Научная статья на тему 'АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
574
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПРЕВЕНТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ташбулатова Г.Ш.

В статье рассматривается состояние проблемы детско-подростковой аутоагрессии с позиций социального заказа на ее эффективное решение, а также на уровне психолого-педагогической науки и образовательной практики. Представлены причины и факторы аутоагрессивного поведения детей и подростков. Определены сущность и содержание превентивной грамотности родителей в вопросах профилактики аутоагрессивного поведения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 37.06

Ташбулатова Г.Ш., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматривается состояние проблемы детско-подростковой аутоагрессии с позиций социального заказа на ее эффективное решение, а также на уровне психолого-педагогической науки и образовательной практики. Представлены причины и факторы аутоагрессивного поведения детей и подростков. Определены сущность и содержание превентивной грамотности родителей в вопросах профилактики аутоагрессивного поведения детей.

Ключевые слова: аутоагрессивное поведение, профилактика аутоагрессивного поведения, превентивная грамотность родителей.

Проблема аутоагрессивного поведения среди детей и подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем как в целом по России, так и в Республике Башкортостан. По данным за 2017 год, Россия занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков и 5 место в мире среди стран - лидеров по количеству совершенного суицида. Ежегодно в нашей стране от суицидов погибают более 54 тысяч граждан.

Среди регионов России Республика Башкортостан занимает пятое место по числу суицидов в подростковой и молодежной среде. По данным Следственного комитета РФ по РБ в республике за 2019 год несовершеннолетними совершено 30 случаев оконченных суицидов, 83 покушения на свою жизнь. Особую тревогу вызывает стабильность этих негативных тенденции: 2015 - 48 фактов, в 2016 - 41, в 2017 - 33, 2018 - 28. Более 90% случаев суицида совершаются подростками в возрасте от 14 до 17 лет.

С целью межведомственного решения указанной проблемы на государственном уровне разрабатывается нормативно-законодательная база. Так, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» четко определяет информационную продукцию, недопустимую для детской аудитории, и регламентирует проведение ее экспертизы.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных

имен", указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» и в соответствии с критериями оценки информации, утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09.2013 г. № 1022/368/666 проводится экспертиза ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается решение о блокировании данных ссылок.

В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года указано, что расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает: обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию; духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Концепцией развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года предусмотрено создание психологической службы в образовательных учреждениях, определены цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе образования.

Кодексом об административных правонарушениях РФ за жестокое обращение с детьми (физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы -пренебрежение основными потребностями ребенка), которое может стать причиной аутоагрессивного поведения, в зависимости от его тяжести предусмотрено привлечение родителей к административной ответственности. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена уголовная ответственность родителей за нанесение вреда здоровью детей, которое также может являться причиной их суицидального поведения.

Помимо указанных выше нормативно-правовых актов на решение исследуемой нами проблемы на уровне исполнительной власти в РФ разработан и принят к исполнению ряд ведомственных документов. Так, в Информационном письме Минобрнауки России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» говорится, что жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к

138

самоубийству. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

В письме Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида» приложены методические рекомендации «Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях», разработанные ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи». Данные рекомендации имеют большое практическое значение и адресованы, в первую очередь, педагогическим работникам, школьным психологам и социальным педагогам.

Помимо этого, Приказом Министерства образования РБ № 921 от 18.07.2017 утвержден модельный план мероприятий по профилактике и предупреждению аутоагрессивного поведения несовершеннолетних и алгоритм взаимодействия органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по факту выявленных несовершеннолетних, имеющих риск аутоагрессивного (суицидального) поведения, в том числе при незавершенном и завершенном суициде несовершеннолетних.

Таким образом, представленные выше официальные государственные и нормативные документы демонстрируют усилия государства по обеспечению благополучного и защищенного детства, разработке законодательных и нормативных основ профилактики такого серьезного явления среди подрастающего поколения, как аутоагрессивное поведение.

На научном уровне данная проблема изучается и разрабатывается на междисциплинарном уровне с привлечением ученых-медиков, юристов, психологов, суицидологов, педагогов и др.

Так, сущность и маркеры аутоагрессивного поведения исследуется в работах В.В. Герасимовой, И.Н. Дворниковой, Е.В. Куренковой, Ю.В. Никитиной и Н.П. Семковой, которые рассматривают аутоагрессию с позиции суицидальных и аутодеструктивных проявлений, направленных на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью, при которых враждебные действия из-за невозможности быть обращенными на раздражающий объект направляются человеком на самого себя.

Т.П. Автономава, И.Л. Павлычева, М.Н. Салова, Е.Н. Чеснова, Л.С. Шевырина объясняют аутоагрессивное поведение как крайнюю степень выраженности аутоагрессии, форму дезадаптивных поведенческих реакций на неблагоприятные в физическом и

139

психическом плане жизненные ситуации, которые все чаще находят свое отражение в увлечениях, привычках и образе жизни подростков.

Работы А.Г. Амбрумовой, И.О. Гвоздева, Л.Я. Жезловой, А.В. Ипатова, Л.Э. Комаровой посвящены анализу причин аутоагрессивного поведения детей и подростков. Указанные авторы отмечают высокое значение характера внутрисемейных отношений как в генезисе, так и в способности распознать признаки грядущей опасности суицида.

Формы и методы профилактической работы специалистов различного профиля представлены в исследовательских трудах А.Г. Амбрумовой, С.А. Беличевой, В.Г. Бубнова, Е.М. Вроно, О.И. Ефимовой Л.Я. Жезловой.

Анализ значительного количества научных и методических работ по проблеме аутоагрессивного поведения детей и подростков позволяет утверждать, что вне исследовательского внимания до настоящего времени остается вопрос повышения психолого-педагогической, а конкретно, превентивной грамотности родителей. Отсутствуют апробированные в образовательной практике программы, методические рекомендации по оказанию превентивной помощи родителям детей раннего, среднего и старшего подросткового возраста.

Степень изученности понятия превентивной грамотности родителей как средства профилактики аутоагрессивного поведения детей достаточно сложно охарактеризовать однозначно. Деструктивное влияние неблагополучной семьи как фактора аутоагрессивного поведения детей показано в исследованиях Т.Б. Дмитриевой, А.В. Лукашук, А.В. Мериновой, Е.И. Тарановой. Проблему профилактики аутоагрессивного поведения изучают А.Г. Амбрумова, С.А. Беличева, В.Г. Бубнов, Е.М. Вроно, О.И. Ефимова, Л.Я. Жезлова. Данные авторы подчеркивают необходимость просвещения родителей в вопросах профилактики аутоагрессивного поведения детей.

Принимая во внимание безусловную значимость перечисленных научных работ, необходимо отметить, что речь идет об отдельных исследованиях вопроса профилактики аутоагрессивного поведения. Мы отмечаем, что единой научной позиции и методик по вопросу повышения превентивной грамотности родителей, профилактике аутоагрессивного поведения детей и подростков в психолого-педагогической науке еще не выработано. Вместе с тем, в исследованиях большинства авторов отмечается, что условия семейного воспитания и характер детско-родительских отношений играют важнейшую роль в личностном развитии ребенка, формировании его смысложизненных ориентаций.

Понятие «суицид (самоубийство)» трактуется как осознанное лишение человеком себя жизни. Понятие суицидального поведения является более широким и, помимо

суицида, включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления (паросуициды), стремление человека покончить жизнь самоубийством.

Американский суицидолог Э. Шнейдман определяет самоубийство как преднамеренную смерть, т.е. акт лишения себя жизни, при котором человек делает целенаправленную и сознательную попытку прекратить существование.

В педагогическом словаре аутоагрессия трактуется как разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия направлены человеком на самого себя. Аутоагрессия выражается в действиях, направленных на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью. Его крайней формой является суицид. Специалисты выделяют и такую личностную черту, как аутоагрессивность, представляющую собой устойчивую личностную особенность, которая не обязательно будет проявляться в прямых актах причинения самому себе физического вреда.

Педагог-психолог О.В. Вавилов выделяет ряд диагностических маркеров суицидального поведения подростков [2]:

1) депрессия - глубокий эмоциональный упадок;

2) капризность - резкая смена настроения, от чрезмерного возбуждения до эмоционального упадка;

3) уход в себя - длительная замкнутость и обособленность не свойственная данному ребенку;

4) агрессивность - вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим;

5) саморазрушающее и рискованное поведение - постоянное стремление причинения вреда себе;

6) потеря самоуважения - дети с чувством ненужности;

7) изменение аппетита - отсутствие или ненормальное повышенный аппетит;

8) изменение режима сна - постоянная сонливость или отсутствие сна;

9) изменение успеваемости - резкое снижение успеваемости у отличников и хорошистов;

10) внешний вид - ранее аккуратный ребенок перестает следить за своим внешним видом;

11) раздача подарков окружающим - многие дети расстаются со своими любимыми игрушками, вещами перед суицидом;

12) психологическая травма - крупное эмоциональное потрясение;

13) перемены в поведении - эмоционально сдержанный человек начинает активно шутить, выходить на контакты, или на оборот;

14) угроза или словесные предупреждения - прямое или косвенное информирование о суициде.

15) активная предварительная подготовка - сбор отравляющих веществ, лекарств, посещение кладбищ, частые разговоры о загробной жизни, поиск информации о методах и средствах самоубийства.

H.А. Ананичева выделяет ряд причин, способствующих проявлению аутоагрессивному поведению [1]:

I. Семейное неблагополучие. К ним можно отнести: кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал; причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье, постоянной конфронтацией между родителями; биологического характера (физически или психически больные родители, отягощенная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов); нарушение психологической связи между ребенком и родителями, приводящей к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростков; семейная история суицида. В первую очередь на развитие аутоагрессивного поведения, сильное влияние оказывает враждебность, как со стороны матери, так и со стороны отца. При этом директивность со стороны родителей, несмотря на внутреннюю связь с враждебностью, оказывает обратное влияние.

2. Неблагоприятное воздействие средств массовой коммуникации, которое является мощным источником формирования навыков агрессивного поведения. Фильмы и телевидение, интернет являются мощными источниками формирования навыков аутоагрессивного поведения.

3. Подстрекательство со стороны взрослых в виде угроз или жестокого обращения - это все многообразие действий (физическое, сексуальное и психологическое насилие) или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу, могут выражаться в злостной клевете, причинении несовершеннолетнему особых физических и психических страданий путем нанесения побоев, причинения легкого вреда здоровью, лишения свободы передвижения, еды, одежды, угроз расправиться; склонению к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа или обмана.

4. Низкая правовая грамотность. Несовершеннолетние не знают, что многие поступки не только недопустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой

142

ответственность по закону, какие права и обязанности появляются с взрослением, какая наступает ответственность за нарушение установленных в обществе правил.

5. Конфликт в учебном коллективе с учителями или с другими детьми, проявляющийся в нарушении межличностного взаимодействия. Сама подростковая среда характеризуется как агрессивная. Общение среди сверстников может выражаться через унижение более слабых, откровенной жестокостью. Такие дети в семье и школе становятся изгоями общества, в их поведении прослеживаются элементы терроризирования и насилия.

По исследованиям С.В. Зиновьева основной причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились болезненные состояния (психозы - 10%, пограничные состояния - 15%, соматические заболевания - 1%), в 12% - трудная семейная ситуация и 18% - сложная романтическая ситуация, в 15% - нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% - нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями, в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков и в 9% - прочие, в том числе невыясненные причины.

Ряд ученых выделяют роль семьи в формировании суицидальных тенденций у подростков и молодежи. Исследования показали, что потеря одного из родителей ребенком в возрасте 6-14 лет является серьезным фактором риска суицидального поведения. К факторам риска суицидального поведения подростков относят также суициды среди родственников, асоциальное или реактивное поведение родителей, гиперопеку, препятствующую формированию достаточной автономии, идентичности и индивидуальной ценностной структуры. Также, к группе риска относят семьи с алкогольной или наркотической зависимостью. Особенностью детско-родительских отношений являются недостаточно сформированные способы воздействия родителей на своих детей. Положительные желания родителей часто воспринимаются детьми в негативной отвергающей форме, то есть, помощь родителей воспринимается подростками как посягательство на их самостоятельность и свободу. Это, скорее всего, связано с тем, что методы, используемые родителями при воспитании своих детей еще не так давно, сейчас уже морально устарели. Поэтому подростки относятся к такому воспитанию неадекватно, с точки зрения желаний их родителей.

Анализ обстоятельств и причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связаны семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов,

143

конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. В 10% случаев подростки совершают суицид с целью покончить собой, а в 90% - привлечь к себе внимание. Одним из решений детьми и подростками внутрисемейных проблем, проблем, связанных с длительным стрессом, а также отсутствием поддержки и понимания со стороны самых близких людей - родителей, является решение уйти от этих проблем и самой жизни.

Одной из основных причин детского и подросткового самоубийства являются также неудачные попытки справиться с навалившимися трудностями в семье и школе. Ошибки семейного воспитания могут не только деформировать личность ребенка, но и спровоцировать его попытку аутоагрессивного поведения. Вместе с тем, глубокий постоянный психологический контакт взрослого с ребёнком в педагогике и психологии признан универсальным требованием к воспитанию ребёнка любого возраста.

Ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения, обоснованно признаются важными средствами решения исследуемой проблемы. Стратегической целью превентивной работы является развитие личности подростка, включающее формирование ценностного сознания и позитивных ценностных жизненных установок, развитие уверенности в себе и навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, формирование созидательной и активной жизненной позиции.

Профилактика аутоагрессивного поведения предусматривает систему государственных, медицинских, социально-педагогических и психологических мер и мероприятий, направленных на преодоление причин и факторов данного явления, предупреждение личностной деструкции.

Поскольку большая часть жизни современных детей и подростков связана с образовательным учреждением, то именно система образования может стать реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения обучающихся, а также реализации программ повышения превентивной грамотности родителей. Одним из средств повышения эффективности профилактики данного вида девиантного поведения среди детей и подростков нам видится деятельность школьных психологов и социальных педагогов.

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития своих детей. Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей

развития детей, родители порой интуитивно осуществляют воспитание, придерживаются неправильных стилей и методов общения.

В рамках обсуждаемой проблемы одним из видов педагогической грамотности родителей мы выделяем превентивную грамотность. Превентивная грамотность представляет собой интегрированное образование, включающее в себя: а) знания о психологических особенностях возраста, приемах продуктивного общения и психологической поддержки ребенка на данном возрастном этапе, о течении и проявлении возрастных кризисов, факторах и маркерах аутоагрессивного поведения, первичной диагностике депрессивных и суицидальных намерений ребенка по вербальным, эмоциональным и поведенческим признакам; б) умения, учитывая личностные и возрастные особенности ребенка, вовремя выявить предкризисное состояние и оказать ему первую эмоционально-психологическую поддержку, выявлять причины сложившейся ситуации, правильно строить общения в соответствии с возрастом ребенка и на основе анализа возникшей проблемы и др.

В качестве показателей уровня превентивной грамотности родителей в вопросах аутоагрессивного поведения детей мы определяем:

- низкий уровень (применение знаний в простейших ситуациях) - минимальные знания особенностей возраста и причин аутоагрессивного поведения ребенка;

- средний уровень (способность интегрировать имеющиеся знания в практику) -знание возрастных и личностных особенностей ребенка и умение на основе этих знаний интерпретировать состояние и поведение ребенка;

- высокий уровень (распознание условий, оценивание степени напряженности ситуации и способность минимизировать напряжение) - владение знаниями о факторах и маркерах аутоагрессивного поведения и умение, учитывая личностные и возрастные особенности, вовремя выявить кризисное состояние и оказать первую эмоционально-психологическую поддержку ребенку.

Главные усилия социально-психологической службы образовательного учреждения по повышению уровня превентивной грамотности родителей призваны направляться на предоставление родителям информации о течении и проявлении у детей и подростков возрастных кризисов, депрессий, причин формирования аутоагрессивного поведения, факторах и маркерах аутоагрессивного поведения, возможностях получения своевременной помощи, а также на осознание родителями внутрисемейных проблем и ликвидацию конфликтных ситуаций, которые могут способствовать развитию аутоагрессивности у детей.

Таким образом, аутоагрессивное поведение детей и подростков является одной из социальных и психолого-педагогических проблем современного российского общества. Применительно к системе образования превенция направлена на укрепление психического здоровья подрастающего поколения, минимизацию возможных рисков возникновения аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананичева Н.А. Роль педагогического сообщества в профилактике поведенческих отклонений подростков / Н.А. Ананичева // Родителям посвящается... [Текст]: сб. мат-ов Всероссийского научно-методического семинара по профилактике суицидов (Уфа, 18 октября 2018г.). - Уфа: изд-во Башкирского института социальных технологий (филиала) ОУП ОВ «Академия труда и социальных отношений», 2018. - С. 913.

2. Вавилов О.В. Явные и скрытые маркеры суицида / О.В. Вавилов // Родителям посвящается. [Текст]: сб. мат-ов Всероссийского научно-методического семинара по профилактике суицидов (Уфа, 18 октября 2018г.). - Уфа: изд-во Башкирского института социальных технологий (филиала) ОУП ОВ «Академия труда и социальных отношений», 2018. - С. 21 -26.

3. Гонохова Т.А. Профилактика суицидального поведения подростков как один из аспектов формирования здорового пути / Т. А. Гонохова, Е. В. Благовская // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62. - С. 282-285.

4. Гонохова, Т.А. Профилактика суицидального поведения подростков как один из аспектов формирования здорового пути / Т. А. Гонохова, Е. В. Благовская // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62. - С. 282-285.

5. Григорьева Д.П. Представления подростков о факторах суицидального поведения / Д.П. Григорьева, В.Н. Егорова // Казанская наука. - 2016. - № 12. - С. 151154.

6. Делейчук Л.Э. Суицидальное поведение подростков как социальная проблема / Л.Э. Делейчук // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2017. - Т. 6. - № 2. - С. 312-314.

7. Косицына Д.С. Факторы риска проявления суицидального поведения и намерений у подростков / Д.С. Косицына, Н.А. Кора // Политика и право [Текст]: сборник статей / отв. ред. А.П. Забияко. - Благовещенск: Изд-во Амурский государственный университет, 2018. - С. 51-58.

8. Никитовская Г.В. Суицид как социально-педагогическая проблема / Г.В. Никитовская, А.В. Шабалина // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика [Текст]: материалы Международной научно -практической конференции / отв. ред. Е.А. Петрова. - Орехово-Зуево: Изд-во ГГТУ, 2017. - С. 108-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.