РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И МАРКЕТИНГ
А.А. Кизим, Н.О. Старкова, О. В. Михайлюк
АУТСОРСИНГ ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация
В статье рассмотрена проблема повышения интеллектуального потенциала и конкурентоспособности современных предприятий за счет передачи на аутсорсинг основных производственных функций. Предложена оригинальная модель управления интеллектуальными активами предприятия, применяющего аутсорсинг бизнес-процессов.
Annotation
The article is devoted to the problem of increasing the intellectual capacity and competitiveness of modern russian businesses by outsourcing of their key-business functions. The author habi developed and proposed a model for managing intellectual assets of enterprise, transferring business processes to outsource.
Ключевые слова
Аутсорсинг, интеллектуальные активы, информационные ресурсы, модернизация, интеллектуальный потенциал, конкуренция
Key words
Outsourcing, intellectual assets, information resources, modernization, intellectual potential, competition.
В последнее десятилетие российская экономика начала приобретать рыночный характер, что позволило Президенту РФ Д.А. Медведеву в 2010 г. взять уверенный курс на модернизацию. В январе 2011 г. инициативу России подхватил Президент США Б. Обама, провозгласив курс на модернизацию и поддержку инноваций, что, по его мнению, сможет стимулировать экономический рост, сделать страну менее зависимой от импорта иностранного сырья и одновременно справиться с безработицей [1]. Реально оценивая современное состояние мировой экономики, переживающей затяжной финансовый кризис, можно предположить, что вслед за двумя мировыми державами к процессу модернизации могут присоединиться и другие страны, разные по уровню как
социально-экономического, так и научно-технического развития.
В данном контексте модернизация современной российской экономики уже не будет являться исключительно национальным вопросом, а будет осуществляться в условиях межстрановой конкуренции [4]. Это в свою очередь предполагает актуализацию проблемы поиска адекватных и эффективных путей модернизации отечественной экономики, и прежде всего, отдельных ее хозяйствующих субъектов.
Одним из средств, позволяющих уравнять возможности разных по масштабам и потенциалу предприятий на приобретение и внедрение информационно-интеллектуальных ресурсов, полностью отвечающих требованиям современного рынка, является аутсорсинг.
Передача профессиональных функций сторонним организациям уже давно широко применяется в практике как зарубежного, так и российского бизнеса. Самыми популярными сферами применения аутсорсинга на сегодняшний день являются: бухгалтерия, инфраструктура информационных технологий, юридическая, передача бизнес-процессов различного характера. Лидирует среди распространенных видов бухгалтерский аутсорсинг. Процесс ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на аутсорсинг в Европе передают 86 % компаний, в США - 92 %, в Израиле - 96 % [3]. При этом в практике применения аутсорсинга в современном бизнесе чаще всего речь идет о передаче сторонней организации вспомогательных текущих и рутинных функций, в принципе не увеличивающих конкурентных преимуществ фирмы, а позволяющих просто осуществлять вспомогательную деятельность за счет использования профессионального ресурса внешней организации (контрагента). Основные производственные функции большинство фирм предпочитают выполнять самостоятельно, в то время как их передача на аутсорсинг может стать фактором, способным повысить интеллектуальный потенциал предприятия за счет использования информационноинтеллектуальных ресурсов более опытного в своей сфере контрагента.
С точки зрения повышения конкурентоспособности и развития интеллектуального потенциала современных российских предприятий, степени их вовлечения в процесс модернизации существенный интерес вызывает аутсорсинг информационно-интеллектуальных ресурсов и функций производственного, рыночного и информационно-технологического характера. Это возможно в первую очередь при условии наличия у предприятия высокоэффективного организационно-управленческого ресурса, способного опреде-
лять, какие функции эффективнее осуществлять самостоятельно, какие целесообразно передать на аутсорсинг а также грамотно осуществлять координацию действий и взаимоотношений контрагентов и оценивать их финансовую эффективность. Неотъемлемым условием эффективного функционирования современного динамично развивающегося предприятия является выделение процесса управления интеллектуальными активами в отдельную подсистему, способную осуществлять преобразование всей совокупности информационных ресурсов, накапливаемых на фирме, в том числе и контрагентами , в активы конкурентоспособности фирмы, тем самым существенно повышая стоимость ее бизнеса.
Место подсистемы управления интеллектуальными активами предприятия, использующего в своей деятельности информационно-интеллек-
туальные ресурсы внешних организаций, и ее функциональный состав описывает предлагаемая в статье модель. Новизна модели заключается в модернизации принципиального подхода к формированию внутрифирменной системы управления интеллектуальными активами современного отечественного предприятия путем использования в качестве одного из источников создания интеллектуальной базы предприятия процесс передачи основных бизнес функций на аутсорсинг. В представленной на рисунке системе управления интеллектуальными активами предприятия, передающего бизнес-процессы на аутсорсинг, осуществлена формализация процесса вовлечения в систему управления интеллектуальными активами системных элементов - контрагентов, которые в отличие от внутренних подсистем управления предприятия, участвуют в формировании базы внутренних информационных ресурсов, одновременно являясь самостоятельными
потребителями информации из внешних источников.
В общем виде модель управления интеллектуальными активами предприятия, передающего бизнес-процессы на аутсорсинг, может быть представлена следующим образом (рис.). Основные структурные элементы модели подразделяются на составляющие внутренней и внешней среды предприятия. К элементам внутренней среды предприятия относятся: подсистема управления интеллектуальными активами, взаимосвязи этой подсистемы с другими подсистемами управления предприятия, а именно с системой управления фирмы и с ее управляемыми подсистемами (производственной, маркетинговой, финансовой, подсистемами управления НИОКР, контрактами, персоналом), процесс формирования и использования интеллектуальных активов, внутренние интеллектуальные активы, способствующие формированию потенциала для модернизации. К элементам внешней среды предприятия относятся: контрагенты, передающие основные функции внутренним подсистемам управления предприятия, внешние информационные ресурсы и интеллектуальные продукты, формирующие конкурентные преимущества предприятия.
Ресурс для формирования интеллектуальных активов предприятия -внутренняя и внешняя информация. Запасы такой информации аккумулируются внутри предприятия, в то время как источником ее генерирования и местом сбора служит внутренняя и внешняя среда фирмы [2, с. 77]. Участие в формировании базы внутренних информационных ресурсов принимают все подсистемы управления предприятия. Они же являются потребителями внутренних интеллектуальных активов.
В большинстве случаев использование интеллектуальных активов в бизнес-процессах фирмы неразрывно связано с другими видами активов. Ка-
ждая подсистема управления предприятия в процессе своего функционирования генерирует и использует информационно-интеллектуальные ресурсы и активы, непосредственно относящиеся к ее функциональному содержанию. Так, подсистема управления финансами генерирует информацию, в большей степени относящуюся к процессу движения денежных средств. Поэтому подавляющее большинство информационных ресурсов, формируемых данной подсистемой, касается преимущественно денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств предприятия, а также финансовых отношений, возникающих у предприятия с внешними контактными аудиториями. Подсистема управления производством и НИОКР генерирует информацию, касающуюся в основном преобразования свойств и состояния материальных объектов в процессе производства продукта. Большая часть информации о потребностях рынка и способах их удовлетворения накапливается в процессе функционирования маркетинговой подсистемы, сведения о личных знаниях и эмоционально-психоло-гических качествах сотрудников, а также способах их наиболее рационального использования создаются, как правило, при осуществлении деятельности подсистемой управления персоналом.
Особое значение для применения модели аутсорсинга бизнес-процессов имеет наличие на предприятии подсистемы управления контрактами, способной генерировать информацию, регламентирующую и регулирующую взаимоотношения между подсистемами, функции которых осуществляют контрагенты, и другими подсистемами управления предприятия, таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность процессу их взаимодействия. Это, однако, не говорит о том, что каждая подсистема может быть генерато-
ром только той информации, которая имеет непосредственное отношение к сфере ее функциональной деятельности и которая может быть впоследствии преобразована в интеллектуальные активы, касающиеся компетенции лишь конкретной подсистемы. Любая подсистема управления предприятием может
создавать информацию, выходящую за рамки своей компетенции. Вся аккумулируемая таким образом информация образует информационные ресурсы предприятия. Эта информация впоследствии может быть трансформирована в интеллектуальные факторы функционирования любой другой подсистемы.
Предпри- Предпри-
ятие 1 ятие 2
Предприятие 3
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
Управление
организацией
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
Внут- Потен-
ренние циал
интел- — для мо-
лекту- дерни-
альные зации
активы
Интеллектуальные продукты
Конкурентные
преимущества
Рис. 1. Модель управления интеллектуальными активами предприятия, передающего бизнес-процессы на аутсорсинг
Выделение в рассматриваемой модели подсистемы управления интел-
лектуальными активами не имеет целью каким-либо образом дублировать функ-
ции каждой из подсистем управления предприятием, относящиеся к их компетенции. Для каждой подсистемы информационно-интеллектуальные факторы являются либо ресурсами, либо побочными продуктами. То же самое касается и подсистем, функции которых осуществляются по договору аутсорсинга.
Аутсорсинг процесса управления производственными технологиями и НИОКР позволит внедрить в систему управления предприятием функции, связанные с созданием и использованием знаний по формированию и идентификации информации о преобразовании состояния и свойств материальных ресурсов в процессе производства продуктов и услуг. В состав этих функций входит формирование базы знаний и условий, необходимых для развития инновационной деятельности. От качества организации и осуществления конра-гентом этой деятельности зависит появление новых продуктов внутри предприятия, изобретений, модернизация уже существующих продуктов, а также методов и способов их изготовления, создание ноу-хау, внедрение рационализаторских предложений и т. д. С этой точки зрения совокупность действий по организации инновационного процесса и обеспечение условий достижения высокого качества его осуществления включают: организацию процесса развития научных и технических знаний специалистов; формирование информационно-интеллектуальной среды, способствующей генерированию новых идей, развитию творчества, изобретательности, рационализаторства.
Информационные ресурсы, используемые подсистемой управления НИОКР и технологическими инновациями, формируются изначально из источников как внутренней, так и внешней информации. Значительное влияние на развитие инновационного процесса и прочей деятельности, осуществляемой
данной подсистемой управления интеллектуальными активами, оказывает
именно внешняя информация, характеризующая общее состояние развития науки и техники, изменение рыночного спроса и причины этого изменения, информация о появлении принципиально новых материальных ресурсов, продуктов, технологий, ноу-хау, новых знаний, сведения об изменениях в законодательстве и политике. В этой связи важной функцией управления НИОКР и технологическими инновациями становится формирование интеллектуальной базы, позволяющей осуществлять поиск путей наибольшего соответствия имеющихся внешних и внутренних информационных ресурсов в процессе реализации инновационной и производственной деятельности.
Для того чтобы современное предприятие могло успешно адаптироваться и удержать свои позиции в постоянно изменяющейся внешней бизнес-среде, управление НИОКР и технологическими инновациями должно обеспечивать поддержание материально-технической, производственной и интеллектуальной базы фирмы таким образом, чтобы в случае возникновения необходимости иметь возможность задействовать эти ресурсы при разработке и производстве той продукции, на которую в данный момент рынок предъявляет максимальный спрос.
Аутсорсинг процесса управления информационными системами и технологиями подразумевает осуществление контрагентом деятельности по формированию на предприятии системы методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения и представления информации на основе использования технических средств. К основным функциям, которые передаются предприятию по данному виду аутсорсинга, относятся: разработка и использование технологий получения, обработки, анализа, интерпретации первичной инфор-
мации, проектирование информационных потоков, формирование и поддержание информационной базы предприятия, разработка методов и способов ее рационального использования, структуризация всей необходимой информации для обеспечения эффективного функционирования фирмы. Главным условием осуществления этих действий является их согласованность с целями фирмы и особенностями ее организационной среды, а также соблюдение соответствия изменениям, происходящим во внешней среде функционирования предприятия.
Информационная база любого предприятия должна состоять из такого количества информации, которое необходимо для обеспечения его эффективного функционирования. Важнейшая функциональная обязанность подсистемы управления информационными системами - достижение оптимальности этого соответствия. Это объясняет тот факт, что именно данный вид аутсорсинга занимает лидирующие позиции в рейтинге популярности. Не каждое предприятие под способно обеспечить эффективность управления информационными системами и технологиями, используя собственные активы. Для достижения этой цели необходимо на профессиональном уровне организовать осуществление процесса накопления и развития знаний относительно технологий программирования, выбор для внутрифирменного использования наиболее приемлемого программного обеспечения и удовлетворяющей ему технической базы, создание и приобретение извне информационных ноу-хау, обеспечение условий для бесперебойной работы пользователей с информационной средой.
Рациональность использования информационных ресурсов зависит от качества реализации таких функций, как: выделение каналов для специализированной информации, в большей
степени, относящейся к компетенции конкретных подразделений фирмы, селекция и группировка информационных ресурсов по степени значимости и секретности, определение и разрешение возможности доступа к определенным базам данных конкретным подразделениям или отдельным пользователям в соответствии с характером и спецификой выполняемой ими деятельности. Осуществление данных действий обеспечивает максимальную сохранность информационных ресурсов предприятия и повышает эффективность ее использования.
Основное содержание аутсорсинга процесса управления маркетингом раскрывается в виде совокупности действий, связанных с формированием знаний, позволяющих создавать прямые и обратные информационные каналы, осуществляющие обмен, обработку и преобразование рыночных и корпоративных информационных потоков в инструменты повышения эффективности и максимизации удовлетворения определенных потребностей рынка. К основным функциям управления маркетингом относятся: формирование внешнего
имиджа фирмы, сбор, анализ данных и оценка на их основе репутации и влиятельности фирмы, ее поддержание и корректировка методами связей с общественностью, сбор, обработка и анализ рыночной внешней и внутренней информации для создания узнаваемого имиджа товара, разработки ценовой политики и системы стимулирования сбыта посредством манипуляций с ценой товара, формирование и развитие распределительных каналов, системы послепродажного обслуживания, расширения ассортимента услуг, развитие прямых и обратных коммуникационных каналов с внешними контактными аудиториями. К числу первоочередных мероприятий, направленных на развитие распределительных и коммуникационных каналов фирмы, следует отнести
организацию и проведение рекламных кампаний, выставок, ярмарок, программ по стимулированию сбыта, личных продаж, прямого маркетинга, презентаций, а также специальных программ в СМИ.
Для эффективной реализации функций управления маркетингом сотрудники предприятия должны владеть специальными знаниями о рынке, направлениях, методах и способах его исследования, а также иметь знания, необходимые для формирования базы рыночных информационных ресурсов и создания системы по преобразованию этих ресурсов в интеллектуальные активы фирмы. В связи с этим для предприятия, передающего маркетинговые функций на аутсорсинг, важное значение имеют действия по созданию системы развития этих знаний. Они в свою очередь сопровождаются реализацией деятельности по стимулированию использования накопленных специалистами маркетинговых знаний в направлении создания технологий исследования рынка, маркетинговых ноу-хау, других рыночных интеллектуальных активов, увеличивающих интеллектуальный потенциал и аутсорсера, и потребителя его услуг.
Таким образом, представленный в оригинальной модели процесс передачи функций предприятия на аутсорсинг позволяет привлекать к формированию базы внутренних интеллектуальных ресурсов, помимо внутренних подсистем, сторонние организации, являющиеся профессионалами в сфере своей компетенции, а потому участвующие в процессе формирования интеллектуальной базы предприятия с наибольшей отдачей и эффективностью. Подсистема управления интеллектуальными активами реализует специфические функции по преобразованию накопленных внутренних информационных ресурсов во внутренние интеллектуальные активы, повышающие потенциал модернизации современных предприятий, внешние
интеллектуальные активы и интеллектуальные продукты, увеличивающие его конкурентные преимущества, что обусловлено особыми свойствами и возрастающей самостоятельной ролью интеллектуальных активов в деятельности современной фирмы. В дальнейшем разработанная модель может являться основой для более глубокой конкретизации и структуризации подходов к развитию системы управления современного предприятия, вовлеченного в процесс модернизации и инновационного развития.
Библиографический список
1. Ворошилов Д. Обама провозгласил курс на модернизацию и инновации / РИА Новости. URL: http://www.rian.ru/world/20110126/32640 2140.html (дата обращения: 02.05.2011).
2. Костецкий А., Старкова Н. Управление интеллектуальными активами / А. Костецкий, Н. Старкова. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2005. 317 с.
3. Кутузов Р. Какие функции предприниматели охотнее всего передают внешним исполнителям и выгодно ли это? / Forbes. URL: http://www.forbes.ru/forbes/issue/2009-07/7334-postoronnie (дата обращения
03.05.2011).
4. Пономарев И., Ремизов М., Караев Р. Модернизация России как построение нового государства: Независимый экспертный доклад URL: http://www.apn.ru/publications/article 22100.htm (дата обращения 29.04.2011.)
Bibliographic list
1. Voroshilov D. Obama declared the policy of modernization and innovation. RIA Novosti. URL:
http://www.rian.ru/world/20110126/32640 2140.html (date accessed- 02.05.2011).
2. Kostesky A., Starrova N. Management
of intellectual assets. / A. Kostetsky, N. Starkova. Krasnodar: Kuban state
University, 2005. 317 р.
3. Kutuzov R. What features entrepreneurs more readily be outsourced and whether it is profitable? / Forbes. URL: http://www.forbes.ru/forbes/issue/2009-07/7334-postoronnie (date accessed-
03.05.2011).
4. Ponomarev I., Remizov M, Karaev R. Modernization of Russia as the construction of a new state: Independent expert report. URL: http://www.apn.ru/publications/article 22100.htm (date accessed- 29.04.2011).