Научная статья на тему 'Аудиторские компании и услуги аутсорсинга: взаимоотношения, преимущества и недостатки'

Аудиторские компании и услуги аутсорсинга: взаимоотношения, преимущества и недостатки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / СУБЪЕКТЫ АУТСОРСИНГА / АУДИТОРСКАЯ КОМПАНИЯ / КОМПАНИЯ-ЗАКАЗЧИК / КОМПАНИЯ-АУТСОРСЕР / ПРЕИМУЩЕСТВА АУТСОРСИНГА / НЕДОСТАТКИ АУТСОРСИНГА / OUTSOURCING / AUDIT FIRM / THE CLIENT COMPANY / OUTSOURCING COMPANY / THE ADVANTAGES OF OUTSOURCING / THE DISADVANTAGES OF OUTSOURCING / OUTSOURCING SUBJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шутова И.А.

В статье рассматриваются взаимоотношения субъектов аутсорсинга, оцениваются варианты участия в них аудиторских компаний. Выделяются преимущества аудиторских компаний в случае использования аутсорсинговых услуг. Рассматриваются недостатки, снижающие эффективность использования услуг аутсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audit company and outsourcing services: relationships, advantages and disadvantages

The article deals with the relations of the subjects of outsourcing options are evaluated participate in audit firms. Highlighted the benefits of audit firms in the case of outsourcing services. Discusses the shortcomings that reduce the effectiveness of outsourcing.

Текст научной работы на тему «Аудиторские компании и услуги аутсорсинга: взаимоотношения, преимущества и недостатки»

Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)

ISSN 2221-7347

УДК 657.631

И.А. Шутова

АУДИТОРСКИЕ КОМПАНИИ И УСЛУГИ АУТСОРСИНГА: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

В статье рассматриваются взаимоотношения субъектов аутсорсинга, оцениваются варианты участия в них аудиторских компаний. Выделяются преимущества аудиторских компаний в случае использования аутсорсинговых услуг. Рассматриваются недостатки, снижающие эффективность использования услуг аутсорсинга.

Ключевые слова: аутсорсинг, субъекты аутсорсинга, аудиторская компания, компания-заказчик, компания-аутсорсер, преимущества аутсорсинга, недостатки аутсорсинга.

В условиях современного состояния экономики все более актуальным для коммерческих организаций любой отрасли становится вопрос не столько экономического роста, сколько существования как такового. Выживают и добиваются успеха лишь те организации, которые ведут бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных издержек при сохранении высокого качества товаров и услуг. А ведь необходимой составляющей любой коммерческой деятельности являются затраты не только на основной бизнес, но и на управление непрофильными активами, которые необходимы для нормальной работы. И чем они крупнее, тем значительнее затраты, штат сотрудников, а также нагрузки на управленческий персонал, связанные с неосновной деятельностью.

И если условия усиливающейся конкуренции для развития бизнеса диктуют необходимость эффективного управления активами, в том числе путем концентрации ресурсов на профильной деятельности, то очевидным становится потребность активного перехода компаний к аутсорсингу как к действенному способу достижения экономических преимуществ перед конкурентами.

В общем смысле аутсорсинг - это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. То есть это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении [1].

В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).

Как любая другая экономическая система аутсорсинг характеризуется наличием субъектов и объектов взаимоотношений. Субъектами аутсорсинга выступают юридические или физические лица, чьи взаимоотношения могут быть проиллюстрированы на рисунке 1. С этой точки зрения аутсорсинг - это взаимоотношения между компанией-аутсорсером и компанией-заказчиком, при которых с одной стороны возникает обязанность по выполнению отдельных непрофильных функций на регулярной основе, а с другой стороны возникает обязанность по оплате таких услуг.

© Шутова И.А., 2014.

DOI: 10.15350/2221-7347.2014.11-12

34

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Исходя из предложенного определения аутсорсинга, его объект может быть определен как непрофильная функция компании-заказчика, оплата услуг по исполнению которой компа-нией-аутсорсером является экономически эффективней содержания специалистов данного рода в структуре предприятия. В качестве предмета аутсорсинга в таком случае будут выступать отдельные передаваемые функции компании-заказчика.

Аутсорсинг - относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в Российской Федерации. И если совсем недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия, теперь же к услугам компаний-аутсорсеров все чаще прибегают обычные российские фирмы. В условиях роста рынка данного вида услуг актуальными становятся вопросы об отношении к аутсорсингу аудиторских компаний - в каких формах и каких сферах могут складываться такие отношения, насколько они востребованы и целесообразны, насколько экономически эффективны и обоснованны?

Анализ существующего рынка аутсорсинговых услуг и компиляция различных источников информации позволяет нам выделить три варианта отношения деятельности аудиторской компании к услугам аутсорсинга (рисунок 2), причем в первых двух вариантах аудиторская компания является непосредственным субъектом такого рода взаимоотношений, а в третьем варианте занимает традиционное место независимого проверяющего.

Первый вариант - аудиторская компания в аутсорсинговых отношениях занимает место компании-заказчика. В этом случае аудиторская компания является потребителем услуг аутсорсинга. К сферам применения такого варианта взаимоотношений могут быть отнесены следующие подвиды аутсорсинга: аутсорсинг в сфере услуг, в сфере управления персоналом, в сфере рекламы, абонентское обслуживание компьютеров, разработка и тестирование программного обеспечения и т.д. В свете глобальной информатизации общества наиболее актуальным для подробного изучения и внедрения в практическую деятельность представляется нам применение аудиторскими компаниями IT-аутсорсинга.

Второй вариант - аудиторская компания в аутсорсинговых отношениях занимает место компании-аутсорсера. В этом случае аудиторская компания является поставщиком услуг аутсорсинга. Наиболее распространенной сферой применения данного варианта в настоящий момент является, безусловно, такой подвид аутсорсинга как аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета. Передача на аутсорсинг компаниями-заказчиками функций бухгалтерского учета аудиторским компаниям закреплена законодательно. В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» и Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» постановка и ведение бухгалтерского учета - это сопутствующие аудиту услуги. Кроме того тенденцией современного рынка является передача на аутсорсинг, в том числе и аудиторским компаниям, функций внутреннего аудита. А одной из инновационных услуг, оказываемых аудиторскими компаниями, является услуга аутстаффинга в сфере управления персоналом.

35

Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)

ISSN 2221-7347

Третий вариант - аудиторская компания не является субъектом аутсорсинговых отношений, а осуществляет проверку законности и целесообразности их отражения в бухгалтерском учете. Здесь также возможны варианты: когда инициатором проверки выступает компания-аутсорсер и когда инициатором проверки выступает компания-заказчик. Многовариантность аутсорсинговых взаимоотношений подразумевает естественную многовариантность применяемых методик проверки, детальное рассмотрение которых может стать предметом не одного исследования.

а)

б)

Аудиторская компания

Рис. 2. Варианты отношения аудиторской компании к услугам аутсорсинга:

а) аудиторская компания выступает в роли компании-заказчика аутсорсинга;

б) аудиторская компания выступает в роли компании-аутсорсера; в) аудиторская компания не является участником аутсорсинговых отношений

Определенные выше варианты отношения деятельности аудиторской фирмы к аутсорсингу и приоритетные сферы их применения позволяют выделить ряд преимуществ, которые возникают в случае внедрения такой формы управления бизнесом:

1. Возможность для руководства сосредоточиться на основном виде бизнеса. Главное и основное преимущество аутсорсинга, за счет передачи непрофильных функций внешнему исполнителю - аудиторы не отвлекаются на непрофильные виды деятельности (преимущество первого варианта).

2. Оптимизация численности персонала. Аутсорсинг позволяет решить проблемы с привлечением, обучением и удержанием квалифицированного персонала, а также с непрерывностью бизнес-процессов: замена персонала на время отпуска, болезни, обучения обеспечивается поставщиком услуг. Кроме того, появляется гибкость в управлении ресурсами - компании не нужно беспокоиться о сокращении численности своих сотрудников при изменении ситуации на

36

ISSN 2221-7347

Экономика и право

рынке, перепрофилировании деятельности, уменьшении объемов производства и т.п. (преимущество первого и второго вариантов).

3. Минимизация финансовых рисков и возможность перераспределить свои ресурсы, направляя их на процессы, которые в первую очередь увеличивают стоимость компании. Компания-заказчик может избежать расходов на инвестиции в оборудование и программное обеспечение, необходимое для поддержки передаваемых бизнес-процессов и на их последующую техническую поддержку, а возможно, и сократить расходы на содержание офиса и аппарата управления (преимущество первого и второго вариантов).

4. Увеличение инвестиционной привлекательности компании, что является значимым фактором в развитии отношений с иностранными инвесторами (преимущество первого варианта).

5. Гарантированное качество выполнения передаваемых функций. Аутсорсинг обеспечивает компаниям-заказчикам использование передового мирового опыта, накопленного при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям в обеспечении непрофильных процессов. Аутсорсинговые компании инвестируют в совершенствование своих собственных технологий, методологий, а также в свой персонал. В первую очередь они исследуют и внедряют у себя новейшие мировые инновационные методы управления бизнеспроцессами (преимущество первого варианта).

6. Сокращение и контроль издержек. Использование аутсорсинга позволяет перевести затраты на реализацию передаваемых функций из постоянных в переменные, что позитивно отражается на ликвидности компании-заказчика. Стоимость услуг аутсорсинга гораздо ниже, чем затраты на построение собственной структуры (преимущество первого и второго вариантов).

Однако при всем этом существуют и недостатки подобного рода взаимоотношений, которые не нивелируют преимущества аутсорсинга, но несколько их ограничивают:

1. Опасность передачи слишком многих важных функций. Компания-заказчик рискует вывести за свои пределы слишком многие виды деятельности и лишиться части собственных ресурсов и возможностей, которые в течение длительного времени обеспечивали ей успех на рынке;

2. Обучение чужых специалистов вместо своих. В случае передачи ключевых бизнеспроцессов на аутсорсинг компания-заказчик за свои деньги создает себе конкурента на рынке;

3. Угроза утечки информации и некачественного исполнения услуг. Передача любого бизнес-процесса на аутсорсинг требует наличия у компании-заказчика подготовленных специалистов, которые следят за качеством и стоимостью предоставляемых услуг;

4. Зависимость от одного источника снабжения. Компания-аутсорсер может поднимать цены или неудовлетворительно выполнять свою работу. А поиски нового исполнителя могут быть достаточно затратным делом.

Это, безусловно, не ограниченный перечень минусов аутсорсинга, а общие для всех его видов недостатки. Конкретные выгоды и негативные последствия определяются в каждом отдельном случае - для каждой пары компаний и каждого вида аутсорсинга. Тем не менее, неоспоримым остается тот факт, что аутсорсинг - это инновационный способ эффективного управления ресурсами любой компании, в том числе и аудиторской, позволяющий максимально сконцентрировать усилия на основной деятельности.

Библиографический список

1. Ермошина, Е.Л. Аутсорсинг // Audit-IT.ru: Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит. 2005. URL: http ://www. audit-it. ru/articles/account/assets/a13/42117. html

Статья поступила в редакцию 30.11.2014.

ШУТОВА Ирина Александровна - старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Вятская государственная сельскохозяйственная академия.

37

Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)

ISSN 2221-7347

UDC 657.631

I.A. Shutova

AUDIT COMPANY AND OUTSOURCING SERVICES:

RELATIONSHIPS, ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

The article deals with the relations of the subjects of outsourcing options are evaluated participate in audit firms. Highlighted the benefits of audit firms in the case of outsourcing services. Discusses the shortcomings that reduce the effectiveness of outsourcing.

Keywords: outsourcing, outsourcing subject, audit firm, the client company, the outsourcing company, the advantages of outsourcing, the disadvantages of outsourcing.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.