примере Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, где в 1920-е гг. была создана целая сеть музеев, практически в каждом из которых имелся художественный отдел. Выявляются основные источники комплектования художественных фондов - произведения из национализированных частных коллекций, Государственного музейного фонда и фондов столичных музеев, а также произведения, закупленные напрямую у художников, что стало возможным благодаря созданию при Татарском народном комиссариате просвещения Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы, отвечающего за охрану памятников на всей территории Татарской республики и способствующего развитию музейного дела. Отдел, активно занимавшийся формированием губернского музейного фонда, сыграл важнейшую роль в складывании художественных коллекций музеев Татарстана, определив на долгие десятилетия вперед основные направления развития собирательской деятельности музеев республики и выявив как одни из важнейших - искусство Татарстана, а также современное отечественное искусство. В статье, на основе источников, впервые вводимых в научный оборот, рассмотрены основные направления этой деятельности, дан анализ сложившихся в результате художественных коллекций. Подчеркивается значительный вклад Казанского губернского отдела по делам музеев в формирование коллекций музеев не только Татарской, но и других республик Поволжья (Чувашской и Марийской).
Abstract
The article provides insight into basic provisions of the progressive policy of the young Soviet State aimed at preservation of cultural values and
G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation
2018
43
formation of museum art collections. The insufficiently studied issue of peculiarities of the policy's implementation outside oflarge cities is revealed using the example ofthe Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic (TASSR) where in the 1920s a network of museums was created, almost all of them having their art departments. The main sources of art fonds' acquisitions are identified, they consisted of works from nationalized private collections, the State Museum Fund and collections of capital museums, as well as works purchased directly from artists, which became possible due to the establishment of Department for Museum Affairs and Protection of Monuments of Art, Antiquities and Nature under the People's Commissariat of Education of the Tatar ASSR being in charge for protection of monuments on the whole territory of the Tatar Republic and contributing to the development of museology. Based on the sources introduced into scientific discourse for the first time, the main directions of this activity are considered, and the formed art collections are analyzed. The significant contribution of the Kazan Provincial Department for Museum Affairs to the formation of museums collections of the Tatar ASSR, as well as other republics of the Volga region, is emphasized (the Chuvash and Mari Republics).
Ключевые слова
Музейное строительство, художественные коллекции, государственная политика, национализация, государственные закупки произведений искусства, Государственный музейный фонд, Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы, 1920-е гг., Народный комиссариат просвещения ТАССР.
Keywords
Museum construction, art collections, state policy, nationalization, state procurement of works of art, the State Museum Fund, Department for Museum Affairs and Protection of Monuments of Art, Antiquities and Nature, the 1920s, the People's Commissariat of Education of the Tatar ASSR.
Благодарность
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта № 17-14-16022.
Acknowledgement
The author gratefully acknowledges the financial support of the Russian Foundation of Fundamental Research and the Government of the Republic of Tatarstan (project no. 17-14-16022).
Произошедшие в последние десятилетия XX в. в нашей стране политические и социально-экономические перемены привели к крушению идеалов советского периода и спаду общественного интереса к судьбам произведений культуры и искусства, обострились проблемы сохранения культурного наследия. Подобные проблемы стояли перед Россией после революции 1917 г. Определенное сходство процессов, происходивших в тот период и в постсоветское время, делает актуальным исследование, результаты которого станут полезны для выработки эффективной политики в области музейного дела и сохранения памятников художественной культуры.
После революции 1917 г. начался новый период в истории музейного строительства России, характеризующийся усилением влияния государства на развитие музейного дела. В данный период именно государство разрабатывает задачи и правовые установки музейного строительства, а также осуществляет непосредственное руководство деятельностью музеев, в том числе и формирование их коллекций, так как развитие культуры, в целом, и музейного дела, в частности, понималось как важная составная часть основной задачи - построения
44
1918
нового социалистического общества. Данная политика не имела аналогов в мировой практике того времени и, в определенном смысле, продолжала передовые дореволюционные концепции развития художественных музеев, разрабатывавшиеся И. В. Цветаевым, И. Э. Грабарем и др.1 Итогом этой политики должно было стать создание музеев нового типа, раскрывающих историю развития искусства, прежде всего, отечественного, и координируемых из единого центра.
Так как после революции значительная часть культурных ценностей была оставлена владельцами, фактически, на произвол судьбы, возникла угроза их утраты. Спасению художественных сокровищ способствовала политика национализации. Но вслед за ее реализацией встала задача - на государственном уровне создать учреждения, которые смогут обеспечить охрану и освоение ценностей. Решить эту задачу были призваны художественно-исторические комиссии2, затем Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины3, а позже - Отдел по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины Наркомпроса4 (с 1921 г. - Главное управление по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Главмузей), а с 1922 г. - Главное управление научными, музейными и научно-художественными учреждениями (Главнаука)), в ведении которых сосредоточились все музеи и учреждения страны, занимавшиеся охраной и изучением памятников культуры5. Под их руководством уже в 1918 г., на основе коллекций дореволюционных музеев, национализированных предметов, вывозимых из дворцов, усадеб, квартир, церквей, монастырей и других учреждений, с целью хранения, инвентаризации и перераспределения предметов музейного значения между музеями страны начал формироваться Государственный музейный фонд (ГМФ).
Следующим направлением работы стало массовое открытие новых государственных музеев, в составе которых создавались, в том числе, и художественные отделы. Реализация данных планов происходила на основе следующих законодательных актов, принятых в 1918 г. и обеспечивающих охрану памятников: « О запрещении вывоза и продажи за границу предметов художественного и исторического значения» и «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ или учреждений», принятых по инициативе Наркомпроса. Данные постановления положили начало созданию государственного реестра как отдельных памятников искусства и старины, так и целых коллекций, которые нельзя было продать или вывезти из России без разрешения Народного комиссариата просвещения.
Не осталась в стороне от данных процессов и Казанская губерния, где при Татарском народном комиссариате просвещения (ТНКП) 12 августа 1919 г. в соответствии с «Положением о губернских подотделах по делам музеев и охране памятников искусства и старины» был создан Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы6 (в 1920 г. переименован в Казанский музейный отдел7, а с 1 сентября 1923 г. - в музейную комиссию8). Отдел формировался из специалистов в различных областях гуманитарных наук и состоял из заведующего - профессора, известного этнографа Б. Ф. Адлера и четверых членов -профессоров К. В. Харламповича (археолог) и А. М. Миронова (искусствовед), художника В. П. Соколова, и специалиста по архитектуре П. М. Дульского9. Среди сотрудников Отдела числился и немало способствовавший его организации И. Э. Грабарь, приезжавший в Казань в 1919 г. После отъезда Б. Ф. Адлера за границу в феврале 1922 г. его место занял архитектор В. В. Егерев, появились ученый
2018
45
секретарь - искусствовед П. Е. Корнилов и хранитель имущественного фонда В. Г. Геркен. Кроме них в отдел вошли этнограф Н. И. Воробьев, археолог профессор В. Ф. Смолин и историк К. С. Губайдуллин. Однако, «ввиду неполучения вознаграждения»10 их работа была непродолжительной, и к 1926 г. основными сотрудниками остались лишь В. В. Егерев и П. Е. Корнилов. Отдел непосредственно подчинялся Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины, а в административном плане - Губернскому отделу народного образования, и действовал в рамках уже упомянутого «Положения о губернских подотделах...» и «Инструкции сотрудникам подотдела провинциальной охраны Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины»11. Данные инструкции четко очерчивали круг деятельности подотдела, и следует отметить, что Казанский подотдел довольно точно их выполнял.
Исследователи уделяли внимание истории и специфике формирования коллекций музеев Татарстана в указанный период. Из трудов П. М. Дульского12, П. Е. Корнилова13, К. Р. Синицыной14, Г. А. Могильниковой15, О. Г. Вербиной16, А. А. Калиной и В. В. Немтиновой17, О. Л. Улемновой18 можно почерпнуть сведения о формировании различных частей коллекции Центрального музея ТАССР (ЦМТР). Некоторые вопросы формирования коллекций кантон-ных музеев Татарской республики рассмотрены в статьях П. Е. Корнилова19 и Н. В. Герасимовой20.
В данной статье мы рассмотрим процесс реализации политики государства по складыванию музейной сети в ТАССР на примере формирования художественных отделов музеев республики.
Согласно «Положению о губернских подотделах по делам музеев и охране памятников искусства и старины» Казанский подотдел ведал охраной как отдельных предметов искусства и старины, так и целых коллекций, находящихся, преимущественно, в усадьбах на всей территории Казанской губернии (с 1920 г. - ТАССР). Также он должен был способствовать развитию музейного дела. Как отмечает И. Э. Грабарь, Коллегия по делам музеев считала, что «русская и художественная и научная культура никогда не окрепнет, и народные массы будут от нее оторваны, если государственная власть не обратит самого пристального внимания на музейную потребность в провинции. Провинция нуждается во всякого рода помощи: в поддержке провинциальных музеев и других художественных и археологических хранилищ и в создании новых музейных органов, способных использовать все то, что гибнет от недостатка надзора или от пренебрежения»21. С целью реализации данных требований Коллегии уже в 1919 - начале 1920 г. в губернии создается целая сеть музеев, в которых выделялись художественные отделы. Подобные музеи были созданы в Козьмодемьянске, Чебоксарах, Елабуге, Тетюшах. С основанием Татарской республики музеи, находившиеся в западной части губернии, были изъяты из ведения Казанского музейного подотдела, так как перешли под юрисдикцию вновь созданных национальных республик - Чувашской и Марийской. Вследствие этого перед подотделом встала задача по созданию сети новых музеев в кантональных городах республики - Свияжске, Бугульме и др. Подотдел осуществлял методическое руководство новыми музеями, так как в некоторых из них царил «полный хаос в смысле инвентаризации и экспонировки, как результат отсутствия подготовленных сотрудников»22. В самой Казани также открывались новые (Музей культуры народов Востока, музей Кредит-Артельсоюза) и реорганизовывались существующие музеи с художественными коллекциями (Казанский губернский
1918
Акт передачи произведений из Государственного музейного фонда Казанскому и Чистополь скому музеям. ГА РТ, ф. 2021, оп. 1, д. 14, л. 1-2.
A deed of conveyance of works from the State Museum Fund to Kazan and Chistopol museums. State Archive of the Republic of Tatarstan, fond 2021, series 1, file 14, p.1-2.
46
2018
47
музей, Музей Казанской художественной школы). В эти музеи поступали произведения из национализированных частных коллекций, фондов столичных музеев и Государственного музейного фонда. В 1920-е гг. из ГМФ в Центральный музей ТАССР произведения поступали шесть раз: 5 - из Москвы и 1 - из Ленинграда. Всего было передано более 180 художественных произведений, отражающих все этапы развития искусства с древности, до новейших течений начала XX в. До 1927 г. особое внимание уделялось художественным объединениям рубежа и начала ХХ в. -«Миру искусства», «Союзу русских художников», «Голубой розе», «Бубновому валету» (произведения М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, А. В. Грищенко, А. А. Осмеркина, О. В. Розановой, С. Т. Коненкова, А. М. Гюрджана и др.23 О. Л. Улемнова, подчеркивает, что именно эти произведения послужили пропаганде авангардных течений искусства в Казани и имели «далеко идущие цели создания в Казани Музея художественной культуры»24, что было связано с превалированием в отделе ИЗО Наркомпроса РСФСР художников-авангардистов, реализующих идею создания музеев живописной культуры, призванных убедительно показать закономерность появления авангардного искусства25. В конце 1920-х гг. концепция изменилась - в связи с борьбой с «левыми течениями» в искусстве основным направлением пополнения коллекций стало творчество художников-реалистов. Как подчеркивает П. М. Дульский, на тот момент «особенно заметным недочетом в Казанском музее являлся период передвижничества, и потому музею... были предоставлены. образцы живописи этой эпохи»26 - полотна И. А. Айвазовского, А. П. Боголюбова, Ф. А. Васильева, В. Г. Перова, В. Д. Поленова, В. Е. Маковского. Переданные произведения поступали, прежде всего, в Центральный музей Татарской республики, что позволило решить задачу по формированию в музее коллекции, отражающей историю развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства, прежде всего отечественного27.
В кантонные же музеи передавались, прежде всего, произведения из созданного в 1919 г. в Казани губернского музейного фонда. Требование его создания являлось одним из важнейших для губернских подотделов. Заведующими фонда являлись поочередно А. М. Миронов и П. Е. Корнилов. Важно, что А. М. Миронов уже в то время рассматривал создание фонда, как единственную возможность спасения художественных ценностей от гибели при разграблении помещичьих усадеб, «буржуазных» домов и квартир28. Он считал, что «разграблять и уничтожать это, значило уничтожать самое дорогое общенародное достояние, которое... должно было сделаться, наконец, мощным и прекрасным орудием новой народной культуры»29. По его свидетельству, в Казани «была произведена трудная работа по спасению культурных ценностей из квартир многих жителей, ушедших из города после отступления чехословаков, причем по соглашению с местными властями сначала Правлением университета, через профессора А. М. Миронова, а с учреждением Губернского подотдела при помощи членов этой коллегии, удалось спасти весьма большое количество художественных произведений искусства и старины, которые привозились из брошенных бежавшими и потому реквизированных квартир сначала в университет и склады, а впоследствии - в Губернский музей, где и хранился образовавшийся таким образом из этих предметов богатый музейный фонд по Казанской губернии»30. Правда, следует отметить, что складывающиеся из запасов фонда коллекции кантонных музеев нередко носили смешанный и случайный характер. Так, директор Елабужского музея местного края охарактеризовал подведомственное ему учреждение как являющееся
1918
Список картин и скульп -тур, отобранных из Государственного художе -ственного фонда Отдела Изобразительных искусств Наркомпроса для пополне -ния музея в г. Казани. ГА РТ, ф. 2021, on. 1,
д. 14, л. 8. A list of paintings and sculptures taken from the State Art Fund of Department of Fine Arts of the People s Commissariat of Education for development of the collection of a Kazan museum. State Archive of the Republic of Tatarstan, fond 2021, series l.file 14, p.8.
CHtCUrt
¿артая я штшщш атовралк» и Гоогд.роткпяаго Аудояаегяаяянго Моермятажних яшуаап яаркетрооа для попона au Муа.Л 1 г. iuui ■
* на лор. С по «од. Аятор Ниш. яро». йиир.
0Х I, tum. Та™ Geitau 46*66
Vю6- Ларионо» Портрат 94*11£
'Ч'Х Э. j £66. Рокапояяя С.В. ■ • U 3/4*14 3/4
©X *■ чу 84«. Гончаром И.О. Iipai. 116*135
" 5. \/ 45. Гржгцанко A.B. Портрет IT 1/2*24
-ftj----- ÖT9. Задоакя* ---- • ■---64*30,
г Т. / 667. О с марка я АЛ. Натор-порт 17*21
в. \/ Лялтулок A.B. ПаЗаи
■i 9. 877. Васнян A.A. Ilia?, кмшоа. 70*107
10, «ЛШИ«л С.В. Порту« Давид. 66x101
-»Г-—-- - ¿8,- - S»«.»!--П.»м -
~ 673-innn -——..Hy»— I. ll*ia-i/a-
' 13. J аза. Гончарова н,С,' Uaflaa* йбхвЗ.
,J 14 • ,'289, Роаакояа О.В. ¡¡атвр-яор» I8iII, .
j^.15. VIU- i-S. * " ' 21*21 1/2 Wi—- tosr~~Tjtann м.в-- ——■—--Mile
■4*-.-—--äbi-ErtjiuMi 1JU-И*«щж=-13* 17
Ы 18. ^226. Погожа l.C. " Супремаглям 13*16 i'J I* ■ ■
19. \ L4f." ля-дантта Порарат II 3/4iIS 1/2
■1-Х 20. »22. враякаттл B.e. Папай 70x67
iLji, Ä. ч'ЗОО. Foaaiona O.B, Саатолжоь 11*15
22. N/¿68. ..... ЦаМяаж 10*13-. j .it .
у». sjna. I ми Ol A.I. Иатюр-иорт 4px80
' Ml-Tfl fc-llia 1 I--r/»-l/fa8
Ä7T---500. Вжяимчмд- _n,i.Li . i--И 1/arf 1/4
26. — 885. Отаяйарр Г. Ijouhui 29x16
27. _ ¿раядяааокал Скульптура
■JA*.-—--- ТЩШикал ■ =---*----
J 29. I'Mitct ' -/¿to
«музеем хороших редких вещей», художественное собрание которого включало в себя «56 картин, несколько альбомов русской живописи Третьяковской галереи, 80 вещей фарфора и хрусталя, бронзовые статуэтки»31. Отсутствие списков экспонатов делает невозможным идентификацию коллекции. Лишь исходя из отчета инспекции музея в апреле 1923 г. известно о наличии в музее произведений И. И. Шишкина32. Еще более печальную картину к концу 1930-х гг. представляло собрание Чистопольского музея, единственного из кантонных, получившего в 1920 г. из Государственного музейного фонда художественную коллекцию произведений художников конца XIX - начала XX в. По оценке музейной комиссии, к 1939 г. музей находился «в полуразрушенном состоянии... на окнах и дверях не было запоров. На складах, вещи, лежащие здесь открыто, заносились снегом и пачкались вьющими здесь гнезда птицами. Картины... были промыты керосином и помутнели»33. В последующем это положение привело к закрытию большинства кантонных музеев республики и передаче их коллекций в Центральный музей ТАССР.
Возвращаясь к губернскому музейному фонду, следует отметить, что из его запасов, не только пополнялись местные музеи, но и организовывались выставки,
2018
49
что способствовало решению еще одной, стоящей перед подотделом задачи -содействию научного использования художественно-исторических памятников и предметов искусства, и широкому распространению художественно-исторических сведений в народе. Так, для проводившейся в мае 1920 г. «Первой государственной выставки искусства и науки в Казани» из фонда было выделено 23 живописных работы и 13 произведений декоративно-прикладного искусства.
Следующая задача заключалась в регистрации и постановке на учет художественных ценностей. Для ее реализации в штат подотдела были приняты разъездные инспекторы П. А. Радимов, М. И. Лопаткин, В. В. Перцов, которые обследовали закрепленные за ними районы республики. В Государственном архиве Республики Татарстан сохранился отчет В. В. Перцова, от 5 сентября 1919 г. об обследовании Спасского, Свияжского, Лаишевского, Тетюшского и Казанского уездов губернии с фиксацией расположения дворянских имений и коллекций, находившихся в них34, а также мандат, выданный 7 октября 1920 г. Казанским музейным отделом инструктору М. И. Лопаткину для посещения Казанского инженерного техникума с целью «испросить у заведующего разрешения взять для Центрального губернского музея Татреспублики портреты бывших начальниц Родионовского института, а также и других лиц, имеющих исторический или художественный интерес»35. К тому же направлению деятельности относятся заметки в отчете отдела за 19241926 гг. об осмотре собрания Е. Л. Булыгиной и поиске галереи Буксгевден36.
Сотрудники также следили за тем, чтобы произведения искусства не вывозились за пределы республики с целью продажи. Этот факт доказывается требованием П. Е. Корнилова, отправленным в музей Селькредитпромсоюза в марте 1927 г., об отчете по поводу слухов о продаже и вывозе за пределы республики музейных экспонатов37. Той же цели служила докладная записка начальника 4 отделения милиции г. Казани, направленная в подотдел в марте 1928 г., о пресеченных попытках реализации членами жилтоварищества одного из домов по ул. Воскресенской собрания скульптуры, обнаруженного на чердаке дома38.
Но в то же время, 13 марта 1922 г. в Казани создается специальная научно-художественная комиссия по учету вещей, имеющих художественную ценность, на предмет их изъятия39. В задачи комиссии входило изъятие ценностей из различных учреждений с целью дальнейшей продажи, для организации помощи голодающим. Для этого были осмотрены и назначены к изъятию предметы из собраний Центрального музея ТАССР, музеев древности и искусств Казанского университета, Восточной академии, Архитектурно-художественных мастерских, Кредит-Артель союза. Экспертом комиссии был назначен член музейного подотдела, профессор А. М. Миронов, который со своей стороны пытался препятствовать распродаже, в том числе направляя в Москву прошения от Казанского отдела о недопустимости изъятия ряда предметов40.
Также члены отдела принимали участие в комиссиях по приему храмового и церковного имущества, имеющего художественную ценность. Так, уже в 1919 г. сотрудники подотдела присутствовали при вскрытии Губ ЧК ризницы Благовещенского собора41, а в 1924 г. 85 предметов, среди которых Евангелие XV в. и плащаница XVI в. из ризницы собора были переданы в Центральный музей ТАССР42. В 1928 г. состоялась передача целого ряда серебряных изделий (подсвечники, крышки с Евангелия, кресты, дарохранительницы и др.) из Кафедрального собора, Варваринской и других церквей Казани43. В 1929 г. члены подотдела
50
1918
изымают культовые предметы, церковную утварь и царские портреты из бывшей университетской церкви44.
Следующая задача заключалась в издании периодического печатного органа. Ее решением активно занимались все члены отдела. С 1919 по 1924 г. под руководством П. М. Дульского в Казани издавался «Казанский музейный вестник» -первый, созданный в послереволюционной России специализированный журнал, посвященный музейному делу, в котором публиковались теоретические и практические статьи по музейному строительству, характеристике коллекций и отдельных экспонатов, охране памятников не только казанских, но и российских авторов45. Каждый номер также содержал хронику музейной жизни (в Казани, республике, России) и тематическую подборку законодательных актов, что позволяет представить картину складывания, в том числе и художественных коллекций музеев республики. Подотдел стремился к организации подобных изданий не только в Казани, но и в кантонных городах. Так, в 1927 г. П. Е. Корнилов писал научные статьи и «проводил всю работу по художественному и техническому оформлению и брал на себя труд по изданию журнала»46 «Записки Тетюшского музея»47.
Также в рамках «Положения» сотрудники подотдела должны были организовывать губернские съезды специалистов по искусству и изучению старины и участвовать во Всероссийских съездах деятелей по искусству и музейному делу, устраиваемых Всероссийской коллегией. Эта задача была решена проведением в сентябре 1926 г. в Казани Средневолжской областной музейной конференции48, в которой приняли участие 40 представителей музеев и научных центров Казани, Чистополя, Буинска, Лаишева, Спасска, Елабуги, Свияжска, Ульяновска, Сызрани, Ижевска, Самары, Глазова, Пензы, Москвы и Ленинграда. От Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Главнауки Наркомпроса РСФСР на конференции выступил известный музейный деятель и искусствовед А. М. Эфрос. Всего состоялось восемь заседаний, на которых была проанализирована практическая деятельность региональных музейных учреждений. От ТАССР выступил Н. И. Воробьев, отметивший стихийный рост музеев в кантонных городах республики после революции, а также директора и сотрудники кантонных музеев - А. К. Булич (Чистополь), Т. Архарова (Свияжск), Сергиев (Елабуга), П. Е. Корнилов (Тетюши), отметившие наличие художественных коллекций в указанных музеях. Однако все эти доклады выявили тяжелое положение музеев в республике, связанное, в первую очередь, с отсутствием финансирования на заработную плату сотрудников, отопление помещений и даже закупку новых экспонатов. В целом же, по оценке Р. Р. Хайрутдинова, проведение конференции «способствовало привлечению внимания власти к вопросам музейной политики, дало импульс развитию музейному и охранному делу в регионе... Правительство республики оказало финансовую помощь по укреплению материальной базы музеев»49, что соответствовало принятому еще в 1923 г. постановлению «О специальных средствах на содержание культурных ценностей РСФСР», направленному на улучшение бедственного материального положения музеев.
Подводя итоги, следует отметить в целом прогрессивный характер проводимой государством в 1920-е гг. политики в области музейного строительства, ориентированной на концепции российских музейных деятелей, искусствоведов и художников, особенно, авангардистов. Сформировалось представление о музеях как единой системе, служащей цели сохранения культурного наследия. На законодательном уровне предпринимались и довольно успешно реализовывались
2018
51
меры по охране художественных ценностей, их регистрации и распределению по музеям. В результате реализации данной политики в Центральном музее Татарской республики была собрана богатая коллекция художественных произведений, отражающих историю развития отечественного искусства. На десятилетия вперед определились основные направления собирательской деятельности музеев, причем одним из важнейших признавалось формирование коллекций местного изобразительного искусства, а также современного отечественного искусства, ранее практически не представленные в коллекциях местных музеев. Основным проводником государственной политики в ТАССР являлся Казанский подотдел по делам музеев, способствовавший пополнению художественных коллекций действующих и новых музеев. Так как после образования ТАССР часть основанных музеев перешла в ведение Чувашской и Марийской автономных республик, можно с уверенностью говорить о значительном вкладе Казанского подотдела по делам музеев в формирование художественных коллекций музеев не только Татарской, но и других республик Поволжья.
В то же время в условиях послереволюционной и военной разрухи неизбежны были просчеты. Так, коллекции, сформированные в кантонных музеях, носили смешанный характер, что являлось итогом зачастую случайного распределения фондов в первые годы советской власти. К тому же спасенные, нередко ценой невероятных усилий, ценности распродавались, разоряя музейные собрания. Вновь созданные в начале 1920-х гг. при поддержке государства художественные отделы местных музеев оказались в сложном положении - ввиду недостатка финансирования к концу 1920-х гг. они практически не пополнялись. Из-за отсутствия компетентных кадров в кантонных музеях собрания зачастую не изучались и даже должным образом не инвентаризировались, что способствовало в 1930-е гг. закрытию многих музеев и передаче их экспонатов в Центральный музей Татарской республики.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Так, И. Э. Грабарь, проводя реформу в Третьяковской галерее, призывал превратить «собрание частновладельческого характера в организованный музей европейского типа» (см.: Грабарь И. Э. Задачи коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины М.-Л.: Искусство, 1937. Электронный ресурс. Режим доступа: http://art-con.ru/ node/5761 (дата обращения: 20.05.2018)).
2. Созданы летом-осенью 1917 г. в Петрограде и Москве.
3. Создана в ноябре 1917 г. Занималась национализацией предметов музейного значения, а затем, согласно постановлению Народного комиссариата просвещения № 371 «Об объединении деятельности художественных и культурно-исторических музеев», разрабатывала общий план музейного строительства в соответствии с деятельностью Народного комиссариата просвещения, руководила всей деятельностью культурно-исторических музеев в Москве и Петрограде непосредственно, а на местах через свои Губернские подотделы, и издавала постановления по всем вопросам музейного дела (см.: Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР № 37 от 31 июля 1919 г. - М., 1943. Электронный ресурс. Режим доступа: istmat. info/node/38309 (дата обращения: 20.05.2018)).
4. Создан в мае 1918 г.
5. Фирсова О. А., Шестопалова Л. В. Государственная система реставрации и охраны памятников. Электронный ресурс. Режим доступа: http://art-con.ru/node/5684 (дата обращения: 13.06.2018).
52
1918
6. Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета (ОРК НБЛ КФУ), д. 2540, л. 216.
7. ГА РТ, ф. Р-271, оп. 1, д. 163, л. 365.
8. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства Автономной Татарской республики. - Казань: Издание ЦИК и СНК АТССР, № 47. - 1923 - С. 3.
9. ОРК НБЛ КФУ д. 2540, л. 217.
10. ГА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 958, л. 7.
11. ОРК НБЛ КФУ, д. 2540, л. 76-78.
12. Дульский П. М. Новые приобретения художественного отдела Казанского губернского музея // Казанский музейный вестник. - 1920. - № 1-2. - С. 35-46.
13. Корнилов П. Е. Кабинет гравюр Казанского музея // Казанский музейный вестник. -1922. - № 2. - С. 145-171.
14. Синицына К. Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. -Казань, 2002. - 280 с.
15. Могильникова Г. А. История формирования коллекции русской живописи Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан // Русское искусство XVII - начала XX веков. Живопись: Каталог Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. - Казань, 2005. - С. 9-15.
16. Вербина О. Г. К истории формирования коллекции графики Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в 1920-е годы // Первые Казанские искусствоведческие чтения. Материалы научно-практической конференции 10-12 сентября 2009 года. - Казань, - 2011. - С. 10-18.
17. Калина А. А., Немтинова В. В. Древнерусское искусство в коллекции ГМИИ РТ // Древнерусское искусство: Художественные сокровища Татарстана: Собрание Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. - Казань, 2013. -С. 6-11.
18. Улемнова О. Л. АРХУМАС - мастерская художественного авангарда Казани // АР-ХУМАС. Казанский авангард 20-х. Каталог выставки. - М., 2005. - С. 7-18; Она же. Казанский авангард // Казанский авангард. 1910-1930-е годы: Художественные сокровища Татарстана: Собрание Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. - Казань, 2013. - С. 6-19.
19. Корнилов П. Е. Художественное собрание Тетюшского музея (краткий обзор) // Записки Тетюшского музея: Музей местного края при Педтехникуме. - 1927. - № 1. - С. 19-20.
20. Герасимова Н. В. Художественные коллекции музеев Татарстана в 1920-е годы: цели, особенности процессов формирования и достигнутые результаты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12 (86): в 5-ти ч. Ч. 4. - С. 52-56.
21. Грабарь И. Э. Задачи коллегии. Электронный ресурс. Режим доступа: http://art-con. ru/node/5761 (дата обращения: 20.05.2018).
22. ГА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 958, л. 14.
23. Там же, ф. 2021, оп. 1, д. 14, л. 8-9.
24. Улемнова О.Л. АРХУМАС. - С. 12.
25. Сарабьянов А. Д. МЖК (Музей живописной культуры) // Энциклопедия русского авангарда. - М., 2013 - Т. III. - Кн. 1. - С. 355-358.
26. Дульский П. М. Вступительная статья // Выставка картин, выделенных государственным музейным фондом Москвы Центральному музею ТАССР: каталог. - Казань, 1927. -С. 3-12.
2018
53
27. Более подробно характеристика художественных коллекций музеев Татарстана в указанный период представлена в статье автора «Художественные коллекции музеев Татарстана в 1920-е годы...».
28. Миронов А. М. Музейный фонд, как источник для выставок // Первая государственная выставка искусств и науки в Казани. - Каталог. - Казань, 1920. - С. 59.
29. Там же. - С. 59-60.
30. Там же. - С. 61.
31. ГА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 719, л. 11.
32. Там же, д. 491, л. 120.
33. Там же, д. 2561, л. 30.
34. Там же, ф. Р-271, оп. 1, д. 48, л. 84-85 об.
35. Там же, д. 163, л. 365.
36. Там же, ф. Р-3682, оп. 1, д. 958, л. 16.
37. Там же, д. 1185, л. 28.
38. Там же, д. 1374, л. 45.
39. Ключевская Е. П. Из истории искусствоведения в Татарстане // Татарстан. - 1996. № 10 - С. 90.
40. ГА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 313, л. 93.
41. Степанов А. Ф. Художественные сокровища ризницы казанского Благовещенского собора: обретенные и утраченные. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. sedmitza.ru/lib/text/4510989/ (дата обращения: 20.05.2018).
42. ГА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 710, л. 84 об.
43. Там же, д. 1540, л. 3 об.
44. Там же, д. 1185, л. 68.
45. Синицина К. Р. «Казанский музейный вестник» 1920-1924. - Казань, 1963.
46. Архив семьи П. Е. Корнилова (Санкт-Петербург). Справка, выданная Корнилову П. Е. Тетюшским музеем местного края при Педтехникуме 17.05.1929 № 457.
47. В 1927 г. было издано четыре выпуска журнала.
48. Хайрутдинов Р. Р. Первая Средневолжская областная музейная конференция: проблемы сохранения памятников культурного наследия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2007. - № 16 (2) - С. 174-177.
49. Там же. - С. 176-177.
Список литературы:
Герасимова Н. В. Художественные коллекции музеев Татарстана в 1920-е годы: цели, особенности процессов формирования и достигнутые результаты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12 (86): в 5-ти ч. Ч. 4. - C. 52-56.
Синицына К. Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. -Казань: Kazan-Казань, 2002. - 280 с.
Хайрутдинов Р. Р. Первая Средневолжская областная музейная конференция: проблемы сохранения памятников культурного наследия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2007. - № 16 (2) - С. 174-177.
References:
Gerasimova N. V. Hudozhestvennye kollektsii muzeev Tatarstana v 1920-e gody: tseli, osoben-nostiprotsessov formirovaniya i dostignutye rezultaty [Art collections of Tatarstan museums in the 1920s: objectives, peculiarities of formation processes and achieved results.]. IN: Istoricheskie,
54
1918
filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii iprak-tiki [Historical, philosophic, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theoretical and practical issues], 2017, no. 12 (86): v5-ti ch. CH. 4, pp. 52-56.
KhayrutdinovR. R. Pervaya Srednevolzhskaya oblastnaya muzeynaya konferentsiya:problemy sohraneniya pamyatnikov kulturnogo naslediya [The first Middle Volga regional museum conference: problems of cultural heritage preservation], IN: Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of Saratov State Socioeconomic University], 2007, no. 16 (2), pp. 174-177.
Sinitsyna K. R. Polveka muzeev Kazani i Tatarii. Ocherki istorii 1917-1967godov [Half a century of museums of Kazan and Tatarstan. Essays on the history of 1917-1967]. Kazan, Kazan-Kazan publ, 2002, 280 p.
Сведения об авторе
Герасимова Наталья Владимировна, научный сотрудник отдела изобразительного идекоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, e-mail: natal-040183@imail.ru.
About the author
Natalya V. Gerasimova, Researcher at Department of Fine and Decorative Arts of G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, e-mail: natal-040183@mail.ru.
В редакцию статья поступила 01.08.2018 г., опубликована:
Герасимова Н. В. Государственная политика в области музейного строительства и ее реализация на примере художественных отделов музеев ТАССР в 1920-е гг. // Гасырлар авазы - Эхо веков. -2018.-№3,-С. 42-54.
Submitted on 01.08.2018, published:
Gerasimova N. V. Gosudarstvennaya politika v oblasti muzeynogo stroitelstva i ее realizatsiya na primere hudozhestvennyh otdelov muzeev TASSR v 1920-egody [State policy in the sphere of museum construction and its implementation: the case of art departments of the TASSR museums in the 1920s.] // Gasyrlar avazy - Eho vekov, 2018, no. 3, p. 42-54.