Научная статья на тему 'АТТРАКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА'

АТТРАКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вузовское образование / информационные технологии / студенты / личностный потенциал / аттракторы цифровизации обучения / university education / information technologies / students / personal potential / attractors of digitalization of learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутенко Елена Николаевна, Шутенко Андрей Иванович, Харченко Иван Евгеньевич

В статье рассматриваются психологические особенности восприятия студентами и преподавателями процесса цифровизации обучения. Выявляются их мнения о возможностях активизации учебной деятельности и развития способностей студентов в этом процессе. Определяя теоретически и выделяя эмпирически круг таких возможностей, авторы предлагают рефлексировать их в концепте аттракторов применения информационных технологий в обучении. Данный концепт означает наличие привлекательных и притягательных преимуществ использования новых информационных технологий, которые способствуют более успешному обучению и развитию личностного потенциала студентов. Проведенный опрос студентов и преподавателей гуманитарного и технического вузов позволил сформулировать актуальный перечень аттракторов цифровизации. Наиболее значимыми аттракторами выступали возможности разносторонней, многомерной, доступной и динамичной подачи и восприятия учебной информации в процессе обучения. Кроме того, выделяется возможность выводить учебное взаимодействие в новое пространство безбарьерной информационно-виртуальной сферы постоянного дистантного присутствия. Для студентов инженерной специализации более значимыми выступают возможность обрабатывать большие массивы данных, производить расчеты, а также возможность моделирования и использования графики. Для студентов психолого-педагогической специализации более значимыми являются аттракторы поддержания непрерывных контактов и связей в процессе обучения, возможность интерактивного обмена и непосредственной обратной связи. Учет выявленных аттракторов применения информационных технологий может способствовать усилению практики развивающего и личностно-ориентированного обучения в условиях цифровизации вузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутенко Елена Николаевна, Шутенко Андрей Иванович, Харченко Иван Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the psychological nuances of students’ and teachers’ assessment of the process of digitalization of learning. The authors identify respondents' opinions about the possibilities of intensifying educational activities and developing students’ abilities. Defining theoretically and empirically highlighting the range of such opportunities, the authors propose to reflect them in the concept of attractors for the use of information technologies in education. This concept means that there are strong alluring advantages of using new information technologies that provide more successful learning and development of students' personal potential. A survey of students and teachers from humanitarian and technical universities made it possible to formulate current list attractors of digitalization. The most significant attractors were the possibilities of versatile, multidimensional, accessible and dynamic presentation and assimilation of educational information in the learning process. In addition, there are also opportunities to bring educational interaction into a new space of barrier-free information-virtual sphere of constant distant presence. Engineering students note the importance of the ability to process large amounts of data, make calculations, as well as the ability to model and use graphics. Students of psychological-pedagogical specialization consider important attractors to maintain continuous contacts and connections in the learning process, the possibility of interactive exchange and simultaneous feedback. Taking into account the identified attractors of information technologies can help strengthen the practice of developmental and student-centered learning in the context of digitalization of university training.

Текст научной работы на тему «АТТРАКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Шутенко Андрей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова» (г. Белгород); аспирант Харченко Иван Евгеньевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

АТТРАКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности восприятия студентами и преподавателями процесса цифровизации обучения. Выявляются их мнения о возможностях активизации учебной деятельности и развития способностей студентов в этом процессе. Определяя теоретически и выделяя эмпирически круг таких возможностей, авторы предлагают рефлексировать их в концепте аттракторов применения информационных технологий в обучении. Данный концепт означает наличие привлекательных и притягательных преимуществ использования новых информационных технологий, которые способствуют более успешному обучению и развитию личностного потенциала студентов. Проведенный опрос студентов и преподавателей гуманитарного и технического вузов позволил сформулировать актуальный перечень аттракторов цифровизации. Наиболее значимыми аттракторами выступали возможности разносторонней, многомерной, доступной и динамичной подачи и восприятия учебной информации в процессе обучения. Кроме того, выделяется возможность выводить учебное взаимодействие в новое пространство безбарьерной информационно-виртуальной сферы постоянного дистантного присутствия. Для студентов инженерной специализации более значимыми выступают возможность обрабатывать большие массивы данных, производить расчеты, а также возможность моделирования и использования графики. Для студентов психолого-педагогической специализации более значимыми являются аттракторы поддержания непрерывных контактов и связей в процессе обучения, возможность интерактивного обмена и непосредственной обратной связи. Учет выявленных аттракторов применения информационных технологий может способствовать усилению практики развивающего и личностно-ориентированного обучения в условиях цифровизации вузовской подготовки.

Ключевые слова: вузовское образование, информационные технологии, студенты, личностный потенциал, аттракторы цифровизации обучения.

Annotation. The article examines the psychological nuances of students' and teachers' assessment of the process of digitalization of learning. The authors identify respondents' opinions about the possibilities of intensifying educational activities and developing students' abilities. Defining theoretically and empirically highlighting the range of such opportunities, the authors propose to reflect them in the concept of attractors for the use of information technologies in education. This concept means that there are strong alluring advantages of using new information technologies that provide more successful learning and development of students' personal potential. A survey of students and teachers from humanitarian and technical universities made it possible to formulate current list attractors of digitalization. The most significant attractors were the possibilities of versatile, multidimensional, accessible and dynamic presentation and assimilation of educational information in the learning process. In addition, there are also opportunities to bring educational interaction into a new space of barrier-free information-virtual sphere of constant distant presence. Engineering students note the importance of the ability to process large amounts of data, make calculations, as well as the ability to model and use graphics. Students of psychological-pedagogical specialization consider important attractors to maintain continuous contacts and connections in the learning process, the possibility of interactive exchange and simultaneous feedback. Taking into account the identified attractors of information technologies can help strengthen the practice of developmental and student-centered learning in the context of digitalization of university training.

Key words: university education, information technologies, students, personal potential, attractors of digitalization of learning.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 22-28-01029 «Психолого-педагогические модели и механизмы развития личностного потенциала студентов посредством применения современных информационно-коммуникационных технологий в вузовском обучении» (2022-2023 гг.) на базе НИУ "БелКУ"

Введение. Текущий период развития высшего образования характеризуется глубокими и системными трансформациями, связанными с использованием различных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и средств обучения [91. Современное образовательное пространство поддерживается, выстраивается и функционирует при помощи различных ИКТ, без которых уже трудно представить себе процесс подготовки студентов в высшей школе [1; 61.

Переход к цифровым носителям, форматам, ресурсам и способам обращения с учебной информацией, организации обучающей среды и всей инфраструктуры обеспечения вузовского процесса выступает ведущей тенденцией модернизации высшей школы [31. С развитием технологий быстрого Интернета, созданием обучающих онлайн-платформ и сетевых технологий этот процесс стал необратим [5].

Изложение основного материала статьи. Если кратко охарактеризовать текущее состояние вузовского образовательного процесса, то в качестве ключевого момента нужно отметить переход от устно-бумажной культуры и практики обучения к цифровой, информационно-опосредованной культуре [7]. Несоизмеримые возможности и потенциал ИКТ в сфере обращения и распространения информации не оставляют шанса прежним доцифровым (бумажным) средствам и носителям доминировать в высшей школе [2]. Быстрое и органичное укоренение различных ИКТ в высшем образовании в последние годы являются тому подтверждением. В вузовском сообществе и среди студентов цифровизация обучения и применение всевозможных ИКТ уже не воспринимается как экзотическая инновация, а рассматривается скорее как норма и обычная практика построения образовательного пространства, без которых уже не мыслится полноценное обеспечение вузовской подготовки [8]. Ив этом контесте пандемия COVID-19, запустившая онлайн-обучение, послужила логическим завершением подготовленного движения высшей школы в сторону цифровизации [10].

Отмеченная ситуация перехода открывает редкую возможность сопоставления и рефлексии двух разных состояний образовательной системы, обращаясь к участникам данной системы, действующим как в предыдущем, доковидном ее состоянии, так и в нынешнем, постковидном периоде [2]. Используя эту возможность, мы провели исследование на

сопоставление особенностей ИКТ с доцнфровымн средствами обучения и выявление преимуществ первых, связанных с их грамотным применением вузе.

Цель исследования заключалась в определении привлекательных сторон использования современных ИКТ вузовском обучении с точки зрения успешной подготовки студентов и развития их потенциала.

Методы исследования: наблюдение, изучение документов, пилотажный опрос, контент-анализ, метод блиц фокус-групп, опросный метод оценки суждений по степени значимости, параметрические методы статистики, анализ достоверности различий (t-критерий Стьюдента).

Участники исследования. В исследование были включены студенты 3-4 курсов обучения и преподаватели двух вузов: Белгородского национального исследовательского университета (43 студента и 6 преподавателей) и Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (45 студентов и 5 преподавателей). Всего в исследовании приняли участие 88 студентов и11 преподавателей.

Исследование проводилось в течение 2-го семестра 2022-2023 учебного года и состояло из двух этапов: предварительного и основного.

Первый этап центрировался на выявлении мнений студентов в ходе пилотажного опроса и последующем структурировании и объединении их ответов в определенный перечень самостоятельных смысловых единиц.

Второй этап заключался в определении значимости выявленных тематических пунктов для студентов различный специализации подготовки.

На первом этапе работы для получения первичного массива мнений респондентов и исходного смыслового пространства для их интерпретации был проведен пилотажный опрос. В процессе этого опроса студентам предлагалось ответить на ряд открытых вопросов, касающихся привлекательных свойств и преимуществ применения современных ИКТ в их подготовке в вузе. Ценность такой процедуры заключалась в свободной и незаданной фабуле ответов на вопросы, когда студенты самостоятельно формулировали свои собственные ответы исходя из своего опыта и понимания сути предлагаемого вопроса. Опрос включал следующие разновидности вопросов:

• Каковы, на Ваш взгляд, основные преимущества использования ИКТ в процессе обучения в вузе по сравнению с «доцифровыми» средствами и методами обучения?

• В чем, по Вашему мнению, заключаются несомненные привлекательные свойства и потенциал новейших ИКТ в обеспечении процесса обучения в вузе?

• Какие возможности для Вашего развития и реализации Вашего потенциала в обучении открылись в связи с переходом к цифровому обучению на базе ИКТ?

• Какие трудности в Вашем обучении в вузе помогает решить внедрение новых ИКТ и цифровизация обучения?

В пилотажном опросе участвовали 35 студентов гуманитарного вуза и 37 студентов технического.

Полученный в результате опроса массив ответов был подвергнут контент-анализу на определение смысловых локаций в виде «семантических гнезд» сходных ответов, группирующихся вокруг определенных тем.

Параллельно с этим анализом для более точной смысловой идентификации полученной палитры ответов они были обсужден и проинтерпретированы в формате работ фокус-групп в режиме блиц дискуссии и обмена мнениями. Это позволило более адекватно отразить истинный смысл, вкладываемый в ответы студентами, и адресно связать их с определенной темой.

Аттракторы применения ИКТ как притягательные возможности развития студентов в условиях цифровизации обучения. В результате проведенного контент-анализа собранных ответов и обсуждения их смысловой основы в фокус-группах нами были выделены и отобраны 12 относительно самостоятельных тем, отражающих возможности развития личностного потенциала студентов, открывающихся в связи с применением ИКТ в процессе обучения в вузе.

В силу того, что семантическая коннотация сформулированных тем указывала на привлекательные свойства учебного процесса в связи с применением ИКТ для студентов, мы идентифицировали эти полученные смысловые единицы как маркирующие определенные аттракторы применения ИКТ в процессе обучения.

В нашем исследовании под аттракторами ИКТ (от англ. - привлекать, притягивать) рассматривались привлекательные и притягательные преимущества и возможности использования ИКТ, которые способствуют более успешному обучению и развитию личностного потенциала студентов [4].

В результате обработки полученных данных исследования был сформулирован следующий перечень аттракторов ИКТ для учебной деятельности студентов:

• наглядность и мощная информационная (визуальная) выразительность подачи учебного материала;

• быстрый поиск необходимой информации и доступ к различным базам данных, сокращение времени на подготовку к занятиям;

• возможность обучаться дистанционно, присутствовать виртуально;

• доступность образовательного контента, различных информационных ресурсов и обучающих программ, возможность их постоянного востребования;

• расширение информационной базы обучения за счет наличия разнообразных образовательных порталов, сервисов, платформ, виртуальных библиотек, видео-курсов и т.д.;

• возможность хранения и оперативного использования любых объемов и видов информации при подготовке и выполнении учебных заданий;

• возможность интерактивного обмена по ходу обучения и получения симультанной (непосредственной) обратной связи от преподавателя;

• возможность моделирования, манипулирования данными и информационными потоками при помощи специальных опций и средств для построения учебных моделей (3-D графика, мультимедийные средства и пр.);

• поддержание непрерывных и разномодальных контактов и связей в процессе обучения (с преподавателями и другими студентами);

• возможность обрабатывать большие массивы данных, анализировать, обобщать и систематизировать их, производить статистические расчеты с визуальной репрезентацией их результатов;

• возможность выстроить свою индивидуальную траекторию обучения за счет более гибкой системы подготовки (онлайн-обучение, аудиторной, смешанное);

• открытость и прозрачность образовательного процесса.

Стоит отметить, что каждый из приведенных выше аттракторов ИКТ выделяется в сравнении данных технологий с доцифровыми средствами и методами построения учебного процесса. Только такое компаративное измерение, лежащее в основе контекста опроса, позволяет выделить отличия ИКТ и их соответствующие преимущества.

Проведенный опрос среди преподавателей вузов также позволил выделить ряд аттракторов использования ИКТ с точки зрения возможностей улучшения педагогической деятельности в процессе обучения студентов. Преподаватели включались в работу не только в качестве респондентов, но и в роли экспертов, которые принимали участие в формулировке приведенных выше аттракторов по результатам опроса студентов, а также привели собственные суждения относительно преимуществ применения ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Обработка ответов преподавателей позволила дополнить указанный выше перечень аттракторами ИКТ для профессиональной работы преподавателей:

• облегчение иллюстративной работы при подаче учебного материала, возможность динамичной и многомерной его репрезентации;

• возможность синхронного и интенсивного включения функций различных анализаторов у студентов в процессе усвоения нового материала (слухового и зрительного);

• расширение средств и способов дидактического управления познавательной деятельностью студентов;

• возможность быстрого и оперативного обмена опытом в преподавательском сообществе, распространения передового опыта;

• возможность постоянного и разностороннего контроля и мониторинга хода обучения каждого студента;

• обеспечение непрерывной и оперативной обратной связи о процессе усвоения знаний студентами и трудностях в процессе обучения.

Оба полученных перечня аттракторов применения ИКТ складываются в общую картину возможностей и ресурсов усиления практики развивающего и личностно-ориентированного обучения в условиях цифровизации вузовской подготовки.

Значимость аттракторов применения ИКТ доя студентов различных специализаций подготовки. На втором этапе исследования выявлялась степень субъективно значимости выделенных аттракторов ИКТ для студентов психолого-педагогической и инженерно-технической специализаций. С этой целью был проведен развернутый опрос студентов различных вузов, в котором им предъявлялся выделенный перечень аттракторов ИКТ, и предлагалось оценить (по 10-ти балльной шкале) степень личной значимости каждого пункта для собственного опыта обучения.

Сводные результаты подсчетов данных опроса студентов различных вузов представлены в таблице 1, в которой приводятся средние баллы оценок каждого аттрактора ИКТ для разных групп студентов с указанием коэффициента достоверности различий этих оценок в группах ^-критерия Стьюдента). Значимые показатели ^критерия выделены жирным шрифтом.

Таблица 1

Сравнительные данные показателей значимости аттракторов ИКТ для студентов гуманитарного и технического

вузов

Аттракторы применения ИКТ в обучении студенты гуманитар, вуза средн. (п = 43) студенты техничес. вуза средн. (п = 45) ¿Эмп при р<0.01

наглядность и визуализация учебного материала 8,45 8,86 0,2

быстрый поиск и доступ к необходимой информации 8,56 8,68 0,2

возможность обучаться дистанционно 8,23 7,74 2,8

доступность образовательного контента и различных ресурсов 8,66 8,28 0,4

широкая информационная база обучения (порталы, сервисы, сайты и т.д.) 8,34 7,45 1,2

возможность хранения и востребования информации любых объемов и видов 8,28 7,73 1,8

возможность интерактивного обмена и непосредственной обратной связи 7,34 6,67 3,6

возможность моделирования и использования графики 6,77 8,84 7,5

поддержание непрерывных и контактов и связей по ходу обучения 7,89 6,73 6,5

возможность обрабатывать большие массивы данных, производить расчеты 6,82 8,33 8,2

возможность выстроить индивидуальную траекторию обучения 6,72 7,04 0,5

открытость и прозрачность образовательного процесса 6,54 6,13 0,6

Как показывают приведенные данные в таблице, общий фон средних значений выделенных аттракторов ИКТ не опускается ниже 6 баллов, что указывает на их высокую значимость для студентов обоих вузов и подтверждает обоснованность предложенных формулировок аттракторов. Особо повышенные значения отмечаются по верхним шести позициям таблицы, по таким аттракторам как: визуализация учебного материала, быстрый поиск информации, возможность обучаться дистанционно, доступность образовательного контента, широкая информационная база обучения, возможность хранения и востребования информации.

Среди аттракторов, имеющих не столь высокую значимость, выделяются такие как: возможность выстроить индивидуальную траекторию обучения, открытость и прозрачность образовательного процесса.

Особо заметные различия в значимости аттракторов ИКТ для студентов разных специализаций подготовки проявились по таким позициям как: «возможность обрабатывать большие массивы данных, производить расчеты» (гЭмп = 8,2), «возможность моделирования и использования графики» (гЭмп = 7,5). Более высокая значимость этих возможностей ИКТ для будущих инженеров вполне объяснима спецификой их будущей профессии. Между тем, для будущих педагогов и психологов более значимыми выступают такие аттракторы ИКТ как: «поддержание непрерывных и контактов и связей по

ходу обучения» (гЭмп = 6,5), «возможность интерактивного обмена и непосредственной обратной связи» (гЭмп = 3,6), что также объясняется их большей профессиональной направленностью на общение и взаимодействие.

Примечателен также факт наличия различий в значимости такого аттрактора как «возможность обучаться дистанционно» (гЭмп = 2,8), который несмотря на его повышенную значимость в обеих группах (М = 8,23 и М = 7,74), имеет несколько меньшее значение для студентов технического вуза. Очевидно, что успешное усвоение естественнонаучных знаний и обучение по спецдисциплинам в техническом вузе требует более тесного и живого общения с преподавателями.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование представило конструкт оценки влияния цифровизации обучения на развитие личности студента в виде концепта «аттрактор применения ИКТ». Данный концепт фиксирует привлекательные возможности, открывающиеся в обучении в связи с переходом к цифровым технологиям, и выступает как маркер сильных сторон, свойств и влияний данных технологий на успешное обучение студентов и активизацию их личностного потенциала.

В результате проведенного исследования аттракторов применения ИКТ для развития студентов гуманитарного и технического вуза было показано, что наиболее значимым спектром таких аттракторов выступает кластер недостижимых прежде возможностей разносторонней, многомерной, доступной и динамичной подачи и восприятия учебной информации в процессе обучения, а также возможностей выводить учебное взаимодействие в новое пространство связей и отношений, а именно в безбарьерную информационно-виртуальную сферу постоянного дистантного присутствия.

Литература:

1. Иванова, А.Д. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей (по итогам педагогического исследования 2019 года) / А.Д. Иванова, О.В. Муругова // Открытое образование. - 2020. - Т. 24. - № 2. - С. 4-16

2. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования / И.С. Батракова, E.H. Глубокова, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 8-9. -С. 9-19

3. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова. -Москва: Директ-Медиа, 2013.-231 с.

4. Личностный потенциал: структура и диагностика / А.Ж. Аверина, Л.А. Александрова, И.А. Васильев [и др.]. Под ред. Д.А. Леонтьева. - Москва: Смысл, 2011. -679 с.

5. Минина, В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты / В.Н. Минина // Вестник Санкт-Петербургскогоуниверситета. Социология. -2020. -Т. 13. -№ 1. -С. 84-101

6. Пашков, М.В. Проблемы и риски цифровизации высшего образования / М.В. Пашков, В.М. Пашкова // Высшее образование в России. - 2022. - Т.31. - № 3,- С. 40-57

7. Роберт, И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования / ИВ. Роберт // Мир психологии. - 2020. -№ 3 (103). - С. 184-198

8. Фролова, Е.В. Специфика восприятия студентами процессов цифровизации образования: осмысление опыта онлайн-обучения в условиях пандемии / Е.В. Фролова, О.В. Рогач // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 3 (51). -С. 43-54

9. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов / Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э. [и др.] // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 12,- С. 9-22

10. Шутенко, E.H. Особенности активизации личностного потенциала студентов в условиях цифровизации вузовского обучения / E.H. Шутенко, А.И Шутенко, М.В. Серебряная // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 6 (60). -С. 47-67

Психология

УДК 159.922.8

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования Щербаков Сергей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Ожогова Елена Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Аннотация. Статья посвящена изучению психологических аспектов педагогического оценивания у студентов первого курса педагогического университета. В основе актуальности статьи лежит противоречие между необходимостью формирования контрольно-оценочной трудовой функции педагога в процессе профессионального обучения и недостаточно адекватными, ложными представлениями и ожиданиями у студентов. Данное противоречие позволило сформулировать проблему - каковы психологические особенности педагогического оценивания (восприятие оценки, отношение к оценке и др) у студентов первого курса? Для решения данной проблемы нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участи 47 студентов первокурсников. В качестве диагностического инструментария применялись: метод анкетирования, тестирования и анализ продуктов деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что, имеющиеся ожидания, отношение к преподавателю, принятие требований и понимание главных критериев педагогической оценки, имеют ретроспективные черты. Первокурсники на начальном этапе профессиональной подготовки имеют психологические характеристики школьников. Вместе с тем, у большей части испытуемых существуют адекватные представления о роли, главных функциях и критериях выставления отметки и оценки. От преподавателя студенты ожидают единства требований и неотступное следование принципу объективности в ситуации проверки знаний студента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: педагогическая оценка, отметка, студент первого курса, преподаватель, самооценка.

Annotation. The article is devoted to the study of psychological aspects of pedagogical assessment among first-year students of the Pedagogical University. The relevance of the article is based on the contradiction between the need to form a teacher's control and evaluation labor function in the process of vocational training and insufficiently adequate, false ideas and expectations of students. This contradiction allowed us to formulate a problem - what are the psychological features of pedagogical assessment (perception of assessment, attitude to assessment, etc.) among first-year students? To solve this problem, we conducted an empirical study in which 47 first-year students took part. As diagnostic tools were used: the method of questioning, testing and analysis of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.