Научная статья на тему 'Аутодеструктивное поведение персонажей в произведениях американского писателя Чака Паланика'

Аутодеструктивное поведение персонажей в произведениях американского писателя Чака Паланика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
372
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аутодеструктивное поведение / аутоагрессия / саморазрушающее поведение / психология / боль / агрессия / роман / мазохизм / постмодернизм / Чак Паланик / autodestructive behaviour / self-destructive behaviour / autoaggression / psychology / pain / aggression / novel / masochism / postmodernism / Chuck Palahniuk

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Свиридов В.М.

Аутоагрессивное поведение – это осознанные или неосознанные действия, направленные на нанесение вреда своему здоровью.В данной статье рассматриваются различные варианты проявления аутодеструктивного поведения на примере персонажей романов Чака Паланика «Колыбельная», «Призраки», «Дневник» и «Бойцовский клуб». На основе анализа характера данного поведения, а также событий, ставших причиной аутоагрессии персонажей, их действиям даётся характеристика по классификации В. А. Руженкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autodestructive behavior of characters in novels of American writer Chuck Palahniuk

Autoaggressive behaviour is the realized or unconscious actions directed on drawing of any damage to the one’s health. In this article various options for autodestructive behaviour are considered on the example of the characters of Chuck Palahniuk’s novels “Lullaby”, “Haunted”, “Diary” and “Fight club”. Based on the analysis of the nature of this behavior, as well as the events that caused the characters’autoaggression, their behavior is characterized according to the classification of V. A. Ruzhenkov.

Текст научной работы на тему «Аутодеструктивное поведение персонажей в произведениях американского писателя Чака Паланика»

Психологические науки

УДК 159.9+82.

001:10.24412/2303-9744-2021 -3-91-103

АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АМЕРИКАНСКОГО ПИСАТЕЛЯ ЧАКА ПАЛАНИКА*

В.М. Свиридов

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Россия)

Аннотация. Аутоагрессивное поведение - это осознанные или неосознанные действия, направленные на нанесение вреда своему здоровью.В данной статье рассматриваются различные варианты проявления аутодеструктивного поведения на примере персонажей романов Чака Паланика «Колыбельная», «Призраки», «Дневник» и «Бойцовский клуб». На основе анализа характера данного поведения, а также событий, ставших причиной аутоагрессии персонажей, их действиям даётся характеристика по классификации В. А. Руженкова.

Ключевые слова: аутодеструктивное поведение, аутоагрессия, саморазрушающее поведение, психология, боль, агрессия, роман, мазохизм, постмодернизм, Чак Паланик

* Научный руководитель: Хусяинов Т.М. - старший преподаватель департамента социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Россия).

UDC 159.9+82.

DOI:10.24412/2303-9744-2021 -3-91 -103

AUTODESTRUCTIVE BEHAVIOUR OF CHARACTERS IN NOVELS OF AMERICAN WRITER CHUCK PALAHNIUK

V.M. Sviridov

National research university "Higher School of Economics" (Nizhniy Novgorod, Russia)

Abstract. Autoaggressive behaviour is the realized or unconscious actions directed on drawing of any damage to the one's health. In this article various options for autodestructive behaviour are considered on the example of the characters of Chuck Palahniuk's novels "Lullaby, "Haunted", "Diary" and "Fight club". Based on the analysis of the nature of this behavior, as well as the events that caused the characters'autoaggression, their behavior is characterized according to the classification of V. A. Ruzhenkov.

Keywords: autodestructive behaviour, self-destructive behaviour, autoaggression, psychology, pain, aggression, novel, masochism, postmodernism, Chuck Palahniuk

Введение

Чак Паланик является одним из самых известных авторов современности. Его произведения имеют ряд особенностей, благодаря которым легко узнаётся авторский почерк. Одной из таких отличительных черт является смешение реального и потустороннего на страницах его романов. Используя такой приём как домысел, заключающийся в добавлении в повествование различных научных или исторических «фактов» (некоторые из них всё же являются выдумкой автора), Ч. Паланик создаёт иллюзию реального мира, укрепляя связь между миром книги и тем миром, в котором живёт читатель [1, С.239]. Таким образом автор создаёт некую пародию на реальный мир и помещает туда своих персонажей, окружая их всем тем, что окружает большинство современных людей: работа, культура потребления, современная техника, отчёты, командировки, такие же люди вокруг и такие же

проблемы, в том числе и психологические.

Одной из ярких черт некоторых персонажей Ч. Паланика является тяга к аутодеструктивному поведению. И это далеко не разовый случай, встречаемый на страницах его романов. Учитывая то, что Ч. Паланик долгое время работал журналистом и научился отмечать различные детали в своём поведении и в поведении окружающих его людей, напрашивается вопрос: действительно ли саморазрушающее поведение личности вслед за депрессией становится чумой XXI века? Согласно исследованиям, аутоагрессивное поведение действительно встречается всё чаще и чаще [2, С. 136]. Но насколько точно передана реально существующая проблема в постмодернистских романах Ч. Паланика? В какой форме она «живёт» на страницах его произведений? Ответы на эти вопросы я и постараюсь найти в своём эссе.

Однако прежде чем перейти к анализу произведений, стоит разобраться с тем, что же такое аутоагрессивное поведение. Исследователи по-разному трактуют данное понятие. Многие связывают его с суицидальным поведением [3]. Однако действия персонажей Ч. Паланика, о которых пойдёт речь дальше, нельзя назвать суицидальными. В большей степени их поведение можно описать словами Е. П. Ильина, который определял аутоагрессивное поведение как «намеренную активность, направленную на причинение себе вреда в физической и психической сферах» [4, С. 197]. Такое поведение иногда также называют аутодеструктивным или саморазрушающим, уточняя, что оно не несёт осознанной цели лишения себя жизни [3].

«Колыбельная»

Взбунтоваться против себя.Вот что мне нужно.

Чак Паланик, «Колыбельная»

Действия этого романа разворачиваются вокруг мужчины по имени Карл Стрейтор. Он был обычным репортёром, у него была прекрасная жена и маленький ребёнок - казалось, что он проживал лучшее время своей жизни. Но в один момент эта идиллия рухнула.

Однажды утром он как обычно ушёл на работу, оставив жену и ребёнка дома, а вернувшись вечером домой понял, что они так и не

проснулись. Пытаясь справиться с горечью утраты, Стрейтор замкнулся в себе, возненавидел любой внешний шум, стал холоден к людям. Помимо этого, он обзавёлся новым хобби. Время от времени он заходил в магазин у дома и покупал там детализированные модели домов, которые позже склеивал, соблюдая все точности и детали, отдавал всего себя созданию точных копий реально существующих домов. «Хороший способ отгородиться от боли - сосредоточиться на мелочах», - такова позиция главного героя [5, С. 10]. Затем же, когда модель дома закончена, доведена до совершенства, он ставит её на пол и растаптывает ногами. Мелкие детали впиваются ему в ноги, но он не обращает на них внимание. Со временем эти раны начинали гноиться, Карлу стало тяжело и больно ходить, но судьба свела его с девушкой, которая стала заботиться о нём, вытаскивать из его ног застрявшие детали и обрабатывать раны. По классификации В.А. Руженкова поведение Стрейтора можно определить как прямую релаксационную аутодеструкцию [3].

Важно также отметить, что причиной саморазрушающего поведения может стать отсутствие подходящего внешнего объекта, на который человек мог бы направить свою агрессию [2, С. 139]. Стрейтору некого было винить в случившемся, вероятно, поэтому он направил свой гнев на себя самого. Однако позже он узнаёт, что, фактически, сам убил самых близких для него людей - оказалось, что старая баюльная песня одного из народов Африки вызывала остановку сердца у тех людей, кто её слышал - кроме того, кто её прочитал. После пары «пробных» убийств, Стрейтор осознаёт, какая сила находится в его руках, и перенаправляет свою злобу вовне. Он научился быстро прочитывать эту колыбельную в мыслях и стал прочитывать её каждый раз, как кто-то из людей раздражал его. Он осознавал, что поступает неразумно и жестоко, но не мог остановиться. Возможно, всё дело в том, что он ощутил в своих руках власть над жизнями других людей, возможно, он просто нашёл объект, на который можно перенаправить свою агрессию, и средство для этого, а может быть и всё сразу. Страх о содеянном вытекает в параноидальные мысли и манию преследования, в результате чего Стрейтор сам рассказал об убийствах полицейским, когда те позвонили ему по совершенно другому вопросу.

Пример Карла Стрейтора наводит на мысль о том, что аутоагрессия

может запросто смениться агрессией внешней - для этого нужно лишь найти подходящий объект и способ выражения агрессии. Это подтверждают и другие примеры.

«Призраки»

Дьявол умер. Да здравствует Дьявол.

Нам нужно, чтобы было, кого винить.

Чак Паланик, «Призраки»

Роман «Призраки», пожалуй, заслуживает отдельного психологического анализа, так как в нём, на мой взгляд, хорошо продемонстрировано поведение и состояние разных людей, оказавшихся в критической ситуации.Но обо всём по порядку. Итак, однажды на улицах американских городов появляется необычное объявление: его автор предлагал всем желающим организованный побег от суеты современного мира длиной в 3 месяца. Цель данного побега - уединениеи возможность создать произведение своей мечты, неважно, рассказ это, стих или роман. После уточнения всех деталей осталось лишь 17 человек, согласившихся участвовать в этом мероприятии. Их всех забрал автобус, после чего отвёз в некий заброшенный готический театр. Все эти люди оказались заперты в огромном здании без малейшего контакта с внешним миром.

Поначалу всё шло хорошо, но уже вскоре участники начали требовать у оставшегося с ними организатора - мистера Уиттиера -выпустить их на волю. Однако тот был непреклонен - ключом к выходу должен был быть рассказ, написанный участником. Уже через неделю люди будто сошли с ума: сначала они стали вскрывать упаковки с едой, чтобы она протухла, позже они начали засорять ею унитазы, а затем перерезали провода и сломали печь в подвале, которая была единственным источником тепла. Такое поведение можно классифицировать как манипулятивное[3], ведьэти люди знали, к чему приведут их действия, но они рассчитывали на то, что мистер Уиттиер, узнав, что у них нет средств на то, чтобы прожить внутри 3 месяца, освободит их.Но это не сработало, а ситуация вскоре совсем вышла из-под контроля.

Через некоторое время был обнаружен труп одного из временных

жителей театра, а поведение остальных участников всё меньше стало походить на нормальное: проникшись одной общей идеей, они стали наносить себе увечья. Эти люди решили, что, когда они выйдут - вернее, когда придёт полиция и спасёт их, - о них обязательно снимут репортаж: о том, как их мучал один обезумевший старик, а они сами во всех красках и подробностях расскажут о том, как он издевался над ними. А позже о них напишут книгу или даже снимут фильм. И больше славы достанется тому из них, кто лишится большего, тому, кто пострадает больше остальных: «Мистер Уиттиер, наш главный злодей, наш хозяин, наш дьявол, которого мы обожаем за то, что он нас истязает...» - вот что они думают о нём [6, С. 22]. Таким образом их манипулятивноеаутодеструктивное поведение сменилось инфантильно-демонстративным [3]. Все их действия стали направлены на самоповреждение - это превратилось в своего рода соревнование.

Со временем по разным причинам скончались ещё несколько участников, а затем умер и сам Уиттиер. Точнее, так посчитали участники эксперимента. На деле же Уиттиер лишь дал им повод считать, что он мёртв. Но даже его «смерть» их мучителя не заставила их прекратить самоистязание. «Нам нужен Дьявол, а если Дьявола нет, мы создаём его сами» [6, С. 27]. Их мотивы были всё те же - выйти на волю и рассказать о том, как безумец Уиттиер держал их в заложниках, измывался над ними, а затем умер сам, оставив их бороться за жизнь в заброшенном театре.

Опуская подробности, отмечу лишь то, что агрессивное поведение участников распространялось не только на самих себя, но и на других членов группы. Так, одни подталкивали других на совершение безрассудных действий, думая о том, что чем меньше людей выйдет из театра живыми, тем больше у них будет шансов стать главными героями этой истории. Но сами они умирать не хотели - об этом свидетельствует, к примеру, то, что в конце концов горстка выживших решила прибегнуть к каннибализму, когда одна из девушек, как им показалось, умерла (на деле же упала в голодный обморок). Они всеми силами цеплялись за жизнь, продолжая калечить себя и окружающих.

В конце истории в живых остаются лишь трое: Мисс Апчхи, Святой Без-Кишок и Мать-Природа. Изнеможённые, они лежат в главном холле у столба, на котором висит тусклый театральный фонарь. К ним выходит

мистер Уиттиер и говорит, что 3 месяца прошло, и они могут уйти. Он открывает дверь, за которой стоит такси, но с ним соглашается уйти только Мисс Апчхи. Однако, когда она доходит до выхода, Святой Без-Кишок убивает её выстрелом из пистолета - Святой и Мать-Природа не могут позволить ей уйти, а сами они ещё не готовы - они должны продержаться ещё пару дней, чтобы их история спасения была действительно стоящей.

Перед подведением итога мне бы хотелось уточнить пару деталей. Во-первых, изначально напрашивается вопрос: почему эти люди сами откликнулись на объявление и фактически дали своё согласие на проживание на территории театра в течение 3-х месяцев, но так быстро начали делать всё, чтобы выбраться оттуда? Пожалуй, произошло это потому, что в театре оказались далеко не те люди, кто искал вдохновения: у некоторых из них были проблемы с законом, кто-то бежал от проблем, хотел начать новую жизнь и видел в этом объявлении шанс сбежать от прошлого. Почему они не пошли против мистера Уиттиера, не отобрали ключ силой? По моему мнению, дело в том, что ключ Уиттиер спрятал, как он говорил сам, а причинять вред ему они не могли, так как жизнь Уиттиера была ключём к их свободе. Из-за ценности объекта агрессии эти люди перенаправили её на себя[2, С. 139]. Кроме того, стоит отметить, что мистер Уиттиер позднее признался, что всё это - его эксперимент, который он проводил уже не в первый раз. Эти люди -не первые заложники Уиттиера, и те, кто были до них, также наносили себе увечья.

Роман «Призраки» демонстрирует, как сильно критическая ситуация может изменить людей, и к чему может привести аутоагрессия в сочетании с другими факторами, а большое количество отличающихся друг от друга характерами и историями персонажей позволяет сделать вывод, что аутодеструктивное поведение может проявляться у широкого круга людей.

«Дневник»

Есть много способов покончить с собой, для этого не обязательно умирать.

ЧакПаланик, «Дневник»

Проявление саморазрушающего поведения персонажами романа

«Дневник» довольно своеобразно, так как оно носит по большей части ритуальный характер. Одной из ключевых мыслей романа является мысль о том, что творить нужно через боль[7, С. 205].Главной героиней романа является несостоявшаяся художница Мисти Мери Клейнман. Мы понимаем, что речь идёт о некоем ритуале, когда автор показывает нам сцены из жизни Мисти и её будущего мужа Питера. Питер, как он сам дал понять, искал Мисти при помощи дешёвых украшений, которые прикреплял на одежду, прокалывая свою кожу. «Нужно страдать, чтобы создать настоящее искусство», - такова была его позиция [8, С. 62]. Однажды Мисти присутствовала во время разговора Питера со своим другом. После слов Питера о том, что он точно нашёл ту, кого они искали, его приятель вырвал из своего уха дешёвую серёжку и отдал её Мисти. Достаточно трудно классифицировать такого рода поведение, но я предположу, что его можно отнести к аутодеструктивному призыву, так как цель этих действий - обратить на себя внимание Мисти [3].

Потом Питер увёз Мисти с собой на остров Уэйтенси, где он родился. Какое-то время они счастливо живут в этой небольшой общине, у них рождается прекрасная дочь, но позже жизнь Мисти идёт под откос. Сначала исчезает отец Питера, а затем Питер совершает попытку самоубийства в собственном автомобиле, но его спасают и кладут в больницу, где он лежит в состоянии комы. Мать Питера продаёт дом, в котором они жили, и они вместе с Мисти и её дочерью перебираются в местный отель, где они живут, а Мисти работает официанткой. Мисти тяжело переживает этот период, она начинает запивать горе алкоголем, что может расцениваться как релаксационное аутодеструктивное поведение [3].

Дальнейшие события разворачиваются следующим образом: однажды Мисти неудачно падает, и островной врач говорит, что она подвернула ногу. Ей накладывают гипс и запирают на чердаке отеля, оставив при ней художественные принадлежности. Каждый день Мисти навещает её дочь, которая и уговаривает её начать рисовать. По замыслу местных жителей, Мисти должна нарисовать одну из величайших картин в истории, но чтобы сделать это, она должна ощутить боль. Ч. Паланик приводит целый список известных писателей, художников, музыкантов и поэтов, страдавших от различных недугов, в числе которых были Микеланджело, Байрон,

Паганини, Роберт Шуман, Ницше, Моцарт, Кант. «Вдохновению нужно увечье, болезнь, безумие» [8, С. 84].

Мисти продолжает жить на чердаке и писать картины. Она пишет их красками, содержащими свинец, который медленно отравляет её, её пичкают таблетками, от которых у неё болит голова, и только творчество унимает её боль. Затем она начинает рисовать с закрытыми глазами, а позже через окно она видит гибель своей дочери. Пройдя через все муки и ощутив горечь утраты самого близкого для неё человека, Мисти закончила картину, состоявшую из 100 частей. Её торжественно вывесили в холле отеля, а люди, увидевшие эту работу, впадали в ступор от красоты, испытывая синдром Стендаля [8, С. 132].

Аутоагрессия в этом произведении идёт нога об ногу с болью и мыслью о том, что для искусства нужны страдания. «Великие художники -великие инвалиды»[8, С. 84]. Пожалуй, причинение себе боли с целью поиска вдохновения можно было бы отнести к инфантильно-мазохистическомуаутодеструктивному поведению, однако в данном произведении его можно заметить разве что у некоторых упомянутых Ч. Паланикомдеятелей искусства, так как Мисти не истязала себя самолично. Саморазрушающее поведение Питера и Мисти носит иной характер, о чём я уже писал выше.

«Бойцовский клуб»

Философия Марлы заключается в самой возможности умереть в любое мгновение.

Трагедия вся в том, говорит она, что этого не происходит.

ЧакПаланик, «Бойцовский клуб»

Роман «Бойцовский клуб» принёс ЧакуПаланику мировую известность. В этом романе затрагиваются темы пропаганды, общества потребления, системности жизни, а также идея саморазрушения. Особенность этого произведения в том, что саморазрушающее поведение героев не возникло в результате какого-либо серьёзного жизненного потрясения, но тем не менее оно тесно связано с другими психологическими проблемами.

Как известно, Рассказчик, главный герой романа, страдает расстройством личности, проявившемся у него на фоне длительного стресса и переутомления. Вместе с ТайлеромДёрденом они открывают бойцовский клуб. Первоначальная цель бойцовского клуба - «путь к самопознанию и самосовершенствованию через саморазрушение» [9, С. 17].Причинение себе увечий с целью самосовершенствования может подойти под определение инфантильно-демонстративного аутодеструктивного поведения.

Со временем идея саморазрушения расширяется автором до размеров общества - Тайлер с Рассказчиком вербуют членов бойцовского клуба, создавая целую террористическую организацию. Они хотят устроить теракт, подорвав одно из самых высоких зданий в городе. «Воскрешение возможно только после полного саморазрушения» [10, С. 77]. Их идея -посеять хаос, внести разруху, начать саморазрушение общества потребления и самой системы, контролирующей жизнь людей. Однако в процессе подготовки они сами создают систему, которая начинает функционировать без их вмешательства, а попытка Рассказчика устроить взрыв оканчивается провалом.

В данном романе аутоагрессивное поведение Рассказчика является попыткой героя вырваться из привычной и неудовлетворяющей его системы вещей [9, С. 18]. Оно становится неким ответом, реакцией на неудовлетворённость жизнью, способом самосовершенствования. Можно сказать, что агрессия главного героя этого романа так же, как и в случае с главным героем «Колыбельной», перенаправляется с себя (драка с Тайлером на парковке) на общество и систему. Перенаправляя свою злобу вовне, главный герой становится одним из тех «борцов за идею», которые обычно являются самыми активными участниками революций, разного рода конфликтов и экстремистской деятельности[2, С. 139].

Заключение

Аутодеструктивное поведение - серьёзная проблема, характеризующаяся «трудностью диагностики и низкой профилактической эффективностью» [11, С. 271]. К сожалению, в последнее время рост проявлений аутоагрессивного поведения лишь продолжается [там же], и данное явление, ставшее частью нашей реальности, находит отражение в

литературе.

Рассмотренные мной примеры позволяют говорить о том, что причины и способы проявления саморазрушающего поведения могут быть абсолютно разные. Его опасность также заключается в том, что в результате различных событий подвергнуться ему могут совершенно разные люди. Кроме того, можно заметить, что аутоагрессивное поведение зачастую проявляется в комплексе с другими психологическими проблемами и легко может вылиться во внешнюю агрессию. «К концу каждой книги мои герои понимают, что они одновременно и преступник, и жертва» [12].

Литература:

1. Жолудь Анастасия Игоревна Писательский стиль Чака Паланика // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pisatelskiy-stil-chaka-palanika (дата обращения: 01.04.2021).

2. Игошев М.В. Эволюция мотивов самосохранения и аутоагрессии человека в современном мире // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 27-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-motivov-samosohraneniya-i-autoagressii-cheloveka-v-sovremennom-mire (дата обращения: 01.04.2021).

3. Руженков В.А., Лобов Г.А., Боева А.В. К вопросу об уточнении содержания понятия «Аутоагрессивное поведение» // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2008. № 32.С. 20-24.

4. Ильин Е.П. (2017) Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПБ.: Питер, 288 с.

5. Паланик Ч. Колыбельная: [роман] / Чак Паланик; пер. с англ. Т.Ю. Покидаевой. Москва : Изд-во АСТ [и др.], 2007. 285 с.

6. Паланик Ч. Призраки / Пер. с англ. Т. Покидаевой. М.: АСТ, 2014. 511 с.

7. Бочкарева Нина Станиславна Парадокс художника в романе Чака Паланика «Дневник» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/paradoks-hudozhnika-v-romane-chaka-palanika-dnevnik (дата обращения: 01.04.2021).

8. Паланик Ч. Дневник I пер. с англ. Д.С.Борисова. Москва : АСТ : АСТ МОСКВА : Транзиткнига. 316 с.

9. Шарафутдинова Кристина Эдгаровна Идея саморазрушения в романе чакаПаланика «Бойцовский клуб» II Вестник УлГТУ. 2017. №4 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-samorazrusheniya-v-romane-chaka-palanika-boytsovskiy-klub (дата обращения: 01.04.2021).

10. Паланик Ч. Бойцовский клуб [роман]. Москва : АСТ, 2008. 252

с.

11. Мышкина Е. А. К вопросу о причинах и механизмах аутоагрессивного поведения II МНКО. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-prichinah-i-mehanizmah-autoagressivnogo-povedeniya (дата обращения: 01.04.2021).

12. Паланик Ч. «Я действительно ходил в группы поддержки для неизлечимо больных»: Интервью Н.Кочетковой II Известия. 29.04.2005. URL: http://www.izvestia.ru/culture/article1703451/

References:

1. Zholud' Anastasija Igorevna Pisatel'skij stil' Chaka Palanika // Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki. 2016. #1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pisatelskiy-stil-chaka-palanika (data obrashhenija: 01.04.2021).

2. Igoshev M.V. Jevoljucija motivov samosohranenija i autoagressii che-loveka v sovremennom mire // Prioritetnye nauchnye napravlenija: ot teorii k prak-tike. 2016. #27-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-motivov-samosohraneniya-i-autoagressii-cheloveka-v-sovremennom-mire (data obrashheni-ja: 01.04.2021).

3. Ruzhenkov V.A., Lobov G.A., Boeva A.V. K voprosu ob utochnenii soderzhanija ponjatija «Autoagressivnoe povedenie» // Nauchno-medicinskij vest-nik Central'nogo Chernozem'ja. 2008. № 32. Pp. 20-24.

4. Il'in E.P. (2017) Psihologija sovesti: vina, styd, raskajanie. SPB.: Piter,

5. Palanik Ch. Kolybel'naja: [roman] / Chak Palanik; per. s angl. T.Ju. Pok-idaevoj. Moskva : Izd-vo AST [i dr.], 2007. 285 p.

6. Palanik Ch. Prizraki / Per. s angl. T. Pokidaevoj. M.: AST, 2014. 511 p.

7. Bochkareva Nina Stanislavna Paradoks hudozhnika v romane Chaka Palanika «Dnevnik» // Vestnik Permskogo universiteta. Rossijskaja i zarubezhnaja filologija. 2010. #4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZparadoks-hudozhnika-v-romane-chaka-palanika-dnevnik (data obrashhenija: 01.04.2021).

8. Palanik Ch. Dnevnik / per. s angl. D.S.Borisova. Moskva : AST : AST MOSKVA : Tranzitkniga. 316 p.

9. Sharafutdinova Kristina Jedgarovna Ideja samorazrushenija v romane chakaPalanika «Bojcovskij klub» // Vestnik UlGTU. 2017. #4 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-samorazrusheniya-v-romane-chaka-palanika-boytsovskiy-klub (data obrashhenija: 01.04.2021).

10. Palanik Ch. Bojcovskij klub [roman]. Moskva : AST, 2008. 252 p.

11. Myshkina E.A. K voprosu o prichinah i mehanizmah autoagressivnogo povedenija // MNKO. 2012. #3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-prichinah-i-mehanizmah-autoagressivnogo-povedeniya (data obrashhenija: 01.04.2021).

12. Palanik Ch. «Ja dejstvitel'no hodil v gruppy podderzhki dlja neizlechimo bol'nyh»: Interv'ju N.Kochetkovoj // Izvestija. 29.04.2005. URL:

http://www.izvestia.ru/culture/article1703451/

— • —

Сведения об авторе

Вячеслав Михайлович Свиридов, студент 2 курса; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Россия) e-mail: vmsviridov@edu.hse.ru

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.