Научная статья на тему 'АУТОАГРЕССИВНЫЙ СПЕКТР ДЕВУШЕК, ПОДВЕРГАВШИХСЯ БУЛЛИНГУ'

АУТОАГРЕССИВНЫЙ СПЕКТР ДЕВУШЕК, ПОДВЕРГАВШИХСЯ БУЛЛИНГУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ТРАВЛЯ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ / АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АУТОАГРЕССИВНЫЙ СПЕКТР ДЕВУШЕК, ПОДВЕРГАВШИХСЯ БУЛЛИНГУ»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 695

АУТОАГРЕССИВНЫЙ СПЕКТР ДЕВУШЕК, ПОДВЕРГАВШИХСЯ БУЛЛИНГУ

Завалова Е. Р.

Научный руководитель: д.м.н., профессор, доцент Меринов Алексей Владимирович Кафедра психиатрии

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

контактная информация: Завалова Елена Романовна — студентка 6 курса Лечебного факультета. E-mail: er46280@gmail.com

ключевые слова: буллинг; травля; дисфункциональная родительская семья; аутоагрессивное поведение; суицидальное поведение.

Актуальность исследования: в российских школах буллингу минимум 2-3 раза в месяц подвергаются от 12 до 24% подростков [1]. Необходимо более детально рассмотреть этот феномен, чтобы выявить истинные причины, последствия и точки соприкосновения профилактической активности.

цель исследования: исследование вероятных причин буллинга, определение его роли в суицидологической практике среди российской популяции.

Материалы и методы: выделены следующие подгруппы: девушки, подвергавшиеся буллингу (Бул+), а также — девушки, не подвергавшиеся буллингу (Бул-). В первую группу вошли 123 девушки (средний возраст 22±3 года). В группе контроля — 126 девушек (22±2 года).

Использовались: клинико-анамнестический опросник для выявления аутоагрессивных паттернов; международный ретроспективный опросник пережитого насилия (ICAST-R); опросник детского травматизма (CTQ), который включает в себя параметры: эмоциональное, физическое и сексуальное насилие, а также эмоциональное и физическое пренебрежение.

Результаты: анализ детского травматизма (CTQ) и ретроспективный анализ пережитого насилия (ICAST-R) говорят о том, что первая группа девушек практически в два раза чаще сталкивалась с насилием в детстве, чем группа контроля. Выяснилось, что у Бул+ прослеживаются отличия в отношении базовых установок чувства безопасности и защищённости в семье — 54,4% девушек боялись возвращаться домой.

Оценка суицидологических характеристик: в первой группе более половины девушек думали о возможности совершения суицида, рассматривали способ и составляли чёткий план самоубийства 46% и 24% девушек соответственно (в группе Бул-); 19% пытались покончить жизнь самоубийством, что в 2-2,5 раза превышает показатели группы контроля.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что девушки из исследуемой группы в прошлом часто имели дисфункциональную модель родительствования или подвергались насилию, а сам буллинг усиливает существующую негативную жизненную позицию, что в дальнейшем ассоциировано с высоким суицидальным риском.

Выводы: у девушек, которые в прошлом подвергались буллингу, имеется высокий суицидальный риск. Лица, подвергавшиеся буллингу, с позиции суицидологической практики, представляют собой группу, требующую пристального внимания, подразумевающую разработку специфических превентологических подходов. Факт буллинга должен настораживать в плане потенциально высокого риска аутоагрессивного поведения. В основе буллинга нередко лежит некая неадаптивная модель поведения, сформированная в результате негативного влияния родительской семьи. Этот факт следует учитывать при психотерапевтической коррекции последствий буллинга, а также для построения эффективной работы в случае обнаружения аутоагрес-сивной активности.

Литература

1. Волкова Е.Н., Цветкова Л.А., Волкова И.В. Методологические основания для разработки

программ профилактики подросткового буллинга. Сибирский психологический журнал.

2019; 74: 88-100.

FORCIPE

ТОМ 4 СПЕЦВЫПУСК 2021

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.