Научная статья на тему 'Аутсорсинг в России: перспективы развития'

Аутсорсинг в России: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопенко Н. А.

Международная ассоциация профессионалов аутсорсинга (IAOP) назвала 10 ключевых тенденций и направлений развития аутсорсинга в 2011 г. Эксперты IAOP прогнозируют расширение границ аутсорсинга как географически, так и в умах потребителей; развитие моделей розничного сорсинга и аутсорсинга нескольких функций с меньшим количеством поставщиков; продолжение роста, бум аутсорсинга в Латинской Америке, новые партнерские отношения и консолидацию; улучшение управления рисками и ужесточение борьбы за таланты. Более того, 9 из 10 компаний отдают хотя бы один процесс на аутсорсинг. Мировая статистика и примеры успешных решений внушают оптимизм и в отечественные компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг в России: перспективы развития»

АУТСОРСИНГ В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© Прокопенко Н.А.*

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики,

г. Санкт-Петербург

Международная ассоциация профессионалов аутсорсинга (IAOP) назвала 10 ключевых тенденций и направлений развития аутсорсинга в 2011 г.

Эксперты IAOP прогнозируют расширение границ аутсорсинга как географически, так и в умах потребителей; развитие моделей розничного сорсинга и аутсорсинга нескольких функций с меньшим количе -ством поставщиков; продолжение роста, бум аутсорсинга в Латинской Америке, новые партнерские отношения и консолидацию; унучшение управления рисками и ужесточение борьбы за таланты. Более того, 9 из 10 компаний отдают хотя бы один процесс на аутсорсинг. Мировая статистика и примеры успешных решений внушают оптимизм и в отече -ственные компании.

Аутсорсинг как стратегия управления бизнесом начал развиваться в России в начале 1990-х гг., когда на российский рынок вышли ряд иностранных компаний, зарегистрировавших в России свои представительства и российские юридические лица. В отличии от Запада, где услуги сторонних организаций пользуются спросом уже более шести десятилетий. Одной из первых среди тех, кто такие услуги стал оказывать западным компаниям, стала крупная европейская компания UCMS Group. Вслед за ней на рынок вышла американская компания Intercomp. Услуги этих компаний и некоторых нишевых игроков были в основном востребованы среди представительств международных компаний, которые не хотели связываться с российским законодательством и сложностями бухгалтерского учета. Нельзя не упомянуть ГлавУпДК (Главное Управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России), которая начала предоставлять услуги ведения кадрового делопроизводства и бухгалтерского учета представительствам западных компании раньше других и продолжает обслуживать своих заказчиков по сей день. До начала 2000-х годов этот рынок в России развивался медленными темпами. Но постепенно становилось все больше игроков, на рынок аутсорсинга кадровых и финансовых бизнес-процессов обратили внимание кадровые агентства, как российские, так и крупные зарубежные корпорации. Количество клиентов росло, услуга становилась популярной не только среди западных компаний [2].

В настоящее время заинтересованность делового сообщества в выводе внутренних функций на аутсорсинг растет. Вывод часть должностей по-

* Ассистент кафедры Управления предпринимательской деятельностью.

зволяет компании сократить издержки на содержание работников, обеспечение их рабоичм местом и различными социальными льготами. С этой целью ключевые игроки рынка создают альянсы и активизируют свои усилия по популяризации идеи аутсорсинга в России. Однако рост популярности не делает аутсорсинг стандартной практикой - доля российских компаний, которые применяют эту модель по-прежнему на порядок ниже аналогичных показателей западных рынков. Почему так происходит? Наверное, помимо чисто финансовых причин существует еще и ряд психологических обстоятельств, которые обусловливают снижение привлекательности сервиса. Во-первых, российских заказчиков пугает эффект «черного ящика», в виде которого выступают аутсорсинговые компании. Неясность схемы работы подрядчика и непрозрачность его затрат вызывают вопросы у российских руководителей, которые не всегда понимают, за что у них требуют деньги.

В чем же такая привлекательность для бизнесменов развитие данного направления ведения и организации бизнеса?

Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг - это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Таким образом, аутсорсинг - это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении.

На сегодняшний день в мире существует множество разновидностей аутсорсинга бизнес-процессов, многие из которых успешно применяются и на российских предприятиях. В зависимости от специфики, отрасли деятельности, целей и задач в каждой конкретной организации процессы, которые передаются сторонним компаниям, могут существенно отличаться друг от друга. Тем не менее, существует несколько характерных примеров, реализация которых возможна для большинства предприятий независимо от их размера.

Различают аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг), аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) и производственный аутсорсинг [2].

IT-аутсорсинг - это передача на обслуживание специализированным организациям информационных систем (например: техническая поддержка; поддержка и обслуживание корпоративной почтовой системы, web-cep-вера и сайта; хостинг; защита информации; администрирование компьютерных сетей; разработка, внедрение и последующее обслуживание корпоративных программных продуктов и т.д.). Данное направление одно из самых развитых в России и мире. Содержание штата сотрудников IT службы слишком накладно для руководителя, а на рынке услуг IT-аутсорсинга представлен широкий выбор компаний, цен и услуг.

Аутсорсинг бизнес-процессов - передача компании, оказывающей услуги аутсорсинга (аутсорсеру), функций тех или иных отделов, не являющихся для организации основными (например: реклама; управление персоналом; логистика; транспорт; уборка офиса; охрана).

Одним из направлений аутсорсинга бизнес-процессов является аутсорсинг кадров, который включает не только сотрудничество с кадровым агентством в области подбора персонала. Здесь имеется в виду, что предприятие - аутсорсер оформляет сотрудника у себя и становится его фактическим работодателем (начисляет ему заработную плату, рассчитывает налоги, оформляет больничные, компенсации, следит за выполнением трудового законодательства, соблюдением норм охраны труда), то есть берет на себя функции кадровой службы и бухгалтерии предприятия.

Сегодня многие предприятия пользуются услугами организаций, осуществляющих ведение бухгалтерского, налогового и управленческого учета, - аудиторских, бухгалтерских или юридических фирм. Как правило, ведение учета специализированной организацией ведется по следующей схеме. В штате организации имеется специалист, который ведет первичную учетную документацию, которая затем передается в специализированную организацию для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Преимущества данного вида аутсорсинга очевидны: не каждая организация может содержать высококвалифицированного специалиста, оплата труда которого достаточно высока. Кроме того, сокращаются затраты организации на оборудование рабочих мест для бухгалтерии (на приобретение компьютеров, программного обеспечения, справочноправовых систем, бухгалтерских программ, периодических изданий и т.п.).

Производственный аутсорсинг подразумевает, что компания отдает во внешнее управление часть своей производственной цепочки или даже весь производственный цикл. Возможен вариант продажи своих подразделений и дальнейшее взаимодействие с ними в рамках аутсорсинга. Например, предприятие занимается проектированием, сборкой, контролем и реализацией продукции. Все промежуточные звенья производственного цикла отданы сторонним предприятиям.

В чем основные преимущества аутсорсинга?

Во-первых, это возможность сосредоточиться на основном бизнесе посредством поручения внешнему исполнителю операционных функций и получить конкурентное преимущество. Кроме того, это перераспределение ресурсов организации, ранее задействованных во второстепенных функциях и направлениях.

Во-вторых, снижение затрат. Ведь зачастую привлечение аутсорсера дешевле содержания собственной структуры, занимающейся подобной деятельностью. Связано это с тем, что у узкоспециализированного аутсорсера, как правило, себестоимость выполнения функции ниже, и продает он свои услуги «оптом».

В-третьих, доступ к технологиям и решениям более высокого уровня, которых нет у организации, а также возможность воспользоваться специализированными функциями, для выполнения которых организация не имеет специалистов или ресурсов (например, небольшие предприятия не в состоянии содержать собственный ІТ-отдел), передача ответственности за выполнение конкретных функций [5].

Не смотря на положительный результат услуг аутсорсинга, существует и ряд недостатков, которые надо учитывать при передачи части функций сторонним организациям. При внешнем (фактически) аутсорсинге в России проявлялись следующие его недостатки:

- уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании - аутсорсера (как исполнителя, так и его руководителя) может оказаться недостаточным для выполнения работ или оказания услуг на должном уровне;

- недостаточность рычагов управляющего воздействия, что может привести к снижению эффективности процессов. Законодательная база в России по аутсорсингу не проработана;

- наличие рисков нарушения сохранности имущества, безопасности и утечки сведений конфиденциального характера, в результате предоставления нерегулируемого доступа к документам, данным и материальным ценностям предприятия;

- большая текучесть персонала. Штатный сотрудник (за счёт рабочего общения с коллегами) способен своевременно выявлять некоторые ошибки (как ошибка в получателе корреспонденции), а иногда проинформировать клиента о новинках, при том, что внештатный обычно выявляет только «шаблонные» ошибки, которые являются менее критичными [3].

В заключении стоит отметить, что развитие аутсорсинга в России имеет хорошие перспективы. Несмотря на недостатки и проблемы связанные с передачей части функций сторонним организациям, с каждым годом к услугам ауторсинга прибегает все больше и больше предприятий как большого так и бурно развивающегося малого и среднего бизнеса. В большей степени это связано с тем, что в условиях конкуренции, которая в последнее время растёт довольно быстро, на потребительских рынках услуг и товаров предпринимателю довольно сложно наладить эффективность работы своего предприятия. В таких случаях и приходит на помощь аутсорсинг. В большей степени, на сегодняшний день, к аутсорсингу прибегают иностранные фирмы, но положительная тенденция замечается и среди российских фирм, компаний, организаций. Не смотря на то, что многие российские бизнесмены только присматриваются к новой для них услуге, малый и средний бизнес всё больше прибегает к аутсорсингу. Наиболее востребованными являются аутсосинг информационных технологий, кадровый и финансо-

вый аутсорсинг. Самым слабым моментом является отсутствие нормативно-законодательной базы, которая позволит регулировать деятельность «заказчика» и «исполнителя».

Список литературы:

1. Анализ инвестиционной привлекательности услуг аутсорсинга расчета заработной платы / Финансовая газета. - 01.07.2010. - № 27; 08.07.2010.

- № 28.

2. www.outsort.ru/page/66.

3. Бравар Ж.-Л, Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2007.

4. Аксенов Е., Альтшулер И. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент. - СПБ.: Питер, 2009. - С. 464.

5. www.outsort.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.