Научная статья на тему 'АУТСОРСИНГ ПЕРСОНАЛА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВНЕДРЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЮ'

АУТСОРСИНГ ПЕРСОНАЛА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВНЕДРЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ ПЕРСОНАЛА / КАДРОВЫЙ АУТСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кремер М.И.

В статье рассмотрены сущность и значение кадрового аутсорсинга; изучена специфика аутсорсинга в подборе персонала; выявлены недостатки и преимущества передачи функции подбора персонала на аутсорсинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTSOURCING OF STAFF: THE PROS AND CONS OF INTRODUCING INTO THE ORGANIZATION

In article the essence and value of HR outsourcing; studied the specificity of outsourcing in recruitment; identified the advantages and disadvantages of transfer function of recruitment outsourcing.

Текст научной работы на тему «АУТСОРСИНГ ПЕРСОНАЛА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВНЕДРЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЮ»

12. Рыбалкин П., Нечаев В. Сельское хозяйство Российской Федерации в 1991 - 1998 гг. (экономический обзор). // АПК: экономика и управление.

13. Экономическая география России. Учебник. / Под ред. В.И. Видяпина - М.: Инфра - М. Российская экономическая академия.

УДК 331.101.64

Кремер М.И. магистрант 2 курса факультет «Менеджмента» Академия маркетинга и социально-информационных технологий

Россия, г. Краснодар

АУТСОРСИНГ ПЕРСОНАЛА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВНЕДРЕНИЯ В

ОРГАНИЗАЦИЮ

Аннотация: В статье рассмотрены сущность и значение кадрового аутсорсинга; изучена специфика аутсорсинга в подборе персонала; выявлены недостатки и преимущества передачи функции подбора персонала на аутсорсинг.

Ключевые слова: аутсорсинг персонала, HR-outsourcing, кадровый аутсорсинг.

Kremer M.I. magister

2 course, faculty of "Management" Academy of Marketing and Socio-Information Technologies

Russia, Krasnodar OUTSOURCING OF STAFF: THE PROS AND CONS OF INTRODUCING INTO THE ORGANIZATION

Abstract: In article the essence and value of HR outsourcing; studied the specificity of outsourcing in recruitment; identified the advantages and disadvantages of transfer function of recruitment outsourcing.

Keywords: personnel outsourcing, HR-outsourcing, personnel outsourcing.

В условиях кризиса, нестабильной экономической ситуации, роста курсов валют и санкций сторонних государств, обращенных против Российской Федерации, многие малые, средние и крупные российские предприятия вынуждены максимально сокращать издержки и бороться за выживаемость своего бизнеса через поиск эффективных решений для повышения собственной конкурентоспособности. Современным решением данной проблемы является использование аутсорсинга, в результате которого определенные функции, которые ранее были прерогативой внутренних подразделений компании, передаются иным узкоспециализированным обслуживающим организациям.

Ловчикова Е.И., Савкин В.И. и Солодовник А.И. определяют аутсорсинг как организационно-экономические отношения, происходящие в

результате разделения стратегических и вспомогательных бизнес-процессов и передачи одной или нескольких вспомогательных функций или процессов на долгосрочной основе во внешние коммерческие структуры, которые специализируются в данной сфере275. Аутсорсинг персонала (НЯ-о^БоигЫ^, кадровый аутсорсинг) представляет собой одно из направлений аутсорсинга бизнес-процессов - привлечение внешних ресурсов, которые специализируются в области управления персоналом и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами для выполнения всех или части ключевых функций по управлению человеческим капиталом организации. Иными словами, кадровый аутсорсинг - это передача функций предприятия по управлению персоналом третьим лицам. В сфере управления персоналом на аутсорсинг могут быть переданы такие функции, как расчет заработной платы; информационная и техподдержка; подбор персонала; кадровое делопроизводство; подготовка отчетов и аналитических материалов; оформление приема и увольнения сотрудников; ведение трудовых договоров и внутреннего нормативного документооборота по трудовым отношениям; оформление приказов по персоналу; оформление отпусков и командировок и др. Компания-заказчик только формулирует задачи перед поставщиком услуг, и при этом право контроля, способ выполнения задачи, ответственность за достигнутый результат ложится на поставщика услуг.

Технология аутсорсинга в подборе персонала включает в себя следующие этапы:

• подготовку и согласование с заказчиком описания вакансии: требования к соискателям, описание содержания работы, описание условий труда (размер и система оплаты труда, режим и график работы, место работы и т. д.);

• презентационная подготовку информация о компании, сообщаемая соискателям во время интервью;

• обработку всех актуальных резюме, соответствующих требованиям заказчика и имеющихся на момент начала поиска в базах специализированных сайтов, рассылку соискателям описания вакансии, звонки с предложением вакансии, регистрация результатов переговоров, проведение телефонных интервью, представление резюме соискателей заказчику, приглашение на очные интервью с представителем заказчика;

• ежедневный поиск новых опубликованных резюме соискателей в базах специализированных сайтов, рассылку соискателям описания вакансии, звонки с предложением вакансии, регистрация результатов переговоров, проведение телефонных интервью, приглашение на очные интервью с представителем заказчика;

275 Ловчикова Е.И., Савкин В.И., Солодовник А.И. Институциональные проблемы и перспективы развития кадрового аутсорсинга // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2017. № 2 (65). С. 85-89.

• проведение очного интервью с соискателем до представления резюме заказчику

• проведение Skype-интервью; участие в очном интервью совместно с представителем заказчика;

• выдачу тестовых заданий для проверки квалификации соискателей и их проверку;

• проверку рекомендаций - получение согласия соискателя на контакты с предыдущим работодателями, звонки контактным лицам для получения устных отзывов о работе соискателя;

• доведение до соискателя решения заказчика - приглашение на работу или отказ в найме;

• внесение сведений о соискателях и результатах переговоров с ними в базу данных, предоставляемую заказчику276.

Паевская А.А., Короткова А.Н. и Власенко В.Е. указывают, что аутсорсинг персонала освобождает руководителя или топ-менеджера на предприятии от необходимости содержать в своем штате дорогостоящих специалистов, и позволяет получить в свое распоряжение высококвалифицированных работников на определенный период времени. Такой подход позволяет компании заказчику не только снизить затраты на содержание штатного сотрудника, но и избежать дополнительных рисков через снижение юридической ответственности277.

Рассматривая преимущества кадрового аутсорсинга, Соколова В.А. также делает акцент на том, что используя аутсорсинг, предприятие избавляет себя от необходимости проведения собеседований, выплаты заработной платы, оформления больничных листов и отпусков, отчетов в налоговую инспекцию - всё это является заботой провайдера, так как временный сотрудник заключает официальный контракт именно с ним. Предприятие, в свою очередь, получает проверенного с профессиональной точки зрения сотрудника, готового приступить к своим обязанностям278. Как правило, обращаясь за помощью в аутсорсинговые компании, заказчики, работая с профессиональными рекрутерами, выигрывают в скорости закрытия вакансий, качестве персонала, снижении временных издержек, а также за счет наличия гарантийных сроков замены не оправдавшего надежд кандидата. Постоянное сотрудничество делает эти выгоды стратегическим фактором развития бизнеса279. К тому же, аутсорсинговые работники обладают более высоким уровнем профессионализма, потому что они не ограничены опытом работы только в одной фирме, и поэтому готовы решить более широкий круг

276 Пеша А.В., Перина Д.В. Аутсорсинг подбора персонала в России: анализ и тенденции развития // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 4. С. 38.

277 Паевская А.А., Короткова А.Н., Власенко В.Е. Аутсорсинг персонала в управлении компанией // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 3-1 (71). С. 102-105.

278 Соколова В.А. Современные тенденции развития кадрового менеджмента // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2017. № 35. С. 30-33.

279 Аитов Д.Ф. Управление кадровыми инновациями: аутсорсинг персонала // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 10 (92). С. 12.

задач280.

Однако предприятиям, ориентированным на использование данного направления, нужно быть готовыми и к возможным рискам применения новой технологии. Рассмотрим преимущества и недостатки кадрового аутсорсинга, выделенные Терлецкой В.А. (таблица 1).

Таблица 1 - Недостатки и преимущества кадрового аутсорсинга281

Недостатки Преимущества

Недостаточность возможностей управляющего воздействия Возможность концентрации ресурсов на основной задаче

Недостаточный уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании Возможность привлечь лучших специалистов и максимизировать эффективность

Снижение эффективности и увеличение затрат на обслуживание Возможность снижения затрат на собственный персонал

Стоимость и качество услуг, оказываемых аутсорсинговой компанией Стимуляция процесса упорядочивания и структуризации организации

Риск утечки информации конфиденциального характера Большая часть рисков, связанных с делегируемой функцией ложится на аутсорсера

Таким образом, компании-заказчику стоит взвешенно подходить к принятию решения о целесообразности передачи части бизнес-функций аутсорсинговой компании, так как кроме преимуществ, существуют и значимые риски. Необходимо просчитать все экономические сценарии и материальные выгоды при переходе на аутсорсинг, сравнить собственные ресурсы с ресурсами компаний-аутсорсеров, проанализировать рынок и провести тендер среди выбранных аутсорсинговых компаний.

Анализируя основные факторы, сдерживающие активное развитие аутсорсинга в нашей стране, целесообразно выделить узкие места в законодательной базе и правовом регулировании рынка аутсоринга; слабая институциональная поддержка; нехватка сведений о наличии услуг исполнителей; недостаток профессиональных кадров в сфере аутсорсинга; боязнь утечки информации, как со стороны поставщиков услуг; так и со стороны заказчиков, ожидание значительного снижения издержек и быстрого результата, неправильные расчеты эффективности аутсорсинга; разобщенность на рынке аутсорсинговых услуг; отсутствие долгосрочных стратегий планирования у большей части хозяйствующих субъектов; ментальный фактор (недоверие поставщикам, внутреннее сопротивление инновациям и т.п.). К другим серьезным препятствиям развития аутсорсинга в России следует отнести сомнительные эффекты от использования аутсорсинга в плане снижения издержек обслуживания бизнес-процесса;

280 Соколова В.А. Современные тенденции развития кадрового менеджмента // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2017. № 35. С. 30-33.

281Терлецкая В.А. Развитие услуг кадрового аутсорсинга в Российской Федерации // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2017. № 32. С. 81-85.

недоверие специалистам со стороны; боязнь раскрытия коммерческих тайн организации (закрытость организации); отсутствие «лучших практик» аутсорсинга в России; сложность контроля эффективности работы

98?

аутсорсингового персонала .

Итак, аутсорсинг - это способ оптимизации бизнеса за счет передачи отдельного функционального сектора в руки сторонней организации, вследствие чего компания может полностью сосредоточить свое внимание на основных бизнес-процессах, не отвлекаясь при этом на побочные вопросы. Одним из наиболее востребованных направлений передачи функционала является аутсорсинг персонала: массовые сокращения персонала и сокращения бюджетов привели руководителей компаний к принятию того факта, что использование услуг кадрового аутсорсинга значительно дешевле, проще и эффективнее содержания целого штата собственных HR-специалистов. Центральным преимуществом аутсорсинга является минимизация временных и финансовых затрат путем высвобождения большого количества материальных, нематериальных и человеческих ресурсов. Однако существуют и факторы, препятствующие активизации кадрового аутсорсинга: так, наличие у аутсорсера высокооплачиваемых специалистов не позволит уменьшить издержки на фонд оплаты труда; вертикальная структура интеграции российских организаций усложняют управление высокотехнологичными работами в отличие от диверсифицированного и высокоспециализированного западного производства; инертность мышления руководства организаций приводит к тому, что аутсорсинг применяется только для снижения издержек, хотя его основная задача - это передача непрофильной функции, что снижает общую эффективность технологии.

Но не смотря на недостатки аутсорсинга и сомнение его стабильного и качественного удовлетворения потребностей фирм-заказчиков, это хороший способ оптимизации бизнеса и сокращение затрат.

Использованные источники:

1. Аитов Д.Ф. Управление кадровыми инновациями: аутсорсинг персонала // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 10 (92). С. 12.

2. Грунистая О.С. Кадровый аутсорсинг как новая технология в управлении персоналом // Science Time. 2014. № 7. С. 82-86.

3. Ерёмичева О.Н. Кадровый аутсорсинг в управлении современной бизнес -средой // Сетевой научный журнал ОрелГАУ. 2016. № 2 (7). С. 174-177.

4. Ловчикова Е.И., Савкин В.И., Солодовник А.И. Институциональные проблемы и перспективы развития кадрового аутсорсинга // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2017. № 2 (65). С. 8589.

282 Аитов Д.Ф. Управление кадровыми инновациями: аутсорсинг персонала // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 10 (92). С. 12.

5. Паевская А.А., Короткова А.Н., Власенко В.Е. Аутсорсинг персонала в управлении компанией // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 3-1 (71). С. 102-105.

6. Панчук Е.Ю., Маринов П.А. Аутсорсинг персонала как средство повышения эффективности кадровой политики // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2016. № 1. С. 428431.

7. Пеша А.В., Перина Д.В. Аутсорсинг подбора персонала в России: анализ и тенденции развития // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 4. С. 38.

8. Соколова В.А. Современные тенденции развития кадрового менеджмента // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2017. № 35. С. 3033.

9. Терлецкая В.А. Развитие услуг кадрового аутсорсинга в Российской Федерации // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2017. № 32. С. 81-85.

10. Ловчикова Е.И., Савкин В.И., Солодовник А.И. Институциональные проблемы и перспективы развития кадрового аутсорсинга // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2017. № 2 (65). С. 8589.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.