Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИОНЕР КАК АКТОР КУЛЬТУРЫ: ОТ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ К НОВЫМ ФЕНОМЕНАМ. ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ: КОЛЛЕКЦИОНЕР, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ. 1970-1990-Е. ЧАСТЬ 2'

КОЛЛЕКЦИОНЕР КАК АКТОР КУЛЬТУРЫ: ОТ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ К НОВЫМ ФЕНОМЕНАМ. ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ: КОЛЛЕКЦИОНЕР, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ. 1970-1990-Е. ЧАСТЬ 2 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АР БРЮТ / АУТСАЙДЕРСКОЕ ИСКУССТВО / ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / ЛЕГИТИМАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суворова Анна Александровна

Статья посвящена описанию и анализу процессов первичной институционализации и легитимации аутсайдерского искусства и ар брюта в контексте отечественной культуры в период 1970-1990-х годов. В реализации обозначенных процессов важную роль играют коллекционеры, становящиеся ключевыми акторами культурного процесса. Цель статьи - выявление специфики дискурса аутсайдерского искусства и особенностей его формирования в деятельности коллекционеров, а именно Владимира Гаврилова. Теоретической основой исследования является теория дискурса, ключевой методологией - дискурс-анализ с использованием биографического метода. В ходе исследования выявлено, что в ситуации с формированием дискурса аутсайдерского искусства (и различных близких ему феноменов: творчества душевнобольных, ар брюта) в отечественной культуре, «поверхностями возникновения» является поле психиатрической практики (аналогично процессам сложения указанных феноменов в зарубежной культуре в период 1910-1920-х годов) и деятельность коллекционеров, ведущих культуртрегерскую, исследовательскую и просветительскую работу (аналогично процессам зарубежной культуры 1940-1970-х годов). Исследование деятельности психиатра, коллекционера, исследователя и просветителя Владимира Гаврилова позволяет сделать вывод о закономерностях сложения дискурса аутсайдерского искусства (и различных и близких ему феноменов: творчества душевнобольных, ар брюта) в отечественной культуре, но также позволяет выявить специфику, обусловленную социокультурной ситуацией советской и российской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИОНЕР КАК АКТОР КУЛЬТУРЫ: ОТ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ К НОВЫМ ФЕНОМЕНАМ. ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ: КОЛЛЕКЦИОНЕР, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ. 1970-1990-Е. ЧАСТЬ 2»

MUSEUM

УДК 7.036 + 7.067 + 7.077 ББК 85.1 + 71.4

А.А. Суворова

КОЛЛЕКЦИОНЕР КАК АКТОР КУЛЬТУРЫ: ОТ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ К НОВЫМ ФЕНОМЕНАМ. ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ: КОЛЛЕКЦИОНЕР, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ. 1970-1990-е. ЧАСТЬ 2

Статья посвящена описанию и анализу процессов первичной институционализации и легитимации аутсайдерского искусства и ар брюта в контексте отечественной культуры в период 1970-1990-х годов. В реализации обозначенных процессов важную роль играют коллекционеры, становящиеся ключевыми акторами культурного процесса. Цель статьи - выявление специфики дискурса аутсайдерского искусства и особенностей его формирования в деятельности коллекционеров, а именно Владимира Гаврилова. Теоретической основой исследования является теория дискурса, ключевой методологией - дискурс-анализ с использованием биографического метода. В ходе исследования выявлено, что в ситуации с формированием дискурса аутсайдерского искусства (и различных близких ему феноменов: творчества душевнобольных, ар брюта) в отечественной культуре, «поверхностями возникновения» является поле психиатрической практики (аналогично процессам сложения указанных феноменов в зарубежной культуре в период 1910-1920-х годов) и деятельность коллекционеров, ведущих культуртрегерскую, исследовательскую и просветительскую работу (аналогично процессам зарубежной культуры 1940-1970-х годов). Исследование деятельности психиатра, коллекционера, исследователя и просветителя Владимира Гаврилова позволяет сделать вывод о закономерностях сложения дискурса аутсайдерского искусства (и различных и близких ему феноменов: творчества душевнобольных, ар брюта) в отечественной культуре, но также позволяет выявить специфику, обусловленную социокультурной ситуацией советской и российской культуры.

Ключевые слова:

ар брют, аутсайдерское искусство, Владимир Гаврилов, институционализация, коллекционирование, легитимация, творчество душевнобольных.

Суворова А.А. Коллекционер как актор культуры: от личной истории к новым феноменам. Владимир Гаврилов: коллекционер, исследователь, просветитель. 1970-1990-е. Часть 2 // Общество. Среда. Развитие. - 2020, № 4. - С. 8-12.

© Суворова Анна Александровна - кандидат искусствоведения, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь; e-mail: [email protected]

1980-е - коллекционирование и попытки осмысления собрания

В период первой половины - середины 1980-х годов в изучении творчества душевнобольных в поле отечественной психиатрии начинают использоваться конструкты искусствоведческого дискурса: понятия, язык описания, «говорящие субъекты» и методы исследования. В ходе дискурс-анализа текстов об изобразительном языке душевнобольных, можно выявить постепенное дискурсивное смещение от психиатрии к искусству. Публикуется

трехчастное издание, посвященное рисункам душевнобольных [4-6].

С 1979 года Владимир Гаврилов начинает самостоятельную психиатрическую практику и в дальнейшем работает ассистентом на кафедре психиатрии ЯГМИ. Уже на раннем этапе своей деятельности, Гаврилову интересно работать, опираясь на психотерапевтические подходы с психотическими больными, что в 1980-е годы у психиатров «со стажем» не приветствовалась, равно как и рассуждения медицинских психологов. Арт-терапия в то время

в советских лечебных учреждениях для психиатрических больных также воспринималась как вспомогательная психокор-рекционная практика. В отсутствии методической литературы по арт-терапии, начинающий врач «практически наощупь» проводит первые индивидуальные арт-те-рапевтические сеансы, стремясь поддерживать у пациентов настрой на самостоятельное творчество.

В то же время Гаврилова не оставляет желание находить новые рисунки и поделки одаренных пациентов, тогда он и «"перетряс" больничный архив "скорбных листов" (историй болезней) но в итоге, отыскал лишь мизерное количество рисунков» [8]. Тогда же, в 1980-е, Гаврилов формирует экспозицию рисунков психиатрических пациентов в учебной комнате кафедры психиатрии ЯГМИ, скоро экспозиция вырастает до 20-30 работ. Какой-то программной идеи коллекции и экспозиции, в отсутствии ориентиров не было: «Тогда я мало представлял, что выйдет из этой затеи, но украшенный кабинет-музей постепенно стал заметным "островком" самодеятельного дизайна среди неказистого оформления кафедры» [8].

В те же годы, период первой половины - середины 1980-х, наряду с собиранием работ психиатрических пациентов, Владимир Гаврилов ищет научную литературу, посвященную психопатологической экспрессии. Уже зная о монографии 1926 года Павла Карпова [11], Гаврилов тем не менее «никак не мог до нее добраться». Наиболее важными для себя, своего собственного осмысления творчества психиатрических пациентов Владимир Гаврилов называет работу С.А. Болдыревой «Рисунки больных дошкольного возраста, больных шизофренией» [7], статьи Р.Б. Хайки-на и В.М. Милявского.

Вся эта работа приводит Гаврилова к началу исследовательской и просветительской деятельности: «[... ] я смог подготовить слайд-презентацию на достаточно понятную коллегам тему: о влиянии психоанализа на сюрреализм, акцентируя особенности восприятия художников, агравиру-ющих (сознательно преувеличивающих) свои переживания в творчестве, подгоняя их под психические реалии душевнобольных» [8]. Выступление Гаврилова было проиллюстрировано графикой из собственной коллекции и репродукциями произведений Сальвадора Дали. Как вспоминает сам исследователь, лекция была инспирирована работами Э.А.Вачанадзе. Слайд-лекция имела успех и была повторена для аудито-

рии врачей-курсантов, проходящих цикл 9 обучения на кафедре и для кружка студенческого научного общества (СНО).

К концу 1980-х коллекция работ психиатрических пациентов была уже более ста единиц и занимала три из четырех стен учебной аудитории кафедры психиатрии ЯГМИ и была снабжена аннотацией. А благодаря «сарафанному радио» о самоорганизованном музее узнали родственники пациентов, друзья врачей, молодые художники, для которых увлеченный психиатр и начинающий коллекционер проводил экскурсии-беседы. Тем не менее, по словам Владимира Гаврилова, релевантной терминологии и интерпретации коллекции в те годы у него еще не было: «Что это: психопатологические художества, психо-арт / шизо-арт, «эстетические объекты» (по Эй А. / Еу, Н., 1948), творчество душевнобольных? Нет и нет. Когда-то мне импонировал термин - "изобразительный язык больных" (Бабаян Э.А. с соавторами, 1982), но он тоже прямолинейно акцентировал внимание на психопатологии. Иной раз за спиной я улавливал скорее снисходительные определения от "знатоков": "китч, любительство, самодеятельность". "Свой велосипед" наименования - никак не изобретался" [8].

Время перемен, рубеж 1980-1990-х: новая оптика и переосмысление коллекции

На рубеже 1980-1990-х годов дискурс творчества душевнобольных и искусства аутсайдеров в отечественной культуре начинает стремительно меняться в связи с политическими изменениями, коснувшимися в равной степени психиатрического и искусствоведческого дискурсов, которые связываются концептом «инаково-сти» - новой положительной категорией культуры этой эпохи. Важным фактором, стимулирующим экспансивное сложение дискурса аутсайдерского искусства, становится рост частных инициатив, развивающихся в этот период также и в сфере культуры. Все это приводит к появлению значительного числа выставок и публикаций, посвященных искусству аутсайдеров и творчеству душевнобольных.

В исследовательской и коллекционерской истории Владимира Гаврилова рубеж 1980-1990-х также становится важной вехой. В начале 1990-х годов он впервые едет за рубеж: в Западную Европу и США. В этих поездках Гаврилов стремится по- 0 знакомиться с опытом зарубежных коллег: Р «[...] в 1991 уже году повторно побывал в Ц Германии, в 1992 году - в США. В городах-

см о см

о

3

ю о

побратимах Ярославля - Касселе (Германия) и Берлингтоне (штат Вермонт, США) мне удалось посетить психиатрические больницы, амбулаторные психосоциальные центры, пообщаться с руководителями и больными. Меня интересовала практика, где основной акцент в социальной реабилитации опирался на ресурсы творчества, т.е. на студийную арт-терапию» [8].

Но, по признанию Владимир Гаврило-ва, главным открытием этих профессиональных зарубежных поездок становится концептуальное переосмысление коллекции и, более того, самого феномена творчества психиатрических пациентов. Гав-рилов узнает и «моментально принимает» устойчивые для западной методологии понятия «аутсайдер арт» и «ар брют»: «Я был рад, что судьба вознаградила меня новыми знаниями, уверенностью и осознанием в необходимости прививать на российской почве наследие Ж. Дюбюффе и Р. Кардинала» [8]. Важно отметить, что этот путь Владимира Гаврилова близок поискам Владимира Абакумова, основателя Музея творчества аутсайдеров, коллекционера и популяризатора, значимого для легитимации различных феноменов «странного» искусства в России.

В те же годы Владимир Гаврилов открывает для себя мировые музеи и коллекции ар брюта и творчества душевнобольных: Коллекцию Ханса Принцхорна в Гейдельберге, Дом Художников в Гуггинге и др. Более того, он начинает коммуникацию с европейскими исследователями и коллекционерами: «С 1993 года я вступил в переписку с коллегой Джоном Файла-хером / Johann Feilacher (Гуггинг), с 1994 года - с куратором коллекции Принцхор-на - доктором Ингой Яди / D-r Inge Jadi» [8]. Также за принятием и применением новой терминологии, следует дальнейшее концептуальное осмысление собственной коллекции и феномена аутсайдерского искусства. Гаврилов активно пополняет свою специализированную библиотеку за счет зарубежных книги и журналов, которые получает по почте.

Но, что стоит отметить особо, Владимир не ограничивается только своей коллекцией и саморазвитием, а начинает «[... ] с энтузиазмом популяризировать необычные для современников словосочетания: ар брют / аутсайдер арт» [8]. Именно в этих терминах коллекционер и исследовали видит больший потенциал, нежели в понятиях «изобразительный язык» или «изобразительное поведение», используемых в трехтомном альбоме, изданном советски-

ми психиатрами в первой половине 1980-х годов [4-6].

В то же время, в начале 1990-х годов, деятельность Владимира Гаврилова получает первое, пусть и локальное, признание. Коллекционер особо отмечает этот факт, как значимый для истории коллекции ИНЫЕ (и если смотреть более широко - для истории сложения аутсай-дерского искусства в России). В 1993 году в газете «Ярославский студент» журналист Владимир Калугин публикует статью «Мир их глазами» - название очень симптоматичное для данного периода и развивает дискурс «инаковости» [8]. Гав-рилов сетует в воспоминаниях, что журналист «не заморачиваясь на иностранные термины», окрестил собрание «лечебной коллекцией» [8]. Это объясняется тем, что терминология в период первой половины 1990-х была неустойчива даже в профессиональном сообществе, не говоря уже о более широком бытовании данных понятий. Неожиданно статья в региональной газете привлекла внимание художницы и поэтессы Валерии Даувальдер, уроженки России в молодости переехавшей в Швейцарию и бывшей слушательницей лекций К.Г. Юнга. Гаврилов был окрылен ее напутствием о необходимости продолжать начатое дело.

К середине 1990-х годов статус коллекции, собираемой Владимиром Гаврило-вым, меняется. Осенью 1994 года, на заседании кафедры психиатрии, был неформально утвержден статус «Кафедрального музея», а на дверях кабинета была вывешена табличка «Музей арт-терапевтической экспрессии» [8]. Уже в этом названии можно увидеть значительную трансформацию дискурса феномена: движение от контекста психической патологии и психиатрии к полю искусства (арт-терапии и экспрессии), несмотря на то, что формально коллекция все еще помещена в психиатрический дискурс.

По воспоминаниям коллекционера, состав экспозиции, состоящий из 50-60 рисунков, картин и нескольких объектов, значительно обновился. Именно новые произведения скоро позволят вывести коллекцию на качественно новый уровень. В 1994 году в кафедральный музей поступают рисунки тогда еще неизвестного Александра Лобанова, впоследствии одного из знаковых художников советского ар брюта, переданные его лечащим врачом Владимиром Ивановичем Ше-стаковым из психиатрической больницы «Афонино».

В середине 1990-х начинается следующий этап осмысления деятельности и специфики коллекции. Интерпретируя коллекцию, рассказывая о работах студентам и посетителям, Владимир Гаврилов «непроизвольно снимал белый халат» [8], понимая, что это не просто «медицинские документы», а произведения, имеющие культурологическое и художественное измерение. Коллекционер начал думать о расширенном варианте экспозиции вне больничных стен. К середине 1990-х годов коллекция уже составляла около 500 работ и больше не помещалась в кафедральном музее.

ИНЫЕ - коллекция и самоинституция в конце 1990-х

В середине 1990-х годов дискурс аут-сайдерского искусства в России становится более научно ориентированным. В процессе теоретического осмысления искусства аутсайдеров в России также активное участие принимает Владимир Гаврилов и его единомышленники: искусствовед Ирина Реховских и философ, д.ф.н. Андрей Азов [1; 3; 9]. В 1997 году, под руководством коллекционера в Ярославле проходит конференция о «духовных, художественных и арт-терапевтических подходах к творчеству»; позже, в 1999 году, там же состоялся первый Всероссийский симпозиум ИНЫЕ - СИПЭ (Международного общества психопатологии экспрессии) [10].

Также со второй половины 1990-х годов Владимиром Гавриловым ведется активная выставочная деятельность. Важно отметить, что размышляя о подходах к выставкам психиатрических пациентов, он стремится преодолеть медикализацию этих проектов: «[.. ] мне приходилось слышать о российских выставках, где на этикетках работ подписывался диагноз автора или экспозиция была разбита по но-зологически ориентированным разделам (тут - рисунки больных с шизофренией, тут - с МДП...). Спрашивается зачем?» [8] И делает акцент на необходимости дестиг-матизации и задаче изменить отношение к авторам подобных произведений. Исследователь также критикует подход к выбору и презентации отдельными именитыми психиатрами исключительно «красивых» сюжетов фигуративной живописи, напоминающих творчество «как у здоровых». Размышляя о выставках своей коллекции Гаврилов «[...] мечтал только о выставке под названием ар брют (аутсайдер арт в тот момент являлось лишь калькой фран-

цузского термина, мы еще не задумыва- 11 лись об их отличиях)» [8].

В конце 1995 года Владимир Гаврилов, совместно с братом Игорем, решают организовать выставку (в итоге открытую в 1997 году) в ярославском Городском выставочном центре, куратором выставки стала искусствовед Ирина Реховских, научным консультантом - психолог Владимир Уры-ваев. Была также сформирована интеллектуальная программа: серия открытых диспутов, затрагивающих вопросы духовных, художественных и арт-терапевтических подходов к творчеству. Проект получает название «ИНЫЕ» в самом звучании которого Гаврилов снимает контекст меди-кализации, и интерпретирует еще не прижившуюся в России зарубежную терминологию. Опасения по поводу понятия не были напрасными, в словари термины «ар брют», «аутсайдерское искусство» попадают только в 2000-2010-е годы, а в прессе их упоминают с ошибками: «В марте 1996 года в газете "Ярославская неделя" вышла статья, анонсировавшая планы о выставке, правда, назвав ее - "арт брут"« [8]. Дискурсивная «подвешенность» проекта на тот момент времени, в ситуации еще только формирующегося в российском искусствознания и институциональной практике феномена аутсайдерского искусства, неопределенность проекта по отношению к дискурсам психиатрии и искусства, привели к тому, что «[... ] большинство представителей культуры нашу акцию воспринимали медицинским казусом; а мои коллеги - "художественной выставкой"» [8]. По словам коллекционера, более всего выставка была принята и понята «художниками-неформалами», для которых она была «несколько прикольной акцией современного искусства» [8]. В этом также можно пронаблюдать закономерности формирования дискурса «странного искусства» и на начальном этапе, в Западной Европе формируемого также художниками авангарда.

Позже, в конце 1990-х годов, произведения коллекции ИНЫЕ будут показаны в других городах России и Западной Европы. Но именно ярославская выставка 1997 года привела к кристаллизации названия и, более того, концепции коллекции и арт-институции Владимира Гаврилова -коллекции ИНЫЕ/ INYE, «интригующий термин, как нам представлялось, воспринимающийся без стигмационного контек- 0 ста» [8]. В этом «изобретенном» термине Р заложена идея творцов «со своим ИНАКО- Ц мыслием и ИНАКОбытием», не вписыва-

ющихся в привычную психосоциальную и художественную норму. Этот концепт «инаковости» очень важный для постсоветской культуры и искусства расширяет границы подхода к данному феномену не просто как к «психопатологической экспрессии». Гаврилов, подобно Жану Дю-бюффе и Роджеру Кардиналу, очерчивающий «ар брют» и «аутсайдер арт» прежде всего идеей искусства за пределами привычного, сформированного и усвоенного культурой, отмечает: «Среди них [ИНЫХ] могли быть: иноверцы, иноки, «иноходцы», иностранцы - жители иных миров, скорее духовоИные, чем - душевноИные» [8].

В ходе исследования выявлено, что в ситуации формирования дискурса аутсай-дерского искусства (и различных близких ему феноменов: творчества душевнобольных, ар брюта) в отечественной культуре, «поверхностями возникновения» является поле психиатрической практики (аналогично процессам сложения указанных феноменов в зарубежной культуре в период 1910-1920-х годов) и деятельность коллекционеров, ведущих культуртрегерскую,

исследовательскую и просветительскую деятельность (аналогично процессам зарубежной культуры 1940-1970-х годов). Исследование деятельности психиатра, коллекционера, исследователя и просветителя Владимира Гаврилова позволяет сделать вывод о закономерностях сложения дискурса аутсайдерского искусства (и различных и близких ему феноменов: творчества душевнобольных, ар брюта) в отечественной культуре, но также позволяет обозначить специфику, обусловленную социокультурной ситуацией советской и российской культуры.

Справка о коллекции Владимира Гаврилова ИНЫЕ

Коллекция аутсайдерского искусства ИНЫЕ включает более чем 5000 образцов психопатологического, спонтанного арт-терапевтического (визуального и эпистолярного) творчества 150 отечественных и зарубежных авторов. В том числе, Александра Лобанова (1924-2003), Павла Леонов (1920-2011), Василия Романенкова (1953-2013).

см о см

о

3

ю О

Список литературы:

[1] Азов А. В., Гаврилов В. В. Хронология интереса к искусству аутсайдеров. Искусство аутсайдеров: путеводитель. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://medpsy.ru/comments/comments070.php (19.12.2019)

[2] Арт-проект ИНЫЕ. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://medpsy.ru/comments/comments063.php

[3] Аутсайдер арт: коллекция «ИНЫЕ» / В.В. Гаврилов; науч. ред. А.В. Азов. - М.: ИД «Городец», 2017. -504 с.

[4] Бабиян Э. А. и др. Изобразительный язык больного паранойей. Ч. III. - Базель: Сандоз, 1985. - Б. п.

[5] Бабиян Э. А. и др. Изобразительный язык больных шизофренией. - Базель: Сандоз, 1982. - Б. п.

[6] Бабиян Э. А. и др. Изобразительный язык больных шизофренией с бредовыми и сверхценными образованиями. Ч. II. - Базель: Сандоз, 1985. - Б. п.

[7] Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. - М.: Медицина, 1974. - 157 с.

[8] Воспоминания Владимира Гаврилова. 30 июня 2020 года. - Архив В.В. Гаврилова.

[9] Гаврилов В. В., Реховских И. И. Искусство аутсайдеров: некатегоричность категорий // Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы. - М.: Изд. ГУК Музей наивного искусства, 2004. - С. 233-239.

[10] Искусство аутсайдеров: путеводитель / Под ред. В.В. Гаврилова. - Ярославль, ИНЫЕ, 2005 - 104 с.

[11] Карпов П. И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. - Л.: Государственное издательство, 1926. - 200 с. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. medklassika.ru/karpov_1926/ (07.06.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.