Научная статья на тему 'Аутсорсинг бизнес-процессов - предпосылка достижения предпочтительных конкурентных преимуществ'

Аутсорсинг бизнес-процессов - предпосылка достижения предпочтительных конкурентных преимуществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мхитарян А. А., Селина М. В.

В статье рассматривается понятие аутсорсинга бизнес-процессов в таких сферах деятельности предприятия, как финансы, бухгалтерский учет, человеческие ресурсы. Приводятся примеры, позволяющие оценить возможности аутсорсинга, а также его ценность для бизнеса. Показаны возможные риски, связанные с передачей на аутсорсинг ряда ключевых функций и операций предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors study the idea of business process outsourcing in such fields of enterprise activity as finance, accounting, human resources. Examples are given which allow to assess possibilities of outsourcing, its value for business. At the same time risks connected with outsourcing some key functions and operations are shown.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг бизнес-процессов - предпосылка достижения предпочтительных конкурентных преимуществ»

УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ

Д-р экон. наук А. А. Мхитарян М. В. Селина

АУТСОРСИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ - ПРЕДПОСЫЛКА ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

В статье рассматривается понятие аутсорсинга бизнес-процессов в таких сферах деятельности предприятия, как финансы, бухгалтерский учет, человеческие ресурсы. Приводятся примеры, позволяющие оценить возможности аутсорсинга, а также его ценность для бизнеса. Показаны возможные риски, связанные с передачей на аутсорсинг ряда ключевых функций и операций предприятия.

Аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing - BPO) можно определить как передачу одного или нескольких бизнес-процессов, требующих 1Т-ресурсов или автоматизации процессов, внешнему поставщику, который в свою очередь владеет, администрирует и управляет данными процессами.

В настоящее время многие компании ощущают конкуренцию со стороны других компаний, которые предоставляют более качественные услуги за меньшие деньги. Поэтому современная организация должна постоянно обновлять и изменять пути ведения своего бизнеса, а BPO дает ей возможность вести партнерские взаимоотношения с внешними поставщиками, специализирующимися в интересующих данную компанию направлениях, имеющих значительные опыт и знания.

Для того чтобы понять, насколько полезным может оказаться BPO для бизнеса, необходимо определить, какие факторы влияют на успех в высококонкурентной среде. Приведем основные из них:

- скорость получения и обработки информации о клиенте, качество и достоверность данной информации;

- возможность предоставления клиенту более качественной услуги за меньшие деньги;

- использование более дешевой рабочей силы, например, при обработке клиентских запросов или информации;

- наличие необходимой 1Т-инфраструктуры (базы) для выполнения специфических задач заказчика;

- возможность выполнять обработку данных 24 часа в сутки;

- возможность хранения больших объемов информации, например, данных о клиенте, а также наличие технической инфраструктуры, которая позволила бы эти данные правильно интерпретировать и своевременно использовать.

Рассмотрим конкретные примеры, чтобы убедиться в преимуществах, которые компании могут получить, используя BPO.

Широкое распространение в последнее время получил аутсорсинг бухгалтерских и аудиторских услуг. Так, в Индии сегодня существует большое количество компаний, которые несколько лет назад, правильно определив новые тенденции мирового рынка, а также потребность развитых стран в дешевой рабочей силе в сфере ведения бухгалтерских работ, разработали и внедрили специализированное программное обеспечение, которое позволило им вести бухгалтерские расчеты за весьма небольшие для заказчиков из США и Западной Европы деньги. Процесс передачи бухгалтерских данных для обработки выглядит примерно так: бухгалтер фирмы-заказчика загружает предварительно заполненные и отсканированные документы на какой-либо сервер, а в Индии работники, имея пароль доступа на этот сервер, скачивают оттуда всю необходимую информацию, обрабатывают ее (расчеты налогов, заработной платы, сведение балансов и т. д.) и выкладывают результаты своих работ на тот же сервер, откуда заказчик в любое время может ее скачать. При этом сохранность данных обеспечивается благодаря тому, что программа не позволяет индийским сотрудникам фирмы-поставщика сгрузить или распечатать какую-либо информацию.

Следует отметить, что в данном случае на аутсорсинг передается только самая простая работа, которая не требует от исполнителя высокой квалификации и опыта. В результате высвобождается время профессионалов, которые могут сосредоточиться на разработке сложных творческих стратегий в финансовой сфере, таких, как легальный уход от налогов или сокращение налогооблагаемой базы, выбор оптимального способа ведения бухгалтерских дел и т. д.

Соглаето статистике в 2003 г. около 25000 американских налоговых деклараций были обработаны в Индии. В 2004 г. их число увеличилось до 100000, а в 2005 г. их было уже 400000. Обслуживание в режиме аутсорсинга распространяется теперь не только на персональные декларации, но и на документы трастовых фондов, партнерств, корпораций и т. д. [2. С. 18, 56].

На примере рынка финансовых процессов рассмотрим существующие подходы к аутсорсингу.

Обычно договор на аутсорсинг включает все аспекты требований финансового департамента, а разработка политики и стратегий на будущее остается в ведении клиента (заказчика). Здесь аутсорсинг необходим ввиду все увеличивающейся потребности компаний в финансовом анализе и отчетности, продиктованной требованиями соответствовать законодательным нормам и актам. При этом возрастает потребность в ресурсах, способных грамотно осуществлять подобную деятельность и приносить пользу бизнесу. Одновременно встает вопрос о снижении издержек и операционных расходов в процессе предоставления информации и отчетности согласно требованиям законодательства. Все это должно выступать как необходимая бизнесу поддержка, а не как обуза, требующая дополнительных финансовых и людских затрат.

BPO финансов и учета обычно включает следующие направления:

- бухгалтерия Главной книги;

- кредиторская задолженность;

- дебиторская задолженность;

- основные средства;

Мхитарян А. А. и др. Аутсорсинг бизнес-процессов 81

- расчеты по командировкам;

- учет производственных затрат;

- учет запасов;

- бюджетное планирование и поддержка;

- внутрипроизводственная отчетность.

Однако помимо очевидных преимуществ при аутсорсинге существует и ряд рисков, с которыми может столкнуться компания. Вот некоторые из них:

1. Потеря контроля: компания должна осознавать, что существует определенный риск потери контроля над ведением операций, переданных на аутсорсинг. Кроме того, если высококвалифицированный специалист из компании-поставщика вдруг решит покинуть эту компанию, компания-заказчик также может оказаться в рискованном положении.

2. Финансовая нестабильность компании-поставщика: если по каким-то причинам компания-поставщик потеряет финансовую стабильность, компании-заказчику придется искать нового поставщика услуг. При этом успешность и своевременность выполнения переданных на аутсорсинг операций ставятся под угрозу, если, конечно, не удастся найти замену в сжатые сроки.

3. Потеря компетенции: со временем заказчик может потерять все самостоятельные знания и навыки ведения переданных на аутсорсинг процессов.

4. Безопасность данных: сохранность и конфиденциальность переданных поставщику данных может оказаться под угрозой при условии, что поставщик не придерживается строгой политики безопасности и сохранности всей переданной информации [6].

Таким образом, предприятиям рекомендуется серьезно подойти к выбору поставщика услуг аутсорсинга, тщательно продумать стратегию постепенного сокращения числа функций, выполняемых своими силами, а также штата сотрудников, которому они поручены.

На основании проведенных исследований и знакомства с опытом многих компаний, пользующихся в своей работе услугами аутсорсинга, можно констатировать следующие преимущества:

- во-первых, ВРО позволяет достичь существенной экономии времени, что дает возможность обслуживать большее количество клиентов;

- во-вторых, удается получить результаты очень высокого качества благодаря значительной компетенции и навыкам сотрудников внешних поставщиков в таких отраслях, как бухгалтерия, финансы, людские ресурсы и т. д. Например, если передать на аутсорсинг поиск и подбор нового персонала, его последующее обучение, разработку схем премирования и контроль за исполнением, можно, с одной стороны, значительно сэкономить собственное время, которое может быть использовано для других более важных задач, а с другой - гарантированно получить в свой штат высококлассных специалистов;

- в-третьих, заказчик получает работу, выполненную по всем государственным нормам и правилам. Например, если на аутсорсинг передается финансовая часть, заказчик может быть уверен в качестве проделанной работы, в том, что она будет сделана в срок, в полном соответствии с законодательны-

ми нормами и актами, что позволит избежать конфликтов с регулирующими органами.

Сегодня такие специфические рыночные силы, как регулятивные и административные положения, консолидация и присоединения, а также давление со стороны конкурентов, заставляют банки, страховые и инвестиционные компании рассматривать ВРО как один из серьезных конкурентообразующих факторов. В частности, компании, предоставляющие финансовые услуги, стремятся обратиться к ВРО по разным причинам: в зависимости от позиций на рынке и корпоративных целей. Однако наиболее популярными целями остаются снижение расходов и повышение уровня обслуживания клиентов.

Необходимо отметить, что в последнее время традиционное снижение расходов за счет использования более дешевой рабочей силы при осуществлении низкорентабельных процессов было приостановлено за счет инфляции, связанной с ростом заработной платы, что в свою очередь сделало невозможным стандартное снижение расходов за счет аутсорсинга в долгосрочном периоде. Как альтернатива в ближайшее время начнет быстро развиваться процесс предоставления услуг по автоматизации бизнес-процессов. К 2012 г. процент функций, выполняемых людьми, составит порядка 50%. Согласно статистике обработка порядка 80% клиентских обращений с жалобами может быть автоматизирована, поскольку все запросы стандартные и рабочий процесс по их устранению может быть основан на одних и тех же правилах [5]. Остается всего 20% клиентских обращений, которые потребуют участия высококвалифицированных специалистов, способных проявлять инициативу и принимать нестандартные решения. Соответственно такой процесс не может быть автоматизирован.

Можно также предположить, что в будущем выживут только те поставщики, которые уже сейчас инвестируют в инструменты и платформы стандартных процессов автоматизации. Поставщикам придется предложить своим клиентам высокоавтоматизированную поддержку, особенно для недифферен-цируемых процессов бэк-офиса1, таких, как управление льготами, кредиторские счета, и процессы, специфичные для какой-то конкретной отрасли, например, сбор платы за услуги или процесс рассмотрения жалоб и претензий. Что касается ближайшего будущего, то эксперты в области аутсорсинга предполагают, что к 2010 г. именно автоматизация процессов, а не использование более дешевой рабочей силы в офшорных зонах будет основным механизмом получения прибыли от ВРО-сделок [6].

Список литературы

1. Мировая экономика и международные отношения : В 2 ч. Ч. I : учебник / под ред. чл.-корр. РАН, д-ра экон. наук. Р. И. Хасбулатова. - М. : Гарда-рики, 2006.

1 Бэк-офис (Back-office) - офис, деятельность которого непосредственно не связана с работой с клиентами, например, операционный отдел банка, отдел обработки документации, отдел по работе с документацией по операциям с ценными бумагами и т. д.

Примов А. Л. Комплекс способов оценки отдачи средств в обороте S3

2. Фридман Т. Плоский мир: краткая история XXI века. - М. : Хранитель, 200б.

3. Brown R. H. MarketScope for Comprehensive Human Resources Business Process Outsourcing // www.gartner.com

4. De Souza R., Mac Neela A., Parveen K., Tramacere G., Tornbohm C. Key Issues for the EMEA IT Services Market, 2007 // www.gartner.com.

5. D'Orazio V. Dataquest Insight: Business Process Outsourcing for Financial Services. Western Europe, 2007 // www.gartner.com

6. Stone L., Tornbohm C., Pring B., Goldman M., Singh TJ, Brown R. H. Predicts 2007: BPO Market Shifts Focus to Automation, Standardization and Profit Margins // www.gartner.com

А. Л. Примов

КОМПЛЕКС СПОСОБОВ ОЦЕНКИ ОТДАЧИ СРЕДСТВ В ОБОРОТЕ

Инвестиционная привлекательность фирм и предотвращение

банкротств основаны на реалистичной оценке оборотных активов. Статья раскрывает взаимосвязь комплекса инструментов

измерения их эффективности.

Рыночная эффективность использования оборотных средств (ОС) предполагает такие их структуру и размер, при которых прибыльность и стоимость фирмы максимальны. Мнение, что эффективность состоит в «обеспечении непрерывности процесса производства и обращения в необходимом объеме с наименьшим размером оборотных средств» [2. С. 15], абстрагировано от целевых экономических результатов и потому устарело.

Отдачу ОС измеряют коэффициентом оборачиваемости еще с ХVII в. Его применяет большинство экономистов. Использовать вместо оборачиваемости отношение прибыли к сумме текущих активов предлагается реже [4. С. 11], хотя связь между прибылью и ОС очевидна. На прибыль влияет множество иных факторов, что требует при соотнесениях элиминировать привходящие воздействия.

Помимо агрегированной величины оборачиваемости рассчитывается ее темп для каждого элемента: для запасов - по себестоимости продукции, для денежных средств и дебиторской задолженности - по выручке от реализации.

Изучать оборачиваемость элементов важно по нескольким основаниям:

- движение разных активов определяется разными факторами (одних -организацией производства, других - кредитной политикой);

- объединение показателей сужает их содержательность и сектор различения факторов (это эконометрическая аксиома);

- уменьшение масштабов охвата объекта дает более точные измерения;

- адекватность моделей выше при большей их однородности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.