Научная статья на тему 'АВАГИМЯН А.А.: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ'

АВАГИМЯН А.А.: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕВЫГОРАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / СУПЕРВИЗИЯ / БАЛИНТОВСКИЕ ГРУППЫ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергеева Анна

Эмоционально выгорающие профессионалы не способны преодолевать стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается уже в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления: возникает депрессия, соматические симптомы, психологические травмы. О профилактике профессионального выгорания рассказала Анжела Авагимян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANGELA VAGIMYAN: PROFESSIONAL BURNOUT

Emotionally burnout professionals are not able to overcome work-re- lated stresses, and when the syndrome develops sufficiently, they show other neg- ative manifestations: depression, somatic symptoms, psychological trauma. Angela Avagimyan spoke about the prevention of professional burnout.

Текст научной работы на тему «АВАГИМЯН А.А.: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»

АВАГИМЯН А.А.: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ1

Сергеева А.

клинический психолог, обозреватель портала PsyPublic, ОРКТ-терапевт, работающий с детьми и взрослыми.

Аннотация. Эмоционально выгорающие профессионалы не способны преодолевать стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается уже в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления: возникает депрессия, соматические симптомы, психологические травмы. О профилактике профессионального выгорания рассказала Анжела Авагимян.

Ключевые слова: #профессиональноевыгорание #эмоциональноеистощение #супервизия #балинтовскиегруппы #профилактика

AVAGIMYAN A A.: PROFESSIONAL BURNOUT

Anna Sergeeva

clinical psychologist, PsyPublic reporter, SFBT-therapist, working with kids and adults.

Abstract. Emotionally burnout professionals are not able to overcome work-related stresses, and when the syndrome develops sufficiently, they show other negative manifestations: depression, somatic symptoms, psychological trauma. Angela Avagimyan spoke about the prevention of professional burnout.

Keywords: professionalburnout, emotional exhaustion, supervision, Balintgroups, prevention

1 Материал информационного партнера конференции - портал PsyPublic

Анжела Альбертовна Авагимян —

старший преподаватель Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава РФ, медицинский психолог Психиатрической Клинической Больницы №1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ, сертифицированный психолог-консультант (сертификат ОППЛ и Института психосоматики и психотерапии г. Потсдам, Германия), сертифицированный личный терапевт международного уровня (терапия для психотерапевтов, врачей, социальных работников,

медицинских сестер), действительный член и тренер международного уровня ОППЛ, сертифицированный руководитель Балинтовских групп Международного уровня, сертифицированный супервизор-руководитель Балинтовских групп (сертификат ОППЛ и Германского Балинтовского общества), член Балинтовского общества Великобритании, руководитель московского отделения Комитета по балинтовскому

движению ОППЛ, президент Балинтовского общества в Москве и Армении.

II Научно-практическая конференция «Психология: вызовы современности»

Эмоционально выгорающие профессионалы не способны преодолевать стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается уже в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления: возникает депрессия, соматические симптомы, психологические травмы. О профилактике профессионального выгорания рассказала Анжела Авагимян.

Анжела Албертовна, на конференции вы рассказывали о профессиональном выгорании. Об этом довольно много говорят и пишут, но толком непонятно, что с ним делать. Это действительно распространенное явление?

Да, выгорание - явление распространенное. Оно особенно опасно в начале своего развития: «выгорающий» сотрудник почти не осознает его симптомов, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Хроническое выгорание может привести к психологической отстраненности не только от работы, но и от организации в целом. Ощущения опустошенности переносятся на всех коллег, кто работает в организации.

По данным западной практики число самоубийств среди врачей от 28 до 40 случаев на 100 тысяч. Число самоубийств за один год в США сравнимо с 1-2 выпусками мединститута... Эта цифра - повод задуматься над тем, насколько это распространенное явление.

Почему именно сейчас тема профессионального выгорания приобрела такую популярность, а в советские времена об этом никто не говорил? Сейчас все стали более чувствительными?

Удивительно, но многие и сегодня не хотят говорить об этой проблеме, будто ее нет. Несколько лет назад я делала презентацию для медицинских работников. Передо мной сидело 300 медицинских сестер, и несколько человек саботировали мою презентацию, вставали и говорили: «Что вы себе позволяете, что за ерунду вы говорите? Мы любим своих пациентов, мы заботимся о них». В этом месте мне хотелось закрыть лицо руками и заплакать за этих людей, потому что они пока сами не способны это сделать. Они столько души вкладывают в заботу о других, но у них абсолютно нет доступа к своим чувствам. Им как будто страшно даже приблизиться к этим чувствам и позволить самим себе сказать «меня бесит этот пациент» или «я была влюблена в этого пациента» или «почему-то я чрезмерно забочусь об этом пациенте».

И мне представляется, что эта недоступность эмоций тянется с советских времен, когда нас приучали к тому, что мы должны непременно

совладать с собой. Человек собирал свою волю в кулак для того, чтобы не дай Бог не показать, что он чувствует сейчас. Очевидно, что отрицательные эмоции, подавленная агрессия никуда не исчезают, они могут найти «выход», например, в психосоматике или довести человека до нервного срыва.

Как человеку понять, что у него началось профессиональное выгорание? Какие симптомы появляются?

Профессиональное выгорание включает в себя 3 составляющих, которые проявляются поэтапно: эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм), редукция профессиональных достижений.

Эмоциональная истощенность - это чувство опустошенности и усталости, вызванные работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда, в частности, в социальной сфере деперсонализация может проявляться через бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, пациентам. Они перестают восприниматься как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, - благо для них. Третий этап выгорания - редукция профессиональных достижений - когда работник теряет компетентность, утрачивает профессиональное мастерство и перестает осознавать неуспех в профессиональной деятельности.

Вы упоминаете медицинских и социальных работников. Они больше подвержены выгоранию? Почему?

Рискну предположить, что каждый специалист, работающий с людьми, - психолог, психотерапевт, социальный работник, учитель, преподаватель высшей школы, медик - не раз пережил ощущение, когда его бесит клиент или пациент. Я вспоминаю, как несколько лет назад в Уфе на одной из конференций в самом конце я спросила у коллег, есть ли среди них тот, кто хотя бы раз про себя подумал, что его бесит какой-то клиент. Тем, кто откликнется, я хотела предложить остаться на мой мастер-класс по окончании лекции. Одновременно встали двое мужчин, сказав, что в аудитории специалистов и так достаточно, давайте проводить мастер-класс и больше никого не пускать. Это подтверждает, что с выгоранием знакомы практически все.

Психическому выгоранию больше подвержены трудоголики - те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс. Среди психологов и психотерапевтов выгоранию больше подвержены люди, имеющие низкий уровень про-

V Международная практическая конференция «Психология: вызовы современности»

фессиональной защищенности: у кого отсутствует профессиональное образование, кто не проходит систематическое повышение квалификации, чей жизненный опыт и опыт практической работы в данной области еще не значителен, или кто нерегулярно участвует в балинтовских или супервизорских группах.

Что такое балинтовские группы? Как они помогают в профилактике выгорания?

Балинтовские группы названы по имени своего создателя, психоаналитика М. Балинта. Это метод групповой работы, который исследует отношения между врачом и пациентом или психологом и клиентом. Анализ этих отношений дает возможность улучшить навыки профессионального общения, преодолеть кризисы в личностном и профессиональном развитии. Стандартные правила работы в балинтовской группе - конфиденциальность, искренность, личная ответственность, уважение к мнению других. Мы не критикуем, не советуем, не оцениваем. Поощряем психологов, врачей ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их предел. Балинтовские группы помогают разобраться, как проявляются сопротивление, защита, перенос, как это влияет на коммуникацию с пациентами, на эффективность терапевтического процесса, дают возможность осознать личностные «слепые пятна», блокирующие профессиональные отношения с пациентом, возможность проработки «неудачных» случаев в ситуации коллегиальной поддержки.

Чем эти группы отличаются от супервизии или личной терапии?

В балинтовских группах фокус внимания на взаимоотношениях между психотерапевтом и клиентом или доктором и пациентом, в том время как в супервизионных группах работа может вестись на одном из трех уровней на усмотрение человека, предоставляющего случай, - на уровне клиента, взаимоотношений между клиентом и терапевтом или на уровне личностных переживаний психотерапевта.

В супервизии допустима конструктивная, корректная обратная связь, так как с супервизант приходит на супервизию не только для понимания случая, но и для получения рекомендаций от участников группы. По правилам же балинтовской группы человеку, предоставляющему случай, мы не советуем и не предлагаем решений.

На мой взгляд, развитие специалиста помогающей профессии зиждется на трех китах: это психотерапия (личная или групповая), суперви-

зия и балинтовские группы. Если мы будем применять синергию этих методов, то мы очень многого добьемся. Каждый из этих методов очень важен для развития профессионала и для предотвращения профессионального выгорания, они взаимодополняют друг друга.

Насколько распространены балинтовские группы в России?

В течение 6 лет я являюсь руководителем проекта «Балинтовские группы для врачей-психиатров, медицинских психологов, медицинских сестер». Нами создано уже 35 филиалов балинтовских обществ в регионах России, от Владивостока до Калининграда. Реестр сертифицированных руководителей балинтовских групп можно найти на сайтах Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, oppl.ru, и Московского Балинтовского общества, moscowbalint.ru.

Возможно, вы хотите поделиться какой-то интересной ситуацией.

Время от времени я вспоминаю историю, которую показывали по телевизору, когда врач в реанимации сорвался на пациента и стал его избивать. Я ни в коем случае не защищаю этого врача. И, конечно же, мне очень жаль этого пациента, а также мне очень больно, что этот человек, врач, учившийся 10 лет в университете и работавший в реанимации похоже не один год, дошел до такого циничного отношения к пациенту, что он сорвался и стал причинять вред пациенту. Мы можем предположить, что это следствие профессионального выгорания.

Мы понимаем, что это не происходит «вдруг», и до этого момента должно было столько произойти, чтобы слово, оброненное пациентом, послужило триггером, пусковой ситуацией для такого поведения врача. И это очень больно, ведь все это можно было бы предотвратить.

В современных реалиях мы можем предположить, что ситуация пандемии также способствует развитию профессионального выгорания врачей, медицинских сестер, психологов и психотерапевтов. Сейчас еще больше они сталкиваются с физическим, эмоциональным и психологическим истощением, к которым могут присоединяться страх заражения и страх смерти. И поэтому низкий поклон всем специалистам помогающих профессий, кто выполняет зачастую двойную нагрузку в период пандемии.

Я бы отметила, что сейчас стоит быть особенно чуткими к врачам и к специалистам всех помогающих профессий, а им в свою очередь - с вниманием относиться к себе и к своему самочувствию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.