экономические науки
Евменчук Елена Васильевна, Суржиков Виктор Иванович АТТРАКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТИВНО-СОБЫТИЙНОГО ...
УДК 33
АТТРАКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТИВНО-СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА
СУБЪЕКТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
© 2017
Евменчук Елена Васильевна, магистрант кафедры «Туризма и экологии» Суржиков Виктор Иванович, старший преподаватель кафедры «Туризма и экологии» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Высокий интерес к спорту, развитие его инфраструктуры, а также проведение международных соревнований, создают благоприятные условия для развития спортивно-событийного туризма в Российской Федерации. Спортивно-событийный туризм развивает динамичный и активный элемент экономики региона, а также способствует его социальному и экономическому развитию в целом. Региональная принадлежность крупных спортивных мероприятий, местами проведения которых являются конкретные города или дестинации - это актуальный вопрос спортивной и туристской индустрии, который оказывает влияние на акценты, расставляемые в процессе позиционирования территории, создания бренда, узнаваемости и поддержания имиджа в рамках крупных спортивных международных мероприятий. Такие мероприятия становятся «маркой» территорий, работают на улучшение репутации принимающей стороны спортивных соревнований в глазах мирового сообщества и местного населения, если проводятся по самым высоким стандартам качества. В связи с этим, возникает насущная необходимость оценки аттрактивного потенциала спортивно-событийного туризма дестинаций, в данном случае - девяти субъектов Дальневосточного Федерального округа, как региона с приоритетом развития согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации специального вида туризма - спортивно-событийного.
Ключевые слова: спорт, спортивный туризм, спортивная инфраструктура, событие, событийный туризм, потенциал, аттрактивный потенциал, показатели привлекательности, спортивно-событийный туризм, ассоциация спортивно-событийного туризма
ATTRACTIVE POTENTIAL OF SPORTS AND EVENTS OF TOURISM SUBJECTS OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT
© 2017
Evmenchuk Elena Vasilievna, graduate student of the of the chair «Tourism and Ecology» Surzhikov Vktor Ivanovich, senior lecturer of the chair «Tourism and Ecology» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street 41, e-mail: [email protected])
Abstract. High interest in sports, development of its infrastructure, as well as international competitions, create favorable conditions for the development of sports and event tourism in the Russian Federation. Sport-event tourism develops a dynamic and active element of the region's economy, and also contributes to its social and economic development as a whole. The regional affiliation of major sporting events, where specific cities or destinations are located, is an urgent issue in the sports and tourism industry, which influences the accents placed in the process of positioning the territory, creating a brand, recognizing and maintaining the image within the framework of major international sports events. Such events become a "mark" of the territories, they work to improve the reputation of the host of sports competitions in the eyes of the world community and the local population, if conducted according to the highest quality standards. In this regard, there is an urgent need to assess the attractiveness of sports and event tourism destinations, in this case - nine subjects of the Far Eastern Federal District, as a region with a development priority according to the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation, a special kind of tourism - sports event.
Keywords: sports, sports tourism, sports infrastructure, event, event tourism, potential, attractive potential, attractiveness indicators, sports-event tourism, association of sports-event tourism
Событийный туризм представляет собой новое и достаточно динамичное направление, главной особенностью которого является посещение мероприятий (событий) различной направленности. Такие мероприятия могут классифицироваться как по масштабу (международные, национальные, региональные), так и по тематике (культурные, религиозные, спортивные и т.д.). Особым интересом у туристов пользуются спортивные мероприятия. В связи с чем формируется отдельный вид событийного туризма - спортивно-событийный [1].
Симбиоз спорта и туризма - важнейший элемент социально-экономического развития территории, которое осуществляется за счёт инвестиций в туристскую (средства размещения, питания, развлечения) и спортивную инфраструктуру (стадионы, спортивные комплексы). К тому же оба вида деятельности способствуют укреплению взаимопонимания представителей разных культур, развитию толерантности. Учитывая значимость институтов туризма и спорта, а также необходимость развития связей между ними на всех уровнях, в 1999 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Международным Олимпийским Комитетом (МОК) и Всемирной Туристической Организацией (ВТО) [2], ознаменовав начало деятельности по координации взаимодействия двух отраслей на международном уровне. Таким образом, по оценке Коновалова А.В. [3] доля спортивно-событийного туризма в мире ежегодно увеличивается на 1,5%.
Несмотря на очевидные возможности организации спортивно-событийного туризма в Российской Федерации, оценки его потенциала не проводились ни на уровне отдельных субъектов, ни на уровне регионов. В связи с этим в работе была проведена оценка аттрактивного потенциала спортивно-событийного туризма (АПССТ) субъектов ДФО, как региона, занимающего благоприятное рекреационно-географическое положение по отношению к крупному и активно развивающемуся Азиатско-Тихоокеанскому туристско-рекреацион-ному макрорегиону.
Модифицированная методика оценки АПССТ субъектов ДФО предполагает изучение частных потенциалов, формирующих его структуру: потенциал рекреационно-географического положения; потенциал туристской инфраструктуры; потенциал спортивной инфраструктуры. Рекреационно-географическое положение (РГП) является важнейшей предпосылкой развития туризма в регионе, даёт представление о туристских взаимосвязях, о благоприятности развития взаимодействия территорий на уровне туризма [4]. Рекреационно-географическое положение Дальнего Востока очень специфично. Это обусловлено значительными размерами территории, оторванностью от исторического центра страны, при-океаническим положением, неравномерностью транспортной сети, прохождением транзитных путей, наличием сухопутных и морских границ с мировыми лидерами выездного туризма.
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3(20)
127
Евменчук Елена Васильевна, Суржиков Виктор Иванович^^^И АТТРАКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТИВНО-СОБЫТИЙНОГО .
economic sceinces
Туристская инфраструктура - «.. .комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, обеспечивающий нормальный доступ туристов к турресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма [5]».
Спортивная инфраструктура - объекты различной спортивной направленности, среди которых могут быть бассейны, спортивные школы, горнолыжные трассы, крупные спортивные залы, ледовые арены, а также детско-юношеские спортивные школы и спортивно-оздоровительные лагеря.
Для количественной (балльной) оценки каждого из трёх частных потенциалов были выбраны тринадцать показателей (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели интегральной оценки АПССТ
Частные потенциалы Блок показателей Показатели Размерность
Потенциал рекреационно-географического Удалённость от ведущих туристских рынков Расстояние от ведущих туристских рынков Км
Численность населения Количество постоянно проживающих Чел.
Пл ощадь территории Площадь субъекта Км-,
Наличие выхода к го су дар ственной гр анице Количество сухопутных пунктов пропуска Ед.
Транспортная инфр а структур а Общая протяжённость автомобильных и железных дорог к>£
Количество аэропортов ЕД-
Количество морских (речных) портов Ед.
Потенциал туристской инфр а структур ы Объекты развлекательной инфр а структуры Количество объектов культурного досуга {музеи, театры, библиотеки и др.) Ед.
Объекты общественного Количество предприятий общественного Ед.
Коллективные средства размещения Количество отелей,гостиниц, хостелов Ед.
Количество мест в КСР Ед.
Потенциал спортивной инфр а структур ы Объекты спортивной инфр а структур ы Количество объектов спортивной направленности(басс ейны, яхт-клубы, горнолыжные трассы) Ед.
Количество детских спортивно-оздоровительных лагер ей Ед.
В соответствии с полученными данными, по показателю «удалённость от ведущих туристских рынков» наивысший балл получил Приморский край, поскольку субъект расположен максимально близко к основным странам-поставщикам туристов: Республика Корея, Китайская Народная Республика, Япония [6].
Площадь территории свидетельствует о низком потенциале всех регионов, за исключением Республики Саха (Якутия), ввиду колоссально большой площади по сравнению с другими субъектами ДФО. По уровню освоения территории округ делится на две контрастные части: более урбанизированную южную часть, в которую входит Приморский край, юг Хабаровского края, Амурская, Сахалинская области и Еврейская АО, где проживает около 75% населения округа; в менее освоенную часть входят Республика Саха (Якутия), северная часть Хабаровского края, Магаданская область и Камчатский край, Чукотский АО, для которых характерна низкая плотность населения (менее 1 чел. на кв. км.) [7].
Важнейшей проблемой ДФО остаётся слабо развитая транспортная сеть. Плотность железных дорог почти в 4 раза ниже, плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием в 6 раз ниже, чем в среднем по России. В Магаданском крае, на Камчатке, в Чукотском АО железные дороги вообще отсутствуют [8].
Основной транспортной артерией ДФО остаются Транссибирская железнодорожная магистраль, по которой возобновлены туристские маршруты, а также Байкало-Амурская магистраль, которая в настоящее время работает на пределе пропускной способности. По количеству аэропортов лидером в ДФО является-Респу-блика Саха (Якутия), по количеству морских и речных портов - Сахалинская область и Хабаровский край [9]. Общая протяжённость сети автомобильных дорог на Дальнем Востоке, включая ведомственные, составляет 78,3 тыс. км. Плотность автомобильной сети в регионе существенно ниже, чем в целом по России. Абсолютным лидером по протяжённости автомобильных дорог стала Якутия. Да, действительно, сеть автомобильных дорог на территории республики имеет протяжённость свы-
ше 30 тыс. км. Почти 80% дорог с твёрдым покрытием сосредоточено в южной зоне Дальнего Востока и на Сахалине. По этим территориям проходят автомобильные дороги федерального значения «Уссури», «Колыма» и «Амур» [10].
Главные же воздушные гавани, через которые проходит основной поток пассажиров - административные центры субъектов: Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск. Если говорить о морских гаванях, то вдоль побережья Дальнего Востока расположено 32 морских порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а также около 300 гаваней, где имеются пристани и якорные стоянки. Всего в регионе насчитывается около 270 коммерческих предприятий, осуществляющих портовые функции [11].
Наиболее важными портами с круглогодичной навигацией являются (с юга на север): Зарубино, Посьет, Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Магадан, Петропавловск-Камчатский, на Сахалине - Корсаков и Холмск. Основные портовые мощности сосредоточены в Приморском, Хабаровском краях и Сахалинской области [11].
Речной транспорт. При недостаточно развитой авто-и железнодорожной инфраструктуре обеспеченность Дальнего Востока судоходными речными путями в три раза выше среднероссийского уровня. На каждые 10 тыс. км2 территории здесь приходится 31 км речных путей [12].
Одним из главных показателей рекреационно-гео-графического положения является наличие международных границ. В данном аспекте автор рассматривает наиболее перспективный показатель в области международного сотрудничества и туризма - количество пунктов пропуска. По данному показателю максимальный балл присвоен Приморскому краю [13].
Оценка потенциала туристской инфраструктуры позволила определить трёх лидеров: Приморский край, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край. Эти субъекты получили наивысшие баллы по показателям «количество культурно-досуговых объектов», «количество театров», «количество предприятий общественного питания» и «количество коллективных средств размещения». В случае с оценкой потенциала спортивной инфраструктуры ситуация оказалась аналогичной. Лидерами остались те же субъекты по показателям «количество плавательных бассейнов», «количество спортивных залов», «количество стадионов с трибунами», «количество ДЮСШ» [14,15,16].
Полученные абсолютные значения по каждому частному потенциалу были приведены к соизмеримому виду и переведены в ранги по трёх бальной системе. Итоговый расчёт оценки АПССТ субъектов ДФО производился по формуле 1 с использованием весовых коэффициентов:
Pa = p х 0,2) + (P2 х 0,4) + (P3 х 0,4)
(1)
где Ра - аттрактивный потенциал субъекта; Р1 - потенциал рекреационно-географического положения; Р2 - потенциал туристской инфраструктуры; Р3 - потенциал спортивной инфраструктуры; 0,2, 0,4, 0,4 - весовые коэффициенты.
В соответствии с результатами исследования в группу с высоким аттрактивным потенциалом (14,2-18,2 баллов) вошли два субъекта ДФО: Приморский край и Республика Саха (Якутия), в группу со средним потенциалом (10,2-14,2 баллов) - Амурская область и Хабаровский край, в группу с низким потенциалом (6,210,2 баллов) - остальные пять субъектов (таблица 2).
Безусловное лидерство Приморского края в рейтинге субъектов ДФО обусловлено рядом факторов: самое благоприятное рекреационно-географическое положение; значительное количество пунктов пропуска через государственную границу; развитая туристская и спор-
128
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)
экономические науки
Евменчук Елена Васильевна, Суржиков Виктор Иванович АТТРАКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТИВНО-СОБЫТИЙНОГО ...
тивная инфраструктура и другие.
Таблица 2 - Результаты оценки АПССТ субъектов ДФО
Субъект Потенциал рекреационно-географнческого положения Потенциал туристской инфраструктуры Потенциал спортивной инфраструктуры Итоговый показатель, балл
Амурская область 4 4 4 12
Евр ейская АО 1=6 2,4 7
Камчатский край 2Л 2,4 2 6,6
Магаданская область 2,4 2,8 2,4 7,6
Приморский край 4,2 7,2 6,3 18,2
Республика Саха (Якутия) 3,8 б 5,2 15
Сахалинская область 3,8 3,2 2,4 9,4
Ха б ар овский кр ай 3,8 5,6 4,8 14,2
Чукотский АО 2 Л 2 2 б л
Таким образом, для четырёх субъектов ДФО имеющийся потенциал является предпосылками для развития спортивно-событийного туризма. При этом, основная проблема его использования - отсутствие системы государственного регулирования физической культуры, спорта и туризма, которая может быть построена на основе консолидации усилий на уровне Правительства РФ и местных администраций по стимулированию и продвижению спортивно-событийного туризма в региональных программах [17,18,19]. В данном случае представляется возможным создание в Приморском крае, как в регионе с наиболее высоким аттрактивным потенциалом, Ассоциации спортивно-событийного туризма по Дальневосточному Федеральному округу (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема функционирования Ассоциации спортивно-событийного туризма ДФО [20]
Данная организация может быть создана в целях оптимизации исполнения полномочий по подготовке и проведению спортивно-событийных мероприятий федерального и международного масштаба в ДФО. Целью создания Ассоциации должна стать консолидация усилий по развитию спортивно-событийного туризма членов Ассоциации и государственных структур, регулирующих отношения в ССТ. Фирмы и компании, входящие в данную ассоциацию, формируют коллективное мнение о нуждах и потребностях, необходимых для успешного развития спортивно-событийного туризма в округе.
Таким образом, деятельность Ассоциации позволит аккумулировать функционирование деятельности туристической инфраструктуры и функционирование деятельности спортивных организаций, объектов спортивной инфраструктуры в целях эффективного использования потенциала регионов ДФО в контексте развития спортивно-событийного туризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кочергина В.В. Сущность и особенности организации спортивно-событийного туризма / В.В. Кочергина, Е.С. Милинчук // Экономка. Теория и практика. Материалы V международной научно-практической конференции (20 июня 2016 г.). Отв. Ред. Зарайский А.А. - Саратов: Издательство «Академия Бизнеса», 2016. - С. 11-15.
2. Соглашение о сотрудничестве между Международным Олимпийским Комитетом (МОК) и Всемирной Туристической Организацией (ВТО) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЮНВТО. -Режим доступа: - https://wtd.unwto.org
3. Коновалов А.В. Формирование условий развития
спортивно-событийного туризма в регионе: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Коновалов Алексей Васильевич. -СПб., 2007. - 178 с.
4. Сазыкин А.М. Рекреационно-географическое положение Дальневосточных регионов России / А.М. Сазыкин, А.А. Глушко // VII Международная научно-практическая конференция «Туризм и региональное развитие», 03-04 октября 2014 г. - Смоленск: Издательство Универсум (Смоленск), 2014. - С. 148-153.
5. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М.Б. Биржаков. - СПб.: Издат. дом «Герда», 2007. - 576 с.
6. Яндекс карты [Электронный ресурс] // Информационный онлайн - портал. - Режим доступа: -yandex.ru/maps4
7. Регионоведение Дальнего Востока [Электронный ресурс] // Официальный сайт ТОГУ г. Хабаровск. -Режим доступа: http://www.pnu.edu.ru/
8. Демидюк И.С. Развитие туристической сферы на Дальнем Востоке России // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный». - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2017/2256/30322 (дата обращения: 21.05.2017).
9. Данные по ДФО [Электронный ресурс] // Портал Федеральной службы государственной статистики. -Режим доступа: - http://www.gks.ru/
10. Характеристика ДФО [Электронный ресурс] // Информационный онлайн-портал «Геолайк». - Режим доступа: - http://www.geolike.ru
11. Филичева Т.П. Экономика Дальнего Востока: учебное пособие / Т.П. Филичева. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2006. - 76 с.
12. Котельникова В.Е. Транспортная инфраструктура туризма / В.Е. Котельникова // Мир транспорта. - 2012.
- №4. - С. 118-123.
13. Таможенные органы и пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные в регионе деятельности ДВТУ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Дальневосточное таможенное управление. -Режим доступа: http://dvtu.customs.ru/
14. Доклад «Развитие материально-технической базы физической культуры и спорта в 2016-2020 годах» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства физической культуры и спорта РФ. - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/ProektFCP16-20
15. Доклад о развитии туризма в РФ 2016 [Электронный ресурс] // Официальный онлайн-портал Приморского края. - Режим доступа: http://tour.primorsky.ru/
16. Печерица Е.В. Развитие спортивно-событийного туризма в РФ (на примере Южного федерального округа (ЮФО)) / Е.В. Печерица // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014.
- №9. - С. 119-123.
17. Горбачева М.И. Проблемы и перспективы развития туризма на территории ДФО / М.И. Горбачева, А.С. Голобоков // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2015. - №27. - С.121-126.
18. Вань М. Эффективность в спортивно-событийном туризме / М. Вань // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». - 2010. - № 3. - С. 42-50.
19. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 192 с.
20. Коновалов А.В. Оценка социально-экономической эффективности развития спортивно-событийного туризма / А.В. Коновалов [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2007. - №2 (22). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1410
Статья поступила в редакцию 12.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3(20)
129