Научная статья на тему 'АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ'

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОР / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ЦЕЛЬ АУДИТА / ИСТОЧНИКИ АУДИТА / МЕТОДИКА АУДИТА / РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТА / АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скляров Игорь Юрьевич, Склярова Юлия Михайловна, Латышева Людмила Анатольевна

Рассмотрены особенности методики проведения аудита эффективности использования бюджетных средств. Автором отмечено, что невысокая эффективность бюджетного контроля во многом объясняется неиспользуемыми возможностями организации самого бюджетного аудита, отсутствием заинтересованности со стороны контролирующих структур и их должностных лиц в получении конечных результатов, недостаточными мерами позитивной ответственности и должной мотивации всех органов государства в использовании бюджетного контроля как надежного рычага решения проблем общества и государства. В процессе проверки не ставится задача дать общую оценку эффективности работы проверяемого органа государственной власти или получателя государственных средств. В статье предложен рациональный подход к организации аудита эффективности, который обеспечивает получение оперативной и качественной информации по результатам проверки с учетом ожидания законодательной власти.The article describes the features of the audit methodology the efficiency of use of budgetary funds. The author noted that the low efficiency of budgetary control is largely due to the organization of the unused capacity of the budget audit, the lack of interest on the part of regulatory agencies and their officials in obtaining the final results, insufficient measures of positive responsibility and proper motivation of all organs of the state to use budgetary control as a reliable arm solving the problems of society and the state. The verification process does not attempt to give an overall assessment of the effectiveness of the inspection body of state power or recipient of public funds. This paper proposes a rational approach to performance audit, which provides a rapid and high-quality information on the results of the audit with the expectations of the legislature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ»

УДК 658.5:657.633.5

Скляров И. Ю., Склярова Ю. М., Латышева Л. А. Sklyarov I. Yu., Sklyarova Yu. M., Latysheva L. A.

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

AUDIT EFFECTIVE USE OF BUDGET FUNDS

Рассмотрены особенности методики проведения аудита эффективности использования бюджетных средств. Автором отмечено, что невысокая эффективность бюджетного контроля во многом объясняется неиспользуемыми возможностями организации самого бюджетного аудита, отсутствием заинтересованности со стороны контролирующих структур и их должностных лиц в получении конечных результатов, недостаточными мерами позитивной ответственности и должной мотивации всех органов государства в использовании бюджетного контроля как надежного рычага решения проблем общества и государства. В процессе проверки не ставится задача дать общую оценку эффективности работы проверяемого органа государственной власти или получателя государственных средств. Предложен рациональный подход к организации аудита эффективности, который обеспечивает получение оперативной и качественной информации по результатам проверки с учетом ожидания законодательной власти.

Ключевые слова: аудит, аудитор, аудит эффективности, бюджет, бюджетные средства, цель аудита, источники аудита, методика аудита, результаты аудита, аудиторские стандарты.

The article describes the features of the audit methodology the efficiency of use of budgetary funds. The author noted that the low efficiency of budgetary control is largely due to the organization of the unused capacity of the budget audit, the lack of interest on the part of regulatory agencies and their officials in obtaining the final results, insufficient measures of positive responsibility and proper motivation of all organs of the state to use budgetary control as a reliable arm solving the problems of society and the state. The verification process does not attempt to give an overall assessment of the effectiveness of the inspection body of state power or recipient of public funds. This paper proposes a rational approach to performance audit, which provides a rapid and high-quality information on the results of the audit with the expectations of the legislature.

Keywords: audit, auditor, performance audit, budget, budget, purpose of audit, audit sources, methods of audit, the results of the audit, audit standards.

Скляров Игорь Юрьевич -

доктор экономических наук

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

Тел.: 8-962-453-78-86

E-mail: isklyarov@yandex.ru

Склярова Юлия Михайловна -

доктор экономических наук

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

Тел.: 8-962-403-40-27

E-mail: isklyarov@yandex.ru

Латышева Людмила Анатольевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента и банковского дела ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» Тел.: 8(8652) 35-75-87 E-mail: l-latisheva@rambler.ru

Sklyarov Igor Yuryevich -

Doctor of Economics Stavropol State Agrarian University Tel.: 8-962-453-78-86 E-mail: isklyarov@yandex.ru

Sklyarova Yulia Mikhaelovna -

Doctor of Economics Stavropol State Agrarian University Tel.: 8-962-403-40-27 E-mail: isklyarov@yandex.ru

Latysheva Lyudmila Anatolyevna -

Candidate of Economic Sciences, associate Professor of the Department of financial management and banking Stavropol State Agrarian University Теl.: 8(8652) 35-75-87 E-mail: l-latisheva@rambler.ru

Невысокая эффективность бюджетного контроля во многом объясняется неиспользуемыми возможностями организации самого бюджетного аудита, отсутствием заинтересованности со стороны контролирующих структур и их должностных лиц в получении конечных результатов, недостаточными мерами позитивной ответственности и должной мотивации всех органов государства в использовании бюджетного контроля как надежного рычага решения проблем общества и государства.

Следует отметить при проведении аудита эффективности следует руководствоваться

тем, что в процессе проверки не ставится задача дать общую оценку эффективности работы проверяемого органа государственной власти или получателя государственных средств.

Во-первых, практически невозможно найти приемлемый способ такой оценки из-за сложности и разнообразия сфер их деятельности.

Во-вторых, проверке подвергаются, как правило, конкретные сферы или аспекты их деятельности в соответствии с поставленными целями.

В-третьих, аудит эффективности всегда должен быть направленна то, чтобы по его результатам можно было сделать выводы и предложить конкретные рекомендации по по-

вышению эффективности использования государственных средств проверяемыми организациями.

Как известно аудит эффективности может быть инициирован сверху, с учетом ожидания законодательной власти. При таком подходе главной целью аудита считается выяснение реальной производительности со ссылкой на эти ожидания.

Аудит эффективности также может быть инициирован снизу, то есть с учетом ожидания людей, для которых программа или проект был разработан. При таком подходе проверяется, насколько ожидания людей оправдались. Этот подход фокусируется на проверяемом объекте государственного сектора.

Кроме того, аудит эффективности использования бюджетных средств должен использовать концепцию разумного управления. Аудиторы должны попытаться встать на место руководителей и задать основной вопрос: что бы компетентный руководитель сделал в предложенных обстоятельствах? Ответ на этот вопрос дает возможность аудиторам стать другом руководства проверяемой организации, а не врагом. Аудиторы должны иметь сбалансированный взгляд на проблему и предоставлять отчет о достижениях управления. На самом деле, аудиторские отчеты эффективности должны начинаться с достижений руководства, а не неудач [1].

Выделим еще некоторые аспекты, которые используются при проведении аудита эффективности, так аудиторы не ограничиваются проверкой системы внутреннего контроля организации. Они могут получить информацию о рынках и ценах из внешних источников, таких как интернет, журналы и даже использовать исследование рынка. Они могут посетить объекты и ответить на вопросы об экономичности и продуктивности.

Если рассматривать критерии аудита эффективности, то по нашему мнению аудиторы должны создать критерии аудита по каждой поставленной задаче. В отличие от финансового аудита, где критерии аудита определяются многовековой практикой, где даже упоминание о критерии аудита кажется излишним, в аудит эффективности не существует единых критериев аудита. Аудиторы должны провести своего рода исследования для определения критериев, по которым они будут оценивать работу проверяемого объекта.

В своем исследовании, они могут рассмотреть такие источники для составления критериев аудита: цели организации, проекта или программы; общепринятые методы управления; предыдущие стандарты работы; стандартные операционные процедуры организации; правила и нормы, применимые к организации; исследования сектора; сравнение с аналогичными организациями, проектамиили программами; примеры современных исследований; академические высказывания профессионалов; технические характеристики производителей оборудования.

Международный опыт в области аудита эффективности требует, чтобы критерии аудита были согласованы с руководством проверяемой организации на стадии планирования [2].

Если рассматривать сравнение аудита эффективности с оценкой показателей, то следует отметить, что аудит эффективности и оценка показателей имеют некоторые отличия в концепции и процедурах:

Масштаб: охват оценки показателей имеет более сильный акцент на результативность политики, в то время как аудит эффективности ориентирован, в основном, на управлении программ. Аудит эффективности ограничивается обзором исполнения политики и не ставит под сомнение саму политику, в то время как оценка показателей может подвергать сомнению саму политику.

Независимость: аудит эффективности могут проводить высшие органы финансового контроля или другие аудиторы, имеющие мандат проводить аудит эффективности самостоятельно. Оценка показателей может или не может быть независимой от управления программами [3].

Механизм представления отчетов: отчеты аудита эффективности предоставляются вышестоящему органу или руководству государственных организаций. Отчеты оценки показателей, как правило, представляются соответствующему профильному министру или исполнительному директору организации.

Критерии: в отличие от оценки показателей, аудит эффективности использует различные критерии оценки. Аудит эффективности использует передовой опыт управления в качестве базовых критериев для проведения аудита эффективности и выработке рекомендаций. Оценка показателей использует технические стандарты исполнения в качестве основных критериев оценки и вынесения рекомендаций. Таким образом, аудит эффективности и оценка показателей производительности перекрываются в определенных моментах. Но, как дисциплины, они требуют различных типов знаний и служат определенным видам целей.

Построение, прохождение аудита эффективности можно предложить через следующие циклы:планирование, исполнение, отчетность, последующая деятельность [4].

Стратегическое и текущее планирование.

Темы аудитов должны быть ранжированы, например, на основе анализа рисков с тем, чтобы эффективно использовать ограниченные ресурсы СП РФ. Для этих целей СП РФ может подготовить модель плана с описанием программ, проектов и деятельности проверяемых организаций, а также целей, ожидаемых результатов, воздействия и индикаторов исполнения. Выбор тем для аудита эффективности может быть основан на комбинации рисков и существенных факторах. Целями стратегического планирования аудита могут выступать: обеспечение прочной основы для получения стратегического направления бу-

дущих аудитов; определение и выборка таких тем аудитов, которые будутнаправлены на улучшение подотчетности и управления государственного сектора; обеспечение платформы для общения с государственными учреждениями и органами законодательной власти по вопросам стратегии аудитов СП; разработка рабочей программы, которая может быть выполнена при помощи имеющихся ресурсов; определение рисков и принятие их во внимание при выборе аудита; обеспечение основы для подготовки отчетов СП. На этапе стратегического планирования должны осуществляться следующие действия: определение приоритетныхзадач; установление объекта и предмета проверок. Кроме того, стратегический план должен включать следующую информацию: описание структуры учреждений и организаций и вид деятельности; оценку рисков деятельности учреждений и организаций; краткое изложение долгосрочного стратегического направления аудита эффективности СП в каждом учреждении; текущие проверки СП, предлагаемые вопросы законодательной власти, материалы проведенной оценки организаций и материалы внутреннего аудита; список потенциальных тем для аудита эффективности; выбор тем и объектов для включения в план работы СП на последующие два или три года и обоснованием предварительных результатов проверки; перечень проверок на следующие два или три года, обоснование отбора тем проверок, период проверок, где это возможно. Этот список должен отражать графики проведения аудитов эффективности и определение потребностей в необходимых ресурсах, а также показывать отдельно новые темы аудита эффективности, перекрестные проверки нескольких учреждений и организаций и последующие аудиты [5].

При выборе тем необходимо принимать во внимание два важных принципа:приоритет должен быть отдан тем проверкам, которые принесут максимальныйрезультат с точки зрения повышения экономичности, продуктивности, результативности и подотчетности использования бюджетных средств; обеспечение максимального охвата объектов аудита в рамках имеющихся ресурсов СП. Процесс стратегического планирования описан на (рис. 1).

НхОДКЕНИС ;|№'М(НШ

Т1р<г л-иушиГг сзретеппккпЛ п.тек аудрпя : Г? И жпаиштельнол

шмгтл. Акажетные с.тушанш н т л

ГОК>&Ь№01Ч<ГШ 0])ГГ|Н11ЮЦНП Внешкие стчсти н мятер|[А.ты щкссы

ипцйш щклылутсго аултгд

-■ЧЕI11 I |[НДЕ1Кс1ТС|»В зффсКШВНКТП

Н1И

" < КОКДОКЯОП ОрИШН Г1ШНГ|

Млсри1,г,у1л11 Г: дкднодлтелькой л :п ОирГШКНИД р^ИОВОЯЛе/ГеП ПрМПрШПЕП И Сф-ГЦВыцмй. л т• с флвдак

Рисунок 1 — Процесс стратегического планирования

Анализ рисков плохого исполнения бюджетных средств поможет составить список возможных тем и объектов аудита. Это может быть полезно для ранжирования тем по следующим критериям:

- оценка предполагаемых результатов проверки;

- финансовая существенность;

- степень наличия рисков;

- социально-экономическая значимость выбранной темы;

- отсутствие проведенных проверок в этой сфере и/или на данных объектах и других внутренних и внешних проверок деятельности объекта;

- ресурсы органа финансового контроля [6].

Оценка предполагаемых результатов проверки оказывает влияние на процесс выбора тем аудита эффективности, поскольку значение конкретной темы определяется, в том числе, и величиной влияния возможных результатов аудита на другие сферы использования государственных средств.

Например, недостатки, выявленные по результатам аудита одной темы, могут иметь широкий резонанс и оказывать непосредственное влияние на другие сферы, виды деятельности или объекты. В то же время недостатки, выявленные в какой-то другой сфере, могут быть относительно локальными и, следовательно, иметь достаточно ограниченное воздействие на остальные сферы. В целом соглашаясь с вышеупомянутым тезисом, хотелось отметить, что необходимо отдавать преимущества таким темам и объектам аудита, исследование которых будет иметь высокую результативность в использовании бюджетных средств [7].

Аудиторская группа должна определять цели аудита таким образом, чтобы после завершения можно было сделать выводы и рекомендации по каждой из поставленных целей.

Поэтому цели аудита следует формулировать в программе как можно чётче, чтобы в процессе проведения аудита избежать выполнения ненужных мероприятий и, тем самым, осуществить аудит наиболее рациональным способом [8].

Сбор фактических данных и доказательств при аудите эффективности осуществляется с использованием широкого спектра способов и приемов его проведения, а именно: собеседования, обследования, опросов, анализа, подтверждения, аналитических обзоров, выборочного контроля, подготовки схем последовательности сбора фактических данных и доказательств, инновационных приемов.

Для получения фактических данных при аудите эффектив-

Рс IV 1 >, IЯГ

Сгтрягсгнч^гкнд I:-ми нули га

] к'К-ипжпшМ'.1 оОьеыы аудита

Приоритеты

Т[ч-Л\ч-\< ые Ресурсы

и

БКШЖЯ

ности следует проводить: изучение ежегодных отчетов о деятельности объекта аудита эффективности; анализ обязательств; анализ соотношения между использованием выделенных объекту аудита эффективности ресурсов и полученными результатами; проработка вопросов, связанных с возможными рисками; изучение вопросов, связанных с использованием передовых технологий; изучение материалов предыдущих контрольных мероприятий и результатов внутреннего контроля [9].

Если рассматривать этапы проведения аудита эффективности, то они должны включать в себя:

Выбор методов проведения аудита эффективности.

Проведение аудита эффективности и оформление его результатов.

Подготовка выводов и рекомендаций по итогам аудита эффективности.

Основными направлениями аудита эффективности использования бюджетных средств,

определяющими содержание плана проверки, являются: цели аудита эффективности, сфера охвата, циклы аудита эффективности, возможные последствия применения, выбор тем и объектов, планирование предмета и объекта аудита эффективности, подготовка программы аудита, определение критериев и показателей оценки эффективности, этапы проведения аудита эффективности, методы проведения, процесс проведения аудита эффективности, подготовка заключения по результатам аудита, подготовка рекомендаций и отчета по итогам аудита эффективности.

Предложен алгоритм действий при планировании и проведении аудита эффективности использования бюджетных средств с целью внедрения аудита эффективности использования бюджетных средств в практическую деятельность контрольно-счетных органов.

Приведем перечень оценки показателей и критериев эффективности использования бюджетных средств при аудите эффективности в табл. 1.

Таблица 1 — Перечень оценки показателей и критериев эффективности использования бюджетных средств

Объекты контроля Критерии эффективности Показатели эффективности (неэффективности)

Распределение бюджетных средств. Полнота и отсутствие избыточности в распределении бюджетных средств Отсутствие задержек в распределении бюджетных средств и срок задержки. Отсутствие, наличие возвратов в бюджет средств в объеме, превышающем лимиты бюджетных обязательств.

Использование (временное) бюджетных средств Полнота и отсутствие избыточности в использовании бюджетных средств Отсутствие, наличие бюджетных средств без движения (сумма средств и срок нахождения); упущенная выгода, связанная с не размещением средств в кредитных организациях, не предоставлением кредитов — проценты, которые могли бы быть получены, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Сохранность государственных средств Отсутствие, наличие несвоевременного перечисления бюджетных средств в следствии временного размещения средств (сумма средств и срок задержки).

Реализация программ бюджета Достижение целей программы Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат

Степень достижения требуемого (заданного) результата Объемы требуемых (запланированных) результатов. Объем невыполненных результатов. Доля (%) выполнения плановых показателей

Соответствие затрат полученным результатам Сэкономленные результаты Объем излишне затраченных средств

Полнота и своевременность использования средств Отсутствие, наличие задержек распределения средств бюджета. Отсутствие, наличие нахождения бюджетных средств без движения на счетах.

Капитальные вложения бюджетных средств Достижение результата Окончательный этап работ: строительных, НИР, НИОКР и т.д. Оценки степени соответствия запланированному уровню затрат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответствие затрат полученным результатам Сэкономленные результаты. Объем излишне затраченных средств

Полнота и своевременность использования средств Отсутствие, наличие задержек распределения средств бюджета Отсутствие, наличие нахождения бюджетных средств без движения на счетах

Текущее расходование бюджетных средств Получение результатов требуемого качества Соответствие приобретенной продукции и услуг установленным требованиям качества и безопасности, возможность их использования

Соответствие затрат полученным результатам Сэкономленные результаты. Объем излишне затраченных средств.

Полнота и своевременность использования средств Отсутствие, наличие задержек распределения средств бюджета. Отсутствие, наличие нахождения бюджетных средств без движения на счетах.

Предложена система оценки показателей и критериев эффективности использования бюджетных средств, которые могут быть использованы в целях проведения аудита эффективности.

Представленный алгоритм расчета критериев оценки эффективности деятельности государственных учреждений, показал, что их показатели следует объединить в отчет о результатах деятельности государственного учреждения и обобщить в части сведений об учреждении; целевых показателей оценки эффективности деятельности государственного учреждения по предоставлению государственных услуг, качества услуг и финансового менеджмента; расчетной формы по оценке эффективности реализации государственного задания и с помощью балльной системы определить результаты деятельности государственного учреждения по предоставлению государственных услуг (выполнению) работ, качества услуг и финансового менеджмента.

Таким образом, предложена система оценки эффективности деятельности государственных учреждений, определяющаяся с использованием бально-рейтингового метода, что позволяет производить сравнение деятельности различных государственных учреждений.

Завершающим этапом аудита эффективности является формирование отчетао результатах его проведения, который включает пять основных элементов: введение; цели аудита; охват аудита и методология; выводы аудита и рекомендации (организация и управление, финансовое управление, процедура закупок и управление контрактами, строительство и работы, управление активами, мониторинг ио-ценка, соблюдение условий финансовых / грантовых соглашений, окружающая среда, устойчивость, общая оценка); заключение.

Рассмотрим структуру отчета о проведении аудита эффективности использования бюджетных средств. В ведении должно включатся краткое описаниепредмета аудита и его отношение к общей деятельности проверяемого объекта. Вслучае необходимости, данный раздел может включать статистические данные стем, чтобы читатель мог получить общую информацию по проверяемой теме.

Далее должны быть представлены и описаны конкретные области: Обоснование деятельности и ее связи с другими программам. Утвержденные документы, конкретные инструкции, если таковые имеются, и т.д. (например, финансовыесоглашения). Период деятельности. Описании деятельности. Цели мероприятия иожидаемые результаты, как это предусмотрено в программных документах, краткая информация о достижении целей и полученных результатах. Стоимость деятельности и источники финансирования. Основные данные по годам (распределение ресурсов, финансирование, фактические расходы). Прогресс (как в количественном и качественном отношении) в соответствии с программными документамии утвержденными планами.

Подробная информация об изменениях. Анализ основных выводов финальных отчетов завершенных проектов и других отчетов одея-тельности, аудиторских отчетов аудит.

Далее описывается цель аудита, которая должна быть конкретная и определена до начала проведения аудита.

Главными целями аудита являются:

Анализ соответствия фактического исполнения проекта поставленным задачам.

Оценка того, насколько управление проектом осуществляется с учетом экономичности, продуктивности и результативности.

Анализ соблюдения проектом утвержденных правил и процедур.

В разделе «Охват аудита и методология» следует указать период охвата, географию и любую другую информацию, которая определяет сферу работы аудитора. Раздел также должен включать описание методология, например, изучение документов, полевые исследования, интервью, фокус группы, исследование рынка и т. д.

В разделе «Выводы аудита и рекомендации» заключение должно быть данопо разделам, охватывающим основные компоненты программы. Каждое заключение должно включать обсуждение условий, причин, критериев и воздействия.

В подразделе «Организация и управление» описывается процесс управления, механизм координации, информационная система, процедура найма и потенциалруководителей и персонала. Следующие подразделы отражают потенциальныетемы, на которые можно обратить особое внимание: изучение структуры организации; частая смена ключевых сотрудников, включая директора проекта или программы; квалификация и опыт персонала; процедура отбора ключевого персонала; должностные обязанности; обучение и повышение потенциала; определениепотребностей в обучении штата; качество и периодичность рабочих планов; механизм оценки персонала и поощрения; информационная стратегия и план; назначение внутреннего аудитора и описание отчета внутреннего аудита; информационная система, используемая организацией.

В итоге в подразделе «Общая оценка» должны быть изложены все основные элементы, указывающие на то, что все мероприятия программы выполнены. Также должны быть указаны риски программы.

Релевантности: Аудит программы был проведен в рамках утвержденного плана.

Эффективность: Достижение физических результатов, финансоваядеятельность, вероятность достижения результатов проекта, ведущих к достижению целей проекта со ссылкой на первоначально поставленные цели.

Результативность: Перерасход средств и задержка хода реализациипроекта, своевременное представления бюджета, своевременное осуществлениезакупок.

Экономичность: Закупки товаров и услуг на конкурентной основеспособным, правильное

соотношение «цена - качество» (технические спецификации, тендерные процедуры, своевременная доставка и т.д.).

Продуктивность: Использование различных мер производительностии показателей для оценки эффективности организации. Были ли успешно достигнуты желаемые результаты, цели и задачи.

Соответствие законодательству. Несоблюдения действующих норми правил. Основные случаи несоблюдения.

В заключении описываются проблемы, которые мешают или могут помешать достижению намеченных целей и извлеченные уроки: общие выводы, какположительные, так и отрицательные, вытекающие из обзора. Выводы должнывключать процессы и методы управ-

ления, способствующие успешной реализа-циипрограммы или которые могут быть примером успешной реализации для подобных программ.

Предлженная форма отчета о проведении аудита эффективности использования бюджетных средств, позволит регламентировать процесс составления отчета по результатам аудита эффективности, отразить достижения поставленной цели аудита эффективности, отразитьвсе установленные факты, которые мешают или могут помешать достижению намеченных целей, а также изложить предложения способствующие успешной реализации программы или которые могут быть примером успешной реализации для подобных программ.

Литература

1. Агапцов С. А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства // Финансовый контроль. 2014. С. 16.

2. Иванова Е. И., Мельник М. В., Шлейни-ков В. И. Аудит эффективности в рыночной экономике: учебное пособие / под ред. С. И. Гайдаржи. М. : КНОРУС, 2007.

3. Степашин С. В. Внедрение аудита эффективности использования государственных средств в практику деятельности контрольно-счетных органов РФ : учеб.-практ. пособие. М. : АКСОР, 2006. С. 324.

4. Скляров И. Ю. [и др.] Аудит эффективности : практикум для магистров направления 080100 «Экономика», программа «Аудит и контроль бизнеса». Ставрополь, 2014. С. 88.

5. Жуков В. А. Что такое «аудит эффективности» // Президентский контроль. 2004. № 7.

6. Скляров И. Ю. [и др.]. Аудит : учеб. пособие для бакалавров направления «Экономика». Ставрополь, 2013. 268 с.

7. Першин С. А. Модель аудита эффективности // Вопросы экономики и права. 2014. № 6. С. 170-177.

8. Шапорова О. А., Тюхова Е. А. Аудит эффективности как современная форма финансового контроля в бюджетной сфере // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. (приложение «Экономические науки»). С. 5.

9. Скляров И. Ю., Склярова Ю. М. [и др.]. Аудит. Ставрополь, 2014. 364 с.

References

1. Agaptsov S. A. State financial control and budgetary policy of the Russian state // Financial control. 2014. P. 16.

2. Ivanova E. I., Melnik M. V., Chlenikov V. I. Performance audit in the market economy: textbook / under the editorship of S. I. Gaydarzhi. M. : KNORUS, 2007.

3. Stepashin S. V. Introduction of audit of efficiency of use of public funds in the practices of control and accounts bodies of the Russian Federation : textbook.-practical. allowance. M. : AXOR, 2006. P. 324

4. Sklyarov I. Yu. [and others]. Performance audit : workshop for masters direction 080100 «Economics», program «Audit and control of the business». Stavropol, 2014. P. 88.

5. Zhukov V. A. What is a «performance audit» // Presidential the control. 2004. № 7.

6. Sklyarov I. Yu. [et al.]. Audit : proc. allowance for bachelors in Economics. Stavropol, 2013. 268 p.

7. Pershin, S. A. Model of audit efficiency // Problems of economics and law. 2014. № 6. P. 170-177.

8. Shaporova O. A., Tuhova E. A. Performance audit as a modern form of financial control in the public sector // Modern problems of science and education . 2011. № 6. (Annex «Economic science»). P. 5.

9. Sklyarov I. Yu., Sklyarova Yu. M. [and others]. Audit. Stavropol, 2014. 364 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.