Научная статья на тему 'Аудиовизуальные технологии в музыкально- исторической подготовке студентов'

Аудиовизуальные технологии в музыкально- исторической подготовке студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величко Юлия Викторовна

В статье анализируется процесс внедрения современных аудиовизуальных технологий в музыкально-историческую подготовку студентов-бакалавров; раскрывается образовательный потенциал компьютерного тренажера в музыкально-исторической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудиовизуальные технологии в музыкально- исторической подготовке студентов»

УДК 378 (045)

Величко Юлия Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования

Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева

[email protected] Yuliya V. Velichko

candidate of pedagogical sciences,

assistant professor of music education State Pedagogical Institute

named after M. E. Evsevyev

[email protected]

Аудиовизуальные технологии в музыкально-исторической подготовке студентов1

Audiovisual technologies in the music history of preparing students

Аннотация. В статье анализируется процесс внедрения современных аудиовизуальных технологий в музыкально-историческую подготовку студентов-бакалавров; раскрывается образовательный потенциал компьютерного тренажера в музыкально-исторической практике.

Ключевые слова: аудиовизуальные технологии, музыкально-историческая подготовка, компьютерный тренажер.

Annotation. The article analyzes the process of introducing modern audiovisual technologies in music history is the training of bachelors; disclosed educational potential of computer trainer in a musical-historical practice.

Key words: audiovisual technologies, music history training, computer simulator.

Музыкально-историческая подготовка студентов-бакалавров является важным аспектом их профессиональной деятельности. В настоящее время данное направление разрабатывается и внедряется в музыкально-педагогический процесс с опорой на методологию культурологии, философии, истории, социологии, педагогики, психологии, музыкознания, эстетики и других гуманитарных дисциплин.

Так, интеграция теории культуры и искусства (Л. А. Рапацкая) отразилась в культурологическом подходе, составляющем на сегодняшний момент центральную идею музыкально-исторической подготовки музыканта. Он направлен на освоение целостности художественной культуры мира в

1 Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».

определенную историческую эпоху, выявление закономерностей, сущности и особенностей развития музыкального искусства, включенного в широкий контекст культуры [9].

В рамках культурологического подхода музыкально-образовательный процесс направлен на создание условий для формирования нравственно -целостной личности как субъекта культуры, для реализации ее потенциальных возможностей при взаимодействии с музыкальной культурой, мыслящейся неотъемлемой составляющей общечеловеческой культуры.

На этой основе к изучению дисциплин музыкально-исторической подготовки также привлекаются межнаучные связи, определяющиеся как «опора на систему понятий из различных гуманитарных наук, их осознание как универсальных в овладении методами этих наук с целью системного изучения музыки как части культуры» [6, с. 66]. Важной задачей музыкально-исторической подготовки в данном контексте становится формирование интегративных знаний, которые усиливают интегративные качества процесса образования в целом и способствуют «повышению его результативности через активизацию внутренних и внешних связей ... компонентов обучения содержательного, деятельностного, организационного и иного характера» [15, с. 273].

Интегративные знания - музыкально-теоретические, музыкально-исторические, общехудожественные - обеспечивают в содержательном плане интонационно-стилевое постижение музыкального искусства, поиск общих художественных принципов стиля той или иной эпохи, их проявления в творчестве композитора. Основная цель музыкально-исторической подготовки при этом мыслится как формирование у бакалавров музыкального профиля целостных представлений об истории мировой музыкальной культуры в соответствии с традициями западноевропейской музыки, отечественного музыкального искусства и региональных традиций музыкальных культур народов мира.

Взгляд на музыкально-историческое направление подготовки профессионала в контексте новых образовательных реалий неизбежно приводит к значительному увеличению объема информации и, естественно, к необходимости на диалогической основе (идеи концепции С. Библера «Школа диалога культур») осваивать пласт интегративных знаний различных гуманитарных дисциплин, что усложняет процесс музыкального образования для студентов, не привыкших мыслить интегративными категориями.

Для решения этих проблем в современном высшем музыкально-педагогическом образовании постепенно складываются новые процессуальные направления к организации профессионального обучения, «предполагающие способность педагога осваивать новое содержание музыкального образования, овладевать инновационными технологиями, внедрять такие методы воспитания и обучения, которые учитывали бы социальные и культурные изменения, характерные для России XXI века» [5, с. 154].

В частности, в качестве такого направления музыкально-педагогической деятельности выступает информационное, которое, наряду с педагогической и

музыкальной сферой будущего педагога-музыканта, становится важнейшей составляющей его универсальной профессиональной компетентности.

Реализация информационного направления профессиональной, в том числе музыкально-исторической подготовки, в содержательном, технологическом и методическом аспектах предполагает освоение и использование современных информационных технологий как средства интенсивного погружения студентов в музыкально-образную ценностную сферу музыкального искусства, решает задачу интенсификации музыкально-исторического обучения и развития нового интегративного мышления у бакалавров.

Информационное обеспечение и функционирование любой современной учебной дисциплины в вузе актуализируется глобальным развитием информационного общества, где «информация и знания умножаются в едином информационном пространстве, а главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знание» [10, с. 65].

В настоящее время «информация и знания» варьируются в медиакультуре, особенно культуре аудиовизуальной, которая всецело определяет специфику культурных и образовательных контактов личности и музыкальной культуры. В данном контексте современные исследователи отмечают, что использование информационных технологий в образовательном процессе «не только отвечает нуждам современной педагогики в развитии личности, но и расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися и студентами» [4, с. 295].

Информационные технологии также становятся неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки музыканта в связи с тем, что в медиатизированном пространстве современности музыкальное искусство существует в сфере аудиовизуального языка и является сложным синтетическим процессом, основанным на интеграции, внешнем и внутреннем взаимодействии художественных образов пространственных и временных видов искусств в их структурно-содержательном единстве.

Значительное количество художественного материала, осваиваемого обучаемыми, представляется в рамках музыкально-исторической подготовки в аудиовизуальном электронном формате, в жанрах аудиовизуальной транскрипции, то есть самостоятельной, экранной постановки, оригинальной экранной интерпретации, переложения содержания музыки на язык экранного изображения. Также в жанре «экранной музыки (телемузыка, киномузыка), нового рода музыки, где содержание и форма подчинены логике самостоятельного экранного драматургического развития» [3, с. 183].

Примерами функционирования музыкального искусства в аудиовизуальном пространстве являются кино- и телеоперы, кино- и телебалеты, телевизионные музыкально-литературные композиции и др.

Инструментальная музыка также звучит на занятиях по музыкально-исторической подготовке не только в аудио-, но и в аудиовизуальных интерпретациях (отрывки видеоконцертов индивидуальных исполнителей, оркестров и др.). В связи с этим у студентов должны быть сформированы специальные компетенции, предполагающие, с одной стороны, владение

студентами системой знаний по истории и теории музыки, с другой стороны, наличие способности в области аудиовизуального восприятия музыкальных произведений и готовность использовать аудио- и видеопособия, кино- и телефильмы в музыкально-педагогическом процессе, в том числе в процессе самообразования.

Поэтому внедрение аудиовизуальных технологий, входящих в структуру инновационных средств музыкального обучения студентов, в настоящее время является закономерным и своевременным.

Аудиовизуальные технологии в широком смысле выступают как технические информационные средства, где осмысленно объединены звук и изображение.

К ним относятся различного вида компьютерные программы: презентативные, тренажерные, справочные, креативные, использующие звук и изображение. Программы, функционирующие в мультимедийной среде (видеолекции, программы быстрых сообщений, чат взаимодействия между обучаемым и преподавателем). Информационные образовательные ресурсы, в том числе цифровые (электронные) образовательные ресурсы. В структуру аудиовизуальных технологий также входят информационные источники сложной структуры (ИИСС). К таким источникам относятся, например, электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), «представляющие собой систему, в которую интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также набор методических средств и материалов, поддерживающих учебный процесс» и ряд других [7, с. 34].

Перечисленные виды аудиовизуальных технологий могут использоваться комплексно и реализовывать несколько направлений музыкально-исторического обучения студентов. В частности, в исследованиях по проблемам компьютерного образования отмечается, что данные технологии «позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых», что в целом обеспечивает процесс интенсификации обучения в рамках музыкально-исторической подготовки [13, с. 24; 2].

С другой стороны, аудиовизуальные технологии могут быть направлены на развитие ценностных ориентаций личности в эмоционально-интеллектуальном взаимодействии с аудиовизуальной музыкальной информацией различной по жанровым и видовым характеристикам, также аудиовизуального музыкального восприятия и других компонентов аудиовизуальной культуры специалиста, как важного элемента его универсальной профессиональной компетентности.

Рассмотрим один из видов аудиовизуальных технологий, который в практическом плане способен решить образовательные, развивающие и ценностные задачи обучения в рамках музыкально-исторической подготовки студентов-бакалавров музыкального профиля - компьютерный тренажер. Он может быть использован в педагогическом процессе как самостоятельный

программный продукт, а также как структурный блок в системе информационных источников сложной структуры. Компьютерные тренажеры обеспечивают функцию организации учебной практики обучаемого, способствуют формированию ряда его профессиональных и специальных компетенций.

В практике реализации музыкально-исторической подготовки бакалавров музыкального профиля могут быть использованы различные виды тренажерных программ (линейный, прогрессирующий и игровой). В большей степени отработанными в музыкальном обучении, как правило, являются линейные тренажеры, которые в настоящее время создаются в электронной оболочке по стандарту SCORM. В структуру тренажера входит несколько разделов: scorm вопросы, вопрос верно-неверно, вопрос с выбором ответа, вставка пропущенного слова, галерея изображений, задание, множественный выбор, план занятия, цель занятия, простой текст и другие.

Так, например, в раздел «вопрос с выбором правильного варианта ответа» могут быть загружены контролирующие вопросы и задания, которые требуют два, три и большее число ответов. Второй раздел - «подсказка» -позволяет учащимся обратиться к ссылке на учебную литературу, содержащую необходимую учебную информацию, благодаря которой они смогут ответить на поставленный вопрос. Также в «подсказке» могут быть расположены изобразительные материалы, музыкальные файлы, видеолекции, нотные тексты и др. Третий раздел - «вариант ответа» - предполагает выбор правильного ответа. При активизации варианта ответа обучающимся в тренажере высвечивается окно «правильно» или «неправильно», если ответ дан неверно, то студенты обращаются к разделу «подсказка» [2, с. 70]. Приведем пример некоторых разделов сценария тренажера по теме «Александр Николаевич Скрябин: характеристика творчества» (учебная дисциплина «Музыкально-историческая подготовка», модуль «История русской музыки: от XIX - к XX веку»).

Раздел «План занятия»

1. Периодизация творческого пути.

2. Основные жанры творчества.

3. Сочинения для фортепиано.

4. Симфоническая музыка.

5. «Поэма экстаза».

6. «Прометей. Поэма огня».

7. Литература, материалы интернет-сайтов.

Раздел «Материал для размышления. Цитаты и высказывания о творчестве А.Н. Скрябина выдающихся персоналий истории» на сайте http://www.scriabin.ru/citations.html:

«Скрябин чрезвычайно обогатил русскую музыку. Фортепианная камерная литература обязана ему не только ярким претворением шопено-листовской культуры, но и колоссальными открытиями в области новых гармоническо-тембровых и орнаментально-мелодических интонаций, благодаря

чему стало возможным воплощение интимнейших и изысканнейших душевных переживаний...» (Б. В. Асафьев) [11].

«Музыка его грандиозного размаха. Эта музыка представляет собой отражение нашей революционной эпохи в темпераменте и миросозерцании идеалиста-мистика» (Г. В. Плеханов) [11].

«Мистика Скрябина - одна из страниц той книги, другие страницы которой называются Бальмонтом, Вячеславом Ивановым, Мережковским, Гиппиус, Бердяевым, Булгаковым ...» (Л. П. Сабанеев) [11].

Раздел «Вопрос»

Для позднего периода творчества композитора А. Н. Скрябина характерно .

Раздел «Варианты ответов»:

а) обращение к лирико-драматической сфере музыки, с оттенком утонченности и интимности;

б) обращение к мрачным, сурово-трагическим образам, с приближением к характеру мистического священнодействия;

в) обращение к масштабным художественно-философским концепциям, характеризующимся полным господством главной романтико-утопической идеи композитора;

г) обращение к эпическим образам.

Раздел «Вопрос»

Главная идея симфонической музыки А. Н. Скрябина «Поэма экстаза».

Раздел «Варианты ответов»:

а) движение от «высшей утонченности» к «высшей грандиозности»;

б) идея единения разных искусств во всеобъемлющей «Мистерии»;

в) идея обличения корысти и властолюбия;

г) идея единения восточной и русской культуры.

Раздел «Подсказка»:

1. Обратитесь к единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (собрание цифровых ресурсов, включающее предметные и тематические коллекции, объединенные единой системой описания ресурсов и единой поисковой системой) на сайте: Цифровые образовательные ресурсы [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/

Технология поиска необходимой информации: в разделе «Коллекции», располагающемся на основной ленте сайта, активизируйте «музыка», далее «русская классическая музыка», далее «Скрябин А. Н.», далее «биография автора», далее «Поэма экстаза», соч. 54 (одночастная), далее формат, активизация документа htm и т. д., в зависимости от содержания вопроса.

2. Просмотрите материалы по одному из вопросов плана занятия «Симфоническая музыка А. Н. Скрябина. «Поэма экстаза (1907)».

История создания: В феврале 1904 года Скрябин с семьей поселился в Швейцарии, в местечке Вене на берегу Женевского озера. Здесь, вместе с окончанием Третьей симфонии, он работает над первыми набросками «Поэмы экстаза». [14].

Фрагменты из поэмы: «Дух,

Жаждой жизни окрыленный,

Увлекается в полет

На высоты отрицанья.

Там в лучах его мечты

Возникает мир волшебный

Дивных образов и чувств...» [14].

3. Обратитесь к материалам сайта : Видеоресурсы. А. Н. Скрябин - жизнь и творчество [Электронный ресурс] // Интернет-сайт. Классика он-лайн -Режим доступа : http://classic-online.ru/ru/production/2119

4. Музыка «Поэмы экстаза»:

Форма: одночастная (сонатная структура).

Последовательность тем: тема томления, тема воли, тема мечты, тема полета, тема возникших творений, тема наслаждения, тема тревоги, тема воли, тема самоутверждения.

5. Обратитесь к материалам сайта Михайлова Л. Е. Философское мировоззрение А. Н. Скрябина http : //www.ceninauku.ru/page 15491.htm

Попробуйте на основе положений философии композитора вывести и объяснить главную идею симфонической музыки А. Н. Скрябина «Поэма экстаза», «Поэма огня»:

а) «основу философии А. Н. Скрябина представляет достаточно развитая онтология, которая включает в себя философскую концепцию космоса как развивающейся духовной реальности. Ключевым моментом философии Скрябина является его теория эволюции Вселенной, созданная под влиянием работ Гегеля..»;

б) «центральной темой философии Скрябина является проблема творчества. Феномен творчества носит для философии Скрябина основополагающий характер. Это центральный узел мировоззрения мыслителя, связывающий воедино все его размышления. Этот круг идей складывается под влиянием воззрений И. Г.Фихте, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В поисках смысла творчества мыслитель приходит к выводу, что целью творческого процесса должно являться «идеальное произведение искусства». [8].

Таким образом, в оболочку тренажерных программ можно поместить образовательные материалы различных жанров (отрывки из литературных произведений, научных текстов из разных областей гуманитарного знания, музыку для прослушивания и подготовки к музыкальным викторинам, художественные кинофильмы, нотные тексты в формате «Finale» и других нотных редакторов, репродукции картин и художественные фотографии, презентации и т. д.) и применять цвет, графику, звук, что позволяет моделировать различные ситуации и среды, формировать целостное, интегрированное представление об истории музыкальной культуры и искусства у обучающегося, а также обеспечить процесс интеграции гуманитарных наук в музыкально-историческую практику и быстрое и грамотное решение профессиональных задач в процессе музыкально-исторической подготовки.

Резюмируя сказанное, отметим, что использование современных аудиовизуальных технологий расширяет возможности формирования интегративного мышления у студентов-бакалавров, обеспечивает объективную диагностику и оценку интеллектуальных возможностей обучаемых, индивидуализацию обучения, а также реализацию музыкально-исторической подготовки бакалавров музыкального профиля в рамках новых требований к методологическим, научно-теоретическим и технологическим основам музыкально-педагогического образования.

Литература:

1. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячилетия) / В. П. Беспалько. - М.: МПСИ, 2002. -215 с.

2. Величко, Ю. В. Использование аудиовизуальных технологий в музыкально-исторической подготовке студентов педагогического вуза / Ю. В. Величко // Развитие инновационного потенциала высшего музыкально-педагогического образования в системе непрерывного музыкального образования : монография / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. И. С. Кобозевой.

- Глава V. - Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. - С. 62-78.

3. Каган, М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган. - Санкт-Петербург: « Ut», 1996. - 232 c.

4. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2005. - 448 с.

5. Кобозева, И. С. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта как средство обеспечения качества непрерывного образования / И. С. Кобозева // Ярославский педагогический вестник. - 2013. -№ 4. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 154-159.

6. Круглова, М. Г. Межнаучные связи как условие музыкально-исторической подготовки студентов / М. Г. Круглова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2013. - № 3. - С. 64-68.

7. Мерлина, Н. И. Электронный УМК и его роль в организации самостоятельной работы студентов / Н. И. Мерлина, М. А. Ситникова // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. - 2013. -№ 1. - С. 33-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Михайлова, Л. Е. Философское мировоззрение Александра Николаевича Скрябина [Электронный ресурс] / Л. Е. Михайлова // Интернет-сайт : Наука .

- Режим доступа : http://www.ceninauku.ru/page 15491.htm.

9. Рапацкая, Л. А. История русской музыки: от древней Руси до «Серебряного века» : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Л. А. Рапацкая. - М. : Владос, 2013. - 384 с.

10. Родина, Е. Н. Информационное общество в рамках синергетической парадигмы / Е. Н. Родина, Н. М. Сюсина //Гуманитарные науки и образование : научно-методический журнал. - 2013. - № 2. - С. 64-68.

11. Скрябин Александр Николаевич [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: Скрябин. ru. - Режим доступа : http://www.scriabin.ru/citations.html.

12. Стародубцев, В. А. Комплексное применение аудиовизуальных технологий / В. А. Стародубцев, С. А. Горсиев, И. В. Ряшенцев // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - № S (74). - С. 4-11.

13. Царева, М. И. Роль информационных технологий в образовательном процессе / М. И. Царева // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 1. -С. 22-25.

14. Цифровые образовательные ресурсы [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. -Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/

15. Чинякова, Н. И. Учебный концерт: сущность интеграции / Н. И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: всероссийский научный журнал. - 2012. - № 5. - С. 272-276.

Bibliography

1. Bespalko, V. P. Education and training with the participation of computers (education of the third Millennium) / V. P. Bespalko. - M: MPSI, 2002. - 215р.

2. Velichko, J. V. Use of audiovisual technology in music history is the preparation of students ofpedagogical universities / J. V. Velichko // Development of innovation potential of higher music and pedagogical education in the system of continuous music education : monograph /under edition of the doctor of pedagogical Sciences, Professor I. S. Kobozeva. - Chapter V. - Mordovian state pedagogical Institute. - Saransk, 2013. - Р. 62-7S.

3. Kagan, M. S. Music in the world of art / M. S. Kagan. - St. Petersburg: «Ut», 1996. - 232 p.

4. Kirillova, N. V. Media culture: from modern to post-modern / N. V. Kirillova. - M.: Academic project, 2005. - 44S p.

5. Kobozeva, I. S. Formation of professional competence of the teacher-musician as a means of ensuring quality of continuous education / I. S. Kobozeva // Yaroslavl pedagogical Bulletin. - 2013. - №4. - Volume II (Psychological and pedagogical science). - Р. 154-159.

6. Kruglova, M. B. Minutnye communication as a condition of music history of preparing students / M. B. Kruglova // Bulletin of the Moscow state open University. Series «Pedagogy». - 2013. -№ 3. - Р. 64-6S.

7. Merlina, N. I. Electronic UMK and its role in the organization of independent work of students / N. I. Merlin, M. A. Sitnikov // Humanities and education: scientific-methodical magazine. - 2013. - № 1. - Р. 33-37.

S. Mikhailova, L. E. Philosophical worldview Alexander Nikolayevich Scriabin [Electronic resource] / L. E. Mikhailova // Internet-site: Science. - Mode of access: http://www. ceninauku.ru/page 15491.htm.

9. Repecka, L. A. History of Russian music, from ancient Russia to the «Silver age» : teaching aid for students of pedagogical universities / L. A. Repecka. - M : Vlados, 2013. - 3S4 p.

10. Rodina, E. N. Information society in synergetic paradigm / E. N. Rodina, N. M. Sucina // Humanities and education : scientific-methodical magazine. - 2013. -№ 2. - P. 64-6S.

11. Scriabin Alexander Nikolayevich [Electronic resource] // Internet-site: Skryabin.ru. - Mode of access: http://www.scriabin.ru/citations.html.

12. Starodubtsev, V. A. Complex use of audiovisual technology / V. A. Starodubtsev, S. A. Garsiev, I. V. Ryashentsev // Distance and virtual education. -2013. - № 8 (74). - P. 4-11.

13. Tsareva, M. I. Role of information technologies in the educational process / M. I. Tsarev // Humanities and education. - 2011. - № 1. - P. 22-25.

14. Digital educational resources [Electronic resource] // Internet-website of the unified collection of digital educational resources. - Mode of access: http://school-collection.edu.ru/

15. Chinyakova, N. I. Training concert: the essence of integration / N. I. Chinyakova // Humanitarian, socio-economic and the social Sciences: the all-Russian scientific journal. - 2012. - № 5. - P. 272-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.