Научная статья на тему 'Аутопсихологическая компетентность менеджеров среднего звена: функции, показатели, проекции'

Аутопсихологическая компетентность менеджеров среднего звена: функции, показатели, проекции Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ / ПРОФИЛЬ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПЛО) / ВНУТРИПОЛУШАРНЫЕ КОГЕРЕНТНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖПОЛУШАРНЫЕ КОГЕРЕТНЫЕ СВЯЗИ / КОНВЕРГЕНТНАЯ ЗАДАЧА / ДИВЕРГЕНТНАЯ ЗАДАЧА / THE PROFILE OF LATERAL ORGANIZATION (PLO) / LEVEL OF CREATIVITY / INTRAHEMISPHERIC COHERENT COMMUNICATION / INTERHEMISPHERIC COHERENT COMMUNICATION / TASK CONVERGENT / DIVERGENT TASK

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Саакян О. С.

В данной статье описан анализ специфики пространственно-временной организации ЭЭГ при решении творческих задач различного характера респондентамия с определенными индивидуальными особенностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Саакян О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the localization of intra-and interhemispheric coherent relationships in persons with different type of lateral organization (TLO) and the level of creativity

In this article describes the analysis of specific spatial-temporal organization of EEin solving creative problems of different nature surveyed with certain individual characteristics

Текст научной работы на тему «Аутопсихологическая компетентность менеджеров среднего звена: функции, показатели, проекции»

Саакян О.С.

Особенности локализации внутри- и межполушарных когерентных связей у лиц с разным профилем латеральной организации (ПЛО) и уровнем креативности

В данной статье описан анализ специфики пространственно-временной организации ЭЭГ при решении творческих задач различного характера респондентамия с определенными индивидуальными особенностями.

Ключевые слова:уровень креативности, профиль латеральной организации (ПЛО), внутриполушарные когерентные связи, межполушарные когеретные связи, конвергентная задача, дивергентная задача.

Проблема творчества (креативности) в современной психофизиологии занимает одно из центральных мест. В нашей работе уделяется внимание психофизиологическим особенностям студентов с разным уровнем креативности в период обучения. Интерес к данной проблеме связан с тем, что сам процесс обучения студентов в вузе предполагает включение студентов в систему социальных общественных отношений и усвоение ценностей общества. Активное взаимодействие с различными сторонами социальной действительности, а также сама специфика обучения в вузе способствуют формированию у студентов активной жизненной позиции и упрочению его связей с другими социальными группами современного общества. На студенческий возраст приходится процесс формирования социальной зрелости, это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера овладение более полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, общественно-политических, профессионально-трудовых и т.д.

В настоящее время в связи с возросшими требованиями к профессиональным качествам современного рынка труда креативность (креативная личность, творческая личность) выходит на передний план (Ф.Н. Гоноболин, А.А. Деркач, Е.Н. Дмитриева, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Н. Карандашев, В.Г. Казанская, А.Н. Колпакова и др). Основывавясь на выше сказанном нами было проведено исследование специфики локализации когерентных связей при решении задач разного типа испытуемыми с разным уровнем креатиности и ПЛО.

Цель исследования: изучение психофизиологических и психологических особенностей испытуемых с разным уровнем креативности и ПЛО.

Объектом исследования стали студенты 2-5-х курсов ЮФУ в количестве 90 человек в возрасте от 18-23 лет. Из них 43 юноши и 47 девушек.

Гипотеза исследования: характер частотно-пространственной организации ЭЭГ при творчекском мышлении может обуславливаться полушарной асимметрией и уровнем креативности.

В ходе исследования нами были использованя следующие методики: методика использования предметов Гилфорда в модификации Туник (для диагностики

WWW.PRO.RSU.RU

вербальной креативности), тест Торренса «Завершение картинок» (для диагностики невербальной креативности), методика определения профиля функциональной межполушарной асимметрии Т.А. Брагиной и Н.Н. Доброхотовой, метод ЭЭГ.

Проведенное нами исследование дало следующие результаты: при решении вербальной конвергентной пробы не зависимо от частотного диапазона у низкокреативных в левым ПЛО выделены высокие кортико-кортикальные связи между левой лобной и латерально-фронтальной зоной правого полушария, левой средне-фронтальной зоной и задней темпоральной правого, центральной левой и задней темпоральной правой (Рр1-Р8, Р3-Т6, С3-Т6). У среднекреативных -между задними зонамиобоих полушарий, левой затылочной и правой лобной, париетальной правой и средне-фронтальной левой, центральной правой зоны и правой темпоральной (02-01, 01-Рр2, Р4-Р3, С4-Т4); у высококреативных связи были локализованы в основном между лобными зонами обоих полушарий, левой лобной и правой латерально-фронтальной зонами мозга (Рр1-Рр2, Рр1-Р8). У низкокреативных со смешанным ПЛО - между правой лобной и левой задней темпоральной зоной, левой лобной и латерально-фронтальной зоной (Рр2-Т5, Рр1-Р7), у среднекреативных - между затылочными зонами обоих полушарий, правой лобной и латерально-фронтальной левой (01-02, Рр2-Р7); у высококреативных - меду левой лобной и передней темпоральной правой зонами мозга (Рр1-Т4). Для испытуемых с правым ПЛО и низким уровнем креативности характерно наличие высококогерентных связей между правой и левой лобными зонами (Рр1-Рр2); у среднекреативных - между левой лобной и париетальной левой зонами мозга (Рр1-Р3); у высококреативных - между левой затылочной и латерально-фронтальной правой зонами мозга (01-Р8).

При решении вербальной дивергентной пробы не зависимо от частотного диапазона у низкокреативных в левым ПЛО выделены высокие кортико-кортикальные связи между правой лобной и центральной лнвой зонами мозга (02-С3); среднекреативных - между средне-фронтальной париетальной зоной левого полушария (Р3-Р3); у высококреативных связи были локализованы в основном между центральными зонами обоих полушарий, левой лобной и латерально-фронтальной правой (С3-С4, Рр1-Р8). У низкокреативных со смешанным ПЛО -между париетальной и задней темпоральной зонами правого полушария (Р4-Т6), у среднекреативных - между задней темпоральной правой левой лобной, средне-фронатльной и латерально-фронтальной зонами правого полушария (Т6-Рр1, Р8-Р4); у высококреативных - между правой лобной и правой париетальной зонами мозга (Рр2-Р4). Для испытуемых с правым ПЛО и низким уровнем креативности характерно наличие высококогерентных связей между задней темпоральной левой и средне-фронтальной зонами (Т5-Р3); у среднекреативных -между латерально-фронтальной левой зоной и правым лбом (Р7-Рр2); у высококреативных - между левой затылочной и латерально-фронтальной левой зонами мозга (01-Р7).

При решении невербальной конвергентной пробы не зависимо от частотного диапазона у низкокреативных в левым ПЛО выделены высокие кортико-

кортикальные связи между центральной левой и задней темпоральной правой (С3-Т6); среднекреативных - между париетало-темпоральной зоной левого полушария (Р3-Т5, Р3-Т3); у высококреативных связи были локализованы в основном между париетальными зонами обоих полушарий, правой лобной и право латерально-фронтальной зоной мозга (Р4-Р3, Рр2-Р8). У низкокреативных со смешанным ПЛО - между задней темпоральной и левой центральной зонами мозга (Т6-С3), у среднекреативных - между правой центральной и передней темпоральной (С4-Т4); у высококреативных - между средне-фронтальной правой и задней темпоральной (Р4-Т6). Для испытуемых с правым ПЛО и низким уровнем креативности характерно наличие высококогерентных связей между задней темпоральной и лобной зоной левого полушария (Т5-Рр1); у среднекреативных -между центральной и средне-фронтальной зонами левого полушария (С3-Р3); у высококреативных - между латерально-фронатльной и париетальной зонами левого полушария (Р7-Р3).

При решении невербальной дивергентной пробы не зависимо от частотного диапазона у низкокреативных в левым ПЛО выделены высококогерентные связи между левой лобной и темпоральной правой зонами (Рр1-Т4); средне-креативных - между средне-фронтальными зонами обоих полушарий (Р3-Р3); у высококреативных связи были локализованы в основном между левой лобной и правой париетальнойз онами (Рр1-Р4). У низкокреативных со смешанным ПЛО - между лобной правой и темпоральной передней зоной левого полушария (Рр2-Т3), у среднекреативных - между центральной и передней темпоральной зонами правого полушария (С4-Т4); у высококреативных - между париетальной и латерально-фронтальной зонами правого полушария (Р4-Р8). Для испытуемых с правым ПЛО и низким уровнем креативности характерно наличие высококогерентных связей между правой передней темпоральной и латеральной фронтальной зонами, левой затылочной и передней темпоральной левой зонами мозга (01-Т3, Т4-Р8); у среднекреативных -между задней темпоральной левой и париетальной правой (Т5-Р4); у высококреативных - между латерально-фронтальной левой и средне-фронтальной правой зонами мозга (Р7-Р4).

Т.о., наше исследование подтвердило экспериментальную гипотезу о том, что характер частотно-пространственной организации ЭЭГ при творчекском мышлении может обуславливаться полушарной асимметрией и уровнем креативности.

Литература

1. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. - Спб, 2002. 205 с.

2. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. - СПб, 2006. - 268 с.

3. Геодакян В.А. Асимметрия организмов, мозга и тела // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. - М.: НИИ мозга РАМН, 2003. - 84 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.