Научная статья на тему 'Особенности фоновой электрической активности мозга юношей и девушек с разными индивидуальными особенностями'

Особенности фоновой электрической активности мозга юношей и девушек с разными индивидуальными особенностями Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
236
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОВАЯ АКТИВНОСТЬ ЭЭГ / МОЩНОСТЬ / ПОЛ / УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ / УРОВЕНЬ УСПЕВАЕМОСТИ / ПРОФИЛЬ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПЛО) / THE TYPE OF LATERAL ORGANIZATION (TLO) / EEG BACKGROUND ACTIVITY / POWER / SEX / LEVEL OF CREATIVITY / ACHIEVEMENT LEVELS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Саакян Оксана Сааковна

В данной статье изучаются мощностные особенности фоновой ЭЭГ у юношей и девушек с разным уровнем креативности, успеваемости и профилем латеральной организации (ПЛО). Показано влияние факторов пола, уровня креативности и ПЛО на мощностные характеристики ЭЭГ. Выявлена большая активность левой париетальной, правой центральной и затылочной зон мозга в состоянии покоя у юношей и девушек с высоким уровнем креативности; темпоральной и париетальной зон мозга левого полушария у юношей и девушек со средним и низким уровнем креативности. Показано, что в состоянии покоя функциональная межполушарная асимметрия фоновой активности мозга представлена доминированием левого париетального, средне-фронтального и центрального отделов мозга у юношей и девушек с правым ПЛО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Саакян Оксана Сааковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the background electrical brain activity of young people with different individual characteristics

In this paper we study the cardinality features of background EEG in boys and girls with different levels of creativity, achievement and the type of lateral organization (TLO). The influence factors of sex, level of creativity and the TLO on the power characteristics of the EEG. Revealed a large left parietal activity, central and right occipital areas of the brain at rest, boys and girls with high levels of creativity, temporal and parietal areas of the left hemisphere of the brain in boys and girls from middle-and low-creativity. It is shown that in the resting state functional hemispheric asymmetry of background activity of the brain shows the dominance of the left parietal, middle frontal and central regions of the brain in boys and girls with the right TLO.

Текст научной работы на тему «Особенности фоновой электрической активности мозга юношей и девушек с разными индивидуальными особенностями»

Психофизиология и клиническая психология

особенности фоновой электрической активности мозга юношей и девушек с разными индивидуальными особенностями

Саакян О.С.

В данной статье изучаются мощностные особенности фоновой ЭЭГ у юношей и девушек с разным уровнем креативности, успеваемости и профилем латеральной организации (ПЛО). Показано влияние факторов пола, уровня креативности и ПЛО на мощностные характеристики ЭЭГ. Выявлена большая активность левой париетальной, правой центральной и затылочной зон мозга в состоянии покоя у юношей и девушек с высоким уровнем креативности; темпоральной и париетальной зон мозга левого полушария у юношей и девушек со средним и низким уровнем креативности. Показано, что в состоянии покоя функциональная межполушарная асимметрия фоновой активности мозга представлена доминированием левого париетального, средне-фронтального и центрального отделов мозга у юношей и девушек с правым ПЛО.

Ключевые слова: фоновая активность ЭЭГ, мощность, пол, уровень креативности, уровень успеваемости, профиль латеральной организации (ПЛО).

В последние годы исследования «фонового» состояния активности мозга набирают популярность. Многими исследователями была выявлена связь между изменением активности мозга при решении функциональных проб с его предшествующим состоянием покоя [5, 6], между «фоновым» состоянием и индивидуальными особенностями личности [1, 2, 3, 4]. Особый интерес, в этом отношении, представляет связь полушарной активности с креативностью и функциональной асимметрией мозга.

В данном исследовании мы оценили особенности фонового состояния активности мозга юношей и девушек в зависимости от уровня креативности, успеваемости и профиля латеральной организации (ПЛО). Группу обследуемых составили студенты 2-5 -х курсов ЮФУ в количестве 190 человек в возрасте от 18 до 23 лет, из них 93 юношей и 97 девушек.

В исследовании использовались следующие психодиагностические методики: методика использования предметов Гилфорда в модификации Туник (для диагностики вербальной креативности), тест Торренса «Завершение картинок» (для диагностики невербальной креативности), методика определения профиля функциональной межполушарной асимметрии Т.А. Брагиной и Н.Н. Доброхотовой,

метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), метод экспертной оценки.

Все респонденты, принявшие участие в исследовании, были разделены в зависимости от пола, профиля латеральной организации (ПЛО) и уровня академической успеваемости. По ПЛО испытуемые были поделены на представителей с левым, правым и смешанным ПЛО. По уровню академической успеваемости - на высокоуспевающих, среднеуспеваю-щих и низкоуспевающих.

Математическая обработка осуществлялась при помощи пакета компьютерных программ «STATISTICA 6.0».

Дисперсионный анализ показателей мощности ЭЭГ в фоновом состоянии осуществлялся в частотных диапазонах тета1, тета2, альфа1, альфа2, бета1 и бета2, где независимыми факторами выступали ПОЛ, КРЕАТИВНОСТЬ, УСПЕВАЕМОСТЬ, ПЛО, а зависимой переменной - ЗОНА МОЗГА и ПОЛУШАРИЕ. Сравнительный анализ осуществлялся с использованием post hoc обработки с помощью критерия Тьюки (при р < 0,05). В таблице 1 приведены обнаруженные эффекты ANOVA взаимодействия данных факторов и их влияние на зависимую переменную.

Северо-Кавказский психологический вестник > № 10/1 2012 г.

Таблица 1

Результаты ANOVA взаимодействия факторов: пол, креативность, успеваемость, ПлО при оценке мощностных характеристик ээГ

факторы диапазон F p

КРЕАТИВНОСТЬ х ПОЛ тета1 20,512 0,0032197

ПОЛ х ПЛО 24,981 0,000187

ПЛО х УСПЕВАЕМОСТЬ 22,160 0,001224

КРЕАТИВНОСТЬ х ПОЛ тета2 68,624 0,000326

ПОЛ х ПЛО 100,339 0,011322

ПЛО х УСПЕВАЕМОСТЬ 69,812 0,015412

КРЕАТИВНОСТЬ х ПОЛ альфа1 74,71 0,000197

ПОЛ х ПЛО 46,502 0,003176

ПЛО х УСПЕВАЕМОСТЬ 56,80 0,001236

КРЕАТИВНОСТЬ х ПОЛ альфа2 43,194 0,000144

ПОЛ х ПЛО 24,22 0,003214

ПЛО х УСПЕВАЕМОСТЬ 98,38 0,001154

КРЕАТИВНОСТЬ х ПОЛ бета1 4,61 0,001397

ПОЛ х ПЛО 87,31 0,002065

ПЛО х УСПЕВАЕМОСТЬ 91,14 0,003131

КРЕАТИВНОСТЬ х ПОЛ бета2 40,61 0,002003

ПОЛ х ПЛО 87,31 0,003583

ПЛО х УСПЕВАЕМОСТЬ 26,9850 0,000013

При взаимодействии факторов ПОЛ х КРЕАТИВНОСТЬ в тета1-диапазоне с последующим post hoc анализом фонового состояния активности мозга у среднекреативных девушек мощность выше в центральных зонах мозга. Данная картина была выявлена и при анализе бета1-диапазона. Для высококреативных девушек мощность выше в париетальной зоне правого полушария, по сравнению с юношами с соответствующим уровнем креативности. При взаимодействии факторов ПОЛ х ПРОФИЛЬ в данном частотном диапазоне выявлены различия в фоновой ЭЭГ для групп с правым и левым ПЛО. Для девушек с правым ПЛО характерны более высокие показатели мощности в париетальной и центральной зонах левого полушария. Для девушек с левым ПЛО - в лобной зоне правого полушария. При взаимодействии факторов УСПЕВАЕМОСТЬ х ПЛО для низкоуспевающих испытуемых показатели мощности тета1-диапазона достоверно выше в центральной зоне правого и париетальной зоне левого полушарий по сравнению с лицами со средней и высокой успеваемостью.

В тета2-диапазоне при анализе взаимодействия факторов ПОЛ х КРЕАТИВНОСТЬ у юношей со средним уровнем креативности мощность выше в левой центральной зоне, в то время как у юношей с высокой креативностью - в затылочной левой зоне мозга. Для девушек с низким уровнем креативности мощность тета2-ритма была выше в левой темпоральной, правой центральной зонах мозга по сравнению с девушками со средним и высоким уровнем креативности. В тета2-диапазоне при взаимодействии факторов ПОЛ х ПЛО также выявлены различия в фоновой ЭЭГ для групп с левым и правым ПЛО. Для юношей с правым ПЛО мощность была выше в париетальной левой зоне мозга в отличие от девушек с соответствующим профилем; для девушек с левым ПЛО - мощность выше в правой центральной зоне мозга. Взаимодействие факторов УСПЕВАЕМОСТЬ х ПЛО выявило, что для испытуемых с правым ПЛО и высоким уровнем успеваемости характерно усиление мощности в средне-фронтальной зоне левого полушария. Для испытуемых с левым ПЛО - показатели мощности достоверно выше в правой центральной зоне мозга.

Анализ альфа1- и альфа2-диапазонов показал следующее. При взаимодействии факторов ПОЛ х КРЕАТИВНОСТЬ для низкокреативных девушек было характерно усиление мощности в левой затылочной, правой париетальной и центральной правой зонах мозга. Для низкокреативных юношей -в правой и средне-фронтальной левой зонах мозга. В альфа2-диапазоне для девушек с высокой и средней креативностью мощность достоверно выше в правой затылочной и правой центральной зонах мозга. В альфа1-диапазоне при взаимодействии факторов ПОЛ х ПРОФИЛЬ существенных различий в фоновой ЭЭГ между группами не выявлено, кроме более высоких показателей мощности в средне-фронтальных зонах обоих полушарий, центральной зоне правого полушария для девушек с левым ПЛО.

В альфа2-диапазоне при взаимодействии соответствующих факторов для девушек с левым и смешанным ПЛО были характерны более высокие показатели мощности в правой затылочной и париетальной зонах мозга, в отличие от юношей. Для девушек же с правым ПЛО показатели мощности по данному диапазону были выше в париетальной зоне правого и левого полушарий мозга.

Оценка взаимодействия факторов УСПЕВАЕМОСТЬ х ПЛО в альфа1-диапазоне выявила следующие особенности для лиц с низкой успеваемостью. В фоновой активности коры у испытуемых со смешанным ПЛО и низкой успеваемостью мощность выше в левой затылочной зоне. Для низкоуспевающих испытуемых с правым ПЛО мощность выше в темпоральной правой зоне мозга, для лиц с левым ПЛО - в альфа1-и альфа2-диапазонах - в центральной затылочной

Психофизиология и клиническая психология

зоне мозга. В альфа2-диапазоне для лиц с низкой успеваемостью и смешанным ПЛО характерны более высокие показатели мощности в париетальной, центральной, темпоральной зонах правого полушария. Для лиц с правым ПЛО существенные особенности выявлены только для среднеуспевающих: усиление мощности в темпоральных зонах обоих полушарий, средне-фронтальной зоне левого полушария.

В бета1- и бета2-диапазонах при взаимодействии факторов ПОЛ х КРЕАТИВНОСТЬ для высококреативных девушек, в отличие от высококреативных юношей, мощность выше в левой париетальной и правой центральной зонах мозга. Для девушек с низкой креативностью мощность в левой затылочной и центральной зонах мозга достоверно выше, чем у юношей с соответствующим уровнем креативности. По сравнению с юношами, для девушек со средним уровнем креативности в бета1-диапазоне мощность выше в затылочных зонах обоих полушарий; в бета2-диапазоне - в центральной правой и париетальной левой зонах мозга.

При взаимодействии факторов ПОЛ х ПРОФИЛЬ в бета1- и бета2-диапазонах у девушек со смешанным ПЛО мощность выше в правой затылочной зоне мозга; у юношей - в центральной левой зоне мозга. Для девушек с правым ПЛО в бета1-диапазоне мощность выше в правой и левой центральных зонах мозга; для юношей - в средне-фронтальной левой зоне. В бета2-диапазоне существенные особенности характерны для девушек с правым ПЛО - более высокие показатели мощности в левой затылочной зоне. В бета1 -и бета2-диапазонах для девушек с левым ПЛО показатели мощности выше в средне-фронтальной левой и центральной правой зонах мозга, у юношей с соответствующим профилем - в левой темпоральной и правой средне-фронтальной зоне.

При взаимодействие факторов УСПЕВАЕМОСТЬ х ПРОФИЛЬ у лиц с низкой успеваемостью со смешанным ПЛО в бета1- и бета2-диапазонах мощность выше в центральной и темпоральной зонах левого полушария, в отличие от лиц с высокой успеваемостью. Испытуемые с правым ПЛО и низкой успеваемостью демонстрируют более высокие показатели мощности в левой париетальной и правой центральной зонах мозга. Для испытуемых с высокой и средней успеваемостью характерно усиление показателей мощности в средне-фронтальной и темпоральной зонах левого полушария. Больше существенных различий в фоновых показателях ЭЭГ не выявлено.

Таким образом, фоновая электрическая активность коры мозга связана с индивидуальными особенностями респондентов. Большое влияние

на мощностные характеристики ЭЭГ оказывает сочетание факторов пола, уровня креативности и профиля латеральной организации.

Анализ связи таких факторов как уровень креативности и пол с электрической активностью коры показал, что для юношей и девушек с высоким уровнем креативности мощность выше в левой париетальной, правой центральной и затылочной зонах мозга. Это говорит о том, что уже в фоновой электрической активности мозга у высококреативных намечается связь между задними и передними отделами мозга, активность которых наиболее интенсивна при решении эвристических задач данной группой людей. У юношей и девушек с низким и средним уровнем креативности более активны темпоральная и париетальная зоны левого полушария.

Мощностные особенности организации ЭЭГ у юношей и девушек связаны с разным уровнем успеваемости и разным профилем латеральной организации. Функциональная межполушарная асимметрия фоновой активности мозга представлена доминированием левого париетального, средне-фронтального и центрального отделов мозга у юношей и девушек с правым ПЛО. Для юношей и девушек с левым и смешанным ПЛО картина носит диффузный характер. Данная тенденция сохранялась независимо от уровня их успеваемости.

литература

1. Данько С.Г., Старченко М.Г., Бехтерева Н.П. Локальная и пространственная синхронизация ЭЭГ при тестировании стратегии решения вербальных креативных задач // Физиология человека. - 2003. - Т. 29. - № 4. - С. 129-132.

2. Разумникова О.М. Особенности пространственной организации ЭЭГ у людей с разными личностными характеристиками // Журнал высшей нервной деятельности. - 2000. - № 6. - С. 921-932.

3. Разумникова О.М. Мышление и функциональная асимметрия мозга. - Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2004. - 272 с.

4. Свидерская Н.Е., Королькова Т.А. Пространственная организация ЭЭГ и индивидуальные психологические характеристики // Журнал высшей нервной деятельности. - 1996. - № 4. - С. 689-698.

5. Kumari V., Fytche D.H., Williams S.C., Gray J.A. Personality predicts brain responses to cognitive demands // Neurosci. - 2004. - № 47. - Р. 10636-10641

6. Sugiura M., Kawashima R., Nakagawa M. Correlation between human personality and neural activity in cerebral cortex // Neuroimage. - 2000. - V. 5. - P. 1. -Р. 541-546.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.