Научная статья на тему 'Аутентичный художественный фильм в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку'

Аутентичный художественный фильм в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ / АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / FOREIGN LANGUAGE FOR SPECIFIC PURPOSES / FEATURE FILM / AUTHENTIC MATERIALS / MOTIVATION INCREASE / NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Виктория Сергеевна

Раскрывается важность использования художественных фильмов для повышения мотивации студентов неязыковых специальностей на занятиях по английскому языку в профессиональной сфере деятельности. На примере работы с американской кинокартиной Милоша Формана «One Flew Over The Cuckoo's Nest» предлагаются методические рекомендации по использованию художественных фильмов на занятиях по языку специальности, описываются этапы работы с фильмом и отмечаются коммуникативноречевые умения, которые развиваются в процессе работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING POTENTIAL OF AN AUTHENTIC FEATURE FILM IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION

In this article the potential of using feature films for motivation increase in the course of teaching English for professional communication to non linguistic major students is studied. Applying the American film named «One Flew Over The Cuckoo's Nest» directed by Milos Forman as a case study, the author of the article offers methodological recommendations on using feature films in teaching professional language, describes stages of work with authentic films and notes linguistic and communicative skills which are developed in the course of work.

Текст научной работы на тему «Аутентичный художественный фильм в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку»

УДК 81'243

Абрамова Виктория Сергеевна

Кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15. Тел.: 8(432)2396247. E-mail: abramovavictoria@yandex.ru

АУТЕНТИЧНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Раскрывается важность использования художественных фильмов для повышения мотивации студентов неязыковых специальностей на занятиях по английскому языку в профессиональной сфере деятельности. На примере работы с американской кинокартиной Милоша Формана «One Flew Over The Cuckoo's Nest» предлагаются методические рекомендации по использованию художественных фильмов на занятиях по языку специальности, описываются этапы работы с фильмом и отмечаются коммуникативно-речевые умения, которые развиваются в процессе работы.

Ключевые слова: иностранный язык для специальных целей, художественный фильм, аутентичные материалы, повышение мотивации, неязыковой вуз.

Введение

Профессионально-ориентированное изучение иностранного языка на неязыковых факультетах вуза имеет огромное значение. «Под профессионально-ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности» [Образцов, Иванова, 2005, с. 3]. Цель такого обучения - формирование компетентности, позволяющей студентам вести свободное общение на профессиональные темы, общаться с зарубежными коллегами, заниматься научной работой на основе иноязычных источников, принимать участие в конференциях, публиковать статьи на иностранном языке, а также пройти повышение квалификации и обучаться по специальности в зарубежных вузах.

Основная часть

Одной из проблем методики преподавания иностранных языков для профессиональных целей является отбор материала, который поможет эффективно решить определенные методические задачи и сформировать у студентов умения и навыки, необходимые для работы и учёбы на иностранном языке. С вопросом профессиональной направленности содержания обучения также тесно связано использование межпредметных связей на занятиях. Одним из возможных решений перечисленных выше проблем может стать, на наш взгляд, использование аутентичных художественных фильмов на иностранном языке. «Аутентичные видеоматериалы помогают формировать социокультурную компетенцию учащегося, способствуют запоминанию материала, сопутствуют эмоциональной оценке, позволяют разнообразить учебную деятельность с помощью зрительной и слуховой опоры» [Носкова, Воложанина, 2016, с. 70]. В данной статье представлены наработки по использованию художественного фильма в обучении студентов неязыковых факультетов профессиональному английскому языку.

К созданию материалов натолкнуло следующее обстоятельство. В группе наших студентов, изучающих дисциплину по выбору «Иностранный язык в профессиональной сфере деятельности (английский)» оказались студенты разных направлений подготовки, а

именно: психологи, клинические психологи, философы и филологи. После опроса на первом занятии определились цели обучающихся: изучение языка специальности, участие в дискуссии на научные, профессиональные и социокультурные темы, чтение оригинальных текстов по специальности, перевод профессиональных текстов и многие другие. Встал вопрос о том, как совместить разные направления и какие разработать задания, чтобы вызвать профессиональный интерес как психологов, так и философов и филологов.

Было принято решение использовать американский художественный фильм-драму «One Flew Over The Cuckoo's Nest» (в русском переводе - «Пролетая над гнездом кукушки» (1975)) кинорежиссёра Милоша Формана. Фильм, представляющий собой экранизацию одноименного романа Кена Кизи, повествует о жизни в психиатрической клинике 1960-х гг. и затрагивает такие проблемы, как человек и система, закон и порядок, свобода и необходимость, безумие и многие др. Выбор кинокартины определяется не только её известностью, важностью поставленных вопросов, но и наличием в ней полезного для студентов-гуманитариев лексического и грамматического материала. Данный фильм можно с успехом использовать при обучении профессиональному английскому языку для решения определённых учебных задач.

Рассмотрим возможности данного фильма в обучении профессиональному иностранному языку. Отметим, что работа с выбранным художественным фильмом рассчитана на студентов, владеющих языком на уровне не ниже среднего. Всего работа с видеоматериалом продолжалась 6 занятий и выстраивалась в три этапа: подготовительный, демонстрационный и последемонстрационный. Опишем каждый этап подробнее.

Подготовительный этап (Before you watch) - это этап психологической подготовки обучающихся к восприятию звучащей речи. Задачи профессионального общения «на данном этапе - раскрыть потенциал профессиональных знаний студентов, имеющихся иноязычных профессионально-ориентированных речевых и дискурсивных умений, социокультурных знаний и умений; предвосхитить основные моменты содержания видеофильма; вызвать интерес к просмотру фильма и иноязычному общению после фильма» [Дементьева, 2016, с. 143]. Перед просмотром видеоматериала преподавателю важно снять лексические и грамматические трудности, связанные с пониманием речи носителей языка. Учащимся было дано задание в парах составить словарь терминов по специальности. Так, психологи сделали список слов и сочетаний, связанных с психологическими проблемами, и перевели их на родной язык; филологи обратились к лексике, описывающей художественные образы и структуру художественного текста; философы выписали понятия, связанные с внутренним миром человека и сущностью жизни. Данное задание способствует включению студентов в поисковую деятельность и развивает их самостоятельность и творческую активность. Списки слов выкладывались обучающимися в группе Vkontakte, которая была специально создана для обмена информацией и материалами по курсу. Как следствие, до просмотра фильма каждый студент мог познакомиться с профессиональными словами не только по своей специальности, но и по специальности одногруппников.

Демонстрационный (While you watch) этап включает упражнения, выполняемые во время просмотра фильма. Эти виды заданий направлены на извлечение интересующей нас информации. Фильм на английском языке без субтитров продолжительностью 133 минуты можно показать на занятии или попросить студентов сделать это дома самостоятельно. Перед просмотром фильма студентам было предложено познакомиться с содержанием видеотекста:

«One Flew Over the Cuckoo's Nest is a 1975 American drama film directed by Milos Forman. It is based on the 1962 novel of the same name by Ken Kesey. The movie stars Jack Nicholson, who plays Randle McMurphy, a prisoner who is transferred from prison to a mental institution for evaluation. Although he does not show any signs of mental illness, he hopes to avoid hard labour and serve the rest of his sentence in a more relaxed hospital environment. However, he comes up

against the super-tough nurse Mildred Ratched. She humiliates patients and forces them into a mindnumbing, boring daily routine to keep the patients calm and quiet. The movie is about the battle of wits between McMurphy and the nurse.

The film was only the second to win all five major Academy Awards (Best Picture, Actor in Lead Role, Actress in Lead Role, Director, and Screenplay). It received generally positive reviews from critics. One claimed that "One Flew Over the Cuckoo's Nest is a film so good in so many of its parts that there's a temptation to forgive it when it goes wrong". The film is considered to be one of the greatest American films. In 1993, the United States Library of Congress said it was "culturally, historically, or aesthetically significant". The film was shown in Swedish cinemas for nearly 11 years - between 1976 and 1987 - which is a record. When Milos Forman learned that, he said, "I'm absolutely thrilled by that...It's wonderful"».

Также учащимся давались вопросы для более осмысленного просмотра фильма. Среди них: What is the movie about? What is the main conflict in «One Flew over the Cuckoo's Nest»? What psychiatric problems (if any) do the inmates have? Describe Billy Bibbit. Describe R.P. McMurphy. Is McMurphy really mentally ill? Describe nurse Mildred Ratched. What is her therapy like? Describe the treatments that the hospital uses. How was mental illness treated back in the 1960s? What are the main devices and techniques (e.g., tone, irony, mood, allusion, diction, dialogue, symbolism, point of view, style) used in the movie?

Последемонстрационный этап (After you watch) включает упражнения, направленные на проверку понимания студентами содержания просмотренного фильма. К этому виду упражнений относятся: пересказ сюжета; коллективное обсуждение проблем фильма; пересказ, описание видеотекста; отбор информации с определенной целью и её анализ; проектные задания (доклады, презентации и т. д.). Так, в качестве домашнего задания студенты должны были написать рецензию на фильм. Предварительно учащимся выдаются инструкции по созданию текста отзыва и вопросы, которые необходимо в нём затронуть:

A review can have three parts: a) a summary or description of the work under review with a general statement of the reviewer's opinion about the work; b) an evaluation of specific elements (for a movie, the elements include, among others, plot, script, acting, directing, camera work, scenery and costumes, and special effects); c) a conclusion that recommends the reader experience the work of art or not.

Следующее занятие посвящено коллективному обсуждению ранее выданных вопросов и отработке изученной профессиональной лексики. Как мы видим, художественный фильм служит стимулом для дискуссий на темы, связанные с профессиональной деятельностью и научной работой, а также бытовыми и общественно-политическими вопросами. «В данном случае иноязычное речевое общение выступает не как самоцель, а как средство профессионального межкультурного диалога, направленного на поиск путей разрешения <...> проблемы» [Дементьева, 2016, c. 141].

В качестве домашнего задания на последнее занятие по фильму студенты готовили презентации PowerPoint. Данная форма работы вызывает у учащихся особенный интерес, поскольку мотивирует общение на иностранном языке, позволяет сформировать собственную точку зрения на различные актуальные проблемы, способствует развитию познавательной деятельности и помогает проявить интеллектуально-творческую активность и индивидуальность. Так, студенты-филологи получили задание прочитать одноимённый роман Кена Кизи в оригинале, выбрать литературного героя и сопоставить, как образ выбранного ими героя представлен в книге и фильме. Психологи читали статьи на английском языке о психических расстройствах и анализировали, как данные расстройства проявляются у героев фильма. Философы работали над включением событий, описанных в фильме, в философский и исторический контекст. Приведем пример задания для психологов: «Select and research a mental disorder, its causes, symptoms, and treatments. Possible disorders to research include the following: Clinical depression, Manic depression (Bipolar disorder), Schizophrenia, Obsessive-compulsive disorder, Multiple personalities disorder. Pick one of the

characters from the movie that may represent the disorder. Compare today's treatments to those presented in One Flew over the Cuckoo's Nest. Present your findings orally and use visual aids in your presentation». Представлению результатов поисковой и исследовательской деятельности посвящено отдельное занятие, которое проходит в форме конференции, где выступление каждого участника занимает не более 10 минут, а после выступления задаются вопросы и происходит обсуждение услышанного. Таким образом, все задания по работе с фильмом строятся так, чтобы студент постоянно обращался к лексике по специальности и участвовал в общении на профессиональные темы.

Заключение

Использование аутентичного фильма позволяет с эффективностью осуществлять обучение всем видам речевой деятельности, имитировать погружение в естественную речевую среду на занятиях по языку для профессиональных целей, помогает повысить мотивацию к изучению этого учебного предмета. Кроме того, именно художественный фильм может быть неким объединяющим началом для проведения занятий со студентами, профессиональные интересы которых различны.

Список литературы

1. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова. Орел: Изд-во «Орловский государственный университет», 2005. 114 с.

2. Дементьева Т.М. Видеофильм как средство обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению в сфере юриспруденции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 1. С. 140 - 145.

3. Носкова М.В., Воложанина Н.Ю. Аутентичные видеоматериалы как средство обучения англоязычной устной речи // Профессиональное развитие преподавателя иностранных языков. Материалы II региональной научно-практической конференции. Иркутский государственный университет, Педагогический институт. Иркутск: Изд-во «Репроцентр А1», 2016. С. 66 - 71.

Abramova V.S.

Ph.D. (Philology), the English Language and Intercultural Communication Department, Perm State University

USING POTENTIAL OF AN AUTHENTIC FEATURE FILM IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION

In this article the potential of using feature films for motivation increase in the course of teaching English for professional communication to non linguistic major students is studied. Applying the American film named «One Flew Over The Cuckoo's Nest» directed by Milos Forman as a case study, the author of the article offers methodological recommendations on using feature films in teaching professional language, describes stages of work with authentic films and notes linguistic and communicative skills which are developed in the course of work.

Keywords: a foreign language for specific purposes, feature film, authentic materials, motivation increase, non-linguistic university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.