УДК 371.037 ББК Ч 421.354
А. П. Иванова Аудит как способ реализации личностного и профессионального роста учителя в современной школе
Статья определяет проблему эффективного управлением качеством образования через управление процессами и условиями, где учитель - центральная фигура. Предлагается введение современной формы контроля - аудита. Аудит рассматривается как способ создания ситуации успеха в профессиональном - личностном становлении и развитии учителя. Представлен алгоритм движения к успеху в условиях использования аудита, как формы внутришкольного контроля. Дана сравнительная характеристика отдельных параметров внутришкольного контроля в рамках традиционных подходов и с использованием аудита.
Ключевые слова: аудит, качество образования, педагогический аудит, управление качеством, личностный рост, профессиональное развитие.
A. P. Ivanova Audit as a mean of realization of personal and professional teachers increase in modern school
The article puts the problem of effective management of quality of education through the management by processes and conditions, where a teacher takes the main place. The author of this article suggests to use the modern form of control-audit. Audit is considered as a mean of creation a situation of success in personal increase and professional promotion of a teacher. In article the steps of teacher's promotion to success presented in conditions of using audit as a form of control inside the school. The comparative characteristic of individual details of control inside the school with the using of traditional approach and audit is given in this article.
Key words: audit, quality of education, teaching audits, quality management, personal growth, professional development.
Требования современных стандартов обращено к качеству образования и включает в себя качество результатов, качество процессов, качество условий. При этом управление в отношении качества образования играет системообразующую роль: благодаря управлению качество образования обретает системный характер - устанавливается иерархия связей, зависимость и характер взаимодействия между всеми компонентами.
Если рассматривать управление как процесс воздействия на объект управления с целью его изменения (поддержа-
ния или формирования) в заданном направлении и с заданными свойствами, то можно сделать несколько важных выводов в аспекте назначения внутри-школьного контроля. Во-первых, управлять результатами проблематично, так как они - свершившийся факт. Поэтому полученные результаты могут стать лишь предметом констатации и статистики, но не анализа. Мы можем говорить об анализе, который должен носить каузальный (причинный) характер. Достоинство такого анализа состоит в его проблемной ориентации. Именно
способность выявлять и формулировать проблемы в своем профессиональном и личностном развитии позволяют человеку сознательно управлять своим продвижением и как профессионалу, и как личности.
Во-вторых, реально влиять на результаты возможно только через управление процессами, в том числе, - образовательными, в них образовательные результаты созидаются непосредственно, и управление условиями, без которых организация процессов не может быть эффективной. Не случайно, что новое поколение образовательных стандартов вводит стандарты не только в отношении образовательных результатов, но и в отношении условий организации образовательного процесса. Применительно к школьной практике это означает, что в сферу влияния управления качеством образования непременно попадает сам учитель. Именно он - центральная фигура и в условиях: как кадровое условие, как человеческий капитал, как главный ресурс, и в процессах: он их планирует, организует, осуществляет, контролирует.
Таким образом, в системе управления качеством образования ведущим становится управление процессами через управление условиями, а одним из важнейших условий является квалификация учителя и его компетентности. Если это условие развивающего характера, то есть его профессионализм будет возрастать через решение предельно конкретных и последовательно решаемых проблем, тогда появляется реальная возможность влияния на качество процессов. А это позволит изменять и спектр, и качественные характеристики образовательных услуг, и качество образовательных результатов.
Особенность управления в системе, где главным ресурсом является человеческий капитал, состоит в том, что
этот ресурс эффективно может использоваться лишь тогда, когда он станет субъектом не просто образовательной деятельности, а деятельности по повышению своей квалификации, решая выявленные и осознаваемые им самим конкретные проблемы как профессионального, так и личностного развития.
В то же время учителю, имеющему высокий уровень квалификации по принятым нормам (образование, стаж, категория и т. п.), чрезвычайно трудно выявить и сформулировать конкретную проблему в своей профессиональной деятельности, тем более - в своем личностном развитии. Это общая для многих проблема аналитико-рефлексивно-го плана усугубляется сегодня тем, что учитель, владея в достаточной степени способами достижения предметных образовательных результатов, испытывает серьезные затруднения во владении и осуществлении способов формирования таких образовательных результатов, как метапредметные (универсальные) и личностные. Однако - время не ждет: новое поколение образовательных стандартов активно осваивается в современной школе.
Поэтому столь актуальной становится проблема поиска таких способов управления условиями (в первую очередь кадровыми), которые бы позволили обеспечить организацию и осуществление образовательных процессов в соответствии с современными представлениями об их качестве. Таким образом, назрела объективная потребность в том, чтобы современный учитель достаточно оперативно смог овладеть необходимым и достаточным набором таких компетентностей, которые позволят ему в рамках нового поколения образовательных стандартов качественно обеспечить достижение большинством учащихся всего спектра личностных и метапредметных
(универсальных) результатов, сохраняя и приумножая достижения в предметных образовательных результатах.
С позиций личностно ориентированного подхода внутришкольный контроль выступает не как нормативное воздействие на учителя в процессе контроля его деятельности, а как взаимодействие, основанное на диалоге, освоение культуры анализа и самоанализа профессиональной деятельности, использование возможностей самореализации всех субъектов внутришколь-ного контроля и придание этому виду деятельности личностно значимого для учителя и эксперта смысла [5]. Таким образом, ключевыми понятиями личностно ориентированного подхода, которые становятся определяющими в построении внутришкольного контроля на современной основе, являются: свобода выбора, активное участие, индивидуальный стиль, внутренняя мотивация, ситуация успеха, самоконтроль, рефлексивное осмысление.
В связи с поиском личностно ориентированных форм внутришкольно-го контроля нами проведено изучение мнения членов педагогического коллектива по отдельным аспектам внутри-школьного контроля.
В частности, если 75 % учителей чувствует себя комфортно с коллегами, 80 % - с учащимися и 65 % - с родителями, то с администрацией - всего лишь 48 %. Удовлетворенность процессом труда (87 %) вступает в явное противоречие с удовлетворенностью его результатами (53 %). При этом перечень основных трудностей, возникающих в работе, выстроился следующим образом: 1% опрошенных испытывает трудности в установлении дисциплины и порядка; 3% - в планирование учебного материала; 6 % - в проведении, организации контроля ЗУН учащихся; 7 % - в
организации внеурочной деятельности; 10% - в обобщении опыта работы и 15 % - в проведении открытых уроков (мероприятий).
Только 2 % учителей спокойно относятся к проводимым администрацией контрольно-проверочным мероприятиям в рамках внутришкольного контроля, остальные (98%) испытывают при этом беспокойство и напряжение. Контроль, как канал для контакта с администрацией, признается только 3 % опрошенных; как условие уверенной и безопасной работы и как стимулятор прогресса учителя - 5 %; как инструмент, при помощи которого осуществляется признание труда учителя, - только 3 %.
Поиск путей решения проблемы -как сделать внутришкольный контроль эффективным инструментом управления повышением квалификации учителя в условиях самого образовательного учреждения на основе личностно ориентированного подхода - привел нас к такой форме современного контроля, как аудит.
Педагогическим аудитом называют форму экспертирования, которая является процессом исследования образовательного учреждения научно-общественным сообществом. Педагогический аудит образовательного учреждения выступает как экспертиза, характеризующаяся процессом исследования образовательной ситуации в школе; процессом рефлексии на основе определенного заказа одной стороны и профессиональных возможностей другой; вынесением оценочных суждений и прогнозом взаимодействий; оказанием методического сервиса по совершенствованию образовательной ситуации.
Одна из современных тенденций в развитии организаций, к которым относится и школа, состоит в переходе от управления трудом и управления пер-
соналом к управлению человеческими ресурсами. По сути, происходит переход от принудительного типа власти, основанной на страхе подчиненного, и власти утилитарной, основанной на выгоде, к власти, которую Стивен Кови называет принцип-центричной [3]. Принципы уважения и доверия к человеку несовместимы с всеобщим жестким иерархическим контролем, который характерен для традиционной системы управления образовательным учреждением. Именно поэтому аудит может стать современным способом реализации принцип-центричного типа власти, основанной на взаимном доверии руководителя, эксперта и самого работника. Таким образом, аудит может соединить внутреннюю потребность учителя в своем профессионально-личностном становлении и развитии и объективно возрастающую потребность современного руководителя школы в управляемом воздействии на все аспекты качества образования: качество условий, качество процессов и через них - качество образовательных результатов.
В традиционной практике внут-ришкольного контроля ситуация характеризуется тем, что один (учитель) не хочет проверки своей деятельности (или не очень хочет, так как знает, чем обычно завершаются проверки), а другому (администрации) надо проверять, так как существуют писаные и неписа-
ные нормы контроля. В случае использования аудита возникает другая ситуация: один (учитель) хочет, а другой (проверяющий) может. Так возникает синергетический эффект. В этом случае аудит становится способом создания ситуации успеха в профессиональноличностном становлении и развитии учителя. В связи с этим представим алгоритм движения учителя к успеху в условиях использования аудита как формы внутришкольного контроля: проведен проблемно ориентированный анализ - проблема выявлена - определен алгоритм ее разрешения - определены способы ее разрешения - проблема решается последовательно и системно на основе личностно ориентированной программы повышения квалификации на всех уровнях (ИПК - ГНМЦ - школа - МО - самообразование) - появляется реальный результат - успехи и способы решения проблемы публично демонстрируются (общественное признание успеха, личное удовлетворение от того, что научился сам и показал другим способ решения конкретной проблемы, удовлетворение детей, удовлетворение руководства).
Представим сравнительную характеристику отдельных параметров внут-ришкольного контроля в рамках традиционных подходов и с использованием аудита (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика внутришкольного контроля в рамках традиционного подхода и с использованием аудита
Параметры сравнения Традиционный внутришкольный контроль Внутришкольный контроль на основе аудита
Планирование внутришкольного контроля Проводится «сверху» администрацией школы на основе анализа работы за год Планирование осуществляется на основе проблемно ориентированного анализа, проведенного совместно с квалифицированным экспертом Планирование внутришкольного контроля проводится по заявке учителя
Время внутришкольно-го контроля Устанавливается «сверху» администрацией Определяется по согласованию сторон
Формы, методы контроля Процесс контроля На усмотрение администратора (проверяющего). Сводится к попытке привести дела в порядок авторитарными мерами. По итогам издается приказ Методы оговариваются администратором и заказчиком заранее. План действий по осуществлению контроля вырабатывается совместно. В процессе контроля разрабатываются рекомендации, программы коррекции деятельности
Психологическая атмосфера Вызывает напряжение и чувство сопротивления, что приводит к нежеланию проявлять творческую инициативу в процессе работы Напряжение минимально, поскольку заранее известно, кто и какими методами будет контролировать, в какой форме и где будут представляться результаты контроля
Ответственность за выполнение предложений Рекомендации выполняет, в основном, сам педагог, без участия контролирующего органа Аудитор и проверяемый принимают распределенную ответственность за выполнение рекомендаций аудиторского заключения
Контроль с позиций личностно ориентированного подхода должен рассматриваться как услуга, которую руководство оказывает своим учителям, как инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов их труда, как канал для контакта руководства и учителя, как условие, при котором учитель воспринимается как ответственный работник, и, наконец, как стимул повышения его профессионализма и результатов педагогического труда.
Введение аудита как новой для практики внутришкольного контроля формы, основанной на личностно ориентированном подходе, показывает изменение отношения учителей к контролю их деятельности. Приведем некоторые высказывания наших учителей: «Для молодого специалиста, не имею-
щего опыта работы, контроль в форме аудита особенно важен. Я сама заблаговременно определила сроки и методы контроля моей деятельности, поэтому имела возможность подготовить необходимую документацию, сформулировать вопросы по затруднениям. Во время контроля совместно с заместителем директора мы анализировали работу, делали выводы. Результаты были доведены до меня в форме экспертного заключения. При осуществлении контроля на основе аудита у меня было спокойное рабочее состояние и возникло желание через некоторое время обратиться к администрации для повторного контроля» (молодой специалист Людмила Геннадьевна).
Учитель Мария Сергеевна: «Персональный контроль в форме аудита заставляет учителя максимально при-
вести в порядок документацию, процесс обучения. Иногда то, что показывает учитель во время административного контроля, не всегда соответствует его постоянной работе. Получается, что контроль - ради моментных «приличных» результатов, а не показатель и, тем более, не стимулятор к прогрессу. В слу-
чае предложения со стороны администрации провести контроль в качестве услуги для установления уровня качества работы учителя он воспринимается как помощь. Учитель не маскирует свои незнания, готов исправлять ошибки и надеяться на помощь».
Список литературы
1. Данилевский Ю. Д., Шапигузов С. М., Ремизов П. А. Аудит. М., 2000. 543 с.
2. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. Минск, 1996. 283 с.
3. Кови С. Р. Принцип-центричное руководство / пер. с англ. П. А. Самсонова. Мн. : Попурри, 2002. (Серия «Успех!»). 368 с.
4. Поташник М. М. Управление качеством образования. М., 2000. 448 с.
5. Сарапулов В. А. Теория и практика управления качеством образования. Вып. 1. Чита : Экспресс-издательство, 2005. 180 с.
у ДК 371.037 ББК Ч 421.354
Е. А. Колькина
Физическое воспитание учащихся во внеурочное время в общеобразовательных школах Забайкалья (1945-1991 гг.)
В статье раскрываются цели и задачи физического воспитания как части общего развития личности, определяется его специфика в Забайкалье, выделяются этапы, рассматривается состояние физического воспитания школьников Забайкалья во внеурочное время в период 1945-1991 гг. Для решения задач по укреплению здоровья детей и подростков, проведению ими разумного содержательного досуга необходимо активно использовать различные формы организации систематических занятий физической культурой и спортом.
Ключевые слова: школьники, здоровье, физическое воспитание, спортивные секции, соревнования, ГТО (готов к труду и обороне).
E. А. Kolkina
Physical training of the pupils in comprehensive schools of Zabaikalia in out of class activities (1945-1991)
This article deals with the aim and objectives of physical training asapart of person's general education; its characteristic features in Zabaikalie are determined; the periods are focused on; examines the position of pupil's physical training in their time in Zabaikalie since 1945 till 1991. To solve the problems about the improvement of pupil's and teenagers, health about the sensible and substantial realization of their leisure it is necessary to use actively different kinds of organization of their systematical lessons of physical training.
Key words: pupils, health, physical training, sport sections, competitions, Readiness to the Work and Defense.