Научная статья на тему 'Особенности локализации внутри- и межполушарных когерентных связей у юношей и девушек с разными психологическими, психофизиологическими особенностями и уровнем успеваемости'

Особенности локализации внутри- и межполушарных когерентных связей у юношей и девушек с разными психологическими, психофизиологическими особенностями и уровнем успеваемости Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ / ПРОФИЛЬ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПЛО) / ВНУТРИПОЛУШАРНЫЕ КОГЕРЕНТНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖПОЛУШАРНЫЕ КОГЕРЕНТНЫЕ СВЯЗИ / КОНВЕРГЕНТНАЯ ЗАДАЧА / ДИВЕРГЕНТНАЯ ЗАДАЧА / УРОВЕНЬ УСПЕВАЕМОСТИ / THE TYPE OF LATERAL ORGANIZATION (TLO) / LEVEL OF CREATIVITY / INTRAHEMISPHERIC COHERENT COMMUNICATION / INTERHEMISPHERIC COHERENT COMMUNICATIONS / CONVERGED TASK / DIVERGENT TASK / PERFORMANCE LEVEL

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Саакян Оксана Сааковна

В данной статье описан анализ специфики пространственно-временной организации ЭЭГ при решении творческих задач различного характера респондентами с разным уровнем академической успеваемости и определенными индивидуальными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Саакян Оксана Сааковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the localization of intra - and interhemispheric coherent relations among boys and girls with different psychological, psychophysiological characteristics and level of achievement

This article describes the analysis of specific spatial-temporal organization of EEG in solving creative problems of various kinds of respondents with different levels of academic achievement and certain individual characteristics.

Текст научной работы на тему «Особенности локализации внутри- и межполушарных когерентных связей у юношей и девушек с разными психологическими, психофизиологическими особенностями и уровнем успеваемости»

Саакян О.С.

Особенности локализации внутри- и межполушарных когерентных связей у юношей и девушек с разными психологическими,

психофизиологическими особенностями и уровнем успеваемости

В данной статье описан анализ специфики пространственно-временной организации ЭЭГ при решении творческих задач различного характера респондентами с разным уровнем академической успеваемости и определенными индивидуальными особенностями.

Ключевые слова:уровень креативности, профиль латеральной организации (ПЛО), внутриполушарные когерентные связи, межполушарные когерентные связи, конвергентная задача, дивергентная задача, уровень успеваемости.

Проблема половых различий в современной психофизиологии занимает центральное место. На сегодняшний день существует большое количество исследований, которые позволяют говорить об анатомических различиях строения мозга мужчин и женщин (Е.П. Кононов, Дж. Крайтон-Браун, В.В. Амунц, С. Вительсон, С.В. Алексеенко, Д. Свааб и др.); о связи латеральных признаков с полом (М. Аннет, М.М. Безруких, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, Е.М. Бердичевская, В.П. Леутин, Е.И. Николаева и др.); об особенностях частотно-пространственных характеристик ЭЭГ у мужчин и женщин при разных видах деятельности (Л.А. Жаворонкова, Э.А. Костандов, Г.Н. Бодырева, М.Г. Князева и др.).

Не менее актуальной проблемой, как в современной психофизиологии, так и во всей психологической науке в целом, является проблема особенностей обучения и развития в контексте обучающей среды мужчин и женщин на этапах начальной, средней и высшей школы (Ассовская, Цветкова, Яничева, 1997; Петрова, 2008; Бардышева, 2006 и др).

Поэтому целью нашего исследования стало изучение особенностей локализации внутри - и межполушарных когерентных связей у высоко- и низкоуспевающих юношей и девушек с разными психологическими и психофизиологическими особенностями при решении задач разного типа.

Объектом исследования стали студенты 2-5-х курсов ЮФУ в количестве 90 человек в возрасте от 18-23 лет, из них 43 юноши и 47 девушек.

Гипотеза исследования: у юношей и девушек с разной академической успеваемостью, психологическими и психофизиологическими особенностями могут различаться частотно-пространственные характеристики ЭЭГ.

В ходе исследования нами были использованя следующие методики: методика использования предметов Гилфорда в модификации Туник (для диагностики вербальной креативности), тест Торренса «Завершение картинок» (для диагностики невербальной креативности), методика определения профиля функциональной межполушарной асимметрии Т.А. Брагиной и Н.Н. Доброхотовой, метод экспертной оценки, метод ЭЭГ. Анализировались частотные диапазоне от тета1-бета2.

Проведенное нами исследование дало следующие результаты: независимо от частотного диапазона для низкокреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении вербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между париетальной левой и средне-фронтальной правой, затылочной правой и центарльной левой, темпоральной задней и центральной левой зонами мозга (Р3-Р4, 02-С3, Т6-С3), для юношей между правой лобной и передней темпоральной правой зонами мозга (Рр2-Т4).

Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между затылочными зонами обоих полушарий, левой лобной и париетальной правой зонами мозга (02-01, Рр1-Р4); у юношей между париетальной и центральной зонами правого полушария, лобной и задней темпоральной зонами левого (Р4-С4, Рр1-Т5). Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО было характерно наличие высококогерентных связей между средне-фронтальной и латерально-фронтальной зонами правого полушария, передней темпоральной левой и задней темпоральной правой, левой лобной и задней темпоральной правой зонами мозга (Р4-Р8, Т3-Т6, Рр1-Т6); для юношей - между правой центральной и левой затылочной, задней темпоральной правой и средне-фронтальной правой зонами мозга (С4-02, Т6-Р4).

У девушек с высоким уровнем успеваемости - между центральной левой и задней темпоральной правой, париетальной и задней темпоральной зонами левого полушария (С3-Т6, Р3-Т5); у юношей между средне-фронтальными зонами обоих полушарий (Р4-Р3). Для низкокреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении вербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между задней темпоральной и центральной зонами правого полушария, левой темпоральной задней и лобной правой зонами мозга (Т6-С4, Рр2-Т5); для юношей между - передней темпоральной левой и средне-фронтальной зоной правого полушария (Т3-Р4). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между центральной правой и левой лобной, левой затылочной и передней темпоральной правой, средне-фронтальной левой и латерально-фронтальной правой (С4-Рр1, 01-Т4, Т3-Р8). Для юношей между правой и левой лобными зонами обоих полушарий (Рр1-Рр2). Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении вербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между центральной и латерально-фронтальной зонами правого полушария, центральной правой и задней темпоральной левой (Т5-С4, С4-Р8); для юношей - между правой лобной и задней темпоральной зонами левого полушария (Рр2-Т5). У девушек с высоким уровнем успеваемости - между париетальными зонами обоих полушарий, правой фронтальной и левой затылочной зонами мозга (Р4-Р3, Рр2-01). У юношей - между левой лобной и правой париетальной зонами мозга (Рр1-Р4).

Для низкокреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении вербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между правой лобной и центральной зонами, средней-фронтальной и задней темпоральной зонами правого полушария (Рр2-С4, Р4-Т6);

для юношей - между средне-фронтальной и латерально-фронтальной зонами правого полушария (Р4-Р8). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между париетальной и темпоральной задней зонами правого полушария, париетальными зонами обоих полушарий (Р4-Т6, Р4-Р3). Для юношей - между правой затылочной и передней темпоральной левой зонами мозга (02-Т3).

Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении вербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между париетальной правой и латерально-фронтальной левой, левой лобной и латерально-фронтальной правой зонами мозга (Р4-Р7, Рр1-Р8); для юношей - между центральными зонами обоих полушарий (С4-С3). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между средне-фронтальной и латерально-фронтальной зонами правого полушария (Р4-Р8). Для юношей -между левой лобной и париетальной левой зонами мозга (Рр1-Р3). Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении вербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между париетальной и лобной зонами правого полушария (Р4-Рр2); для юношей - между средне-фронтальной и латеральной фронтальной зонами правого полушария (Р4-Р8). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между средне-фронтальной и передней-темпоральной зонами правого полушария (Р4-Т4). Для юношей - между задней темпоральной левой и центральной левополушарной зонами мозга (Т5-С3).

Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении невербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между симметричными центральными зонами мозга обоих полушарий (С3-С4); для юношей - между центральной и лобной зонами левого полушария (С3-Рр1). У девушек с высоким уровнем успеваемости - между затылочной и париетальной зонами правого полушария (02-Р4). У юношей - между темпоральными зонами обоих полушарий, правой затылочной и париетальной зонами мозга (Т6-Т5, 02-Р4). Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении невербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между левой лобной и центральной правой зонами мозга, передней темпоральной и латерально-фронтальной левой (Рр1-С4, Т4-Р7); для юношей - между темпоральными зонами левого полушария (Т3-Т5). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между задней темпоральной правой и париетальной левой (Т6-Р3). Для юношей - между средне-фронтальной левой и латерально-фронтальной правой зонами мозга (Р3-Р8). Для низкокреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении невербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между задней темпоральной и лобной зонами левого полушария (Т5-Рр1); для юношей - между париетальной и темпоральной зонами левого полушария (Р3-Т6). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между средне-фронтальной правой и париетальной

левой зонами мозга (Р4-Р3). Для юношей - между центральными зонами обоих полушарий, лобной правой и центральной левой (С3-С4, Рр2-С3). Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении невербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между темпоральной левой и париетальной правой зонами мозга (Т3-Р4); с высоким уровнем успеваемости - между средне-фронтальной левой и задней темпоральной правой, центальными зонами правого и левого полушария мозга (С3-С4, Р3-Т6).

Для низкокреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении невербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между левой затылочной и правой центральной зонами, средне-фронтальными зонами обоих полушарий (С4-01); для юношей - между передней темпоральной левой и правой затылочной, левой париетальной и затылочной левой (Т3-02, Р3-01).

У девушек с высоким уровнем успеваемости - между центральной левой и латерально-фронтальной правой зонами мозга (С3-Р8). У юношей - между париетальными зонами обоих полушарий (Р3-Р4). Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении невербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между париетальной правой и задней темпоральной левой (Р4-Т5); для юношей - между затылочными зонами обоих полушарий, правой париетальной и левой средне-фронтальной зонами мозга (02-01, Р4-Р3). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между центральной левой и темпоральной правой задней, латерально-фронтальной правой и задней темпоральной левой (С3-Т6, Р8-Т5). Для юношей - между левой лобной и париетальной левой зонами мозга (Рр1-Р3).

Для низкокреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении невербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между -правой затылочной и темпоральной задней зонами мозга, центральной и передней темпоральной зонами правого полушария (02-Т6, С4-Т4); для юношей - между левой средне-фронтальной и правой лобной зонами мозга (Р3-Рр2 Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между задней затылочной правой и задней темпоральной левой (02-Т5). Для юношей - между центральной и латерально-фронтальной зонами мозга левого полушарий (С3-Р7).

Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении невербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между левой париетальной и средне-фронтальной левой зонами мозга (Р3-Р4); для юношей - между передней и задней зонами левого полушария (Т3-Т5).

У девушек с высоким уровнем успеваемости - между правой латерально-фронтальной и левой центральной зонами мозга (Р8-С3). У юношей - между латерально-фронтальной зоной левого полушария и средне-фронтальной зоной правого полушария (Р7-Р4).

Таким образом, нами были выявлены специфические мозговые системы, характерные для каждой из обследуемых групп в зависимости от признаков пола, уровня креативности, профиля асимметрии и уровня успеваемости.

Литература

1. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. - СПб, 2002. 205 с.

2. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. - СПб, 2006. - 268 с.

3. Гусельникова М.С. Культурно-аналитический подход к феноменам креативности, неадаптивности и гениальности // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. -С. 17-29.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности - СПб: Питер, 2009. - 448 с.

5. Разумникова О.М. Мышление и функциональная асимметрия мозга. - Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2004. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.