Научная статья на тему 'Идея саморазрушения в романе чака Паланика «Бойцовский клуб»'

Идея саморазрушения в романе чака Паланика «Бойцовский клуб» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9678
777
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ САМОРАЗРУШЕНИЯ / ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ / Ч. ПАЛАНИК / THE IDEA OF SELF-DESTRUCTION / THE STORY OF THE CREATION / PART PALAHNIUK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарафутдинова Кристина Эдгаровна

Посвящена анализу истории создания и основной идеи популярного романа американского писателя Чака Паланика «Бойцовский клуб»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Devoted to the analysis of the history and main ideas of a popular novel by American writer Chuck Palahniuk "Fight club"

Текст научной работы на тему «Идея саморазрушения в романе чака Паланика «Бойцовский клуб»»

5. Личный сайт И. Р. Ашурбейли [Электронный ресурс] : офиц. сайт. Режим доступа: https://www.ashurbeyli.ru/. - (Дата обращения: 19.12.2017).

6. Макаров Ю., Симонов М., Яковлев М., Олейников И. АСПОС на страже Земли // Воздушно-космическая сфера. - 2016. - №1 (86). -С.18-27.

7. Падалка Г. Ночные города // Воздушно-космическая сфера. - 2016. - №1 (86). -С.18-27.

8. Песков А. Восточный. Ключ на старт // Воздушно-космическая сфера. - 2016. - №1 (86). - С. 42-49.

9. Песков А. Здесь будет город-космодром! //

Воздушно-космическая сфера. - 2016. - №1 (86). - С. 50-51.

10.Юрчихин Ф. Наш дом - Земля // Воздушно-космическая сфера. - 2016. - №2 (87). -С. 64-67.

Осипчук Полина Игоревна, студентка 4-го курса направления «Издательское дело» УлГТУ. Научный руководитель - профессор, доктор филологических наук А. А. Дырдин.

Поступила 21.12.2017 г.

УДК 82.311.1

К. Э. ШАРАФУТДИНОВА

ИДЕЯ САМОРАЗРУШЕНИЯ В РОМАНЕ ЧАКА ПАЛАНИКА «БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ»

Посвящена анализу истории создания и основной идеи популярного романа американского писателя Чака Паланика «Бойцовский клуб».

Ключевые слова: идея саморазрушения, история создания, Ч. Паланик.

Первое произведение Чака Паланика «Невидимки» (1999) не согласились печатать, потому как в то время для него не оказалось свободной ниши на рынке. Но писатель не сдался и решил создать такую волнующую, шокирующую книгу, которую, возможно, не опубликуют, но точно никогда не забудут. Пару дней спустя он отправил рукопись «Бойцовский клуб» в Нью-Йорк, где издатели её с радостью приняли [3].

На написание романа автора вдохновила драка, в которой он участвовал во время поездки в летний лагерь. Несмотря на то, что у него были ушибы и синяки, его коллеги предпочли не спрашивать, что с ним произошло. Именно их нежелание знать, что случилось, вдохновило писателя на создание своего скандального произведения. Так как «Невидимки» посчитали слишком возмутительным, Паланик старался сделать «Бойцовский клуб» ещё более шокирующим уже назло издателю.

© Шарафутдинова К. Э., 2017

Первоначально «Бойцовский клуб» был издан в сборнике «Pursuit of Happiness» в виде семистра-ничного рассказа, но позже писатель расширил его до полноценного романа, в котором оригинальный короткий рассказ стал шестой главой [1].

Сюжет «Бойцовского клуба» строится вокруг трёх главных героев: Рассказчика, Тайлера Дёр-дена и Марлы Зингер.Имя Рассказчика на страницах романа не упоминается ни разу. В группах поддержки для неизлечимых больных, в которые он ходит по совету врача, чтобы избавиться от бессонницы и понять, что, по сравнению с проблемами тех людей, его проблема всего лишь сущий пустяк, главный герой всегда представляется разными именами. Рассказчик - представитель общества потребления. Он работает в престижной страховой компании, и в его обязанности входят поездки на места автомобильных аварий для выяснения их причин. Во время таких командировок его окружает банальный одноразовый мир: одноразовые средства гигиены в отелях, одноразовые наборы с едой, одноразовые знакомые. Он ежедневно ходит на нелюбимую

работу, чтобы обустраивать свою квартиру, покупая ненужные вещи и заказывая мебель по каталогу «IKEA»: «Ты покупаешь мебель. Ты уверяешь сам себя, что это - первая и последняя софа, которую ты покупаешь в жизни. Купив её, ты пару лет спокоен в том смысле, что как бы ни шли дела, а уж вопрос с софой, по крайней мере, решён. Затем решается посудный вопрос. Постельный вопрос. Ты покупаешь шторы, которые тебя устраивают, и подходящий ковер. И вот ты стал пленником своего уютного гнездышка, и вещи, хозяином которых ты некогда был, становятся твоими хозяевами»[2, с. 44].

С Марлой Зингер рассказчик знакомится в одной из многочисленных групп поддержки. Эта странная женщина, которую невозможно представить без сигареты в руке, рушит всю его привычную рутинную жизнь. И главный герой знает, что она такая же симулянтка, как и он сам.

Марла живёт в одном из тех отелей, где «...хозяева любят упаковывать матрасы в большие пластиковые мешки, чтобы постояльцы, которые частенько из таких ночлежек отправляются прямо на тот свет, не попортили их...» [2, с. 62] Она питается тем, что служба доставки приносит её соседям, которые уже умерли, ворует джинсы из общественных прачечных, продавая их скупщикам. Для Марлы жизнь является чем-то, с чем она может расстаться в любой момент, потому она не стремится сделать её как можно красивее, а просто живёт сегодняшним днём. Встреча с этой женщиной изменила жизнь рассказчика: «Согласно её мировоззрению, она могла умереть в любой момент. Трагедия в том, говорила она, что этого не происходит». Главный герой и сам не понял, как это произошло, но внутри него открылась другая сторона - неизвестная и неожиданная.

Однажды Рассказчик знакомится на пляже с неким Тайлером Дёрденом. человеком, поставившим бревна так, чтобы получалась тень огромной руки, которая всего на одну минуту станет идеальной: «Приходится попотеть, чтобы достичь совершенства, но минутное совершенство оправдывает все усилия. От совершенства и требовать нельзя, чтобы оно длилось дольше» [2, с. 28].

Тайлер работает по ночам официантом на банкетах в большом отеле в центре города, где он портит еду, подаваемую богатым людям. Работая киномехаником, он вклеивает в киноленты с диснеевскими мультфильмами кадры порнографического содержания. Он варит мыло из человеческого жира, который добывает в хранилище больничных отходов, а затем продаёт готовые бруски по 20 долларов за штуку тем же

самым богатым американцам, с чьих ляжек и был откачан этот жир. Все его действия - прямой вызов современному обществу потребления, которое Тайлер ненавидит и презирает.

Живёт Тайлер Дёрден на мыловаренном заводе на Бумажной улице, который представляет собой полуразвалившуюся халупу, где из мебели есть только кипы старых журналов. Там нет никаких условий для жизни: крыша протекает, а сам дом находится в аварийном состоянии. Но именно туда переезжает Рассказчик после того, как его уютная квартира оказалась взорвана непонятным образом, а дорогая сердцу мебель превратилась в груду обломков на асфальте. «О, Тайлер, спаси меня! Спаси меня от шведской мебели. Спаси меня от произведений искусства. Не хочу больше быть укомплектованным. Не хочу больше быть довольным. Не хочу больше быть самим совершенством. Тайлер, спаси меня от этого!» [2, с. 45].

И Тайлер действительно спасает его. Он показывает герою новую жизнь, открывает другой мир. Но чтобы попасть в него, нужно отказаться от всего, что прежде было так дорого: от комфорта, от защищённости, от всех благ современного общества, ибо «только потеряв всё, мы приобретаем свободу», а «воскрешение возможно только после полного саморазрушения»[2, с. 77].

Эта идея саморазрушения пронизывает весь роман, становится выражением его основного предметно-реального содержания. Воплощая её, Тайлер и Рассказчик придумывают бойцовский клуб - место, где обычные люди, которые ежедневно трудятся на нелюбимой работе, могут показать всем, на что они способны, где они могут быть чем-то большим, чем просто маленьким винтиком в огромном механизме. «В бойцовском клубе собираются представители поколения мужчин, воспитанных женщинами». После боя они могут справиться с любой проблемой в своей жизни и стать кем угодно, потому что осознают, кто они есть на самом деле: «Если ты никогда не дрался, то боишься всего на свете: боишься боли, боишься того, что не сможешь справиться с про-тивником...»[2, с. 50]. Бойцовский клуб - это путь к самопознанию и самосовершенствованию через саморазрушение. Вскоре такие подпольные клубы появляются по всей стране.

Но герои не ограничиваются созданием только лишь бойцовских клубов. Постепенно у них появляется план создания «Проекта Разгром», который мог бы объединить людей, работающих в сфере услуг. Они хотят разрушить этот мир, потому что люди в нём не живут в подлинном смысле слова, а существуют просто по инерции. Тайлер так описывал современное общество и

его потребности: «Реклама заставляет их приобретать тряпки и машины, которые им вовсе не нужны. Поколения за поколениями люди работают на ненавистных работах только для того, чтобы иметь возможность купить то, что им не нужно. На долю нашего поколения не досталось великой войны или великой депрессии, поэтому мы должны сами объявить войну, и война эта будет духовной. Мы начнём революцию, направленную против культуры. Наша великая депрессия - это наше существование. Это депрессия духа. Мы должны научить людей свободе, поработив их, и показать им, что такое мужество, испугав их. Наполеон хвастался, что он может заставить людей жертвовать жизнью за орденскую ленту. Представьте себе, что весь мир объявит забастовку и откажется работать, пока богатства не будут перераспределены справедливым образом. Представьте себе, что вы охотитесь на лосей в сырых лесах на склонах каньона вблизи от развалин Рокфеллер-центра» [2, с. 176].

Исподволь дом Тайлера Дёрдена на Бумажной улице превращается в тренировочный лагерь, куда приходят люди, готовые пожертвовать жизнью ради его идеи. В этой своего рода секте им внушается, что они - ничто, лишь куча мусора; у них нет имен, нет фамилий, возраста, социального положения. Обезьянки-астронавты (так их называют Рассказчик с Тайлером) лишь беспрекословно выполняют задания, которые даёт им Тайлер - их бог и отец. Герои создали новую систему, которая начинает функционировать самостоятельно, выходя понемногу из-под контроля создателей.

Развязка романа неожиданна: план по уничтожению рушится, а герой понимает, что Тайле-ра Дёрдена никогда не существовало на самом деле. Это лишь часть его сознания, которая начала жить самостоятельной жизнью. Пытаясь избавиться от него, Рассказчик решает покончить жизнь самоубийством, однако это не удаётся, потому что он попадает в руки властей и оказывается в психиатрической клинике.

Таким образом, автор показал в своём романе попытку героя выйти из замкнутого мира - той

системы вещей, в которой он существует. Однако выхода, как такового, нет: избавляясь от одной системы, герой создаёт новую.

Чака Паланика называют «современным Куртом Воннегутом», а его произведения связывают с «романом творения», автобиографией и исповедью [см. 4, с. 202]. Он - один из культовых писателей поколения одиночек - создал текст, прецедентный для всей современной массовой культуры. Люди, прочитавшие его в 90-х годах прошлого века,внесли в мир своё понимание успеха и жизненных целей. Они нарушали правила, пытаясь выйти за сковывающие их рамки, веря в слова, сказанные Тайлером: «Возможно, самосовершенствование - это еще не все .<... >Возможно, саморазрушение гораздо важнее».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойцовский клуб: история, история созда-ния,культурное влияние [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.cultin.ru/books-bojjcovskijj-klub-roman-p4- (дата обращения: 18.10.2017).

2. Паланик Ч. Бойцовский клуб [роман]. -Москва : АСТ, 2008. -252 с.

3. Чак Паланик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Пала-ник,_Чак - Заглавие с экрана. - (дата обращения: 20.10.2017).

4. Бочкаркева Н. С. Парадокс художника в романе Чака Поланика «Дневник» // Вестник Пермского университета. 2010. Вып. 4 (10). -С. 202-210.

Шарафутдинова Кристина Эдгаровна, студентка 4-го курса направления «Издательское дело» УлГТУ. Научный руководитель - профессор, доктор филологических наук А. А. Дырдин.

Поступила 21.12.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.