Научная статья на тему 'Аудит систем менеджмента в России соответствует международным стандартам'

Аудит систем менеджмента в России соответствует международным стандартам Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Проселков В. Г.

Изложено содержание национального стандарта Российской Феде) рации ГОСТ Р ИСО 19011–2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента», принятый постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. Показаны принципы проведения аудита, управление программой аудита, важнейшие вопросы аудита и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audit of systems of management in Russia contributes to international standards

Expounded is content of national standard of Russian Federation GOST R ISO 19011)2003 «guiding directions on audit of system of management of quality and/or of systems of ecological management», which is used by decree of Governmental standard of Russia from December the 29th 2003. Shown are principles of fulfillment of audit, management of program audit, most important questions of audit e.t.c.

Текст научной работы на тему «Аудит систем менеджмента в России соответствует международным стандартам»

КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ

I ■

Аудит систем

менеджмента в России соответствует международным стандартам

В.Г.Проселков

Московский государственный университет прикладной биотехнологии

Постоянно расширяющееся внедрение на российских предприятиях, в том числе пищевых отраслей промышленности, систем менеджмента качества (СМК), систем экологического менеджмента (СЭМ), систем менеджмента на основе принципов ХАССП, интегрированных систем качества и других систем менеджмента обусловило необходимость разработки четких руководящих указаний по проведению их аудита (проверки) на соответствие требованиям конкретно выбранных стандартов. Тем более, что международные стандарты ИСО серий 9000 и 14000 придают особое значение аудиту как методу менеджмента для обеспечения мониторинга и верификации результативности внедрения политики предприятия в области качества (для СМК) и/или экологического менеджмента (для СЭМ). Кроме того, аудиты являются частью деятельности по оценке соответствия при сертификации (регистрации), оценке поставщиков, инспекционном контроле и ресертификации.

С 1 апреля 2004 г. введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента», принятый постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. № 432-ст. Стандарт практически представляет собой полный идентичный текст международного стандарта ИСО 19011:2002 с небольшими изменениями. Он содержит руководящие указания по принципам аудита, управлению программами аудита, проведению внутренних или внешних аудитов СМК и/или СЭМ, а также по компетентности и оценке аудиторов (экспертов) для проведения этих аудитов. Стандарт предназначен для потенциальных пользователей, включая аудиторов; организаций и предприятий, внедряющих системы менеджмента; организаций, которым необходимо проводить внутренние и/или внешние аудиты или управлять программами аудитов согласно договорам организаций, участвующих в сертификации или в обучении экспертов, а также для использования при сертификации

(регистрации) систем менеджмента; аккредитации или стандартизации в области оценки соответствия. Указания и рекомендации стандарта можно применять и к другим видам аудитов, включая аудиты других систем менеджмента (на основе принципов ХАССП, надлежащей производственной практики-вМР, интегрированных систем), при условии, что особое внимание будет уделено компетентности экспертов аудиторской группы.

Содержащиеся в стандарте общие указания пользователи могут применять для разработки своих собственных требований, связанных с аудитом конкретной системы менеджмента организации (предприятия) конкретного пищевого профиля. Рекомендации, приведенные в стандарте, могут быть полезны для лиц или организаций, заинтересованных в мониторинге соответствия требованиям различных документов, например, национальных стандартов на продукцию, законов или технических регламентов.

ГОСТ Р ИСО 19011-2003 отменяет действие и заменяет стандарты ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 - 100110-93, ГОСТ Р ИСО 14010-98 - 14012-98 и содержит ссылки на стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь». Используются термины по указанным стандартам, за исключением замененных терминов и определений,приведенных в разделе 3 «Термины и определения» ГОСТ Р ИСО 19011. Всего в разделе приведены 14 терминов и определений, в том числе аудит (проверка), критерии, свидетельства и выводы (наблюдения) аудита, заключение по результатам аудита, программа, план и область аудита. Например, аудит (проверка) определен как «систематический, независимый и документальный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита».

При этом различают внутренние аудиты (аудиты первой стороны) и внешние аудиты (аудиты второй и третьей стороны). Результаты внутреннего

аудита, проводимого для внутренних целей самой организацией или от ее имени, могут служить основанием для принятия декларации о соответствии продукции. Так, например, после введения в действие технического регламента на продукцию или группу однородной продукции, для которой требуется оценка соответствия путем принятия декларации о соответствии, результаты внутренней проверки сертифицированной СМК по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования» могут использоваться в качестве доказательной базы при принятии декларации по одной из предлагаемых схем 3д, 4д и 7д (см. документ Р 50.1.044-2003 «Рекомендации по разработке технических регламентов». - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2003).

Аудиты второй стороны проводятся стороной, заинтересованной в деятельности организации, например потребителями (приобретателями) или другими лицами от их имени, а аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации в целях сертификации (регистрации) на соответствие требованиям стандартов на системы менеджмента.

Положительные результаты аудита третьей стороны могут быть использованы для обоснования возможности организации (производителя или продавца) сертифицировать продукцию в соответствии с документом Р 50.1.0442003 по предлагаемой схеме 5с в обязательной Системе сертификации ГОСТ Р в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.

Принципы проведения аудита приведены в 4 разделе стандарта. К ним относятся: этичность поведения - основа профессионализма; беспристрастность

- обязательство представлять правдивые и точные отчеты; профессиональная осмотрительность - прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита; независимость

- основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита; подход, основанный на свидетельстве - разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита.

Реализация указанных принципов делает аудит результативным и надежным методом поддержания политики руководства в области качества и контроля путем обеспечения объективной информацией для улучшения организацией своих характеристик.

Управление программой аудита (раздел 5) предполагает определение, внедрение, контроль, анализ, совершен-

QUALITY AND SAFETY

ствование программ аудита, а также обеспечение необходимыми ресурсами и разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы. При этом под понятием «программа аудита» понимают «совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели». Например, программа аудита может включать: несколько внутренних аудитов СМК организации, проводимых в текущем году; аудиты второй стороны СМК потенциальных поставщиков «критичной» продукции; аудиты по сертификации (регистрации) и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента на основе принципов ХАССП в качестве третьей стороны.

Частью программы аудита являются указания по планированию и проведению аудиторов, которые приведены в разделе 6 «Проведение аудита». Здесь сформулированы требования к организации проведения аудита, анализу документов, подготовке и проведению аудита на месте, подготовке, утверждению и рассылке отчета (акта) по аудиту, завершению аудита и действиям по его результатам. Предусмотрены следующие методы сбора информации: опросы персонала; наблюдение за деятельностью, производственной средой и условиями работы; анализ документации (политика, цели, планы, процедуры, стандарты, инструкции, лицензии и разрешительные документы, спецификации, чертежи, контракты и заказы), записей (протоколов) проверок, протоколов совещаний, отчетов (актов) по аудитам, записей по мониторингу программ и результатам измерений. В качестве источников информации для экспертов при аудите могут быть использованы: итоговые данные, показатели анализа и результативности; информация по программам выборочного исследования проверяемой организации и управления выборами и процессами измерений; отчеты, источники которых могут быть, в том числе обратная связь от потребителей, оценки поставщиков; компьютеризованные базы данных и веб-сайты.

Важная роль при аудитах отведена проведению опросов персонала проверяемой организации. Это сложный и ответственный процесс, связанный с психологическими аспектами взаимодействия аудиторов со специалистами и работниками организации различного уровня. При этом опрос проводится обязательно с учетом складывающейся в этот момент ситуации и психоэмоционального состояния опрашиваемого лица. Оно должно быть психологически подготовлено к опросу, а сам опрос

должен проводиться в обстановке доброжелательности. Опросы проводят в проверяемых подразделениях с персоналом, выполняющим работы или решающим задачи в пределах области аудита (содержание и границы аудита).

Каждый член аудиторской группы должен готовить для проведения аудита ряд рабочих документов, в том числе контрольные листы и планы выборок для проверки, а также формы для регистрации данных. К рабочим документам можно отнести и вопросник аудитора для проведения оценки СМК предприятия, которым он может пользоваться при опросе персонала.

Приведем в качестве примера возможный перечень вопросов при сертификационном аудите СМК по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, в частности, при оценке выполнения требований раздела 8 «Измерение, анализ и улучшение». Выбор этого раздела стандарта обусловлен его особой важностью, так как именно в нем определены требования к четырем из шести обязательным документированным процедурам.

Однако вначале отметим, что приступая к проверке и оценке СМК, эксперт-аудитор прежде всего выяснит основные вопросы: все ли требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001 применимы к проверяемой организации; существуют ли какие-либо исключения в связи с особенностями организации и выпускаемой продукции; есть ли какие-либо исключения из требований раздела 7 «Процессы жизненного цикла продукции стандарта, влияющие на способность организации выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителей, техническим регламентам, нормам и правилам»; действительно ли область применения СМК охватывает все процессы и виды (однородные группы) продукции?

Опуская вопросы, задаваемые при аудите требований предыдущих разделов, перейдем непосредственно к вопросам по разделу 8. Здесь аудитор, вероятно, начнет с новых требований и постарается выяснить:

• осуществляет ли организация планирование и внедрение процессов мониторинга, измерения, анализа и непрерывного улучшения, необходимые (п. 8.1), чтобы демонстрировать соответствие продукции, обеспечивать соответствие СМК, постоянно повышать эффективность и результативность СМК?

• определены ли подходящие (применимые) методы, в том числе статистические, а также область и развитие их использования?

• проводит ли организация мониторинг информации об удовлетворении требований потребителей и определены ли методы получения и использования этой информации (п. 8.2)?

Аудитор изучает документирование претензий, жалоб, отзывов потребителей, отчеты о продажах, повторные заявки, результаты анализа рынка.

Дальнейшие вопросы аудитора будут связаны с важностью правильной организации системы внутренних аудитов (проверок) в СМК:

• осуществляет ли организация внутренние аудиты в установленные сроки, чтобы установить, что СМК соответствует запланированным мероприятиям и требованиям к ней, разработанным организацией, отвечает требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 90012001, эффективно и результативно внедрена и поддерживается в рабочем состоянии?

• планируется ли программа аудита с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих проверке, а также результатов предыдущих аудитов?

• определены ли объекты, критерии, область применения, частота и методы проведения аудитов?

• обеспечивают ли выбор аудиторов и процедуры аудита объективность и беспристрастность процесса внутреннего аудита?

• осуществляется ли контроль, гарантирующий, что аудиторы не проверяют свою собственную работу?

• определены ли в документированной процедуре (третья обязательная) ответственность и требования к планированию и проведению аудитов, а также документируются ли их результаты и поддерживаются ли записи в рабочем состоянии?

• обеспечивает ли руководство, отвечающее за проверяемые участки (области деятельности), своевременное проведение действий по устранению обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин?

• включают ли последующие действия верификацию предпринятых мер и отчет о подтвержденных результатах (п. 8.5.2)?

По п. 8.2.3 стандарта ИСО 9001, касающегося требований к мониторингу и измерению процессов, необходимо выяснить вопросы:

• применяет ли организация подходящие методы измерения процессов производства и реализации продукции, соответствующей установленным требованиям, а также измерения процессов СМК?

• подтверждают ли эти методы измерения способность процессов достигать запланированных результатов?

• применяются ли коррекции и корректирующие действия для обеспечения соответствия продукции, если запланированные результаты не достигнуты?

Продолжение следует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.