Научная статья на тему 'Аутсорсинговый сегмент HR - рекрутинговые агентства'

Аутсорсинговый сегмент HR - рекрутинговые агентства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
HR / РЕКРУТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА / КАДРОВОЕ АГЕНТСТВО / АУТСОРСИНГ / АУТСОРСИНГОВЫЙ СЕГМЕНТ / АУТСОРСИНГ ПЕРСОНАЛА / АУТСОРСИНГОВЫЕ УСЛУГИ / АУТСОРСИНГОВАЯ КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конобеева Алла Борисовна, Лошков Борис Дмитриевич, Сулимов Николай Юрьевич

Российский рынок уникален в своем роде, он требует определенного формата ведения бизнеса и большого терпения. На сегодняшний день услуги аутсорсинга делают рынок гибче, и те, кто смог приспособиться, разработать индивидуальный подход, тот приобрел большие преимущества, в том числе, смог получать неплохую прибыль, предлагая и осуществляя аутсорсинг компании крупным клиентам. Услуги аутсорсинга для российских предприятий достаточно новая организационная схема работы (бизнес процессов), и такой подход к рабочему процессу эффективен и позволяет адаптировать бизнес в быстро меняющихся условиях экономики. Использование услуг аутсорсинга позволяет руководству компании использовать при реализации бизнес-процессов инновационные технологии, что способствует повышению конкурентоспособности организации. Передача части функционала компании на аутсорсинг должна базироваться на результатах анализа рыночного сектора, а также на состоянии отечественной и мировой экономики. Основная задача аутсорсинга определяется авторами статьи, как возможность перенести за рамки бизнеса непрофильные и узкоспециализированные направления деятельности организации. В статье определяется роль кадровых агентств на рынке рабочей силы. Знание особенностей отрасли, квалификационных требований к вакансии, а также умение правильно оценить психическое состояние и личные качества будущего сотрудника, позволит в полной мере удовлетворить требования заказчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинговый сегмент HR - рекрутинговые агентства»

Аутсорсинговый сегмент HR-рекрутинговые агентства

Конобеева Алла Борисовна

доцент, к.с.-х.н, Одинцовский филиал МГИМО МИД РФ, a.konobeeva@odin.mgimo.ru

Лошков Борис Дмитриевич

старший научный сотрудник, Образовательно-научного центра «Менеджмент», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», rimma.48@mail.ru

Сулимов Николай Юрьевич,

Бакалавр, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В kolyasikk@bk.ru

Плеханова»,

Российский рынок уникален в своем роде, он требует определенного формата ведения бизнеса и большого терпения. На сегодняшний день услуги аутсорсинга делают рынок гибче, и те, кто смог приспособиться, разработать индивидуальный подход, тот приобрел большие преимущества, в том числе, смог получать неплохую прибыль, предлагая и осуществляя аутсорсинг компании крупным клиентам. Услуги аутсорсинга для российских предприятий - достаточно новая организационная схема работы (бизнес процессов), и такой подход к рабочему процессу эффективен и позволяет адаптировать бизнес в быстро меняющихся условиях экономики.

Использование услуг аутсорсинга позволяет руководству компании использовать при реализации бизнес-процессов инновационные технологии, что способствует повышению конкурентоспособности организации. Передача части функционала компании на аутсорсинг должна базироваться на результатах анализа рыночного сектора, а также на состоянии отечественной и мировой экономики. Основная задача аутсорсинга определяется авторами статьи, как возможность перенести за рамки бизнеса непрофильные и узкоспециализированные направления деятельности организации.

В статье определяется роль кадровых агентств на рынке рабочей силы. Знание особенностей отрасли, квалификационных требований к вакансии, а также умение правильно оценить психическое состояние и личные качества будущего сотрудника, позволит в полной мере удовлетворить требования заказчика.

Ключевые слова: HR, рекрутинговые агентства, кадровое агентство, аутсорсинг, аутсорсинго-вый сегмент, аутсорсинг персонала, аутсорсин-говые услуги, аутсорсинговая компания.

В России аутсорсинг персонала позволяет перераспределить часть функционала сотрудников организации аутсорсинговой компании, тем самым способствуя экономии финансовых, временных и людских ресурсов, также это поможет коллективу предприятия направить весь свой потенциал на повышение эффективности реализации основных бизнес-процессов. В результате, компания может сконцентрироваться на поиске новых партнеров, технологий, направлений и рынков. На данный момент аутсорсинг персонала представляет собой рентабельное внедрение арендованного штата специалистов в производственный процесс практически любого предприятия.

По определению, приведенному в своде лучших практик аутсорсинга IAOP OPBoK (Outsourcing Professional Body of Knowledge), аутсорсинг является долгосрочным, ориентированным на результат сотрудничеством с внешним поставщиком услуг. Это означает, что:

1) услуги, приобретаемые потребителем, представляют собой результат отдельного или нескольких видов деятельности, либо сквозного бизнес-процесса;

2) на аутсорсинг передаются, в основном, бизнес-процессы, которые являются вспомогательными и не составляют конкурентных преимуществ организации;

3) функционал, представляемый по аутсорсингу, ранее осуществлялся самой организацией.

Аутсорсинг (англ. outsourcing: out - внешний, находящийся за пределами, source - источник) - комплекс мероприятий, направленных на передачу предприятием определенных процессов и функций другой организации. В общем аутсорсинг - это использование посторонних ресурсов.

Основные признаки аутсорсинга:

- наличие контракта о передаче функций;

- долгосрочность соглашения (более года);

- передача лишь неосновных (непрофильных) операций;

- вероятность передачи бизнес-процессов (бухгалтерский учет, подбор персонала, техническое обслуживание) [5].

Аутсорсинговая компания - это организация, которая предлагает свои услуги по выполнению работ в различных сферах бизнеса.

Аутсорсинговые услуги - это выполнение части работ, которые предприятие доверяет сторонней организации на долгий период времени.

Аутсорсинг персонала - вовлечение к работе профессионалов внешней аутсор-синговой организации для выполнения различных работ. Заказчику услуги это приносит немало выгод - реальная экономия, нет необходимости вводить в штат единицу для исполнения определенных функций, какие носят непостоянный нрав. Кроме экономии, использование сотрудников аутсорсинговой организации без найма, дозволяет не увеличивать свой штат, тем самым оганизация не выходит за определенные рамки и сохраняет налоговые льготы.

Развитие индустрии услуг и аутсорсинга в России базируется в основном на инициативе и усилиях самих игроков рынка. В результате кризиса 1998 года был практически уничтожен российский рынок IT-технологий. В тоже время в мире активно стал формироваться интерес к использованию аутсорсинга, как средства сокращения расходов на информационные технологии.

В настоящий момент доля России на мировом рынке аутсорсинга услуг достаточно мала, и остается известной специалистам и заказчикам услуг в основном за счет активного развития и продвижения «оффшорного программирования» (разработка программного обеспечения на заказ). Также следует отметить, что уровень развития аутсорсинга и индустрии услуг внутри страны также значительно отстает от желаемого и необходимого. Это объясняется низким уровнем развития конкуренции, а также слабой интеграцией в мировую экономику.

Для решения этих проблем необходимо вести целенаправленную работу по развитию рыночной конкуренции и снижению роли государственных монополий, формированию экономики услуг, усилить работу поддержке малого и среднего бизнеса,

О

3

ю

5

* 2

сч cJ

£

Б

а

2 ©

поддержке и стимулированию российских предприятий, работающих на зарубежных рынках. На данный момент в государстве сформировались объективные и субъективные предпосылки, а также имеются все необходимые и достаточные условия. Растет число проектов по повышению эффективности бизнеса через сервисную организацию и аутсорсинг. Огромный потенциал российского аутсорсинга сформирован в сфере корпоративных сервисных центров. В прошлом году коммерческий рынок аутсорсинга, включая 1Т-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов, оценивался экспертами в $3,5-4 млрд. В дальнейшем учет оборотов только «инсорсинговых» центров крупных российских предприятий позволит увеличить данный показатель в 3-3,5 раза.

В связи этим, потенциал российского рынка корпоративных услуг и аутсорсинга уже сегодня можно оценить в $1112 млрд. В современных экономических реалиях данный потенциал может реализоваться только путем эффективного развития корпоративных центров обслуживания и «инсорсинговых» компаний, через вывод их на открытый рынок, создание совместных предприятий с поставщиками услуг или через иные известные модели организации сорсинга.

Привлечение аутсорсера позволяет организации сократить затраты на содержание дополнительной структуры и штата работников, снизить транзакционные издержки. С учетом потребностей компании и конкретного временного промежутка постоянные издержки могут трансформироваться в переменные. Для обеспечения эффективности реализации поставленных стратегических задач необходимо иметь возможность сконцентрировать ресурсы на основных бизнес-процессах, усилении контроля, а также поиске возможных путей внедрения новых технологических или управленческих операций. Аутсорсинг дает возможность руководству компании достичь поставленных целей.

Аутсорсинг позволяет использовать в обеспечении реализации бизнес-процессов инновационные технологии. Если в штатном расписании предприятия отсутствуют специалисты необходимой квалификации, их можно привлечь по программе аутсорсинга, при этом качество обслуживания в случае привлечения аутсорсера значительно возрастет, по причине того, что сторонняя компания осуществляет контроль предоставляемых по контракту работ.

Кадровые агентства в настоящее время весьма распространены, и практически весь рынок рабочей силы осуществляют контроль именно они. Осталось очень немного соискателей, которые самостоятельно ищут место работы или работника и никогда до этого прежде не пользовались услугами такой структуры, как кадровое агентство. Рекрутинговые агентства

- это штат таких менеджеров, занятых поиском работников и мест работы. Безусловно, в их составе имеются и другие специалисты, однако наименование собственное данные компании приобрели именно из-за них - рекрутеров, которые собирают информацию о свободных вакансиях и нетрудоустроенных людях, ищущих работу. Рекрутинговые агентства

- это компании, создающие базы данных организаций и имен, куда обращаются работодатели, сохраняя перечень вакантных должностей, пожелания к кандидату и описание условий работы.

Агентство рассматривает уже имеющиеся у них в базе резюме, проводит собеседования, фиксирует их результаты, составляет психологические и профессиональные картины характеров претендентов, в дальнейшем передает итоги работы фирме-заказчику. Если претенденты на вакансию не подошли, поиск соискателя выходит за рамки внутренней базы на сайты поиска работы, изучаются объявления в разных источниках. Данная услуга позволит соискателю сэкономить время при подборе вакансий, не подходящих ему по тем или иным причинам. Такая услуга удобна тем, кто на момент поиска все еще продолжает работать в другом месте, но планирует сменить свою занятость на более комфортные и подходящие условия. Также это оптимальный вариант для тех, кто не может найти работу самостоятельно.

Для осуществления процедуры подбора персонала необходимо разбираться в отрасли, а также знать квалификационные требования к вакансии. Данная информация позволит правильно оценить, насколько кандидат подходит на должность. Помимо профессиональных качеств, знаний и умений необходимо оценить психическое состояние и личные качества будущего сотрудника, знать психологию личности, уметь предлагать услугу.

Виды аутсорсинга:

1. Производственный аутсорсинг характеризуется передачей производственных функций сторонней компании. Например, издательства, использующие производственные мощности типографии. Компания передает бизнес-процес-

сы, не относящиеся к ее основной деятельности, в ведение сторонней организации, тем самым осуществляя их аутсорсинг. Пример -аутсорсинг бухгалтерских услуг.

2. IT-аутсорсинг. Информационные системы организации передаются на обслуживание организациям, занимающимся технической поддержкой и программным обеспечением. В перечне передаваемых функций могут быть: создание сайтов, поддержка ПО или его разработка, обслуживание компьютерной и сопутствующей техники.

3. Услуга HR-аутсорсинга подразумевает передачу ряда функций по поддержке процессов управления персоналом на аутсорсинг внешнему провайдеру. Решение является хорошим для компаний, для которых выделение полной штатной единицы HR менеджера нецелесообразно по фактору относительно небольшого объема работы либо проектного характера задач.

Преимущество HR-аутсорсинга содержится в том, что оно делает услуги квалифицированных специалистов доступными небольшим организациям благодаря формату частичной занятости (part time) и способности избрать лучший комплект самых нужных услуг и, как последствие, величину издержек на решение задач.

Проект HR аутсорсинга предусматривает исполнение на постоянной основе пакета из любого комплекта последующих функций:

- Помощь менеджмента по вопросам управления персоналом, коучинг,

- внешнее управление персоналом или отдельными элементами системы,

- осуществление подбора персонала и контроля прохождения адаптации,

- управление мотивацией персонала и эффективностью труда,

- оценка и развитие персонала в согласовании со стратегией организации,

- управление кадровым резервом,

- расчет заработной платы,

- ведение кадрового делопроизводства.

Принимая решение о передаче неких функций на аутсорсинг, не стоит доверять только лишь опыту западных коллег, а следует брать в расчет общее положение экономики и положение целевого рыночного сектора. Однако невозможно быть убежденным на все сто процентов в успехе данной организации, чему виной некоторые особенности, присущие аутсорсингу как развивающемуся направлению бизнеса.

Главная задача аутсорсинга - перенести за рамки бизнеса непрофильные и узкоспециализированные направления деятельности.

Существуют основные недостатки, которые могут помешать компании достигнуть желаемой цели посредством аутсорсинга:

- рост расходов, связанных с тем, что организация отдает слишком много процессов на аутсорсинг;

- внедрение системы аутсорсинга требует тщательного расчета расходов и сопоставления их с ожидаемым экономическим эффектом;

- рост транзакционных издержек;

- возможность банкротства компа-нии-аутсорсера;

- возможность потери контроля над выполнением переданных на аутсорсинг процессов;

- снижение управленческой гибкости;

- сосредоточение концентрации технологических процессов в одном месте и потеря гибкости компании в определенных бизнес-процессах;

- отсутствие четкой законодательной базы аутсорсинга.

На данный момент в России уже сформировалось определенное понимание того, что такое аутсорсинг, но это, в свою очередь, породило очень много ошибочных стереотипов: не все организации понимают, что аутсорсинг - это не найм сотрудников «со стороны», это новое направление в бизнесе, это настоящее сотрудничество в конкретной сфере.

При помощи аутсорсинга легче увеличивать мощности и наращивать долю рынка. Аутсорсинговая организация оказывает поддержку и полное обслуживание определенного процесса, а значит, фирме-заказчику проще сконцентрироваться на развитии [3].

Крупные российские компании уже оценили достоинства аутсорсинга, особенно в сфере 1Т-технологий и подбора

персонала. Долгосрочное заключение контрактов на передачу функций позволяет из года в год уменьшить издержки.

Поддержка государства и государственных институтов является необходимым условием обеспечения выхода российских сервисных компаний на глобальные рынки, в результате чего в ближайшем будущем можно получить следующие ощутимые социально-экономические эффекты:

• увеличение количества современных высокомаржинальных сервисных компаний-поставщиков услуг аутсорсинга для российских и зарубежных заказчиков;

• рост числа профессионалов, занятых в инновационной индустрии услуг и аутсорсинга;

• увеличение количества российских предприятий и организаций, включая госсектор и органы государственной власти, перешедших от «натурального хозяйства» на современную сервисную организацию;

• вывод из предприятий непрофильных подразделений;

• повышение эффективности труда в российской экономике с одновременным снижением уровня экономической коррупции.

Литература

1. Одегов Ю.Г., Долженкова Ю.В., Малинин С.В. Аутсорсинг в управлении персоналом: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: / - М.: Юрайт, 2015. - 389 с.

2. Петров М.А., Тестова В.С. Аутсор-тинг в работе с персоналом: Учебное пособие: / - СПб.: СПбГЭУ, 2014. - 51 с.

3. Пятый Уральский Клининговый Форум // http://uralcleanforum.ru/stati/ problemy-rossiyskogo-autsorsinga

4. DASGROUP PROFESSIONAL // http:/ /www.autsorsing.net/uslugi-autsorsinga-v-segmente-rossijskogo-rynka/

5. Distanz // http://distanz.ru

The outsourced personnel segment -recruitment agency

Konobeeva A.B., Loshkov B.D., Sulimov N.Yu.

Odintsovo Campus of MGIMO University, RGU im. G.V. Plekhanov

The Russian market is unique in own way, it demands a certain format of business and great patience. Today services of outsourcing do the market more flexible, and those who could adapt, develop individual approach, that has gained big advantages, including, could get quite good profit, offering and carrying out outsourcing of the company to large customers. Outsourcing services for Russian enterprises are quite a new organizational scheme of work (business processes), and this approach to the workflow is effective and allows you to adapt the business in a rapidly changing economy conditions.

The use of outsourcing services allows the company's management to use innovative technologies in the implementation of business processes, which contributes to the competitiveness of the organization. The transfer of part of the company's functional to outsourcing should be based on the results of the analysis of the market sector, as well as on the state of the domestic and global economy. The main task of outsourcing is defined by the authors of the article as an opportunity to transfer non-core and highly specialized directions of the organization's activities beyond the scope of business.

The article defines the role of employment agencies in the labor market.

Knowledge of the specifics of the industry, the qualification requirements for the vacancy, as well as the ability to properly assess the mental state and personal qualities of the future employee, will fully meet the requirements of the customer.

Key words: HR, recruiting agencies, recruitment agency, outsourcing, outsourcing segment, personnel outsourcing, outsourcing services, outsourcing company.

References

1. Odegov Yu.G., Dolzhenkova Yu.V., Malinin S.V.

Outsourcing in personnel management: Textbook and workshop for undergraduate and graduate students: / - M .: Yurayt, 2015. -389 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Petrov MA, Testova VS Outsourcing in the work

with the staff: Textbook: / - SPb .: SPbGEU, 2014. - 51 p.

3. Fifth Ural Cleaning Forum // http:// uralcleanforum.ru/stati/problemy-rossiyskogo-autsorsinga

4. DASGROUP PROFESSIONAL // http:// www.autsorsing.net/uslugi-autsorsinga-v-segmente-rossijskogo-rynka/

5. Distanz // http://distanz.ru

О

3

Ю

s

v 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.