Саакян О.С.
Особенности локализации внутри- и межполушарных когерентных связей у юношей и девушек с разными психологическими,
психофизиологическими особенностями и уровнем успеваемости
В данной статье описан анализ специфики пространственно-временной организации ЭЭГ при решении творческих задач различного характера респондентами с разным уровнем академической успеваемости и определенными индивидуальными особенностями.
Ключевые слова:уровень креативности, профиль латеральной организации (ПЛО), внутриполушарные когерентные связи, межполушарные когерентные связи, конвергентная задача, дивергентная задача, уровень успеваемости.
Проблема половых различий в современной психофизиологии занимает центральное место. На сегодняшний день существует большое количество исследований, которые позволяют говорить об анатомических различиях строения мозга мужчин и женщин (Е.П. Кононов, Дж. Крайтон-Браун, В.В. Амунц, С. Вительсон, С.В. Алексеенко, Д. Свааб и др.); о связи латеральных признаков с полом (М. Аннет, М.М. Безруких, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, Е.М. Бердичевская, В.П. Леутин, Е.И. Николаева и др.); об особенностях частотно-пространственных характеристик ЭЭГ у мужчин и женщин при разных видах деятельности (Л.А. Жаворонкова, Э.А. Костандов, Г.Н. Бодырева, М.Г. Князева и др.).
Не менее актуальной проблемой, как в современной психофизиологии, так и во всей психологической науке в целом, является проблема особенностей обучения и развития в контексте обучающей среды мужчин и женщин на этапах начальной, средней и высшей школы (Ассовская, Цветкова, Яничева, 1997; Петрова, 2008; Бардышева, 2006 и др).
Поэтому целью нашего исследования стало изучение особенностей локализации внутри - и межполушарных когерентных связей у высоко- и низкоуспевающих юношей и девушек с разными психологическими и психофизиологическими особенностями при решении задач разного типа.
Объектом исследования стали студенты 2-5-х курсов ЮФУ в количестве 90 человек в возрасте от 18-23 лет, из них 43 юноши и 47 девушек.
Гипотеза исследования: у юношей и девушек с разной академической успеваемостью, психологическими и психофизиологическими особенностями могут различаться частотно-пространственные характеристики ЭЭГ.
В ходе исследования нами были использованя следующие методики: методика использования предметов Гилфорда в модификации Туник (для диагностики вербальной креативности), тест Торренса «Завершение картинок» (для диагностики невербальной креативности), методика определения профиля функциональной межполушарной асимметрии Т.А. Брагиной и Н.Н. Доброхотовой, метод экспертной оценки, метод ЭЭГ. Анализировались частотные диапазоне от тета1-бета2.
Проведенное нами исследование дало следующие результаты: независимо от частотного диапазона для низкокреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении вербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между париетальной левой и средне-фронтальной правой, затылочной правой и центарльной левой, темпоральной задней и центральной левой зонами мозга (Р3-Р4, 02-С3, Т6-С3), для юношей между правой лобной и передней темпоральной правой зонами мозга (Рр2-Т4).
Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между затылочными зонами обоих полушарий, левой лобной и париетальной правой зонами мозга (02-01, Рр1-Р4); у юношей между париетальной и центральной зонами правого полушария, лобной и задней темпоральной зонами левого (Р4-С4, Рр1-Т5). Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО было характерно наличие высококогерентных связей между средне-фронтальной и латерально-фронтальной зонами правого полушария, передней темпоральной левой и задней темпоральной правой, левой лобной и задней темпоральной правой зонами мозга (Р4-Р8, Т3-Т6, Рр1-Т6); для юношей - между правой центральной и левой затылочной, задней темпоральной правой и средне-фронтальной правой зонами мозга (С4-02, Т6-Р4).
У девушек с высоким уровнем успеваемости - между центральной левой и задней темпоральной правой, париетальной и задней темпоральной зонами левого полушария (С3-Т6, Р3-Т5); у юношей между средне-фронтальными зонами обоих полушарий (Р4-Р3). Для низкокреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении вербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между задней темпоральной и центральной зонами правого полушария, левой темпоральной задней и лобной правой зонами мозга (Т6-С4, Рр2-Т5); для юношей между - передней темпоральной левой и средне-фронтальной зоной правого полушария (Т3-Р4). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между центральной правой и левой лобной, левой затылочной и передней темпоральной правой, средне-фронтальной левой и латерально-фронтальной правой (С4-Рр1, 01-Т4, Т3-Р8). Для юношей между правой и левой лобными зонами обоих полушарий (Рр1-Рр2). Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении вербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между центральной и латерально-фронтальной зонами правого полушария, центральной правой и задней темпоральной левой (Т5-С4, С4-Р8); для юношей - между правой лобной и задней темпоральной зонами левого полушария (Рр2-Т5). У девушек с высоким уровнем успеваемости - между париетальными зонами обоих полушарий, правой фронтальной и левой затылочной зонами мозга (Р4-Р3, Рр2-01). У юношей - между левой лобной и правой париетальной зонами мозга (Рр1-Р4).
Для низкокреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении вербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между правой лобной и центральной зонами, средней-фронтальной и задней темпоральной зонами правого полушария (Рр2-С4, Р4-Т6);
для юношей - между средне-фронтальной и латерально-фронтальной зонами правого полушария (Р4-Р8). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между париетальной и темпоральной задней зонами правого полушария, париетальными зонами обоих полушарий (Р4-Т6, Р4-Р3). Для юношей - между правой затылочной и передней темпоральной левой зонами мозга (02-Т3).
Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении вербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между париетальной правой и латерально-фронтальной левой, левой лобной и латерально-фронтальной правой зонами мозга (Р4-Р7, Рр1-Р8); для юношей - между центральными зонами обоих полушарий (С4-С3). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между средне-фронтальной и латерально-фронтальной зонами правого полушария (Р4-Р8). Для юношей -между левой лобной и париетальной левой зонами мозга (Рр1-Р3). Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении вербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между париетальной и лобной зонами правого полушария (Р4-Рр2); для юношей - между средне-фронтальной и латеральной фронтальной зонами правого полушария (Р4-Р8). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между средне-фронтальной и передней-темпоральной зонами правого полушария (Р4-Т4). Для юношей - между задней темпоральной левой и центральной левополушарной зонами мозга (Т5-С3).
Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении невербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между симметричными центральными зонами мозга обоих полушарий (С3-С4); для юношей - между центральной и лобной зонами левого полушария (С3-Рр1). У девушек с высоким уровнем успеваемости - между затылочной и париетальной зонами правого полушария (02-Р4). У юношей - между темпоральными зонами обоих полушарий, правой затылочной и париетальной зонами мозга (Т6-Т5, 02-Р4). Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении невербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между левой лобной и центральной правой зонами мозга, передней темпоральной и латерально-фронтальной левой (Рр1-С4, Т4-Р7); для юношей - между темпоральными зонами левого полушария (Т3-Т5). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между задней темпоральной правой и париетальной левой (Т6-Р3). Для юношей - между средне-фронтальной левой и латерально-фронтальной правой зонами мозга (Р3-Р8). Для низкокреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении невербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между задней темпоральной и лобной зонами левого полушария (Т5-Рр1); для юношей - между париетальной и темпоральной зонами левого полушария (Р3-Т6). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между средне-фронтальной правой и париетальной
левой зонами мозга (Р4-Р3). Для юношей - между центральными зонами обоих полушарий, лобной правой и центральной левой (С3-С4, Рр2-С3). Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении невербальной конвергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между темпоральной левой и париетальной правой зонами мозга (Т3-Р4); с высоким уровнем успеваемости - между средне-фронтальной левой и задней темпоральной правой, центальными зонами правого и левого полушария мозга (С3-С4, Р3-Т6).
Для низкокреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении невербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между левой затылочной и правой центральной зонами, средне-фронтальными зонами обоих полушарий (С4-01); для юношей - между передней темпоральной левой и правой затылочной, левой париетальной и затылочной левой (Т3-02, Р3-01).
У девушек с высоким уровнем успеваемости - между центральной левой и латерально-фронтальной правой зонами мозга (С3-Р8). У юношей - между париетальными зонами обоих полушарий (Р3-Р4). Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и левым ПЛО при решении невербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между париетальной правой и задней темпоральной левой (Р4-Т5); для юношей - между затылочными зонами обоих полушарий, правой париетальной и левой средне-фронтальной зонами мозга (02-01, Р4-Р3). Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между центральной левой и темпоральной правой задней, латерально-фронтальной правой и задней темпоральной левой (С3-Т6, Р8-Т5). Для юношей - между левой лобной и париетальной левой зонами мозга (Рр1-Р3).
Для низкокреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении невербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между -правой затылочной и темпоральной задней зонами мозга, центральной и передней темпоральной зонами правого полушария (02-Т6, С4-Т4); для юношей - между левой средне-фронтальной и правой лобной зонами мозга (Р3-Рр2 Для девушек с высоким уровнем успеваемости - между задней затылочной правой и задней темпоральной левой (02-Т5). Для юношей - между центральной и латерально-фронтальной зонами мозга левого полушарий (С3-Р7).
Для высококреативных девушек с низкой успеваемостью и правым ПЛО при решении невербальной дивергентной задачи было характерно наличие высококогерентных связей между левой париетальной и средне-фронтальной левой зонами мозга (Р3-Р4); для юношей - между передней и задней зонами левого полушария (Т3-Т5).
У девушек с высоким уровнем успеваемости - между правой латерально-фронтальной и левой центральной зонами мозга (Р8-С3). У юношей - между латерально-фронтальной зоной левого полушария и средне-фронтальной зоной правого полушария (Р7-Р4).
Таким образом, нами были выявлены специфические мозговые системы, характерные для каждой из обследуемых групп в зависимости от признаков пола, уровня креативности, профиля асимметрии и уровня успеваемости.
Литература
1. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. - СПб, 2002. 205 с.
2. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. - СПб, 2006. - 268 с.
3. Гусельникова М.С. Культурно-аналитический подход к феноменам креативности, неадаптивности и гениальности // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. -С. 17-29.
4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности - СПб: Питер, 2009. - 448 с.
5. Разумникова О.М. Мышление и функциональная асимметрия мозга. - Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2004. - 272 с.