Научная статья на тему 'Аудиторно-дистантная форма преподавания курса «Информационные технологии в образовании»'

Аудиторно-дистантная форма преподавания курса «Информационные технологии в образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТОРНО-ДИСТАНТНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / PROBLEM-BASED LEARNING METHOD / ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / EXPLANATORY METHOD / МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / MULTIMEDIA TUTORIALS / КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ЯДРО / COMPETENCE CORE / УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / EDUCATIONAL PROJECTING / LECTURE-DISTANT TEACHING FORM / SELF-INSTRUCTION STUDY / COMPETENCE CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Александр Викторович, Пустовойтов Всеволод Петрович

Аудиторно-дистантная форма обучения при преподавании информационно-технологических дисциплин позволяет оптимизировать процесс обучения и рационально использовать учебное время. В условиях новых учебных планов бакалавриата, не обеспеченных в достаточной степени учебным оборудованием, аудиторно-дистантная организация преподавания информационно-технологических дисциплин представляется эффективной и единственно возможной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LECTURE-DISTANT TEACHING FORM OF THE COURSE "INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION"

Lecture-distant teaching form of the information technology course allows to optimize educational process and to make the most efficient use of time intended for it. In conditions of new bachelor academic curriculum with is badly supplied with equipment, lecture-distant teaching form of the course „Informational technologies in Education seems very effective

Текст научной работы на тему «Аудиторно-дистантная форма преподавания курса «Информационные технологии в образовании»»

Задание 3. «Триггеры»

Настроить анимацию для более эффектной демонстрации возможностей Power Point.

Вид проектной деятельности:

- по количеству участвующих студентов: парный (групповой);

- по характеру поисковой деятельности: творческий;

- по характеру разрабатываемой проблемы: практи-ко-ориентированный;

- содержанию: монопредметный;

- по срокам выполнения: краткосрочный.

Этапы выполнения задания

1. На слайде разместить объекты. Заранее продумать, каким образом к ним будет применена анимация и триггер.

Например, для можно указать для всех объектов анимацию Пути перемещения (для устройств ввода - в левую часть слайда, для устройств вывода - в правую).

2. Задать анимацию.

3. Привязать эффект анимации к объекту, чтобы он запускался по щелчку на картинке. Для этого объекта использовать переключатели. Щелкнуть стрелку рядом с эффектом в области задач, чтобы открыть раскрывающееся меню, и выбрать команду Время. Нажать кнопку Переключатели в левой нижней части окна.

Выбрать параметр Начать выполнение эффекта при щелчке.

Будет отображен список. Выбрать нужный элемент из предложенного списка.

До последнего времени вопрос разработки педагогических программных средств и необходимого инструментария для их создания был прерогативой специалистов по программированию, которые не обладали необходимыми знаниями по психологии и методике обучения, недостаточно были знакомы даже с общими вопросами теории обучения. Поэтому в обучающих программах предшествующих лет существовал уклон в сторону технологии программирования, а не в сторону управления познавательной деятельностью обучающегося и методики изучения предмета. Другая крайность при разработке программных педагогических средств - попытка разработки

Распределите устройства компьютера по Д&ум ! р>nriilM

ш 9 ^

& 41 ^

Рис. 2. Пример расположения объектов на слайде

Прлмрунглимм! H

■ эффект j BtM* i

-а ПС»

[о_

CeifXTt | С, S UK. 1

0»!йраот. |hff> ■1

1 О ~tpe*+"TSTb rw мвериетн Bio^aiiMif-n

| neperjtc+sxï.w 4 |

1 О nt в тал в rk neaw-яеяьмк-'!« шя

Q rwr-И lu Ы№1М»

; « 1! Отмиз. |

Рис. 3. Настройка эффекта анимации

последних педагогами, слабо владеющими современными технологиями и языками программирования, что также обедняло разрабатываемые педагогические программные средства с функциональной точки зрения. Выбор и применение компьютеризированного средства обучения должны быть научно обоснованы и методически грамотно включены в образовательный процесс.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: моногр. М.: Госкоор-центр, 2002. 296 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999.

АУДИТОРНО-ДИСТАНТНАЯ ФОРМА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

LECTURE-DISTANT TEACHING FORM OF THE COURSE «INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION»

A. В. Кравченко,

B. П. Пустовойтов

Аудиторно-дистантная форма обучения при преподавании информационно-технологических дисциплин позволяет оптимизировать процесс обучения и

A. V. Kravchenko, V. P. Pustovojtov

Lecture-distant teaching form of the information technology course allows to optimize educational process and to make the most efficient use of time intended for

рационально использовать учебное время. В условиях новых учебных планов бакалавриата, не обеспеченных в достаточной степени учебным оборудованием, аудиторно-дистантная организация преподавания информационно-технологических дисциплин представляется эффективной и единственно возможной.

Ключевые слова: аудиторно-дистантная форма обучения, объяснительный метод, метод проблемного обучения, мультимедийные учебные пособия, компетентностное ядро, учебное проектирование.

Невозможно чему-либо научить человека без его собственных усилий по превращению информации, усваиваемой извне, в практические умения и навыки. В отличие от внешней информации, они по природе своей целостны и не могут быть мозаикой сведений без внутренних связей частей, распадающейся от неупотребления или по причине внутренней противоречивости.

Этот факт говорит о недостаточности объяснительного метода обучения, если он не дополнен приемами стимулирования и методической поддержки самостоятельной учебной работы.

Объяснительный метод применяется фронтально или индивидуально, но в обоих случаях важна мотивация внимания учащегося. Если учебная тема излагается в плановом порядке, приходится применять искусственные приемы привлечения внимания, включая дисциплинарные. Естественная предметная мотивация - наиболее эффективный способ мобилизации внимания - возникает тогда, когда учитель помещает ученика в ситуацию конфликта очевидного с очевидным. Нормальная психика не может примириться с этим противоречием и начинает искать способ его разрешения. В учебном диалоге это означает, что контакт достигнут. Когда ученик не может самостоятельно разрешить этот конфликт, он задает вопрос - и внимательно слушает ответ.

Эта мотивационная составляющая метода проблемного обучения может быть с успехом использована как при фронтальном, так и при индивидуальном общении по новой теме. В группе это чревато отступлениями от темы и кажущейся бесплодной потерей времени, но при умелой организации учебного взаимодействия преподавателя и студентов можно с пользой для дела реализовать как дидактические, так и воспитательные достоинства коллективной формы обучения.

Объяснительный метод в таком варианте используется нами на факультете начальных классов Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Компьютерных лабораторий, способных принять подгруппу или группу численностью 25-30 человек, на факультете нет, однако есть несколько аудиторий, оснащенных комплектами мультимедийной проекции и связью с сетью Интернет. Поэтому для постановки курса «Информационные технологии в образовании» была принята смешанная форма обучения -аудиторно-дистантная. Анализ результатов входного анкетирования студентов показал, что практически у каждого из них есть доступ к компьютеру для самостоятельных учебных за-

it. In conditions of new bachelor academic curriculum with is badly supplied with equipment, lecture-distant teaching form of the course „Informational technologies in Education" seems very effective

Keywords: lecture-distant teaching form, self-instruction study, explanatory method, problem-based learning method, multimedia tutorials, competence core, educational projecting, competence centre.

нятий вне аудитории. Аудиторно-дистантная форма обучения предполагает самостоятельное выполнение заданий по разработке мультимедийных учебных пособий, в процессе которого студенты с помощью специально подготовленных руководств изучают необходимые для этого программные инструменты. На занятиях в аудитории студенты рассказывают о возникших дома затруднениях и совместно с преподавателем находят ответы на свои вопросы. Дополнительный мотиваци-онный фактор - студент, задающий вопрос, сам работает с компьютером и экраном, реагируя на реплики из аудитории и объяснения преподавателя. Проблемы посещаемости и внимания решаются естественным образом.

Основной компонент комплекса дидактического обеспечения аудиторно-дистантной формы учебной работы - сайт, разработанный на базе CMS Drupal и размещенный на удаленном хостинге в сети Интернет (ikt.vomovsks. ru). Обратная связь осуществляется через электронный почтовый ящик (fnk-ato-ikt@mail.ru). Информационное наполнение сайта следующее:

1. Комплект дистрибутивов свободных мультимедийных программ for Windows, которые студенты должны установить на своих компьютерах.

2. Комплект учебных пособий для самостоятельного изучения инструментальных компьютерных программ.

3. Комплект руководств по выполнению конкретных учебных заданий.

4. Источники - файлы и ссылки на сайты, из которых студент может извлекать готовые мультимедийные блоки.

5. Перечень и описание заданий для самостоятельной работы.

6. Форум, обеспечивающий возможность учебного общения с преподавателем и между собой.

К сожалению, особенность новых учебных планов для бакалавриата в отношении изучения информационно-технологических дисциплин состоит в том, что на гуманитарных факультетах курс «Информационные технологии в образовании» (ИТО) (если это не профиль «Информатика») проводится в первом семестре, и эта тематика не встречается на старших курсах нигде. В таком случае о достижении заявленного в стандарте уровня информационно-технологической компетентности выпускников не может быть и речи.

Таким образом, профессионально ориентированной основы для применения программного аппарата информационных и коммуникационных технологий в первом

Зачетный проект

Задание: изготовить компакт-диск формата DVD-5 (4,7 Гб) с автозапуском и одноуровневым меню. Содержание компакт-диска - подборка анимационных фильмов и их фрагментов, предназначенных для показа детям в возрасте от 2 до 10 лет.

Внешнее оформление: на компакт-диске должна быть напечатана этикетка с надписями и фоном, отображающая его содержание и основные сведения о составителе.

Внутреннее оформление: после запуска компакт-диска на DVD-проигрывателе на телевизионный экран выводится активное меню выбора файлов, в котором наименования мультфильмов и их фрагментов следуют в порядке увеличения возраста детей.

Упаковка: диск должен быть помещен в пластмассовый слим-бокс.

Технические условия: файлы, подготовленные для преобразования в DVD-формат с помощью программы DVD Maker, должны быть записаны в формате .avi (кодек Xvid).

Суммарный объем подготовленных к записи файлов - 4 Гб.

Размер файлов отдельных мультфильмов не должен превышать 300 Мб, размер фрагментов - 50 Мб.

Ширина кадра - 720-480 пиксел.

Частота смены кадров - 25 кадр/с.

Начальный кадр вырезанного из фильма фрагмента должен быть ключевым, разрыв фонограммы внутри речевой или музыкальной фразы не допускается.

Фонограммы всех файлов должны быть выровнены по амплитуде, приведены к стереоформату и частоте дискретизации 48000 Гц.

Программное обеспечение: операционная система: Windows XP, Vista, Windows 7.

Растровая графика: GIMP.

Звук: Audacity.

Видео: VirtualDubMod, Avidemux.

Проигрыватель: VLC.

Запись DVD: DVD Maker.

Кодеки: Xvid, Lame for_Audacity.

График выполнения проекта: к моменту промежуточной аттестации - сценарий, 3 видеофрагмента; к зачету - компакт-диск, записанный на заготовке DVD+R Printable, файл этикетки в форматах .jpg и xcf; на зачете - печать этикетки на диск и копирование содержимого диска на сервер.

Рис. 1. Требования к выполнению зачетного проекта

семестре у нас нет, поэтому мы вынуждены опираться на бытовой педагогический опыт первокурсников. Это определяет наш подход к формулированию заданий на учебное проектирование.

Прежде всего, нельзя ограничиваться иллюстрированными рассказами на тему «Информационные технологии в образовании», потому что требуемые стандартом компетенции основываются на знаниях, умениях и навыках. Во-вторых, заниматься упражнениями в применении компьютерных программ к обработке случайного, в педагогическом отношении, содержания не имеет практического смысла. Наконец, ущербная в организационном плане постановка курса ИТО должна, тем не менее, дать какой-то практически полезный результат. Поэтому мы используем в работе с первокурсниками метод учебного проектирования, несколько отличающийся от метода проектов в его традиционном толковании.

Метод учебного проектирования обладает несколькими важными достоинствами:

- педагогу-предметнику, не специализирующемуся в области преподавания информационно-технологических дисциплин, достаточно владеть информационными технологиями в том объеме и в том качестве, которые позволяют ему решать его профессиональные учебно-методические задачи. Такая позиция дает возможность четко определить содержание компетенций, снизить степень негативной информационной избыточности, размывающей «компетентностное ядро», избежать непродуктивных затрат учебного времени и связанных со всем перечисленным психологических неудобств;

- в процессе учебного проектирования вырабатываются навыки оптимального выбора программных инструментов и работы с внешними информационными ресурсами, накапливается опыт самостоятельного преодоления затруднений, развивается вкус к творчеству, растет уверенность в своих силах. Без этого невозможно самостоятельное освоение нового в быстро изменяющихся информационных технологиях;

- учебный мультимедийный проект - естественная форма системного синтеза исходных элементов в составе целого - действующего мультимедийного продукта. Синтез в этом случае охватывает не только материальные и информационные элементы среды, но и внутреннюю, деятельностную составляющую процесса проектирования;

- учебное проектирование моделирует естественный способ познания мира: пробы, ошибки, накопление личного опыта и усвоение результатов опыта других людей.

На первом же занятии по курсу ИТО студенты получают задание на разработку зачетного проекта. Им предстоит сделать подборку мультфильмов и видеофрагментов, которые можно было бы показывать малышам в семье или использовать фрагментарно на уроках в начальной школе. Ее нужно смонтировать, преобразовать в РУР-формат, создать меню, записать программную заготовку на компакт-диск и напечатать на нем этикетку. Задание опубликовано на сайте и выглядит, как показано на рис. 1. Фрагмент руководства по выполнению проекта приведен на рис. 2.

Из приведенных цитат видно, что если студент выполнит зачетный проект, то он, с одной стороны, будет

Руководство по выполнению проекта

Перед тем как начать работать над проектом, нужно решить, для кого Вы делаете подборку мультфильмов. Это и мотив, и ориентир при разработке сценария, в отборе доступных файлов, в монтаже видеофрагментов. Образ ребенка в настоящем и в перспективе его развития будет направлять и оценивать каждый Ваш шаг при проектировании содержания компакт-диска.

После зачета Вы возьмете компакт-диск с собой. Желательно, чтобы он пригодился Вам или Вашим знакомым, которым Вы его подарите, и прослужил долго. Для этого он должен быть интересен ребенку не только сегодня, но и завтра, а это значит, что содержание подборки нужно рассчитывать «на вырост».

Рис. 2. Руководство по выполнению проекта: фрагмент

уметь пользоваться основными функциями свободных мультимедийных программных инструментов, а с другой, что еще более важно, он создаст действующий продукт, объективно свидетельствующий о том, что эти умения -не фикция, а реальность.

Аудиторно-дистантная форма обучения информационным и коммуникационным технологиям имеет еще одно объективное обоснование - технологическое. Обработка мультимедийной информации требует времени, иногда весьма большого. В аудитории заниматься этим нерационально, даже если это полноценный компьютерный класс. Тем более это невозможно делать в демонстрационном режиме во время лекции. Дома длительный рендеринг мультимедийного проекта не вызывает неудобств, поскольку все происходит «без присмотра». Отсюда следует правомерность преимущественного использования аудиторного времени на консультативное общение преподавателя со студентами и студентов между собой.

В заключение нужно заметить, что сочетание домашней работы над учебными проектами с консультационно-объяснительной формой аудиторных занятий было апробировано нами еще в рамках образовательного стандарта 2005 г. при постановке курсов «Аудиовизуальные техно-

логии обучения» и «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Сегодня, в условиях новых учебных планов бакалавриата, не обеспеченных в достаточной степени учебным оборудованием, аудиторно-дистантная организация преподавания информационно-технологических дисциплин представляется нам единственно возможной и вместе с тем весьма эффективной.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Формирование базовых компетентностей и учебное проектирование: сб. ст. / под науч. ред. Н. Ю. Пахомовой, ред.-сост. Е. И. Голубева. М.: МИОО, 2006. (Сер. «Ученическое проектирование». Вып. 2).

2. Роберт И. В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования // Информатика и образование. 2004. № 5, 6.

3. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического вуза и школы: тез. докл. III Регион. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. I. Воронеж: ВГПУ, 2009. 132 с.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЕ

THE PROBLEM OF CONTEMPORARY MEDIA'S CHANGE IN MULTIMEDIA SPHERE

С. Н. Должикова

В данной статье рассматриваются некоторые основные моменты исследований, связанных с изменением механизма работы редакции в онлайн-среде. Особое внимание в данном обзоре уделяется конкретным механизмам данного процесса. Такого рода анализ позволяет создать основу для многокомпонентного рассмотрения медиатекстов в онлайн-среде.

Ключевые слова: мультимедийный текст, мультимедийный язык, дискурс, интерактивное общение, журналистика.

S. N. Dolzhikova

The article deals with some key features of researches, connected with the change of editorial modus operandi in the online sphere. Special attention in his review is paid to the detailed elements of such process. This type of analyzis creates the ground for detailed contemplation of online media texts.

Keywords: multimedia text, multimedia language, discourse, interactive communication, journalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.