Научная статья на тему 'АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ'

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
741
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА / СПОРТСМЕН / РЕЛАКСАЦИЯ / РАССЛАБЛЕНИЕ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич

Автор рассматривает проблемы психологического состояния спортсменов. Обзор основан на источника с сайта елфйбрариру. Приведен анализ положительного влияния аутогенных тренировок на спортсменов как предсоревновательный, так в соревновательный периоды. Показана важность аутогенной тренировки для студентов, т.к. они испытывают эмоциональный и интеллектуальный стресс из за психических и физических перегрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOGENIC TRAINING IN SPORTS AS AN EFFECTIVE MEANS OF REGULATING THE PSYCHOEMOTIONAL STATE

The author examines the problems of the psychological state of athletes. The review is based on a source from the site elibrary.ru . The analysis of the positive effect of autogenic training on athletes both in the pre competition and in the competitive periods is given. The importance of autogenic training for students is shown, because they experience emotional and intellectual stress due to mental and physical overloads.

Текст научной работы на тему «АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

Психология личности

Psychology of personality

УДК 976

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Иванов В.Д.

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта. Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0002-29523222. SPIN-код: 7693-1131, AuthorID: 229821. E-mail: vdy-55@mail.ru

f Аннотация: Автор рассматривает проблемы психологического состояния спортсменов. Обзор основан на источника с сайта elibrary.ru. Приведен анализ положительного влияния аутогенных тренировок на спортсменов как предсоревновательный, так в соревновательный периоды. Показана важность аутогенной тренировки для студентов, т.к. они испытывают эмоциональный и интеллектуальный стресс из-за психических и физических перегрузок.

Ключевые слова: аутогенная тренировка, спортсмен, релаксация, расслабление, спорт.

гШ? Актуальность. Студенческая дея-У тельность - это сложный этап жизни, связанный с повышенным риском для физического и психического здоровья молодых людей. Перегрузка мозга информацией из-за эмоционального и интеллектуального стресса вызывает сильный стресс у учащихся. Изменения физического и психического состояния, происходящие в процессе информационного стресса, могут привести к развитию различных патологических состояний. Состояния усталости, характерные для учащихся, и «синдром хронической усталости» способствуют возникновению неврозов и соматических психогенных расстройств. По некоторым данным, при переутомлении происходят устойчивые изменения личности: эпизодические конфликты, апатия, раздражительность, нежелание общаться, повышенная эмоциональная лабильность. Разработка студентами метода аутогенной тренировки позволяет улучшить показатели функционального состояния физического состояния организма, в частности дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной, а так-

же качество сна. Успешность развития студентов определяется психофизиологическими и психологическими особенностями, и особенно типом темперамента [1].

Многие считают, что болезнь является результатом в основном внешних воздействий. Но около двух третей всех заболеваний носят полностью или частично психический характер. Новый метод обучения самообразованию был предложен немецким психотерапевтом И. Шульцем. Информирование студентов о методе аутогенного обучения может повысить их интерес к обучению и мотивировать к посещению занятий. Аутогенный (от греч.autos

- сам и genos - возникающий) - метод самогипноза. При этом методе первоначально путем самогипноза вызывается ощущение тяжести в теле и таким образом достигается состояние мышечного расслабления

- релаксации. Затем проводится самогипноз, направленный на различные функции организма.

Аутогенная тренировка - это метод саморегуляции психических и вегетативных функций человека. Поэтому она не только

нашла лечебное применение, но и стала применяться в педагогике, спорте, на промышленных предприятиях. Во время лечения аутогенной тренировкой бессонницы вызывает состояние покоя и расслабления. Нарушения сна, вызванные осознанием определенных переживаний, особенно подходят для применения аутогенной тренировки. Здоровые люди, участвовавшие в аутогенной тренировке, отмечают, что это позволяет им, вызывая состояние расслабления, быстро заснуть даже в неблагоприятной и необычной обстановке при наличии отвлекающих факторов [4].

При аутогенной тренировке человек активно участвует в самом процессе, в отличие от гипноза. Аутогенная тренировка может проходить в любых условиях окружающей среды. Главный принцип - самогипноз. Человек, который говорит себе, что не чувствует боли в какой-либо части тела, с помощью длительных тренировок и самогипноза достигает цели. Этот вид тренировок может показать результат только при систематическом выполнении. Необходимо придерживаться четкого графика. Вы можете совмещать занятия физической культурой с методикой аутогенной тренировки, а также можете разработать полный курс аутогенной тренировки, сделав его базовым. В первые 3-4 месяца занятий необходимо выполнять упражнения три раза в день: утром, во время дневного отдыха и перед сном. По мере увеличения опыта можно будет увеличить количество тренировок до двух в день, а затем до одной в день.

Для начального этапа используются три простые позиции, все упражнения будут выполняться из них:

• Лежа на спине со слегка разведенными ногами, руки разместить на небольшом расстоянии от тела, ладонями вверх;

• Сидя на стуле, голову немного наклонить вперед, тело расслабить. Ноги поставить стопами на пол, развести их примерно до ширины бедер;

• Сидя на кресле с подлокотниками и подголовником, предплечья свободно разместить на подлокотниках, ноги слегка развести.

Более опытные пользователи аутогенных тренировок добавляют сидячие асаны из хатха йоги, к примеру, позу лотоса, это способствует более глубокой концентрации внимания. Во время всей практики глаза должны быть закрыты, тогда вам будет проще сконцентрироваться на том, что происходит внутри вашего сознания. Выполнение упражнений сочетается с правильным дыханием, каждому упражнению соответствует своя дыхательная техника, а также визуализация.

Существует ряд упражнений, используемых при аутогенной тренировке: «тяжесть» - для расслабления мышечного тонуса; «Тепло» - для расширения кровеносных сосудов; «Пульс» - нормализует сердцебиение; «Дыхание - создает спонтанное и ровное дыхание; «Солнечное сплетение» - нормализует мышечный тонус; техника «Холодного лба» облегчает и / или прекращает головные боли.

Существует практика аутогенной тренировки, чтобы вызвать эмоциональные переживания, создавая в сознании человека яркий образ. Тренировка состоит в том, чтобы вызвать яркое мысленное представление определенного цвета с закрытыми глазами, а затем яркое представление объекта. Когда достигается состояние «внутреннего созерцания с закрытыми глазами», предлагается «увидеть» абстрактные понятия, например, счастье, красоту и т.д. [10].

Аутогенная тренировка, разработанная Шульцем, стала отправной точкой для развития различных форм использования, наиболее близких к реалиям спортивной работы. Некоторые авторы делятся различными конкретными вариантами для каждого вида спорта по отдельности.

Опыт применения аутогенных тренировок в профессиональном и любительском спорте показывает, что данный метод актуален в психологической подготовке спортсменов. Однако некоторые авторы считают, что наилучший эффект достигается при выполнении всех циклов упражнений. Другие отрицают необходимость некоторых упражнений из-за отсутствия надежных результатов или возможного возникновения негативных последствий. Наиболее опытные в своих приемах трене-

ры уже давно используют аутогенную тренировку и реализацию умственной «прокачки» своих воспитанников. Это нововведение на самом деле - хорошо забытое старое [11].

Внушение и подражание как форма социально-психологического общения в спорте человеческих отношений дополняют друг друга. Они также могут помочь спортсмену автоматизировать волевые действия в соответствующих областях спортивной деятельности и освободить его от ненужных колебаний в самых сложных ситуациях в спорте.

Используя определенные для этих целей методы убеждения, внушения и педагогические приемы, можно работать логически, убедительными и неоспоримыми доказательствами. Внушение напрямую наделяет определенными чувствами, силой воли. Убеждения и внушения тренера или руководителя спортивной команды должны быть авторитетными и действующими, и создавать возможности для убеждения спортсмена. Убеждения и советы в тренировочном процессе являются эффективными способами воздействия на формирование сильного спортивного духа [2].

Влияние занятий аутогенной тренировкой на спортсменов различных видов спорта

Спортсмены по рукопашному бою и их результаты от аутогенной тренировки. Как утверждают Д. В.Бурденкова,

С. Ю. Иванова Уровень личностной тревоги понизился, а самочувствие, активность и настроение улучшились. Уровень ситуационной тревоги остался неизменным. Регулярные занятия аутогенной тренировкой привели к оптимизации функционального состояния спортсменов [3].

И. В. Мартыненко, Д. В. Камелькова, И. Н. Орешкина утверждают, что влияние аутогенной тренировки на предстартовые состояния конькобежцев показало их эффективность адаптации к физическим нагрузкам в ходе тренировок и соревнований. Повышение уровня энергообеспечения также позволяет переносить более высокие физически нагрузки [6].

Т. В. Шабанов утверждает о высокой эффективности воздействия аутогенных

тренировок на спортсменов-

баскетболистов как в подготовительный, так и соревновательный периоды тренировок.

Исследователи Д. К. Кутубеков,

А. Ф. Сыроватская отмечают: Спортсмены-боксёры, занимающиеся аутогенной тренировкой, утверждают, что самочувствие после аутогенной тренировки расслабленное, бодрое, появляется желание тренироваться. Так же они отметили, что легко засыпали и вставали по утрам. По данным тренеров, спортсмены стали спокойнее, внимательнее, целеустремлённее, настойчивее и лучше выполняли задания, могли более полно отдыхать [9].

И. В.Мартыненко, Е. С. Борисенкова, Н. В. Хрисанфова и Д. М. Петров исследуя, Аутогенную тренировку как фактор регуляции предстартовых состояний, отмечают её высокую эффективность в достижении поставленных задач тренировки

[5; 7].

Аутогенная тренировка для студентов тоже показывает свою эффективность. Студенты отмечают, что заметили положительные изменения в отношении концентрации перед каким-либо ответственным действием в спорте и в учебной деятельности [14; 15].

Для спортсменов-горнолыжников пси-хорегулирующие средства (дыхательная гимнастика, аутотренинг, спортивный массаж) положительно влияют на процессы восстановления за счет активизации парасимпатического отдела нервной системы и вызывают торможение активности симпатического отдела нервной системы, о чем и свидетельствует нормализация гемодинамики и адекватной адаптации функциональной системы кровообращения к физической нагрузке и достаточном кровоснабжении работающих мышц [16].

Аутогенная тренировка в спортивной стрельбе - развивает ряд важных качеств: самообладание, способность регулировать непроизвольные функции организма, например, кровообращение; повышать трудоспособность через концентрацию мыслей. Это позволяет успокоиться в эмоциональных ситуациях и уменьшить интенсивность болевых ощущений [12; 13].

Выводы и заключение. Студенты и ганизма. С помощью специально предна-

спортсмены, которые используют аутоген- значенного ряда упражнений человек по-

ную тренировку в своей деятельности, де- степенно учится расслаблению, управле-

монстрируют стабильность эмоционально- нием и регулированием психическим со-

го и психосоматического поведения при стоянием, пульсом, дыханием и кровооб-

воздействии внешних раздражителей. Все, ращением.

что связано с аутогенной тренировкой, «Умение расслабляться - естественный

можно использовать во время соревнова- рефлекторный процесс - многим непоси-

тельной деятельности и тренировок - это лен в наше время, когда одна перегрузка

поможет достичь высоких результатов. накладывается на другую, один стрессор

Аутогенная тренировка - активная ме- заменяет другой. Современный человек

тодика, которая основывается на самовну- похож на спортсмена, который разбегается

шении и применяется для увеличения всю жизнь без результирующего прыжка

внутренних ресурсов и возможностей ор- и, следовательно, без отдыха...»

Литература

1. Филенко, И. А. Применение аутогенной тренировки с целью повышения уровня адаптации студентов - будущих специалистов в области менеджмента / И. А. Филенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 1. - С. 144-148. - EDN KWSOPP.

2. Горбунов, Ю. Я. Аутотренинг как способ формирования установок волевого поведения спортсменов-подростков / Ю. Я. Горбунов, А. Ю. Горбунов, К. Б. Левин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 2. - С. 39-42. - EDN LKDPBT.

3. Давыдов, С. В. Влияния занятий аутогенной тренировкой на регуляцию психоэмоционального состояния спортсменов (на примере занимающихся рукопашным боем) / С. В. Давыдов // European Science. - 2015. - № 7(8). - С. 23-27. - EDN ULGJVH.

4. Бурденкова, Д. В. К вопросу о способах аутогенной тренировки / Д. В. Бурденкова, С. Ю. Иванова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 0608 ноября 2015 года. - Казань, 2015. - С. 293-294. - EDN VNETBL.

5. Петров, Д. М. Значение психомышечной аутогенной тренировки в подготовке бегунов на средние и длинные дистанции / Д. М. Петров // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей XXIV Всероссийского круглого стола, Орёл, 30 июня 2016 года. - Орёл, 2016. - С. 158-161. - EDN WXAQDP.

6. Мартыненко, И. В. Регуляция предстартовых состояний методом аутогенной тренировки квалифицированных конькобежцев в соревновательном периоде / И. В. Мартыненко, Д. В. Камелькова, И. Н. Орешкина // Проблемы современного педагогического образования. -2016. - № 53-8. - С. 192-202. - EDN XBHBOD.

7. Мартыненко, И. В. Аутогенная тренировка как фактор регуляции предстартовых состояний / И. В. Мартыненко, Е. С. Борисенкова, Н. В. Хрисанфова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-6. - С. 311-317. - EDN YKPBUT.

8. Шабанов, Т. В. Воздействие аутогенных тренировок на спортсменов-баскетболистов / Т. В. Шабанов // . - 2017. - № 10(23). - С. 75-76. - EDN ZWTIAZ.

9. Кутубеков, Д. К. Аутогенная тренировка для боксеров / Д. К. Кутубеков, А. Ф. Сыроват-ская // Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 марта 2018 года. - Пенза, 2018. - С. 160-162. - EDN XNLHFR.

10. Соловьева, К. Н. Основы психического здоровья и аутогенная физическая тренировка / К. Н. Соловьева, Ю. А. Ведяскин, А. В. Кулагин // Физическая культура и спорт: воспитание гражданина России : Материалы научной (национальной) конференции, Шуя, 23 октября 2018 года / Ответственный редактор М.А. Правдов. - Шуя, 2018. - С. 36-39. - EDN YOOFZJ.

11. Калмыков, М. Ю. Исследование аутогенного воздействия на восстановительные процессы после физических нагрузок / М. Ю. Калмыков, Л. Л. Боровик // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 9(25). - С. 751-754. - EDN VNNFAW.

12. Сериков, С. Н. Аутогенная тренировка в стрельбе из боевого оружия / С. Н. Сериков // . -2018. - Т. 1, № 10(26). - С. 244-247. - EDN YSANBZ.

13. Бережная, Е. С. Аутогенная тренировка в спортивной стрельбе / Е. С. Бережная, А. Б. Мишин // Аллея науки. - 2019. - Т. 1. - № 1(28). - С. 874-876. - EDN YYMVJZ.

14. Глинчикова, А. Е. Об актуализации внедрения метода «Аутогенная тренировка» в образовательный процесс в высшие военные учебные заведения / А. Е. Глинчикова, И. И. Михаил // Развитие военной педагогики в В XXI веке : Материалы VI Межвузовской научно-практической конференции, 100-летию Военной академии связи посвящается, Санкт-Петербург, 18 апреля 2019 года. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 265-268. - EDN HAQFGF.

15. Крикунов, Г. А. Аутогенная тренировка средство для самоусовершенствования / Г. А. Крикунов // Вопросы педагогики. - 2021. - № 1-1. - С. 121-123. - EDN LXLCGO.

16. Прохоров, С. С. Востановление юных спортсменов после физических нагрузок средствами аутогенной тренировки / С. С. Прохоров // Молодежная наука на службе обществу : Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 05 апреля 2021 года. - Петрозаводск, 2021. - С. 59-68. - EDN VYBBUT.

17. Воспитание саморегуляции средствами аутогенной тренировки у студентов / В. С. Аров, Т. Г. Евтеева, Т. А. Андреенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 6(196). - С. 390-393. - EDN WHGRBG.

18. Аутогенная тренировка в студенческом спорте / П. Б. Святченко, М. В. Алексеев, С. В. Кобелева, А. Д. Тимофеев // Научные исследования в современном мире. Теория и практика : сборник избранных статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10 марта 2022 года. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 48-50. - EDN OPAHVF.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Иванов В.Д. Аутогенная тренировка в спорте как эффективное средство регуляции психоэмоционального состояния / В.Д. Иванов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 3. С. 25-30.

Сведения об авторе

Иванов Валентин Дмитриевич - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта. Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0002-2952-3222. SPIN-код: 7693-1131, AuthorID: 229821. E-mail: vdy-55@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 3, pp. 25-30.

AUTOGENIC TRAINING IN SPORTS

AS AN EFFECTIVE MEANS OF REGULATING

THE PSYCHOEMOTIONAL STATE

Ivanov V.D.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports. Chelyabinsk State University. Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: 0000-0002-2952-3222. SPIN code: 7693-1131, AuthorlD: 229821. E-mail: vdy-55@mail.ru

J|r Abstract: The author examines the problems of the psychological state of athletes. The review is based on a source from the site elibrary.ru . The analysis of the positive effect of autogenic training on athletes both in the pre-competition and in the competitive periods is given. The importance of autogenic training for students is shown, because they experience emotional and intellectual stress due to mental and physical overloads.

Keywords: autogenic training, athlete, relaxation, relaxation, sport.

Information about the author

Ivanov Valentin Dmitrievich - Ph.D. Pedagogy Sciences, associate Professor. Associate Professor of the Department of physical education and sports. Chelyabinsk state University. Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: 0000-0002-2952-3222. spin-koa: 7693-1131, AuthorlD: 229821. E-mail: vdy-55@mail.ru

Поступила в редакцию 18.01.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 19.03.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.