Научная статья на тему 'Аттестация в системе управления персоналом'

Аттестация в системе управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2486
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА / ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / АНАЛИЗ РАБОТЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА / ПРИЕМ НА РАБОТУ / ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / МОТИВАЦИЯ И КОММУНИКАЦИИ / УВОЛЬНЕНИЕ / CERTIFICATION / CONTROL SYSTEM OF THE PERSONNEL / PERSONNEL ESTIMATION / ELEMENTS OF A CONTROL SYSTEM OF THE PERSONNEL / THE WORK ANALYSIS / PERSONNEL PLANNING / EMPLOYMENT / TRAINING AND DEVELOPMENT / A SALARY / MOTIVATION AND COMMUNICATIONS / DISMISSAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платонова Н. А.

В статье рассматриваются теоретические аспекты термина «аттестация», представлен его анализ в теории управления персоналом. Также кратко проанализированы точки зрения ученых на понятие «система управления персоналом», которая состоит из нескольких взаимосвязанных элементов, а аттестация является одним из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualifying evaluation in the system of personnel management

The theoretical aspects of the term “qualifying evaluation” is considered, its analysis is presented in the theory of personnel management. Also there is an analysis of scientist’s point of view concerning the term «personnel management system», which consists of some interrelated elements, and qualifying evaluation is one of them.

Текст научной работы на тему «Аттестация в системе управления персоналом»

Н. А. Платонова, аспирант,

кафедра общей экономической теории,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

natali 18 08@mail.ru

АТТЕСТАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аттестация персонала продолжает оставаться наиболее слабым звеном в общей системе управления персоналом. Экономическое мышление и общественное сознание в данной области перестраивается крайне медленно. На фоне безусловного интереса к этой проблеме со стороны кадрового менеджмента, ее решение остается на заднем плане.

Управление персоналом — понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации.

Современные концепции управления персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

В научной литературе нет единой точки зрения на понятие «системы управления персоналом», и для того чтобы уточнить данное понятие, автор проанализирует различные точки зрения ученых.

Так, некоторые авторы (О. Н. Дунаев, Ф. С. Исмагилова) рассматривают систему управления персоналом как целостную, ин-тегративную, динамичную, функциональную структуру в ее взаимосвязях — внутренних и внешних, обладающих системообразующими признаками.

Другие авторы (А. П. Егоршин) определяют систему управления персоналом как «множество взаимосвязанных элементов,

составляющих единое целое и выполняющих функции управления».

Такие ученые, как А. Я. Кибанов, П. А. Малуев, рассматривает систему управления персоналом как «совокупность принципов, функций, методов, технологий и конкретных процедур работы с объектами управления персоналом. Система управления персоналом — это система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций».

До недавнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организациях являются отделы кадров, которые выполняют следующие функции: прием, увольнение работников, организация обучения и повышения квалификации, переподготовка кадров. «В большинстве современных организаций отделы кадров не являются центрами координации кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами труда и техники безопасности, юридическими отделами»1.

Если в условиях командно-административной системы задачи управления кадрами считались второстепенными, то при переходе к рынку назрела необходимость комплексного подхода к управлению персоналом на основе создания системы управления персоналом.

Система персонала состоит из нескольких взаимосвязанных элементов, и аттеста-

ция является одним из них. Автор изобразил эти элементы на рис. 1.

Анализ работы — систематическое изучение задач, обязанностей и ответственности, требуемых для выполнения данной работы, и необходимых работнику знаний, навыков и способностей для адекватного выполнения работы. Анализ работы — это знание и понимание того, что и как сотрудник должен делать на рабочем месте, как он взаимодействует с коллегами и в каких условиях. Невозможно объективно оценивать сотрудника, если отсутствуют данные анализа работы. Любую оценку на рабочем месте следует производить в соответствии с существующими рабочими требованиями. В реальности (даже при наличии должностных инструкций) оценивающий (руководитель) не всегда может сформулировать, что именно важно для данной работы и какие результаты ожидаются.

По сути, достаточно ограничиваться фразой «Оценка производится по критериям, определенным как ключевые в процес-

се анализа работ». То же самое относится и к стандартам работ.

На практике критерии и стандарты зачастую начинают вырабатываться только в процессе аттестации. Этот факт и делает механизм аттестации зачастую столь длительным, сложным и громоздким. В организациях, где проводится анализ работ, аттестация персонала проходит гораздо проще и безболезненнее.

Зато, с другой стороны, в процессе аттестации можно задуматься над тем, как распределены работы, какие требования предъявляются, какие цели ставятся. Одним из результатов аттестации смело можно назвать информацию для совершенствования организационной структуры и корректировку должностных обязанностей работников.

Планирование персонала представляет собой приведение в соответствие планов организации и имеющихся человеческих ресурсов. Аттестация является источником информации об имеющихся ресурсах. В зависимости от поставленной цели можно

Рис. 1. Взаимосвязь аттестации с другими элементами системы управления персоналом

оценить потенциал сотрудников, возможности роста производительности труда, потребность в обучении и т. п. — т. е. факторы, которые необходимы для того, чтобы достичь поставленных задач организации.

С другой стороны, автор считает, что знание каждым работником планов организации позволяет наиболее эффективно провести аттестацию, доводя до сведения сотрудников, какие у них есть возможности и чего организация от них ожидает.

Прием на работу. Через определенный период времени (как правило, по окончании испытательного срока) новичка оценивают. Для большей объективности оценка должна производиться в той же форме, что и аттестация. (Во многих организациях эта процедура так и называется — аттестация по результатам испытательного срока.)

Подобная аттестация позволяет принять более взвешенное решение о дальнейшей судьбе новичка и в случае положительного решения наметить для него планы роста и совершенствования.

Обучение и развитие. Традиционная задача многих организаций — составить план обучения персонала. При этом план должен сочетать интересы организации и реальные потребности сотрудников. Возникают традиционные вопросы: чему учить? как учить? кого учить? Если определены задачи организации, аттестация поможет ответить на эти вопросы.

Заработная плата. Во время аттестации не определяется структура заработной платы. Структура заработной платы и компенсационного пакета — самостоятельный проект.

Механизм аттестации позволяет определить, как в рамках существующей структуры изменить индивидуальную оплату труда в соответствии с показателями работы. Когда решение принимается по результатам аттестации, оно является более взвешенным и объективным и вызывает меньше конфликтных ситуаций, чем принятое кулуарно решение.

Мотивация и коммуникации. Аттестация в умелых руках может стать мощным фактором мотивации. Работнику предоставляется возможность общения со своим руководителем, во время которого подводятся итоги работы за определенный период, отмечаются достижения и недостатки (по мнению автора, не просто недостатки, а пути их преодоления). Аттестация предоставляет воз-

можность донести до каждого работника планы организации и обсудить с ним эти планы. Руководитель, в свою очередь, получает так называемую обратную связь, т. е. узнает мнение работника о текущей ситуации и планах на будущее.

Увольнение. Аттестация помогает собрать информацию для взвешенного принятия решения об увольнении сотрудника из организации. И увольняющие, и увольняемый, и коллеги будут ясно понимать причины. Это позволит избежать излишнего напряжения в коллективе и, возможно, предотвратить дальнейшие увольнения — сотрудники осознают, что считается неудовлетворительной работой.

Современные условия настоятельно требуют совершенствования аттестации персонала в соответствии с все более усложняющимися социально-экономическими процессами. Как никогда, актуальным становится необходимость проведения аттестации сотрудников.

При этом важнейшей проблемой внедрения механизма аттестации персонала в организации является необходимость выработки единого методического подхода к этой проблеме, изучения и выделения элементов мотивационного «ядра».

Отечественный и мировой опыт свидетельствует, что одним из основных условий формирования профессионально успешного персонала (честного, компетентного, дисциплинированного) является неукоснительное соблюдение принципа отбора и продвижения специалистов на основе объективной оценки их профессиональной пригодности. В этой связи создание механизма аттестации персонала трудно переоценить, поскольку он позволяет решить эти проблемы.

Многообразие методик аттестации и достаточно глубокая история развития объясняют существование в настоящее время множества определений понятия «аттестация персонала».

Термин «аттестация» пришел в современный российский бизнес из советского прошлого. Постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 5 октября 1973 г. № 267/470 было утверждено Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства,

транспорта и связи2. Последние изменения вносились в него в 1986 г., и на данный момент это Положение не отменено и не признано утратившим силу. Таким образом, проведение аттестации является сегодня обязательным для определенных категорий сотрудников.

В централизованной экономике инструментов для оценки и аттестации персонала в России было совсем немного: оценочное интервью и аттестационная комиссия. Конечно, в соответствующих органах имелись и другие инструменты и методы, но за пределы сферы их деятельности этот инструментарий не распространялся. Да и те два инструмента, которые автор упомянул ранее, носили в большей степени формальный характер.

В условиях рыночной экономики ситуация стала коренным образом меняться. Формальных процедур не стало. Многие организации вообще отказались от аттестации как таковой. В надежном оценочном инструментарии нужды в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. также не ощущалось.

На рубеже веков в эволюции взглядов на аттестацию произошло еще одно важное событие. Отказавшиеся в начале 1990-х от процедуры аттестации (или совсем ее не имевшие) организации вдруг снова стали к ней обращаться. Все дело в том, что система управления персоналом, как и любая другая система управления, вообще возможна только тогда, когда регулярно проводится оценка эффективности и результативности ее работы. Регулярная оценка эффективности работы персонала на Западе получила название «Performance appraisal»3, и когда подобные процедуры стали вводить в России, для них подошло привычное название «аттестация».

Основой продвижения сотрудника по служебной лестнице часто является аттестация — специальная комплексная оценка сильных и слабых сторон (знаний, навыков, умений, черт характера, влияющих на достижение цели) сотрудника, степени его соответствия требованиям должности (при этом нельзя смешивать качества и сведения о них, содержащиеся в документах, например, дипломе), деятельности (сложности и производительности труда) и ее результативности (вклада в общие результаты подразделения и организации в целом). Оценка проводится с целью определения соответствия работника должности.

Аттестация в переводе с латинского языка означает «удостоверение, отзыв». В справочной юридической литературе сказано, что «аттестация должностная — определение квалификации работника, с целью проверки соответствия занимаемой должности»4. Подобное понятие аттестации содержится и в современной Российской юридической энциклопедии. В указанном определении, хотя и недостаточно обстоятельно, но все же упоминается о служебной роли аттестации как правового явления — определение уровня профессиональной подготовки работника.

Что касается научной, учебной и популярной экономической и юридической литературы, то следует заметить, что в ней понятие аттестации трактуется далеко не однозначно. Причем эта литература относится главным образом к тому периоду, когда правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, включая отношения по аттестации персонала, осуществлялось, как правило, в централизованном порядке, т. е. государством.

Под аттестацией в теории управления персоналом понимается, прежде всего, подведение итогов по завершении срока действия трудового контракта, оценка результатов труда за весь период действия контракта, определение степени соответствия сотрудника установленным к его должности требованиям, к требованиям должностной инструкции, которые были положены в основу трудового контракта. От аттестации освобождаются руководители и специалисты, проработавшие в данной должности менее года; беременные женщины; женщины, имеющие ребенка до года; молодые специалисты и специалисты, окончившие аспирантуру с отрывом от производства, в период срока их обязательной работы в организации после окончания обучения (по направлению, запросу); работники, достигшие пенсионного возраста. Женщины, вышедшие на работу после отпуска по уходу за ребенком, а также работники, прошедшие переподготовку или повышение квалификации, подлежат очередной аттестации не ранее чем через год после выхода на работу.

Оценка персонала в науке управления — это «система периодической оценки результатов труда работника (за месяц, квартал, год) в соответствии с целями (нормативами) деятельности, установленными для данной должности (если речь идет о системе управ-

ления персоналом по целям), или соответствия квалификации, навыков и отношения сотрудника к своим обязанностям требованиям должностной инструкции, правилам трудового распорядка и положения о структурном подразделении (по мнению непосредственного руководителя) за установленный период времени»5.

Аттестация персонала — это «оценка результатов деятельности сотрудников, определение их квалификации и деловых качеств. Ее проводят в целях наиболее рационального использования специалистов, повышения их профессионализма и эффективности труда, а также для улучшения подбора и развития кадров»6.

С точки зрения А. П. Егоршина, аттестация кадров является важным этапом заключительной оценки персонала за период времени, как правило, от 3 до 5 лет. Аттестация — это «форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимаются решения о дальнейшем служебном росте, перемещении или увольнении работника».

Роль аттестации возрастает, когда усиливается государственный и общественный контроль за соблюдением прав человека, социальных гарантий работника и, наоборот, снижается, когда государственные гарантии прав человека слабеют или они фактически игнорируются, как в современном российском малом бизнесе. Рыночная экономика в слабом демократическом обществе за счет механизмов биржи труда, конкуренции, ценообразования и монополии всегда направлена против наемного работника, так как чем меньше средств идет на оплату и охрану труда, тем выше прибыль.

По мнению А. Я. Кибанова, «аттестация персонала организаций — основного звена управления — процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижения по службе, награждения, определения размера заработной платы, а также понижения в должности и увольнения. Аттестация направлена на улучшения каче-

ственного состава персонала, определение степени загрузки работников и использование его по специальности, совершенствование стиля и методов управления персоналом. Она имеет целью изыскание резервов роста повышения производительности труда и заинтересованности работника в результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий, а также создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности».

Аттестация — «одна из наиболее эффективных и действенных систем оценки персонала организации»7.

Аттестация — некоторый законченный, документально оформленный, зафиксированный результат оценки работника. Из определения аттестации следует, что совершенно определенной функцией этой процедуры является установление факта пригодности того или иного человека к определенной социальной роли.

Помимо этого, аттестация должна являться эффективной формой контроля за профессиональным ростом и деловой квалификацией специалиста. Признание работника несоответствующим занимаемой должности по итогам аттестации влечет постановку вопроса о его переподготовке и переводе на нижестоящую должность.

Все организации, функционирующие на рынке России, условно разделяются на две группы: организации с четкими правилами проведения аттестации персонала и организации без четко определенных критериев и правил проведения аттестации персонала. Во второй группе организаций существуют сложные условия для развития аттестации персонала.

Одной из эффективных форм оценки персонала является аттестация как средство контроля за профессиональным ростом и деловой квалификацией специалистов, а также форма оценки имеющихся уровней профессионализма и профессионально важных качеств и умений, их оценки (шкальный, ранговый и т. п.). Уровень выраженности профессиональных качеств специалиста должен нормироваться моделью профессионализма деятельности организации. Модель профессионализма должна содержать несколько уровней оценки: желаемый, приемлемый и неприемлемый.

Аттестацию персонала можно признать действительно эффективной в том случае, если она успешно решает следующие задачи:

а) установление соответствия специалиста занимаемой должности;

б) подтверждение и присвоение квалификационных категорий;

в) выявление резервов и перспективы использования потенциальных возможностей персонала;

г) определение степени необходимости повышения квалификации.

Оптимальной основой для обеспечения эффективности процесса аттестования персонала является разработка четкого, научно обоснованного и адаптированного к потребностям организации механизма аттестации персонала, определение его структуры и содержания.

Эффективность процесса аттестации как комплексной, документально оформленной оценки уровня квалификации, профессионализма и продуктивности персонала организации во многом определяется как содержанием, которое в нее вкладывается, так и сложившейся системой, процедурой ее проведения. Успешной аттестации способствует последовательная и полная реализация функций всех четырех этапов аттестования: подготовительного, организационного, непосредственного и заключительного. Особенно важна непосредственно процедура заседания аттестационной комиссии, которая является ядром всего аттестационного процесса. Мотивированному участию персонала в процессе аттестования способствует такой документ, как лист самооценки. Опыт проведения аттестации показывает, что именно в этом направлении должно идти дальнейшее развитие аттестационного процесса.

По мнению автора, прогнозирование и планирование карьеры человека посредством аттестации (кадровый резерв) в рыночной экономике является необходимым условием и предпосылкой для развития его личности, а в конечном итоге и развития его как конкурентоспособного сотрудника организации.

Только овладение технологиями стратегического управления персоналом (а система аттестации персонала в организации несомненно относится к таковой) позволяет руководителю получить синергетический

эффект совокупной возможности коллектива, т. е. чем удачнее сложилась структура объекта, чем в большем соответствии находятся его структурные и функциональные элементы, тем выше его потенциал и эффективность.

Таким образом, аттестация персонала выступает в качестве одного из основных инструментов повышения эффективности работы практически любой организации. Рассматривая аттестацию как объект управления персоналом, необходимо учитывать тесную взаимосвязь аттестации с другими элементами управления персоналом.

1. Витман В. От управления кадрами — к управлению персоналом // Служба кадров. 2002. № 12.

2. Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267 (с изм. и доп. от 22 октября 1979 г. и 14 ноября 1986 г.).

3. Terry Gillen. The Appraisal Discussion. Institute of personal and development. IPD House. 1995.

4. Юридический энциклопедический словарь / Буя-нова М. О., Ганюшкина Е. Б., Ганюшкин Б. В. и др.; Отв. ред. М. Н. Марченко. — М.: Проспект, 2006.

5. Организация аттестации и оценки персонала / Под ред. В. Е. Хруцкого, А. Н. Исаенко. — М.: Изд-во АНХ при Правительстве РФ, 1998.

6. Молчанов С. Аттестация: современный подход // Народное образование. 2000. № 1. С. 30.

7. Завельский М. Г. Экономика и социология труда: Курс лекций. — М.: Изд-во «Палеотип»: Изд-во «Логос», 2001.

8. Сарабский А. А., Платонова Н. А. Методика проведения аттестации персонала в финансовом учреждении в условиях кризисных явлений // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 1 (10) январь-февраль. С. 24-30.

9. Васильева Е. И. Сравнительный анализ стимулирования государственных служащих: актуальный зарубежный опыт для российской практики // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2008. № 2 (3) июнь. С. 42-49.

10. Вишневская А. В. Технология кадрового резервирования на государственной гражданской службе // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2008. №3 (4) декабрь. С. 31-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.