Научная статья на тему 'АТТРАКТИВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ФРИЛАНС-ИЛЛЮСТРАЦИИ)'

АТТРАКТИВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ФРИЛАНС-ИЛЛЮСТРАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТРАКТИВНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / ФРИЛАНС / КОММЕРЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мазова Екатерина Валерьевна, Седова Екатерина Павловна

Статья посвящена актуальной творческой стратегии в области фриланс-иллюстрации, ориентированной на создание коммерчески успешного контента. Анализ заявленной проблемы предусматривает применение искусствоведческих и историко-культурологических методов. Результаты исследования позволяют определить совокупность факторов визуальной аттрактивности, провоцирующих взаимодействие с потребителем в узконаправленных масс-медиа. В рамках статьи осуществлена постановка и предпринята попытка осмысления проблемы, локализованной в интердисциплинарном поле искусствоведения, культурологии, социологии, арт-маркетинга, коммуникативных наук, материалы статьи могут быть использованы при разработке проблем в соответствующих научных областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTRACTIVENESS OF ARTISTIC LANGUAGE IN MODERN VISUAL CULTURE (BASED ON THE MATERIAL OF COMMERCIAL FREELANCE ILLUSTRATION)

The paper deals with the creative strategy addressing substantive aspects of modern freelance illustration, aimed at creating commercially successful content. Investigation of the given problem is build upon the art criticism, historical and cultural researches. The findings of the research provide a complex of visual attractiveness factors, intended to provoke contact with consumers in the field of narrowly targeted mass media. The problem’s setting and definition provided in the article include an integrated art criticism, cultural studies, sociology, art marketing, communication sciences perspective. The research results should contribute to the elaboration of related issues in the relevant areas of academia.

Текст научной работы на тему «АТТРАКТИВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ФРИЛАНС-ИЛЛЮСТРАЦИИ)»

УДК 012:374

АТТРАКТИВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ФРИЛАНС-

ИЛЛЮСТРАЦИИ)

Мазова Екатерина Валерьевна,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры книжной графики и дизайна печатной продукции Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Седова Екатерина Павловна, обучающаяся направления подготовки: «Графика» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена актуальной творческой стратегии в области фриланс-иллюстрации, ориентированной на создание коммерчески успешного контента. Анализ заявленной проблемы предусматривает применение искусствоведческих и историко-культурологических методов. Результаты исследования позволяют определить совокупность факторов визуальной аттрактивности, провоцирующих взаимодействие с потребителем в узконаправленных масс-медиа. В рамках статьи осуществлена постановка и предпринята попытка осмысления проблемы, локализованной в интердисциплинарном поле искусствоведения, культурологии, социологии, арт-маркетинга, коммуникативных наук, материалы статьи могут быть использованы при разработке проблем в соответствующих научных областях.

Ключевые слова: аттрактивность, художественный язык, фриланс, коммерческая иллюстрация.

Annotation. The paper deals with the creative strategy addressing substantive aspects of modern freelance illustration, aimed at creating commercially successful content. Investigation of the given problem is build upon the art criticism, historical and cultural researches. The findings of the research provide a complex of visual attractiveness factors, intended to provoke contact with consumers in the field of narrowly targeted mass media. The problem's setting and definition provided in the article include an integrated art criticism, cultural studies, sociology, art marketing, communication sciences perspective. The research results should contribute to the elaboration of related issues in the relevant areas of academia.

Keywords: attractiveness, artistic language, freelance, commercial illustration.

Постановка проблемы. Смена культурных эпох и технологический прогресс закономерно приводят к появлению новых форм искусства. Приходя на смену текстуальным практикам, визуальность информации становится формообразующей основой коммуникации. За последние десятилетия значение визуального компонента во всех сферах жизни возросло, особенно прочно укоренившись в масс-медиа. Когда речь идет о массовой культуре, ее восприятие не подразумевает специальных знаний и подготовки, т.е. расширение круга людей, наслаждающихся искусством (или проводящих досуг в процессе его восприятия), не предполагает просвещения. В настоящее время понятие массовой культуры демонстрирует черты нарастающей экспансивности, включая в свою орбиту многообразные виды творческой деятельности, в том числе и те, которые ранее считались элитарными. Современная визуальная культура включает в себя графику, скульптуру, архитектуру, моду, живопись, кино, фотографию, дизайн, граффити, театр, галерейные и городские пространства, видео-арт, рекламу [4, с. 56]. Многие компоненты современных медиа подчинены коммерции, следовательно,

доступность для потребителя визуального языка рассматривается как существенный компонент транслируемого сообщения.

Расширение художественного инструментария и развитие Интернет-пространства побудило авторов к освоению новых методов самовыражения, к открытию способов их коммерциализации. Современными аналогами персональных выставок можно считать авторские интернет-галереи и сайты с портфолио, а спонсорство может осуществляться посредством фиксированного регулярного взноса на соответствующих ресурсах. Традиционные художественные материалы заменили значительно более модернизированные, но в то же время, общедоступные графические планшеты и цифровые редакторы [3]. Порог вхождения в арт-пространство для контент-креаторов стремительно понижается как со стороны технической грамотности, так и с позиции формальных практических умений, что обуславливает значительный прирост числа непрофессиональных художников в области коммерческой иллюстрации.

Изложение основного материала. В рамках данного текста целесообразно ограничиться изучением контента, производимого независимыми представителями художественного сообщества, иначе говоря, фриланс-авторами. За некоторыми исключениями, фриланс сам по себе предполагает непривязанность к единственной организации, но возможность непосредственного взаимодействия заказчик-исполнитель. Сервисы, подобные Ра^еоп, и Gumroad, предоставляют услуги подписок на регулярные рассылки контента в обмен на фиксированную плату, а на платформах ТитЫг и Deviantart популярным вариантом остаются разовые заказы. Именно наличие фактора добровольного оформления подписки позволяет рассматривать художников, имеющих весомый доход внутри этой системы, как пример сформировавшегося и понятного аудитории визуального языка. Его грамотное формирование или модификация позволит автору отвечать ожиданиям имеющейся аудитории, либо мотивировать ее к желаемым действиям.

Несмотря на разнородность целевой аудитории коммерческих иллюстраторов, наиболее активной можно назвать возрастную категорию от 20 до 35 лет - это люди относительно финансово обеспеченные, и, что более важно, глубоко заинтересованные в поп-культуре, что делает их восприимчивыми к устоявшимся визуальным знакам и стилистикам. Для стороннего зрителя общая масса популярных работ непременно покажется привлекательной, но однообразной: это обусловлено повсеместным подражанием, перенятием коммерчески успешных авторских манер в процессе поиска художниками «своего стиля». Последняя декада, примечательная комплексным воздействием позднего периода вестернизации и интенсивного влияния азиатской поп-культуры, очевидно, заставила производимый художественный контент морфировать в нечто усредненное, что может впоследствии легко подвергаться варьированию в индивидуальной трактовке автора. Характерно, что исследуемый в данном тексте пласт творческих работ, рассматриваемых в контексте коммерческой иллюстрации, изначально не являлся для их авторов способом заработка, однако открытие новых путей самореализации с одной стороны и их востребованность у массовой аудитории с другой привело к коммерциализации хобби. Это явление можно соотнести с понятием китча в аспекте склонности к повторению и варьированию тиражированных визуальных шаблонов.

Фактором успеха коммерческой иллюстрации становится аттрактивность (привлекательность) ее визуальных элементов, зачастую сочетающаяся с необязательностью внутреннего содержания. Представляется возможным говорить о существовании в области фриланс-иллюстрации осознанной творческой стратегии, ориентированной на повышение коммерческого статуса продукта и опирающейся на маркетинговый параметр его аттрактивности для потребителя. При этом привлекательность поверхностной образности иллюстрации базируется в первую очередь на ее соответствии уже существующим успешным трендам, и лишь во вторую и третью учитывает аспекты художественного качества продукта, технического профессионализма и выразительности индивидуального образного языка автора, смысловой наполненности произведения и т.д. Интуитивное влечение массового зрителя (и потенциального покупателя) к иллюстративному продукту играет большую роль, ведь в первую очередь оно основывается не на рациональных суждениях, а на эмоционально-подсознательном

импульсе: чувства и эмоции доминируют над логико-понятийными рассуждениями [2, с. 4].

Коммерческая иллюстрация в этом плане оказалась чрезвычайно эффективной, преуспев в создании визуальной формулировки, соответствующей запросам аудитории. В обширном поле коммерческой фриланс-иллюстрации можно выделить ряд визуальных элементов, фиксирующих зрительское внимание и позволяющих художнику, таким образом, контролировать процесс зрительской рецепции. Среди таких визуальных объектов вовлечения можно отметить образы фан-арта - изображения, основанные на определенном оригинальном произведении, использующие идеи его сюжета и персонажный ряд, но предполагающие интерпретационную креативность автора при сохранении устойчивой визуальной связи с первоисточником. Наибольшей популярностью в качестве материала для фан-арта пользуются тяготеющие к синтезу и обладающие массовой популярностью медиа (книги, комиксы, фильмы, сериалы, аниме, иногда мюзиклы и театральные постановки).

Среди аттрактивных художественных приемов допустимо выделить стилизацию и идеализацию изображаемого, приведение объекта изображения в соответствие с закрепленной в массовой культуре категорией привлекательности. Стилизационный вектор затрагивает и колористический строй изображения: в большинстве случаев он упрощаются до набора базовых (часто, интенсивных) цветов или до колористического минимума, достаточного для передачи цветовой характеристики образа. При этом нюансные отношения и сложная цветовая гармония выстраиваются редко.

Выводы. Совокупность перечисленных факторов визуальной аттрактивности допустимо считать эффективным алгоритмом, провоцирующим взаимодействие с потребителем в узконаправленных масс-медиа.

Список литературы:

1. Арутюнова А. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента / Анна Арутюнова. - Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. - 232 с. - (Исследования культуры).

2. Бондаренко А.В. Интуиция и искусство // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 12-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intuitsiya-i-iskusstvo (дата обращения: 01.03.2020).

3. Кудряшова Е.А. Новая визуальная культура в медиа-пространстве / New visual culture in the media space / Е.А. Кудряшова // Век информации (сетевое издание). - URL: https://age-info.com/2019/06/новая-визуальная-культура-в-медиапро/ (дата обращения: 24.02.2020)

4. Марцинковская Т.Д. / Искусство в современном мире - новые формы и новые старые механизмы воздействия / Т.Д. Марцинковская // Культурно-историческая психология. - 2007. - Т.3. - № 2. - С. 56-61.

5. Шмелева Т.В., Веселова А.А. Язык медиасферы: визуальная составляющая / Т.В. Шмелева, А.А. Веселова // Ученые записки НовГУ. - 2015. - № 2 (2). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-mediasfery-vizualnaya-sostavlyayuschaya (дата обращения: 01.03.2020).

УДК 008

МЕХАНИКИ ГЕЙМИФИКАЦИИ КАК ФАКТОРЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ

КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА

Норманский Никита Сергеевич,

аспирант кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплин

ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье рассматриваются механики геймификации, которые успешно применяются в индустрии культурного туризма. Данные нововведения позволяют иначе взглянуть на саму игру, которая становится ретранслятором культурного наследия.

Ключевые слова: геймификация, культурный туризм, культурное наследие, культура, игра.

Annotation. The article discusses the mechanics of gamification, which are successfully applied in the cultural tourism industry. These innovations allow you to look differently at the game itself, which is becoming a relay of cultural heritage.

Keywords: gamification, cultural tourism, cultural heritage, culture, game.

Постановка проблемы. В эпоху глобализации и повсеместной компьютеризации, трудно представить хотя бы одну сферу, в которой не задействованы информационные технологии. Рынок программного обеспечения, предназначенный для решения задач в области туризма, достаточно обширен и востребован, а сбор, хранение, обработка и передача актуальной информации являются важнейшим и необходимым условием функционирования практики любого туристского предприятия. Успех бизнеса некоторых отраслей экономики напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от её актуальности, своевременности получения, адекватности и полноты. В связи с этим успешное развитие туристского бизнеса предполагает активное использование новейших технологий как в области создания турпродукта, так и его продвижения на рынке услуг. В 2021 г. достаточно сложно представить, что существуют туристы, которые не используют специальные мобильные приложения для поиска авиабилетов по выгодной цене, бронирования гостиничных номеров и пакетных туров, поиска ресторанов или культурных мероприятий.

Современные технологии частично разрушают представление о стереотипном туристе, который смотрит на нас из картинок старых учебников: озадаченное выражение лица, компас в одной руке, карта - в другой; за спиной большой рюкзак с такими необходимыми вещами, как разговорник, набор одежды на разные погодные условия; блокнот и прочие канцелярские принадлежности и т.д. Безусловно, те отдыхающие, которые отдают предпочтение активному туризму (поход в горы, в лес; туристический слет на природе), по-прежнему используют некоторые из названных выше атрибутов туриста. Однако люди, предпочитающие более умеренные виды отдыха (например, культурный туризм), отдают предпочтение путешествию «налегке». Такие приложения в мобильном устройстве, как «Google Карты», «MAPS.ME» или «OsmAnd» заменяют одновременно компас и карту, совмещая в себе функции навигатора, доступного для любых городов и стран. В качестве разговорника используется «Google Переводчик», который с каждым годом становится все совершеннее. Туристу не нужно носить с собой багаж одежды, когда у него есть приложение, сообщающее прогноз погоды, да и любую запись можно сделать просто и быстро, пользуясь электронной клавиатурой и текстовым редактором.

Современные приложения позволяют туристу осмотреть основные интересующие его достопримечательности и получить при этом всю необходимую информацию без участия экскурсовода. Это стало возможно благодаря применению компьютерных игровых механик в неигровых ситуациях. Актуальность темы определяется тем, что использование современных компьютерных технологий в сфере культурного туризма стало повсеместным, а внедренные не так давно механики геймификации уже стали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.