Научная статья на тему 'Аудиовизуальные средства социальной рекламы как педагогические условия подготовки специалистов по рекламе'

Аудиовизуальные средства социальной рекламы как педагогические условия подготовки специалистов по рекламе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / AUDIOVISUAL MEANS / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / SOCIAL ADVERTISING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шершукова Елена Владимировна

Педагогическими условиями будут выступать качественные характеристики основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающие основные требования к организации деятельности. «Социальная реклама» могла бы показать, как необходимо социуму ориентировать в общественно-социальных, политических и культурных проблемах, а также привлечь внимание к морально-нравственным ценностям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As pedagogical conditions reflecting basic requirements to the activity organization will act in the form of the qualitative characteristic of major factors, processes and the phenomena of the educational environment. «Social advertising» could show, how it is necessary for society to focus in socially-social, political and cultural problems, and also to draw attention to moral values

Текст научной работы на тему «Аудиовизуальные средства социальной рекламы как педагогические условия подготовки специалистов по рекламе»

Е. В. Шершукова

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕКЛАМЕ

Педагогическими условиями будут выступать качественные характеристики основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающие основные требования к организации деятельности. «Социальная реклама» могла бы показать, как необходимо социуму ориентировать в общественно-социальных, политических и культурных проблемах, а также привлечь внимание к морально-нравственным ценностям. Ключевые слова: образование в сфере культуры, аудиовизуальные средства, социальная реклама, педагогические условия.

As pedagogical conditions reflecting basic requirements to the activity organization will act in the form of the qualitative characteristic of major factors, processes and the phenomena of the educational environment. «Social advertising» could show, how it is necessary for society to focus in socially-social, political and cultural problems, and also to draw attention to moral values. Keywords: liberal education, audiovisual means, social advertising, pedagogical conditions.

Вслед за пониманием того, что реклама- это двигатель торговли, благодаря эволюционированию взглядов на экономические и общественные отношения, пришло понимание того, что реклама может и должна транслировать еще и какие-то ценности. Так появилась «социальная реклама». Надо сказать, что термин «социальная реклама» применяется именно в России, тогда как во всем мире ему соответствуют понятия «некоммерческая» и «общественная» реклама. Такая «... реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление» (5, с. 25). Этим активно пользуются различные общественные и благотворительные организации, церкви, школы, университеты, больницы и прочие некоммерческие институты. Кроме того, существует также реклама ассоциаций (трудовых союзов, профессиональных организаций, торговых и гражданский ассоциаций). Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе.

Система учебного процесса в вузах культуры и искусств представляет собой единство всех структурных и функциональных составляющих учебный процесс высшей школы, в котором предмет «Социальная реклама» выполняет важную роль-предоставляет будущим специалистам знания о методах и способах ориентирования социума в общественно-социальных, политических и культурных проблемах, а также привлечения внимания к морально-нравственным ценностям.

Этимология понятия «условия» позволяет трактовать его, с одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо и, с другой, как обстановку, в которой что-либо осуществляется (4). С позиций философии данный термин отражает отношение предмета (явления) к окружающим явлениям, процессам. Педагогическими условиями в данном случае будут выступать качественные характеристики основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающие основные требования к организации деятельности (1). Рассмотрением данной проблемы занимались такие учёные, как Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. М. Столяренко, Т. Н. Черняева и др.

Подход к решению социальных проблем с помощью символов, образов, знаков, мифов становится важным аргументом для совершенствования восприятия общественности, в том числе студентов вузов. Одной из важнейших проблем в подготовке специалистов по рекламе высшего звена является недостаточно развитое

Образование в сфере культуры

у студентов воображение и мышление, способность видеть, анализировать и понимать зрительный образ. Использование аудиовизуальных средств социальной рекламы в образовательном процессе позволяет развивать зрительные анализаторы, восприятие, воображение, мышление и др.

Современные аудиовизуальные средства представляют собой видеоролики, которые могут делиться на две категории. К первым, относятся ролики, заказанные различными государственными структурами: Налоговой инспекцией, Минздравом, ГИБДД и т.д. В данной рекламе закладывается правильный образ жизни, напоминают о вреде курения и употребления наркотиков, о пользе вовремя платить налоги, не пить за рулем и о многом другом. Ко вторым относятся ролики, снятые по заказу негосударственных общественных организаций, например Гринпис, который занимается защитой животных во всем мире.

Сегодня социальную рекламу можно рассматривать как способ распространения духовных, нравственных, эстетических, социальных ценностей, способ обеспечения полной, доступной и достоверной информации о последствиях вредных привычек. Другими словами, социальная реклама основной своей задачей ставит довести до сознания общественности социальные проблемы, а также призывать к решению, то есть постараться пересмотреть свои взгляды на те или иные вредные привычки, используя при этом рекламный канал коммуникации.

Данный вопрос находит отражение в зарубежных исследованиях: К. Бове, У. Аренса, Дж. Бернета, С. Мориарти, Ф. Котлера и др.

Среди российских авторов, которые в своих исследования уделяют много внимания социальной рекламе, а также исследуют специфику этого понятия, можно выделить М. И. Пискунову, В. В. Ученову, Н. В. Старых, О. О. Савельеву, Л. Н. Федотову, Г. Николайшвили и др.

Обратимся к краткому этимологическому и историко-культурному анализу понятий «реклама» и «рекламная деятельность».

Слово «реклама» происходит от латинского reclamo (reclamare) - возобновлять крик, снова кричать, звать, громко возражать (6, с. 28). Его латинское происхождение подтверждают первые документы письменной истории человечества. При раскопках на территории стран Средиземноморья археологи нашли вывески, извещающие о различных событиях и предложениях. Римляне расписывали стены объявлениями о гладиаторских боях, а финикийцы разрисовывали скалы по маршруту различных шествий, всячески превознося в этих росписях свои товары. Можно отметить, что истоки «проторекламы» нередко усматривают еще в доклассовых обществах и связывают с возникновением феномена самопрезентации: расширение коммуникационного поля человека первобытной культуры обусловило необходимость демонстративного представления его физических и социальных качеств. Это облегчало идентификацию человека не только в контактах с членами его племени, но и при встрече с представителями других племен, а далее оказывало определенное влияние на их поведение» (2).

Следовательно, базовые принципы визуализации были заложены на подсознательном уровне и отражали полноправную действительность окружающего мира. Всем известно, что у человека существует свое зрительное восприятие, включающие определенные критерии, символы или образы, по которым он ориентируется в любой отображаемой ситуации и пространстве в целом. Это необходимо также для распознавания различных моделей поведения, чтобы люди могли с помощью визуальной информации вести полноценный образ жизни.

Как пишет Г. Николайшвили в своей книге «Социальная реклама: теория и практика»: «социальная реклама — вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям,

ориентированный на актуализацию проблем общества. Предназначение её — гуманизация общества и формирование его нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы — изменение поведенческой модели общества» (3, с. 12).

В ХХ веке в первые годы советской власти социальная реклама была полностью сведена к политике и использовалась в целях пропаганды и мобилизации в Красную Армию, а также сбора средств и пожертвований. Носителями рекламы выступали плакаты. Спустя годы социальная реклама , главным образом, была направлена на пропаганду советского образа жизни и коммунистической идеологии. Коммунистические ценности пытались представить сквозь призму нравственных идеалов общественности. Например, на одном из плакатов изображен В. И. Ленин на трибуне, а сзади его видно солнце. Слоган на плакате гласит: «Владыкой мира будет труд». Он расположен так на плакате, что первые два слова сразу бросаются в глаза. Таким образом, социальный плакат приобретает политический оттенок, где слова «владыка мира» ассоциируются с вождем революции. Следовательно, труд провозглашается главным инструментом, а именно социальной ценностью коммунизма.

В постсоветский период в России о социальной рекламе впервые заговорили в связи с появлением в 1994-1995 годах на всех центральных телеканалах проекта «Позвоните родителям».

Сегодня-по мере развития человеческих отношений в обществе -социальная реклама использует более широкий спектр носителей, а также увеличилась частота госзаказов, а следовательно, ее распространение. Разработка рекламной идеи опирается не только на творческий, креативный подход, но и на продуманную рекламную стратегию, которая позволяет хорошо запоминаться социальной проблеме и наиболее полно представлять потребителю информацию.

На сегодняшний день, в социальной рекламе поднимаются глобальные вопросы, мало уделяя внимания подпроблемам, например, в теме «Безопасности за рулем»: уважения беременных за рулем, ребенка в машине, молодого водителя и т.д.

Подводя итог, необходимо отметить, что, во-первых, социальную рекламу можно считать неотъемлемой частью нашей современной жизни. Её необходимо классифицировать по целевым аудиториям, по воздействию на нее, по охвату распространения, по способу исполнения, по методу воздействия и т.д. Во-вторых, основными преимущества аудиовизуальных средств социальной рекламы являются одновременное визуальное и звуковое воздействие при подготовке специалистов по рекламе, вовлечение студента в демонстрируемое на экране; мгновенность передачи, личностный характер обращения, что дает возможность создания незабываемых образов с помощью различных спецэффектов.

Примечания

1. Бехтенова Е. Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся (на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006.

2. Доронина М. А. Социальная реклама как феномен культурной коммуникации: дис. . канд. социол. наук / М. А. Доронина. - М., 2007. - 203 с.

3. Николайшвили Г. Социальная реклама: теория и практика / Г. Николайшвили.

- М., 2006.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1981. - 816 с.

5. Уэллс У.Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Д. Бернет, С. Мориарти. -СПб., 1999.

9. Web hot: Net marketing surges in Latin America // Advertising Age International.

- 1999. - March 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.