Научная статья
УДК 7.036 + 7.067 + 7.077 + 304.44 DOI: 10.20323/1813-145X_2023_2_131_190 EDN: UWUREY
Аутсайдерское искусство в современной России: кураторские стратегии и институциональные оптики
Анна Александровна Суворова
Доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и истории культуры, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6421-8514
Аннотация. В статье анализируются трансформации феномена аутсайдерского искусства в российской культуре начала XXI в. в перспективе его институционализации и музеефикации. В качестве основного материала анализа используются кураторские стратегии, рассматриваются структура выставок, кураторские тексты проектов, посвященных аутсайдерскому искусству. Исследование стратегий работы с творчеством аутсайдеров позволяет понять, как складывается дискурс аутсайдерского искусства в современной России. Важным аспектом исследования становится выявление парадигмальных связей современного искусства и творчества аутсайдеров в кураторской и научно-исследовательской практике современных музеев и других арт-институций. В период с середины 2000-х до начала 2020-х гг. аутсайдерское искусство интерпретируется и презентуется в двух модусах: 1) как феномен искусства, равнозначный другим в парадигме «большого» искусства (что близко международной практике музейной деятельности); 2) в контексте развития инклюзии в современной деятельности российских музеев. Первый подход получил преимущественное развитие в период с середины 2000-х до 2010-х гг.: в России было реализовано несколько событий, сближающих феномен аутсайдерского искусства с полем современных арт-практик и позиционирующих творчество аутсайдеров как равноправную часть современного художественного процесса. Второй подход в работе современных российских музеев является доминирующим в последние годы, акценты в кураторской оптике и презентации выставок смещены в пользу инклюзивной миссии современных арт-институций. Эта тенденция находит отражение в риторике кураторских текстов, подходах к конструированию состава выставок и специфике позиционирования проектов.
Ключевые слова: аутсайдерское искусство; ар брют; современное искусство; выставка; музей; музеефикация; кураторство
Для цитирования: Суворова А. А. Аутсайдерское искусство в современной России: кураторские стратегии и институциональные оптики // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 190-197. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_2_131_190. https://elibrary.ru/UWUREY
Original article
Outsider art in contemporary Russia: raptorial strategies and institutional optics Anna A. Suvorova
Doctor of art criticism, associate professor of department of theory and history of culture, Herzen Russian state pedagogical university. 191186, St. Petersburg, Moika river emb., 48 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6421-8514
Abstract. The paper investigates transformations of the discourse of Outsider Art in the Russian culture of early 21st centuries through the perspective of its institutionalization and museumification. The article provides a critical analysis of curatorial strategies, structure of exhibitions, curatorial texts of projects dedicated to Outsider Art. The study of the curatorial strategies cases allows us to investigate the development of Outsider Art's discourse in Russia. Also the paper examines paradigmatic relations Contemporary Art and Outsider Art in the curatorial practice and studies of modern art museums and other art institutions. In mid-2000s — early 2020s, Outsider Art was interpreted and presented in two modes: 1) as an art phenomenon-equivalent to others in the paradigm of mainstream art (similar to the international museum's practice); 2) in the context of development of inclusion in Russian museums. The first approach was predominantly developed in the mid-2000s — early 2010s: several events were implemented in Russia that brought the
© Суворова А. А., 2023
phenomenon of Outsider Art closer to Contemporary Art and positioned artworks of outsider artists as an equal part of modern art practices. Nowadays the second approach has been dominant in modern Russian museums. The emphasis in curatorial optics and presentation of exhibitions has shifted in favor of the inclusive mission of modern art institutions. This trend is presented in rhetoric of curatorial texts, design of exhibitions, and promotion.
Keywords: outsider art; art brut; contemporary art; exhibition; museum; museumification; curatorship
For citation: Suvorova A. A. Outsider art in contemporary Russia: сuratorial strategies and institutional optics.
Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023;(2): 190-197. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_2_131_190. https://elibrary.ru/UWUREY
Введение
В ряде более ранних исследований формирования феномена аутсайдерского искусства выявлено, что институционализация и музеефикация внесли значительный вклад в легитимацию и сложение символического капитала данного явления [Суворова, 2021; Avdeeva, 2020; Bottai. 2022; Outsider Art, 2022; Rhodes, 2023; Slonimsky, 2022]. На протяжении последних ста лет аутсай-дерское искусство переместилось в контексте культуры из «вспомогательного материала» для диагностики психических заболеваний и коллекций психиатров, практически недоступных публике, в постоянные экспозиции мировых музеев искусства и сегодня представляется на выставках и биеннале рядом с произведениям признанных мастеров модернизма и авангарда и арт-объектами художников начала ХХ! в. [Boundary Trouble, 2022; Febros, 2022; Josef E. Yoakum, 2021; Outsider, 2019; La passione, 2021; Monahan, 2020; Umberger, 2022].
Методы исследования
История формирования поля аутсайдерского искусства в России очень коротка, но даже в перспективе этих двух-трех десятилетий можно выявить различные подходы в осмыслении и презентации данного феномена. Материалом настоящего анализа стали выставочные проекты второй половины 2000-х — начала 2020-х гг., презентующие аутсайдерское монографически или в составе сборных проектов и реализованные в различных российских музеях и арт-институциях. Выборка построена с учетом принципа полярности высказывания, ключевой методологией и теоретическим подходом стали теория дискурса и дискурс-анализ, данная оптика исследования апробирована ранее [Суворова, 2018].
Анализируя концепции, структуру и позиционирование различных выставочных проектов аутсайдерского искусства в современной России, в качестве рабочей гипотезы можно обозначить, что кураторы и организаторы проектов как бы балансируют между двумя подходами, понимая
творчество художников-аутсайдеров как явление искусства, равнозначного другим в парадигме «большого» искусства (данный подход сегодня мы видим в контексте музейной деятельности американских музеев искусства и арт-проектов, биеннале и пр.); идею социального движения видят репрезентацией данного феномена как важного шага к дестигматизации некоторых социальных групп и реализации инклюзивной миссии современных арт-институций и искусства в целом.
Результаты исследования
На примере некоторых проектов, реализованных в современной России, разберем первый подход. В больших, комплексных российских выставках современного искусства 2000-х гг. появляются произведения примитивов и аутсайдеров. Подобная кураторская оптика была применена еще в начале 1970-х гг., когда знаменитый куратор Харальд Зееман показывает творчество душевнобольных на кассельской Документе [Суворова, 2021]. В современной России важным прецедентным показом искусства аутсайдеров в подобной кураторской парадигме становится выставка 2007 г., реализованная в рамках основного проекта 3-й Московской биеннале современного искусства. Куратор основного проекта «Против исключения» Жан-Юбер Мартен, наряду с произведениями актуального искусства, включил в экспозицию произведения коренных австралийцев и африканцев, которые, по его словам «[...] у западного зрителя проходят по разряду этнографии, зачастую несут в себе те же социально-политические смыслы, что и работы европейских и американских художников» [Толстова, 2007]. Но для контекста отечественного аутсай-дерского искусства важным было включение в данную выставку произведений советского художника-аутсайдера Александра Лобанова. Его произведения в пространстве выставки соседствовали с работами Фредерика Брюли Буабре — художника-визионера из Кот-д'Ивауара.
Данная концептуальная логика вполне ожидаема от Жан-Юбер Мартена, в более ранних про-
ектах (например, «Маги земли») он также дополнял свои выставки современного искусства объектами примитивного искусства, демонстрируя связность культур и эпох и подвижность и/или эфемерность границ в искусстве (будь то стили и направления или национальные школы). Как комментирует идею куратор в своем манифесте, «цель нынешней Биеннале в том именно и состоит, чтобы объединить понятия "глобализации" и "уникальности" путем демонстрации произведений-гибридов, явившихся результатом бесчисленных культурных смешений, происходящих в современном мире. Отношение же к этому невероятному смешению в околохудожественных кругах остается крайне консервативным» [Мартен, 2007]. То есть Жан-Юбер Мартен движется в парадигме разрушения колониальных наррати-вов, а в случае с искусством аутсайдеров эта деконструкция колониальной оптики экстраполируется и на аутсайдерское искусство.
Большой вклад в понимание искусства аутсайдеров как части художественного процесса современной России внесла деятельность Фестиваля наивного искусства и творчества аутсайдеров, впервые состоявшегося в 2004 г. Фестиваль проходит под патронатом Музея наивного искусства (позже — Музея наивного искусства и русского лубка). Фестиваль задумывался в формате триеннале, но точная хронология в последние годы не соблюдалась: 2004, 2007, 2010-2011, 2013, 2017, 2021 гг. Акцент на аутсайдерском искусстве часто присутствовал также в традиционных конференциях, сопровождающих фестиваль: «Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы» (2004); «Наивное искусство и творчество аутсайдеров в XXI в.: история, практика, перспективы» (2007); «Амплитуда колебаний. Наив и ар брют: от классики к современности» (2017). Важно отметить, что регулярным партнером фестиваля является Московский музей современного искусства, таким образом, пространством высказывания для этого фестиваля становится территория современного искусства, что близко мировым тенденциями институциональной репрезентации аутсайдеров в последние десятилетия.
Важно подчеркнуть логику соединения поля современного искусства и наива (и шире — непрофессионального творчества). Данная оптика близка видению феноменов непрофессионального искусства крупными зарубежными музейными и арт-институциями (МоМА, Венецианская биеннале и др.). По словам директора музея Ва-
силия Церетели, «ценность наивного искусства признавалась знатоками и профессиональными художниками уже в конце XIX в., ас началом XX в. оно сыграло ключевую роль в сложении эстетики модернизма и авангарда. Непрерывный диалог между творчеством художников-самоучек и академическим искусством продолжает обогащать культуру и сегодня, формируя одно из важных исследовательских направлений работы ММОМА. Трудно представить себе развитие отечественной истории искусства без учета воздействия примитивизма, его самобытного символизма и фольклорной образности» [Фестнаив, 2017, с. 3].
Но при этом мы наблюдаем некоторую ком-промиссность в риторике и логике кураторов фестиваля. Несмотря на то, что формально Фестнаив 2017 г. обозначен как событие, посвященное наивному искусству, в экспозиции в ММОМА были произведения аутсайдерского искусства. Эта особенность высказываний относительно проекта также иллюстрирует тот факт, что «аут-сайдерское» в некоторой публичной риторике является некоторой фигурой умолчания — намеренного или непроизвольного. Во многом симптоматично, что творчество художников-аутсайдеров на Фестнаиве 2017 г. показывали в разделе «Хаос», то есть на уровне смысловых артикуляций оно как бы обретает инфернальные коннотации. Составители экспозиции и каталога так характеризуют феномен аутсайдерского искусства: «Для аутсайдер-арта, который представлен в этом разделе, характерно не созидание, а воссоздание, не образ, а преобразование, не форма, а деформация, не смысл, а осмысление. В зазоре между несуществованием и осуществлением лежит поле аутсайдер-арта, для которого процесс гораздо важнее результата, так как процесс — это само присутствие здесь, бытие. Результат их творчества оказывается «побочным продуктом», часто не имеющим ценности для самих художников, но оказывающимся ценным для нас» [Фестнаив, 2017, с. 22].
Заметным событием, соединяющим искусство аутсайдеров и поле современного искусства, стала выставка «Музей всего: Выставка № 5», прошедшая в Центре современного искусства «Гараж» в 2012 г. Оптика взгляда на искусство аутсайдеров вне социального контекста присутствует и в различных более камерных проектах. Например, на 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2012) в рамках параллельной программы организуется выставка
«Взгляд аутсайдера. Слепой Мансур из Закам-ска» (куратор — Анна Суворова).
Крупнейшие музейные институции России, связанные с классическим искусством, в 2010-е гг. также подключаются к изучению и показу искусства аутсайдеров. В 2016 г. открывается Эрмитаж-Амстердам (Музей искусства аутсайдеров), который был ориентирован на показ аут-сайдерского искусства. В 2017 г. в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге состоялась небольшая выставка «Шиниши Савада. Образы из глубин сознания» (куратор — Илья Ермолаев), презентующая творчество японского художника-аутсайдера, ранее, в 2013 г., представленного на Венецианской биеннале. Произведения Савада также хранятся в ведущих собраниях аутсайдерского искусства (Het Dolhuys, Harlem и Collection de TArt Brut Lausanne). Одновременно с этой выставкой в Эрмитаже состоялся международный симпозиум «Аутсайдер арт и инклюзивные практики в музее» с участием кураторов и ученых (в том числе с необычайно высоким статусом: куратор и искусствовед Жан-Юбер Мартен, директор лозаннской коллекции Ар Брюта Сара Ломбарди и др.) [Аутсайдер, 2017]. Первый день симпозиума был сконцентрирован на феномене аутсай-дерского искусства, второй день — «Социальная ответственность музеев. Новые подходы к работе с художниками и посетителями» — был полностью посвящен вопросам инклюзии в современном музее.
Комплексно рассматривая данную выставку и симпозиум, можно выявить, что стратегия Эрмитажа в вопросе работы с данным феноменом искусства базируется на двух основаниях. С одной стороны, выставка репрезентативна для поля аутсайдерского искусства художника, имеющего символический капитал, также музей работает над дальнейшей легитимацией данного феномена, используя научный инструментарий (симпозиум) и привлекая кураторов и руководителей музейных институций. Но одновременно в контексте позиционирования выставки Шиниши Са-вада делался акцент на идею инклюзивности и внимание к творчеству «людей с особенностями развития». Это послание в контексте данного выставочного проекта и считывают СМИ, описывая выставку Шиниши Савады как логичное продолжение программы для инвалидов и людей с особенностями развития, реализуемой совместно с организациями «Антон тут рядом» и «Пространство радости» [Мохова, 2017]. То есть извне данный проект воспринимался скорее как собы-
тие, направленное «против исключения», в парадигме инклюзии, нежели как репрезентация искусства аутсайдеров.
Примечательно, что в комментарии к выставке и симпозиуму директора музея Михаила Пиотровского также звучит тема связанная с инклю-зивностью какью части стратегии музея. Акцент переносится с феномена искусства на преодоление исключений в целом: «Для многих людей с аутизмом искусство — единственный способ общения и возможность показать богатство своего внутреннего мира. Яркий пример — замечательный японский художник Шиниши Савада, выставка которого открылась сегодня в фойе Эрмитажного театра. Мы должны создать все условия для того, чтобы люди с особенностями развития могли самостоятельно посещать наш музей, участвовать в его работе, возможно, дать ему что-то новое и важное. И сегодняшний симпозиум, безусловно, поможет нам в реализации этих планов, ведь здесь представлены лучшие мировые практики» [Чернова, 2017].
В пользу данного «инклюзивного» подхода свидетельствует также то, что мини-выставка проходила как бы «за пределами» основных экспозиционных пространств Эрмитажа, экспонаты размещались в пространстве фойе Эрмитажного театра. Обозначенные выставки с данной концептуальной оптикой являются наиболее значимыми, но список не ограничивается названными.
Значительная часть российских выставок аут-сайдерского искусства последних лет концентрируется на идее инклюзивности, включения людей с особенностями здоровья в институциональные практики, доступные «не исключенным». В контексте данного процесса феномен аутсайдерского искусства понимается как следствие несправедливого устройства общества, исключающего человека с особенностями (в основном с инвалидностью / нарушениями здоровья) из функционирования общественных институтов [Большаков, 2021]. Кураторы данных проектов и институции, работающие с такими выставками, движутся «против исключения», создавая прецеденты групповых выставок таких художников. В контексте данного подхода порой избегается международно принятая искусствоведческая терминология, «стигматизирующая» подобные проекты (например, «аутсайдерское искусство»).
Проектами «против исключения» можно считать достаточно большой круг событий и выставок середины 2000-х — начала 2020-х гг. Так, в Санкт-Петербурге к 300-летнему юбилею Цар-
ского Села был организован фестиваль изобразительного творчества людей с ограниченными возможностями «Царскосельский вернисаж», в рамках которого проводилась серия выставок «Резонанс» (первая — в Музее «Царскосельская коллекция», 2007).
В каталоге выставки «Резонанс», изданном в 2007 г., приводится список профессиональных художников, в числе которых знаковые для ленинградского андеграунда Александр Арефьев, Рихард Васми, Владимир Волков, Татьяна Глебо-ва, Олег Котельников, Геннадий Устюгов. В другом списке (это примечание важно для понимания кураторской оптики) приведены студийцы «учебной мастерской живописи с особенностями развития» (около двух десятков авторов). Издание выставки начинается так: «Умственно отсталые. Чтобы написать эти слова нужно приложить усилие, преодолеть внутренний запрет, вызванный подозрением, что их не воспримут как брань. Хотя эти люди ни в чем не виновны. Умственная ограниченность дается с рождения — как цвет глаз, волос, кожи» [Резонанс, 2007, с. 3]. Далее автор текста Л. Гуревич пишет о необходимости преодолеть исключенность людей с особенностями здоровья, отмечая, что художественные качества их работ — колорит, непосредственность, раскованность, «художественное чутье» — часто даже превосходят по своим характеристикам работы профессиональных художников.
В экспозиции выставки «Резонанс» 2007 г., наряду с картинами и рисунками художников ленинградского андеграунда, были показаны работы учебной мастерской музея «Царскосельская коллекция», группы, в которой занимались тридцать человек в возрасте от 14 до 50 лет. В каталоге произведения расположены часто по принципу некоторой формальной, основанной на близости композиционного, колористического решения, аналогии: современные работы студийцев учебной мастерской соседствуют (на одном развороте) с произведениями признанных художников андеграунда: Владимира Стерлигова, Владимира Яковлева и Владимира Волкова 1950-1980-х гг. [Резонанс, 2007]. Позже выставка «Резонанс» пройдет в Арт-центре «Пушкинская-10» (галерея «Арт-Лига»; 2009), также аналогичный проект, включающий более 80 произведений, открывается в петербургском Центре Михаила Шемякина (2009).
Парадоксальным образом данные проекты, казалось бы, направленные на преодоление ис-
ключенности «особенных» студийцев, включение их творчества в контекст современного искусства наряду с признанными художниками, в оборотах, звучащих в кураторских и пояснительных текстах и повторяемых в культурных обзорах, акцентирует эту ситуацию исключения (разделение списков художников в каталоге), понятийные границы и риторические приемы.
Важное место в формировании иной кураторской оптики аутсайдерского искусства и дальнейшей институционализации данного феномена в России играет деятельность Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Выставка «Вне истеблишмента», организованная музеем в 2021 г., стала одним из программных проектов отдела социокультурных коммуникаций музея. Ранее в Русском музее были организованы выставки «Поймать большую рыбу» (2020) и «Ар брют. Сближения» (2019), также посвященные искусству аутсайдеров. Важно отметить, что при общем акценте на инклюзивность проектов выставки имеют определенную разницу кураторских концепций, логики конструирования экспозиций и позиционировании.
Выставки Государственного Русского музея 2019 и 2020 гг. проходили в Восточном павильоне Михайловского замка. Логика этих выставок во многом строилась на идее инклюзивности, включении людей с особенностями здоровья в институциональные практики, доступные «не исключенным». Выставка «Ар брют. Сближения» (2019) позиционировалась как проект, направленный на содействие людям с особенностями развития: «На экспозиции будут представлены произведения из коллекций общественных организаций и учреждений, которые с помощью изобразительного искусства занимаются социально-культурной реабилитацией людей с особенностями ментального и психического развития» [Ар брют, 2019].
В каталоге выставки «Поймать большую рыбу» (2020) основной принцип организации художников в контексте проекта — их связь с отдельными институциями («Открытая студия», «Широта и Долгота», «Перспективы», «Антон тут рядом» и др.). Этот способ организации художников уже задает определенную смысловую институциональную рамку для художников-аутсайдеров, определяя базовый фрейм для интерпретаций.
В случае с выставкой «Вне истеблишмента» (2021-2022) организаторы проекта описывают его как первую масштабную попытку «[...] пред-
ставить работы современных непрофессиональных художников, имеющих ментальные особенности и (или) психиатрический опыт, именно с художественных позиций» [Вне истеблишемнта, 2021]. Важно, что «при всей социальной значимости выставки на первом плане все же эстетическая ценность произведений. Свое особое мироощущение такие авторы выражают через творчество, что вполне укладывается в стратегии современного искусства, где фактор профильного образования давно уже перестал быть определяющим» [Вне истеблишемнта, 2021]. В данном случае логически проект как бы разыгрывается на поле современного искусства, куратором выставки заявлен искусствовед Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений ГРМ.
Ключевая риторика проекта же скорее направлена на удаление от институционализирующих практик современного искусства, нежели на сближение с ними. Объясняя название проекта «Вне истеблишмента», Наталья Петухова, искусствовед, сотрудник отдела социокультурных коммуникаций ГРМ, дает следующее уточнение: «Название "Вне истеблишмента" — попытка уйти от дискриминирующих слов, принятых в искусствоведческой среде. В русском языке нет подходящего термина для определения искусства, созданного людьми, принадлежащими к миноритарным группам» [Петухова, 2021, с. 8]. В логике данного пояснения заметно стремление уйти от конвенциональной музейной и искусствоведческой терминологии и преодолеть ситуацию исключения (в связи с ообозначением «outsider»), воспринимаемую как травмирующую для данных творцов.
При этом в собственной кураторской оптике проекта сами инициаторы выставки «Вне истеблишмента» также рефлексивно отмечают ситуацию исключенности: «Название "Вне истеблишмента" отчасти идет по тому же пути романтизации отличий миноритарной группы, но при этом необходимо отметить, что это намерено» [Петухова, 2021, с. 9]. Для кураторов/организаторов принципиальны вопросы этического порядка, и через их артикуляцию они стремятся к повышению символического статуса представляемых художников и феномена в целом. В качестве альтернативных, не стигматизирующих и преодолевающих ситуацию исключения, предлагаются понятия «искусство людей с инвалидностью», «искусство людей с ментальными особенностями», «искусство самоучек»
или «искусство самодеятельных художников», которые «честно отражают социальную реальность» [Петухова, 2021, с. 9]. Логика выставки построена с акцентом на личные истории и творчество художников: они предстают в экспозиции некоторых монографических рассказов с акцентом на специфику их личного пути (видеопрезентации) и художественного языка.
Заключение
Таким образом, в российской институциональной практике и деятельности музеев аутсай-дерское искусство в период с середины 2000-х до начала 2020-х гг. интерпретируется и презентуется в некоторых двух модусах: как феномен искусства, равнозначный другим в парадигме «большого» искусства (что близко международной практике музейной деятельности), и в контексте развития инклюзии в современной деятельности российских музеев. Второй подход в работе современных российских музеев является доминирующим в последние годы, акценты в кураторской оптике и презентации выставок смещены в пользу инклюзивной миссии современных арт-институций. Эта тенденция находит отражение в риторике кураторских текстов, подходах к конструированию состава выставок и специфике позиционирования новых проектов, а также в изменениях в работе действующих с первой половины 2000-х гг.
Библиографический список
1. Ар брют. Сближения : сайт. Санкт-Петербург, 2019. URL: http://art-brut.rusmus.inclus.tilda.ws/?fbclid=IwAR2MW5HBomC NNcqBNqkZY_NWeEv 1 -
UEgKPf4twCYVag_MS8UutJ5Tp2qR3o (дата обращения: 15.01.2023).
2. Аутсайдер арт и инклюзивные практики в музее. Программа международного симпозиума, 5-6 сентября 2017 года. Государственный Эрмитаж : сайт. Санкт-Петербург, 2017. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/ what-s-on/events/conference/outsiderart/?lng=ru (дата обращения: 12.01.2023).
3. Большаков Н. Модели понимания инвалидности / Н. Большаков, Е. Ярская-Смирнова // Хрестоматия научного журнала «The Garage Journal» / ред.-сост. Д. Безуглов. Москва : Музей современного искусства «Гараж», 2021. С. 91-104.
4. Вне истеблишмента : сайт. Санкт-Петербург, 2021. URL: http://beyond-establishment.ru/ (дата обращения: 20.02.2022).
5. Каталог выставки «Поймать большую рыбу». 11-30 сентября 2020 года. Санкт-Петербург : Государственный Русский музей, 2020. 106 с.
б. Мартен Ж.-Ю. Слово куратора // Архив Музея современного искусства «Гараж»: сайт. Москва, 200l. URL: http://archive.garageccc.com/exhibitions/242.phtml (дата обращения: 12.02.2022).
I. Мохова С. Из аутсайдеров — в Эрмитаж // Росбалт: сайт. Санкт-Петербург, 20П. URL: https://www.rosbalt.ru/piter/2017/09/06/1644200.html (дата обращения: 01.02.2022).
8. Петухова Н. Искусство вне поля зрения культурных институций // Вне истеблишмента: каталог выставки. Санкт-Петербург : Государственный Русский музей, 2021. С. 8-11.
9. Проект «Музей всего» // Музей современного искусства «Гараж» : сайт. Москва, 2012. URL: https://garagemca.org/ru/event/museum-of-everything (дата обращения: 21.02.2022).
10. Резонанс: каталог выставки. Группа людей с ограниченным возможностями. Художники Санкт-Петербурга / авт.-сост. А. Некрасов, А. Кузнецов. Санкт-Петербург : Б. и., 200l. Б. п.
II. Суворова А. А. Сюрреализм и искусство аутсайдеров // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 4 (33). С. Ш-207.
12. Суворова А. Искусство аутсайдеров: из маргиналий — в «архивы культуры» // Вне истеблишмента: каталог выставки. Санкт-Петербург : Государственный Русский музей, 2021. С. 12-20.
13. Толстова А. «Гараж» на 80 персон. Объявлена программа 3-й Московской биеннале // Коммерсант: сайт. Москва, 200l. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1207497 (дата обращения: 12.02.2022).
14. Чернова А. В Петербурге обсудили творчество художников-аутсайдеров / Курьер-Медиа : сайт. Санкт-Петербург, 20П. URL: https://courier-media.com/articles/v_peterburge_obsudili_tvorchestvo_h udozhnikov-autsaiderov-103394.html (дата обращения: 01.02.2022).
15. Фестнаив / Festnaiv 201l. Сотворение мира: альбом-каталог. Москва : Виртуальная галерея, 201l. 324 с.
16. Avdeeva V. Aspects of Study of the 20th Century Naive Art in Russia: Researchers, Collections and Names // KnE Social Sciences. 2020. Vol. 4. № 11, Aug. P. 15-20.
11. Bottai M. Brut'Incontri: da Torino a Chicago / M. Bottai, B. Obertini // Osservatorio Outsider Art. 2022. Primavera (23). P. Пб-183.
18. Boundary Trouble in American Vanguard Art, 1920-2020 / Ed. L. Cooke. East Lansing (MI) : NGW-Stud Hist Art, 2022. 360 p.
19. Ferbos H. Création Franche: itinerario di un museo in mutazione // Osservatorio Outsider Art. 2022. Au-tunno (24). P. 166-m.
20. Joseph E. Yoakum: What I Saw / Ed. M. Pascale, E. Adler, E. Kopp. Chicago : Art Institute of Chicago, 2021. 252 p.
21. Outsider & Vernacular Art: The Victor Keen Collection / Ed. V. Keen, F. Maresca, E. Gómez, L. Rexer. München: Hirmer Publishers, 2019. 272 p.
22. L'atelier moléculaire de Saint-Germain-des-Près / J.-D. Allanche, V. Rousseau, L. Allanche, B. Safarova, H. Perdriolle. Lion: Fage Editions, 2022. 200 p.
23. La passione e il dono. Intervista a Bruno Decharme di Roberta Trapani // Osservatorio Outsider Art. 2021. Primavera (22). P. 14-33.
24. Monahan A. Horace Pippin, American Modern New Haven (CT) : Yale University Press, 2020. 264 p.
25. Outsider Art: Past, Present & Perspectives / Ed. N. Kirchne. Petersberg : Michael Imhof Verlag, 2022. 224 p.
26. Pasca De V. Atelier inclusivi con l'Art Brut: il valore della libertà espressiva / V. De Pasca, A. Falconi // Osservatorio Outsider Art. 2022. Primavera (23). P. 168-175.
27. Rhodes C. Outsider Art (World of Art). London : Thames & Hudson, 2023. 228 p.
28. Slominski L. Nonconformers: A New History of Self-Taught Artists. New Haven (CT) : Yale University Press, 2022. 400 p.
29. Suvorova A. Alex Xatkevich: Carefully counted consumer objects from the former Soviet Union / A. Suvorova, C. Rhodes // Raw Vision. 2022/23. Winter. P. 42-49.
30. Umberger L. We Are Made of Stories: Self-Taught Artists in the Robson Family Collection. Princeton (NY) : Princeton University Press, 2022. 400 p.
Reference list
1. Ar bijut. Sblizhenija = Ar brut. Rapprochements : sajt. Sankt-Peterburg, 2019. URL: http://art-brut.rusmus.inclus.tilda.ws/?fbclid=IwAR2MW5HBomC NNcqBNqkZY_NWeEv 1 -
UEgKPf4twCYVag_MS8UutJ5Tp2qR3o (data obrash-henija: 15.01.2023).
2. Autsajder art i inkljuzivnye praktiki v muzee. Programma mezhdunarodnogo simpoziuma, 5-6 sentjabrja 2017 goda. Gosudarstvennyj Jermitazh = Outsider art and inclusive practices at the museum. International Symposium Program, September 5-6, 2017. State Hermitage Museum : sajt. Sankt-Peterburg, 2017. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/ what-s-on/events/conference/outsiderart/?lng=ru (data obrashhenija: 12.01.2023).
3. Bol'shakov N. Modeli ponimanija invalidnosti = Models for understanding disability / N. Bol'shakov, E. Jarskaja-Smirnova // Hrestomatija nauchnogo zhurnala «The Garage Journal» / red.-sost. D. Bezuglov. Moskva : Muzej sovremennogo iskusstva «Garazh», 2021. S. 91-104.
4. Vne isteblishmenta = Outside the establishment : sajt. Sankt-Peterburg, 2021. URL: http://beyond-establishment.ru/ (data obrashhenija: 20.02.2022).
5. Katalog vystavki «Pojmat' bol'shuju rybu». 11-30 sentjabrja 2020 goda = The catalogue of the exhibition
«Catch Big Fish». September 11-30, 2020. Sankt-Peterburg : Gosudarstvennyj Russkij muzej, 2020. 106 s.
6. Marten Zh.-Ju. Slovo kuratora = Word of the curator // Arhiv Muzeja sovremennogo iskusstva «Garazh» : sajt. Moskva, 2007. URL: http://archive.garageccc.com/exhibitions/242.phtml (data obrashhenija: 12.02.2022).
7. Mohova S. Iz autsajderov — v Jermitazh = From outsiders — to the Hermitage // Rosbalt : sajt. Sankt-Peterburg, 2017. URL: https://www.rosbalt.ru/piter/2017/09/06/1644200.html (data obrashhenija: 01.02.2022).
8. Petuhova N. Iskusstvo vne polja zrenija kul'turnyh institucij = Art is out of sight of cultural institutions // Vne isteblishmenta: katalog vystavki. Sankt-Peterburg : Gosudarstvennyj Russkij muzej, 2021. S. 8-11.
9. Proekt «Muzej vsego» = The «Museum of Everything» project // Muzej sovremennogo iskusstva «Garazh» : sajt. Moskva, 2012. URL: https://garagemca.org/ru/event/museum-of-everything (data obrashhenija: 21.02.2022).
10. Rezonans: katalog vystavki. Gruppa ljudej s ogranichennym vozmozhnostjami. Hudozhniki Sankt-Peterburga = Resonance: exhibition catalogue. A group of people with limited opportunities. Artists of St. Petersburg / avt.-sost. A. Nekrasov, A. Kuznecov. Sankt-Peterburg : B. i., 2007. B. p.
11. Suvorova A. A. Sjurrealizm i iskusstvo autsajderov = Surrealism and the art of outsiders // Mezhdu-narodnyj zhurnal issledovanii kul'tury. 2018. № 4 (33). S. 187-207.
12. Suvorova A. Iskusstvo autsajderov: iz mar-ginalij — v «arhivy kul'tury» = Art of outsiders: from marginals to «cultural archives» // Vne isteblishmenta: katalog vystavki. Sankt-Peterburg : Gosudarstvennyj Russkij muzej, 2021. S. 12-20.
13. Tolstova A. «Garazh» na 80 person. Ob#javlena programma 3-j Moskovskoj biennale = «Garage» for 80 people. Program of the 3rd Moscow Biennale announced // Kommersant : sajt. Moskva, 2007. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1207497 (data obrashhenija: 12.02.2022).
14. Chernova A. V Peterburge obsudili tvorchestvo hudozhnikov-autsajderov = Petersburg discussed the work of outsider artists / Kur'er-Media : sajt. Sankt-Peterburg, 2017. URL: https://courier-me-
dia.com/articles/v_peterburge_obsudili_tvorchestvo_hudo zhnikov-autsaiderov-103394.html (data obrashhenija: 01.02.2022).
15. Festnaiv = Festnaive / Festnaiv 2017. Sotvorenie mira: al'bom-katalog. Moskva : Virtual'naja galereja, 2017. 324 s.
16. Avdeeva V Aspects of Study of the 20th Century Naive Art in Russia: Researchers, Collections and Names // KnE Social Sciences. 2020. Vol. 4. № 11, Aug. P. 15-20.
17. Bottai M. Brut'Incontri: da Torino a Chicago / M. Bottai, B. Obertini // Osservatorio Outsider Art. 2022. Primavera (23). P. 176-183.
18. Boundary Trouble in American Vanguard Art, 1920-2020 / Ed. L. Cooke. East Lansing (MI) : NGW-Stud Hist Art, 2022. 360 p.
19. Ferbos H. Création Franche: itinerario di un museo in mutazione // Osservatorio Outsider Art. 2022. Au-tunno (24). P. 166-177.
20. Joseph E. Yoakum: What I Saw / Ed. M. Pascale, E. Adler, E. Kopp. Chicago : Art Institute of Chicago, 2021. 252 p.
21. Outsider & Vernacular Art: The Victor Keen Collection / Ed. V. Keen, F. Maresca, E. Gómez, L. Rexer. München: Hirmer Publishers, 2019. 272 p.
22. L'atelier moléculaire de Saint-Germain-des-Près / J.-D. Allanche, V. Rousseau, L. Allanche, B. Safarova, H. Perdriolle. Lion: Fage Editions, 2022. 200 p.
23. La passione e il dono. Intervista a Bruno Decharme di Roberta Trapani // Osservatorio Outsider Art. 2021. Primavera (22). P. 14-33.
24. Monahan A. Horace Pippin, American Modern New Haven (CT) : Yale University Press, 2020. 264 p.
25. Outsider Art: Past, Present & Perspectives / Ed. N. Kirchne. Petersberg : Michael Imhof Verlag, 2022. 224 p.
26. Pasca De V. Atelier inclusivi con l'Art Brut: il valore della libertà espressiva / V De Pasca, A. Falconi // Osservatorio Outsider Art. 2022. Primavera (23). P. 168-175.
27. Rhodes C. Outsider Art (World of Art). London : Thames & Hudson, 2023. 228 p.
28. Slominski L. Nonconformers: A New History of Self-Taught Artists. New Haven (CT) : Yale University Press, 2022. 400 p.
29. Suvorova A. Alex Xatkevich: Carefully counted consumer objects from the former Soviet Union / A. Suvorova, C. Rhodes // Raw Vision. 2022/23. Winter. P. 42-49.
30. Umberger L. We Are Made of Stories: Self-Taught Artists in the Robson Family Collection. Princeton (NY) : Princeton University Press, 2022. 400 p.
Статья поступила в редакцию 27.01.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 23.03.2023.
The article was submitted 27.01.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 23.03.2023.