Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИОНЕР КАК АКТОР КУЛЬТУРЫ: ВЛАДИМИР АБАКУМОВ И МУЗЕЙ ТВОРЧЕСТВА АУТСАЙДЕРОВ'

КОЛЛЕКЦИОНЕР КАК АКТОР КУЛЬТУРЫ: ВЛАДИМИР АБАКУМОВ И МУЗЕЙ ТВОРЧЕСТВА АУТСАЙДЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
132
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АР-БРЮТ / АУТСАЙДЕРСКОЕ ИСКУССТВО / ВЛАДИМИР АБАКУМОВ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / ЛЕГИТИМАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суворова Анна Александровна

Статья посвящена описанию и анализу процессов первичной институционализации и легитимации аутсайдерского искусства и ар-брют в контексте отечественной культуры в период 1990-х - начала 2000-х годов, а именно деятельности коллекционеров, становящихся ключевыми акторами культуры. Цель статьи - выявление специфики дискурса аутсайдерского искусства и особенностей его формирования в России при участии деятельности коллекционеров, а именно культуртрегера, собирателя и популяризатора аутсайдерского искусства и ар-брют Владимира Абакумова. Теоретической основой исследования является теория дискурса, ключевой методологией - дискурс-анализ с использованием биографического метода. В ходе исследования выявлено, что в ситуации с формированием дискурса аутсайдерского искусства (и различных близких ему феноменов - творчества душевнобольных, ар-брют) в отечественной культуре «инстанциями разграничения» являются также и коллекционеры, самостоятельно ведущие и организующие исследовательскую и просветительскую работу (что аналогично процессам зарубежной культуры 1940-1970-х годов). Исследование деятельности Владимира Абакумова (прежде всего основания Музея творчества аутсайдеров) позволяет сделать вывод о закономерностях сложения дискурса аутсайдерского искусства в отечественной культуре и выявить его специфику, обусловленную социокультурной ситуацией поздней советской и российской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИОНЕР КАК АКТОР КУЛЬТУРЫ: ВЛАДИМИР АБАКУМОВ И МУЗЕЙ ТВОРЧЕСТВА АУТСАЙДЕРОВ»

MUSEUM

УДК 7.036 + 7.067 + 7.077 ББК 85.1 + 71.4

А.А. Суворова

КОЛЛЕКЦИОНЕР КАК АКТОР КУЛЬТУРЫ: ВЛАДИМИР АБАКУМОВ И МУЗЕЙ ТВОРЧЕСТВА АУТСАЙДЕРОВ

Статья посвящена описанию и анализу процессов первичной институционализации и легитимации аутсайдерского искусства и ар-брют в контексте отечественной культуры в период 1990-х - начала 2000-х годов, а именно деятельности коллекционеров, становящихся ключевыми акторами культуры. Цель статьи - выявление специфики дискурса аутсайдерского искусства и особенностей его формирования в России при участии деятельности коллекционеров, а именно культуртрегера, собирателя и популяризатора аутсайдерского искусства и ар-брют Владимира Абакумова. Теоретической основой исследования является теория дискурса, ключевой методологией - дискурс-анализ с использованием биографического метода. В ходе исследования выявлено, что в ситуации с формированием дискурса аутсайдерского искусства (и различных близких ему феноменов -творчества душевнобольных, ар-брют) в отечественной культуре «инстанциями разграничения» являются также и коллекционеры, самостоятельно ведущие и организующие исследовательскую и просветительскую работу (что аналогично процессам зарубежной культуры 1940-1970-х годов). Исследование деятельности Владимира Абакумова (прежде всего основания Музея творчества аутсайдеров) позволяет сделать вывод о закономерностях сложения дискурса аутсайдерского искусства в отечественной культуре и выявить его специфику, обусловленную социокультурной ситуацией поздней советской и российской культуры.

Ключевые слова:

ар-брют, аутсайдерское искусство, Владимир Абакумов, институционализация, коллекционирование, легитимация, творчество душевнобольных.

Суворова А.А. Коллекционер как актор культуры: Владимир Абакумов и Музей творчества аутсайдеров // Общество. Среда. Развитие. - 2021, № 1. - С. 46-50.

© Суворова Анна Александровна - кандидат искусствоведения, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь; e-mail: [email protected]

Уже на рубеже Х1Х-ХХ веков коллекционеры становятся одними из главных акторов процесса легитимации и первичной институционализации различных феноменов «странного искусства» - творчества наивов, душевнобольных, аутсайдеров. Деятельность коллекционеров не просто сопровождала развитие феноменов творчества душевнобольных, ар-брют или аутсайдерского искусства или содействовала ему, коллекционеры порой формировали эти феномены, часто становясь в своем роде самостоятельными арт-институ-циями, осуществляя работу по собиранию произведений, их исследованию и популяризации. Значимость фигуры коллекционера сложно переоценить в ситуации сложения феномена отечественного аутсай-

дерского искусства на современном этапе: в период 1980-1990-х годов в СССР/России начинают формироваться наиболее важные частные коллекции аутсайдерского искусства: собрания Владимира Абакумова (Музей творчества аутсайдеров), Ксении Богемской и Алексея Турчина, Владимира Гаврилова и др.

В сложении дискурса искусства аутсайдеров в России в 1990-е годы ведущей «инстанцией разграничения» (если следовать теории дискурса и терминологии Мишеля Фуко) становятся коллекционеры [4-6; 7], апеллирующие к авторитетным для данного дискурса зарубежным исследованиям и арт-институциям и ведущие активную коммуникацию с ними. Также идут процессы самоинституционализации: формируются

частные собрания и коллекции, владельцы которых осуществляют активную просветительскую, исследовательскую и общественную деятельность; по инициативе и под руководством Владимира Абакумова в Москве появляется Музей творчества аутсайдеров. Но история институционализа-ции и легитимации аутсайдерского искусства в отечественной культуре лишь обозначена [4; 6] и нуждается в дальнейшем изучении и осмыслении.

История коллекционера, популяризатора и культуртрегера Владимира Абакумова (род. в 1956) обладает индивидуальной спецификой, сопряженной с советским, а позже и российским социокультурным контекстом. За последние десятилетия Владимир Абакумов собрал огромную коллекцию аутсайдерского искусства, ставшую основой частного Музея творчества аутсайдеров (Москва - Бар (Черногория)), включающую в настоящее время более 4000 предметов (живопись, графика, скульптура, объекты) отечественных и зарубежных авторов; организовал несколько десятков выставок аутсайдер-ского искусства и ар-брют в России и за рубежом; выступил инициатором и создателем нескольких документальных фильмов, посвященных институциям и коллекциям ар-брют и аутсайдерского искусства.

Профессиональное становление

В контексте изучения влияния личности на развитие художественного процесса очень важно выявить различные аспекты формирования индивидуума, благодаря которым складываются профессиональные интересы и предпочтения. В истории Владимира Абакумова, на раннем этапе, когда об искусстве аутсайдеров в стране никто не знал, этот фундамент интересов формировался на, казалось бы, совершенно случайных пересечениях. Семья Абакумова была связана с искусством и культурой: отец был художником, мать - директором музея. Но контекст аутсайдерского творчества косвенно мог проявиться разве что из профессиональной сферы старшей сестры-врача. Владимир вспоминает: «... будучи ребенком, я с интересом листал ее учебники, в числе которых были книги по психиатрии с большим количеством иллюстраций, включавших в себя психопатологическую экспрессию» [2].

Начало профессиональной истории Абакумова было связано с обучением в Полиграфическом институте, на «экспериментальной» для того времени специальности - книговедении, программа которой

включала очень разноплановые дисциплины: от высшей математики до истории искусства. После окончания института будущий коллекционер начинает работать по специальности: он был директором советских международных книжных выставок, среди которых особо отмечает Московскую книжную ярмарку, проводившуюся на ВДНХ. В ней участвовали все советские республики, а также страны социалистического блока. Те годы Абакумов оценивает как бесценный опыт, ведь на его плечах были хозяйственные вопросы, представительские функции и «...даже тонкие дипломатические моменты (в ту пору была цензура, контроль со стороны комитета государственной безопасности)» [2]. Но от изобразительного искусства эта деятельность была еще далека.

Далее в профессиональной истории Владимира Абакумова произошел поворот - он начинает работать в выставочном секторе Третьяковской галереи, на том момент скорее формальном подразделении музея, так как выставками в Третьяковке занималась «Росизопропаганда» (Республиканский центр художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства). Скоро ситуация изменилась: «... всего через полтора года "выставочным" именовался уже не сектор, а полноценный научный отдел, который я создал. Сорок человек - реставраторы, издательский сектор, специалисты по проведению выставок - трудились под моим началом» [2]. Впрочем, этот этап еще был далек от искусства аутсайдеров, выставки были связаны с классическим искусством. Только беседы с искусствоведом Алексеем Лебедевым, исследователем наивного, любительского провинциального искусства, «...создавали в тот период небольшую предпосылку для пересмотра моих эстетических предпочтений в будущем» [2].

Перестройка и начало увлечения творчеством аутсайдеров

Перестройка, изменившая векторы развития всей страны, повлияла и на профессиональную историю Владимира Абакумова. Он начинает работать в Фонде культуры, организованном при участии Р.М. Горбачевой. Задачи фонда были амбициозны и включали активные связи с зарубежными коллегами, выездные выставки, подготовкой которых занимался Абакумов. Но несмотря на искреннюю вовлеченность в процессы, постфактум он вспоминает о том времени так: «Меня не покидала мысль о вторичности современ-

о

ного искусства, о желании найти что-то действительно "цепляющее", заставляющее не только формально восхититься, но и задуматься...» [2]. Событием, вызвавшим у Абакумова сильный эмоциональный отклик, стала первая выставка Анатолия Зверева в Москве, организацией которой в выставочном зале Фонда культуры занимался Владимир: «Посещаемость била все рекорды. Зритель искал того же, что и я, - свободы от формализма в искусстве» [2].

Перестройка была временем бума предпринимательской активности, Владимир решает использовать огромный опыт, связанный с организацией выставок, и получает лицензию на международную перевозку картин. Тогда же появляется идея создания «Гуманитарного центра», многопрофильной общественной организации, связанной с арт-проектами: организацией выставок изобразительного искусства в России и за рубежом, работой театра моды «Азия», представлявшей коллекции советских и американских дизайнеров одежды, благотворительной деятельностью через посредничество творческого объединения «Нерв».

Как вспоминает Владимир Абакумов, однажды он предложил Александру Иванову, одному из сотрудников «Гуманитарного центра», который в связи с реализацией благотворительных инициатив посещал психиатрические больницы и диспансеры, «...обратить внимание на то, что за стенами этих клиник тоже может зарождаться творческий процесс» [2]. Результатом поиска Александра Иванова стало 40 работ пациентов профильных медицинских учреждений. Из собранного материала была создана небольшая благотворительная выставка в Музее медицины Научно-исследовательского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Дискурсивно этот проект занимает некоторое промежуточное положение между полем медицины и искусства, но демонстрирует трансформацию дискурса творчества душевнобольных: с одной стороны, в этом проекте много маркеров медикали-зации феномена, но реакция на данный проект демонстрирует смещение смыслового фрейма [6].

Серьезный медийный резонанс, - а на выставке было много прессы, снимали все телеканалы, - вдохновил организаторов. Внезапно для Абакумова и Иванова проявился и другой неожиданный эффект работы с таким искусством: «Во время и сразу после выставки к нам стали приходить люди, показывать и приносить работы род-

ственников, имевших психиатрический опыт» [2]. Так началось формирование коллекции творчества душевнобольных, которая в это время уже стала насчитывать 200-300 работ. За первой выставкой начались и следующие, организуемые усилиями творческого объединения «Нерв», юридически являющегося частью «Гуманитарного центра» [2]. В начале 1990-х годов организуются и зарубежные выставки, например, в мюнхенской галерее «Мир», к которой также был издан каталог [6].

Включение в зарубежный контекст и переосмысление феномена

Переломным моментом для коллекции и профессиональной и личной истории Владимира Абакумова, формирования его взгляда на феномен творчества душевнобольных, стал 1994 год. Это было тем моментом, когда он посещает две зарубежные выставки, посвященные искусству аутсайдеров, - в Женеве и Сан-Франциско. Это меняет у коллекционера понимание границ и смыслов феномена: выставки «... открыли мне глаза на то, к какому удивительному художественному явлению мы прикоснулись в своей работе почти случайно» [2].

Решающее значение имело и общение с важными для мира ар-брют и аутсайдер-ского искусства фигурами - Мишелем Те-возом и Женевьевой Роулин, с которыми Абакумов познакомился еще в 1991 году, после женевской выставки своей коллекции. А экспозиция возглавляемого в то время Тевозом Коллекции ар-брют в Лозанне «...просто перевернула мое (Владимира Абакумова - А.С.) представление о том, что нужно считать истинным искусством, если отталкиваться от критериев оригинальности и спонтанности, а не от традиционного профессионализма» [2]. Тогда к будущему директору Музея творчества аутсайдеров приходит понимание того, в каком формате должна быть представлена коллекция. Но также происходит и принципиальный дискурсивный перелом в интерпретации произведений в восприятии Абакумова, а именно отход от медикализации коллекции, он понимает, «...насколько важно смещение акцентов при отборе работ с аспекта медицинского на аспект художественный» [2].

С этого момента Владимир Абакумов серьезно начинает размышлять о возможности формирования в России музейного собрания произведений «странного искусства». В это время терминологический фрейм будущего музея у коллекционера

не сформирован, но Владимир начинает работу по систематизации знаний об этих феноменах с опорой на книги Джона Мак-грегора «Открытие искусства душевнобольных» [11] и Роджера Кардинала «Аут-сайдерское искусство» [10].

Тот же год стал временем, когда пути единомышленников расходятся. Абакумов так это описывает: «Александр Иванов склонялся, скорее, к продолжению благотворительной деятельности, в то время как я настаивал на внимательном отношении к эстетической составляющей нашей работы» [2]. Александр Иванов начал сотрудничать с благотворительным фондом «Филантроп», занимавшимся поддержкой инвалидов, а Владимир Абакумов углубился в изучение истории ар-брют и специфики его коллекционирования. Позже появится целая серия документальных фильмов-путешествий по европейским коллекциям ар-брют.

Несколько лет у Владимира Абакумова и Анны Яркиной, подключившейся к процессу работы над тогда еще будущим Музеем творчества аутсайдеров, ушло на изучение литературы о творчестве аутсайдеров, анализ коллекции и ее пополнение. Как вспоминает сам Владимир Абакумов, «началась весьма важная работа по изучению, систематизации и популяризации искусства, которое должно было стать открытием не только для непосвященного российского зрителя, но и для многих профессионалов в современном арт-простран-стве России - искусствоведов, арт-дилеров, художников» [2].

Размышляя о будущем музее, Абакумов в качестве некоторого эталона музея неизменно вспоминает Коллекцию ар-брют в Лозанне, музей, казавшийся ему «шкатулкой с драгоценностями, таившими в себе великую силу», и «судьбоносную встречу» с его куратором Мишелем Тевозом в 1994 году [2]. Так ко второй половине 1990-х начинается кристаллизация идеи будущего музея.

Рождение музея

Как вспоминает Абакумов, 1995 год «ушел на пересмотр коллекции», она продолжала пополняться. Подавляющее большинство работ приносили сами художники или их родственники, узнавшие о такой инициативе из СМИ. Отвечая на вопрос, почему все же возникла идея именно музея, Абакумов отмечает: «...я был почти музейщик и музейная работа меня привлекала. Папа мой был художник, а мама - директор музея. Видимо, во мне все

это соединилось. Но и важно, что главная тема для меня лично была именно показ, а не коллекционирование. Также и общение в музейной среде было, я был связан именно с музейными историями» [1].

Важным аспектом сложения понятийного фрейма аутсайдерского искусства в России является терминологическая неустойчивость, или «пустота», в описании этого феномена в середине 1990-х годов [5]. Поэтому само названием музея долго подбиралось: «...мы назвались Музей творчества аутсайдеров. Это моя осторожность сработала. У меня серьезное отношение к тому, что мы брали и выставляли. В моем понимании звание художника - это серьезная вещь, и я не мог так просто назвать все искусством» [1]. В отечественной культуре периода второй половины 1990-х годов переход от медикализации дискурса этого феномена еще не был завершен, поэтому уже устойчивый для западного контекста термин Outsider Art казался слишком радикальным. Также были попытки использовать понятие «искусство посторонних», некоторую кальку с термина Outsider Art, но оно так и не прижилось.

Между появлением идеи музея и открытием стационарной экспозиции в Измайлово в 2000 году прошло пять лет. В 1996 году состоялась выставка-презентация Музея аутсайдеров в Музее геологии в центре Москвы. Как об этого говорит сам Абакумов, «...это была скорее декларация. Тогда мы начали называться музеем» [1]. Абакумов вспоминает об этом так: «... самые важные специалисты по наивному искусству, аутсайдерского тогда в России еще не было: Помещиков, Богемская, наверное, Вовк был тоже. Мы тогда презентовали нашу коллекцию и получили прекрасные отзывы, все одобряли идею» [1]. На протяжении нескольких следующих лет Музей творчества аутсайдеров много принимал участие в выставках, из самых знаковых Абакумов особо отмечает участие в «Инсите» в 1997 году.

Открытие музея в Измайлово состоялось в 2000 году, в музее работало три человека вместе с самим основателем. Коллекция составляла около 2000 произведений как российских, так и зарубежных авторов. К моменту появления музея его организаторы выделили несколько категорий, согласно которым коллекция была структурирована и представлена в экспозиции: ар-брют/аутсайдер-арт, «новый вымысел», наивное искусство, психопатологическое творчество. В постоянной экспозиции, разделенной на три зала, было

100 работ. Пространство первого музея, его экспозиционное решение отсылало к самому знаменитому историческому музею «странного искусства»: «...экспозиция была в черном, темном пространстве, музей был черным, я делал его под влиянием экспозиции музея Ар Брюта в Лозанне. Я был поражен эмоциональной силой этой коллекции» [1].

В ходе исследования выявлено, что в ситуации с формированием дискурса аутсайдерского искусства (и различных близких ему феноменов: творчества душевнобольных, ар-брют) в отечественной культуре «инстанциями разграничения»

являются коллекционеры, ведущие самостоятельно и организующие культуртрегерскую, исследовательскую и просветительскую работу (что аналогично процессам зарубежной культуры 1940-1970-х годов). Исследование деятельности Владимира Абакумова позволяет сделать вывод о закономерностях сложения дискурса аутсайдерского искусства и различных и близких ему феноменов - творчества душевнобольных, ар-брют - в отечественной культуре, а также позволяет выявить специфику, обусловленную социокультурной ситуацией поздней советской и российской культуры.

Список литературы:

[1] Авторизированное интервью с Владимиром Абакумовым. 1 мая 2020 года. Архив А.А. Суворовой.

[2] Воспоминания Владимира Абакумова. 30 июня 2020 года. Архив А.Н. Яркиной.

[3] Музей творчества аутсайдеров в Москве // Обсерватория культуры. - 2005, № 4. - С. 47-51.

[4] Суворова А.А. Аутсайдерское искусство в России: тенденции, темы, образы. - М.: Городец, 2020. -200 с.

[5] Суворова А.А. Деятельность Жана Дюбюффе и дискурс ар брюта // Вестник РГГУ. - Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2019, № 3. - С. 118-131.

[6] Суворова А.А. Дискурс аутсайдерского искусства в России (1980-1990-е гг.) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. - 2019, № 4 (6). - С. 75-82.

[7] Фуко М. Археология знания / Пер. с франц. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А.С. Колесникова. - СПб.: Гуманитарная Академия; Университетская книга, 2004. - 416 с.

[8] Яркина А. Эстетика искусства аутсайдеров. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.medpsy. ru/scienœ/scienœ050.php (23.04.2019)

[9] Яркина А. Методическое руководство по проведению обзорной экскурсии. - М.: Музей творчества аутсайдеров, 2000. - Б. п. Из личного архива В.В. Гаврилова.

[10] Cardinal R. Outsider Art. - L.: Studio Vista; N.-Y.: Praeger Publishers, 1972. - 192 p.

[11] MacGregor J.M. The discovery of the art of the insane. - Princeton: Princeton University Press, 1989. - 390 p.

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.