Научная статья на тему 'Тренинги в Балинт-группах как профилактика профессионального выгорания у медицинских работников'

Тренинги в Балинт-группах как профилактика профессионального выгорания у медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
630
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАЛИНТОВСКИЕ ГРУППЫ / КОНФЛИКТЫ / ТРЕНИНГИ / МЕДИЦИНА / ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ / МЕДИЦИНСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / BALINT GROUPS / CONFLICTS / TRAININGS / MEDICINE / DOCTOR / PATIENT / HEALTH / PSYCHOTHERAPEUTIC TECHNIQUES / MEDICAL PRACTICE / PREVENTION / PROFESSIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевцова Юлия Викторовна, Плотнова Светлана Владимировна

Статья посвящена вопросу возникновения и роли Балинт-групп в сфере медицины. Раскрыты основные понятия темы статьи, обоснована значимость тренингов в Балинт-группах для медицинских работников. В современном мире, где главенствуют правовые законы, проблема конфликтов между врачами и пациентами, несомненно, является актуальной. Зачастую конфликтная ситуация в медицине возникает из-за непонимания, грубости доктора или пациента, низкого качества лечения, не приводящего к реабилитации, высоких требований больного, недобросовестного отношения врача к своему делу, необоснованно низкой оплаты труда медицинских работников и иных факторов [12]. Компетентному врачу необходимо быть максимально осторожным в выборе модели взаимодействия с каждым конкретным пациентом. Как показывает практика, знания и навыки, полученные во время тренингов в Балинт-группах, помогают медикам разрешать и предупреждать конфликты с пациентами, а также лучше понять и проанализировать собственные чувства и эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шевцова Юлия Викторовна, Плотнова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training in balint groups as prevention of professional burnout of health care specialists

The article is devoted to the question of origin and role of Balint groups in the medical field. The basic concepts of the topic of the article are revealed, the significance of trainings in Balint groups for medical specialists is evaluated. In the modern world, where legal laws prevail, the problem of conflicts between doctors and patients is highly relevant. Often a conflict situation in medicine arises due to misunderstanding, doctor's or patient's rudeness, poor quality of treatment, which does not lead to rehabilitation, high demands of the patient, the physician's irresponsible attitude to work, unreasonably low salaries of medical specialists and other factors. A competent physician should be as careful as possible in choosing the model of interaction with each patient. Knowledge received during trainings in Balint groups is expected to be of a great help to doctors and nurses in resolving and avoiding conflict situations when dealing with patients, and also in better understanding and analyzing their own feelings and emotions.

Текст научной работы на тему «Тренинги в Балинт-группах как профилактика профессионального выгорания у медицинских работников»

мым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, не обходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Примечания:

1. Шоп и Н А.В., Бучацкий П. Ю. Электронная информационно-образовательная среда Адыгейского государственного университета I! Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно математические и техничес кие науки. - 2015. - №1 {154). - С. 147 150.

2. АпеКса нян ГА, Сидорова Г .Д. Дистанционное обучение как фактор расширения информационно-образовательной среды // Конференциум АСОУсборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - №1. -С. 258-262.

3. Газизова Э.Ю., Иващенко Е.В., Горовенко Л.А. Анализ средств технической поддержки процесса обучения математике в школе // Прикладные вопросы точных наук: материалы 1 Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей - Армавир : Ти-пография имени Г. Скорины, 2017. - С. 278-282.

СП

о

CXJ

-0 X

Q з:

TRAINING fN BALINT GROUPS AS PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNOUT OF HEALTH CARE SPECIALISTS Shevtsova Julia Viktorovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor Plotnova Svetlana Vladlmlrovna, Senior Lecturer

Department of Foreign Languages, Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod region

The article is devoted to the question of origin and role of Balint groups in the medical field. The basic concepts of-the topic of the article are revealed, the significance of trainings in Balint groups for medical specialists is evaluated. In the modern world, where legal laws prevail, the problem of conflicts between doctors and patients is highly \ relevant. Often a conflict situation in medicine arises due to misunderstanding, doctor's or patient's rudeness, poor quality of treatment, which does not lead to rehabilitation, high demands of the patient, the physician's irresponsible attitude to work, unreasonably low salaries of medical specialists and other factors. A competent physician should be as careful as possible in choosing the model of interaction with each patient. Knowledge received during trainings in Balint groups is expected to be of a great help to doctors and nurses in resolving and avoiding conflict situations when dealing with patients, and also in better understanding and analyzing their own feelings and emotions.

Keywords; Balint groups; conflicts; trainings; medicine; doctor; patient; health; psychotherapeutic techniques; medical practice; prevention; professional burnout.

ТРЕНИНГИ В БАЛИНТ-ГРУППАХ КАК ПРОФИЛАКТИКА УДК 378.046.4 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ ВАК РФ 13.00.08

РАБОТНИКОВ

со

СУ

Ста тья посвящена вопросу возникновения и роли Балинг-групп в сфере медицины. Раскрыты основные понятия темы статьи, обоснована значимость тренингов в Балинт-труппах для медицинских работников, В современном мире, где главенствуют правовые законы, проблема конфликтов между врачами и пациентами, несомненно, является актуальной. Зачастую конфликтная ситуация в медицине возникает из-за непонимания, грубости доктора или пациента, низкого качества лечения, не приводящего к реабилитации, высоких требований больного, недобросовестного отношения врача к своему делу, необоснованно низкой оплаты труда медицинских работников и иных факторов [12]. Компетентному врачу необходимо быть максимально осторожным в выборе модели взаимодействия с каждым конкретным пациентом. Как пока зывает практика, знания и навыки, полученные во время тренингов в Валит группах, помогаютмедикам разрешать и предупреждать конфликты с пациентами, а также - лучше понять и проанализировать собственные чувства и эмоции.

Ключевые слова: Балинтовские группы; конфликты; тренинги;медицина;врач; пациент; здоровье; психотерапевтические техники; медицинская практика; профилактика; профессиональное выгорание.

Область медицины затрагивает интересы всего общества. Врач как часть субъектно-объектных отношений, с присущим ему человеческим фактором, по роду своей деятельности нередко попадает в конфликтные ситуации. Придодемократическом режиме государ-

? Шевцова ЮЛ, 2019 1 Плотнова СВ., 2019

ШЕВЦОВА Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент

ПЛОТНОВА Светлана Владимировна, старший преподава тель

кафедра Иностранных языков. Приволжский исследова тельский медицинский университе т, Нижегородская область

Г

Ё

1S1

ш S

О ш

<

С1 ш

*

152

ствз конфликт врача и пациента исчерпывался при яичном общении, иногда привлекалась администрация лечебной организации в качестве карательного органа. Нынешняя же ситуация конфликтов взаимонелонимзния часто заканчивается судебными прениями. Российское общество негативно относится к судебному процессу, В связи с этим, даже если суд иэ стороне представителя медицины, возбужденное дело все равно наносит ущерб его профессиональной репутации, и кроме того, связано со значительными затратами времени и переживаниями. Болезненные ситуации, как и конфликтные обстоятельства, лучше предупредить, чем допустить их развитие. Практикующим врачам и среднему медицинскому персоналу следует уметь анализировать типичные конфликты и заранее обдумывать их первичную профилактику [5].

Психодинамический подход групповой работы предполагает психосоциальный процесс, в котором получивший особую подготовку специалист в вопросах здоровья (психолог, психиатр, социальный или медицинский работник) эмоционально взаимодействует в созданной группе с целью улучшения индивидуальных качеств специально подобранных для этого личностей, а также для коррекции и повышения эффективности коммуникации "врач - пациент". Изначально членов Балинт-группы диагностируют, выявляя сильные стороны и личностные проблемы каждого. Данный подход позволил сформулировать новые психотерапевтические методы, а также изменил видение взаимоотношений в рамках лечебных организаций. Любые медицинские практики характеризуются наличиемдовольно большого количества психологических проблем. Можно обозначить следующие пять основных областей отношений, в которых возникают данные проблемы:

1. Отношения "пациент-врач". В этой связке пациент рассматривает врача как объекта всемогущего, способного справиться с любым недугом больного. Все усилия и ответственность в выздоровлении пациент перекладывает нэ доктора. Зачастую единственным близким человеком для пациента является именно врач. В связи с этим медицинский работник становится фигурой психологических игр этих отношений.

2. Область отношений "врач-пациент". Врач, следуя морально-этическим принципам клятвы Гиппократа, примеряет на себя роль родственника больного, помогая по всем вопросам, однако это негативно сказывается на

профессиональных компетенциях, а также может оказывать влияние на здоровье самого врача.

3. Отношения, складывающиеся в процессе обучения медицинского работника. Контакты с пациентами во время учебы накладывают определенные отпечатки на формирование личных и профессиональных качеств молодого специалиста.

4. Область отношений между средними, высшими медицинскими специалистами и иными обслуживающими медицинское учреждение работниками. Различные точки зрения в вопросах лечения способствуют профессиональным кризисам и стрессам.

5. Область взаимоотношений медицинской службы с другими социальными институтами (образовательными, правовыми, службой са-нэл ид надзора, средствами массовой информации, семьями и др.) [4], [9].

Для профилактики вышеописанных проблем была основана форма групповой психо-динамической работы, называемая "Балинт-группы". В начале 50-х годов XX века психоаналитик и психотерапевт Майкл Балинт (1896-1970) стал основоположником метода обучения врачей, который способствовал снижению эмоциональной напряженности, возникающей в их повседневной работе, особенно, когда приходилось иметь дело с "непростыми" пациентами. Новая в те времена технология обучения начала свой путь с семинаров вТавистокской клинике, проводившихся Майклом Балинтом и его супругой Энид Балинт-Эдмондс [Т1]. С врачами обсуждались проблемы психологических составляющих общей медицинской практики. Семинары и обсуждения носили одновременно исследовательский и обучающий характер. Главная их цель - анализ и пути решения непрерывно трансформирующихся отношений "врач-боль-ной" |31. Эмпирическая часть исследований предполагала не только ежедневную работу во врачебном кабинете, но и любые другие встречи доктора с больным. К задачам занятий М. Балинт относил анализ, факторы взаимодействия, разработку диагностики отноше-ний, изучение истинных потребностей больного, глубинное понимание болезни.

В наши дни в нелегком труде психотерапевта, медицинского и социального персонала сформировался синдром профессионального выгорания (эмоциональное сгорание) - специфический вид профессиональной деформации работников, взаимодействующих в близком эмоциональном контакте с клиентами в ока-

зании необходимой помощи [б]. Профессиональным выгоранием называют синдром, который вырабатывается при хроническом стрессе, способствует истощению эмоциональных, энергических и личностных ресурсов работника.

Выгорание возникает поэтапно и является динамическим процессом. К трем основным составляющим профессионального эмоционального выгорания относятся: деперсонализация (цинизм), эмоциональная истощенность и редукция профессиональныхдосгижений [7]. Деперсонализация у врачей означает проявление цинизма к своей работе и к больным, характеризующаяся бесчувствием, негуманным отношением к людям, нуждающимся в медицинской помощи, небрежность проведения консультаций и лечения. Пациенты видятся бездушными, беды и проблемы, с которыми они обращаются к профессионалу, игнорируются. Эмоциональное истощение - это чувство эмоциональной опустошенности, усталость от своего труда, неудовлетворенность работой, которая раньше казалась интересной и приносящей пользу обществу. Редукция профессиональных достижений означает появление у специалиста чувства некомпетентности в собственной профессиональной области, появление осознания неудачи в ней. На этом этапе идет переживание медицинским работником утраты профессионального мастерства [10].

У участников тренингов в Балинт-группах, получивших знания об отношениях "врач-па-циент", отмечалось формирование аналитических форм видения данных отношений. Врачи становились восприимчивы к эмоциональному состоянию больных, начинали относиться с большим пониманием к их запросам и переживаниям, проявляли интерес к психологическим проблемам. Собственно в этом и заключалась идея М. Балинта. Он видел цель исследования в том, чтобы сформировать у врача навык слышать и замечать то, что пациент высказывал неохотно и/или неясно или о чем вообще умалчивал, а затем - прислушаться к себе, к своим чувствам, для того чтобы в итоге достичь лучшего взаимопонимания с больным. Описывалось это как двухфазный процесс: 1) идентификация и отстранение; 2) объективный анализ.

Понимание Балинтом необходимости формировать данные навыки основывалось на статистике врачей, которые собирали подробную медицинскую и клиническую информацию, однако при этом нередко испытывали трудности

в установлении доверительного контакта с больными. Проанализировав ориентиры групповой работы, психотерапевт Балинт ввел в нее принцип "селективного внимания и селективного игнорирования" [2], что позволило врачам сконцентрироваться на отношениях с больным. После тренингов они смогли видеть пациентов в новом свете, постепенно меняя акцент с болезнь-центрированного на паци-ент-центрированный (пациент-ориентиро-ванный} подход. Балинт утверждал, что работа в подобных группах может стать в итоге активной формой обучения и повышения компетентности врачей в сфере межличностной коммуникации и предотвращения профессионального выгорания у медицинских работников.

Необходимо отметить, что балинт-группа также предполагает роль лидера или ведущего (не руководителя!) [8]. Основной задачей и; главным инструментомлидера является создание безопасной атмосферы в группе, сфокусированной на эффективной коммуникации, а не на решениях психологических проблем членов группы. Лидер организует конструктивный процесс работы группы и создает климат доверия и безопасности. В группе не формулируются пути решения трудных клинических случаев, и не осуществляется терапия отдельных участников. Благодаря этому в Балинт-группе использование психотерапевтических техник и приемов не поощряется. Именно на этом акцентируется внимание при подготовке лидеров групп.Лидер помогает группе фиксировать и корректно интерпретировать сопротивления, защиты, переносы, проявления эмпатии, возникающие в работе с пациентом и в процессе анализа в группе. 6 1997 году Международная Балинтовская Федерация разработала рекомендации по уровню квалификации ведущих Балинтовских групп и их компетентности. Среди характеристик эффективного стиля лидера (ведущего) выделяют следующие критерии: внимание группы фокусируется на проблемах коммуникации "врач-пациент"; не допускается обсуждение и критика докладчика; члены группы поощряются за открытое и искреннее выражение собственных чувств и мыслей по поводу обсуждаемого случая; обеспечивается защита членов группы от нежелательной травмирующей критики и поддержание безопасной обстановки в группе. Также не допускается открытое проявление межличностных конфликтов.

За рубежом имеется большой опыт работы Балинтовских групп не только с целью коррек-

сл

о си

-0 X

з:

со си -г.

•А" г

Ё

153

ции уже сформированной профессиональной деформации у медицинских работников, но и при обучении студентов медицинских вузов. На Международном Балинтовском конгрессе в Гейдельберге в 2013 году, специалисты из Ирана, Израиля и Великобритании говорили о важности применения метода Балинтовских групп в обучении студентов-медиков. Говорилось о важности участия в Балинтовских группах в том числе и студентов младших курсов, когда, отвечая на практике за тяжело больных пациентов, обучающиеся могут начать идентифицировать себя с этими людьми и испытывать сильные отрицательные эмоции, что, в свою очередь, представляет угрозу их профессиональной идентичности. Балинтовские группы обеспечивают возможность обсуждения клинических ситуаций в безопасной, неконфликтной среде, которая помогает медикам познакомиться со своими эмоциями, развивать их понимание и сформировать адаптивные способы обработки эмоций, приводящие к укреплению профессиональной идентичности и сохранению личных границ. В США и Европе тренинги в Балинт-группах активно проводятся и дают положительные результаты, однако в России данная практика не распространена. Также в нашей стране недостаточно специалистов, которые компетентны в этой области и могли бы проводить тренинги с медицинскими работниками.

В России Балинтовское движение началось в 1995 году с создания Балинтовского общества в Санкт-Петербурге, главными целями которого являются: популяризация идей Балинтовского движения среди специалистов по профессиональной коммуникации и внедрение деятельности Балинт-групп в широкую клиническую и консультативную практику. Но в настоящий момент Балинтовское общество в Санкт-Петербурге насчитывает всего лишь 35 членов, в то время как в Германии - 850 членов, Нидерландах - 450, Франции - 300 специалистов [1].

Нами был проведен опрос среди обучающихся Приволжского исследовательского медицинского университета. Из 314 опрошенных только 7 человек имели представление о том, что такое Балинт-группы, но в тренингах никогда не участвовали. Остальные же 307 чело-векдаже не слышали о Балинтовских группах. Работая над данной статьей, мы надеялись привлечь внимание будущих и практикующих специалистов в области медицины к Балинт-груп-

пам и рассказать им о помощи и моральной поддержке, которые медики могут получить во время тренингов.

На наш взгляд, в нынешних реалиях было бы целесообразно начать проводить тренинги в Балинтовских группах в рамках курсов повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала на постоянной основе, так как проблема профессионального выгорания у медицинских работников любого уровня чрезвычайно актуальна.

Литература:

1.Авагимян A.A. Балинговская группа как инструмент профилактики профессионального выгорания и реабилитации врачей и медицинских работников, психотерапевтов, психологов и социальных работников : сборник материалов фетьего Московского научно-практического симпозиума с международным участием "супер-визии и балинтовские группы в символ драме". -2013.

2. Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии // Современная психология. -М. : Когито- Центр, 2002. - 256 с.

3. Балинт М. Врач, его пациент и его болезнь. - М., 1983.

4. Винокур 8.А. Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы : учебное пособие. - СПб. : СпецЛит. - 2015, - 191 с.

5. Зеяенков М.Ю. Конфликтология: учебник. - М.: Дашков и К., 2015.-324 с.

6. Иванец H.H., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. Психиатрия и медицинская психология : учебник

- М.: ПЭОТАР Медиа, 2014. - 896 с.

У. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С. Эмоциональное выгорание у врачей и медицинские ошибки. Есть ли связь?// Социальные аспекты здоровья населения. 2016. №1. С. 1-14

8. Курченко Е.8. Балинтовские группы как форма работы для студентов-магистрантов психологи ческого направления обучения / Скиф. - 2017. -№9.1- С. 44-48

9. Организация системы здравоохранения. Взаимодействие с социальными институтами [элект ронный ресурс] - https://me die. studio/ menedjment zdravoohranenii/vzaimodeystvie-sotsfainyimi-instiUitarni 57053.html (дата обращения 19.02.2019 г.).

Ю.Орел S.t. Синдром психического выгорания личности. - М.: Институт психологии РАН, 2005, -528 с

1 Т.ПетркжП.Т., Кузнецов В.И., ИваничукО.П, Известный психиатр Микаэл Балинт, его жизнь и на учное наследие // Психическое здоровье. - 2015.

- № 2. - С. 79-86

12.Шевцова Ю.В.,Ьмелина A.B., Захарова ЕА. К воп росу о конфликтах между врачами и пациентами и психологической готовности врачей к работе // Медицинский альманах. - 2011. -N95 (18).-С. 36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.