Л. М. Сиголаева
АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК В ПОДРОСТКОВОМ ЦЕНТРЕ
Работа представлена кафедрой специальной психологии Санкт-Петербургского института специальной педагогики и психологии.
Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Р. В. Демьянчук
Статья по специальной психологии описывает опыт инновационного подхода в работе и воспитании аутичного ребенка. В статье рассказывается о позитивных результатах, полученных в Санкт-Петербурге с 2003 г., о работе по развитию навыков рекреации (умению организации свободного времени) аутичных детей в условиях системы дополнительного образования, а также о важности и необходимости использования полученных навыков в дальнейшей социальной адаптации детей данной группы.
Ключевые слова: умение проводить свободное время, аутичный ребенок, система дополнительного образования, повторяющаяся, бедная, однообразная деятельность, стереотипное поведение, реабилитация, интеграция, нормально развивающийся ребенок, коррекционное учреждение, кружки, секции, подростковые клубы, нарушение эмоционально-волевой сферы, социальная адаптация.
L. Sigolayeva
AUTISTIC CHILD IN A TEENAGER CENTRE
The article on special psychology aims at the development of the innovation approach to education and upbringing of autistic children. It describes the positive results of the work being carried out in this direction since 2003 in Saint-Petersburg. Successful training of children able to organise their spare time is important and it is of double importance concerning autistic children. It helps to socialise successfully. Socialisation and adaptation are the most controversial issues in special psychology.
More successful realisation of the method is provided by the supplementary education system, which is a basis of the work with autistic children.
Key words: recreation skill, autistic child, supplementary education system; repeated, scanty, monotonous activity; stereotype behaviour, rehabilitation, integration, normally developing child, correctional institution, study and hobby groups, clubs for teenagers, emotional and volitional disorder, social adaptation.
ПСИХОЛОГИЯ
По данным Института коррекционной педагогики частота детского аутизма составляет в 15-20 случаев на 10 тыс. детского населения. В действительности количество аутичных детей больше, так как стертые формы аутизма, значительно деформирующие личность и представляющие серьезную социальную и психолого-педагогическую проблему, остаются неуточненными официальной статистикой [4].
Аутизм характеризуется: нарушением общения, нарушением социального и эмоционального взаимодействия, поведения, нарушениями речи, нарушениями когнитивных процессов.
С 2003 г. на базе подросткового центра ведется работа по социальной адаптации аутичных детей. Работа включает в себя формирование навыков рекреации, которая, в свою очередь, поможет аутичному ребенку развить коммуникативные навыки, приобрести бытовые навыки, улучшить мелкую и крупную моторику, а также развить речевые функции и обогатить словарный запас, так как аутичные дети занимаются в группах с нормально развивающимися детьми.
В процессе работы появилось множество аспектов, которые потребовали глубокого понимания психики аутичного ребенка, разработки новых подходов, методов, упражнений. В результате были получены интересные и, с нашей точки зрения, чрезвычайно полезные рекомендации для педагогов и родителей аутичных детей, которые помогут сделать работу продуктивной. Основанием для подобных разработок послужил тот факт, что такое нарушение, как аутизм изучено мало и требуются новые разработки и адекватные подходы к данной проблеме. Тем более что опыта работы с аутичными детьми в системе дополнительного образования нет, что дает нам возможность осуществить первые опытные шаги в данной области.
Система дополнительного образования имеет свои особенности, которые не могут не учитываться в работе.
1. Оно дает знания и навыки за рамками обязательного минимума базовых предметных областей.
2. Развивая и углубляя общее начальное, основное и среднее образование школьников, внешкольное образование дает возможность реализации творческих способностей детей и молодежи в самых разнообразных видах деятельности.
3. В отличие от обязательного образования данная система добровольна. Все дети дорожат своим свободным временем, имея возможность заниматься тем, чем хочется, а не тем, чем надо. Это свойственно и взрослым также. Такое понятие, как «хобби» имеет множество положительных психологических характеристик. «Хобби» - взрослый и ребенок имеют возможность самореализации, отдыха, самообразования, полного переключения видов деятельности, что, не секрет, наилучшим образом сказывается на психике человека.
Аутичный ребенок - не исключение. Но для успешного прохождения этапов в работу включаются преподаватели Центра, дети, просто посетители, так как аутичные дети постоянно контактируют с ними, и, самое главное, родители этих детей. Именно на данном этапе появляются первые, необходимые для получения позитивных результатов рекомендации.
• Наличие симбиотической связи (зависимости) ребенка аутиста с мамой или близким ему человеком [1; 3]. Во многих случаях симбиоз возникает у людей по причине потребности в обладании или собственных неудовлетворенных потребностей. Где есть симбиоз, там существует много условностей. По словам аутичной женщины, люди оценивают себя, делают выводы, что хорошо и что плохо, и это тяжким грузом ложится на их плечи [2]. То, что хорошо, человек должен знать и исполнять, иначе он считается плохим человеком, он должен терзаться сознанием своей вины и т. д. Все втискивается в рамки современных систем ценностей и нравственности. На начальных этапах, данный феномен, чрезвычайно мешает в работе. Следует дать аутичному ребенку больше свободы, чтобы он попробовал определить сам, что можно, а что нет. В противном случае, стереотипные движения - являются ответом на сплошные запреты. Родители постоянно указывают детям, что им делать, а что нет, очень часто даже не объясняя
Аутичный ребенок в подростковом центре
причин своих запретов. Возможно, следует ненадолго попросить родителей оставить детей в зале наедине с группой и педагогом, давая тем самым проявить ребенку свои личностные качества и особенности. В том числе следует объяснять родителям, что дети нуждаются в само стоятельно сти.
• Следующей, не менее важной проблемой, является то, что многие родители не принимают своих детей такими, какими они есть [2; 3]. Родители в течение многих лет испытывают боль, разочарование, опустошенность. Более того, родители стыдятся своих детей и постоянно извиняются за поступки своих детей. В работе мы особое внимание уделяем данным аспектам и проводим специальные беседы с родителями, так как данное отношение мешает адаптации ребенка. На занятиях мы показываем родителям, что нормально развивающиеся дети не всегда ведут себя адекватно, а иногда даже агрессивно.
Советы родителям:
• не бойтесь принимать любую помощь от друзей, социальных служб, специалистов и т. д. Приобретая новый опыт и общаясь с людьми, ребенок развивает коммуникативные навыки и имеет возможность наблюдать за людьми и окружающим миром, тем самым, расширяя его границы;
• берите своего ребенка с собой как можно чаще. Советуйтесь с ним обо всем, даже, если вам кажется, что он этого не слышит. Опыт показывает обратное. Просто необходимо время. Не выключайте его из своей повседневной жизни;
• используйте возможность знакомится с другими родителями, испытывающими такие же проблемы. Данная преемственность очень популярна в нашем Центре. Родители старших аутичных детей делятся своими переживани-
ями и опытом с только что поступившими. Данный аспект важен и помогает в работе специалистам;
• не потакайте во всем ребенку. Пусть ребенок привыкает, что не все желания сбываются. Следует уважать нужды и желания других;
• родители не должны сомневаться в себе или в своих поступках и способностях.
• роль родителя уникальна. Никто не знает ребенка лучше, чем родитель. Взаимодействие специалистов и родителей даст наилучшие результаты в занятиях. Часто родитель инстинктивно знает, подходит ли данная методика его ребенку;
• по словам родителей, узнать, что твой ребенок не такой, как другие дети, страшно. Это чувство полностью не исчезает. Оно постоянно влияет на отношение к ребенку и окружающему миру. Подобный опыт меняет взгляды на жизнь, прибавляет злости и горечи, но также учит быть терпимым к чужим слабостям и лучше осознавать жизненные ценности.
Не следует терять время на обиды. В работе с аутичными детьми дорога каждая минута: чем младше ребенок, тем больше специалист и родители могут ему дать [2; 3]. Следует помнить, о том, как вы любите своего ребенка, и нужны друг другу. Не думайте о нем как об «инвалиде». Учите радоваться его и радуйтесь вместе с ним. Живите настоящим и старайтесь не заглядывать слишком далеко в будущее. Двигайтесь вперед, сконцентрируйтесь на успехах ребенка и не сравнивайте его с нормально развивающимися сверстниками. Не обижайтесь на окружающих вас людей, они слабее, чем вы.
Данные рекомендации появились в процессе работы, которая ведется больше пяти лет. Они дают позитивные результаты и дарят надежду на продуктивную работу в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грюнвальд К. и др. Как учить и развивать детей с нарушениями развития: Курс лекций и практических занятий для персонала мед. учреждений. СПб.: СПб. Ин-т раннего вмешательства, 2000. 136 с.
2. Грэндин Т., Скариано М. М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 1999. 228 с.
3. Карвасарская И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М.: Теревинф, 2003. 70 с.
4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Теревинф, 2000. 336 с.
ПСИХОЛОГИЯ
КЕЕЕКЕ1ЧСЕ8
1. Gryunval'dК. i dr. Kak uchit' i razvivat' detey s narusheniyami razvitiya: ^ге lektsiy i prakticheskikh zanyatiy dlya personala med. uchrezhdeniy. SPb.: SPb. In-t rannego vmeshatel'stva, 2000. 136 s.
2. Grendin Т., Бкапапо М. М. Otvoryaya dveri nadezhdy. Moy opyt preodoleniya autizma. M.: Tsentr lechebnoy pedagogiki, 1999. 228 s.
3. Катазаюкауа I. В. V storone. Iz opyta гаЬо1у s autichnymi det'mi. М.: Terevinf, 2003. 70 s.
4. №ко1 'экауа О. 8., Вауеткауа Е. Я., ЫЪНщ М. М. А^сЪпу геЬуошк. Puti pomoshchi. Terevinf, 2000. 336 s.